Коррекционная работа с детьми имеющих отклонения в поведении
материал (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Программа коррекционно-развивающей работы
с агрессивными детьми.
Цель: снижение агрессии во взаимоотношениях со сверстниками, развитие навыков общения.
Задачи:
1. Коррекция поведения с помощью ролевых игр
2. Формирование адекватных форм поведения
3. Учить осознавать свое поведение
4. Развивать выразительность движений, регулировать поведение в коллективе.
5. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
Структура занятия включает следующие элементы:
* Ритуал приветствия
* разминка
* основное содержание (4 упражнения)
* рефлексию (в рисунках)
* ритуал прощания.
Форма работы- групповая в свободное от занятий время.
Методы и техника работы-психогимнастика, игротерапия, ИЗО терапия, музыкотерапия, пальчиковые игры, сказкотерапия, этюды.
Длительность- 30 минут, 1 раз в неделю.
Содержание занятий:
Занятие 1. «Знакомство»
Ритуал приветствия (дарим улыбку окружающим)
1. Игра «Интервью»
Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии.
Ведущий, используя микрофон, по очереди подходя к каждому ребенку, представляется журналистом и просит его сказать несколько слов о себе.
2. Игра «Дракон кусает свой хвост»
Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
3. Игра «Баржа»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.
Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч, т.е. «грузят баржу»: например. Все слова на «Н» (ножницы. Нарциссы, налим).
4. Игра «Связующая нить»
Цель: формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим.
Ритуал прощания ( пение песни «Улыбка)
Занятие 2. «Настроение»
Ритуал приветствия
1. Игра «Изучение тарабарского языка»
Цель: создание позитивного настроения, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению.
Ведущий говорит детям, что сегодня они научатся говорить на иностранном языке- тарабарском. Затем сначала рассказывает сам, а потом предлагает детям сказать какое-нибудь предложение, рассказать стихотворение или спеть песенку.
2. Инсценировка сказки «Репка»
Цель: снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.
3. Рисование своего настроения
Цель: упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги.
4. Игра «Колокол»
Цель: сплочение группы. Эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Дети становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.
Ритуал прощания.
Занятие 3. «Мы тебя любим»
Ритуал приветствия.
1. Игра «Связующая нить»
Дети, передавая клубок, говорят о том, что они хотят.
2. Игра «Подари улыбку»
Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа.
Что чувствовали? Какое сейчас настроение?
3. Игра «Презентация рисунка»
Цель: развитие умения адекватно выразить свое эмоциональное состояние , повышение самооценки.
Каждый ребенок по очереди становится в круг и рассказывает о своем рисунке. Остальные в роли журналистов.
4. Игра –танец «Представь себя…»
Цель: создание позитивного настроения, сплочение группы, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению, возможность посмотреть на себя со стороны.
Участники образуют большой круг. Каждый участник по очереди выходит в центр и называет свое придуманное имя . Например: «Я- Золушка». При этом выполняет движение, характерное для выбранного персонажа.
5. Игра «Ласковое имя»
Цель: создание позитивного настроения, развитие чувства доверия участников друг к другу. Формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.
Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты (ласкательные) имени участника, стоящего в центре круга, и как бы «дарят» их.
6. Игра «Мы тебя любим»
Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.
Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, его хором называют по имени, которое он предложит 3 раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим».
Ритуал прощания.
Занятие 4. «Все мы чем-то похожи»
Ритуал приветствия.
1. Игра «Связующая нить»
Цель: сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.
Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просить всех закрыть глаза и передать какой-нибудь сигнал. Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал.
2. Танец «Цветок»
Цель: энергетическая подпитка. Восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему «Я».
3. Игра «Зеркало»
Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль. Преодоление неуверенности.
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом разбиваясь на пары. Один человек в паре- водящий, другой- «зеркало». Водящий смотрится в зеркало, а оно отражает все его движения.
4. Сочинение сказки.
Цель: развитие умения выразить свое эмоциональное состояние.
Ритуал прощания.
Занятие 5. «Взаимоотношения»
Ритуал приветствия.
1. игра «Связующая нить»
Цель: физический контакт. Возможность почувствовать друг друга, настроится на сотрудничество и взаимопонимание.
Участникам необходимо разбиться на пары, встать спина к спине и попробовать медленно, не отрывая спины от спины партнера, сесть на пол. И точно так же встать.
2. Танец «Свободы и победы»
Цель: снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочению группы.
3. Игра «Обзывалки»
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
«Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия овощей, помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное».
4. Игра «Взаимоотношения»
Цель: формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру. Формирование у детей моральных представлений.
Игра построена на обсуждении стихотворения Л.Кузьмина «Дом с колокольчиком»
Стоит небольшой
старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка,
Седая- седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи, не стесняйся, дружок.-
На стол самовар поставит.
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если, но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет Баба-яга,
И не видать тебе сказки
И не видать пирога.
5. «Колокол»
Цель: сплочение группы. Эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Дети становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.
Ритуал прощания.
Занятие 6. «Хорошо нам вместе»
Ритуал приветствия
1. Игра «Закончи предложение»
Цель: повышение уверенности в себе, в своих силах.
Ребенку предлагается закончить каждое из предложений:
-Я умею…
-Я могу…
-Я хочу…
2. Игра «Разведчики»
Цель: развитие наблюдательности, памяти. Коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности.
Из группы выбирается «разведчик» и «командир», остальные «отряд». В зале стулья расставлены хаотично. «Разведчик» проходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был ему показан «разведчиком».
3. Игра «Жужжа»
Цель: учить детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.
«Жужжа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят. «Жужжа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиком, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».
4. Игра «Аэробус»
Цель: учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать. Что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие.
5. игра «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ритуал прощания.
Занятие 7. «Тих-тиби-дух»
Ритуал приветствия.
1. Игра «Рубка дров»
Цель: снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях, развитие групповой сплоченности.
Участники встают в один большой круг и крепко держатся за руки. Один из участников должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только это ему удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем.
После выполнение упражнения обязательно обсуждение.
-Что вы почувствовали, когда были частью круга?
- Что вы почувствовали, когда пытались проникнуть в круг?
- Что почувствовали, когда получилось проникнуть в круг?
2. Игра «Тих-тиби-дух!»
Цель: снять негативные настроения и восстановить силы.
3. Игра «Глаза в глаза»
Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по столу. Смотрите друг на друга только в глаза и , чувствуя руки, попробуйте молча передать разные состояния: «я грущу». «мне весело».
4. Ритуал прощания.
Занятие 8. «Технология успеха»
Ритуал приветствия.
1. Игра «День рождения»
Цель: сплотить группы, дать возможность высказать свои обиды, снять разочарование.
Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.
2. Игра «Якательный перевод»
Цель: учить справляться с негативными эмоциями.
Предполодим, что у ребенка конфликт с каким-то человеком. Он описывает этот конфликт. А затем заменяет в тексте имя оппонента и местоимения. Указывающие на него, на «Я». Полезно вообще заменить все имена и местоимения на «Я».
3. Игра «Зайчики»
Цель: научить задерживать внимание ребенка на разнообразных мышечных ощущениях, различать и сравнивать их.
4. игра «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ритуал прощания.
Занятие 9. «Курс начинающего волшебника»
Ритуал приветствия.
1. Игра «Связующая нить»
Цель: формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим.
2. Игра «Бумажные мячики»
Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
3. Игра «Два барана»
Цель: снять невербальную агрессию. Предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
4. Игра «Попроси игрушку»
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
5. Сказка «Баржа»
6. Игра «Колокол»
Цель: сплочение группы. Эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Дети становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.
Ритуал прощания.
Занятие 10. «Душевная погода»
Ритуал приветствия.
1. Игра «Связующая нить»
Цель: формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим.
2. Игра «Слепой танец»
Цель: развитие навыков самоконтроля, укрепление доверия к другим людям, снятие страхов.
Танец парный. Один из партнеров будет «слепым», ему завязывают глаза.
После выполнения упражнения обязательно обсуждение:
- Чувствовали ли вы себя уверенно со своим партнером, когда у вас были завязаны глаза?
- Как больше нравилось танцевать- с открытыми глазами или закрытыми? Почему?
3. Игра «Кораблик»
Цель: повышение уверенности в себе, снятие страхов.
4. Игра «Мы тебя любим»
Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.
Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, его хором называют по имени, которое он предложит 3 раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим».
5. Игра «Колокол»
Цель: сплочение группы. Эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Дети становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.
Ритуал прощания.
Занятие 11. «Несуществующее животное»
Ритуал приветствия.
1. Игра «Несуществующее животное»
Цель: сплотить группу, развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, развитие коммуникативных навыков.
2. Игра «Найди свою пару»
Цель: снять эмоциональное напряжение, развитие выразительного поведения (мимика, пантомимика), внимания.
3. Игра «Маленькое привидение»
Цель: учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
4. Сказка «Зверь, птица, небылица»
Цель: развитие внимания, гибкости и быстроты мышления, памяти, фантазии, снятие эмоционального напряжения.
5. Игра «Презентация»
Участники высказывают пожелание: «А вот бы …»
6. Игра «Колокол»
Цель: сплочение группы. Эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Дети становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.
Ритуал прощания.
Занятие 12. «Наша дружная группа»
Ритуал приветствия.
1. Игра «Связующая нить»
Цель: формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим.
2. Игра «Комплимент»
Цели: создание позитивного настроения, умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом, развитие эмпатии.
3. Танец «Распускающийся бутон»
Цель: создание позитивного настроения, активизация совместной деятельности, развитие умения синхронизировать свои действия с действиями других.
Группа садится на пол и берется за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не отпуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться (отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.
4. Игра «Дружная семья»
Цель: развитие эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста, отражение сложившихся отношений в игровой группе.
5. Рисование на тему «Наша дружная группа»
Цель: влияние на поведение детей, они делаются спокойнее и доступнее. Улучшается общение со сверстниками, закрепляются в рисунке впечатления, полученные от игры, выявляются страхи.
6. Игра «Колокол»
Цель: сплочение группы. Эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Дети становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.
Ритуал прощания.
Занятие 13. «Маскарад»
Ритуал приветствия.
1. Игра «Связующая нить»
Цель: формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим.
2. Игра «Подари улыбку»
Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа.
Что чувствовали? Какое сейчас настроение?
3. Игра «Презентация рисунка»
Цель: развитие умения адекватно выразить свое эмоциональное состояние , повышение самооценки.
Каждый ребенок по очереди становится в круг и рассказывает о своем рисунке. Остальные в роли журналистов.
4. Игра –танец «Представь себя…»
Цель: создание позитивного настроения, сплочение группы, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению, возможность посмотреть на себя со стороны.
Участники образуют большой круг. Каждый участник по очереди выходит в центр и называет свое придуманное имя . Например: «Я- Золушка». При этом выполняет движение, характерное для выбранного персонажа.
5. Игра «Колокол»
Цель: сплочение группы. Эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Дети становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.
Ритуал прощания.
Психологическая служба. Рекомендуемая тактика поведения взрослого
В зависимости от нарушений поведения у детей.
Виды нарушений поведения у ребенка | Тактика поведения |
негативизм | Игнорирование взрослыми нежелательного поведения, стимуляция удивления через неожиданность, новизну. |
демонстративность | Игнорирование нежелательного поведения, коррекция состояния путем выдвижения ребенка на роль ведущего |
агрессивность | Стимуляция гуманных чувств, ориентация на состояние другого, осознание особенностей своего состояния, запрещение игровой активности ребенка. |
Застенчивость | Ориентация на эмоциональное состояние другого: стимуляция юмора и положительных эмоций, речевой активности и телесного контакта. |
Конфликтность | Переживание чувства уверенности и успеха у ребенка: стимуляция гуманных чувств к другому. |
Обидчивость | Положительное подкрепление результатов в игре, стимуляция юмора |
Страхи | Стимуляция положительных эмоций, преодоление страха через моделирование страшных ситуаций. |
Дурашливость | Игнорирование нежелательного поведения, выбор ребенком альтернативного поведения. |
Неумение отказать | Положительное подкрепление реальных и предполагаемых результатов, стимуляция положительных эмоций, самоуважения. |
Заторможенность | Стимуляция положительных эмоций, психомоторной активности, чувства юмора и телесного контакта. |
Дефицит внимания | Стимуляция умственной активности, переключение, варьирование, упрощение, усложнение игровых заданий, правил игры. |
Упражнения на коррекцию конфликтности
- Я крестик нарисую, а ты скорее его зачеркни- У меня лист бумаги, и у тебя тоже! Кто больше
Программа коррекционно- развивающей
работы с агрессивными детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фитбол-гимнастики в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Новая форма непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию, коррекции осанки у детей с нарушенем опорно-двигательного аппарата - фитбол-гимнастика....
Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии
В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...
Современные технологии в работе с детьми имеющие отклонения в здоровье.Обмен опыта.
Работая с детьми санаторных групп мы стараемся,чтобы детям были предоставлены возможносьти поправить своё здоровье,усилить меры охраны здоровья,привить любовь к своему здоровью.Й как нам кажется...
Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии.
"У каждого ребенка свободное место , и если мы не заполним его чем-то увлекательным интересным и полезным для него , он сам заполнит его чем-то увлекательным , интересным и , возможно , вредным"...
Использование коммуникативных игр в работе с дошкольниками, имеющими отклонения в поведении
Жизнь—самая большая ценность, какой обладает человек.А самая большая роскошь в этой жизни—«это роскошь общения»....
Консультация «Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (УО, РДА)»
Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (УО, РДА)...
Проект " Песочная терапия как здоровье сберегающий компонент в коррекционной работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии"
Игра с песком-это естественная и доступная форма деятельности для ребенка. Еще Д. Ушинский говорил: " Самая лучшая игр...