Опыт работы по теме "Активизация мыслительной деятельности через ИКТ"
статья на тему

Использование ИКТ в работе педагога с родителями, детьми, педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_rabote.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Шипова О.А., воспитатель МДОУ г. Кургана

«Центр развития ребенка – детский сад 97»

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно - коммуникационные технологии (далее ИКТ) прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования», в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения», в программе «Столичное образование-5» также поставлены задачи по оснащению и использованию в воспитательно-образовательном процессе ИКТ.
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.

В нашем дошкольном учреждении использование ИКТ позволило модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

ИКТ в моей работе:

  1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
  2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Думаю все согласятся, что компьютер привлекает ребенка, он жаждет им обладать, управлять, действовать с ним. Для ребенка это не просто игрушка – это настоящая, «взрослая» вещь. Лев Выгодский писал, что детская игра рождается из противоречия: ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал, и тогда, вместо того, чтобы скакать на лошади или управлять настоящим автомобилем, он садится верхом на палочку, гонит автомобиль по коридору квартиры, или даже просто гудит сам как автомобиль или поезд, т.е. играет, замещая действительность в игре. В случае с компьютером его мечта об обладании и управлении вещью из мира взрослых легко сбывается. Дети, допущенные к компьютеру с яркой увлекательной программой, получают как бы эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них большой интерес, желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. К тому же, при успешном выполнении ребенком какого либо задания с использованием компьютерной техники, резко повышается его самооценка, ведь он справился, смог сделать что-то совсем как взрослый.  Как же правильно использовать увлечение детей компьютерным миром? Как не допустить чрезмерного увлечения компьютерными играми, негативного влияния компьютерной техники на здоровье детей?

Ошибки, с которыми я столкнулась, при использовании ИКТ:

  1. Недостаточная методическая подготовленность педагога
  2. Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
  3. Бесплановость, случайность применения ИКТ
  4. Перегруженность занятия демонстрацией.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А, кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Свою работу я начала с внедрения информационно-коммуникационных технологий для ознакомления дошкольников с математикой, в настоящее время веду ее по всем основным направлениям дошкольного обучения, включая и кружковую работу.

Непосредственно образовательная деятельность направлена не только на овладение ребенком способами управления компьютером, но и на развитие его интеллекта, мыслительной деятельности, памяти, внимания, обогащения словарного запаса, пространственного мышления, а так же подъема общего культурного уровня.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

Преимущества компьютеров жизни нашей группы:

  1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  2. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  3. движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  4. обладает стимулом познавательной активности детей;
  5. предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  6. в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  7. позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Помимо развивающих игр использую презентаций, которые оптимизируют и упрощают подготовку. Мультимедийные презентации позволяют мне представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Презентации использую как готовые  так сделанные и придуманные мной, а так же родителями.

 В процессе работы над данной темой осуществила их подборку на основные направления педагогической деятельности: непосредственно образовательная деятельность, режимные моменты, праздники и викторины..

Помимо данного программного продукта в процессе непосредственно образовательной деятельности с целью активизации познавательной деятельности детей можно использовать и другие средства ИКТ

Средства ИКТ в нашем детском саду:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор
  2. Принтер, сканер
  3. Видеомагнитофон, телевизор
  4. Фотоаппарат,видеокамера
  5. Музыкальный центр

Не менее важным считаю и использование сети Интернет

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета.  Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования. В Интернете можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских школах и детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования.

Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

В своей работе часто прибегаю к помощи следующих сайтов:

*http://dob.1september.ru/* http://festival.1september.ru/*http://bukvar.edu.ru*http://www.moi-detsad.ru/*http://www.detsadclub.ru*http://www.nicemama.com/*http://www.forchel.ru/*http://viki.rdf.ru/* http://900igr.net/*Detskie_prezentatsii.html

Поисковые системы сети Интернет предоставляют мне возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

Наш детский сад имеет свой сайт.(snegnica1971@rambler.ru) Наша группа имеет там свою страничку, с помощью которой мы поддерживаем связь с родителями и близкими ребенка. На ней содержится информация о конкурсах и их результатах, помещаются консультации необходимые родителям, видео моменты с участием детей,  а так же галерея детских рисунков.

Таким образом, предполагаю что, обучение дошкольников первичным навыкам использования коммуникативных технологий позволяет расширить кругозор ребенка, обогатить педагогический процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

В заключение хотелось бы отметить, что какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Укрепление детско – родительских отношений через досуговую деятельность".

Моя основная цель – гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий, научить родителей правильно заниматься с детьми в свободное время и выходные дни, содержа...

Опыт работы «Развитие связной диалогической речи через театрализованную деятельность»

«Развитие связной диалогической речи через театрализованную деятельность»  из  личного опыта работы Синицыной Т. В....

Опыт работы "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"

Методическая разработка по изодеятельности в технике пуантилизма (рисование точками)....

"Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками младшего возраста через организацию детского экспериментирования".

Представлен опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности и детскому экспериментированию  во 2 младшей группе....

"Опыт работы по коми разговорной речи через театрализованную деятельность"

В работе представлены материалы по обучению детей, не владеющих коми речью....

Опыт работы " Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование палочек Кюизенера".

Использование развивающего материала палочек Кюизенера с целью развития познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....