Проект "Профилактика профессиональных кризисов"
методическая разработка на тему

 

    Профилактика профессиональных кризисов за счет активизации компенсаторных, защитных, регуляторных механизмов, обеспечивающих работоспособность, эффективность и развитие личности педагога во всех условиях протекания профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_profilaktika_professionalnyh_krizisov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

"Профилактика профессиональных кризисов"

Основание для разработки:

 Каждая профессия несет в себе систему определенных требований, под которые вынуждена подстраиваться психика, не вызывает сомнений. Психика перестраивается постепенно: последствия профессионализации не являются просто реакцией на внешние воздействия.

Явления, тесно связанные между собой и определяющие профессиональное развитие психики взрослого человека, в совокупности составляют своеобразный «синдром». Центральным звеном синдрома профессионального развития выступает «дефицит» какого-либо психологического качества. Этот дефицит приводит к возникновению характерной «симптоматики» - набора определенных профессиональных затруднений и проблем.  

    Типичной для отечественной  педагогики  является модель адаптивного поведения учителя.

    Адаптивный тип поведения  педагога является неконструктивным на всех стадиях профессиональной деятельности, особенно на стадии стагнации.

Динамика изменений характеристик личности педагога с разным стажем работы в образовательных учреждениях таковы: в первые 10-15 лет работы  происходит рост показателей компетентности, направленности, эмоциональной гибкости, затем тенденция меняется на противоположную и для педагогов со стажем работы 20 лет и более характерно резкое снижение всех показателей интегральных характеристик личности педагога.

    Период стагнации характеризуется снижением показателя степени социальной адаптации у трети педагогов до уровня больных неврозами.

    Поэтому одной из центральных задач системы образования является сохранение профессионального здоровья педагога.

    Концепция  «профессиональное здоровье», как процесс научного осмысления практики жизни и труда педагогов, предусматривает разработку комплексной программы по охране и управлению здоровьем  педагогов, подкрепленную во всех звеньях: информационном, профилактическом, диагностическом, оздоровительно-восстановительном, лечебном.

    Ключевой проблемой является низкая престижность здоровья, резко сниженное самосознание учителей о ценности здоровья.

Критерии оценки здоровья педагога

Стиль педагогической деятельности;

Высокая искренность собственного «Я»;

Высокая самоценность человека;

Способность принимать самостоятельные решения;

Создание атмосферы человечности и ответственности;

Принимать и уважать высокую ценность других людей;

Умение сказать «нет»;

Умение порвать со своими переживаниями;

Поиск собственного стиля деятельности;

Способность сделать выбор в любой жизненной (педагогической) ситуации;

Позитивные межличностные отношения в коллективе педагогов;

Создание атмосферы человечности и любви;

Внушение доверия и надежды.

Проблемы педагогов

Проблемы, связанные с собственным Я:

  а) негативное отношение к самому себе;

  б) отсутствие профессиональной составляющей Я;

  в) доминирование в профессиональном Я рутины (проверка тетрадей, проведение родительских собраний);

  г) включение в структуру Я негативных эмоциональных состояний.

 Проблемы, связанные с профессией:

а) отвержение значимых составных частей профессиональной деятельности и профессионально  значимых понятий (хороший учитель, урок, авторитет);

б) устойчивые негативные переживания, связанные с теми или иными составными частями профессиональной деятельности.

. Ценностные проблемы:

 а) деформация смысловой сферы – отвержение или изоляция таких ценностей, как счастье, свобода, призвание.

 б) устойчивые негативные переживания, связанные с такими ценностями, как счастье, свобода, призвание, их ассоциирование с тревогой.

Личная жизнь как проблема:

 а) негативное отношение к личной жизни или близким людям;

 б) ассоциирование личной жизни и близких людей с тревогой.

 Отношение к необходимой профессиональной рутине:

 а) негативное отношение к профессиональной рутине (проверка тетрадей, родительские собрания);

 б) ассоциирование рутины с тревогой  

Профессиональная деформация педагогов

    Профессиональная деформация - (ПД) - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности.

        Самое большое влияние на возникновение ПД, как утверждают специалисты, оказывает специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь дело профессионал, а также специфика его деятельности.

        Ежедневная работа на протяжении многих лет по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определяет стиль мышления и стили общения.

Что способствует профессиональной деформации

Профессиональная деформация - (ПД) - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности.

       

Цель  проекта:

    Профилактика профессиональных кризисов за счет активизации компенсаторных, защитных, регуляторных механизмов, обеспечивающих работоспособность, эффективность и развитие личности педагога во всех условиях протекания профессиональной деятельности.

     ЗАДАЧИ:

-  знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками;                                                         -  овладеть навыками снятия напряжения, эмоционального дискомфорта;                                                                 -  саморегуляция эмоциональных состояний (визуализация, релаксация, дыхательные упражнения …);                                                                                                                                                          -  анализ собственных источников негативных переживаний и выявление ресурсов;                                    

 -   снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки;                                                                                                                                    

Тип проекта: Социально-педагогический

Масштаб: 27 человек, среднесрочный

Участники:

  1. психолог,
  2. педагоги, специалисты МДОУ  групп,

Основные направления деятельности

1 этап - организационный

1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.

2. Подбор диагностического материала

3. Апробация диагностик в ВТК

4. Выбор психотехник и их апробация на участниках ВТК.

2 этап - реализация и внедрение проекта.

1.Диагностика.     

2.Семинар – практикум   профилактической направленности «Саморегуляция эмоционального состояния»

В результате семинара участники:

— познакомятся с синдромом профессионального выгорания;

— смогут выявлять наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других;

— освоят методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса (психотехнические упражнения, АТ, АРТ - терапия);

— узнают, что делать, когда синдром уже развивается;

— смогут на основе полученных знаний и умений оказывать помощь своим коллегам в ситуациях профессионального стресса.

3. Презентация проекта.

Предполагаемый результат: 

Сравнительные данные мониторинга 

Раскрытие новых ресурсов жизненной энергии;                                                                                              

Трансляция проекта:

1.Выступление на педсовете

2. Фотосессия

Литература:

1. Осухова Н.Г. Не думай о клиенте свысока // Школьный психолог, 2003, № 3.

2. Осухова Н.Г. Сгоревшие на работе // Здоровье, 2003, № 9.

3. Самоукина Н.В. Карьера без стресса. — СПб.: Питер, 2003.

4 . Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности // Школьный психолог, 2003, № 7.

5. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3.    СОД...

От кризиса до кризиса

 Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности педагога

Данная статья полезна как для педагогов так и для психолов ДОУ....

Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности педагога

Данная презентация является дополнением и иллюстрацией  к стаье по психологии с одноименным названием....

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

     Качество образования находится в прямой зависимости от профессиональной компетентности и мотивированности к результативной деятельности педагогов. Важное мест...