Экологическое воспитание
методическая разработка по теме

Дмитриева Юлия Анатольевна

Картотека игр по экологическому воспитанию дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

        Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе и в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усва ивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллекту альные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.

Игра — это способ осмысле ния окружающего мира и своего места в нем, освоения соответ ствующих различным ситуациям моделей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста пред ставляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребенок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования со знательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действия ми и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

Важную роль играет совместная с другими детьми, коллективная игра. В таких играх дети ярко проявляют себя как с хороших, так и с плохих сторон, что дает воспитателю возможность ис пользовать совместные игры для диа гностики отношений детей к природе, к другим детям, к взрослым, а также для понимания степени сформированности этических качеств личности, экологиче ской эмпатии и рефлексии.

Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок прони кается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у ребенка экологической этики.

Среди воспитательных задач, которые решают дошкольные педагоги с по мощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психо логических условий для погружения в мир природы.

Однако надо иметь ввиду, что далеко не всякая игра является экологиче ской по своим целям и содержанию. В практике дошкольного экологического образования подбор игр часто бывает недостаточно продуманным и нередко даже случайным. Чтобы реализовать по средством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.

Нами сформулированы следующие требования, в соответствии с кото рыми может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников.

  1. Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей
    и тех задач экологического образо вания, которые решаются на данном
    возрастном этапе.
  2. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике
    уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
  3. Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям,
    формируемым в процессе других видов деятельности.
  4. Игровые действия должны произ водиться в соответствии с правилами
    и нормами поведения в природе.
  5. Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только
    задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих
    задач воспитания и развития ребенка-дошкольника.
  6. Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического
    образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой
    игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на
    какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет
    в его развитии.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР

В современной педагогической лите ратуре встречаются различные подходы к классификации детских игр. В посо биях по дошкольному экологическому образованию попыток систематизации игр практически не наблюдалось.

Для классификации экологических игр могут быть использованы различные принципы:

  1. по специфическим характери стикам;
  2. по тематическому распределению содержания;
  3. по форме организации и мере регламентации;

-        по направленности действий.
По специфическим характеристи кам выделяют творческие игры и игры
с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы.

Творческие игры:

  1. сюжетно-ролевые;
  2. театрализованные;
  1. строительные.
    Игры с правилами.
  1. дидактические;
  2. подвижные.

По тематическому распределению содержания существует следующая классификация.

Игры на тему «Живая природа».

•        узнавание, называние;

  1. свойства, признаки, особенности внешнего вида;
  2. функции, поведение;
  3. рост, развитие;
  4. питание;
  1. отношения с другими живыми организмами, человеком;
  2. многообразие живой природы;
  3. место обитания;
  4. отнесение к группе «Живая при рода».

Игры на тему «Неживая приро да».

  1. узнавание, называние;
  2. характерные признаки,  свой ства;
  3. неживая природа как среда жизни живого;
  1. отличие неживой  природы от живой;
  2. отнесение к группе «Неживая природа».

•        связь живой природы с нежи вой

  1. взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы;
  2. природные сообщества;
  3. экологические цепочки.

По форме организации и мере регламентации выделяют:

•        самостоятельную игровую деятель ность ребенка;

•        совместную с педагогом игро вую деятельность (под руководством
     взрослого).

По направленности действий (на правлены на получение сенсорного опыта; на изучение свойств предметов, их обыгрывание; на подражание кому-либо/чему-либо, отображение чьих-либо действий, состояний; на совершенствова ние навыков общения, взаимодействия с другими людьми; на получение выигрыша; на большую успешность в сравнении с другими) выделяют следующие игры:

  1. сенсорно-моторные;
  2. предметные;
  3. игры с перевоплощением (ими тационные);
  4. социальные;
  5. соревновательные.

Тематика экологических игр

Содержание экологического об разования, позволяющее знакомить детей с объектами и явлениями живой и неживой природы, их многообразием и доступными для восприятия дошколь ника связями и отношениями, является основанием для использования игр по следующим темам.

  1. «Где живая и неживая приро да?».
  2. «Соседи по планете» (живая природа).
  3. «Кто с кем дружит», «Кто кого боится».
  4. «Кому где нравится», «Кто где живет».
  5. «Что где растет».
  6. «Кому что нужно».
  7. «Что такое?», «Кто такой?».
  8. «Почему так бывает?» (связь живой и неживой природы).
  9. «Почему мы такие разные?».
  1. «Как можно и как нельзя» (пра вила поведения в природе).
  1. «Мы все нужны друг другу».
  2. «Природное — рукотворное».

Методические рекомендации

В рамках каждой темы следует ис пользовать различные вариации игр. Например, внутри темы «Кто, где живет» возможны следующие варианты: «Найди свой дом», «Рассели животных, растения», «Кому какой дом нужен». В тему «Что такое?», «Кто такой?» можно включать игры «Раз, два, три к березе, тополю беги», «Найди себе пару» и т. д.

Педагогическое руководство играми с экологическим содержанием

Эффективность педагогического процесса экологического образования с использованием игровой деятельности во многом зависит от грамотного педа гогического руководства.

При выборе направления руководства экологическими играми следует учиты вать тот факт, что особая роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. По этому строить педагогический процесс экологического образования нужно таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты.

Определяя место игры в педаго гическом процессе экологического образования, следует также учитывать ее связи с трудом детей в природе и обучением на занятиях по ознакомлению с окружающим.

С переходом из одной возрастной группы в другую у детей постоянно возрастает устойчивость внимания, интенсивно развиваются процессы преднамеренного запоминания и припо минания, становится более совершенным зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети постепенно начинают различать довольно сложные формы предметов. Начиная со среднего воз раста, у ребят увеличивается запас слов, развивается наглядно-образное мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по качеству и назначению, устанавливают про стейшие причинные связи в знакомых явлениях.

Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются дидактические игры, обе спечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточня ющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются гото вые настольно-печатные игры: различные лото, разрезные картинки. Уместно также обращение к дидактическим играм, ак тивизирующим движения, сочетающимся с решением умственных задач.

В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети подбирают себе домик или пару с прикрепленным к ним листочком, аналогичным по цвету или форме тому который был выдан педагогом. Подобные игры полезны еще и потому, что они предполагают различные формы организации детей (их можно проводить со всей группой или небольшой подгруппой).

Подбор и введение в педагогический процесс дидактических игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять пред ставления детей о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для решения дидактических игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Распределение игр по дидактической задаче

Для удобства использования ди дактических игр по ознакомлению с растениями и животными их можно распределить на группы по дидакти ческим задачам.

Дидактические игры по ознакомлению

дошкольников с растениями (младший возраст)

Найди, что назову*

Дидактическая задача. Найти предмет по слову-названию.

Игровое действие. Поиск «спрятавшихся» ово щей и фруктов.

Правила. Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, по мидор, яблоко и др.). Во все вазы заглядывать нельзя.

Оборудование. Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, вели чина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по вели чине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др.) разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста).

Ход игры. Воспитатель предлагает одному из де тей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «По катай яблоко и скажи, какое оно по форме». Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пы тается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку)».

Второй вариант.

Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы: шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Дети ищут названный предмет.

Третий вариант.

Игра оборудуется и проводится так же, как и в пер вых двух вариантах. Здесь решается задача — закрепить в памяти дошкольников окраску предметов.

Овощи и фрукты раскладывают (прячут) в вазы раз ной окраски в соответствии с окраской предмета.

Угадай растение по описанию*

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие. Поиск предмета по загадке-описанию.

Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.

Оборудование. Для первых игр отбирают не сколько комнатных растений (2—3) с заметными отли чительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое ра стение.

Ход игры. Воспитатель начинает подробно расска зывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже («на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педа гог обращает внимание детей на форму листьев (круг лые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цве тоножке. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спра шивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его.

Можно предложить ребятам найти в групповой ком нате все растения, похожие на описанное.

Где спряталась матрешка!*

Первый вариант.

Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.

Игровое  действие. Поиск спрятанной игрушки.

Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.

Оборудование. На столе расставляют 4—5 рас тений.

Ход игры. Детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспита тель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? — спрашивает воспи татель.— Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.

Второй вариант.

Матрешка «прячется» за любое растение, находя щееся в групповой комнате.

Сюжетные игры по экологическому

воспитанию дошкольников.

РЫБКИ ЖИВЫЕ И ИГРУШЕЧНЫЕ.

Сравнение внешнего облика

                                      (для детей младшего дошкольного возраста)

Дидактическая цель: дать детям представление о строении рыб на примере живой и игрушечной рыбок.

Ход игры. Дети рассматривают рыбок в аквариуме. Воспи татель задает вопросы: «Какое тело у рыб? Где голова, хвост? Какие они? Где у рыбок спина, брюшко?» Раздает детям игрушечных рыбок, предлагает рассмотреть их, обвести паль цем по контуру, затем уточняет: «Голова у рыбок впереди, хвост сзади, плавники находятся на спине, хвосте, брюшке. Спина сверху, брюшко снизу. На голове есть рот, глаза, жабры». Спра шивает: «Чем рыбка-игрушка отличается от рыбок в аквариу ме? » Предлагает детям самостоятельно поиграть с игрушечны ми рыбками.

КОЛОБОК ЗНАКОМИТСЯ С ЖИЗНЬЮ ЛЕСНЫХ ОБИТАТЕЛЕЙ

(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)

 Дидактическая цель: дать детям представление об особен ностях жизни зайцев и волков в лесу.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в гости к детям при-1ел из сказки румяный Колобок. Гость здоровается и спрашивает ребят, помнят ли они о том, как он много путешество вал и кто на его пути встречался, как разные животные хотели его съесть (дети отвечают, рассказывают фрагменты сказки). Колобок напоминает, как хитрая Лиса его обманывала, но он теперь знает, чтобы избежать опасности, песенку надо допеть до конца и ни в коем случае не садиться лисе на нос. Предлага ет ребятам спеть песенку:

Я Колобок, Колобок,

По амбару метен, по сусекам скребен.

Я от бабушки ушел и от дедушки ушел,

От Медведя ушел и от Волка ушел, и

От Зайца ушел,

И от тебя, Лиса, уйду!

Колобок говорит: «Я покатился-покатился, Лиса меня только и видела! Стал я задумываться: как в лесу разные звери живут? Я ведь ничего о них не знаю. Вот и решил прийти к ребятам. Может, вы мне что-нибудь интересное расскажете?» Воспитатель предлагает детям показать Колобку картину, на которой изображен заяц, и рассказать, как он живет в лесу, что ест, что делает зимой и летом. Дети, рассматривая картину, дают короткие ответы, воспитатель дополняет их обращаясь, главным образом, к Колобку. Так же проходит беседа о волке.

КОЛОБОК УЗНАЕТ О ЖИЗНИ ЛЕСНЫХ ОБИТАТЕЛЕЙ.

(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)

Дидактическая цель: дать представление об особенностях жизни медведя и лисы.

Примечание. Игровая ситуация такая же, как и в предыдущем слу чае.

ИГРУШЕЧНЫЙ МИШКА И БУРЫЙ МЕДВЕДЬ

(для младшего дошкольного возраста)

Программное содержание. Учить детей узнавать миш ку в разных видах игрушечного изображения, определять его окраску, размер (большой» маленький, толстый), находить и показывать все части тела. Дать детям первоначальные реали стические представления: познакомить с обликом бурого мед ведя и его местом обитания - лесом. Сообщить о том, что живой бурый медведь - это огромный зверь (выше человека), живет в лесу, мама называется медведицей, ее детеныши - медвежатами, медве ди ходят по лесу в поисках пищи - ягод, муравьев, меда. Разви вать речевые и игровые умения детей.

Материал к занятию: игрушки-мишки по числу детей (разные по форме, размерам, цвету и материалу), картина с изображением медведицы с медвежатами в лесу, игрушечные ягоды, сделанные из любого подсобного материала, игрушеч ный бочонок с медом.

Примерный ход занятия

Дети сидят полукругом, воспитатель сообщает, что пришел гость - демонстрирует мишку-игрушку и читает стишок А. Барто «Оторвали мишке лапу...». Затем говорит, что с этим мишкой можно интересно играть. Сажает игрушку рядом с собой, просит его послушать вместе с детьми рассказ о настоящих бурых медведях.

Воспитатель вносит картину, предлагает рассмотреть ее, спрашивает ребят, кто на ней изображен. Утверждает: на ней нарисованы большой медведь и маленькие медведи. Рассказы вает: «На картине художник нарисовал настоящих бурых мед ведей, которые живут в лесу. Лес - это место, где много-много деревьев (показывает на картине). Бурый медведь - это очень сильный, опасный и огромный зверь (воспитатель, стоя, под нимает руки вверх и показывает ребятам высоту медведя, про сит их встать, вытянуть вверх руки). Это - очень сильный и опасный зверь. Маму называют медведицей (показывает на картине, просит повторить хором название), а ее детенышей - медвежатами (дети находят их на картине, считают, повторя ют название). Медведица большая, а медвежата... (маленькие). Все медведи коричневые, бурые. Они живут в лесу, среди де ревьев, ходят на четырех лапах, могут подниматься на задние лапы. Все вместе ищут себе еду - лесные ягоды, муравьев, слад кий пчелиный мед. Настоящие (живые) бурые медведи - опас ные звери, и поэтому детям в лес одним ходить нельзя. А вот с игрушечными мишками можно весело играть».

Воспитатель предлагает детям под фонограмму (или без нее) изобразить медведей, их ходьбу по лесу: сам изображает медведицу, а дети - медвежат. Затем раздает ребятам игруш ки, которые они рассматривают. Дети по указанию воспитате ля показывают разные части тела, называют окраску своего медведя. Педагог предлагает поиграть с ними - всех покормить лесными ягодами, угостить медом, погулять по лесу, уложить спать.

Воспитатель оставляет картину и игрушки в группе на 1-2 дня. В свободное время он рассматривает с детьми иллюстра ции в книгах, разучивает короткие стихи про медведей. При этом различает сам и детям показывает, где изображен игру шечный мишка (мультипликационная форма) и настоящий бурый медведь (фотографии или реалистическое изображение).

Большое значение имеют сказки с участием медведя («Ко лобок», «Теремок», «Маша и медведь» и др.), воспитатель рас сказывает или читает их детям в течение года. Рассматривая с ними иллюстрации, обращает внимание на то, что медведь ог ромный, сильный зверь - намного крупнее зайца, лисы, Маши и др. Но каждый раз говорит детям: «Это сказочный медведь - настоящий бурый медведь говорить, как люди, не умеет, он только рычит грубым голосом (дети изображают рычание)».

Дидактические игры

(2 мл гр)

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Дидактическая задача. Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Игровые правила. Отгадывать знакомый предмет на ощупь. Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нем; мешочек не открывается, если пред мет не узнан по описанию, неправильно назван.

Игровые действия. Ощупывание предмета; загадывание зага док о предмете.

Ход игры. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, чтобы все предметы были видны детям, он проводит краткую беседу. Затем просит нескольких детей повторить название предмета, ответить, для чего он нужен.

Воспитатель говорит:

-        Сейчас мы поиграем. Кого я вызову, тот должен отгадать,
что я положу в мешочек.

Вася, посмотри внимательно на все предметы, что лежат на столе. Запомнил? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. (Кладет пред мет в мешочек.) Вася, опусти руку в мешочек. Что там лежит? Ты правильно назвал предмет. А теперь Вася выберет того, кто подойдет ко мне и тоже узнает, какую игрушку я положила в мешочек.

Игра продолжается до тех пор, пока все предметы будут названы.

В этой игре развиваются процессы запоминания (какие игруш ки лежат на столе), вырабатывается выдержка. Все, кроме вы званного ребенка, видят, какой предмет воспитатель положил в мешочек, каждому хочется подсказать, а этого делать нельзя.

В порядке усложнения этой игры предлагается другое пра вило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребенок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку (предмет).

УЗНАЙ НА ВКУС

Дидактическая задача. Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький); активи зировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Игровые правила. Не глядя на овощ, определять его вкус, правильно называть вкус словом, терпеливо ждать, когда будет дан овощ для пробы.

Игровые действия. Закрыть глаза, не подглядывать, не торо питься с ответом, пока не разжуешь. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать на вкус другой овощ. Найти целый овощ на столе воспитателя.

Ход игры. На столе у воспитателя на подносе лежат фрукты и овощи, знакомые детям: огурец (свежий и соленый), морковь, капуста, репа, редис; яблоко, груша, слива. На другом подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки из расчета на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки. Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подой дет, тому предлагает закрыть глаза, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит ребенка взять этот кусочек в рот. Тот, не открывая глаз, отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе. И так вос питатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.

Игра заканчивается перечислением принесенных овощей или фруктов, определением вкуса каждого из них.

Организуя игры, следует помнить о гигиенических требова ниях: нельзя с одной вилки давать всем детям для пробы овощи или фрукты, использованные салфетки надо класть на отдель ный поднос.

В игре участвуют все дети, но можно играть и с небольшими подгруппами ребят.

ТАКОЙ ЛИСТОК — ЛЕТИ КО МНЕ!

Дидактическая задача. Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (названия деревьев: клен, дуб, рябина, береза), воспитывать слуховое внимание.

Игровые правила. Бежать можно только после того, как правильно назовешь дерево, от которого лист, после слов воспита теля: «Такой листок — лети ко мне».

Игровые действия. Сравнение листьев, нахождение одинако вых листьев и деревьев, бег по сигналу воспитателя, определение победителей (кто ни разу не ошибся).

Ход игры. Воспитатель на прогулке вместе с детьми собирает листья (по количеству детей) деревьев, растущих на участке. Оставляет для себя по одному листу от каждого дерева. Дети стоят полукругом возле воспитателя. Обращаясь к ним, педагог говорит:

-        Дети, вы знаете, какие деревья растут на нашем участке?
Давайте назовем их и подойдем к ним (называет, дети рассмат ривают дерево, листья.)   Посмотрите,  какие листья у клена.
Большие, с зубцами, а вот лист рябины. У листа есть небольшие листики. Сам лист похож на перышко.

Сравнивая и называя листья, воспитатель выясняет, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья.

— А сейчас мы поиграем. У меня в руках листья от разных деревьев. (Показывает.) Повторим их названия. Я раздам вам всем по листику. И у себя оставлю несколько штук. Когда я пока жу листик и скажу: «У кого такой же лист, лети ко мне!» — вы по бежите ко мне. Будьте внимательны! Старайтесь не ошибаться.

Отойдя в сторону, дает сигнал: «У кого такой же лист, лети ко мне!»

Воспитатель следит за тем, чтобы дети бежали только после сигнала. Хвалит тех, кто этого правила не нарушает.

Эта игра может быть усложнена другим заданием: по сигна лу воспитателя подбежать с листиком к соответствующему дереву. Дети разбегаются к разным деревьям, сравнивают свой листик с листьями дерева. Для закрепления знаний можно поменяться листьями и возобновить игру.

БОЛЬШЕ — МЕНЬШЕ

Дидактическая задача. Упражнять детей в различении и срав нении величины предметов (больше, меньше, одинаковые); воспи тывать внимание, быстроту реакции на слово воспитателя, умение самому проверить правильность выполнения правил игры.

Игровые правила. По слову воспитателя располагать пред меты сначала по убывающей величине — большой, меньше, еще меньше и самый маленький, а потом наоборот: сначала самый маленький, за ним несколько больший и большой. Кто скорее и правильно положит, тот и выигрывает; начинать и заканчивать расположение предметов только по сигналу воспитателя; от бирать нужные по величине предметы. Победитель получает фишку.

Игровые действия. Поиск предметов, выкладывание их по сигналу.

Ход игры. Для игры воспитатель использует природный мате риал: шишки, желуди, листья, камушки, ракушки (все, что есть в группе и на участке), разные по величине, так, чтобы каждого вида было одинаковое число. Дети садятся за стол, и воспитатель вместе с ними рассматривает предметы, дети называют их. Воспи татель спрашивает у ребят, держа две разные по величине шишки: Посмотрите, дети, на эти шишки. Как вы думаете, они по величине одинаковые или разные?

-        Да, они разные.

-        Витя, покажи, какая из них больше. Лена, значит, это какая шишка? Поменьше.

  1. Правильно! Вот с этими шишками, камушками, листочка ми и ракушками мы сегодня поиграем. Мы поучимся расклады вать их по величине: сначала положим самый большой предмет, а потом все меньше и меньше. (Показывает действие на столе с желудями.) Надо класть в ряд только одинаковые предметы. Кто взял шишки, тот и кладет в ряд только шишки. А кто возьмет листик, тот что будет класть в ряд
  2. Листики.
  3. Правильно, дети. Я сейчас дам команду, и вы начнете выбирать и класть в ряд свои предметы.
  4. Начинай! — командует воспитатель.

Предметы лежат на подносе так, чтобы их легко можно было увидеть и взять. Дети выбирают предметы, раскладывают по ве личине (по 5—6 предметов каждого вида). Кто быстро и пра вильно положит все предметы в ряд, тот и выигрывает. Воспита тель дает возможность и другим детям закончить игру. Он не забывает назвать и похвалить победителя.

Чтобы поддержать интерес к игре, предлагается другая за дача: класть предметы в ряд по убывающей величине.

-        А сейчас, ребята, положите все на поднос, возьмите другие предметы, поменяйтесь и выберите самый маленький, а потом больше, больше и в конце самый большой предмет. Постарайтесь не ошибаться. Начинай! — дает сигнал воспитатель.

Игра повторяется. Затем все предметы складывают в короб ку, и игра заканчивается.

ЛОТО

Дидактическая задача. Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей об овощах и фруктах, цветах.

Игровое правило. Закрывать клеточки только теми картинка ми, которые соответствуют содержанию большой карты: овощи -на карте, где нарисован огород, фрукты — где нарисован сад, цветы — на цветнике и клумбе.

Игровые действия. Находить маленькие карточки с изображе нием овощей, цветов и фруктов и закрывать ими клеточки на боль шой карте. Соревнование — кто первый закроет все клеточки.

Ход игры. В коробке у воспитателя лежат большие карты, на которых изображены огород, сад, цветник, и маленькие кар точки с изображением овощей, фруктов, цветов. Дети рассматри вают маленькие карточки, воспитатель выясняет, что у них в руках.

-        А где растет вишня? — спрашивает воспитатель ребенка,
который держит в руках картинку с вишней.

— На дереве.

  1. А дерево вишня где растет?
    В саду,— отвечают ребята.
    А огурец где растет?
  2. На грядке, на огороде,— отвечают дети.
    Где растут цветы?

В лесу, на лугу, на клумбе.

Вот посмотрите, дети, на эти большие картинки. Что здесь вы видите?

  1. Огород.
  2. А на этой картинке?
  3. Клумбу.

Сейчас вы будете играть так, чтобы все, что растет в огороде, появилось в огороде, что в цветнике — попало в цветник, что в саду — в сад, и все встали бы на свои клеточки. (Показывает клеточки на карте.) Кто первый закроет все клеточки, тот и выигрывает.

Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.

Такая игра используется, когда ставится задача системати зации, закрепления знаний о других предметах, например о посу де, мебели, одежде, обуви, принадлежностях для труда, для занятий и др. Усвоив правила, дети используют их в само стоятельных играх.

ЧЬИ ДЕТКИ?

Дидактическая задача.

Закрепить знания о домашних живот ных, их детенышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить изобра жение детенышей с картинкой большого животного.

Игровые правила. Ставить карточку с изображением детеныша на фланелеграф можно только после того, как услышишь голос взрослого животного, который имитируют дети, а также после того, как правильно назовешь детеныша.

Игровые действия.

Звукоподражание. Найти детеныша на кар тинке, поставить на фланелеграф рядом с взрослым животным.

Ход игры.

 Воспитатель подготавливает для игры фланелеграф и набор картинок с изображением животных и их детенышей: корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козленок, собака и щенок, кошка и котенок (могут быть и другие животные). До начала игры воспитатель с детьми рассматривает картинки, уточняет знание детьми названий животных и их детенышей (см. цв. вклейку). Дети упражняются в звукоподражании.

-        Давайте покажем, как мычит корова. А как мяукает коте нок? Будем сейчас играть. Посмотрите (на фланелеграфе лежит полоска зеленой бумаги) — это полянка. Какая красивая лужай ка! (Показывает.) Здесь будут ходить животные.

Я сейчас вам раздам картинки. На лужок будут приходить животные, и звать своих детенышей. Вы будете находить того детеныша, чья мама гуляет по лугу и зовет его к себе. Картинку будете ставить только после того, как услышите голос животного. Поняли? Вот на луг вышла . . . (Пауза.)

Дети называют:

-        Корова.

Воспитатель ставит картинку на фланелеграф.

  1. Как она зовет своего сынка?
  1. Му-му-му!— хором произносят дети, рассматривая свои картинки.

У Вовы теленок. Он подбегает к фланелеграфу со своей картинкой, ставит ее рядом.

  1. Кто прибежал к своей маме, Вова?
    Теленок.
  2. Правильно, дети?

Да,— подтверждают они.

Так поочередно ставят и других животных. Дети произносят характерные для каждого животного звуки.

-        Громче, дети! Иначе не услышит козленок свою маму.
Воспитатель учит громко и  правильно произносить звуки:

бе-бе-бе (или ав-ав-ав, мяу-мяу-мяу, хрю-хрю-хрю). После того как все мамы найдут своих детенышей, игру заканчивают повто рением слов хором и по одному.

-        Гуляет по лужку корова с теленком, свинья с поросенком, собака со щенком, кошка с котенком,— заканчивает игру воспи татель, при этом обращает внимание на правильное произноше ние конца слов: щенком, поросенком, котенком.

Возможен и другой вариант игры: у одной группы детей будут взрослые животные, а у другой - детеныши. Одни дети по очереди называют животное и произносят соответствующие зву ки, а другие быстро находят их детенышей, подбегают к столу и кладут рядом обе картинки с изображением взрослого живот ного и его детеныша. Когда все картинки будут подобраны по парно, игру можно закончить.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, вни мание, находчивость, выдержку.

Игровые правила. Рассказывает о своей картинке и отга дывает ее тот, на кого укажет стрелка. Картинку не показывают, пока ее не отгадают.

Игровые действия. Загадывание и отгадывание картинок. Вращение стрелки.

Ход игры. Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времен года, для каж дого времени года 2—3 картинки. Например, может быть изобра жен зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой: рас чищают дорожки, кормят птиц. Воспитатель разъясняет правила игры:

Дети, мы сегодня будем играть так: посмотрите, у меня в руках много картинок. Я их вам пока не покажу, и вы их не

показывайте друг другу, когда я вам их раздам. Мы будем отга дывать, что нарисовано на картинке. Послушайте, какие правила в этой игре. Видите, на столе лежит стрелка. Тот, на кого она укажет, расскажет нам, что нарисовано на его картинке, а потом стрелка укажет на того, кто должен отгадать. Поэтому будьте все внимательны, не ошибитесь!

Воспитатель раздает всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого указала стрелка, внимательно рассмат ривает свою картинку и затем рассказывает о ее содержании.

-        А сейчас стрелка нам укажет на того, кто отгадает, о каком времени года рассказал нам Саша. (Называется имя вы званного ребенка.)

После ответа первый играющий показывает свою картинку, дети убеждаются в том, что ответ был правильным (или наобо рот). Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.

Эту игру можно проводить после того, как у ребят накопятся знания о характерных признаках времен года, о труде и забавах детей.

Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрыв ков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.

ХОХЛАТКА

Дидактическая задача. Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения; закрепить знания о повадках курицы-наседки.

Игровое правило. Дети прибегают к воспитателю только после сигнала — слов: «Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убе гать!»

Игровые действия. Имитация гуляющих цыплят; звукоподра жание; бег по сигналу в одном направлении.

Ход игры. Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать траву, ищут червячков.

Послушайте, дети, я вам прочитаю стишок об этой куроч ке. Ее называют хохлаткой. Посмотрите, вот у нее хохолок торчит. Видите? Поэтому ее и называют хохлаткой.

По дворику хохлатка,

По дворику мохнатка

С цыплятами идет.

Чуть дети зазеваются,

Шалят и разбегаются,

Сейчас к себе зовет:

«Куда? Остановитесь!

 Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!»

Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдем гулять. Когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать!» — вы все прибежите ко мне.

Курочка с цыплятками гуляют по двору: ходят, собирают зернышки, затем расходятся в разные стороны.

Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять за ней. Когда дети разойдутся по всей комнате, воспи татель останавливается и, обращаясь к ним, произносит:

Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!

Цыплятки бегут к своей маме.

 Игру можно повторить 3 – 4 раза.

СОВА

Дидактическая задача. Приучать детей слушать стихотворе ние, понимать его смысл и действовать по сигналу.

Игровое правило. Дети убегают от совы только после слов «как полетит!».

Игровые действия. Имитация движений совы, птиц, спящих и летающих; ловля птиц.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспи татель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середи не круга.

Дети ходят по кругу. Остановившись, изображают спя щих птиц.

Слова воспитателя и детей

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг — как полетит!

Услышав слова «как полетит!», дети убегают, а сова их догоняет.

Желательно, чтобы до игры воспитатель показал картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.

уточка

Дидактическая задача. Приучать детей действовать в соот ветствии со словами стихотворения; углублять их знания об уточке.

Игровые правила. Громко задают вопросы уточке все дети; отвечает только одна уточка. Все дети выполняют те движения, которые делает уточка.

Игровые действия. Диалог утят с уточкой, имитация движений, подражание уточке; действия по словесному сигналу.

Ход игры. Воспитатель показывает игрушки — большую уточ ку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывет уточка, а за ней утята.

- Послушайте, дети, стихотворение про уточку:

-        Уточка луговая,
Серая, полевая,

Где ты ночку ночевала?

-        Под кустиком, под березкой.

Сама утя хожу,

Детей своих вожу,

 Сама утя поплыву,

Детей своих поведу.

Давайте теперь поиграем. Уткой будет Лена (выбирают де вочку постарше), а мы будем ее детки-утята.

Дети становятся в колонну и, обращаясь к уточке, произ носят (вместе с воспитателем):

        Уточка луговая,
Серая, полевая,

Где ты ночку ночевала?

Лена (вместе с воспитателем):

-        Под кустиком, под березкой.
Сама утя хожу,

Детей своих вожу, Сама утя поплыву, Детей своих поведу.

Лена становится впереди колонны. Дети то идут за ней по комнате, переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью.

Затем выбирают другую уточку, и игра продолжается.



Предварительный просмотр:

Окрашивание воды

Цель: выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

Как вытолкнуть воду?

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Откуда берётся вода?

Цель: познакомить с процессом конденсации.

Материал: ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.

Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Куда делась вода?

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материал: две мерные одинаковые ёмкости.

Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Опыт с воздухом № 3.

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).

Опыт с воздухом №1.

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт с воздухом №2.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.



Предварительный просмотр:

Опыт с воздухом № 4.

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? ( В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться (предлагает детям поиграть с шарами).

Опыт с воздухом № 5.

После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Опыт с воздухом № 6.

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Опыт с воздухом № 8.

Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Опыт с воздухом № 7.

Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт с воздухом № 10.

Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске - своё море - Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.

Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны.

Опыт с воздухом № 11.

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

Опыт с воздухом № 12.

Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).

 

 

Опыт с воздухом №  9.

Для его проведения нужны две свечи. Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней - наружу). Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.

А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату - сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи "наклоняется" тёплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу холодным (он ползёт навстречу с нами).

Вывод: Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт "другой", холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.

Опыт с воздухом № 14.

Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).

Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.

Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.

Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

Опыт с воздухом № 13.

А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...