Разработки открытых мероприятий по проектной деятельности на тему "Психологические условия формирования представлений о нравственных ценностях у детей младшего дошкольного возраста".
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Медянцева Елена Леонтьевна

С целью повышения качества образовательного процесса в МАДОУ, совершенствования педагогического мастерства я, воспитатель Елена Леонтьевна Медянцева, работаю по теме: "Психологические условия формирования представлений о нравственных ценностях у детей младшего дошкольного возраста". Представляю занятия: "Мамин портрет" и  "Добро" и "Зло". Моя авторская разработка: игры - задания, которые я использую в повседневной работе с детьми младшего возраста по нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_nravstvennosti.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

           

                     Конспект  занятия по

           Формированию целостной картины мира

           II младшая группа «Мамин портрет»

           с использованием мультимедиа экрана

           Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/сад №10

           Медянцева  Елена Леонтьевна

               

                                      «Мамин портрет»          

Цель: развивать у детей осознанное отношение к своей семье, понимать роль мамы в семье,  защитница детей, сформировать умения и навыки  выражения чувств по отношению к маме.

Словарная робота: защитница детей.

Демонстрационный материал: мультимедиа экран.

        

Ход занятия:

Воспитатель: Я вам сейчас прочитаю пословицу, а вы подумайте и скажите о ком пойдёт у нас с вами разговор?

« При солнышке светло, а при матушке – добро»

 На экране мультимедиа появляются фотографии мам с детьми.

Дети: - О мамочке!

Воспитатель:  Правильно ребята.

 - А, что общего между солнечным светом, и любовью матери?

Дети:

Воспитатель: (подытоживает), солнышко нас греет, и мамина любовь нас тоже согревает.

Воспитатель:  А сейчас я с вами поиграю, я нарисую на доске солнце материнской любви, посмотрите это круг серединка у солнышка, а вы будите называть лучшие качества ваших мам, и я буду добавлять лучики.  Каждое названное вами качество это лучик нашего солнышка.

Дети: называют  - нежная, ласковая, красивая, добрая, справедливая, любимая, заботливая …

Воспитатель:  Какие прекрасные качества появились у вас под воздействием маминой любви.

 - Посмотрите, какое красивое солнышко засветило прямо в наше окошко. А каждый лучик солнышка, это наше с вами воспоминание о наших мамах.

Воспитатель:  А сейчас пора нам поиграть в игру: «Назови ласково»

Дети:  передают цветочек, при этом называют ласковые слова, которыми они называют дома мамочку.

Ребята, а скажите, какими словами вы встречаете маму, когда она возвращается домой?

Дети: (называют слова)

Воспитатель: Я, хочу вам прочитать стихотворение  «Посидим в тишине» Благининой.

Звучит музыка и воспитатель читает стихотворение.

На экране мультимедиа появляются фотографии мам.

Воспитатель:  Ребята, а скажите, вы тоже так  бережёте сон своих мам? Или нет?

Дети: (ответы)

Воспитатель: А сейчас давайте встанем в круг, крепко возьмёмся за руки и почувствуем тепло наших рук,  вот такое тепло нам каждый день дарит наша мама.

Воспитатель: вот к этому большому кругу, мы добавим лучики, а лучики вы нарисуете своими пальчиками. Вот и засияет наше тёплое и ласковое солнышко. А мамочки вечером найдут лучик своего ребёнка и порадуются за вас, что вы у них есть.

Дети: (рисуют)

Воспитатель: Мамы нас очень любят, они о нас заботятся, они никогда о нас не забывают.

А мы  за это им,  подарим свою песенку: «Песенку друзей» Сергея  Михалкова.

Дети: (поют песню)

Воспитатель:  Вот на этой весёлой нотке мы завершаем наш разговор о мамочке.

             Конспект  занятия по

           Формированию целостной картины мира

           II младшая группа «Добро» и «Зло»

           с использованием мультимедиа экрана

           Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/сад №10

           Медянцева  Елена Леонтьевна

               

                      «Добро»  и  «Зло»  

Цель: обобщить представление детей о доброте, и эмоциональных  состояниях добрых людей. Вызывать стремление совершать добрые поступки. Дать представление о том, что люди бывают злыми, почему это происходит. Показать эмоции злого человека.

Словарная работа:  сердит,  рассерженный.

Демонстрационный материал: мультимедиа экран.

Ход занятия:

Воспитатель:  Я предлагаю вам поиграть в игру: «Угадай настроение по рисунку».

На доске экране мультимедиа показывается рисунок с изображением девочки, которая нашла свой потерянный бантик, и мальчика, который рассердился на папу за то, что он не взял его с собой на рыбалку.

Дети: (рассматривают рисунок)

Вопросы:

 - Какое настроение у мальчика?

 - Похож ли он на  рассерженного?

 - А как вы догадались,  что он сердит?

 - Какое настроение  у девочки?

 - Почему у девочки хорошее настроение?

 - А как вы определили, что у девочки весёлое настроение?

 - А как чувствуете себя вы?

Дети:  (отвечают на вопросы)  

Воспитатель:  (подводит итог игры)

Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, к нам кто-то пришёл,  ой это гномик пожаловал к нам в гости.  Здравствуй гномик!  А чем ты так расстроен?

Гномик: Ребята, с моими игрушками приключилась беда. Кто-то их обидел. Вот послушайте:  (Гномик читает детям стихотворение  А.Барто  из цикла «Игрушки»)

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу –

Потому, что он хороший.

                                                 Наша Таня громко плачет:

                                                 Уронила в речку мячик.

                                                  - Тише,  Танечка, не плач:

                                                 Не утонет в речке мяч.

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не смог –

Весь до ниточки промок.

Гномик: Мне их очень жаль, я их очень люблю, и мне хотелось бы им помочь.

 -Я,  хотел бы посмотреть в глазки  тем детям,  кто обидел мои игрушки.

Воспитатель:  А давай попросим помощи у волшебника.

Гном:  Давайте!

Воспитатель:  (произносит  заклинание, и появляется волшебник)

Волшебник:  Меня здесь кто-то звал?

Воспитатель: Да. Это мы хотели попросить у тебя помощи для нашего друга Гномика.

 - У Гномика произошла беда. Его любимые игрушки кто-то обидел.

Волшебник:  А я знаю кто это. Это кто-то из этих ребят.

Воспитатель:  Ребята, разве мы обижаем наши игрушки?

Дети:  Нет.

Волшебник:  Ну тогда, я вам дам несколько фотографий, а вы найдёте на них обидчика.

Волшебник:  (протягивает фотографии)

Воспитатель:  Спасибо тебе волшебник.

Дети: (начинают рассматривать фотографии на мультимедиа экране)  выбрав  фотографию со злым лицом, дети говорят  Гному: вот она, вот она.

Гном: вот это она обидела мои игрушки.

Воспитатель:  Ребята, а какое у неё  лицо? Что сделала эта девочка?

Дети:  перечисляют…

Воспитатель:  А давайте  научим девочку.

Дети: Начинают жалеть игрушки, поднимают, гладят, вытряхивают, сажают рядом с собой.

Воспитатель:  Вот если девочка увидит,  как мы жалеем свои игрушки, ей станет очень стыдно,  и она  измениться,  и попросит прощение у них.

Воспитатель: Ребята, я не хочу, чтобы вы у меня были похожи на эту девочку.

Я хочу, чтобы вы были вот такими, как вот эта девочка:

На экране  мультимедиа появляется фотография девочки.

У меня живёт козлёнок,

Я сама его пасу.

Я козлёнка в сад зелёный

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду –

Я сама его найду.

Воспитатель: Я хочу,  чтобы вы росли такими же  хорошими, добрыми, отзывчивыми – как  эта девочка.

Звучит  припев из песни  «Улыбка», дети слушают и подпевают.

(на экране мультимедиа фотографии смеющихся детей)  

Воспитатель:  Я хочу, чтобы вы улыбались друг другу, и всё время дружили со своими игрушками, и не обижали их никогда.  

 

Авторская  разработка Медянцевой Е.Л. «Игры-задания»

 

1.  Игра  «Дерево зацвети»

Воспитатель:  Предлагаю детям, кто сделал какое - то доброе дело, взять цветочек и повесить его на дерево, такие действия дети производят в течении всего дня. Вечером мы рассматриваем наше дерево, и выясняем, сколько цветов на нём. Дети рассказывают о каждом прикреплённом цветочке, о его добром деле.

Психолого-педагогические комментарии:

  1. Младшие  дошкольники различают оттенки настроения, интонации, мимики тех, с кем они общаются. Нередко они безошибочно угадывают причину радости или огорчения своего товарища, или воспитателя, выражают, как умеют сочувствие им, вместе с ними радуются.
  2. Благородные поступки детей, даже если они незначительны, необходимо оценивать,  так как одобрение воспитателя помогает ребёнку убедиться в правильности своих поступков, появляется стремление стать ещё лучше.

2.  Игра   «Цветик – семицветик»

Воспитатель: Вечером  после прожитого дня, мы с детьми усаживаемся на ковре, и вспоминаем наши хорошие, добрые дела и поступки. Я ложу  на середине ковра белый  кружок, а дети, называя свои добрые поступки и дела, добавляют  лепестки. Так, каждый день у нас появляется  «Цветик – семицветик».

Игру можно использовать и в индивидуальной форме, посадив возле себя несколько детей, заранее зная о том что, у некоторых детей много добрых дел, а у других их нет. Этот метод хорошо действует, и на следующий день, ребёнок у которого было мало хороших и добрых поступков, стремиться к ним.

    Психолого-педагогические комментарии:

  1. Ответы детей позволяют воспитателю понять, как дети оценивают свой прожитый день в коллективе.

  1. Игра  «Пирамидка  приветствия»

Воспитатель: Ежедневно перед завтраком, мы проводим такую игру. На ковре лежит разобранная пирамидка  «Мишка». Я предлагаю детям, которые утром пришли в детский сад  и  сказали  «здравствуйте», нанизать колечко, и если наша пирамидка дойдёт до макушки, то на ней появиться  «Мишка», и все дети хором  здороваются с ним. А если мы не смогли построить  пирамидку, то и «Мишка» не появиться. Этот метод помогает воспитателям добиться от детей младшего возраста приветствия.

  Эту игру можно использовать и в другом варианте, я предлагаю детям кубики.  И каждый ребёнок строит свою «пирамидку-прожитого» дня,  где каждый кубик соответствует его поступку: первый кубик – поздоровался, второй кубик – сказал спасибо после завтрака, третий кубик – попросил вежливым словом  застегнуть пуговицу и т. д.. Высота пирамидки, даёт возможность воспитателю понять, насколько легко или трудно воспринимаются  детьми правила вежливости.

Психолого-педагогические комментарии:

  1. Воспитатель может увидеть, насколько у детей сформирован навык вежливого приветствия каждый день, а также умение  приветствовать без напоминания взрослого.
  2. Воспитатель должен предусмотреть занятость всех детей, дать возможность самостоятельно выполнить действия, а затем аргументировать каждый свой кубик,  поступком.
  3. Воспитатель видит, насколько у детей сформированы,  нравственные ценности: добра, сочувствия, доброжелательности, сопереживания, сострадания, и приходит к выводу, что систематическая работа в данном направлении даёт свои положительные результаты.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ»

В данной работе разработаны планирование и конспекты деятельности на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста. Эта работа может оказать методическую помощь воспитателям при организации на...

«Формирование личностно значимых нравственных ориентиров у детей младшего дошкольного возраста»

Социально – нравственное  развитие  детей- это  тема, которая  должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...

Технология использования игровых методов в формировании представлений основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания.За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые в той или иной степени проис...

Представление проекта "Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

В статье кратко изложены цели, задачи, актуальность и проблема данного проекта. Представлены направления работы с детьми, педагогами и родителями. Материал может быть использован педагогами ДОУ...

Педагогическая поддержка формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д.В дошкольной педаг...