Главные вкладки

    Сюжетно-ролевые игры с зверушками или в животных
    материал (младшая группа) по теме

    Кужелева Наталья Александровна

    Картотека игр с игрушками-зверушками или в животных. Для раннего возраста. Собрана из различных источников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon s_zverushkami.doc105.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры с игрушками-зверушками или в животных

    Как ходит и поёт петушок, как бегает и лает собачка

    Кто это? Это петушок? Какой красивый петушок! Оля, как поёт петушок? Кукареку (повторяет 2-3 раза напевно, высоким голосом). А как ходит петушок? Боря, посмотри, как идёт петушок (медленно, при каждом шаге наклоняет голову петушка вперёд). Вот как идёт петушок. Петушок идёт и поёт: кукареку (повторяет 2-3 раза).

    Движение петушка, сопровождаемое его пением, проводить столько раз, сколько детей сидит на ковре. Всякий раз движение начинается по направлению к кому-либо из детей. Когда петушок доходит до ребёнка, малыш обычно трогает его и при этом выражает свои эмоции. В этот момент воспитатель задаёт ему вопрос: «Боря, как поёт петушок?» - и сама отвечает на вопрос. Затем побуждает ребёнка подражать. После того, как петушок обойдёт всех, воспитатель незаметно прячет его и спрашивает некоторых из детей: «Оля, где же петушок? Вова, где же петушок? Нет петушка.

    Воспитатель достаёт собачку. Андрюша, кто это? Лена, как собачка лает? Ав-ав (произносит более низким голосом, отрывисто 3-4 раза). Как собачка бегает? По направлению от воспитателя к каждому ребёнку бежит быстро, порывисто, при этом лает. Когда собачка обойдёт всех детей, она исчезает. Воспитатель спрашивает каждого ребёнка: «Где собачка?» - и сама отвечает: «Нет собачки, убежала собачка».

    Воспитатель ставит на стол одновременно петушка и собачку. Вот петушок. Пришёл петушок. Вот собачка. Пришла собачка. Как поёт петушок? Как лает собачка?

    Кто как кричит

    Воспитатель на столе строит из больших кубов дом и незаметно для детей и помещает в него игрушки – кошечку и козлика. Что это? Наташа, Андрюша, что это? Это дом. Давайте постучим, может, кто-нибудь в домике живёт? (стучит в ту часть дома, откуда будут выходить кошечка и козлик. Тук-тук-тук, откройте! (2 раза.) Кто в домике живёт? Выходите к нам, вас дети ждут. Лена, Андрюша, Сережа хотят посмотреть на вас, послушать, кто как кричит. Из домика выходит кошечка и мурлычет. Кто это? Это кошка Киса. Как Киса мяукает? Мурр-мяу, мурр-мау. Кошечка, подойди поближе к Серёже. Кошечка идёт медленно, плавно и мурлычет: мурр-мяу. Она мурлычет то громко, то тихо, приветствует всех детей по очереди и уходит в свой домик. Как кошечка мяукает? (Ответ каждого ребёнка). Воспитатель снова стучит в ту же часть дома. Выходит из домика козлик. Он топает ножками, бежит вприпрыжку, временами опуская голову вниз, как бы бодаясь, громко кричит: бе-бе, бе-бе! Когда подходит к кому-либо из детей, то кричит тихо. Козлик уходит в дом. Как кричит козлик? Как мяукает кошечка? Где козлик? Где кошечка? Куда ушёл козлик? Куда ушла кошечка?

    На последующих занятиях сами дети могут стучать в домик, произнося: тук-тук.

    Лиса и зайчик

    На столе зайчик. Кто это? Саша, скажи, кто это? Это зайчик. А где у зайчика нос, глаза, уши, хвост, лапы? Скажите: нос, глаза. Это нос. Это глаза… Зайчик исчезает, появляется лиса. Кто это? Это лиса. Где у лисы нос, глаза, уши, хвост?  Скажем, нос, глаза.

    Колыбельная Хрюшки-мамы

    Пела Хрюшка Поросяткам

    Колыбельную свою:

    - Спите, милые ребятки,

    Баю, баюшки, хрю-хрю.

    Завтра для своих детей –

    Розовых и маленьких –

    Накопаю желудей –

    Свеженьких и сладеньких.

    Пела мама: «Хрю-хрю-хрю,

    Баю-баюшки-баю».

    Мишка пришёл в дом, а птички прилетели

    На столе стоит домик. Воспитатель подводит детей к домику  и спрашивает: «Что это? Это дом. Кто в нём живёт? Сережа, посмотри, кто в домике. Никого нет. Где же мишка? Посмотрите, кто это сидит на диване? Идёмте все вместе и приведём мишку в домик».  Вместе с детьми идёт к дивану, где сидит мишка, приглашает его пойти в домик. Предлагает кому-либо из детей взять мишку за одну лапу, сама берёт за другую, и мишку ведут в домик. Смотрите, ребята, как мишка пошёл, идёт, идёт, пришёл. Сережа, посади мишку в дом. Кто ещё будет в домике жить? Воспитатель привлекает внимание детей к одному из окон, на котором сидит птичка, вместе с ними идёт к окну. Рассмотрим птичку. Где у неё хвостик, клюв, глаза. Посмотрите, как птичка летит в дом (птичка то поднимается вверх, то опускается вниз). Внесите птичку в дом. А вот на том окне тоже сидит птичка. Пойдёмте к окну. Данил, возьми птичку, покажи, где у неё клюв, глаза, хвост. Передай птичку Ване (и всем по очереди). Последний ребёнок показывает, как птичка летит в домик. Птичка летит, летит, прилетела и влетела в дом.

    Посмотрим, кто в домике живёт. Когда малыш достанет какую-нибудь из трёх игрушек, воспитатель спрашивает: «Саша, скажи, кто это».

    Игра с мишкой

    Мишка спрятался опять.

    Надо мишку отыскать.

    Воспитатель и дети ищут заранее спрятанного мишку и находят его. Мишка рычит. Убежим скорей от мишки! Как мишка рычит? Воспитатель грозит мишке пальцем: «Не рычи, не пугай деток». Дети тоже грозят пальцем:

    Ах, мишка-медведь,

    Что ты вздумал реветь?

    Не лежи на боку,

    Мы прогоним тоску!

    Запоём веселей,

    А ты ног не жалей!

    Вот как мишка наш пошёл!

    Милый мишка, хорошо!

    Вот так! Ещё лучше!

    Милый мишка нас научит.

    Вот так! Что за пляс!

    Научи-ка, мишка, нас!

    У мишки праздник, нарядим его

    Медведь и добрые зайчата

    Дети изображают зайчат. Они прыгают, бегают под музыку или бубен. Неожиданно появляется медведь и рычит. Сочувственно:

    - Мишка бурый,

    Отчего ты такой хмурый?

    - Я медком не угостился,

    Вот на всех и рассердился!

    Зайчата просят медведя не сердиться, а поиграть с ними и обещают угостить мёдом. Играют, угощают, благодарит: «Вот какие добрые зайчата, угостили меня мёдом. Теперь мне стало весело!». Вместе пляшут.

    Постройка домика для петушка, курочки и цыплёнка

    Захочу – построю город,

    Захочу – построю дом.

    Стоит только постараться,

    Можно всё достичь трудом.

    Воспитатель строит на столе дом из больших кубов, помещает в него петушка, курочку и цыплёнка. Посмотрите, кто в домике живёт. Разбирает дом, кубики складывает около себя. Кто это? Как поёт петушок (спрашивает у каждого ребёнка). Как поёт петушок? Как кудахчет курочка? Как пищит цыплёнок? Посмотрите, домика нет. Надо его построить и сделать это должен петушок. Петушок пошёл, взял кубик, несёт его, принёс, поставил, снова пошёл за кубиком. Принёс два кубика и устал. Пошла курочка, взяла кубик, принесла, поставила. Цыплёнок не пошёл, он маленький. Сережа, принеси   последний кубик. Вот и построили дом. Дом из кубиков должен быть построен без крыши и так, чтобы было видно, какие игрушки находятся внутри.

    Постройка домика для кошки, собачки и козлика

    Перед детьми на стуле расставлены игрушки: кошка, собачка и козлик, 4-5 больших кубов. Обращаясь к каждому ребёнку отдельно, просит подойти к стулу, взять какую-нибудь игрушку, отнести её и поставить на стол. Когда все игрушки будут поставлены, детям предлагается самим построить для них дом. Затем каждый по очереди вводит в дом игрушки. При этом воспитатель побуждает детей говорить следующее: «Иди, иди, кошечка, иди, иди в домик. Пришла кошечка в домик». Все зверушки пришли в дом и захотели есть. Воспитатель приносит мисочку, даёт её кому-либо из детей, просит вывести из дома собачку и покормить её. Другой ребёнок кормит кошечку, третий – козлика.

    Кошка, собачка и  козлик играют

    Воспитатель приносит новый дом, сделанный из картона, ставит на стол, приглашает детей рассмотреть его. Затем просит каждого из детей открыть дверь, взять какую-либо игрушку и вывести её из домика. Когда все звери выйдут из домика, она предлагает двум-трём малышам посмотреть внутрь и  сказать, есть кто-нибудь в домике или нет. После того, как дети убедились, что там никого нет, она предлагает дать кошечке, собачке, козлику игрушки, которые лежат в кукольном уголке: «Серёжа, пойди, возьми мяч и принеси его сюда». Сережа приносит мяч и по просьбе воспитатель отдаёт его кошечке.    Другой ребёнок приносит коляску и отдаёт её козлику. Давайте посмотрим, как кошечка  и собачка будут играть с мячиком (катают друг другу мяч). Потом козлик по очереди возит в коляске сначала кошечку, потом собачку.

    Это кто?

    Кто на утренней заре

    Караулит во дворе,

    Чтобы точно по звонку

    Прокричать … ку-ка-ре-ку?

    Кто на улице гуляет

    От ворот недалеко?

    Лапкой землю разрывает

    И кудахчет… ко-ко-ко?

    Кто в жару и на морозе

    Малышей по кругу возит

    И у дома своего

    Ржёт негромко… и-го-го?

    Кто пасётся на лужайке

    Без панамки и без майки,

    Отгоняя вредных мух,

    И мычит протяжно… му-у-у?

    Кто вытягивает шею,

    Ожидая пирога,

    И бежит к тебе скорее,

    И гогочет… га-га-га?

    Кто весь день в пруду ныряет,

    Ничего не говоря,

    А на берег выплывает,

    Громко крякая… кря-кря?

    Кто на завтрак ждёт сметану

    И не хочет пить какао,

    Любит прыгать по дивану

    И мяукать… мяу-мяу?

    Кто у двери нас встречает,

    В тишине весь день проспав,

    И от счастья начинает

    Громко лаять… гав-гав-гав?

    Кто под жарким солнцем мая

    Тёплой шубы не снимая,

    Не спеша идёт к тебе

    И тихонько блеет… Бе-е-е?

    Кто всегда прекрасно знает,

    Что на завтрак я варю,

    И к лоханке подбегает,

    Громко хрюкая… хрю-хрю?

    Весёлые зайчата

    1-й заяц:

    Педагог:

    Снегирь:

    Педагог:

    2-й заяц:

    Педагог:

    Медведь:

    Педагог:

    3-й заяц:

    Педагог:

    Лиса:

    Зайчики:

    Педагог:

    4-й заяц:

    Педагог:

    Зайчиха:

    Зайцы:

    Зайчиха:

    Под кустами на пригорке

    Мы сидим.

    Наши маленькие норки

    Сторожим.

    Заиньки белые,

    Заиньки смелые.

    Да-да-да! Да-да-да!

    Лапкой умываемся

    Прилежно мы!

    В гости собираемся

    На ёлку мы!

    Да-да-да! Да-да-да!

    Холодно заиньке,

    Холодно белому!

    Кто нас пожалеет?

    Лапки нам согреет?

    Снегирёк прилетел,

    Зайкам песенку запел.

    Я вас пожалею!

    Лапки вам согрею!

    Заинька, походи,

    Беленький, походи.

    Вот как, вот как походи. (2 раза)

    Улетел снегирёк, а зайчик говорит:

    Холодно заиньке,

    Холодно белому!

    Кто нас пожалеет?

    Лапки нам согреет?

    Мишка к зайчикам идёт,

    Что есть мочи ревёт.

    Я вас пожалею!

    Лапки вам согрею!

    Заинька, ты потопай,

    Беленький, ты потопай.

    Вот как, вот как ты потопай. (2 раза)

    Ушел медведь, а зайчик говорит:

    Холодно заиньке,

    Холодно белому!

    Кто нас пожалеет?

    Лапки нам согреет?

    Лисичка пробегала,

    Зайчишек услыхала.

    Я вас пожалею!

    Лапки вам согрею!

    Заинька, повернись,

    Беленький, повернись.

    Вот как, вот как повернись. (2 раза)

    Знаем мы тебя, лиса!

    Очень, кумушка, хитра!

    Не хотим с тобой играть,

    Ты нас будешь обижать!

    Убежала лиса, а зайчик говорит:

     Холодно заиньке,

    Холодно белому!

    Кто нас пожалеет?

    Лапки нам согреет?

    Зайчиха пробегала,

    Детишек увидала.

    Я вас пожалею!

    Лапки вам согрею!

    Заинька, попляши,

    Беленький, попляши.

    Вот как, вот как попляши. (2 раза)

    Ты нас обогрела,

    Лапки нам согрела!

    Будем петь, играть, плясать,

    Вместе Новый год встречать!

    Верные друзья

    В день рождения Снегурки

    Гости к девочке пришли.

    И для маленькой хозяйки

    Все подарки принесли.

    Первым прибыл петушок…

    «Самый главный я дружок.

    Я за временем слежу

    И Снегурочку бужу».

     На пороге серый котик

    Умывал свой хитрый ротик.

    «Я Снегурку охраняю,

    Серых мышек прогоняю».

    Но услышал это Тузик…

    «Гав, я сторож у Снегурки,

    И поэтому, друзья,

    Верный друг – так это я!»

    Возле самого крылечка

    Ждёт Снегурочку овечка…

    «Бе-е-е, к хозяйке я пришла,

    И меня она звала».

    «Кря-кря-кря, сказала утка…

    Помолчите-ка минутку,

    У Снегурки есть друзья,

    Это селезень да я».

    И заржал сердито конь…

    «Нашу дружбу ты не тронь!

    Вам скажу я, не тая,

    Лучший друг – так это я!»

    Подошли лесные гости…

    «Вы о дружбе спорить бросьте,

    Нас Снегурка тоже знает,

    Очень любит, угощает.

    Чтобы зайка прыгал ловко,

    Угостит его морковкой».

    «Рыжей белке даст орешки».

    «Кормит ёжика без спешки».

    Тут Снегурочка пришла…

    «Всех вас в гости я звала.

    И серьёзно вам скажу,

    Что со всеми я дружу».

    Мурка

     Вместо игрушки – заместитель, замещаем основной предмет.

    Воспитатель сворачивает серый пушистый платок: «К нам пришла Мурка. Послушайте, как она мурлычет, погладьте её. Мурка хочет поиграть с вами. Она мяукает, хочет молочка. Налей, Саша, ей молоко в тарелку».

    Угощение

    Ребята, идите скорее все сюда. Посмотрите, кто к нам прибежал. Показывает собачек и предлагает познакомиться с ними, погладить их. Слышите, как они скулят. Давайте спросим у собачек, может быть, они есть хотят. Оказывается, что они действительно голодны.

    Педагог успокаивает собачек. Рассказывает им, какие вкусные супы, каши и прочее могут готовить наши дети. Не волнуйтесь, собачки. Видите, как много детей у нас в группе, и все они умеют очень хорошо готовить. Кто суп, кто кашу, кто картошку и даже компот… и яичницу умеют делать. Не переживайте, сейчас мы вас накормим. Ребята, вы хотите приготовить собачкам еду?

    Вот эта собачка, выбрала тебя, Кирюша. Что ты ей приготовишь? Если ребёнок не отвечает: я догадалась, что больше всего твоя собачка любит суп с косточкой. Собачка в знак согласия лает.

    Когда все собачки нашли своих хозяев, воспитатель предлагает детям взять необходимые продукты из ящиков с предметами-заместителями. Во время того, как ребята готовят еду, педагог спрашивает у детей: как себя ведёт щенок? Он слушается тебя, Нина, не мешает готовить? А что ты ему варишь? Он любит, чтобы каша была сладкая. Ты положишь в кашу сахар? Шарик, ты рад, что тебе Витя варит мясо? Вот здесь сиди и не лезь в кастрюлю, а то ещё обожжёшься – плита горячая. Ты знаешь, Витя, твоя собачка такая чистюля. Она, когда покушает, бежит мыть мордочку и лапки. Ты поможешь ей потом умыться?

    Завершая процедуру кормления: ребята, послушайте, что вам хотят сказать собачки. Они говорят вам спасибо за то, что вы вкусно их накормили. Собачки говорят, что теперь они хотят спать, что спать они любят на ковриках в тихом уголочке за шкафом или под стулом. Вот вам коврики. Дети укладывают собачек.

    Шёпотом: дети, подойдите ко мне. Идите тихонько, а то вдруг собачки проснутся. К нам в группу прибежала мама собачек. Она хочет показать детям собачий цирк. Видели ли вы по телевизору, как выступают собачки в цирке? А как хорошо умеет выступать мама собачек! Сядем на ковёр и посмотрим собачий цирк. Педагог показ 2-3 игровых действия с цирковой собачкой. Собака может прыгать через палочку, залезать на башню из кубиков, кувыркаться, считать ребят и т.п. Дети, похлопайте собачке. Для того, чтобы собачка стала цирковой, наденьте ей на шею красивый пушистый воротник.

    Мама собачек просит разбудить щенят и принести их. Воспитатель складывает щенят в коробку. Уносит её. Собачка прощается с детьми и уходит. Воспитатель приглашает почаще приходить к детям.

    По мотивам сказок – Айболит, Три медведя, Волк и козлята, Теремок, Заюшкина избушка, Муха-Цокотуха, Маша и медведь.

    Шоферы

    Педагог знакомит детей с тем, что машины заправляются бензином. Дальнейшее уточ нение и систематизация знаний позволяет детям в играх с машинами выделять три-четыре роли: шофер, мexa ник, бензозаправщик.

    Рассказ куклы-шофера: «В автопарке (гараже) работает много шоферов. Все они дружны между собой. Есть у них одно очень хоро шее правило - никогда не оставлять товарища в беде, помогать всем и во всем: знакомым или незнакомым -  любому шоферу. Вот едет, например, шофер и видит, что впереди на дороге стоит машина. Он обязательно остановится и спросит, что случилось, и непременно поможет: отольет из своей машины немножко бензи на, поможет заменить колесо или просто возьмет на прицеп и довезет до гаража. Вот как дружно живут наши шоферы».

    Рас сказ «Как машина зверят катала».

    «Стоит на дороге машина. Сама синяя, кузов жел тый, колеса красные. Красивая машина! Увидели ее лесные звери, остановились, смотрят. Ай, да машина! Хороша машина!

    Любoпытная белочка подбежала поближе. Заглянула в кузов. Нет никого! Прыгнула белочка в кузов, а ма шина-то и поехала: вперед-назад, вперед-назад.

    Подъехала машина к зайчику, загудела: бип-бип-бип! Прыгнул в машину зайчик. И опять машина поехала: вперед-назад, вперед-назад.

    Подъехала машина к медвежонку, загудела: бип -бип-бип! Влез медвежонок в кузов. Поехала машина: вперед -назад, вперед-назад. Белочка, зайчик и медвежонок рады!

    Влез в кузов ежик. Поехала машина: вперед-назад, вперед-назад. Ура!

    Накатались малыши, устали.

    Первой из машины выпрыгнула белочка, за ней ... ?  зайчик. Потом вылез … ? - медвежонок. А ежик - он ведь прыгать не умеет - никак не может слезть. Расстро ился! Медвежонок, вот умница-то, вернулся и протя нул ежику лапу. Воспитанные люди и звери всегда по могают друг  другу.

    Только ежонок вылез из машины, она и уехала. «До свидания, синяя машина! Спасибо тебе!» - закричали ей вслед зверята».

    После прочтения рассказа воспитатель может пред ложить детям самостоятельно покатать игрушек в ма шинах.

    Поездка

    Воспитатель включает детей в игру и ставит перед ними игровую цель: «Сейчас я буду строить кукольный театр. Мне нужны помощники. Кто будет привозить мне иг рушки?». Далее воспитатель побуждает к самостоятель ному поиску предмета-заместителя и способов реализа ции игровой цели. «Найдите себе машины и возите мне игрушки. Я буду говорить вам, какие игрушки мне нужны для кукольного театра. Вовочка, привези мне, пожа луйста, зайку. А ты, Лариса, - куклу Дашу. А Виталик привезет детский столик ... ». Педагог называет те игруш ки, строительный материал и прочее, что понадобится для устройства театра. Показывает место, куда можно класть игрушки. Дети возят игрушки, а воспитатель уст раивает сцену кукольного театра. Показывая детям ку кольное представление, педагог старается в спектакле и при устройстве сцены обязательно использовать все, что привезли дети.

    На спектакль воспитатель может предложить детям привезти своих друзей: кукол, медвежат и др.

    После спектакля дети развозят все на место. Педагог их непременно благодарит за помощь. Предлагает поиграть с друзьями, которых они пригласили на спектакль. Напо минает, что их гости тоже любят кататься на машине.

    Затем дети переходят к самостоятельной игре.

    Медвежата

    Развитие у детей способности принять на себя роль.

    Материал. Конфеты, фрукты, пироги.

    Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками медведя по картинкам, иллюстрациям. Чте ние  рассказов про мишку.

    Роли. Медвежата.

    Предлагая детям игрушки, конфеты, фрук ты и т.п., воспитатель говорит: «Посмотрите, какой большой вкусный пирог испекла медве дица и передала к нам в группу. Она подумала, что у нас в д/с есть медвежата - сладкоежки, которые любят пироги, и решила угостить их. Кто у нас медвежонок-сладкоежка? Кому медведица испекла сладкий пирог? Ты медвежонок, Саша? А где твои лапки, медвежонок? Что ещё у тебя есть, медвежонок? Как много медвежат в  группе. Хорошие медвежата! Пора раздавать им пирог.

    Воспитатель  предлагает медвежатам встать вок руг стола (сделанного из сдвинутых столов) и посмотреть, как будет она торжественно разрезать пирог на части, чтобы всем досталось поровну. Таким образом может проходить обычный полдник. Раздавая, воспитатель приговаривает: «Этому медвежонку кусочек пирога и этому. Всем медвежатам поровну делю. Всем медвежатам хватило пирога? Ешьте на здоровье!»

    Лиса

    Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

    Игровой материал. Предметы-заместители, игрушки, булочки.

    Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками лисы по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про лису.

    Игровые роли. Лиса, лисята.

    Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Давайте играть. Я буду Лисой. У меня острые ушки (показывает). Видите, какие. А пушистый большой хвост видите? (показывает движением руки воображаемый хвост). Красивый у меня хвост?». Затем Лиса кратко рассказывает, где живет, что ест и чем любит заниматься (играть c лисятами, ловить мышей и пр.).

    Обрисовав внешний облик лисы, ее привычки и нрав, воспитатель переходит к самому главному моменту - по буждает детей к вхождению в образ лисят. Вот как это выглядит: «Скучно мне одной. Нет у меня деток - малень ких лисят с пушистыми хвостиками. Выросли они, стали большими и убежали в лес. Были бы у меня лисята, я бы иx своим хлебушком угостила, фантики подарила. Види те, сколько их у меня. Кто хочет быть моим лисенком?». Если кто-то захотел быть лисенком - хорошо! Ну, а тех, кто не захотел играть - принуждать ни в коем случае не следует. Пусть эти дети занимаются тем, чем им хочется. Воспита тель продолжает играть дальше с желающими.   «Лисята, покажите ваши ушки. А хвостики у вас есть? (Воображаемые). Возможно, кто-то из детей прицепит сзади прыгалку. Другие тоже могут захотеть сделать хвости ки. Не спешите им на помощь. Пусть они попробуют спра виться с этим сами. Такая самостоятельность будет только на пользу. Самое главное уже произошло - ребенок вошел в образ. Он стал «другим» в своем воображении.

    Затем педагог обязательно должен похвалить детей, угостить лисят лисичкиным хлебушком (для начала можно угостить настоящей булочкой), позже использовать пред мет-заместитель, отламывая воображаемые кусочки и приговаривая: «Этому лисенку дала, и этому дала, и этого лисенка не забыла. Лисята, посмотрите на этого лисен ка. Правда, он рыженький? Угощайся, Рыжик, хле бушком. А теперь оттопырьте, лисята, кармашки и зак ройте глазки. Я вам что-то положу туда по секрету». (Рас кладывает по кармашкам фантики).

    Дальше педагог может продлить игру в разных направ лениях (все будет зависеть от его творчества), но только при условии, что этого хотят дети, что у них сохранился интерес к игре. Можно пойти в лес, поискать общую норку, где лисята будут прятаться от дождя, складывать свои запасы. На участке можно собирать веточки и лис тья, чтобы устроить теплую норку, грибы, ягоды (пред меты-заместители: камешки, цветки клевера и пр.).

    Игру в лисят воспитатель может, например, закон чить так, обращаясь к детям: «Лисята, ваша мама - лиса с базара пришла; вам игрушки принесла (куклы, ма шинки, разные мозаики и любые другие интересные для ребенка предметы: пластмассовые бутылочки с завинчи вающимися пробками, шариковые ручки, крупные бол тики для мальчиков, коробочки от духов для девочек и т. п.). Бегите ко мне, буду подарки раздавать. Ну, вот, всем раздала. Можно всем заняться делом. Потом пой дем гулять.

    Воробьиха

    Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль птиц.

    Игpoвой материал. Предметы-заместители, игрушки.

    Пoдгoтовка к игpе. Знакомство с отличительными признаками воробья по картинкам, иллюстрациям; чте ние стихов и рассказов про воробьев.

    Роли. Воробьиха, воробьята.

    Xoд игры. Игру воспитатель может начать с наблюде ния за воробьем на улице: «Посмотрите, на крыше со ceднего дома сидит воробей. Он маленький. Посидел, посидел и стал прыгать. Остановился, взмахнул кры льями, чирикнул и полетел».

    После этого педагог предлагает поиграть в игру. Вос питатель в роли воробьихи говорит: «У меня есть кры лышки. Вот они, смотрите. Взмахну крылышками и лечу высоко, даже выше домов летать могу. А вот мой клювик. Я им зернышки клюю, водичку пью. Очень люблю есть хлебные крошки и червячков. Живу я на дереве, с другими воробьями. А знаете, что я люблю больше всего делать? В луже купаться и чирикать: чик- чик-чирик, чик-чирик. Целый день летаю и ищу своих деток. Хочу, чтобы прилетели ко мне воробышки. Чик-чирик, чик-чирик, воробышки, где вы? Отзовитесь, почирикайте. Я жду». (Если не отреагируют на предложение воспитателя, то сказать, что воробышки не слышат маму-воробьиху , далеко улетели). Затем педагог спрашивает, кто хочет стать воробышком.

    Далее игра продолжается аналогично игре Лиса.

    Ежиха

    Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

    Игровой материал. Предметы-заместители, игрушки, иллюстрации.

    Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками ежа и ежат по картинкам, иллюстрациям. Чтение стихов и рассказов про ежа и ежат.

    Игровые роли. Ежиха, ежата.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть и берет на себя роль ежихи: «Я буду ежихой. У меня колю чие иголки и длинненький носик, на конце с черной пимпочкой. Лапки у меня хоть и маленькие, но бегаю быстро. Живу я в норке. Умею прятаться от лисы. Свер нусь в клубок - ни головы, ни ножек не видно и лежу себе на лесной тропинке ... (Можно показать иллюстра цию, где лиса пытается лапой дотронуться до свеpнув шегocя в клубочек ежа). Она ходит, ходит вокруг меня и никак не может меня схватить. Клубочек-то весь в острых иголкax. Лиса даже лапой боится до меня дотро нуться. Вот только плохо - живу я одна. Нет у меня ежат. Скучно мне: кто хочет быть моим ежонком?».

    Далее игра проводится аналогично игре лиса.

    Лошадка

    Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

    Игpoвой материал. Предметы-заместители, игрушки, султанчики, картинки, иллюстрации.

    Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками лошадки по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и paccкaзов про лошадку и жеребят.

    Игровые роли. Лошадка, жеребята.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть и берет на себя роль цирковой лошадки: «Я цирковая ло шадка. У меня есть копыта. Вот они. Посмотрите, как я ими бью. А это мой пышный хвост (показывает вооб ражаемый хвост). Вот грива. Вам стригут волосы? Мне тоже стригут гриву и хвост, чтобы они были красивые. Когда я выступаю в цирке, мне надевают на голову сул танчик, вот такой (показывает, но не надевает). По смотрите, какие красивые лошадки в цирке (показывает картинку). В цирке меня учат красиво скакать (воспи татeль показывает). А как я прыгаю через бревно, пока зать? Я и танцевать умею. Когда выступление заканчива ется, я делаю всем поклон (показывает). Больше всего я люблю выступать перед маленькими ребятишками, они хорошо умеют хлопать. А когда все уйдут из цирка, я остаюсь, потому что живу в цирке. Ем травку (сено), хлебушек и отдыхаю после выступления. Жаль, что у меня нет деток - маленьких жеребят. Если бы у меня были жеребятки, я бы научила их выступать в цирке. У меня даже есть красивые султанчики для жеребят. Кто хочет быть моим жеребенком?». Ребята берут на себя роли жеребят. Педагог продолжает дальше: «А где у тебя, жере беночек, копыта? Покажи, как ты умеешь бить копы тами. А хвост есть у тебя? Тебе стригли хвостик, жере бёночек? Ты хочешь выступать в цирке? Примерь на го лову султанчик и станешь настоящей лошадкой».

    Далее игра проводится аналогично игре «Лиса».

    Кошка

    Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

    Игpoвой материал. Предметы-заместители, игрушки.

    Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками кошки по кaртинкам, иллюстрациям, чте ние стихов и рассказов про кошку и котят.

    Игровые роли. Кошка, котята.

    Ход игры. Воспитатель может начать игру с чтения рассказа В. Гербовой «Про девочку Катю и маленького котенка».

    «Вышла Катя гулять. Подошла к песочнице и стала делать куличики. Много куличиков испекла. Устала. Решила отдохнуть и села на скамейку. Вдруг слышит: мяу-у-у. Котенок мяукает: тоненько так, жалобно. «Кис- кис-кис», - позвала Катя. И из-под скамейки вылез черненький пушистый комочек. Взяла Катя котенка на руки, и он замурлыкал: мурры-мурр, мурры-мурр. Пел- пел и уснул. А Катя сидит тихо, не хочет котенка бу дить.

    - Я тебя ищу, ищу! - сказала бабушка, подойдя к Кате. - Чего притихла?

    - Ц-ц-ц, - Катя приложила палец к губам и показа ла на спящего котенка.

    Потом Катя с бабушкой обошли всех соседей, чтобы узнать, не потерялся ли у кого-нибудь, маленький чер ный котенок, который умеет звонко мурлыкать. Но ко тенок оказался ничейным.

    И бабушка позволила Кате взять его домой».

    После этого воспитатель может побеседовать с детьми о котятах.

    Затем предлагает детям поиграть. «Я буду кошкой. У меня пушистая шерстка и мягкие лапки (показывает). У меня длинный хвост и маленькие ушки (показывает воображаемый хвост, а потом ушки). Я люблю лакать молочко, сметану. Обожаю ловить мышек. Больше всего свете я люблю играть с клубочками из ниток или с мячиком. Закатится мячик под стул, а я достаю лапо й. И еще ... Я люблю играть со своим хозяином Петей. Он бегает от меня с бумажкой на ниточке, а я лов лю бумажку. Поймаю бумажку, и Петя гладит меня по спинке, умницей называет. Мне нравится, когда меня ласкают, и я мурлычу: мур-мур. Да вот беда. Уехал мой хозяин Петя к бабушке. Теперь я скучаю. Не с кем мне играть. И котят у меня нет. Вот были бы котята, я бы поиграла с ними. Мы полазили бы по лесенкам, побе гали за мячами и намяукались бы вдоволь. Мяу-мяу, хочу чтобы у меня были котята. Кто хочет быть моими  котятами?

    Когда ребята войдут в образ котят,  воспитатель говорит: «Котята, покажите ваши ушки. А хвостики у вас есть? (воображаемые) А что вы любите кушать? Как вы любите играть? Как вы мяучите?».

    Затем педагог обязательно должен похвалить детей. Угостить котят молочком, используя вымышленные ча шечки (ладошки вместе), приговаривая: «Этому котен ку налила, и этому налила, и этого котенка не забыла.  Котята, посмотрите на этого котенка. Правда, он рыженький? Угощайся, Рыжик, молочком».

    Дальше педагог может продлить игру в разных направ лениях (все будет зависеть от его творчества), но только при условии, что этого хотят дети, что у них сохранился интерес к игре. Можно пойти на улицу, поиграть «со своим хвостом», «помяукатъ», кто громче, и т.д.

    Завершить игру можно так. Воспитатель говорит, что мама кошка была в игрушечном магазине и принесла вам подарки. «Бегите ко мне, буду подарки раздавать. Ну, вот, всем раздала. Можно всем заняться делом. Потом пойдем гулять».



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект сюжетно-ролевой игры с элементами творчества в младшей группе «День рождения куклы Маши»

    Педагогическая актуальность     Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определя...

    Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

    Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

    Проект «У нас гости» сюжетно-ролевой игры с элементами творчества в интеграции с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» с детьми средней группы

    Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особе...

    Проект сюжетно-ролевой игры с элементами творчества в младшей группе «День рождения куклы Маши»

    Проект сюжетно-ролевой игры с элементами творчества в младшей группе «День рождения куклы Маши»...

    Сюжетно-ролевая игра с математическим содержанием в средней группе

    Приоритетным направлением в моей работе является формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста через сюжетно-ролевую игру.     Математика дае...

    Сюжетно - ролевая игра с элементами конструирования в средней группе «Путешествие в Африку»

    Данный материал создан с целью сформировать у детей интерес к знаниям о профессии врач, капитан, моряк, кок через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация социализация, здоровье....