Программа работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания
методическая разработка на тему
Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев нагрузки на психику достигают такого уровня, что превышают адаптационные возможности организма. Следствием являются высокое эмоциональное напряжение, нервные срывы и психосоматические заболевания, приводящие к временному, а подчас и полному прекращению работы по специальности.
Последствия психоэмоциональных перегрузок, свойственных современной цивилизации, обусловливают высокую актуальность вопросов, связанных с предупреждением и устранением состояния эмоциональной напряженности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
,
0
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №13
комбинированного вида
городского округа Отрадный Самарской области
ПРОГРАММА
«Тренинг эмоциональной устойчивости
педагогов»
Составитель (разработчик)
программы Петрова И.Н.
2006 год
Аннотация
Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев нагрузки на психику достигают такого уровня, что превышают адаптационные возможности организма. Следствием являются высокое эмоциональное напряжение, нервные срывы и психосоматические заболевания, приводящие к временному, а подчас и полному прекращению работы по специальности.
Последствия психоэмоциональных перегрузок, свойственных современной цивилизации, обусловливают высокую актуальность вопросов, связанных с предупреждением и устранением состояния эмоциональной напряженности.
Чрезмерные эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей, вызывают у многих педагогов развитие заболеваний психосоматического характера: язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний сердечно-сосудистой системы, заболеваний неврогенного характера – нервные истощения, неврозы. Ухудшение профессионального здоровья педагога – «…национальное бедствие …показатель того, что одна из самых преданных популяций охвачена моральной апатией, нравственной депрессией…». А между тем требуемые от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его здоровьем.
Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости.
Для развития эмоциональной устойчивости педагога современная психологическая наука предлагает множество способов, анализ которых позволяет классифицировать их в две группы: специфические и неспецифические способы обучения.
Специфические способы выражаются в использовании активных методов обучения – деловых игр, диспутов, дискуссий, специальных упражнений, направленных на развитие профессионально важных качеств личности и способствующих развитию эмоциональной устойчивости (педагогической направленности, профессионального самосознания, эмоциональной гибкости, коммуникативной компетентности). Неспецифические способы состоят в применении средств саморегуляции эмоционального состояния: специальных физических упражнений, дыхательной гимнастики, релаксации, самовнушения, психофизической тренировки и др.
Цель данной программы – повысить уровень эмоциональной устойчивости педагогов к воздействию различного рода напряженных факторов, тем самым предотвратить раннее развитие синдрома эмоционального «выгорания», сохранить здоровье, оптимистический настрой и профессиональную активность.
Данная программа состоит из 10 тренинговых занятий и предназначена для педагогов образовательных учреждений.
В результате педагоги учатся регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные решения и воспринимать мир с радостью и оптимизмом.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
программы
«Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов »
Цель: повысить уровень эмоциональной устойчивости педагогов к воздействию различного рода напряженных факторов педагогической деятельности,
Категория слушателей: педагоги образовательных учреждений;
Срок обучения: 10 часов;
Режим занятий: 1 час в месяц
№ п/п | Название разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
лекц. | практ. | ||||
1. | Занятие №1 «Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов» | 1 | 1 | Домашнее задание | |
2. | Занятие №2 ««Осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими» | 1 | 1 | Рефлексия | |
3. | Занятие №3 «Развитие позитивного самовосприятия» | 1 | 1 | Рефлексия | |
4. | Занятие №4 «Эмоциональная культура педагога» | 1 | 1 | Рефлексия | |
5. | Занятие №5 «Культура педагогического общения» | 1 | 1 | Рефлексия | |
6. | Занятие №6 «Невербальное взаимодействие в педагогическом процессе» | 1 | 1 | Рефлексия | |
7. | Занятие №7 «Невербальное взаимодействие в педагогическом процессе» | 1 | 1 | Рефлексия | |
8. | Занятие №8 «Визуальный контакт в педагогическом общении» | 1 | 1 | Рефлексия | |
9. | Занятие №9 «Способы саморегуляции эмоционального состояния» | 1 | 1 | Рефлексия | |
10. | Занятие №10 «Способы саморегуляции во время пребывания в напряженной ситуации» | 1 | 1 | Рефлексия | |
Итого | 10 | 10 |
Литература.
- Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998.
- Митина Л.М. Взаимосвязь личностных качеств учителя и способов преодоления им трудностей в педагогическом общении// Вопросы психологии. – 1987. №6.
- Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.1982.
- Шелихова Н.И. Техника педагогического общения - М. 1998.
- Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М., 1999.
- Богданова Д.Я., Волкова И.П. Практические занятия по психологии: Учебное пособие. – М.,1989.
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1991.
- Ключников С. Держи стресс в кулаке. Как извлечь выгоду из стрессовых ситуаций. – СПб., 2002.
- Стресс жизни: Сборник. – СПб., 1994.
Предварительный просмотр:
Тематический план занятий
программы
«Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов»
Цель: повысить уровень эмоциональной устойчивости педагогов к воздействию различного рода напряженных факторов педагогической деятельности;
Категория слушателей: педагоги образовательных учреждений;
Срок обучения: 10 часов;
Режим занятий: 1 час в месяц.
№ | Тема | Цели и задачи | Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний) |
1. | «Тренинг эмоциональной устойчивости» |
| 1. Выступление психолога на тему: «Необходимость повышения эмоциональной устойчивости педагогов к воздействию различного рода напряженных факторов» 2. «Знакомство»; 3. «Правила группы»; 4. «Домашнее задание» |
2. | «Осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими» |
| 1. Приветствие «На балу»; 2. «Мой портрет глазами группы»; 3. Упражнение «Самокритика»; 4.Упражнение «Рекламный ролик»; 5. Упражнение «Проективный рисунок»; |
3. | «Развитие позитивного самовосприятия» | 1. Настроить группу на совместную работу; 2. Продолжать закреплять тренинговый стиль общения; 3. Продолжать самораскрытие и открытие в себе сильных сторон, т.е. таких качеств, навыков и умений, которые человек принимает и ценит, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе. | 1. Приветствие жестами; 2. Упражнение «Представьте себя ребенком»; 3. Упражнение «Сильные стороны»; 4. Упражнение «Достоинства»; 5. Рисунок «Я – идеальный» |
4. | «Эмоциональная культура педагога» |
| 1. Приветствие «Комплименты»; 2. «Пойми другого»; 3. «Ситуации»; 4. «Кто Вы?»; 5. «Отражение эмоционального состояния» |
5. | «Культура педагогического общения» | 1. Способствовать дальнейшему сплочению группы; 2. Продолжить развитие умений самоанализа и самораскрытия; 3. Преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению. | 1. Приветствие «Паровозик»; 2. Тест «Умеете ли Вы слушать?» 3. «Испорченный телефон»; 4. «Барьеры педагогического общения»; 5. «Стиль общения» |
6. | «Невербальное взаимодействие в педагогическом процессе» | 1. Настроить группу на совместную работу, применяя невербальные средства общения; 2. Развитие чувствительности к невербальным средствам общения; 3. Учить понимать друг друга с помощью мимики, жестов. | 1. Невербальное приветствие; 2. «Прикосновение»; 3. «Зеркало»; 4. «Сообщение»; 5. «Рассказ сказки»» |
7. | «Невербальное взаимодействие в педагогическом процессе» | 1. Настроить группу на совместную работу, применяя невербальные средства общения; 2. Развитие чувствительности к невербальным средствам общения; | 1. Приветствие жестами; 2. «Рабочая поза педагога»; 3. «Чувство и интонация»; 4. «Различие интонации»; 5. «Разговор и пространство общения» |
8. | «Визуальный контакт в педагогическом общении» |
| 1. Визуальное приветствие; 2. «Общение в парах»; 3. «Говорящий взгляд»; 4. «Контакт глазами»; 5. «Тюремщики-заключенные» |
9. | «Способы саморегуляции эмоционального состояния» |
| 1. Приветствие с музыкой; 2. Методика выполнения дыхательных упражнений; 3. «Успокаивающее дыхание»; 4. «Мобилизующее дыхание»; 5. «Вызов эмоции» |
10. | «Способы саморегуляции во время пребывания в напряженной ситуации» | 1. Научить педагогов навыкам расслабления; 2. Снятие напряжения и тревожности; 3. Учить применять методы саморегуляции в стрессовых ситуациях. |
2. «Падение»; 3. «Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний»; 4. «Это я» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»
Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:· Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...
Программа занятий с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
В программе представлен цикл занятий для педагогов по профилактике эмоционального выгорания...
Методическая разработка "Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В тренинге предоставлена самодиагностика подверженности профессиональному выгоранию; упражнения для осознания педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; упражнения по освоению эффективных способов...

Тренинг с педагогами МАДОУ « Профилактика эмоционального выгорания педагогов».
Цель: в ходе тренинга ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоционального здоров...
Материал для педагогов-психологов. Практикум с педагогами ДОУ: «Профилактика эмоционального выгорания. Способы саморегуляции»
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии ...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Программа помощи педагогам по профилактике эмоционального выгорания....

Комментарии
Спасибо!
Спасибо!