Ознакомление детей с малой родиной.
статья по теме

Федорова Ольга Павловна

Родина есть у каждого человека, где бы он в настоящее время не жил. С чего начинается она для наших малышей? С родного дома, близких ему людей, родителей, которые заботятся о нем, живут рядом с ним: родного дворика, где ребенок гуляет  с друзьями, играет: с микрорайона, с улицы, где находится его детский сад, дом и т.д. все это знакомо и дорого ребенку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorod.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление детей с малой родиной.

Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально – познавательной основы она сможет проявиться. Действительно, если патриотизм – это привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте нужно «научить» быть привязанным  к чему-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение страной, красотой и богатством родного края возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется. Поэтому базой патриотического гражданского воспитания является нравственное. Эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького гражданина. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству, родному краю.  

Сочувствие, привязанность, ответственность, трудолюбие, прежде всего, проявляются в отношении с близкими, с кем встречается ребенок в детском саду, на улице. У дошкольников постепенно складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть.

 Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, чтобы жизнь в нем была интересной, насыщенной, запоминающейся. Привязанность к детскому саду  связана и с тем, как много знают о нем малыши, как они в нем ориентируются, чувствуют себя хозяевами.

Чувства и отношения становятся прочнее, если дети вкладывают свой труд в общее дело.

Двор, улица, на которой живет ребенок, также могут способствовать закреплению чувства привязанности и ощущения «собственности» ( мой дом, моя улица, мой двор). Очень полезна информация детям об их улице (ее название, что на ней расположено, какой проходит транспорт и т.д.)

Столь же необходимо воспитание любви и привязанности к своему городу. Эта часть работы требует большой опоры на когнитивную сферу, на воображение ребенка и его память. Старшие дошкольники могут и должны знать название своего города, его главные улицы, достопримечательности, музеи, театры. Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города, в других торжественных событиях.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Воспитание патриотических и гражданских чувств  напрямую связано с нравственным воспитанием. «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».

Решение задач патриотического и гражданского воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться  на эффективность воспитательно-образовательной работы. Поэтому, нам взрослым, стоит задуматься над собственным чувством любви к Отечеству, «малой родине».

Прежде всего, воспитатель должен быть патриотом своей Родины, своего  края, быть примером во всем для своих воспитанников, формировать духовность и моральные качества детей через нравственный климат окружающей среды: группы, дома, детского сада.  Понимая при этом среду, как дружеское сообщество сотрудников ДОУ, детей и родителей.

Любовь маленького ребенка – дошкольника к  Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Именно в дошкольном возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игр, любимые деревья, тропинки в саду, место для рыбалки и т.д.  это делает лес, речку, сад своими, родными, оставляющимися в памяти на всю жизнь. Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а, живя в родном городе, постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края?  В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Он может не увидеть главного или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине, преданности трудовому народу…

Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда  ребенок начинает видеть, познавать, оценивать  окружающий мир». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, улицы, реки, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина и что быть гражданином своей страны – большая гордость. Целенаправленная педагогическая работа развивает, воспитывает чувства, формирует убеждения ребенка. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослым дети перенимают у них оценки событий.

Принято считать, что воспитание у детей патриотических  чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране.  Однако, неверно полагать, что, воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине.

Воспитание патриотизма у дошкольников – очень важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и родителями, от ее решения зависит будущее нашей страны.

Родина есть у каждого человека, где бы он в настоящее время не жил. С чего начинается она для наших малышей? С родного дома, близких ему людей, родителей, которые заботятся о нем, живут рядом с ним: родного дворика, где ребенок гуляет  с друзьями, играет: с микрорайона, с улицы, где находится его детский сад, дом и т.д. все это знакомо и дорого ребенку. Проходят годы, человек повзрослеет, возможно, и покинет родные места, но останется привязанность и любовь ко всему, что с ранних лет вошло в его сердце, как самое дорогое – его любовь к Родине. Ее надо воспитывать, как и всякое чувство. И делать это следует с самого раннего детства, прививая любовь к родному краю. И задача взрослых, педагогов и родителей – вырастить  детей бережливыми хозяевами, умеющими понимать, любить, ценить красоту родного края, родной природы.

В работе с родителями по данной теме использую: папки – ширмы об Астрахани и Астраханском крае, тем самым повышаю уровень знаний родителей.  Практикую совместное изготовление поделок из бросового и природного материала. Провожу анкетирование родителей на темы, связанные с детским садом, родным краем, городом. Ко Дню города провожу конкурсы плакатов для родителей «Астрахань – город мой родной», конкурсы чтецов, на котором дети читаю стихи о родном городе, а также стихи Астраханских поэтов.  В уголке для родителей есть постоянная рубрика о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Для того чтобы узнать, был ли прочитан материал в уголке, я беседую с родителями индивидуально, выясняю, чего не достаточно в информации, что еще хотят знать родители.

Большая работа проводится с детьми по разъяснению символики города, но особое внимание отводится знакомству с историей города, района, улицам микрорайона, в котором расположен детский сад,  начинаю с малого (экскурсии внутри и вокруг детского сада), и постепенно полученные знания закрепляются в сознании детей с помощью наблюдений, прогулок,  тематических экскурсий и просмотра видеокассет. Со старшими детьми мы ездим на экскурсии по улицам города, в Кремль, в музеи. Проводим занятия, викторины о флоре и фауне нашего края, где с помощью разнообразных игр, вопросов, заданий, соревнований проверяются  и закрепляются знания у детей.

Исходя из выше сказанного, я считаю, что эколого-краеведческое образование может сыграть большую роль в формировании личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи воспитания и развития по ознакомлению детей с малой Родиной

В последнее время, были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и ро...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ МАЛОЙ РОДИНЫ

Аннотация: в статье описан опыт работы по развитию речи старших дошкольников с ОНР в процессе ознакомления с историческими, культурными и природными особенностями родного села Архипо – Осиповка....

Проект по ознакомлению детей с малой Родиной "Посёлок мой - Российская глубинка" 2021-2022 уч. г.

Познавательно - творческий проект способствует формированию представлений о малой Родине, воспитанию чувства любви, заботливого отношения к родной местности....

Опыт работы по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание детей раннего возраста через ознакомление со своей малой Родиной»

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к сем...