"Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе".
материал (старшая группа) на тему

Роль и использование здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях.Организация физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы. оздоровительная работа с частоболеющими детьми и детьми с ослабленным здоровьем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровый человек – самое драгоценное создание природы. Но хранить эту драгоценность, укреплять этот дар природы – уже чисто человеческое занятие и обязанность..»

Валеология – современное комплексное научное знание, решающее проблемы здоровья человека, которое занимается изучением ресурсов человека, особенностями его взаимодействия с окружающим миром, а так же характером возникающих рисков.

Современная жизнь показывает, что происходит значительное возрастание патологий, которые обнаруживают неспособность человека справиться со своей ролью, нагрузками , он не имеет необходимого уровня здоровья, и поэтому не способен усваивать значительные объемы информации.

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического, психоневрологического и нравственного здоровья детей. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Поскольку дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, именно эта тема стала для меня актуальной по самообразованию и практическому применению в системе учебно-воспитательной и оздоровительной работы детского сада.

Под здоровьесберегающими технологиями подразумеваются образовательные технологии, которые соответствуют психофизическим особенностям детей и обеспечивают сохранение физического, психического и нравственного здоровья. Они, с одной стороны, имеют адаптивный характер; с другой стороны, способствуют самоактулизации личности дошкольника.

Поэтому , чтобы обеспечить воспитание здоровья ребенка в ДОУ, необходимо строить свою работу по следующим направлениям:

- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;

- повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей ДОУ;

- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками;

- воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.

Данные направления предложены педагогом Маханевой М.Д., методику и рекомендации, которой мы используем в работе нашего детского сада.

Наш детский сад работает по программе «Детство». Почти во всех разделах программы рассматриваются вопросы здорового образа жизни, экологии, формируется чувство собственной ответственности за правильное развитие организма. Одним из главных разделов является «Ознакомление с окружающим миром и собой». Он направлен на то, чтобы ребенок лучше понял и познал, прежде всего, самого себя и свои возможности. Поэтому ценными проблемами являются познание и осознание своего «Я». Здесь выделяются два взаимосвязанных начала. Первое – устремленность ребенка во внешний мир. В этом стремлении есть два момента: познавательный и эмоциональный. Чувство и образ сливаются , и разорвать их невозможно. Второе – стремление осознать себя и овладеть своим поведением. Поэтому очередной  целью этого раздела являются осознание ребенком широкого спектра вопросов, несвязанных напрямую с обучением, но являющихся жизненно важными для развития рефлексии и произвольного поведения. Это строение и функционирование организма, понимание своего физического состояния, осознание своих эмоций, правил поведения в быту, на улице, в общении с другими людьми.

Тема охраны здоровья детей, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе очень актуальна для нашего сада. Безопасность и здоровый образ жизни – это не сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни,  на практике. Задача педагога состоит в том, чтобы они поняли: человеческий организм сложное, в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, и  свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

В детском саду в каждой возрастной группе разработан цикл занятий по ОБЖ, который включает в себя следующие положения:

1. Ребенок и другие люди ( беседы о несовпадении приятной внешности и добрых намерений; рассматривание опасных ситуаций контактов с незнакомыми людьми).

2. Ребенок и природа (объяснение детям, что выполнение привычных требований взрослых в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь; бережное отношение к природе, что можно и что нельзя делать при контактах с  животными, работа с детьми по улучшению окружающей  среды).

3. Здоровье ребенка ( дети сами участвуют в заботе о своем здоровье: делают дыхательную гимнастику, точечный массаж, бодрящую гимнастику, обливают ноги, принимают витамины, поласкают рот отваром трав; беседы о значении профилактики заболеваний, о важности прививок; знакомство детей с правилами первой помощи при травмах).

4. Эмоциональное благополучие детей ( создание благоприятной атмосферы в группе, характеризующейся взаимным доверием и уважение, открытым и благожелательным общением).

5. Ребенок дома ( беседы с детьми о предметах домашнего быта, которые являются потенциальными источниками опасности).

6. Ребенок на улицах города ( знакомство детей с правилами поведения на улице, правилами движения, правилами поведения в транспорте).

Формирование у дошкольников чувства ответственности за свою безопасность – главная линия курса ОБЖ в детском саду.

В своей педагогической работе я стараюсь ярко и эмоционально формировать представления у детей, чаще посредством игры, что человек – неотъемлемая часть природы. Дети получают определенные знания об охране здоровья. У детей формируются элементарные представления о строении и функционировании своего тела, они психологически готовы к активной оздоровительной деятельности, осознают важность заботы о своем здоровье, владеют навыками ЗОЖ. Дети понимают целостность человеческого организма, взаимосвязь образа жизни и здоровья человека. Дети стали чаще задумываться о работе своего организма, осознавать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены для сохранения и укрепления своего здоровья. Задача педагогов и родителей – продолжать поддерживать интерес детей к этой теме.

В нашем детском саду используются различные формы организации оздоровительных мероприятий и создана целостная система физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, которая постоянно совершенствуется.

Главное звено в этой системе – обеспечение необходимых условий : перепланировка помещений, открытие процедурного и физиотерапевтического кабинетов, приобретение медицинской аппаратуры( ингалятора, люстры «Чижевского», УФО-30); специально оборудованный физкультурный зал и физкультурные уголки в группах, зоны отдыха и релаксации в группах.

Поскольку физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием, то работав детском саду не сводится к узкопедагогическим и лечебным мероприятиям. Она включает также и организацию предметной и социальной среды. При создании интерьера групповой комнаты мы старались сделать ее удобной, уютной, уютной; сами разработали эскизы игровой комнаты; в каждой группе оборудовали « уголки отдыха».

Серьезное внимание уделяем повышению профессионализма, методической подготовке. Формы работы: педсоветы в виде «деловой игры», семинары, консультации и, конечно же, изучение опыта работы.

Обеспечить воспитание здорового ребенка можно только при условии содружества медицины и педагогики, четко организованного медико-педагогического процесса, в который входит:

- медицинское обследование состояния здоровья и физического развития детей, определение на его основе мер по улучшению данной работы;

- медико-педагогические наблюдения за методикой физического воспитания и закаливания  детского организма, за физиологической реакцией детей, соответствием нагрузки их возрастным  и индивидуальным возможностям.

Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения, по каждой возрастной группе, составляет сводную схему, которая помогает воспитателям и медсестре иметь четкую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности, то есть в каждой группе существует «Тетрадь здоровья», которая помогает воспитателю планировать физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

В нашем детском саду используется новый современный подход к системе оздоровления и развития детей, в частности, применяются следующие эффективные здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие сохранение , укрепление и коррекцию здоровья дошкольников:

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- закаливание;

- физкультминутка;

- бодрящая гимнастика после сна;

- адаптация;

- релаксация, психогимнастика;

- музыкальная пауза;

- точечный массаж ( профилактика простудных заболеваний);

- профилактика и коррекция плоскостопия;

- гимнастика для глаз ( профилактика нарушения зрения);

- гимнастика ЛФК;

- физкультурные занятия;

- утренняя гимнастика (разные варианты);

- артикуляционная гимнастика;

-  самостоятельная двигательная активность;

- подвижные игры;

- прогулки;

- досуг и развлечения;

-  дни здоровья;

- работа с родителями.

Все формы оздоровления носят развивающий характер, способствуют формированию здорового образа жизни детей, воспитывают бережное отношение к своему организму, обеспечивают своевременное развитие жизненно необходимых двигательных навыков, способностей, а так же психических и физических качеств ребенка.

Особое внимание  уделяется детям с ослабленным здоровьем и частоболеющим детям. Для их оздоровления необходим щадящий режим и создание благоприятных условий. В ДОУ разработан план «Оздоровительной работы с частоболеющими детьми», который включает в себя следующие этапы оздоровления:

- витаминотерапия( поливитамины);

- натуропатия ( сезонное питание, дыхательная гимнастика);

- адаптогены ( элеутрококк, настойка лимонника, настойка женьшеня);

-траволечение ( полоскание рта настоями трав);

- массаж грудной клетки;

- санация носоглотки раствором Люголя;

- УФО;

- лекарственная терапия;

- физиолечение;

- фитотерапия; санэпидемрежим.

План составлен согласно периодов оздоровительных моментов и учебно-календарным месяцам. На каждого частоболеющего ребенка медработниками заведенеа карта-схема с отметкой о проделанных оздоровительных процедурах.

На состояние здоровья ребенка, его рост и жизнедеятельность самое непосредственное влияние оказывает питание. Поэтому большое значение имеет правильная организация питания детей в детском саду. Интенсивный  рост и развитие детей раннего и дошкольного возраста обуславливают их относительно большую по сравнению с взрослым потребность во всех пищевых продуктах. Дети принимают пищу строго по режиму, меню составляется согласно нормам питания, которые соответствуют возрастным физиологическим потребностям детского организма в основных пищевых веществах и энергии.

Целенаправленно организована работа  в нашем детском саду  с семьей по воспитанию здорового ребенка. В планировании и проведении такой работы большую помощь оказало анкетирование в начале года, в котором предусмотрены следующие вопросы:

- Как вы считаете, почему ваш ребенок часто болеет?

- Что может способствовать укреплению его здоровья?

- Какие виды закаливания вы используете дома?

- Занимаетесь ли вы с ребенком утренней гимнастикой?

Такое анкетирование помогло больше узнать о ребенке, его физическом развитии в семье, а так же наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической пропаганды. Анализ анкетных данных привел к выводу, что необходимо не только расширять знания родителей по вопросам воспитания здорового ребенка, но и учить проведению основных физкультурно-оздоровительных мероприятий. Был составлен перспективный план работы с родителями на год. Благодаря целому комплексу проводимой нами работы, мы добились положительных результатов – родители стали внимательнее относиться к нашим советам и активно использовать их в жизни. В результате эффективной работы снизилась детская заболеваемость , повысился авторитет ДОУ.

На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое  и внимательное  отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Я, как педагог старшей группы, в своей работе всегда стараюсь придерживаться следующих основных положений, которые помогают повысить устойчивость организма и укрепить здоровье детей:

1.Создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе, которой способствуют доброжелательная форма общения взрослых с детьми и детей друг с другом;

2. Обеспечение условий для физиологически полноценного , достаточной длительности дневного сна. В большей мере этому способствует свежий воздух в спальне, спокойная обстановка перед укладыванием , отсутствие шума.

3. Поддержание у ребенка благоприятного эмоционального состояния . Важно, чтобы переход от одного вида деятельности к другому осуществляется без спешки, в  спокойном темпе, по мере готовности детей.

4. Создание в помещении должного воздушно-теплового режима, что обеспечивается регулярным проветриванием, влажной систематической уборкой, нормальной работой отопительной системы.

5. Обеспечение спокойной обстановки в помещении. Важно избегать излишнего шума, чрезмерно громкой речи, конфликтов между детьми и т.д.

Сохранность здоровья детей дошкольного возраста - приоритетное направление развития системы образования ДОУ на ближайшую перспективу. В нашем детском саду позитивно работает система охранного отношения к детям, их физическому, психическому и социальному развитию, без которых невозможно полноценное здоровье детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навы...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ

содержание:Факторы, укрепляющие здоровье воспитанников;Валеологическая культура личности воспитателя;Здоровьесберегающие образовательные технологии;Оценка степени утомления дошкольников в НОД;Профилак...

Письменный отчёт о использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №10 « Ивушка» Журбенко Е. А.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма...

Модель использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В статье представленн материал по использованию современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО...