Занятие "Зимний вечер в русской избе"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Вы хотите узнать, что происходило в русской избе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimniy_vecher_v_russkoy_izbe.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе:  «Зимний вечер в русской избе».

Программное содержание:

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях;

Обобщить знания детей о народных промыслах;

Обогатить словарный запас детей: оберег, колыбелька, расписной, деревянный…

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к  русскому фольклору.

Предварительная работа:

  1. Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», «Русская изба»…
  2. Посещение  выставок «Народные умельцы нашего края».
  3. Чтение русских народных сказок, былин,
  4. Рассматривание иллюстрации.
  5. Слушание русских народных  песен, колыбельных, сказок.
  6. Организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы:

1.Атрибуты русской избы: кукла, уголёк,   зёрнышки, монетки, колыбелька,  кусочек хлеба, соль.

2.Аудиозаписи с русской народной музыкой.

3.Заготовки для кукол на каждого ребёнка.

Воспитатель:  Дети, посмотрите,  сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.

Дети кланяются, прижав руку к сердцу: Здравствуйте!

Воспитатель: Садитесь на стульчики. Сейчас у нас зима за окном, а мы с вами сидим в группе. Закройте глаза, и представьте, что вы оказались в русской избе, где жарко горят дрова в печи, вам жарко. А лучина освещает избу.  Откройте все глаза.

Показать  детям горящую лучину.

Воспитатель: Вот так в старину освещалась изба, и взрослые занимались своим ремеслом, делом. А каким делом могли заниматься?  

Дети: Вышивать, шить, вязать, ткать, прясть, лапти плести, игрушки лепить и их раскрашивать,   из бересты делали посуду, из дерева вырезали посуду, игрушки …

Заранее приготовить изделия и показать.

Воспитатель: А вот какая шкатулка резная, красивая! Интересно, что в ней?

Воспитатель открывает шкатулку, а в ней пословицы и поговорки о труде:

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Делу - время, потехе -  час.

Красна птица опереньем, а человек – уменьем.

Сделал дело – гуляй смело.

Кто работы не боится, тот и пляшет, и поёт.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Дело мастера боится.

Торопливый  дважды одно дело делает.

Терпение и труд, всё перетрут.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Воспитатель начинает пословицу  - дети продолжают.

Воспитатель: Взрослые трудились и детей приучали к труду с 5 лет. Как вам сейчас. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать. Дети не только помогали взрослым, но и любили играть. И мы сейчас поиграем. Встали в круг. Игра называется: «Моя любимая игра». Вот таким мячом дети играли в старину.

Дети, передавая мяч, говорят, в какие русские народные игры они любят играть:  «Горелки», «Маланья», «Ворон», «Заря»,  «Ручеёк»,   «Колечко», «Гуси-гуси», «Поясок», «Баба Ёжка»,  «Золотые ворота»,  «Колечко»,  «У медведя во бору», «Гори, гори ясно»…

Воспитатель: Вот молодцы!  Садитесь на стульчики. А вот у нас колыбелька деревянная красивая, а в ней лежит малыш.  А как мы назовём малыша?

Дети предлагают имена, выбираем одно имя – Машенька.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь для Машеньки приготовлены вещи, что  же это?

Воспитатель показывает поочередно: уголёк, зернышки, монетки.

Дети: Уголёк, зёрнышки, монетки.

Воспитатель: А кто знает, зачем нашей Машеньке эти вещи?

Дети: Их клали, когда купали ребёнка.

Воспитатель: Да правильно, раньше на  Руси,   давным- давно, эти вещи клали в таз с водой, когда купали ребёнка  в первый раз. А что говорили, когда клали уголёк?

Дети: Привыкай к домашнему очагу.

Воспитатель: А что говорили, когда клали зёрнышки?

Дети: Будь всегда сыт.

Воспитатель: А что говорили, когда клали монетку?

Дети: Будь всегда богат.

Воспитатель:   А после купания, что нужно сделать?

Дети: Пеленать.

Воспитатель приглашает девочку, она пеленает и приговаривает:

Вот она Машенька наша,

Девочка-клубничка,

Румяное личико,

Щечки, что яблочки,

Губки, что  ягодки,

Носик- курносик, пуговкой,

Глазки серенькие,

Зубки беленькие.

И кладёт Машеньку в колыбельку.

Воспитатель: А что такое колыбелька?

Дети: Это кроватка, куда клали младенца и качали.

Воспитатель:  Вот наша колыбелька   красивая, расписная. Посмотрите, что я нашла в колыбельке.  Что это?

Воспитатель показывает хлеб и соль.

Дети: Хлеб, соль.

Воспитатель: Правильно, хлеб и соль.  Вы знаете, что на Руси хлебом и солью встречали дорогих  гостей.   Они клали хлеб и соль в колыбельку и приговаривали:  «Наконец-то ты родилась, Машенька! Долго  мы тебя ждали!».   Положили и мы Машеньку в колыбельку   и споём с вами колыбельную песенку.

Дети поют с воспитателем колыбельную песню.

Воспитатель: Вот и уснула наша Машенька.   И пока ребёнок спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Да, кто сорочку сошьёт, кто носочки свяжет, а кто и игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок не только для Машеньки, но и для гостей. Не простой подарок, а настоящий оберег.  Дети, а что такое оберег?

Дети: Это предмет, который защищает и охраняет людей от бед.

Воспитатель:  Послушайте, как звучит слово – оберег, оберегает. Сейчас мы встанем, подойдём к большому столу и сделаем оберег для Машеньки и  для  гостей. А из чего мы будем делать  куклу – оберег?

Дети: Из кусочка ткани и ваты.

Воспитатель приглашает детей к столу, они делают куклу и дарят гостям, а одну кладут в колыбельку.

Воспитатель: А теперь мы поиграем в самую настоящую старинную игру: «Поясок».

Воспитатель: Молодцы! Спасибо за занятие, за работу, за старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

«Зимний вечер в русской избе».

Конспект ООД "Зимний вечер в русской избе"...

Фольклорные тематические вечера "В русской избе"

Знакомство  старших дошкольников с традициями  русского фольклора....

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...