Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ
методическая разработка на тему

В статье предстваленны здоровьесберегающие технологии используемые в дошкольных учреждениях. предстваленна классфикация здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx57.23 КБ

Предварительный просмотр:

 

Использование

здоровьесберегающих технологий

 в ДОУ

 

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем  дошкольном учреждении созданы определенные условия:

 Спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого

обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия;

способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной  активности  и  координации движений;

повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр;

положительно влияет на психоэмоциональную сферу.

  В основе построения воспитательно-образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, заданный «Программой воспитания и обучения детей в детском саду», а главным фактором является учет состояния физического здоровья детей и их потенциала.  

Воспитательно-образовательный процесс строится с учётом использования различных здоровьесберегающих технологий.

Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов, из них особое  внимание  – 30 - 40 минут  коррекционной  работе.

Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней  гимнастики  способствует формированию  интереса  детей  к  ней:

  1. Ритмическая гимнастика
  2. Гимнастика состоящая из хороводов
  3. Сюжетные танцы
  4. Обыгрывание сюжетного стихотворения
  5. Подвижные игры
  6. Оздоровительный бег
  7. гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
  8. оздоровительная  аэробика  и упражнения йоги;
  9. гимнастика по интересам  и игры по желанию детей.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики в младшей группе – 6 мин, в средней – 7 мин, в старшей – 8-9 мин, в подготовительной – 10 мин.

Физкультурные занятия

 Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях.  Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные,  подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздух. Физкультурные занятия проводятся  2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст в групповой комнате -10 мин.  Младший возраст-15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения:

  1. Традиционные
  2. Игровые
  3. Сюжетно-игровые
  4. Тренировочного типа
  5. Тематические
  6. Интегрированные-оздоровительные
  7. Занятия ритмической гимнастикой
  8. Занятия по интересам
  9. Занятия с использованием тренажёров и спортивных комплексов
  10. Занятия – соревнования.

И включают в себя следующие элементы:

Стретчинг – комплекс  упражнений основаный на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и позвоночника ребёнка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются под музыку в форме сюжетно-ролевой игры в виде сказочного путешествия. Сюжет строится так чтобы нагрузка была равномерной для разных групп мышц. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.        

Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощаться.         

Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.

Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна.        Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. упражнения носят игровой , сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».

В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы         мы используем ортопедическую гимнастику.

Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.

Гимнастика для глаз проводится   ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.

Точечный самомассаж        

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное  время со старшего возраста.Проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал.

Для развития мелкой моторики,  ловкости, подвижности и улучшения работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику.  С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно        

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Подвижные и спортивные игры.  Проводятся   как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп        

 Игры  подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В  ДОУ  используем лишь элементы спортивных игр        

 При организации подвижных игр в течении дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц.

Релаксация – является необходимым компонентом физкультурного занятия.  В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.        

Технологии музыкального воздействия        

Используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей        

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.        

Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений используется психогимнастика. Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать на занятии положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.        

Занятия проводятся по специальным методикам        .

Для воздействия на межполушарное взаимодействие и для укрепления здоровья детей используется кинезиологическая гимнастика, которая позволяет комплексно воздействовать на укрепление и сохранения здоровья   ребёнка. Проводится со старшей группы.

Технологии эстетической направленности        

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.  

           Технологии коррекции поведения проводится  сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста        

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий        

Ежедневно после дневного сна проводится  Гимнастика бодрящая        , 5-10 мин.        

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий  ДОУ         

В свободное время, можно во второй половине дня  проводятся  проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)        

          Коммуникативные игры        

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста        

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.        

Воспитатели, психолог

Коррекционные технологии

Арттерапия        

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы        

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий        

Сказкотерапия        

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста        

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей        

Технологии воздействия цветом        

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач        

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров  ДОУ . Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка        

         

 

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании- технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

К ним относятся следующие технологии:

  1. организация мониторинга  здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  2. организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
  3. организация профилактических мероприятий в детском саду;
  4. организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
  5. организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников:

  1. развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
  2. закаливание,
  3. дыхательная гимнастика,
  4. массаж и самомассаж,
  5. профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
  6. воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и  

Реализация этих технологий  осуществляется специалистом по физической культуре и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду- технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка- технологии, обеспечивающие психическое  и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов- технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей- задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников  ДОУ.

Концепция

деятельности ДОУ по реализации  здоровьесберегающих технологий

 

  1.  

 

                                                                 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА

В МДОУ Д/С №12 «Рябинка»

Музыкальный зал

Спортивные уголки в групповых комнатах

Спортивный зал

Кабинет

логопеда

Медицинский кабинет

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ

СРЕДА

Спортивная площадка для занятий на воздухе

Зоны уединения в каждой возрастной группе

Огород

Тропа здоровья

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

В МДОУ Д/С №12 «РЯБИНКА»

                

  1. медицинское направление

  1. педагогическое направление

  1. социально-психологическое направление

  1. физкультурно-оздоровительное направление

  1. координационно-управленческое направление

.


ЗАДАЧИ

  1. Координация деятельности специалистов, занимающихся сохранением здоровья детей,
  2. согласование деятельности родителей и педагогов по укреплению и формированию здоровья детей,
  3. обеспечение непрерывного валеологического сопровождения воспитательного процесса через деятельность всех специалистов ДОУ,
  4. контроль и руководство за проведением валеологического воспитания дошкольников

ЗАДАЧИ

  1. проведение мониторинга физического развития и физической подготовленности детей,
  2. отбор оптимальных методов и средств оздоровления,
  3. подбор эффективных форм работы с детьми и взрослыми, поддерживающих интерес к занятиям физической культурой,
  4. организация и проведение коррекционной и индивидуальной работы

ЗАДАЧИ

  1. повышение валеологической грамотности детей и педагогов, родителей;
  2. обучение методам и средствам ведения здорового образа жизни,
  3. разработка комплексного валеологического подхода к организации учебно-воспитательного процесса,
  4. координация деятельности специалистов в валеологическом образовании детей

ЗАДАЧИ

  1. создание благоприятного психологического климата в коллективе детей и взрослых, обеспечивающего эмоциональное благополучие,
  2. полноценное развитие способностей каждого ребенка,
  3. психическое здоровье детей и педагогов,
  4. ведение мониторинга психического развития детей,
  5. коррекционная работа с детьми группы риска,
  6. проведение информационноконсультативной работы с родителями и педагогами

Координационно-управленческое направление

Физкультурно-оздоровительное направление

Медицинское направление

Педагогическое направление

ЗАДАЧИ

  1. осуществление мониторинга здоровья детей и педагогов;
  2. выявление причин, вызывающих нарушения здоровья;
  3. обучение детей и взрослых методам и средствам оздоровления, элементам первой помощи;
  4. профилактика и коррекция здоровья детей и педагогов;
  5. информация и пропаганда ЗОЖ

Социально-

психологическое

направление

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ЗДОРОЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В МДОУ Д/С №12 «Рябинка»


ОРГАНИЗАЦИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КАДРАМИ

ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ

И ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В МДОУ д/с №12 «Рябинка»

Работа

с педагогами

КРИТЕРИИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

МДОУ Д/С №12 «Рябинка»

  1.  Создание здоровьесберегающей развивающей модели, способствующей не только сохранению, но и развитию здоровья физического, психического, социального, формирующей способность к творчеству и обеспечивающей высокий потенциал творческих способностей каждого ребёнка

  1.  Апробация и внедрение в практику работы воспитателей основных соционических установок; подбор развивающих технологий под конкретную группу, определение базового психотипа индивидуума и группы в целом

  1.  Осуществление здоровьесберегающей организации воспитательного процесса

  1.  Снижение заболеваемости детей

  1.  Снижение тяжести течения адаптации (оцениваются в динамике при поступлении в ДОУ)

  1.  Отсутствие травматизма

  1.  Оценка социальной адаптации

  1.  Оценка психоэмоционального состояния

  1.  Разработка оптимальных режимов с учётом времени года

 

 

 

Здоровьесберегающие технологии,

используемые в воспитательно-образовательном процессе

 

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

                                                     

Технологии стимулирования и сохранения здоровья

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. После приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. Со старшего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Инструктор по физической культуре.

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. После приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка

Инструктор по физической культуре

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

  инструктор по физической культуре.

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковского, Рахманинова), звуки природы.

  инструктор по физической культуре

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой детей ежедневно.

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводиться в любой отрезок времени (в любое удобное время).

  инструктор по физической культуре

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин, в любое время года; в зависимости от зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

инструктор по физической культуре

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещений, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа пред применением процедуры.

инструктор по физической культуре

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

  инструктор по физической культуре.

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

 инструктор по физической культуре.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст-15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин.

Занятия  проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Пред занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

 инструктор по физической культуре.

Утренняя гимнастика

Ежедневно в спортивном или музыкальном залах.  

Используются различные виды организации утренней гимнастики.

инструктор по физической культуре.

Занятия из серии «Здоровье»

1 занятие в 2 месяца со старшего возраста, 1 занятие в месяц для младшего возраста. Проводятся в утренние и

вечерние часы, на прогулке.

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

 инструктор по физической культуре.

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Необходимо объяснить ребёнку серьёзность процедуры и дать детям элементарные знания о том как не нанести вред своему организму.

  инструктор по физической культуре.

Точечный самомассаж

Проводиться в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста.

Проводиться строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал.

 

 инструктор по физической культуре.

                                                                           

Коррекционные технологии

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего возраста. Как часть занятия, в игре.

Занятия проводятся по специальным методикам.

 инструктор по физической культуре.

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; в зависимости от поставленных целей.

Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя  пр.

инструктор по физической культуре.

Кинезиотерапия

Один раз в неделю, со старшего возраста. Как часть занятия.

Комплексное применение различных средств для оздоровления детей.

инструктор по физической культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми.

Использование элементов здоровьесберегающих технологий для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми...

Конспект открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий, технологий ТРИЗ Тема «Путешествие капельки»

Цель: учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным; замещать при отборе требуемого количества предметов (без использования счёта), устанавливая взаимно однозначное соответстви...