педагогическая идея
статья по теме

Паулова Наталья Павловна

В статье представлен опыт работы по теме : "Духовно-нравственное воспитание детей чеез музыкальную деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_pedagogicheskaya_ideya_2.docx44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущая педагогическая идея

Не вызывает сомнения, что российское общество переживает в настоящее время не лучшие времена. Сложившееся положение является отражением перемен, происходящих в общественном сознании и государственной политике. Сегодняшнее время – время парадоксов, это время высокоразвитой материальной цивилизации и вместе с тем – глубокого невежества. Интересы людей все более смещаются в материальную сторону, т.е. обустраивается, украшается жизнь внешнего человека, а духовный, истинный человек умирает. Современный человек как бы выпал из норм духовной жизни. Он ослабил свое внимание к таким коренным понятиям, как семья, честь, верность, ответственность, милосердие. «Многочисленные страсти заполонили тернием сердца и подавили те вечные начала, без которых духовная жизнь невозможна. Но жизнь человека ценна именно духом. Совестью, разумом, глубиной чувств человек являет в себе именно человека». (Протоиерей Иоанн Гончаров)

Восстановление традиционной духовности и нравственности становится приоритетной задачей нашего государства, народа и каждого человека. Решению задач духовно-нравственного воспитания на основе культурных традиций способствуют постановления Правительства РФ, приказы Минобрнауки РФ.  Статья 14 Закона РФ «Об образовании» гласит о том, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности». В соответствии с нормами «Конвенции о правах ребенка» образование ребенка должно быть направлено на: «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и цивилизациям, отличным от его собственной». Из всего этого следует, что приобщение детей к духовно-нравственным ценностям на основе традиционной национальной культуры – это еще и форма реализации прав детей и их родителей на получение образования.

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Известно, что основой для духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.

Мне, как педагогу, не безразлично какими вырастут наши дети. Не важно, получат ли они музыкальное образование, но у них должны быть народные корни, раскрывающие ребенку красоту души своего народа.  Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается.

Наряду с праздниками государственными и праздниками детского сада, в детском саду стали традиционными праздники народные и православные.

Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший  и обильнейший источник познания народной жизни. Действительно, в них есть красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть. Церковные праздники всегда были особо почитаемы русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта – без чего мы не полны, не цельны.

Связь традиционных укладов с циклами природы, ритуальная организация труда, быта, насыщенность обрядов яркими впечатлениями, и накладывающийся на бытовые ритмы циклический ряд праздников, постоянно возвращающий человека к проживанию и эмоциональному сопереживанию героических и трагических событий исторического эпоса, создают многорядовую, циклическую, ритмическую организацию жизни ребенка и создают календарную основу жизни детского сада. Создать такую годовую основу помогла разработка кандидата педагогических наук Алексея Мороз.

Годовой календарный круг – это русская национальная система организации астрономического года, как завершенного цикла. На протяжении уже нескольких лет работаю на основе этой модели духовно-нравственного воспитания. Одним из начал духовно-нравственной личности является приобщение детей к музыкальному искусству.  Важно уже в дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, пробудить сопереживание музыке. Музыкальное воспитание в нашем детском саду неразрывно связано с фольклором, т.к. традиции народа и его музыкальная культура – это богатейшее наследие, формирующее основы патриотических чувств и духовности дошкольников. А сила действия  произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности ребенка. Поэтому дети – не только активные слушатели и зрители, но и активные исполнители песен, плясок,  хороводов, музыкальных игр. Каждый из видов деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и поэтому оказывает свое ничем не заменимое влияние на духовно – нравственное развитие.

Песни, хороводы, музыкальные игры, пляски, шумовые и звуковые оркестры

объединяют детей, создают радостное, светлое настроение, но они требуют преодоления трудностей, проявления доброжелательности, отзывчивости, терпения, умения согласовывать свое поведение с поведением других детей.

Все это влияет на развитие общей музыкальности. У детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры.

Работа по приобщению дошкольников к духовно-нравственным ценностям  строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, т.к. основы воспитания закладываются в семье. Для активизации работы с родителями разработан план работы, в котором отражаются разнообразные формы взаимодействия: дни открытых дверей, вечера встреч, совместные праздники, организация тематических выставок к праздникам, походы к памятникам и др. Педагогика сотрудничества позволяет влиять на взаимное духовное обогащение и раскрывать в ребенке сплетение духовных дарований.

«Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздники для ребенка совсем не то, что для нас, что это – действительно событие в годовой детской жизни, и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными традициями – вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства». /К.Д.Ушинский/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая идея "К здоровой семье через детский сад"

Основная цель данного проекта  - это вовлечение  родителей в воспитательно- образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить  интерес...

Ведущая педагогическая идея.

Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание....

Педагогическая идея: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента».

Педагогическая  идея:«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента»....

педагогическая идея

мысли в слух...

педагогическая идея

педагогическая идея для воспитателя года...

педагогическая идея

выступление на педсовете...