Ведущая педагогическая идея.
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Малова Инна Николаевна

Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_4.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

И.Н. Малова

МАОУ НШ - детский сад № 72, Калининград.

Ведущая педагогическая идея.

         

     В основе ведущей идеи моей работы лежит формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание путем  внедрения различных видов деятельности и включение всех анализаторов (зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных) в образовательную деятельность по экологии, которые позволят ему реализовать свои познавательные способности, в интересной, игровой форме, обогатить словарь, развить коммуникативные умения,  интерес и активность.          

     В ряде научных публикаций познавательная активность детей дошкольного возраста рассматривается как проявление самостоятельности, инициативы, творчества.

     Я считаю, что далеко не всякая интеллектуальная деятельность приводит к развитию способностей, а лишь та, что связана с резко выраженными положительными эмоциями. Иначе говоря, воспитание познавательной активности связывается с познавательным интересом к окружающему.

     Реализация этой идеи потребовала создания определённой системы работы по экологическому воспитанию.

     Одним из главных условий работы по теме является создание развивающей среды, применение  наглядного материала: картин, муляжей, реальных предметов, игрушек, карточек, театральных персонажей, музыки, логоритмических упражнений и т.д., поскольку основой содержания познавательной деятельности детей является чувственное познание.

     Именно правильно организованное восприятие даёт  ребёнку правильные сведения о предметах, явлениях, их разнообразных внешних качествах, создаёт их образы. Абстрактное и конкретное, рациональное и чувственное в познании ребёнком окружающего способствует возникновению ассоциативных связей.

     Большое внимание уделяется обогащению зрительного опыта детей ещё и потому, что полученные образы у дошкольника крайне неустойчивы и легко изменяются. Усвоение материала происходит тем глубже и полнее, чем более эмоционален ребёнок, чем радостнее его переживание.

     Еще одним условием для успешной реализации моей темы является комплексно – тематическое планирование в соответствии с ФГОС, предусматривающее интеграцию педагогических областей и педагогической деятельности

      Предлагаемая система позволяет решать следующие задачи:

  • расширить и уточнить, систематизировать представления детей о растительном и животном мире природы;
  • конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и животных;
  • учить различать по внешнему виду и правильно называть объект изучения. У
  • уметь сравнивать;
  • развивать интерес к родному краю;
  • учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
  • учить наблюдать различные явления природы;
  • закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;
  • закрепить умение правильно вести себя в природе.

    Наши занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.

    В области экологического образования интегрированные занятия играют не менее важную роль: мы развиваем эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формируем экологические представления об окружающем.

Работая по данной теме, в течение трех лет мною было разработано тематическое планирование по каждому возрасту.

     Опираясь на  методики по экологическому воспитанию и в связи с утверждением и внедрением новых государственных требований к структуре дошкольного образования, возникла необходимость использовать путь интеграции.  Говоря об интеграции в экологическом образовании, следует отметить мероприятия, которые я использую в своей работе. Прежде всего, это интегрированная образовательная деятельность, где в рамках одной темы решаются разные задачи развития детей, и  строится на разных видах деятельности.

    Разработана система экскурсий.

Экскурсии с детьми 6 - 7 лет в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные, эстетические. Экскурсия по своей организации является комплексным мероприятием: его планируют, обдумывают, готовят сразу несколько взрослых – эколог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, воспитатель – методист, воспитатель группы.

     Во время экскурсий уделяется особое внимание созданию проблемных ситуаций, используется художественное слово, словесные  игры, отгадывание загадок.  Большое  значение среди этих мероприятий, имеют наблюдения – они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения, опыта посещения детьми экосистем.

       Разработала авторский календарь природы для детей       

   Широко использую сюжетно - ролевой игры в экологическом образовании детей. Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую игру называют игровой обучающей ситуацией (ИОС). ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно – ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

  • она имеет короткий и несложный сюжет;
  • оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство;
  • в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей;
  • игру проводит воспитатель;
  • воспитатель руководит всей игрой.

     Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой:

  • Игровые обучающие ситуации с игрушками- аналогами
  • Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

                    Данные ситуации связаны с использованием кукол.    

                    Изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых  

                    детям.

  • Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

Путешествия - это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, ферм, зоопарка, салона природы, в экскурсии, походы, экспедиции, поездки. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная роль в игре руководителя.

     Таким образом, на сегодняшний день педагогический процесс обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

      Включение родителей в нашу работу обязательно.

Результативность работы.

    Результатами моей работы считаю сформированную познавательную активность детей, связанную с экологическим воспитанием. Повысился интерес детей к объектам живой и неживой природы; вопросы детей носят познавательный характер; повысился уровень экологической воспитанности детей; качественно изменилось отношение детей к природе.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая идея

В статье представлен опыт работы по теме : "Духовно-нравственное воспитание детей чеез музыкальную деятельность"...

Педагогическая идея "К здоровой семье через детский сад"

Основная цель данного проекта  - это вовлечение  родителей в воспитательно- образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить  интерес...

Педагогическая идея: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента».

Педагогическая  идея:«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента»....

педагогическая идея

мысли в слух...

педагогическая идея

педагогическая идея для воспитателя года...

педагогическая идея

выступление на педсовете...