Коррекционная работа с детьми имеющих отклонения в поведении
материал (старшая группа) по теме

Рудницкая Ольга Михайловна

Дети склонные к агрессивному поведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ppogramma_s_agress_detmi.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекционно-развивающей работы

с агрессивными детьми.

Цель: снижение агрессии во взаимоотношениях со сверстниками, развитие навыков общения.

Задачи:

1. Коррекция поведения с помощью ролевых игр

2. Формирование адекватных форм поведения

3. Учить осознавать свое поведение

4. Развивать выразительность движений, регулировать поведение в коллективе.

5. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

Структура занятия включает следующие элементы:

* Ритуал приветствия

* разминка

* основное содержание (4 упражнения)

* рефлексию (в рисунках)

* ритуал прощания.

Форма работы- групповая в свободное от занятий время.

Методы и техника работы-психогимнастика, игротерапия, ИЗО терапия, музыкотерапия, пальчиковые игры, сказкотерапия, этюды.

Длительность- 30 минут, 1 раз в неделю.

Содержание занятий:

Занятие 1. «Знакомство»

Ритуал приветствия (дарим улыбку окружающим)

1. Игра «Интервью»

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии.

Ведущий, используя микрофон, по очереди подходя к каждому ребенку, представляется журналистом и просит его сказать несколько слов о себе.

2. Игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

3. Игра «Баржа»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.

Участники становятся в круг и  называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч, т.е. «грузят баржу»: например. Все слова на «Н» (ножницы. Нарциссы, налим).

4. Игра «Связующая нить»

Цель: формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.

Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим.

Ритуал прощания ( пение песни «Улыбка)

Занятие 2. «Настроение»

Ритуал приветствия

1. Игра «Изучение тарабарского языка»

Цель: создание позитивного настроения, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению.

Ведущий говорит детям, что сегодня они научатся говорить на иностранном языке- тарабарском. Затем сначала рассказывает сам, а потом предлагает детям сказать какое-нибудь предложение, рассказать стихотворение или спеть песенку.

2. Инсценировка сказки «Репка»

Цель: снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.

3. Рисование своего настроения

Цель: упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги.

4. Игра «Колокол»

Цель: сплочение группы. Эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Дети становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.

Ритуал прощания.

Занятие 3. «Мы тебя любим»

Ритуал приветствия.

1. Игра «Связующая нить»

Дети, передавая клубок, говорят о том, что они хотят.

2. Игра «Подари улыбку»

Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа.

Что чувствовали? Какое сейчас настроение?

3. Игра «Презентация рисунка»

Цель: развитие умения адекватно выразить свое эмоциональное состояние , повышение самооценки.

Каждый ребенок по очереди становится в круг и рассказывает о своем рисунке. Остальные в роли журналистов.

4. Игра –танец «Представь себя…»

Цель: создание позитивного настроения, сплочение группы, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению, возможность посмотреть на себя со стороны.

Участники образуют большой круг. Каждый участник по очереди выходит в центр и называет свое придуманное имя . Например: «Я- Золушка». При этом выполняет движение, характерное для выбранного персонажа.

5. Игра «Ласковое имя»

Цель: создание позитивного настроения, развитие чувства доверия участников друг к другу. Формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.

Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты (ласкательные) имени участника, стоящего в центре круга, и как бы «дарят» их.

6. Игра «Мы тебя любим»

Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.

Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, его хором называют по имени, которое он предложит 3 раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим».

Ритуал прощания.

Занятие 4. «Все мы чем-то похожи»

Ритуал приветствия.

1. Игра «Связующая нить»

Цель: сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.

Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просить всех закрыть глаза и передать какой-нибудь сигнал. Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал.

2. Танец «Цветок»

Цель: энергетическая подпитка. Восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему «Я».

3. Игра «Зеркало»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль. Преодоление неуверенности.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом разбиваясь на пары. Один человек в паре- водящий, другой- «зеркало». Водящий смотрится в зеркало, а оно отражает все его движения.

4. Сочинение сказки.

Цель: развитие умения выразить свое эмоциональное состояние.

Ритуал прощания.

Занятие 5. «Взаимоотношения»

Ритуал приветствия.

1. игра «Связующая нить»

Цель: физический контакт. Возможность почувствовать друг друга, настроится на сотрудничество и взаимопонимание.

Участникам необходимо разбиться на пары, встать спина к спине и попробовать медленно, не отрывая спины от спины партнера, сесть на пол. И точно так же встать.

2. Танец «Свободы и победы»

Цель: снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочению группы.

3. Игра «Обзывалки»

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

«Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия овощей, помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное».

4. Игра «Взаимоотношения»

Цель: формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру. Формирование у детей моральных представлений.

Игра построена на обсуждении стихотворения Л.Кузьмина «Дом с колокольчиком»

Стоит небольшой

старинный

Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь, то поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая- седая старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

- Входи, не стесняйся, дружок.-

На стол самовар поставит.

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если, но если, но если

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет Баба-яга,

И не видать тебе сказки

И не видать пирога.

5. «Колокол»

Цель: сплочение группы. Эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Дети становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.

Ритуал прощания.

Занятие 6. «Хорошо нам вместе»

Ритуал приветствия

1. Игра «Закончи предложение»

Цель: повышение уверенности в себе, в своих силах.

Ребенку предлагается закончить каждое из предложений:

-Я умею…

-Я могу…

-Я хочу…

2. Игра «Разведчики»

Цель: развитие наблюдательности, памяти. Коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности.

Из группы выбирается «разведчик» и «командир», остальные «отряд». В зале стулья расставлены хаотично. «Разведчик» проходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был ему показан «разведчиком».

3. Игра «Жужжа»

Цель: учить детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

«Жужжа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят. «Жужжа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиком, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

4. Игра «Аэробус»

Цель: учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать. Что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие.

5. игра «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ритуал прощания.

Занятие 7. «Тих-тиби-дух»

Ритуал приветствия.

1. Игра «Рубка дров»

Цель: снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях, развитие групповой сплоченности.

Участники встают в один большой круг и крепко держатся за руки. Один из участников должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только это ему удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем.

После выполнение упражнения обязательно обсуждение.

-Что вы почувствовали, когда были частью круга?

- Что вы почувствовали, когда пытались проникнуть в круг?

- Что почувствовали, когда получилось проникнуть в круг?

2. Игра «Тих-тиби-дух!»

Цель: снять негативные настроения и восстановить силы.

3. Игра «Глаза в глаза»

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по столу. Смотрите друг на друга только в глаза и , чувствуя руки, попробуйте молча передать разные состояния: «я грущу». «мне весело».

4. Ритуал прощания.

Занятие 8. «Технология успеха»

Ритуал приветствия.

1. Игра «День рождения»

Цель: сплотить группы, дать возможность высказать свои обиды, снять разочарование.

Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

2. Игра «Якательный перевод»

Цель: учить справляться с негативными эмоциями.

Предполодим, что у ребенка конфликт с каким-то человеком. Он описывает этот конфликт. А затем заменяет в тексте имя оппонента и местоимения. Указывающие на него, на «Я». Полезно вообще заменить все имена и местоимения на «Я».

3. Игра «Зайчики»

Цель: научить задерживать внимание ребенка на разнообразных мышечных ощущениях, различать и сравнивать их.

4. игра «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ритуал прощания.

Занятие 9. «Курс начинающего волшебника»

Ритуал приветствия.

1. Игра «Связующая нить»

Цель: формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.

Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим.

2. Игра «Бумажные мячики»

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

3. Игра «Два барана»

Цель: снять невербальную агрессию. Предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

4. Игра «Попроси игрушку»

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

5. Сказка «Баржа»

6. Игра «Колокол»

Цель: сплочение группы. Эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Дети становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.

Ритуал прощания.

Занятие 10. «Душевная погода»

Ритуал приветствия.

1. Игра «Связующая нить»

Цель: формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.

Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим.

2. Игра «Слепой танец»

Цель: развитие навыков самоконтроля, укрепление доверия к другим людям, снятие страхов.

Танец парный. Один из партнеров будет «слепым», ему завязывают глаза.

После выполнения упражнения обязательно обсуждение:

- Чувствовали ли вы себя уверенно со своим партнером, когда у вас были завязаны глаза?

- Как больше нравилось танцевать- с открытыми глазами или закрытыми? Почему?

3. Игра «Кораблик»

Цель: повышение уверенности в себе, снятие страхов.

4. Игра «Мы тебя любим»

Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.

Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, его хором называют по имени, которое он предложит 3 раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим».

5. Игра «Колокол»

Цель: сплочение группы. Эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Дети становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.

Ритуал прощания.

Занятие 11. «Несуществующее животное»

Ритуал приветствия.

1. Игра «Несуществующее животное»

Цель: сплотить группу, развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, развитие коммуникативных навыков.

2. Игра «Найди свою пару»

Цель: снять эмоциональное напряжение, развитие выразительного поведения (мимика, пантомимика), внимания.

3. Игра «Маленькое привидение»

Цель: учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

4. Сказка «Зверь, птица, небылица»

Цель: развитие внимания, гибкости и быстроты мышления, памяти, фантазии, снятие эмоционального напряжения.

5. Игра «Презентация»

Участники высказывают пожелание: «А вот бы …»

6. Игра «Колокол»

Цель: сплочение группы. Эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Дети становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.

Ритуал прощания.

Занятие 12. «Наша дружная группа»

Ритуал приветствия.

1. Игра «Связующая нить»

Цель: формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.

Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим.

2. Игра «Комплимент»

Цели: создание позитивного настроения, умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом, развитие эмпатии.

3. Танец «Распускающийся бутон»

Цель: создание позитивного настроения, активизация совместной деятельности, развитие умения синхронизировать свои действия с действиями других.

Группа садится на пол и берется за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не отпуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться (отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.

4. Игра «Дружная семья»

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста, отражение сложившихся отношений в игровой группе.

5. Рисование на тему «Наша дружная группа»

Цель: влияние на поведение детей, они делаются спокойнее и доступнее. Улучшается общение со сверстниками, закрепляются в рисунке впечатления, полученные от игры, выявляются страхи.

6. Игра «Колокол»

Цель: сплочение группы. Эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Дети становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.

Ритуал прощания.

Занятие 13. «Маскарад»

Ритуал приветствия.

1. Игра «Связующая нить»

Цель: формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.

Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим.

2. Игра «Подари улыбку»

Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа.

Что чувствовали? Какое сейчас настроение?

3. Игра «Презентация рисунка»

Цель: развитие умения адекватно выразить свое эмоциональное состояние , повышение самооценки.

Каждый ребенок по очереди становится в круг и рассказывает о своем рисунке. Остальные в роли журналистов.

4. Игра –танец «Представь себя…»

Цель: создание позитивного настроения, сплочение группы, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению, возможность посмотреть на себя со стороны.

Участники образуют большой круг. Каждый участник по очереди выходит в центр и называет свое придуманное имя . Например: «Я- Золушка». При этом выполняет движение, характерное для выбранного персонажа.

5. Игра «Колокол»

Цель: сплочение группы. Эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Дети становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.

Ритуал прощания.

Психологическая служба. Рекомендуемая тактика поведения взрослого

В зависимости от нарушений поведения у детей.

Виды нарушений

поведения у ребенка

Тактика поведения

негативизм

Игнорирование взрослыми нежелательного поведения, стимуляция удивления через неожиданность, новизну.

демонстративность

Игнорирование нежелательного поведения, коррекция состояния путем выдвижения ребенка на роль ведущего

агрессивность

Стимуляция гуманных чувств, ориентация на состояние другого, осознание особенностей своего состояния, запрещение игровой активности ребенка.

Застенчивость

Ориентация на эмоциональное состояние другого: стимуляция юмора и положительных эмоций, речевой активности и телесного контакта.

Конфликтность

Переживание чувства уверенности и успеха у ребенка: стимуляция гуманных чувств к другому.

Обидчивость

Положительное подкрепление результатов в игре, стимуляция юмора

Страхи

Стимуляция положительных эмоций, преодоление страха через моделирование страшных ситуаций.

Дурашливость

Игнорирование нежелательного поведения, выбор ребенком альтернативного поведения.

Неумение отказать

Положительное подкрепление реальных и предполагаемых результатов, стимуляция положительных эмоций, самоуважения.

Заторможенность

Стимуляция положительных эмоций, психомоторной активности, чувства юмора и телесного контакта.

Дефицит внимания

Стимуляция умственной активности, переключение, варьирование, упрощение, усложнение игровых заданий, правил игры.

Упражнения на коррекцию конфликтности

- Я крестик нарисую, а ты скорее его зачеркни- У меня лист бумаги, и у тебя тоже! Кто больше

           

            Программа  коррекционно- развивающей

                     работы   с агрессивными детьми.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фитбол-гимнастики в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Новая форма непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию, коррекции осанки у детей с нарушенем опорно-двигательного аппарата  -  фитбол-гимнастика....

Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии

В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...

Современные технологии в работе с детьми имеющие отклонения в здоровье.Обмен опыта.

Работая с детьми санаторных групп мы стараемся,чтобы детям были предоставлены возможносьти поправить своё здоровье,усилить  меры охраны здоровья,привить любовь к своему здоровью.Й как нам кажется...

Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии.

"У каждого ребенка свободное место , и если мы не заполним его чем-то увлекательным интересным и полезным для него , он сам заполнит его чем-то увлекательным , интересным и , возможно , вредным"...

Использование коммуникативных игр в работе с дошкольниками, имеющими отклонения в поведении

Жизнь—самая большая ценность, какой обладает человек.А самая большая роскошь в этой жизни—«это роскошь общения»....

Консультация «Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (УО, РДА)»

Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (УО, РДА)...

Проект " Песочная терапия как здоровье сберегающий компонент в коррекционной работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии"

                    Игра с песком-это естественная и доступная форма деятельности для ребенка. Еще Д. Ушинский говорил: " Самая лучшая игр...