Из опыта использования компьютера в сочетании с занятиями психолога в дошкольном образовании
статья (подготовительная группа) на тему

Настоящая работа является продолжением поиска возможностей применения новых компьютерных технологий в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_ispolzovaniya_kompyutera.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта использования компьютера в сочетании с занятиями психолога в дошкольном образовании.

     Настоящая работа является продолжением поиска возможностей применения новых компьютерных технологий в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Занятия проводились в сочетании с деятельностью психолога по развитию коммуникативных способностей и познавательных функций у детей 5-7 летнего возраста. Преподавание велось в программной среде  «Мультиклиппация».

     С самого начала использования персонального компьютера как инструмента в воспитательо-образовательном процессе детей занятия не изолировались от основного педагогического процесса. Они сочетались с традиционными играми и проводились в соответствии с общим планом образовательных программ. Тематическая направленность компьютерных занятий коррелировалась с тематикой по развитию речи и математике.

     Год назад наши дети освоили «компьюторную грамоту», т.е. усвоили ряд определенных правил и последовательность действий с компьютером, научились применять их в своей деятельности. Они могли достаточно свободно работать на компьютере в программе Kid Pix. Это позволило нам использовать в процессе дальнейшего обучения новую программу «МультиКлиппация», в которой дети быстро научились применять основные возможности графического редактора: рисовать линии разной толщины и формы, выбирать определенный цвет палитры, строить прямоугольники и овалы. Приобретенные в новой программе навыки сделали занятия более интегрированными и в дальнейшем создали возможность для комплексирования работы на компьютере с выполнением заданий, подготовленных совместно с психологом детского сада.

     На индивидуальных занятиях по «подготовке руки к письму», проводимых психологом в группе, осуществлялось знакомство с тетрадным листом. В тетрадях в крупную клетку дети выполняли различные задания: рисовали простым карандашом палочки, дуги кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Затем постепенно переходили к более сложным рисункам. Таким образом, обучение сводилось к ориентировке в клетке, формированию умения обводить клетку, вести прямые линии по разлиновке в разных направления, соединять углы клеток по диагонали, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки и т.п. Данные занятия – это еще один из разделов проводимой работы, направленной на развитие графических навыков, сенсомоторного интеллекта и мелкой моторики руки. Развитие мелкой моторики способствовали также и лепка, и конструирование, и рисование, и шитье, и мозаика, и вырезание. Предпочтение отдавалось именно тому виду деятельности, который соответствовал плану образовательной программы в определенный период.

     Для развития темы по «подготовке руки к письму» был разработан цикл компьютерных занятий, за основу которых мы взяли работу в клетке, идентичной по размеру той, которая используется в тетрадях для первого класса. Такой вид деятельности был выбран не случайно. Исходя из предыдущего опыта выполнения детьми заданий в тетради, мы сделали  вывод, что именно работа с клеткой помогает более эффективно развивать у детей пространственную ориентацию, внимание и мелкую моторику руки. Отметим, что уровень сформированности мелкой моторики руки у ребенка во многом определяет успешность освоения им конструкторских, изобразительных и трудовых навыков письма и пр. Кроме того, разрабатывая программу этих комплексных занятий, мы также имели цель развивать у детей умение анализировать условия заданий, продумывать последовательность своих действий на всех этапах работы и корректировать их в случае допущенной ошибки.

     Первые задания на компьютере предлагались на закрепление тех способов и действий, которыми дет уже владели, с последовательным их усложнением. На первом занятии дети просто учились переносить по клеткам изображение с образца на экран монитора. Они должны уметь наблюдать, сравнивать, хорошо видеть клетку и соизмерять свой рисунок с образцом. Если работа вызывала у ребенка затруднения, то педагог точками намечал дальнейшие действия. На втором занятии готовые рисунки уже «заливались» краской, а на последующих – творческие задания оформлялись дополнительным сюжетом, для чего использовались знакомые инструменты графического редактора или с помощью преподавателя создавались также небольшие мультфильмы со связным сюжетом. Таким образом, в ходе выполнения заданий на компьютере, дети закрепляли и развивали навыки работы в клетке, данные им психологом на занятии.

     Итогом этой деятельности явилась проведенная диагностика готовности детей к школе. Полученные данные однозначно показали, что все дети, прошедшие цикл обучения по описанной выше методике, по основным показателям готовы к школе.

     Кроме достижения намеченных целей, как положительный момент необходимо отметить, что в отличие от работы в тетради, занятия на компьютере проходят более эмоционально, веселее. Дети демонстрируют свою заинтересованность в работе. Они могут пофантазировать, придумать с нарисованным в клетках персонажем интересную историю или сказку, озвучить ее.

     По нашему мнению, именно компьютерные занятия можно считать тем новым дополнительным методом обучения, который соответствует качественно новому содержанию и развитию ребенка. Он формирует самостоятельность, знания, умения и навыки, которые будут необходимы в дальнейшей учебной деятельности ребенка, способствует плавному переходу к обучению в школе.

     Данный материал напечатан в журнале «Обруч» №1, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютера в процессе развития и обучения детей дошкольного возраста

Режиссерская игра в программеKid Pix предоставляет ребенку большую свободу для самостоятельного творчества и персональной инициативы, позволяет активнее выразить свою фантазию....

Диспут для педагогов-психологов "Индивидуализация дошкольного образования. Особенности реализации"

Современное общество свободно от стериотипизации. Мы реже употребляем слова «инвалид», «даун», «дебил». В наш лексикон прочно вошло такое понятие как особый ребенок/человек.  Множество социальных...

Размышления воспитателя детского сада на тему: "Зачем психолог в дошкольном образовании?"

Размышления воспитателя зачем нужен психолог в детском саду?...

Мастер – класс «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР» (трансляция опыта работы в рамках ГМО для педагогов – психологов «Использование элементов песочной терапии на занятиях психолога ДОУ с деть

Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер - класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет...

Презентация опыта «Использование нетрадиционных технологий в конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Презентация опыта     «Использование нетрадиционных технологий  в конструктивной деятельности с детьми   дошкольного возраста»  «Исп...