Развивающие игры и подготовка к школе
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Павлова Елена Леонидовна

Авторская Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc1012 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ ЦРР д/с № 29

Красносельского р-на г. Санкт-Петербурга

ПРОГРАММА

Развивающие игры и подготовка к школе

Автор программы: воспитатель Павлова Е.Л.

г. Санкт-Петербург

2012 г.

Пояснительная записка

Переход от дошкольного возраста к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа жизни. Резко увеличиваются нагрузки, возрастает роль волевой регуляции. В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению.

Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.

Основной целью данной программы является психологическая подготовка детей к школе, профилактика дезадаптации и осуществление связи и преемственности между звеньями «Детский сад – школа». Занятия направлены на развитие психических познавательных процессов, которые являются ведущими в учебной деятельности.

В занятия включены биоэнергетический самомассаж ладоней и гимнастика для пальцев, что является хорошим профилактическим средством, снижающим повышенный уровень тревожности, перегруженность наших основных анализаторов (слухового и зрительного), а так же тренирует и развивает мелкую моторику, подготавливая руку к овладению навыками письма.

Еще издавна было замечено, что между организмом и внешней средой существует определенное взаимодействие. На любое изменение в окружающей обстановке организм отвечает какой-либо реакцией. Связь между организмом и окружающим миром осуществляется через органы чувств. Все возникающие возбуждения по чувствительным центростремительным нервам направляются в спиной или головной мозг, где расположены нервные центры, отвечающие за переработку и анализ информации. На поверхности кожи очень много биологически активных точек (БАТ). Подобные же точки имеются и у всех внутренних органов. Воздействие на БАТ дает благотворный эффект: улучшается самочувствие, настроение, генерируется энергия. Все точки соединены в единую систему. Любое воздействие на одну БАТ немедленно передается на другие. В итоге (и это исследовано учеными) происходит изменение характеристик БАТ, усиление информационного и энергетического потока в организме. Именно через активно действующие БАТ наш организм (и головной мозг в особенности) принимает информацию и энергию. Вот почему биоэнергетический самомассаж ладоней уместен и эффективен в начале занятия.

Известна так же взаимосвязь между уровнем развития мозга (определенных его зон) и развитием руки, мелкой моторики. Воздействие на руку (кисть, отдельные пальцы) оказывает влияние на развитие речи и умственное развитие, поэтому целесообразно одновременно с массажем использовать гимнастику для пальчиков.

Проблемы усвоения и переработки информации тесно переплетаются с проблемами внимания, памяти. Каждый, кто имеет дело с обучением, понимает, что уже сегодня, когда мы говорим об «информационном взрыве», увеличивающемся потоке, даже лавине информации, внимание учащихся, как и некоторые другие психические процессы, часто не в состоянии с этим справится.

Некоторые исследователи говорят о «сопротивляемости» школьников традиционным формам и методам обучения, а учителя давно ощущают это в своей повседневной работе.

Перегруженность зрительного и слухового анализаторов снижает эффективность усвоения информации, приводит к переутомлению учащихся, ухудшению их здоровья. Поэтому в поисках путей оптимизации учебного процесса приходится обращаться к нетрадиционным способам. К таким способам, которые одновременно имели бы психотерапевтический эффект, учитывая состояние здоровья наших школьников, относится ароматерапия и массаж ладоней сосновыми шишками.

Цвет, запах, слово в настоящее время являются более эффективными средствами воздействия, чем все остальные, поэтому было бы крайне неразумным не замечать и не использовать их.

Мозг человека руководит всеми жизненными отправлениями. Невероятно обширная информация, заложенная в мозгу, является основой интеллектуальной жизни и творческого потенциала. Для решения любой задачи требуется огромное количество нервной энергии. Этому как нельзя лучше способствуют растительные ароматы. Запах тех или иных растений оказывает воздействие на мозг.

А далее происходит регуляция деятельности всего организма. Установлена связь между эмоциональным состоянием учащихся, их самочувствием, успешностью в учебе и использованием ароматераии, т. е. воздействием на обонятельный анализатор.

К аргументам в защиту выбранного способа воздействия стоит отнести следующие: 1) комплексность воздействия (не только на психические познавательные процессы, но и на самочувствие школьников), 2) нетрадиционность способа, что не вызывает сопротивления учащихся, а наоборот привлекает их, 3) наличие специальных графиков, таблиц по использованию растений и их запахов, т. е. научную обеспеченность, достаточную разработанность отрасли, 4) ну, и наконец, актуальность и перспективность способа, что можно было бы поставить на первое место в аргументации.

У ароматерапии в сочетании с фитотерапией большое будущее, именно этим отраслям принадлежит ведущая роль в оздоровлении населения, массовой и доступной психотерапии, в которой сейчас так все нуждаются.

Использование ароматерапии во время занятий в сочетании с массажем и гимнастикой для пальчиков является очень актуальным, эффективным, комплексным воздействием.

Содержание программы

Одним из критериев подготовленности ребенка к школе является владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов. Это дифференциация восприятия, позволяющая наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владеть логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала. На все это и направлены развивающие игры, упражнения, задания, входящие в данную программу.

Курс предусматривает первичную диагностику с последующей коррекцией и дифференциацией содержания и домашних заданий и заключительную диагностику в конце обучения.

В программу включены методики диагностики и развития слуховой памяти, зрительной памяти, объема внимания, концентрации внимания, а так же игры, развивающие творческие, комбинаторные способности, мелкую моторику. Кроме развития памяти и внимания, программа включает в себя такие разделы, как «Вербальный интеллект», «Невербальный интеллект», «Фонематика».

Во время выполнения всех этих игр и заданий происходит комплексное развитие, тренировка психических познавательных процессов и предполагается повышение общего уровня развития и подготовленности дошкольников к успешному обучению, профилактика дезадаптации к школе.

Структура занятий (25 минут)

I. Биоэнергетический самомассаж ладоней – 5 минут.

Каждое движение выполняется по 1 минуте: растирающие, поглаживание ладоней косточками пальцев, растирание основания каждого пальца начиная с мизинца, «доящие» движения для каждого пальца, начиная с мизинца, заключительное растирание для всей ладони. Возможно использование детского крема, сосновых шишек.

II. Гимнастика для пальцев – 5 минут.

В комплекс включены упражнения как для всей кисти, так и для каждого пальца. Гимнастика способствует развитию памяти, внимания (последовательность упражнений, движений в массаже), мелкой моторики.

III. Работа в тетрадях, выполнение упражнений, заданий, тестов, игр согласно плану – 15 минут.

При необходимости и по заявкам родителей на занятиях  используются ароматы розы, жасмина, лаванды, апельсина, пачули, нероли (аромалампы).

Используемые методики, игры

Методика «10 слов» (оперативная вербальная память)

Назначение методики: позволяет определить объем непосредственного запоминания вербального материала.

Оборудование: набор из 10 слов (дом, солнце, ворона, часы, карандаш, молоко, стол, снег, окно, книжка).

Инструкция: Сейчас я прочитаю (назову) вам несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить и потом повторить.

Процедура обследования: слова предъявляются в медленном темпе ~ 1 слово в 1 секунду. Набор слов предъявляется однократно и отчетливо (в случае диагностики) и до 3-5 раз, возможно со специальными «звуковыми помехами» (тихая музыка, например), в случае тренинга. Методика может использоваться и как диагностическая и как тренинговая (в последнем случае меняется набор слов).

Способы фиксации результатов: 1) устное проговаривание всей группой (тренинг), 2) запись «картинками» в тетрадях. Пример: дом, ель, снеговик, варежки, бант, ваза, роза, дождь, туча, зонт. Возможен индивидуальный контроль.

Шкала оценок

I уровень – 9-10 слов – очень высокий уровень

II уровень – 7-8 слов – выше среднего

III уровень – 5-6 слов – N, норма, готовность к успешному обучению

IV уровень – 3-4 слова – ниже нормы, т. н. «группа риска», необходим тренинг

V уровень – 2 и меньше – требуются дополнительные обследования специалистов

Данная шкала применяется только при диагностике, после однократного повторения набора слов (см. инструкцию).

Методика «Пиктограммы» (тест А. Лурии)

Назначение методики: позволяет определить и развить ассоциативное зрительно-словесное запоминание.

Оборудование: набор из 16 слов (стул, шапка, ручка, банка, звезда, переход, ключ, картинка, ночь, чай, бегемот, фигурное катание, футбол, платье, улыбка, мир).

Инструкция: Сейчас я прочитаю (назову) вам несколько слов. К каждому слову, которое я буду читать, вы должны будете нарисовать что-нибудь такое, что поможет вам лучше запомнить слово.

Процедура обследования: слова предъявляются по одному, медленно, дается время на «запись». Затем, глядя в свои картинки, дети должны вспомнить все слова.

Фиксация результатов: устная (по очереди «читают» свои слова. Визуальная (выборочно): преподаватель просматривает «записи», уточняет у детей, какие слова «записаны».

Оценка результатов:

Хороший уровень – дети правильно вспоминают все слова, легко находят и изображают образцы-ассоциации ко всем словам.

Средний уровень – затрудняются в подборе ассоциаций к абстрактным словам (мир, сомнение, вражда); вспоминают не се слова.

Низкий уровень – затрудняются подобрать ассоциации в большинстве случаев, образцы-изображения неадекватны и  малопонятны. Вспоминаю менее 10 слов.

Методика «Ассоциации» (ассоциативно-логическая память)

Назначение методики: развитие и тренинг логической и механической памяти, классификации, сформированности понятий..

Оборудование: используется 4 ряда пар слов. Между словами в паре логическая связь. В последнем ряду такую связь установить сложно, идет развитие механической памяти.

Образец

машина

колесо

крыло

птица

береза

дерево

снег

белый

часы

стрелка

месяц

год

орел

птица

трава

зеленая

пальто

пуговица

дерево

лес

шкаф

мебель

мак

красный

гитара

струна

ягода

варенье

малина

ягода

сахар

сладкий

фраза

слово

страница

книга

сок

напиток

вода

прозрачная

тюльпан

лепесток

дом

улица

пальто

одежда

река

глубокая

дерево

ветка

палец

рука

огурец

овощ

море

синее

лицо

глаза

рукав

пиджак

гвоздика

цветок

сирень

душистая

лиса

хвост

каблук

сапог

май

месяц

осень

золотая

стадо

овца

полка

шкаф

кувшин

посуда

очи

черные

рой

пчела

экспонат

музей

туфли

обувь

книга

интересная

Процедура обследования: слова предъявляются парами, все 4 ряда сразу. В случае затруднения – по 2 ряда (в зависимости от подготовленности группы). После первого предъявления читаются вновь, но уже по 1 слову из каждой пары. Второе слово дети вспоминают и называют хором. Первая пара каждого ряда предъявляется как образец.

Инструкция: я сейчас прочитаю вам 4 (2) ряда слов. Слова буду читать парами. В каждой паре слова как-то связаны друг с другом. Внимательно послушайте и постарайтесь понять, как связаны друг с другом слова… предъявляются пары слов (в медленном темпе, отчетливо)… А теперь я буду называть только по 1 слову из каждой пары, а второе вы должны будете вспомнить или догадаться по смыслу. Читаю 1 ряд, образец такой: машина – колесо. Дальше вспоминайте все вместе. Часы - …, пальто - …, и т. д.

Методика используется только как тренинговая в данном случае, в случае затруднения задания упрощаются, несколько раз повторяется образец, инструкция.

Методика «10 картинок» (произвольная зрительная память)

Назначение методики: позволяет определить и увеличить объем произвольного зрительного запоминания.

Оборудование: набор из 10 картинок (мяч, яблоко, гриб, морковка, бабочка, шапка, матрешка, цыпленок, мак, грузовик).

Инструкция: Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы постарайтесь их запомнить.

Процедура обследования: картинки предъявляются по одной, медленно (1 секунда – 1 картинка. Дети должны воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне (хором или по одному). В случае хорошей подготовленности группы возможна «запись» запомненных объектов картинками в тетрадях (аналогично методике «Пиктограммы»). Набор картинок для такого воспроизведения подбирается специальный, чтобы дети могли легко воспроизвести картинку в тетрадях. Картинки предъявляются на листах картона, размеры каждой ~ 20х10 см.

Оценка результатов: (при диагностике) проводится аналогично методике «10 слов» (см. шкалу оценок слуховой памяти).

Методика «Квадрат» (тест А. Лурии)

Назначение методики: диагностика и тренинг зрительной памяти, объема внимания.

Оборудование: наборы «квадратов» для групповой демонстрации (размеры 30х30 см.) и для индивидуального тренинга (размеры 6х6 см.). У детей в тетрадях чистые квадраты для записи результатов.

Инструкция: Сейчас я покажу вам квадрат с картинками. Внимательно посмотрите на него и постарайтесь запомнить, в каком «окошечке» (клетке) какая картинка. После этого я уберу свой квадрат, а вы по памяти постарайтесь зарисовать все, что запомнили. Каждую картинку обязательно нужно рисовать в своем окошечке (клетке), они у вас в тетрадях.

Процедура обследования: большие квадраты (30х30) предъявляются всей группе одновременно, в течении 10 секунд. Затем демонстрационный квадрат убирается, а дети в тетрадях в заранее приготовленных квадратиках фиксируют результаты. Маленькие квадраты (6х6) лежат у каждого на парте, рисунком вниз. По команде учителя квадраты переворачиваются, демонстрируются 10 секунд (или большие, в зависимости от подготовленности группы). Затем следует команда учителя «Стоп!» и все переворачивают квадраты снова рисунком вниз. Вновь идет фиксация результатов в тетрадях.

Одновременно осуществляется нравственное воспитание, воспитание силы воли, выдержки (не подсматривать, не списывать у соседа).

Оценка результатов:

I уровень – 8-9 правильно воспроизведенных клеточек – очень высокий уровень

II уровень – 6-7 правильно воспроизведенных клеточек – больше N, выше среднего

III уровень – 3-5 правильно воспроизведенных клеточек – N, норма, готовность к успешному обучению

IV уровень – 2 и меньше правильно воспроизведенных клеточек – ниже нормы, т. н. «группа риска», необходим тренинг.

Методика «Зашумленный текст» 

Назначение методики: диагностика и тренинг концентрации внимания, совершенствование навыков чтения.

Оборудование: индивидуальные карточки с зашумленным текстом 2-х уровней сложности (I – по одному слову в каждой строчке, II – по нескольку слов в строчках).

АБВГДШКОЛАЕЖЗИЙКЛ

МКАШАНОПРСТУФХЦЧШЩ

ЭЮЯЙБВГДЕГМАШАБВГ

ФБАРАБАНКАШАРФАКТОВАРИЩИ

БЕЛКАРАНДАШАПКАШТАНГАРАЖИ

ВЕСНАРЯДЕРЕВОСТОКНОПКАТЯПА

I                                                        II

Инструкция: у вас на партах лежат карточки с текстом. В них спрятаны слова. Вы должны найти их и записать печатными буквами к себе в тетрадь. Слова искать и выделять нужно только глазами, подчеркивать ничего нельзя. В случае затруднения дается показ 1-2х слов, их запись на доске. Возможен обмен карточками, если задание быстро выполнено (аналогично в методике «Квадрат» при индивидуальной форме работы).

Оценка результатов: во время заключительной диагностики предъявляется ребенку карточка с зашумленным текстом из 5 строчек, в каждой строчку по нескольку слов. Испытуемый должен за 1 минуту прочитать (вербально воспроизвести) не менее 10 слов.

I уровень – 10 и более слов – очень высокий, готовность к успешному обучению

II уровень – 5-9 слов – средний уровень, готовность к обучению

III уровень – 4 и меньше слов –ниже нормы, т. н. «группа риска», необходим тренинг.

АБВЕСНАТАШАШКИНОСАМОЛЕТЧИКЛМИРИМ

БВГОРОДИНАДЕЖДАШАГРОЗАЛИВАННАВРАЛО

ВГДОМОЛОКОРОВАЛЕНКИСТЬФЛАГАЛЯЛЯМКА

ГРОМАНКАШАЛАШУБАРСУКРОПОЛЕСНЕГОВИК

ДОРОГАРАЖУРНАЛИМОНАДЕРЕВОЛАДУШКИСА

Методика «Найди цифры» 

Назначение методики: тренинг переключения внимания, закрепление знаний последовательности чисел натурального ряда.

Оборудование: индивидуальные карточки с цифрами 2 варианта: одноцветные и разноцветные.

Инструкция: у вас на партах лежат карточки с цифрами. Но эти цифры расположены не по порядку. Вы должны будете по моей команде найти цифру «1» и записать ее в тетрадь. А затем отыскать и записать все цифры по порядку от 1 до 10. Время выполнения фиксируется учителем. Через 1 минуту следует команда «Стоп!».

Одновременно идет развитие волевой сферы, умения работать по команде, по заданному алгоритму. Возможны усложненные задания (в зависимости от подготовленности группы): а) – найти и записать цифры от 8 до 16; б) найти и записать цифры от 20 до 10 (в обратном порядке).

Методика «Распределение внимания»

Назначение методики: тренировка распределения внимания, закрепление знаний геометрических фигур, основных цветов, навыков складывания, простейших чисел (в пределах 10).

Оборудование: демонстрационный материал в идее полосок картона, на которых изображены геометрические фигуры с цифрами (а, б, в).

Инструкция: «Посмотрите внимательно на эту карточку. Запомните все, что на ней изображено». Демонстрируется карточка в течение 15 секунд. Постепенно время экспозиции доводится до 10 секунд. После истечения времени экспозиции группе дается задание: сложите в уме эти цифры и запишите в тетрадях ответ (сумму). После выполнения первого задания дается второе: вспомните и нарисуйте фигуры и цифры в них. Третье задание: вспомните, какого цвета были фигуры и какого цвета цифры в них. Назовите эти цвета и раскрасьте фигуры и цифры в тетрадях нужным цветом. В случае затруднения задания упрощаются: сначала рисуют фигуры и цифры в них, потом складывают и записывают сумму, после этого вспоминают цвета. Возможны усложнения (в зависимости от уровня подготовки группы) – не 2 фигурки а 3 на одной карточке.

Оценка результатов:

I уровень – дети выполняют все задания правильно и быстро – очень высокий уровень, больше N

II уровень – правильно выполняются 2 задания, 3-е – с ошибками, не полностью, ≈ N – норма, готовность к обучению.

III уровень – задания не выполняются или выполняются не полностью, с ошибками, так называемая «группа риска», необходим тренинг.

Методика «Змейка» (по Озерецкому).

Назначение методики: оценка и тренировка зрительно-моторной координации – одной из составляющих операционного интеллекта ребенка.

Оборудование: текстовые бланки, фломастеры, секундомер.

Инструкция: будете быстро ставить точки посередине кружков – вот так! (показать на листе, прикрепленном к доске). Точка ставится одним прикосновением фломастера. Когда я скажу «стоп», обязательно остановитесь.

- Сколько раз можно дотронуться до кружочка? (1 раз).

- Как нужно работать (быстро и аккуратно).

-  Верно. Начинаем.

Процедура обследования: инструкция дается по подражанию. Работа продолжается 30 секунд до команды «стоп».

n=74

n1=

n2=

 

Обработка: учитывается количество кружков на бланке (n=74), общее количество точек, проставленных за 30 сек. (n1). Ошибками считаются точки вне кружков, пропуски, точки, попавшие на окружность (n2). Вычисляется коэффициент успешности выполнения задания .

По коэффициенту определяется уровень успешности выполнения задания.

Оценка результатов:

I уровень – 80-100% - очень высокий

II уровень – 50-79% - больше N, выше среднего

III уровень – 30-49%, N, готовность к успешному обучению

IV уровень – 10-29%, т.н. «группа риска», необходим тренинг

V уровень – 0-9%, требуются повторные дополнительные обследования.

Методика «Лабиринты»

Назначение методики: тренировка моторной координации, подготовка руки к овладению навыками письма.

Оборудование: бланки или изображения лабиринтов в тетрадях, фломастеры.

Инструкция: посмотрите внимательно на изображенные лабиринты, вам нужно провести линии от стрелочек к точкам, не касаясь стенок лабиринта и не отрывая фломастер от бумаги.

Оценка результатов: визуальная, выборочная. Возможно оценивание в баллах и ранжировка детей по группам в зависимости от уровня развития моторики с последующими домашними заданиями:

Д.З. Оденьте иголки на елочку

Выполните штриховку

Дорисуйте и раскрасьте.

Таблица уровней:

I уровень – 8-9 баллов, высокий уровень, больше N

II уровень – 6-7 баллов, N, готовность к успешному обучению

III уровень – 4-5 баллов, т.н. «группа риска», необходим тренинг

IV уровень – менее 3 баллов, требуются дополнительные занятия, обследования.

Каждый из трех лабиринтов оценивается максимально в 3 балла. Если линии проведены аккуратно, ровно, не дрожащие, не касаются стенок лабиринта – 3 балла. Если есть 1 касание стенок, линия идет неровно – 2 балла. Линии неровные, сеть несколько касаний стенок – 1 балл.

Сумма баллов по трем лабиринтам оценивается по таблице (см. I - IV уровень).

Дополнительно для индивидуальных Д.З. 

Лабиринт (аналог субтеста Векслера).

Родители могут сами нарисовать подобные лабиринты и проконтролировать выполнение задания: как можно быстрее найти выход, не отрывать в течение всего поиска карандаш от бумаги, не задевать линии лабиринта, не пересекать их (каждое касание – ошибка и каждый поворот назад – ошибка).

Графический диктант (по Эльконину).

Назначение методики: развитие умения действовать строго по инструкции, тренировка моторики, координации движения.

Оборудование: тетрадные листы в летку, на которых заранее поставлены 3 точки, карандаши, демонстрационный лист у преподавателя.

Инструкция: сейчас вы будете рисовать узоры под диктовку. Посмотрите. Как я выполню 1-й узор (показ на демонстрационном листе). Поставьте карандаш на первую точку и больше не отрывая его от бумаги, выполняйте все действия под диктовку. Внимание, начали: одна клеточка вверх, одна - вправо, одна клеточка вниз, одна - вправо, одна - вверх, одна - вправо, одна – вниз… Теперь продолжите рисовать дальше сами, точно так же

Диктант 2. Поставьте карандаш на вторую точку, начинайте чертить: 1 кл. ↑, 2 кл. →,  1 кл. ↑,1 кл. →, 1 кл. ↓, 2 кл. →, 1 кл. ↓, 1 кл. →, 1 кл. ↑, 2 кл. →, 1 кл. ↑,1 кл. →, 1 кл. ↓, 2 кл. →, 1 кл. ↓, 1 кл. →… Дальше продолжайте чертить точно такой же узор сами.

Диктант 3. Поставьте карандаш на третью точку, начинайте чертить: 1 кл. →, 2 кл. ↑,  1 кл. →, 1 кл. ↓, 1 кл. →, 1 кл. ↓, 1 кл. →, 2 кл. ↑, 1 кл. →, 1 кл. ↓,1 кл. →, 1 кл. ↓, 1 кл. →, 2 кл. ↑1 кл. →, 1 кл. ↓, 1 кл. →, 1 кл. ↓… Дальше продолжайте сами.

Оценка результатов:

5 баллов – за безошибочный диктант в 3-х вариантах и самостоятельное продолжение узора

3 балла – 1-2 ошибки, узор не продолжен

2 балла – ошибок больше 3-х

1 балл – ошибок больше, чем правильно выполненных элементов.

Методика на выявление конкретизаций понятий (Ульенкова У.)

Назначение методики: позволяет выявить уровень сформированности анализа, синтеза, сравнения, обобщения понятий.

Оборудование: наборы слов на отдельных карточках.

Инструкция: назовите какие (какая) бывают (показ карточки со словом) 1. игрушки, 2. обувь, 3. одежда, 4. цветы, 5. деревья, 6. птицы, 7. рыбы, 8. животные?

Процедура обследования: карточки со словами предъявляются по одной, при предъявлении первого слова можно помочь.

Оценка результатов:

«5» - дети самостоятельно справляются со всеми предложенными задачами, называют более пяти объектов, входящих в данный класс. Например, обувь бывает резиновая, кожаная.

«4» - самостоятельно решаются задачи на более низком уровне: называют много объектов (предметов), но отсутствует попытка классифицировать предметы.

«3» - указывается малое количество предметов, нуждаются в наводящих вопросах учителя.

«2» - решают лишь знакомые по личностному опыту задания, называя 1-2 объекта.

«1» - совсем не справляются с заданием.

Методика на выявление умения классифицировать (Ульенкова У.)

Назначение методики: позволяет выявить уровень сформированности умения классифицировать.

Оборудование: набор из 16 карточек с изображением птиц, рыб, посуды, мебели (4 картинки в каждой группе).

Инструкция: посмотрите внимательно на карточки. Разложите их на 4 кучки так, чтобы предметы подходили друг к другу.

Процедура обследования: детям выдаются наборы из 16 карточек (по одному на парту), возможна работа у доски 1-2 детей.

Оценка результатов:

«5» - дети легко справляются с заданием, без ошибок, правильно отвечают на все вопросы («Почему так разложили?»).

«4» - самостоятельно раскладывают карточки, но комментируют свои действия с помощью учителя.

«3» - задание выполняется только с активной помощью учителя.

«2» - раскладывают картинки в случайном порядке, не выделяя какой-нибудь признак.

«1» - совсем не раскладывают картинки, просто играют с ними.

Методика на выявление умения сравнивать (Ульенкова У.)

Назначение методики: выявление умения сравнивать, изучение процессов анализа и синтеза.

Оборудование: список понятий, которые предъявляются детям в устной форме.

Инструкция: послушайте внимательно и скажите, чем похожи и чем отличаются эти слова: одуванчик – ромашка, ель – береза, кошка – собака, звери – люди, животные – растения.

Оценка результатов:

«5» - все задания самостоятельно решаются, выделяются существенные общие и отличительные признаки.

«4» - признаки сходства и различия находятся только у 4 пар. Пятое задание не выполняется.

«3» - самостоятельно решить задание не могут, нуждаются в наводящих вопросах.

«2» - задачи не решают, на вопросы учителя даются случайные ответы.

«1» - отказ выполнять задание.

Методика «Пятый – лишний»

Назначение методики: диагностирует умение выделять существенные признаки предметов и делать на этой основе обобщения. Подводя выделенную группу предметов под родовое понятие, владение анализом и синтезом. Умение классифицировать предметы.

Оборудование: набор из 10 проб, по 5 слов в каждой.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, пруд.

3. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

5. Тополь, береза, крыжовник, липа, осина.

6. Курица, утка, орел, гусь, индюк.

7. Окружность, треугольник, указка, квадрат.

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

9. Январь, весна, декабрь, апрель, август.

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

Инструкция: «Я сейчас буду читать вам слова. В каждом ряду одно слово из пяти лишнее, не подходит, не такое, как остальные. Его надо исключить. Слушайте и называйте, какое слово лишнее». При правильном ответе задается вопрос: «Почему?».

Оценка результатов:

I уровень – 9-10 правильных ответов с объяснениями, очень высокий

II уровень – 7-8 правильных ответов, выше среднего

III уровень – 5-6 правильных ответов, N, норма, готовность к обучению

IV уровень, 3-4 и меньше, «группа риска», необходим тренинг.

Методика «Исключи лишнее»

Назначение методики: диагностирует невербальный интеллект, умение выделять существенные признаки предметов, умение анализировать, классифицировать предметы.

Оборудование: серия карточек 2-х уровней сложности (а, б). На каждой карточке одну картинку нужно исключить, т.к. она непохожа на остальные.

Инструкция: Посмотрите внимательно на эти картинки. В каждом ряду одна картинка – лишняя, не такая, как остальные, не похожа на них, ее надо исключить. Покажите мне эту картинку, объясните, почему она лишняя.

Карточки I уровня сложности (а)

(по 4 в каждой серии) 5 серий (рядов)

Карточки II уровня сложности (б)

(по 5 в каждой серии) 5 серий (рядов)

Процедура обследования: детям поочередно предлагается для рассмотрения 5 рядов с изображения различных картинок (форма «а») и фигур (форма «б»). После внимательного рассмотрения каждого ряда дети должны найти тот рисунок, которого там быть не должно, показать его и объяснить, почему он лишний.

Карточки формы «а» используются как тренинговые. Карточки формы «б» используются как диагностические (индивидуально и в группе).

Оценка результатов (для формы «б»):

За каждое правильно выполненное задание ставится 1 балл.

Высокий уровень – 5 баллов.

Средний уровень – 3-4 балла.

Низкий уровень – 1-2 балла.

Методика «Чего не хватает»

Назначение методики: направлена на развитие невербального интеллекта, выявление особенностей обобщения на образном материале.

Оборудование: серия карточек, на каждой из которых изображены по 3 ряда геометрических фигур, цифр, букв. В третьем ряду один рисунок отсутствует. Задача – нарисовать недостающую фигуру.

Инструкция: Внимательно рассмотрите рисунок, помещенный в рамку. В нем есть пропуск, обозначенный вопросительным знаком. Какой из находящихся рядом фигур можно его заполнить? (карточки 3, 4).

Дорисуйте недостающую фигуру, рисунок у себя в тетрадях (карточки 1, 2. 5).

Процедура обследования: карточки предлагаются по одной в следующей последовательности: 3, 4, 1, 2, 5. Результаты фиксируются в тетрадях, на доске.

Оценка результатов:

I уровень (высокий) – все 5 рисунков выполнены правильно

II уровень (средний) – 3-4 правильных рисунка, ≈ N

III уровень (низкий) – 2 и меньше, необходим тренинг.

Методика «Запиши слова кружочками» (по П. В. Нечаевой).

Назначение методики: определение уровня развития фонематического анализа слова и способности перекодировать звуковой код в знаковую систему.

Оборудование: лист бумаги, ручка (карандаш).

Инструкция: Сейчас мы попробуем записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.

Разбирается образец: суп O O O

Процедура обследования: дети рисуют кружочки под диктовку учителя на листе бумаги.

Набор слов: ау, рука, сок, звезда, весна.

Обработка: при правильном выполнении задания запись должна быть следующей:

O O

O O O O

O O O

O O O O O O

O O O O O

Шкальные оценки:

I уровень – все схемы выполнены правильно (высокий уровень)

II уровень – 4 схемы выполнены правильно (средний уровень)

III уровень – 3 схемы выполнены правильно (средний уровень)

IV уровень – 1-2 схемы выполнены правильно (низкий уровень)

V уровень – все схемы выполнены неправильно (низкий уровень)

Средний уровень (3-4 схемы) ≈ N, готовность к обучению

Низкий уровень – необходим тренинг (та же методика с различными наборами слов (обязательно совпадение количества звуков с количеством букв).

Методика «Придумай слова на заданный звук»

Назначение методики: исследование особенностей звукового анализа слова, развитие умения дифференцировать, различать звуки в начале, середине, конце слова.

Оборудование: листы бумаги, разделенные на 3 части, ручки (карандаши), для письменной фиксации.

Инструкция: У вас на столах листочки. Посмотрите внимательно, они разделены на 3 столбика, а вверху написаны буквы (у всех – разные). Вам нужно придумать слова, которые начинались бы с этой буквы, звука. Придуманные слова запишите в первый столбик. После этого придумайте слова, у которых этот звук (буква) будет в серединке (не первым и не последним), запишите их во второй столбик. И наконец, придумайте и запишите в третий столбик слова, у которых заданный звук будет в конце, последним. Слова записывайте печатными буквами или картинками.

Звук «Р»

Оценка результатов:

Высокий уровень – безошибочное выполнение, заполнены все три столбика

Средний уровень – 1-2 ошибки, 1 незаполненный столбик (≈ N, готовность к обучению)

Низкий уровень – 3 и более ошибок (необходим тренинг)

Методика «Дорисуй рисунок»

Назначение методики: развитие воображения, комбинаторных, творческих способностей, моторики.

Оборудование: листы бумаги с незаконченными рисунками, карандаши.

Инструкция: Посмотрите внимательно на эти незаконченные рисунки. Что они вам напоминают? На что похожи? Добавьте необходимые линии, детали, чтобы получился законченный рисунок. Постарайтесь придумать такой рисунок. Какого ни у кого в группе нет, редкий, оригинальный.

Оценка результатов: визуальная, без баллов. Методика используется как тренинговая.

Для диагностики креативных (творческих) способностей используется образный Торренс (форма «Б»).

Развивающая игра «Собери квадрат»

Назначение игры: развитие цветоощущения, усвоения соотношения целого и части, формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: на каждой парте коробка (или большой конверт)  с набором квадратов 8х8 см, вырезанных из цветного картона. Возможно самостоятельное изготовление игры дома с родителями. Первые три квадрата дети вырезают по трафарету на занятии, подписывают детали (к1 – квадрат 1, к2 – квадрат 2 и т.д.) и разрезают с помощью учителя. Остальные квадраты (всего 36) изготавливаются дома.

Задания к игре:

  1. Разложить кусочки квадратов по цвету. Злая фея перемешала все кусочки квадратов и теперь никто не может разобраться. Для того, чтобы помочь, надо:

а)  перевернуть кусочки квадратов лицевой стороной вверх;

б) разложить кусочки квадратов кучками по цвету и назвать цвета;

в) уложить кусочки квадратов в конверты (или коробки).

  1. Разложить кусочки квадратов по номерам.

а) перевернуть кусочки квадратов тыльной стороной вверх;

б) разложить кусочки квадратов по номерам;

в) разложить пустые конверты по порядку;

г) уложить кусочки квадратов в соответствующие конверты.

3. Сложить из кусочков целый квадрат.

а) разложить кусочки квадратов кучками по цвету;

б) сложить из кусочков целый квадрат (такого же размера, как неразрезанный образец к-1).

4. Кто быстрее сложит квадраты?

Здесь малыши учатся не только делать что-то быстро, но и находить кратчайший путь решения задачи.

5. Придумать новые квадраты.

В игре квадраты разрезаны только по прямым линиям. А можно разрезать, используя окружность и ее части, или другие кривые и т.д.

Квадрат №1 (неразрезанный образец)                          Квадрат №5 (все детали подписаны)

Все квадраты изготавливаются из плотного картона!

Лист № 1 (самый простой)

Лист № 2

Лист № 3 (самый сложный)

В зависимости от уровня подготовки детей им предъявляется лист № 1 (наиболее простой) и конверт с образцом (8х8), а также разрезанными квадратами № 2-12, или лист № 2 (средней сложности) с набором квадратов № 13-24, или лист № 3 с квадратами № 25-36. Первый этап – попытка сложить квадраты самостоятельно. В случае затруднений – обращаться к листу с подсказками, где показаны все линии разрезов.

Развивающая игра «Бабочка»

Ваниорек Назначение игры: развитие восприятия, цветоощущения, умения классифицировать, действовать по образцу, по заданному алгоритму. Развитие творческих способностей, мелкой моторики.

Оборудование: конверты, в которых лежат 4 бабочки (одна образец, неразрезанная, 3 бабочки из плотного цветного картона разрезаны на детали, каждая деталь подписана: Б1 – бабочка № 1, Б2 – бабочка № 2, Б3 – бабочка № 3). Возможно самостоятельное изготовление игры с помощью образца на одном из занятий.

Алгоритм игры:

1. Разложи части бабочки по цвету.

2. Собери три одноцветных бабочки.

3. Собери бабочек с чередованием полосок.

4. Убери части бабочек в конверт.

Возможны варианты:

5. Наклей части собранной бабочки на картон.

6. Вырежи новую бабочку.

7. Обведи и раскрась в тетради.

8. Придумай узор, рисунок из бабочек, раскрась.

Одновременно с вышеперечисленными функциями идет развитие волевой сферы, выдержки, усидчивости, т. к. части бабочек перемешаны. Все надписи делаются с тыльной стороны!

Чтобы получились «полосатые» бабочки нужно вырезать по одному трафарету 3 разноцветные бабочки и разрезать их  одинаково (например вариант 3).


Список литературы

  1. Хрестоматия по вниманию – изд. Московского Университета, 1976.
  2. Хрестоматия по психологии  /под ред. Петровского А. В. – М.,  “Просвещение“, 1987.
  3. Развивающие игры для детей, справочник – М., “Физкультура и спорт“, “Томо“, 1990.
  4. Чего на свете не бывает – М., “Просвещение“, 1991.
  5. Занятия по развитию речи в детском саду – М., “Просвещение“, 1993.
  6. Ершова Е. А.  Развивающие занятия ( для детей дошкольного и младше школьного возраста) – СПб, 1993.
  7. Нестеренко А. Страна загадок – Р-н-Д, 1993.
  8. Гунина Е. В. Психологическое изучение ребенка дошкольного возраста – Чебоксары, 1993.
  9. Зуева И. Ю. Комплексная методика диагностики интеллекта детей 6 – 9-летнего возраста /ред. Мозгуновой Л. А. – СПб, 1993.
  10. Лучшие психологические тесты – Петрозаводск, “Петроком”, 1993.
  11. Психодиагностическая работа в начальной школе ч.1  Определение готовности к обучению в школе – СПб, “Образование“ РГПУ им. Герцена А. И.,1994.
  12. Учимся, играя – М., “Новая школа“, 1994.
  13. Ваниорек Л., Ваниорек Д. Ароматерапия – М., АО “Интерэксперт“, 1995.
  14. Чередникова Т. В. Скоро в школу – СПб, “Стройлеспечать“, 1996.
  15. Золотарев Ю. Г. Жить, не болея – СПб, “Социум”, 1996.
  16. Душистая аптека. Тайны ароматерапии – М., “Гитис“, 1996.
  17. Эдвард де Боно Латеральное мышление – СПб, “Питер“, 1997.
  18. Ларцева Е. Первый экзамен – СПб, “Акцидент“, 1998.
  19. Барташников А. А., Барташникова И. А. Учись мыслить – Харьков, “Фолио“, 1998.
  20. Симановская А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.
  21. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом процессе / монография-эссе – СПб, 2002.
  22. Татарникова Л.Г., Симошина Л.В. Технологии валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении – СПб, 2002.
  23. Подготовка к школе – М., «Просвещение», 2004.
  24. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ – Воронеж, «Учитель», 2006.
  25. Татарникова Л.Г. Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии – СПб, 2010.
  26. Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников. Сказки Фиолетового леса – СПб «Детство-Пресс», 2012.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе.

Освещены основные вопросы осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе....

Развивающие игры при подготовке ребенка к обучению в школе

Данные игры позволят сблизиться с детьми дома, в общении,позволят найти контакт с будущим школьником....

Конспект развивающего занятия по подготовке к школе «Необычное интервью»

Задачи: Развивать познавательную активность у детей, интерес к учению, смекалку, творческие способности.Совершенствовать у детей психические процессы: внимание, воображение, мышление.Сформировать...

Коррекционно-развивающая программа по подготовке к школе "Скоро в школу"

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога, Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об об...

Памятка "Развивающие игры для подготовки детей к школе"

Данные игры  рекомендуем в подготовительной группе, чтобы педагоги и  родители ненавязчиво и весело развивали внимание, память, мышление, воображение детей в повседневной...