Задачи воспитания и развития по ознакомлению детей с малой Родиной
консультация по теме

Крутских Наталия Александровна

 

В последнее время, были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда

Но как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда! И наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи воспитания и развития по ознакомлению детей с малой Родиной

В последнее время, были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда

Но как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда! И наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.

Начиная эту работу, можно задать себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город? Достаточно ли хорошо знаю его?

Отвечая на эти вопросы, невозможно привить ребенку чувство любви к городу, если самим не проникнуться этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым городом.

Для достижения этой цели можно использовать  следующие задачи:

– организовать развивающую среду в группе для более целостного восприятия детьми малой Родины. Для чего создать мини-музеи в группе, макеты и карты детского сада с ближайшим его окружением, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и пособия.

– через разные виды деятельности формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему города.

– знакомить детей с достопримечательностями города, развивать желание как можно лучше узнать свой город.

– развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу; способствовать становлению и сплочению не только детского коллектива, но и семьи.

– воспитывать чувство гордости за своих земляков и уважение к людям труда.

– воспитывать бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам; побуждать детей сохранять красоту города для будущих поколений.

При построении системы работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников учитывать следующие принципы:

Принцип дифференциации. Создавать условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Это сотрудничество с семьей, библиотекой, ; в естественном включении краеведческого материала в региональную программу; а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города (с его малой Родиной).

Для реализации системы работы разработать перспективный план.

Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию реализуется в течение трех лет (со средней группы). Вся планируемая работа разбита на три этапа: в средней, в старшей и подготовительной группах.

Начиная работу в средней группе, поставить перед собой цель познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, прилегающими к территории сада. Одним из основных методов работы это  экскурсии, игровые прогулки. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).

Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье,  привлечь родителей. Многие заинтересованные семьи могут принять  участие в конкурсе рисунков на различную тему: «Мы живем весело и дружно, родословная нашей семьи». Как приятно слышать из уст ребенка: «Это мы вместе нарисовали». Оформили фотоальбом «Моя семья – мое богатство». Он стал настольной книгой. Дети подолгу рассматривают его, с гордостью рассказывают о своей семье.

На втором этапе в старшей группе закрепляем знания полученные детьми в средней группе, а так же знакомим с новым, используя рассматривание альбомов, открыток, составление рассказов, заучивание стихов, пословиц по темам: «мой город», «Моя улица», «Наш район», «Транспорт в городе».

В работе используются игры-путешествия (карты-схемы, лабиринты); строительные игры «мы строители», «Наш микрорайон», «Мы архитекторы», сюжетно-ролевые (торговый центр, салон красоты, ателье) и подвижные (жмурки, салки, сапожник, царь-горох и др.

На занятия по ознакомлению с природой своего города дети учатся наблюдать, видеть красоту родной природы, трудиться на участке детского сада и в уголке природы. При этом читаем книги и энциклопедии, рассматриваем иллюстрации, составляем гербарий, коллекции листьев. Совместно с родителями организовываются экскурсии. В беседах предлагаем родителям «маршруты выходного дня» к реке, в лес, парк, это своего рода домашние задание, где дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, что видели в лесу, сделать поделки, фотографии.

Работа по воспитанию патриотизма, становится более эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители моих воспитанников стали не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.

В работе с детьми подготовительной группы, уже имеющими определенные знания,  задачи сформировать у них более точные и полные представления о своем городе, его достопримечательностях, ведущих профессиях города, о своей малой Родине, как неотъемлемой частицей нашей страны – России.

Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрить деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города (это участие в конкурсе рисунков ко Дню города, конкурс в защиту экологии «Красота родной природы», музыкальный конкурс «Моя любимая песня», не маловажным является и приобщение детей к домашнему труду, активному участию и подготовке к праздникам).

Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисовании, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед, формирующееся у них отношение к окружающему, воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.

Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с малой родиной.

Родина есть у каждого человека, где бы он в настоящее время не жил. С чего начинается она для наших малышей? С родного дома, близких ему людей, родителей, которые заботятся о нем, живут рядом с ним: р...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ МАЛОЙ РОДИНЫ

Аннотация: в статье описан опыт работы по развитию речи старших дошкольников с ОНР в процессе ознакомления с историческими, культурными и природными особенностями родного села Архипо – Осиповка....

Проект по ознакомлению детей с малой Родиной "Посёлок мой - Российская глубинка" 2021-2022 уч. г.

Познавательно - творческий проект способствует формированию представлений о малой Родине, воспитанию чувства любви, заботливого отношения к родной местности....

Опыт работы по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание детей раннего возраста через ознакомление со своей малой Родиной»

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к сем...