Выступление.«Формирование у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к своему здоровью»
материал (старшая группа) на тему

Прохорова Марина Анатольевна

Здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon untitled0.doc55.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

1.        Актуальность проблемы.

2.        Диагностика знаний детей о необходимости заботливого отношения к
здоровью.

  1. Цели и задачи работы.
  2. Этапы работы.
  3. Итоги работы.
  4. Список литературы

XXI век характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной сферы, что ведет к физическим, психическим, нравственным изменениям в каждом человеке отдельно и в человеческом обществе в целом.

Но особенно такие перемены отражаются на здоровье человека. Здоровье детей связано с условиями их жизни, особенностями обучения и воспитания, зависит от состояния здоровья их родителей, наследственности.

Причинами заболеваемости детей на наш взгляд являются:

  1. Сложившаяся экологическая обстановка.
  2. Недостаточная организация двигательной активности детей.
  3. Отсутствие системы врачебно-педагогического контроля.
  4. Низкая культура семьи в отношении здорового образа жизни.
  5. Низкий уровень знаний детей об устройстве и функционировании своего организма, умений помочь себе самому.

Последние две причины во многом зависят от грамотной организации жизнедеятельности детей в семье и в дошкольном учреждении. Основой которой является осознанное и ответственное отношение к своему здоровью и формированию потребности к здоровому образу жизни. И решение этих задач нужно начинать с дошкольного возраста.

Свою работу начали с изучения индивидуальных особенностей детей. С этой целью провели диагностику, которая включала в себя 5 показателей (см. диагностику).

Детям были предложены серии вопросов, различные проблемные ситуации, д/и, через которые мы определили уровень сформированности у них представлений о здоровом образе жизни.

Наиболее высокие показатели были зафиксированы в разделе «навыки личной гигиены». В остальных разделах наблюдаются более низкие показатели.

Причинами на наш взгляд явились следующими:

  1. отсутствие системы знаний о здоровом образе жизни;
  2. недостаточное создание условий для здоровьесберегающего пространства;
  3. отсутствие приемственности в решении поставленных задач между детским садом и семьей.

Исходя из требований программы «Детство», по которой мы работаем с детьми, и учитывая уровень знаний детей поставили следующие задачи: Формировать у детей систему знаний и представлений о здоровом образе жизни: об устройстве и функционировании человеческого организма, о правилах поведения в различных жизненных ситуациях, навыках гигиены в отношении себя и окружающих,

Формировать осознанное, ответственное отношение к своему здоровью.

С целью создания у детей интереса к здоровому образу жизни уделили определенное внимание организации предметно-развивающей среды:

  1. Создание условий для психо-эмоционального здоровья.
  2. Создание уголка «Здоровье».
  3. Создание условий для самостоятельной познавательной деятельности детей.

В спальной комнате создали условия для психологической разгрузки детей. Дети могли отдохнуть на мягком диванчике, уединиться, послушать по желанию музыку.

Учитывая, что нашу группу посещают дети с туберкулезной интоксикацией (в основном из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей) каждое утро для формирования положительного эмоционального состояния и настроения мы проводим упражнения «Цепочка дружбы», «Ласковое слово».

Дети, берутся за руки, приветствуя друг друга, обращаясь ласковым именем и с добрыми пожеланиями на день «передают частичку нашей общей дружбы», нажатием на руку соседа.

Знакомят детей с разными эмоциональными состояниями, оформили стену эмоционального настроения детей, где они самостоятельно определяют свои эмоции и находят соответствующие схематичные обозначения. Это способствовало развитию у детей интереса к своему эмоциональному состоянию и настроению сверстников и взрослых, учились «читать» эмоциональные состояния и высказывались, почему оно возникло, как его поддержать или изменить. Большую роль играли серии занятий по основам безопасности жизнедеятельности, через которые мы знакомили детей с различными органами человека, их ролью в здоровье ребят и правилами их сохранения.

Серии занятий строили по принципу постепенности, усложнения материала от месяца к месяцу.

На занятиях мы не только рассказываем детям о различных органах человека, но и стараемся дать знания о том, что полезно или вредно для каждого из них.

Так, изучая зрение, мы использовали зрение человека и животных; выяснили, почему оно портится и что надо делать, что бы его дольше сохранить хорошим. На занятиях мы выучили гимнастику для глаз.

Мы убедились, что для поддержания интереса и формирования у детей представлений о здоровом образе жизни очень важно обеспечить связь занятий по ОБЖ с другими занятиями в частности с продуктивными видами деятельности, познавательным развитием и психогимнастикой.

Так например, после проведения занятия «Как мы устроены» с детьми была организована продуктивная деятельность «Какие похожие и разные человечки» (лепка), после занятия «Что бы зубы не болели» рисовали «В зуб-Замок поселилась зубная боль», с использованием стихов Михалкова «Как у нашей Любы ...».

Во второй половине дня проводилась психогимнастика «Королева Зубная Щетка».

Знания полученные на занятиях, дети закрепили в д/и на внимание, воображение, обобщение, классификацию и другие. С удовольствием дети играют в настольно-печатные игры «Полезно-вредно», «Хорошо-плохо», «Я хороший» и другие.

Например, игра-лото «Хорошо или плохо» систематизирует и закрепляет знания детей об общепринятых нормах поведения, правилах безопасности и личной гигиены, а так же игра тренирует внимание, мышление, поскольку ребенку нужно наблюдать и анализировать поведение человека по мимике и пантомимике, развивает речь.

Интересно детям игры «Валеология», «Гигиена и хорошее здоровье» в 2-х частях. Играя дети закрепляют правили личной гигиены и бережного отношения к своему здоровью, (что полезно, а что вредно).

Большую роль в формировании осознанного , ответственного отношения (к здоровому образу жизни) к своему здоровью мы отводим художественной литературе. Наибольший интерес вызывали истории Д.Орлова «Приключения Стобеда», И.Семенова «Неболейка», Лукьянова «Моя первая книга о человеке». Детям задавались проблемные, поисковые вопросы: «Как выглядит крепкий, здоровый человек?», «Как нужно о себе заботиться, чтобы сохранить и укрепить здоровье?», «Что нужно делать, чтобы не болеть?», «Почему вы растете?», «Почему нам хочется пить?», «Как помочь другу стать здоровым?»

Отвечая на эти вопросы, дети делали умозаключения, обосновывали свои ответы, дополняли выводы сверстников. В дальнейшем напоминали своим друзьям о прочитанных ситуациях: «Вася, нельзя ходить по лужам! Помнишь, что случилось со Стобедом? ...»

Решению задач по формированию у детей заботливого отношения к своему здоровью и окружающих способствовала организация работы с родителями. Нами использовались различные формы и методы работы с семьей: стенд «Здоровей-ка», консультации, памятки, анкетирование.

Особую активность вызвала организованная «Библиотечка здоровья». Подобранная литература отвечает на вопросы о сохранении здоровья, как у детей, так и у взрослых.

«

О больших результатах работы говорить еще рано. Но мы видели повышение образовательного уровня в формировании осознанного отношения к своему здоровью и сверстников. Дети знают, что такое здоровье, почему лучше быть здоровым, как сохранить свои органы и что нужно делать, что бы не болеть.

Исходя из накопленных знаний дети проявили инициативу в словесном творчестве. Мы вместе сочинили стих о зубах, которое было настолько ритмичным, что хотелось рассказывать с движением, так появилась у нас физкульт-минутка. Задача на будущее:

Закреплять полученные знания детей, развивать умение реализовать эти знания в своем поведении и формировать устойчивые привычки к здоровому образу жизни.

Мы убеждены, что начатая работа и есть путь к здоровью наших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре".

Консультация для воспитателей " Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре"...

Перспективное планирование по формированию у детей старшего дошкольного возраста Осознанного отношения к своему здоровью

Перспективное планирование по формированию у детей старшего дошкольного возрастаОсознанного отношения к своему здоровью. МесяцТема и задачиВиды деятельностиСентябрьГигиена в моей жизни. Форм...

"Формирование у детей дошкольного возраста правильного отношения к своему здоровью через двигательную активность"

Роль уроков здоровья в формировании у дошкольников правильного отношения к своему здоровью....

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста ответственного отношения к своему, способствующего его сбережения и укрепления

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья, созданию условий для  двигательной активности  детей. Эпид...

Программа профессионального саморазвития Бобылевой Юлии Владимировны на 2019 -2021г.г. Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к своему здоровью»

Программа профессионального саморазвития Бобылевой Юлии Владимировны на 2019 -2021г.г. Тема самообразования: «Формирование   у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к...

Программа социального партнерства с семьей на 2019-2021 учебный год тема «Формирование у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к своему здоровью»

Программа социального партнерства с семьейна 2019-2021 учебный годтема «Формирование   у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к своему здоровью»...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью и приобщение их к здоровому образу жизни»

На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. У большинства взрослых слабый аспект двигательной активности, низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, недостаточная компетент...