Мое портфолио
материал по теме

Евстифеева Ольга Александровна

 

Через портфолио представляю обобщение опыта и результаты моей коррекционно-педагогической деятельности. Особенность данной работы в том, что Вашему вниманию предложен опыт коррекционной работы в условиях детского сада центра развития ребенка логопедической Предложенный материал может быть интересен как для логопедов, так и для  воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_portfolie_kopiya_no2.doc727 КБ

Предварительный просмотр:

                         Министерство образования Челябинской области

                                    Главная аттестационная комиссия

                   

Портфолио

Учителя – логопеда  Муниципального дошкольного   бюджетного

образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №1»

   аттестуемая,   на первую квалификационную категорию

Евстифеева Ольга  Александровна

                                                        Город Троицк 2011 г

                         

                     Разделы

  1. Общие сведения:

  1. Творческая визитка.
  2. ЭССЕ «Размышлении о профессии логопед»

  2. Профессионально-педагогическая деятельность.

 

   3. Научно-методическая  деятельность.

   

  4. Оценка профессиональной деятельности. (отзывы)

   

    5.Приложение. ( фото, благодарность)                

         

       Раздел №1. Общие сведения.

1.1.Творческая визитка

Персонал

Фамилия, имя,  отчество, год рождения: Евстифеева Ольга Александровна

-родилась 13 декабря 1972 г.

Образование, наименование  образовательного учреждения, год окончания,

полученная специальность и квалификация по диплому:

-   Троицкое педагогическое училище, Челябинской области, специальность «Дошкольное воспитание»,

квалификация «воспитатель в дошкольных учреждениях»

24 июня 1992 год;

-г.Магнитогорск Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный университет» , квалификация «Преподаватель дошкольной педагогике и психологии», специальность «Дошкольная педагогика и психология», специализация «методика и коррекция речи».

7 февраля 2208 г.

Стаж работы:

 -общий педагогический 15 лет;

-учитель-логопед 4 года.

Место работы:

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №1», «Золотой ключик» г.Троицк, ул.Денисова 5.

Общий трудовой стаж: 19 лет

Место работы:

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №1», «Золотой ключик» г.Троицк, ул.Денисова 5.

Стаж в данном образовательном учреждении: 10 лет

Должность в соответствии с тарификацией:

совмещение должностей  воспитатель и учитель-логопед.

Стаж в данной должности:

-воспитатель- 15 лет;

-учитель-логопед- 4 года.

Общественная работа  в ДОУ:

-председатель Профсоюзного комитета;

-участие в работе психолого-медико-педагогической комиссии в ДОУ;

-участник творческой группы ДОУ.

Педагогическая нагрузка:   с 2008 1 ставка воспитателя, 0,5 ставки учителя-логопеда

Результат предыдущей аттестации:

-категория по должности  воспитатель -  высшая,  30.04.2009 г

-категория по должности учитель-логопед вторая,  01.10.2009г.

Информация о наградах, званиях, ученых степенях, грамотах, благодарственных письмах:

-Благодарность от Администрации города Троицка Челябинской области за добросовестное отношение к работе, профессионализм, высокие показатели в работе дошкольного образовательного учреждения. 18.09.2009г.

Возрастные группы:  средняя, старшая, подготовительная.

Прохождение курсов повышения квалификации:

- г.Челябинск, ИДПОПР с 11 мая 2004 г по 21 мая 2004 г,  (72 ч.)

 «Методика организации воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения речи;

-краткосрочные курсы г.Троицк 22.09.2009

 (один день)

«Способы осмысления и заучивания стихов»;

-краткосрочные курсы г.Троицк

17.03.20010 г. (один день)

«Использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию  речи у детей логопатов»;

-г. Троицк с 01.10.2008г по 26.12.208 г. (72 ч)

«Информационно – коммуникативные технологии в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения».

-г.Магнитогорск Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный университет» , квалификация «Преподаватель дошкольной педагогике и психологии», специальность «Дошкольная педагогика и психология», специализация «методика и коррекция речи».

 Защита диплома,  по теме «Психолого-педагогические условия формирования звуковой культуры речи старшего дошкольного возраста»

7 февраля 2208 г.

 Педагогическая нагрузка  в 2011 году:

-1 ставка воспитателя 0,5 ставки учителя-логопеда.

 Участвовала в аттестации образовательного учреждения: да

                                                         

                                                      1.2.  Эссе

 Размышление о профессии логопед.
                                                           

                                                                 Если вы удачно выберете труд

                                                                         То счастье само вас отыщет.

                                                                                      К.У.Ушинский

       Логопед – слово для многих непонятное и загадочное. Профессия Логопеда не менее сложная и ответственная, чем другие профессии. Ведь Логопед должен отлично знать не только теорию своей работы, но и быть отличным практикомВ любом случае, профессия логопеда всегда вызывает особый интерес, как профессия фокусника, художника или пожарного. Потому что логопед тоже удивляет, тоже создает, тоже спасает. Это  человек с высшим педагогическим образованием, и желательно, с опытом работы, и с огромной любовью к детям, людям- без этого точно никак нельзя.

      Я пришла в логопедию поздно, мое первое образование «воспитатель». Воспитателем работаю 15 лет  из них десять воспитатель коррекционной группы. Мне кажется, что случайно ничего не происходит,  работая на коррекционной группе, я наблюдала работу  учителя-логопеда  и конечно выполняла все рекомендации и задания логопеда с детьми. Благодаря этой деятельности я много узнала об этой профессии ее  специфике, чем занимается логопед, где работает и какими качествами должен обладать педагог этой профессии. После окончания МаГУ  я стала совмещать должность логопеда с должностью воспитателя, честно признаться было очень страшно начинать работу, неуверенность в себе, в своих силах присутствовала. В это время судьба  познакомила меня с хорошими  опытными логопедами Улецкой А.П,  Медовиковой З.Ф., Дубовой О.В.. благодаря им узнала, что труд логопеда имеет такую организацию, при которой он самостоятельно от начала до конца выполняет свою работу и самостоятельно за нее отвечает.

      Работу свою люблю, профессию считаю удивительной и необходимой.  В своей работе   использую наиболее эффективные пути построения логопедического сопровождения и активные формы обучения. Взаимодействую со всеми субъектами воспитательно-образовательного и коррекционного процесса. Занимаюсь не только проблемами речи, но и общим развитием ребенка. При правильной организации и проведении коррекционной работы с использованием нетрадиционных методов и здоровьесберегающих технологий, можно  помочь детям благополучно справиться с имеющимися у них нарушениями речи, укрепить здоровье, и  овладеть образовательной программой детского сада.

    Все дети разные, каждому нужен свой подход и много идет от моего настроения и силы убеждения. «Душа ребенка - чистая слеза, в ней и тепло, и свет, и откровение, а искренность, доверенность в глазах! И ожиданье доброго общения!». Я убеждена в том, что если с каждым ребенком работать   и общаться полноценно,  то результат не заставляет себя ждать. Чтобы исправить какое-то нарушение речи необходимо разное количество занятий: обследование, выработка стратегии занятий – в зависимости от готовности ребенка, его настроя.  От того насколько ребенок может принять информацию и какую выдержать нагрузку зависит насыщенность занятия. Если ребенок не желает заниматься, а родители не прикладывают никаких усилий в работе с ребенком,  то работа может затянуться. Но если в процессе участвуют все и логопед и воспитатель и родители ребенка, то обычно складывается все хорошо.

     В жизни так складывается, что  приходится работать с любыми диагнозами, это очень сложно, но однако подталкивает к использованию нестандартных методик. Неврозы, слабое здоровье, быстрая утомляемость – всё это вынуждает находить необычные формы занятий. «К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды» Джон Рескин.

    Работа логопеда – это постоянный поиск самых эффективных способов помочь ребенку с его речевыми проблемами, и вы не найдете готовых ответов, готовых решений, а есть общение , тесное сотрудничество для достижения главной цели – стать лучше, стать успешнее, стать счастливее.  Ведь « искру божью легче всего высечь из человека в детстве?», «Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – это самый благородный; путь подражания – это самый легкий; путь личного опыта это самый тяжелый» Конфуций

           При самой первой встрече

Мы часто слышим: «Датте!»,

А на прощанье четкое:

«Здоровья Вам и счастья!»

И я без ложной скромности

Признаться не стыжусь,

Что я своей профессией

Действительно горжусь!

                 Педагогическое кредо

Основные личные  педагогические ценности: «Настоящий педагог - это умелый воспитатель и яркая личность, интересный человек, к которому дети должны испытывать тяготение, желание быть рядом» К. Д. Ушинский. Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников, педагог, как заботливый и чуткий садовник, знает, что делать, в чем и как помочь, и, идя на встречу воспитаннику, привлекая его себе в союзники, своевременно и надежно помогает преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе, чтобы в нескором будущем «встать на собственные ноги».

 Педагогические  цели и задачи на учебный год: повышать свой педагогический и практический опыт, планировать  и программировать задачи обучения  активизировать  работу с учетом новых технологий, стимулировать познавательную активность дошкольников, пополнять свою логопедическую копилку, принимать участие  в работе МО логопедов города.

Практические цели и задачи на учебный год: пройти аттестацию на квалификационную категорию, продолжить накапливать методический и практический материал по предмету, принимать активное участие в  методического объединения логопедов города.

Используемые педагогические и методики , технологии: технологии логопедического обследования, здоровьесберегающие технологии, развивающее обучение, продуктивное обучение, дифференцированное обучение, компьютерные технологии, использование научно-исследовательского метода по предмету, поискового, нетрадиционные методы обучения.

Ожидаемые педагогические  результаты деятельности: пройти аттестацию на категорию, показать высокие результаты практического обучения дошкольников, пополнить методическую  копилку, изучить опыт других педагогов по использованию ИКТ и составить план по внедрению ИКТ  в коррекционно-развивающий процесс, провести все запланированные мероприятия указанных в годовом плане.

                         

Раздел №2.  Профессиональная деятельность

   В своей деятельности руководствуюсь Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, решениями правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцией о правах ребенка; Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме: соблюдение: правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста, а также Уставом и локально правовых актов МДОУ, настоящей должностной инструкцией, создаю положительную мотивацию к выполнению игровых действий, комфортный микроклимат в коррекционно - воспитательном процессе.

     В ДОУ воспитывается большое количество детей с нарушение речевого развития различной этиологии, так как детский сад коррекционный  то цель деятельности учреждения, заключающейся в организации работы по комплексному развитию детей посредством создания единого образовательного пространства, реализации интегрированного подхода в педагогическом процессе.

   Организация моей деятельности призвана  «смягчить» педагогический процесс для детей, имеющих нарушения в развитии речи, обеспечить развитие их личностного, интеллектуального потенциала. Работа строится: с учетом взаимодействия всех субъектов коррекционно - развивающего процесса в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиции логопеда и педагогов в  подходе к детям.

В ходе  работы решаются следующие   задачи:

1- своевременная профилактика речевых нарушений у детей;

2- психолого-педагогическое изучение и диагностика речевого развития детей;

3-обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку;

4-качественная разработка и реализация маршрута коррекции и компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности;

5-взаимодействие с ПМПК;

6-организация комплексного взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;

8-диагностика результативности речевой работы;

9-пропаганда логопедических знаний.

     Планирование логопедической   работы включает в себя:

-перспективное планирование подгрупповых, фронтальных и индивидуальных занятий с учетом возрастной группы;

- планирование годового плана организационно-педагогической работы, куда входит план работы с детьми, с родителями, работа по педагогическому процессу и повышения квалификации.

    В своей работе реализую образовательные программы дошкольного образовательного учреждения.

   Моя работа в логопедической группе строится на основе программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, которая учитывает потребности всех типов логопедических групп системы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. В ней учтены все общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а так же необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии

    Работа строится на  принципах:

-принцип развивающего обучения (формирование "зоны ближайшего развития");

-принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

-принцип раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

-принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

-деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речевом развитии.

   Преимущества системы работы  в следующем:

- добиться положительных результатов без дополнительных затрат  (ресурсов времени, сил, финансов, материалов).

- построена,  на принципах: простоты, безопасности детей, доступности, эффективности

      На первом этапе я занималась организацией работы группы индивидуального коррекционного обучения: составление  циклограммы занятий  (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных), подготовка документации. На первых занятиях  дети проходят всестороннее обследование, необходимое для уточнения структуры нарушения, определения коррекционной программы, прогнозирования развития. Программа анализа результатов логопедического обследования  и технология логопедического заключения по итогам анализа уровня речевой деятельности  строилась  на основе использования методических рекомендаций и итогов изучения ребенка с использованием методик диагностики, описанные Е.А.Стребелевой, Л.С.Рычковой, Г.Н.Лавровой. Полученные данные фиксируются в речевой карте, которая обеспечивает: качественный анализ результатов обследования. На основе данных  речевой карты и мониторинга речевого развития составляется индивидуально-коррекционный маршрут на каждого ребенка, проследить за динамикой речевого процесса.

    На втором этапе,  коррекционно-логопедическая работа с детьми строится с учетом их образовательных потребностей, индивидуальных возрастных особенностей, которые определяются на первом этапе коррекционной работы. Вся работа идет с опорой на сохранные анализаторы, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, его творческих способностей и сензитивных периодов развития.

   Эффективность коррекционной работы достигается за счет четкого планирования всего объема работы, форм, методов и приемов ее организации. Планирование, в свою очередь, определяется целями и задачами, поставленными на текущий год, а также мониторинговыми исследованиями, индивидуально - возрастными особенностями детей. Проводятся  групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций, группы для занятий комплектуются с учетом дефектов.

  Учитывая, что с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, значительное внимание уделяю созданию условий для коррекционной деятельности. В ходе работы мною используются игровые технологии, технология основанная на гуманно-личностном подходе к ребенку «Педагогика сотрудничества»; технология уровневой дифференциации, индивидуализации обучения; развивающего обучения. При организации взаимодействия с детьми на занятиях, и вне их, обязательно решается триединая задача: образовательная, воспитательная и коррекционная.

   Оформлен материал  для работы с детьми:

- «Конспекты индивидуальных занятий по звукопроизношению»;

-«Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»;

 -«Артикуляционная гимнастика»;

-«Игры и упражнения на автоматизацию звуков»;

-«Комплекс упражнений на дыхания»;

- в речевой уголок оформлены игры на развития мелкой моторики, речевого дыхания, артикуляционного аппарата и звукопроизношения.

    В  коррекционной работе использую  нетрадиционные и инновационные технологии  в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

-кинезеологические упражнения А.Л.Сиротюк;

-логоритмические упражнения без музыкального сопровождения Е.А. Алябьева;

-использование игр с песком и водой;

-дыхательная гимнастика;

-биоэнернгопластика («Театр пальчиков и языка»);

-самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого» бассейна;

-пальчиковая гимнастика с элементами массажа биологически активных зон;

-алфавит телодвижений, разработанный С.И.Веневцевым;

-тренинговая программа О.В.Хухлаевой ( работа с эмоциями, самосознанием и ролевым поведением детей);

-арт – терапевтические техники, стимулирующие развитие мелкой моторики рук («Живопись с помощью пальцев»);

  Осуществляю направления коррекционной работы по здоровьесбережению:

 - с детьми  (создание условий для полноценного физического и психического здоровья детей);

- с родителями  (сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в ДОУ: детей, педагогов и родителей);

- с сотрудниками  (Целенаправленное, систематическое планирование работы всех участников педагогического процесса).

    Коррекционная работа  проводится в тесной взаимосвязи с воспитателем,

она заключается в следующем: совместный  отбор материала,  в одновременном его изложении на занятиях; совместная разработка последовательности занятий,  в разных видах  детской деятельности.                                                            

        Воспитатель знакомится   с планом  и методами  коррекционной индивидуальной работы с каждым ребенком, который отражается в тетради взаимосвязи воспитателя и логопеда,  в которую  еженедельно записываются задания для проведения индивидуальной работы с детьми с целью закрепления полученных на занятиях знаний.

  Воспитателю оказывается консультативная помощь при работе с детьми с нарушением речи  с учетом возрастной группы: «Способы автоматизации звуков»; «Пальчиковые игры  для детей дошкольного возраста»; «Артикуляционная гимнастика для дошкольников»;  «Развития речевого дыхания, фонематического восприятия, интонационной выразительности»

   С родителями коррекционная работа  проводится  в форме индивидуальных консультаций, бесед  и ведения «Тетради взаимосвязи с родителями». Консультации проводились по вопросам выполнения домашних заданий, подготовки детей к школе, о сложностях и проблемах в развитии ребенка. Так же консультирование родителей осуществлялось по результатам обследований ребенка, с целью реализации индивидуального подхода к детям, а также по запросам родителей. Ежеквартально проводятся родительские собрания по темам:

  2008г. сенминар–практикум для родителей:  «Взаимосвязь работы семьи и логопеда» (способы автоматизации звуков, техника выполнения артикуляционной гимнастики»;

 -2010 г. собрание для родителей: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» «Результаты логопедической работы»;

-2010-2011гг. выпуск журнала для родителей «Золотой ключик» на уровне учреждения.

    В течении года оформляется информационно-стендовый материал по тема: «Влияние семьи на развитие ребенка», «Необходимость своевременного устранения речевых нарушений в дошкольном возрасте», «Речевое дыхание – как фактор развития речи». Содержание индивидуальных консультаций отражено в «Листах учета консультаций для родителей». 

     Хочется отметить атмосферу взаимопонимания, сложившуюся с родителями и педагогами,  внимательное и чуткое отношение к детям, умение  сделать родителей союзниками в вопросах развития, воспитания и обучения детей  дошкольного возраста.  Родители детей,  посещающих логопедическую группу, отмечают, что они научились слушать и слышать своих детей, поверили в их возможности и способности, научились видеть «зону ближайшего развития» ребенка. А главное  они теперь знают, что ребенка надо любить таким, какой он есть с его недостатками и достоинствами  и по мере возможности корректировать эти недостатки с  помощью педагогов ДОУ.

    В результате установились партнерские отношения с детьми,  повысился уровень  педагогической грамотности  в отношении развития детей, совместной деятельности с ребенком. Опрос, проведенный среди родителей, показал, что:

-практически все они считают, что в детском саду созданы все условия для успешной работы по формированию правильной речи;

-отмечают, что занятия приносят реальный результат;

-замечают значительные улучшения в речи детей.

Родители оставляют свои отзывы  о работе специалистов ДОУ  в «Тетради отзывов».

    Коррекционно-развивающий процесс реализуется взаимодействием в работе всех специалистов ДОУ.

  В основу деятельности специалистов  были положены следующие принципы:

-учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку;

- принцип природосообразности деятельности;

-принцип свободного выбора ребенка, присоединение специалиста к его собственной активности при работе в развивающей среде;

- опора на актуальное развитие ребенка, стимулирование развития ресурсных возможностей (сильных сторон) ребенка.  

   При взаимодействии с физинструктором и музыкальным работником   осуществляется использование  инновационных  технологий:

- в физкультурно-оздоровительном направлении: дансинг терапия, элементы художественной гимнастики, ритмики, организации и проведении физкультурного занятия с   использованием нетрадиционного оборудования;

-в музыкальном направлении: фонопедический метод по В.В.Емильянову, логоритмика, музыкотерапия;

- в работе с психологом и дефектологом решаются задачи: коррекция высших психических функций, познавательных способностей, навыков коммуникации дошкольников.

   В организации внеурочной деятельности особое внимание уделяю использованию дополнительных форм работы по развитию  речи, созданию условий для раскрытия творческих способностей детей,   формирования у детей готовности к обучению грамоте:

-в 2008-2009 г.г была организована  кружковая работа с детьми среднего дошкольного возраста  «Волшебные превращения»;

-в 2010-2011 г.г.  кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста «Грамотейка».

    На третьем этапе – аналитическом, проводится  аналитико-диагностическая работа, в которую входит комплексное логопедическое обследование речи детей.

    По итогам работы  наблюдается положительная динамика в речевой  деятельности  детей. Прослеживая результаты логопедической работы  можно сделать вывод о растущей динамики речевого развития детей  логопедической  группе «Сказка». Уровень детей  с хорошей речью по итогам работы вырос на  35 % и составляет 90%, уровень детей  со значительным улучшением снизился на  34 % и составляет 10%.

  Анализ взаимодействия учителя-логопеда и всех специалистов детского сада позволяет сделать обоснованные выводы, что  выпускники  ДОУ 2011 года  имеют положительные результаты,   успешно учатся в общеобразовательной школе. По результатам диагностики речевого развития средний уровень – 20%, выше среднего – 30%,  высокий уровень составляет -60%, низкого уровня – нет. По данным за последние  3 года  на «4» и «5» учатся 40-60%.    

    Таким образом, успех коррекционно-воспитательной работы в нашей логопедической группе, определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи.

  В течение года  ведется пропаганда логопедических знаний,  проводится  консультативная  работа  для педагогов ДОУ, родителей по  проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевое нарушения. Эта работы осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых уроков, семинаров, выступлений на собраниях и отражается  в  «Листах учета консультаций для родителей  и педагогов»

    Осуществляю работу по преемственности школы и детского сада: взаимодействие педагогов; планирование  работы по преемственности воспитательно-образовательного процесса; взаимное посещение занятий, уроков; консультирование педагогов и родителей. Проводится динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия  с учителями начальных классов, учителями-логопедами, воспитателями дошкольного учреждения.  

   Проводится профилактическая работа: предупреждение и преодоление вторичных расстройств у детей, обусловленных первичным речевым дефектом; охрана нервно-психического здоровья детей; адаптация детей к ДОУ;  создание благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и детском коллективах, в семье.

      Подводя итог, хочется сказать и о трудностях в профессиональной деятельности, с которыми пришлось столкнуться: превышение нормативов комплектования групп, в связи с возрастающим количеством детей-логопатов ведет к увеличению объема работы, написанию большого количества документации все это влияет на результат работы с детьми. Так как время  время затрачиваемое  на индивидуальную работу с ребенком соответственно уменьшается.

   За  добросовестное отношение к работе, профессионализм, высокие показатели в работе дошкольного образовательного учреждения. 18.09.2009г награждена Благодарностью от Администрации города Троицка Челябинской области.

   

         Раздел  3.   Научно-методическая  копилка.

 

      Одним из важнейших условий эффективной деятельности логопеда считаю повышения профессионализма - это самообразование,  посещение курсов повышения квалификации, работа ГМО.

    Принимаю участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом в своем образовательном учреждении, в городе; совершенствую свой профессиональный уровень с помощью изучения дополнительной литературы,  ИКТ технологий, педагогического опыта других педагогов; участвую в работе общественных организаций детского  сада.          

  Участие в   семинарах практикумах:

-2008г. «Взаимодействие педагогов и родителей в повышении качества коррекционной работы с детьми»;

-2009 г. «Развитие связной речи детей»;

-2010 г.   «Аукцион педагогических идей».

  Консультативная работа с родителями:

- 2009 г. «Проблемы личностного развития детей с общим недоразвитием речи», «Малые фольклорные жанры, в формировании звуковой культуры речи»;

-2010 г. «Необходимость устранения нарушения звукопроизношения у неорганизованных детей»;

-2011 г. «Речевое дыхание -как фактор развития речи»

 Проведение открытых логопедических занятий:

- Открытые логопедические занятия:

-2008г. «Игра-драматизация по сказке «Колобок»;

-2009 г.  «В гостях у гнома»;

-2010г. «Путешествие на сказочную планету»:

    Наш детский сад   ведет тесное   сотрудничество с Троицким Педагогическим колледжем, так как ДОУ является базой для подготовки специалистов по дошкольному воспитанию на протяжении 4 лет веду руководство педагогической практикой студентов  «Воспитатели коррекционных групп»;

-в 2008 г. участвовала  в научно-практических конференции  на которой,  представила опыт работы  в виде доклада и презентации:  «Система работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста»;

 -2008 году состоялась защита дипломного проекта «Психолого-педагогические условия формирования звуковой культуры речи старшего дошкольного возраста»;  

- результатом работы разработка методического пособия «Звуковая культура речи дошкольников – это очень важно» Магнитогорск, 2008 г.;

-разработка конспектов занятий, игр.

- презентация по теме: «Система работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста» 

  Принимала участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах:

- участвовала  во Всероссийском конкурсе « Росточек: мир спасут дети», внедрение инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста,  г. Новосибирск, 2010 г.;

- была участником Челябинского конкурса  в  номинации «Лучшая здоровье сберегающая методика». 2011 г.;

- в  издании Юбилейного сборника статей учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений г.Троицка, 2011 г.

   Участвую в методическом объединении учреждения ПМПК, являюсь членом творческой группы в ДОУ и председателем профсоюзной организации в ДОУ.

      На протяжении  5 лет, работаю по проблеме «Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

      Воспитание  звуковой  культуры  речи - одна из важных задач  развития,  так  как  именно  дошкольный  возраст наиболее   сензитивный   для   ее  решения. Воспитание речи  у  дошкольников  является  необходимым  условием  полноценного развития личности. Анализ реальной  ситуации,  сложившейся в настоящее  время,  показал,  что количество детей, имеющих отклонения в речевом  развитии,  неуклонно растет. Известно, что наибольший процент  детей  в возрасте 5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения,  причем  нередко  недостатки  произносительной  системы родного языка сочетаются с другими проблемами  различного  характера.

    Однако, не смотря на  столь очевидное  значение  этого  раздела, детские сады не используют  все возможности, для    того чтобы каждый ребенок уходил в школу с  чистой речью. Специфика   психолого-педагогической  помощи  детям  с проблемой развития звуковой  культуры  речи, заключается    в   комплексности,  коррекционно-развивающей     направленности, разработке  и   реализации индивидуальных   программ,

 

  Методологическую основу  моей работы  составляет: деятельно- личностный  подход  А.Л.Леонтьева: положение  о педагогическом воздействии  на  речь, детей в повседневной  жизни  и  на  занятиях  ( А.И. Максакова,  М.Ф. Фомичева, Т.Е.Тихеева, Е.А.Флерина, А.П.Усова, М.М.Конина,  О.М. Дьяченко, В.А. Яшина);  Использование  методики изучения речевого развития  комплексной дифференциальной диагностики  Поволяевой М.А.  , которая включает в себя, коррекционно – развивающую  диагностику.

    При  рассмотрении  состояния   проблемы  на  практике  использовались такие методы: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический  эксперимент,  моделирование.

   Научная  новизна   заключается    в   систематизации     педагогических  условий  для успешного  формирования   звуковой культуры  речи  у  детей     дошкольного     возраста.        

      Объектом  моей работы является речевое  развитие  детей.

Предмет  – процесс  формирования   звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

   Цель    работы:  обобщить,   конкретизировать     педагогические  условия  успешного  формирования  звуковой  культуры  речи, у  детей   дошкольного  возраста.

 В соответствии с целью были выдвинуты задачи:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембраречи); 
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

Направления  работы:  

 Работа   с   детьми. Обеспечивает  воспитание   звуковой   культуры    речи в блоке   совместной    деятельности   педагога  и детей, в самостоятельной деятельности.

Работа    с  родителями. Родителям  предоставляется   возможность  в  месте   с педагогом  в начале изучить и оценить уровень звуковой культуры  речи   ребенка, а   затем   выбрать  индивидуальную  тактику его дальнейшего  развития.

Создание предметно-развивающей среды. Среда в  дошкольном возрасте - поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчеств, предметное образования. Она должна быть разнообразна и наполнена случайностями требующей от ребенка поиска, способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность и способствует воспитанию звуковой культуры речи. Ребенок живет средой, среда оживляется  и    преобразуется    ребенком.

  Принципы организации работы:

  •  Работа    должна  проводиться    систематически, чтобы вырабатываемые у  детей  навыки закреплялись и становились более прочными;

• Работа  должна  вестись  поэтапно в  течение   дня    во всех видах деятельности. Это, дает  возможность   определить, что именно затрудняет ребенка;

•  При  организации развивающей работы, должны  учитываться индивидуальные   особенности    ребенка  (темперамент, способности).

    Воспитатели  и  дети  не   просто   проводят  отведенное время  вместе,  а  проживают   его  в   следующих  формах:

- в  совместной   деятельности   педагога   и  ребенка,  в  режимных   ситуациях,  в  трудовых   делах,  в  подготовке  и  проведении  праздников  и  развлечений;

- в   специально – организованной   деятельности,  которая  строится  с  учетом  интересов  и  увлеченности  детей;

- игра - универсальная   форма   саморазвития   детей. В играх  отражаются   отношения   между   людьми,  создаются  правила  совместного   действия;

- создание   воображаемого   пространства в   процессе  театральной   деятельности: игры   драматизации,  инсценировки,  развлечения,   путешествия  и  т. д.;

- используются  резонансные  технологии  в  звукотворении,  психотерапии.

Последовательность   планирования  определяется   в зависимости   от  индивидуальных    возможностей    детей,   интенсивности   и   темпа    продвижения. Дана   система  упражнений  для  решения  поставленных  задач.

   Работа  по   формированию   звуковой   культуры  речи проводится вне  занятий,  в блоке совместной деятельности    педагога  и  детей:

1. Индивидуальная работа с детьми в речевом уголке: артикуляционная гимнастика, упражнение на дыхание, пальчиковые игры, массаж речевых точек и т. д.;

2. Игры  с использование различных считалок, речевок, потешек, чтение стихов с выполнением движений; игровые упражнения   на   звукоподражания;

3. Чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, потешек, скороговорок,  пословиц;

  Воспитатели  и  дети  не   просто  проводят  отведенное  время  в месте, а проживают   его  в   следующих  формах:

- в  совместной  деятельности    педагога    и   ребенка,   в режимных ситуациях, в трудовых   делах,  в  подготовке  и  проведении  праздников  и  развлечений;

- в специально – организованной  деятельности, которая строится  с учетом  интересов     и  увлеченности  детей;

- игра - универсальная  форма  саморазвития  детей. В   играх  отражаются  отношения между   людьми,  создаются  правила  совместного   действия;

- создание    воображаемого   пространства   в   процессе    театральной   деятельности: игры   драматизации,  инсценировки,  развлечения,   путешествия  и  т. д.;

- используются  резонансные технологии  в  звукотворении,  психотерапии.

  В результате  реализации  данной  работы  дети  будут  готовы:

-правильно, отчетливо произносить все звуки родного языка;

-различать на слух и отчетливо произносить часть   смешиваемых звуков; с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р, и т. д;

-уметь внятно и четко произносит слова, фразы, пользоваться ударением, паузами, интонациями (выразительности речи), силой голоса, темпом речи.

детей интенсивность  и темп  продвижения.  

    При планировании учитываются индивидуальные возможности детей, интенсивность и темп продвижения. Воспитатель должен  знать основные отличия работы  по  формированию  звукопроизношения  от  работы  по  исправлению  звукопроизношения. Так как, работа  воспитателя  и  работа  логопеда   различны  по  организации,  приемам,  по  продолжительности  и  требуют  различных  знаний,  умений,  навыков

    Я считаю, что  важное  место  в  воспитание  звуковой  культуры  речи  в  детском  саду занимает правильная  организация  занятий  и индивидуальной работы,  что позволяет   ежедневно  охватывать  всех  детей коррекционной  работой.  Звуковую   культуру   речи   следует  формировать   не   изолированно,  а  лишь  в  комплексе  с  общим  развитием,  прежде  всего, с  развитием  интеллекта. В связи с этим мы использовали коррекционно-развивающие  игры (КРИ).

    Использование  коррекционно-развивающих      дают  возможность:

- обеспечить психологический  комфорт эмоционально-ролевой сферы детей;

- повысить речевую мотивацию;

- повысит  скорость   запоминания,   и улучшить  речевое  продуктирование;

- компенсировать недостаточность фонетического слуха;

- активизировать  и  восстанавливать  высшие  психические функции;

- автоматизировать  необходимые  звуки в  результате запоминания большого количества речевого  материала.

     Важную роль  в воспитании звуковой культуры речи  играет умение  выражать   свои  эмоции  и  правильно понимать  эмоциональное  состояние   собеседника. Для  решения  этой  задачи  был подобраны и использовались   различные  виды  занятий: игры инсценировки, театрализованные игры этюды, элементы психогимнастики. Понимание и овладение  языком   жестов  и  движений  своего тела  позволяет  детям  не только стать  интересным  собеседником, но  и  развивать интонационную  выразительность,  познавать  людей.

    В   работе  с детьми использовались   различные   задания,  которые предусматривают  не только  воспитание  звуковой  культуры    речи, но  и  моделирование  поведения  ребенка   в   различных   ситуациях,   овладение   им  способами  общения с людьми. Использование  определенных    ролей,   эффективно  влияет   на    развитие   дикции,  темпа  речи,  силы  голоса.

  Также  большое внимание уделяется  предметно развивающей среды  в формировании звуковой культуры речи.  Мы   создавали    окружающую   среду,    так,   чтобы   она   была    интенсивно  развивающей,  провоцирующей   возникновения  развития  познавательных интересов  ребенка, его  волевых    качеств   эмоций   и   чувств   ребенка. Дошкольникам предоставляется  значительная свобода   и   самостоятельность. В полное  распоряжение отдаем  все  пространство. Ребенок   живет  средой,   среда  оживляет  и  преобразует  ребенка.

      Большая роль отводится  работы с родителями. Например;

  После того как  перед   родителями   была   поставлена  проблема  целенапраленной  и  систематической   работы    по  воспитанию   звуковой   культуры    речи   у  детей,  на  эту   тему   проводятся  родительские  собрания. На  которых,   определяются   направления  сотрудничества  семьи  и  ДОУ.

  • обсуждение,  анализ   учебных достижений  коллектива   группы,  совместно  с  родителями  (в  начале  года,  по  итогам  года);

  • знакомство   родителей  с  содержанием   воспитания  и  обучения   в   детском   саду  (с  разделом  работы  по  воспитанию  звуковой   культуры  речи), требования- -ми,  которые  предъявляются  к  воспитанникам,   согласование  этих  требований  с  семьей;

  • распределение  ролей, функций  и  сфер деятельности, которые  родители будут  «курировать»  при  организации    домашней    работы     по  воспитанию    звуковой культуры    речи   у  детей,  с   учетом  желания   и   возможностей   разных   членов  семьи.

   Для   корректировки    всех  методов  и   форм   взаимодействия   с   родителями создается  тетрадь  для   выполнения   домашних  заданий. Она  служит «телефоном    доверия» - родители    пишут  любые     вопросы,  

 Основные  задания  касаются  развития  голоса  и   фонематического    восприятия,   формирование  правильного  звукопроизношения  и его автоматизация  в словах, фразах и  различного    рода  жизненных  ситуациях. Кроме  того, здесь даются  интегрированные  задания,  в  которых   упражнения    по   развитию   звуковой   стороны   речи    сочетаются   с формированием  лексико-грамматических  представлений  

  Специальные    консультации    для    родителей: « Занятии   в  детском саду  по  развитию  речи: требования  к воспитанию  звуковой  культуры  речи»; «Методы  и  приемы формирования   звуковой   культуры  речи»; «Методы  и приемы  формирования  культуры речевого общения в детском саду»; «Учите  играя».

    Необходимую  информацию  для  родителей   выносится  в специальную  папку    передвижку,   которая    находится   в   раздевалке,   чтобы    взрослые     могли   ознакомиться  с   ней   во   время   ожидания  ребенка.  В   ней   описаны  комплексы  пальчиковой  гимнастики,  артикуляционные  упражнения  и  приемы по постановке   звуков   с   рекомендациями  и  примечаниями   специалиста.  Создается   картотека,  библиотека  игр   и   упражнений по воспитанию звуковой  культуры  речи,  которая  пополняется  благодаря  оригинальными    идеями,   предложениями самих  родителей,    подбором    практического   материала    на   заданную   тему.

  Организуются   открытые  занятия   по  формированию   правильного   звукопроизношения  и  обучения  грамоте. Цели  открытых  занятий:

• показать   способы  работы  с  воспитанниками,  которые  нужно  знать  родителям  при  оказании  помощи  детям  в  формировании   навыков   правильного   звукопроизношения,  развитию   мелодика – интонационной  и темпо – ритмической  сторон  речи;

 • привлечь  внимание  родителей  к  ребенку,  его  проблемам;

• показать  достижения  детей, раскрыть  их  лучшие стороны, заинтересовать родителей  делами  ребенка.

  Мой материал   базируется  на  разработках   уже  известных   авторов,  из  программы  «Истоки»   под  редакцией   Т.И. Аливой,  Т.В. Антоновой,  Е.П. Арнутовой;   «Радуга»  под  редакцией   Т.Н. Дороновой,   В.В. Гербовой,   «Система  коррекционной  работы  в логопедических группах» под редакцией  Н.В.Нищевой;  из пособия Л.Р. Болотиной «Воспитание  звуковой  культуры  речи».  

    Для выявления   особенностей звукопроизношения детей  использовалась широко известная стандартная методика,  "Изучения состояния звуковой культуры речи" ПоволяевойА.М. Анализ  диагностики   показал,  что  в начале работы   46.5%  детей   имели   низкий    уровень  и  53.5%  средний   развития  звуковой  культуры  речи. Повторная диагностика на конец работы  показала, что уровень  звуковой культуры речи значительно  вырос. Появился   высокий   уровень,  который  составляет  46.4%  детей, средний  уровень  составляет 40,2%,  низкий  уровень  составляет  13,4%  детей. Так же мы увидели, что   некоторые   разделы  звуковой  культуры  речи  нуждаются  в  большем  внимании  и  требуют  коррекционной  работы  с  детьми. (Приложение №28)

      Таким образом, мы  получили  положительную  динамику,  достигли  результатов. У  детей  вырос  уровень  звуковой  культуры  речи, дети  стали   более   активны,    общительнее,   любознательны,  повысилась   речевая   активность. Почти  все  личностные   качества  закладываются  в  детстве,  и  немалую  роль  в  этом  играет  речь,  и  в  этом  мы  убедились. Благодаря    совместной  работе  педагогов, специалистов  и родителей, мы  смогли  помочь  детям  стать  такими  как  все,  заинтересовать  их  так  чтобы  им  самим  захотелось  участвовать   в  процессе  коррекции  речи.                                                                                          

     Разумеется, что  мой опыт по развитию звуковой культуры речи  с детьми дошкольного возраста   может оказаться несовершенным. Но я готова принять критику и работать с новыми силами, так как  вопрос остается все еще актуальным. Дальнейшая моя работа будет строится,  на тех же принципах,   работа по формированию звуковой культуры речи  будет продолжаться, но только более в узком контексте: развитие речевого слуха, речевого дыхания и силы голоса.

         Таким образом, на протяжении 4 лет принимаю активное  участие в работе педагогических советов,  семинаров практикумов, методических объединений воспитателей и  логопедов в ДОУ и на городском уровне.                

           

       

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация портфолио

Презентация портфолио воспитателя...

Электронное портфолио, как форма представления педагога

 Профессиональное развитие пе­дагога дошкольного учреждения — это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.Не секрет, что сов...

Портфолио дошкольника

Это портфолио моей дочери Арсении. Для заставок рубрик использованы материалы  портала "Солнышко". ...

Портфолио педагога-психолога ДОУ

Материал для портфолио педагога-психолога ДОУ. В двух частях. В виде таблиц, диаграмм, графиков. Может быть полезен для аналитического отчета....

Портфолио воспитателя дошкольной группы "Солнышко" "Мое портфолио"

используемые технологии, успехи и достижения детей...

Методическая разработка образовательной деятельности. Подход к проектированию портфолио детей как формату мониторинга развития и соответствующий вариант портфолио ребенка.

Методическая разработка образовательной деятельности. Портфолио для детей дошкольного возраста, которое можно использовать для педагогического мониторинга. Составил воспитатель: Ахвледиани Т.А....

Консультация для воспитателей «Портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника»

Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообра...