Программа работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания
методическая разработка на тему

Петрова  Инна Николаевна

 

Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев  нагрузки на психику достигают такого уровня, что превышают адаптационные возможности организма. Следствием являются высокое эмоциональное напряжение, нервные срывы  и психосоматические заболевания, приводящие к временному, а подчас и полному прекращению работы по специальности.

Последствия  психоэмоциональных перегрузок, свойственных современной цивилизации, обусловливают высокую актуальность вопросов, связанных с предупреждением  и устранением состояния эмоциональной напряженности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

,

0

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №13

комбинированного вида

городского округа Отрадный Самарской области

ПРОГРАММА

 «Тренинг эмоциональной устойчивости

педагогов»

                                                                                        Составитель (разработчик)

                                                                                         программы Петрова И.Н.

2006 год

Аннотация

Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев  нагрузки на психику достигают такого уровня, что превышают адаптационные возможности организма. Следствием являются высокое эмоциональное напряжение, нервные срывы  и психосоматические заболевания, приводящие к временному, а подчас и полному прекращению работы по специальности.

Последствия  психоэмоциональных перегрузок, свойственных современной цивилизации, обусловливают высокую актуальность вопросов, связанных с предупреждением  и устранением состояния эмоциональной напряженности.

Чрезмерные  эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей, вызывают у многих педагогов развитие заболеваний психосоматического характера: язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний сердечно-сосудистой системы, заболеваний неврогенного характера – нервные истощения, неврозы. Ухудшение профессионального здоровья педагога – «…национальное бедствие …показатель того, что одна из самых преданных популяций охвачена моральной апатией, нравственной депрессией…». А между тем требуемые от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его здоровьем.

Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости.

    Для развития эмоциональной устойчивости педагога современная психологическая наука предлагает множество способов, анализ которых позволяет классифицировать их в две группы: специфические и неспецифические  способы обучения.

Специфические способы выражаются в использовании активных методов обучения – деловых игр, диспутов, дискуссий, специальных упражнений, направленных на развитие профессионально важных качеств личности и способствующих развитию эмоциональной устойчивости (педагогической направленности, профессионального самосознания, эмоциональной гибкости, коммуникативной компетентности). Неспецифические способы состоят в применении средств саморегуляции эмоционального состояния: специальных физических упражнений, дыхательной гимнастики, релаксации, самовнушения, психофизической тренировки и др.

Цель данной программы – повысить уровень эмоциональной устойчивости педагогов к воздействию различного рода напряженных факторов, тем самым предотвратить раннее развитие синдрома эмоционального «выгорания», сохранить здоровье, оптимистический настрой и профессиональную активность.  

Данная программа состоит из 10 тренинговых занятий и предназначена для педагогов образовательных учреждений.

В результате педагоги учатся регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные решения и воспринимать мир с радостью и оптимизмом.   

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 программы

«Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов »

Цель: повысить уровень эмоциональной устойчивости педагогов к воздействию различного рода напряженных факторов педагогической деятельности,

Категория слушателей: педагоги образовательных учреждений;

Срок обучения: 10 часов; 

Режим занятий:   1 час в месяц

№ п/п

Название разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекц.

практ.

1.

Занятие №1 «Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов»

1

1

Домашнее задание

2.

Занятие №2 ««Осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими»

1

1

Рефлексия

3.

Занятие №3 «Развитие позитивного самовосприятия»

1

1

Рефлексия

4.

Занятие №4 «Эмоциональная культура педагога»

1

1

Рефлексия

5.

Занятие №5  «Культура педагогического общения»

1

1

Рефлексия

6.

Занятие №6 «Невербальное взаимодействие в педагогическом процессе»

1

1

Рефлексия

7.

Занятие №7 «Невербальное взаимодействие в педагогическом процессе»

1

1

Рефлексия

8.

Занятие №8 «Визуальный контакт в педагогическом общении»

1

1

Рефлексия

9.

Занятие  №9 «Способы саморегуляции эмоционального состояния»

1

1

Рефлексия

10.

Занятие №10 «Способы саморегуляции во время пребывания в напряженной ситуации»

1

1

Рефлексия

Итого

10

10

                                                 

Литература. 

  1. Рыданова И.И.  Основы педагогики общения. – Минск, 1998.
  2. Митина Л.М.     Взаимосвязь личностных качеств учителя и способов преодоления им трудностей в педагогическом общении// Вопросы психологии.  – 1987.  №6.
  3. Лук А.Н.  Эмоции и личность. -  М.1982.
  4. Шелихова Н.И.  Техника педагогического общения -  М. 1998.
  5. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных  педагогических ситуаций. – М., 1999.
  6. Богданова Д.Я., Волкова И.П. Практические занятия по психологии: Учебное пособие. – М.,1989.
  7. Прутченков А.С.  Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1991.
  8. Ключников С. Держи стресс в кулаке. Как извлечь выгоду из стрессовых ситуаций. – СПб., 2002.
  9. Стресс жизни: Сборник. – СПб., 1994.  



Предварительный просмотр:

Тематический план занятий

 программы

 «Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов»

Цель: повысить уровень эмоциональной устойчивости педагогов к воздействию различного рода напряженных факторов педагогической деятельности;

Категория слушателей:  педагоги образовательных учреждений;   

Срок обучения:   10 часов;

Режим занятий:  1 час в месяц.

Тема

Цели и задачи

Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний)

1.

«Тренинг эмоциональной устойчивости»

  1. Познакомить педагогов с содержанием программы, ее целями и задачами.
  2. Создать благоприятные условия для работы группы.
  3. Принять правила работы группы;
  4. Развитие навыков рефлексии и обратной связи.

1. Выступление психолога на тему: «Необходимость повышения эмоциональной устойчивости педагогов к воздействию различного рода напряженных факторов»

2. «Знакомство»;

3. «Правила группы»;

4. «Домашнее задание»

2.

«Осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими»

  1. Настроить группу на совместную работу;
  2. Начать освоение активного стиля общения;
  3. Дать возможность участникам группы узнать, как его воспринимают другие участники.  

1. Приветствие «На балу»;

2. «Мой портрет глазами группы»;

3. Упражнение «Самокритика»;

4.Упражнение «Рекламный ролик»;

5. Упражнение «Проективный рисунок»;

3.

«Развитие позитивного самовосприятия»

1.  Настроить группу на совместную работу;

2.  Продолжать закреплять  тренинговый стиль общения;

3.  Продолжать самораскрытие и открытие в себе сильных сторон, т.е. таких качеств, навыков и умений, которые человек принимает и ценит, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе.  

1. Приветствие жестами;

2. Упражнение «Представьте себя ребенком»;

3. Упражнение «Сильные стороны»;

4. Упражнение «Достоинства»;

5. Рисунок «Я – идеальный»

4.

«Эмоциональная культура педагога»

  1. Способствовать дальнейшему    сплочению группы;
  2. Развитие навыков эмпатии;
  3. Развитие навыков рефлексии и обратной связи.

1. Приветствие «Комплименты»;

2. «Пойми другого»;

3. «Ситуации»;

4. «Кто Вы?»;

5. «Отражение эмоционального состояния»

5.

«Культура педагогического общения»

1.  Способствовать дальнейшему    сплочению группы;

2.   Продолжить развитие умений самоанализа и самораскрытия;

3.   Преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

1. Приветствие «Паровозик»;

2. Тест «Умеете ли Вы слушать?»

3. «Испорченный телефон»;

4. «Барьеры педагогического общения»;

5. «Стиль общения»

6.

«Невербальное взаимодействие в педагогическом процессе»

1.  Настроить группу на совместную работу, применяя невербальные средства общения;

2.  Развитие чувствительности к невербальным средствам общения;

3.  Учить понимать друг друга  с помощью мимики, жестов.

1. Невербальное приветствие;

2. «Прикосновение»;

3. «Зеркало»;

4. «Сообщение»;

5. «Рассказ сказки»»

7.

«Невербальное взаимодействие в педагогическом процессе»

1.  Настроить группу на совместную работу, применяя невербальные средства общения;

2.  Развитие чувствительности к невербальным средствам общения;

1. Приветствие жестами;

2. «Рабочая поза педагога»;

3. «Чувство и интонация»;

4. «Различие интонации»;

5. «Разговор и пространство общения»

8.

«Визуальный контакт в педагогическом общении»

  1. Рассказать педагогам о важности визуального контакта в пед.процессе;
  2. Учить передавать информацию визуально.

1. Визуальное приветствие;

2. «Общение в парах»;

3. «Говорящий взгляд»;

4. «Контакт глазами»;

5. «Тюремщики-заключенные»

9.

«Способы саморегуляции эмоционального состояния»

  1. Научить педагогов навыкам расслабления;
  2. Снятие напряжения и тревожности;

1. Приветствие с музыкой;

2. Методика выполнения дыхательных упражнений;

3. «Успокаивающее дыхание»;

4. «Мобилизующее дыхание»;

5. «Вызов эмоции»

10.

«Способы саморегуляции во время пребывания в напряженной ситуации»

1.  Научить педагогов навыкам расслабления;

2.  Снятие напряжения и тревожности;

3.  Учить применять методы саморегуляции в стрессовых ситуациях.

  1. «Первая помощь после воздействия стрессовых факторов»;

2. «Падение»;

3. «Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний»;

4. «Это я»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:·        Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...

Программа занятий с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

В программе представлен цикл занятий для педагогов по профилактике эмоционального выгорания...

Методическая разработка "Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В тренинге предоставлена самодиагностика подверженности профессиональному выгоранию; упражнения для осознания педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; упражнения по освоению эффективных способов...

Тренинг с педагогами МАДОУ « Профилактика эмоционального выгорания педагогов».

Цель: в ходе тренинга ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоционального здоров...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Программа помощи педагогам по профилактике эмоционального выгорания....


 

Комментарии