Проект "Профилактика профессиональных кризисов"
методическая разработка на тему
Профилактика профессиональных кризисов за счет активизации компенсаторных, защитных, регуляторных механизмов, обеспечивающих работоспособность, эффективность и развитие личности педагога во всех условиях протекания профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
"Профилактика профессиональных кризисов"
Основание для разработки:
Каждая профессия несет в себе систему определенных требований, под которые вынуждена подстраиваться психика, не вызывает сомнений. Психика перестраивается постепенно: последствия профессионализации не являются просто реакцией на внешние воздействия.
Явления, тесно связанные между собой и определяющие профессиональное развитие психики взрослого человека, в совокупности составляют своеобразный «синдром». Центральным звеном синдрома профессионального развития выступает «дефицит» какого-либо психологического качества. Этот дефицит приводит к возникновению характерной «симптоматики» - набора определенных профессиональных затруднений и проблем.
Типичной для отечественной педагогики является модель адаптивного поведения учителя.
Адаптивный тип поведения педагога является неконструктивным на всех стадиях профессиональной деятельности, особенно на стадии стагнации.
Динамика изменений характеристик личности педагога с разным стажем работы в образовательных учреждениях таковы: в первые 10-15 лет работы происходит рост показателей компетентности, направленности, эмоциональной гибкости, затем тенденция меняется на противоположную и для педагогов со стажем работы 20 лет и более характерно резкое снижение всех показателей интегральных характеристик личности педагога.
Период стагнации характеризуется снижением показателя степени социальной адаптации у трети педагогов до уровня больных неврозами.
Поэтому одной из центральных задач системы образования является сохранение профессионального здоровья педагога.
Концепция «профессиональное здоровье», как процесс научного осмысления практики жизни и труда педагогов, предусматривает разработку комплексной программы по охране и управлению здоровьем педагогов, подкрепленную во всех звеньях: информационном, профилактическом, диагностическом, оздоровительно-восстановительном, лечебном.
Ключевой проблемой является низкая престижность здоровья, резко сниженное самосознание учителей о ценности здоровья.
Критерии оценки здоровья педагога
Стиль педагогической деятельности;
Высокая искренность собственного «Я»;
Высокая самоценность человека;
Способность принимать самостоятельные решения;
Создание атмосферы человечности и ответственности;
Принимать и уважать высокую ценность других людей;
Умение сказать «нет»;
Умение порвать со своими переживаниями;
Поиск собственного стиля деятельности;
Способность сделать выбор в любой жизненной (педагогической) ситуации;
Позитивные межличностные отношения в коллективе педагогов;
Создание атмосферы человечности и любви;
Внушение доверия и надежды.
Проблемы педагогов
Проблемы, связанные с собственным Я:
а) негативное отношение к самому себе;
б) отсутствие профессиональной составляющей Я;
в) доминирование в профессиональном Я рутины (проверка тетрадей, проведение родительских собраний);
г) включение в структуру Я негативных эмоциональных состояний.
Проблемы, связанные с профессией:
а) отвержение значимых составных частей профессиональной деятельности и профессионально значимых понятий (хороший учитель, урок, авторитет);
б) устойчивые негативные переживания, связанные с теми или иными составными частями профессиональной деятельности.
. Ценностные проблемы:
а) деформация смысловой сферы – отвержение или изоляция таких ценностей, как счастье, свобода, призвание.
б) устойчивые негативные переживания, связанные с такими ценностями, как счастье, свобода, призвание, их ассоциирование с тревогой.
Личная жизнь как проблема:
а) негативное отношение к личной жизни или близким людям;
б) ассоциирование личной жизни и близких людей с тревогой.
Отношение к необходимой профессиональной рутине:
а) негативное отношение к профессиональной рутине (проверка тетрадей, родительские собрания);
б) ассоциирование рутины с тревогой
Профессиональная деформация педагогов
Профессиональная деформация - (ПД) - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности.
Самое большое влияние на возникновение ПД, как утверждают специалисты, оказывает специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь дело профессионал, а также специфика его деятельности.
Ежедневная работа на протяжении многих лет по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определяет стиль мышления и стили общения.
Что способствует профессиональной деформации
Профессиональная деформация - (ПД) - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности.
Цель проекта:
Профилактика профессиональных кризисов за счет активизации компенсаторных, защитных, регуляторных механизмов, обеспечивающих работоспособность, эффективность и развитие личности педагога во всех условиях протекания профессиональной деятельности.
ЗАДАЧИ:
- знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; - овладеть навыками снятия напряжения, эмоционального дискомфорта; - саморегуляция эмоциональных состояний (визуализация, релаксация, дыхательные упражнения …); - анализ собственных источников негативных переживаний и выявление ресурсов;
- снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки;
Тип проекта: Социально-педагогический
Масштаб: 27 человек, среднесрочный
Участники:
- психолог,
- педагоги, специалисты МДОУ групп,
Основные направления деятельности
1 этап - организационный
1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.
2. Подбор диагностического материала
3. Апробация диагностик в ВТК
4. Выбор психотехник и их апробация на участниках ВТК.
2 этап - реализация и внедрение проекта.
1.Диагностика.
2.Семинар – практикум профилактической направленности «Саморегуляция эмоционального состояния»
В результате семинара участники:
— познакомятся с синдромом профессионального выгорания;
— смогут выявлять наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других;
— освоят методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса (психотехнические упражнения, АТ, АРТ - терапия);
— узнают, что делать, когда синдром уже развивается;
— смогут на основе полученных знаний и умений оказывать помощь своим коллегам в ситуациях профессионального стресса.
3. Презентация проекта.
Предполагаемый результат:
Сравнительные данные мониторинга
Раскрытие новых ресурсов жизненной энергии;
Трансляция проекта:
1.Выступление на педсовете
2. Фотосессия
Литература:
1. Осухова Н.Г. Не думай о клиенте свысока // Школьный психолог, 2003, № 3.
2. Осухова Н.Г. Сгоревшие на работе // Здоровье, 2003, № 9.
3. Самоукина Н.В. Карьера без стресса. — СПб.: Питер, 2003.
4 . Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности // Школьный психолог, 2003, № 7.
5. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3. СОД...

От кризиса до кризиса
Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка
Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...
Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.
Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению кризиса трёх лет....

Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности педагога
Данная статья полезна как для педагогов так и для психолов ДОУ....

Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности педагога
Данная презентация является дополнением и иллюстрацией к стаье по психологии с одноименным названием....

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Качество образования находится в прямой зависимости от профессиональной компетентности и мотивированности к результативной деятельности педагогов. Важное мест...