Технология формирования и развития патриотических чувств у дошкольников
методическая разработка (старшая группа) по теме

Технология состоит из теоретических выкладок, описания  системы работы, изложения опыта работы и её результатов. В приложении даны конспекты занятий, перспективные планы, консультации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.doc296.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Мы не должны забывать о своём  культурном

прошлом, литературе, языке, живописи...

Народные отличия сохранятся и в XXI веке,

если мы будем озабочены воспитанием души,

а не только передачей знаний».

(Д. С. Лихачёв).

В настоящее время, как никогда, возникла  необходимость в разработке программы воспитания патриотизма. Почему?  В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, всё чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается реклама пива, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях.  Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости». Наблюдается  взаимоотчуждение  детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин.

Вот поэтому, развитие у детей нравственно-патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.  Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. Знают ли они,  за что их прадедушка и прабабушка получили медали?  Знают ли знаменитых предков? Показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей,  через малое большое — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Такая работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

С дошкольного возраста, закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада. Постепенно у дошкольника складывается «образ собственного дома», с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» и ложится в основу любви к Родине, это формирует чувство защищенности. Важно, чтобы в своем доме ребенок  имел обязанности, за что-то был ответствен.

Жизнь в детском саду должна быть интересной, запоминающейся. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому воспитаннику, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

В понятие патриотизма входят:

- когнитивный (знания, представления),

- эмоциональный (чувства),

- поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума. Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию. Поведенческий – выполняет диагностическую функцию. Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте. Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.
У дошкольников представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу старшего дошкольного возраста. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями.

Воспитание детей в силу возрастных особенностей,  целиком зависит от окружающих ребёнка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность взрослых часто приводит к тому, что их ребёнок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером. 

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси X – XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских. 

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. 
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье,  к своему жилищу,  к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.

Осуществляя эту работу с детьми, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.

Цель:

Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Задачи:

* учить детей  проявлять сострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;

* прививать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо, все хорошее начинается с родного дома и матери;

* ориентировать  родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи

* создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищённым;

* побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

Принципы:

1. Принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.

2. Принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка и педагога.

3. Принцип интегративности – взаимосвязь с различными видами деятельности.

4. Принцип систематичности и последовательности – такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.

5. Принцип доступности – обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.

6. Принцип проблемного обучения – дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.

7. Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.

8. Принцип игровой подачи материала - в своей работе я опираюсь на ведущий вид деятельности - игру.

Чтобы сохранить у детей интерес ко всему новому, использую такие инновационные технологии:

* личностно – ориентированный подход к детям;

* личностно – деятельный подход (ориентирование на действие,

технология дидактических задач);

* интегрированная система;

* здоровьесберегающие технологии;

* игровые методы и приемы.

Приоритеты:

1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. 

2. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности  русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям  потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Этим занимаются воспитатели.

4. Другим важным направлением работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Преподаватель по изодеятельности – сама прекрасная вышивальщица, знаток народного творчества, развивает в детях чувство прекрасного.

5. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края, воспитатели решают не только природоохранные задачи, но и воспитывают любовь к каждому объекту в природе.

6. Знакомство с историческим прошлым России – новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. Дошкольникам нужны знания об истории страны. Но чтобы они были усвоены детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка. 

В процессе реализации проекта по работе с детьми используются: игры – занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, занятия в мини-музее детского сада. 

Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем психологическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки на площадь, памятникам погибшим воинам, другим памятным местам

Мотивация

* содержательная – формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми;

* социальная – создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;

* прагматическая - усиления внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса.

Содержание

* приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

* знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

* проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

* организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребёнок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

В подготовительной группе воспитатели создали предметно – развивающую среду патриотической направленности:

- оборудовали стенд «Моя Родина - Россия»;

- подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного города» и др.;

- изготовили  дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России»,  «Они сражались за Родину», «Все о космосе»,  «Служу России,       оформили сюжетно-ролевые игры  «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др.;

- воспитатели       подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.;

- периодически в группах по инициативе руководителя по изодеятельности  организуются тематические выставки  в группе,  «Они сражались за Родину», «Космические дали» и др.;

- используем информационно – коммуникативные технологии  (мультимедийное средство – медиапроектор, компьютер, подборка дисков со слайдами).

Во время подбора нужных материалов к мероприятиям учитываем индивидуальные способности каждого ребёнка, использовали следующую методическую литературу:

- «С чего начинается Родина?» Л.А. Кондрыкинской;

- «Патриотическое воспитание» Т.И. Подрезова;

- «Патриотическое воспитание в ДОУ» А.Н. Писарева;

- «Патриотическое воспитание дошкольника» Н.В. Алешина.

Средства:

- Примеры проявления героизма.

- Взгляды на патриотизм в летописях.

- Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).

- Русские сказки  в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.

- Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль

- Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве.

Условия

- В ДОУ имеется кабинет изобразительной деятельности, музыкальный зал,   физкультурный зал, кабинет творчества, кабинеты логопеда и психолога, которые соответственно оборудованы, эстетически оформлены;

- осуществляется тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования из Дворца детского творчества (там сейчас на выставке – работы наших детей),  а также с логопедом, музыкальным руководителем, руководителем по физической культуре, преподавателем по изодеятельности и воспитателями;

- обозначена система и последовательность работы по формированию  у детей гражданственности, чувства любви к Родине;

Взаимосвязь всех участников процесса:

- с родителями:

Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьёй. Сотрудничество с семьёй осуществляется  в виде выстраивания генеалогического древа, идущего от ребёнка, составления семейных альбомов, проведение совместных мероприятий, консультаций, родительских встреч, посещение на дому. Дети с большим интересом рассказывают об истории и традициях своей семьи. Прикосновение к истории семьи вызывают у воспитанников сильные эмоции, заставляют сопереживать.

Семейное изучение своей родословной помогает детям осмыслить, что семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций. Что счастье семьи - это счастье и благополучие всего народа, государства. На более высокую ступень поднялось сотрудничество с семьёй. Родители в письменном виде делились воспоминаниями о своём детстве, путешествиях,  приносили фотографии, видеоматериалы, медали своих дедов. «Родной дом» - это яркий пример взаимодействия всех участников образовательного процесса. Изготовление и презентация продуктов проекта: семейная газета, герб и девиз семьи, семейное дерево (родословная семьи). Мы хотим установить в детском саду  красивую традицию проведения народных, фольклорных праздников с участием родителей («Уральские посиделки», «Масленица»), семейных конкурсов, походов, развлечений («Игры наших бабушек и дедушек»).

В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по нравственно-патриотическому воспитанию включены разделы, посвящённые знакомству старших дошкольников со своей родословной. Назовем лишь наиболее известные из них: программа ознакомления с социальным миром «Я — человек» С.А. Козловой, программа приобщения к традиционной отечественной культуре «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьёвой, педагогическая технология «Открой себя» Е.В. Рылеевой. Подавляющее большинство педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, также считают этот вид деятельности важным средством нравственно-патриотического воспитания. Дети старшей или подготовительной групп дома вместе с родителями рисуют схему своей родословной чаще всего в виде дерева и представляют её во время совместных досугов, родительских собраний, проводимых в детском саду, приуроченных, например, к Международному дню семьи.

По данной теме также возможно использование других форм организации совместной работы педагогов и родителей: выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, её традициях; совместные праздники, семейные встречи в музее «Русская изба» и т.д.

Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребёнок и его близкие, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчёта о прогулке, тематические родительские собрания и т.д. 

Проводили работу с родителями по пропаганде патриотического воспитания детей  (беседы, консультации).  Совместно с родителями и детьми периодически оформляли  тематические выставки в книжном уголке ко Дню города, ко Дню Победы. По мере возможности участвовали  в городских праздниках,  с тем, чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха).

В детском саду работает телефон доверия (дома у психолога). Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

- с воспитателями:

На занятиях в детском саду воспитатели с детьми  постоянно любовались и восхищались красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др.,

- героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей,

- создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности. Создавали условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др.  Дети рисовали на темы:   «Во дворе», «Наша армия», «День Победы», делали коллективную аппликацию «Город будущего», «Машины едут по улице», «Мы отдыхаем» и др., конструировали на темы «Наш садик и участок», и др.

- создавали ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями),

- старались так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя,

- приглашали родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов Великой отечественной войны, - на познавательные занятия),

- при знакомстве детей с трудом взрослых старались выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Например, труд строителя, милиционера и др.  Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей  города. Семья – первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом,  вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

- воспитатели рассказывали, чем  прославились в нашем городе, в детском саду  родители детей. Папы детей сделали качели на участке, залили горки, мамы помыли окна, посадили цветы.  Катина мама сшила интересные мягкие игрушки.  У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей – берегут игрушки, сделанные близкими людьми).

- воспитатели привлекают детей к хозяйственно-бытовому труду по благоустройству и наведению порядка на территории детского сада и к труду в природе. Дети вместе со взрослыми подкармливали зимующих птиц, после снегопада расчищали дорожки,  подсыпали свежий корм; окапывали снегом корни кустов и деревьев, стряхивали снег с веток после сильного снегопада, чтобы они не сломались под тяжестью снега, ухаживали за комнатными растениями с учетом времени года, вместе со взрослыми развешивали скворечники,  убирали перегнившую листву,  летом высаживали растения на клумбу, подсеивали на участке траву,  собирали плоды и семена растений для корма птицам, укрывали на зиму многолетние растения опавшими листьями, готовили кормушки для птиц.

- Рассматривали журнал «Игрушки разных народов»), театрализованные представления,

- разучили башкирские, русские, татарские игры,

- некоторые дети с родителями  посетили Челябинский краеведческий музей, где детей познакомили с играми, традициями, костюмами разных народов, живущих в нашем крае.

- со специалистами:

- логопед разучивает с детьми  потешки,  приговорки, народные шуточные стишки, скороговорки, показывает богатство и красоту родного языка;

- преподаватель по изодеятельности учит детей рисовать народные орнаменты, разбираться в искусстве русского народа, использовать различные средства изображения, подводит детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир  и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращает  внимание детей на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться.

- музыкальные руководители проводят фольклорные и патриотические праздники, знакомят с народной музыкой;

- физкультурный инструктор проводит подвижные игры разных народов нашей страны;

- педагог - психолог на своих занятиях поддерживала  готовность детей оказать любую помощь тому, кто в ней нуждается. Развивала у детей желание сделать приятное окружающим их людям. Изготавливала вместе с детьми подарки малышам, сотрудникам детского сада, родителям, гостям группы, ветеранам Великой Отечественной войны;

- создавала проблемные ситуации для привития нравственных качеств (например, у ребёнка на прогулке потерялась игрушка, ставила в кружок стулья на один меньше, чем детей и др.), каждый случай разбирался или разыгрывался.

В понедельник – обязательные беседы «Как прошли выходные?» - воспитание привязанности и любви к семье.

В другие дни: «Кому требуется помощь и как её осуществить?», «Какие новые стихи или рассказы российских писателей ты услышал?», цель – воспитание через художественное слово. Использовались следующие формы работы с детьми:

«Фантазирование» (город будущего; если бы я стал мэром города, волшебником, строителем и др.); «Академия детских идей» (создавали макеты, планы, коллажи и др).

Цель этих форм работы – создание условий для отражения детьми полученных знаний  и представлений в разнообразных видах детской деятельности.

Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности её решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.

Сильные чувства вызывают в детях ежегодное участие в мероприятиях, посвящённых Дню Победы. Дети старших групп с музыкальными руководителями, воспитателями, старшими педагогами, психологом, логопедом идут на площадь Победы. Каждый ребёнок приносит из дома цветок, и возлагает его к памятнику Воину-освободителю. Дети при стечении людей читают стихи о войне, поют патриотические песни, фотографируются, слушают марши и песни времён войны. Впечатления незабываемые и остаются надолго.

Коммуникативная деятельность закрепляет социальные чувства, объединяет взрослого и ребёнка, удовлетворяет разнообразные потребности ребёнка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек. Таким образом, вносится вклад в процесс гражданского воспитания дошкольников.

Практическое значение состоит в том, что продумана система работы по патриотическому воспитанию, разработаны перспективные и тематические планы нравственного развития детей, становления их как граждан России. 

Новизна проводимой работы заключается в том, что деятельное участие в ней принимает педагог – психолог, работающий с детьми, имеющими различные отклонения в поведении.  Дети, с которыми проводится работа по социальной адаптации, не знали о детстве своих родителей.  Я переговорила с родителями, выяснила, кто хочет участвовать в моём проекте, заинтересовала даже бабушек, провела родительский сбор. В результате родители «загорелись», поняли благотворное влияние этой работы на своих детей и начали работать. Принесли много фотографий прошлых лет, по которым беседовали дома с детьми, а дети в детсаду показывали их друзьям и объясняли, кто на них запечатлён, где и когда это происходит. Мы сделали несколько стенных газет: «Это всё - моя Родина», «Я люблю тебя, Россия!», «Я и моя семья в нашем городе». Были принесены медали прадедов – участников войны, медали прабабушек, работавших на победу в тылу. Несколько семей составили свои генеалогические древа; родители писали сочинения и снимали фильмы о своих детях,  как они любят свой детский сад «Тополёк»; сделали  очень трогательную презентацию «С чего начинается Родина…». Некоторые родители привезли свои отчёты о поездках с детьми по городам и деревням нашей страны, различные игрушки, фотографии, памятные сувениры. Летом две семьи (а может быть и больше) поплывут со своими детьми на пароходе по Волге, по памятным местам войны, посмотрят Волгоград, мемориальный комплекс «Родина – мать зовёт», привезут документальные материалы и рассказы детей. Запланированы и другие мероприятия.  Родители сами подают идеи. Принесли семейную утварь прошлых веков Руси: рубель для глажки белья, прялку, самовар, угольный утюг, вышитые в народном стиле полотенца, которым уже больше полувека, прялку, детскую книжку, которую оформлял художник                  и которой скоро исполнится сто лет, картинки и книжки из истории Древней Руси. Дети относятся к этому очень серьёзно и с большим интересом. С  помощью одного папы  стали изучать гербы и флаги нашего государства разных лет и веков, принесли иллюстрированный буклет.

Содержание предметно – развивающей среды

Воспитание заинтересованного отношения к своей стране в большей мере опирается на информацию, которую дети могут усвоить.

Нами созданы: небольшая библиотечка, журналы, наборы открыток, фотографий, камней; оформлен материал, в котором  показан быт древней Руси: русская изба, занятия, одежда, еда, войны и т.д.

Дети с уважением относятся к прошлым событиям в истории нашей страны и её культуре;

Работа велась одновременно по трем направлениям:

- с детьми - согласно разработанного плана,

- с родителями (пропаганда патриотического воспитания, повышение уровня знаний о материале, привлечение к совместной деятельности),

- обогащение предметно-развивающей среды.

При отборе конкретного содержания  старались  учесть то, что оно должно:

- нести доступную информацию;

- вызывать эмоциональные чувства, отношения;

- побуждать к деятельности, поступкам.

Средний  возраст

Старший  возраст

Подготовительная к школе группа

Фотоальбом «Мой любимый город»

Альбомы: «Наши путешествия», «Детство моих родителей»,

«Моё детство», «Времена года»

Куклы в национальных костюмах

Гербарий местных растений

Научно-популярная и художественная литература о родном крае. Изделия хохломской росписи, матрешки, дымковские игрушки

Дидактические игры:

«Кому что надо для работы»

«Животные Урала»,

«Что растет на Урале»,

«Собери матрешку»

«Собери картинку» (животные)

Режиссерская игра «В лесу»

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм:

«Семья», «Детский сад»,   «Мы – строители», «Путешествие  к озеру»

Атрибуты для подвижных игр:

«Салочки», «Бабки» «Перетягивание  каната»

Природный материал: шишки, сухие листья, кусочки меха, а также краски, карандаши, пластилин и т.д.

(все необходимое для детского творчества)

Карта  России,

Географический атлас для дошкольников

Глобус

Символика: гербы, флаги города, края, страны

Фотоальбом «Мой любимый город»

Альбомы:

«Мой край»

 «Фольклор народов России»

«Времена года»

«Орнаменты русского народа»

Научно-популярная и художественная литература о родном крае

Гербарий местных растений

Макет «Природа Урала»

Дидактические игры:

«Четвертый лишний», «Наши соседи»,    «Кто живет в лесу, в озере, в поле?», «Что растет на   Урале», «Времена года», «Планета  Земля и ее жители», «Напиши  

правильно адрес», «Угадай по  

описанию», «Разукрась сарафан». Режиссерские игры:

«Улицы нашего города»

«Деревня»

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм

«Мы - строители», «Путешествие на самолете в горы», «Дорожное движение», «Говорящие знаки»  и т.д.

Атрибуты к подвижным играм:

«Перетяни канат», «Гуси и волк», «Салки», «Прыжки через верёвочку»

Неоформленный материал для творческой деятельности: природный, кусочки ткани, меха, бисер, леска, нитки.

Карта Мира

Карта  России,  Глобус

Географический атлас для

дошкольников

Символика: гербы, флаги города, округа, страны

Фотоальбомы «Мой любимый город»

«Моя семья»

Альбомы:

«Мой край»

«Природа Урала «Фольклор русского народа»

«Времена года»

«Орнаменты народов России»

«Город, в котором я живу»

«Москва – столица нашей Родины»

«Наши соседи»

«Русский народный костюм»

Научно-популярная и художественная литература о родном городе, крае, стране

Гербарий местных растений

Макет «Природа Урала»

Дидактические игры:

«Четвертый лишний», «Наши соседи»,   «Кто живет в горах», «Что растет в    

лесу», «Времена года», «Планета

Земля и ее жители», «Напиши  

правильно адрес», «Угадай по  

описанию», «Разукрась кафтан»

Режиссерские игры:

«Улицы нашего города»

«У нас на Иткуле».

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм

«Мы - строители», «Путешествие на самолете в горы», «Дорожное движение», «Говорящие знаки»  и т.д.

Атрибуты к подвижным играм:

«Перетяни канат», «гуси и волки», «Штандр», «Прыжки через классики»

Неоформленный материал для творческой деятельности: природный, кусочки ткани, меха, бисер, леска, нитки.

     

В группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности:

- оборудовали центр «Моя Родина - Россия»;

- подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного города» и др.;

- изготовили  дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России»,   оформили сюжетно-ролевые игры  «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др.;

- подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.;

- тематические выставки в ДОУ, в группе «Мои молодые родители», «Древняя Русь», «Старинные куклы», «Старинные поместья прошлого» и др.

Оценка эффективности реализации программы

- положительное отношение детей к родному краю;

- улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей);

- уважение к символике страны, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу;

- стало возможным проведение мероприятий по патриотической тематике;

- готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга;

- повышение компетентности педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников.

Заключение

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, необходимо строить свою работу в соответствии с местными условиями и индивидуальными особенностями детей группы.  Воспитание чувства патриотизма у дошкольников требует от педагога большой личной убеждённости, вдохновения. 

Надолго остаются в памяти ребенка только те впечатления, которые вызвали у него эстетическое наслаждение, позволили пережить радость узнавания и сделать собственное открытие.

Воспитать действенную любовь к близким людям, к малой родине, к России возможно только совместными усилиями детского сада и семьи.

Для того чтобы дошкольное учреждение помогло воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нём должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Надолго остаются в памяти ребёнка только те впечатления, которые вызвали у него эстетическое наслаждение, позволили пережить радость узнавания и сделать собственное открытие.

Строить работу необходимо в соответствии с местными условиями и

возрастными особенностями детей.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников требует от педагога большой личной убежденности, вдохновения. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить страну, свой город, свой народ.

Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

Проделанная работа позволяет сделать выводы, что, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы передаём детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Нашим детям есть чем гордиться!

 ПРИЛОЖЕНИЕ

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы

На основе фрагментов авторского плана  М.Д.Маханёвой

(осуществление плана проводится совместно с воспитателями, специалистами и психологом)

Сентябрь

Тема "Моя семья"

Работа над понятием "родня". Чтение стихотворения Я. Акима "Моя родня")

Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д.

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского "Сестра моя Ксения".

Связь с разными видами деятельности

Рисование на тему "Моя семья".

Беседы на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотографий).
Обсуждение ситуаций из жизни семьи.
Сюжетно-ролевая игра "Семья".

Октябрь

Тема "Мой любимый детский сад"

Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы.

Пение песен и чтение стихов о детском саде.

Связь с разными видами деятельности

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Труд по уборке листьев на участке детского сада.

Выставка детских рисунков на тему "Мой любимый детский сад".

                                                               Декабрь 
Тема "Я и моё имя"

Для чего человеку имя? (беседа).
"Полное" и "неполное" имя (игра).
Этюд "Назови ласково".

Связь с разными видами деятельности

Изготовление именных карточек.

Рисование на тему "Мой лучший друг".

Развлечение "Друг в беде не бросит".

Декабрь

Тема "Новый год у ворот"

Загадки о зиме.
Беседа о встрече Нового года в других странах.
Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.
Составление письма Деду Морозу

Связь с разными видами деятельности

Рисование на тему "Новогоднее представление".
Аппликация "Елка".

Проведение конкурса "Лучшая новогодняя игрушка" (вместе с родителями).

Акция "Подкормим птиц"

Февраль

Тема "Наши защитники" (ко Дню Защитника Отечества)

Рассказ приглашённого воина (из пап) о защитниках Отечества.
Просмотр видеофильма "Защитники Отечества".
Пение песен об армии.

Связь с разными видами деятельности

Изготовление подарков для пап и дедушек.
Спортивное развлечение "Вместе с папой".
Рассказы пап о службе в армии.

Март

Тема "Очень я люблю маму милую мою"

Беседа о мамах.

Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".

Пение песен о маме, чтение стихов.

Связь с разными видами деятельности

Рисование портрета "Моя мама".
Изготовление подарка маме.
Семейные посиделки "Вместе с мамой".

Май

Тема "Этот День Победы"

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).
Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.
Слушание и пение фронтовых песен.
Игры (соревновательного характера)

Связь с разными видами деятельности

Экскурсия к Вечному огню.
Изготовление праздничных открыток.
Высаживание цветов на аллею детского сада.
Оформление стенда.

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

                                                       Сентябрь
Тема "Моя семья"

Разгадывание ребуса "7 Я".

Работа над понятием "семья".

Обсуждение рассказа В. Драгунского "На Садовой большое движение".

Рисование дома для своей семьи.

Связь с разными видами деятельности

Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.

Лепка и рисование домашней утвари для игры в "Семью".

Изготовление панно "Моя семья".

Октябрь 

Тема "Я люблю свой детский сад"

Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.

Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) местах Снежинска и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы).

Рассматривание фотографий.

Пометка на карте города Снежинска (каким-либо значком) самых интересных объектов, детского сада.

Связь с разными видами деятельности

Экскурсия (пешая) по району, где находится МДОУ.

Составление схемы "Я иду в свой детский сад" (дорога из дома в детский сад).

Встреча с лучшими людьми района (бабушками и дедушками).

Семейный праздник "Моя родословная".

Ноябрь

Тема "Наша Родина — Россия"

Экскурсия по выставке рисунков "Моя Родина".

Беседа о берёзке — символе России.

Стихи и песни о берёзке.

Народные игры

Связь с разными видами деятельности

Рисование на тему "Моя Родина".

Беседа о народных приметах.

Беседа о народных промыслах.

Январь 

Тема "Живем в России"

Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.

Работа над понятием "гражданин".

Слушание песен о Родине.

Связь с разными видами деятельности

Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.

Составление рассказов о будущем Родины.

Семейные национальные праздники (татарский, мордовский, чувашский и др.).

Февраль

Тема "Сильны и могучи богатыри славной Руси" (ко Дню Защитника Отечества)

Рассматривание картины "Богатыри" В. Васнецова.

Слушание в грамзаписи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.

Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины.

Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов ("Смелость города берет", "Тот герой, кто за Родину горой" и др.).

Связь с разными видами деятельности

Просмотр видеофильмов "Защитники Отечества".

Изготовление подарков папам и дедушкам.

Спортивные развлечения "Вместе с папой".

Март

Тема "Моя мама"

Мама — самое прекрасное слово на земле (обсуждение).

Рассматривание репродукций с картины ("Мать и дитя").

Рассказы детей о своих мамах.

Чтение стихов и пение песен о маме.

Связь с разными видами деятельности

Викторина "Что ты знаешь о своих родителях".

Оформление семейных уголков.

Изготовление подарков для мам.

Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.

Май

Тема "Этот День Победы"

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны.

Просмотр видеофильма.

Связь с разными видами деятельности

Экскурсия к Вечному огню.

Изготовление праздничных открыток. 

Высаживание цветов на клумбу у центрального входа в МДОУ.

Оформление стенда

Перспективный план занятий в подготовительной группе

- Влияние народного искусства на психологию ребенка.

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе детского сада по приобщению детей к русской национальной культуре.

Программное содержание: Воспитывать интерес к славянской мифологии как истоку народной культуры. Воспитывать чувство доброты к близким посредством народного творчества....

- Святой благоверный князь Александр Невский.

Программное содержание: Познакомить детей с историей жизни, родословной Александра Невского. Рассказать о его подвигах во имя святой Руси.

- Хрюша встречает гостей подготов.группа 

Задачи: Способствовать пониманию того, что дружба доставляет радость в общении друг с другом. - Показать позитивные способы общения - Создать условия для творческого выражения различных эмоций: радость, огорчение, обида - Развивать речевую активность детей на занятии.

- Чти всегда следы прошлого 

Цель: закрепить  представления  детей  о  былинном  эпосе, его происхождении  и  содержании; вызвать  интерес  детей  к русскому  народному творчеству; обогатить  словарь  детей словами: караульщик, чуженин, застава, нахвальщик; закрепить знания  о  старинном  русском  оружии: палица, копьё, сабля, меч; учить  видеть  нравственные  качества  русских богатырей...

- Что может быть лучше дружбы! 

Конспект занятия о дружбе в старшей группе.

Цель: закрепление представлений о дружбе, формирование толерантности, воспитание уважения к людям разных национальностей.

- Я и моя семья

Цели:

1. Расширить представления о семье, ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним;

2. Закрепить умения детей эмоционально и активно участвововать в диалоге в соответствии с предложенной темой, умение составлять рассказ по картине, активно использовать в речи синонимы.

Приключения в сказке «Теремок»

Цели: Воспитательные: воспитывать трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность и желание помогать слабым; учить работать в парах, сотрудничать и делить успех или неудачу. Образовательные: продолжать учить использовать условную меру при сравнении сыпучих тел; закреплять умения использовать заместители при определении количества предметов.

- Наши имена (старшая группа)  

Цель: Помочь детям в познании и принятии собственного имени.

Задачи: Познакомить с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя. Упражнять в словообразовании на примере подбора ласкательной формы имени. Развивать умение соотносить права и правила, умение рассуждать, делать выводы, сопереживать. Воспитывать чувство самоуважения. (Беседа о хвастовстве; Будем дружно мы играть; Дружбой нужно дорожить; Доведи дело до конца; Как игрушка к нам пришла (о работе фабрики игрушек); Я и моя семья; Будут руки трудовые; Вежливые слова; Беседа о сочувствии, доброте).

 Беседа – Русский национальный костюм 

Русский национальный костюм (рубаха и сарафан).  Знакомить с бытом русского народа в доступной для детей форме. Продолжать рассказывать о русском костюме, учить создавать оригинальную композицию из символов, украшая узорную полосу на подоле рубахи.

ЗАНЯТИЯ

Занятие во второй младшей группе по теме «Моя семья»

Цель: Уточнять и расширять знания детей о себе и своей семье, учить правильно называть всех членов семьи. Дать понятие «родня», «родственники». Закреплять знания о домашних обязанностях всех членов семьи. Воспитывать любовь, заботливое отношение к близким, к семье.

Предварительная работа: Отрабатывание родственных связей: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, внучка, внук, сын, дочка. Заучивание фамилии, имени, возраста и домашнего  адреса. Рассматривание картинок о семье, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери». Рисование «Расческа для мамы», лепка «Гусеничка и её детки».

Ход занятия:

Психолог вносит игрушку и письмо: Ребята, к нам сегодня в гости пришел домовёнок Кузя и принес нам письмо (открывает конверт, в нем открытка со стихотворением)

Моя родня.

Мама с папой мне – родня,

Нет роднее  родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родню свою очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфета Тишке.

И еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра,

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Психолог: Ребята, вот Кузя вас хочет спросить, кто в стихотворении назван «роднёй»? (дети отвечают)

- Вы считаете друга Серёжку тоже роднёй? А щенка Тишку? А кто они для мальчика?

- А как вы считаете, что значит «родня»? (мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат)

- Правильно, ребята, а еще родня – это ваши дяди и тети, двоюродные сёстры и братья.

Психолог: А если родственники живут вместе в одном доме или в одной квартире мы называем их семьёй. Расскажите мне и Кузе о вашей семье, кто живет с вами. (рассказы 2-3 детей)

Психолог: Да, ребята, семья – это родной дом, где всегда уютно и тепло, где тебя всегда ждут мама и папа, бабушка и дедушка.

Проводится пальчиковая игра «На поляне дом стоит».

Проводится пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка…».

Психолог: А кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама)

- Что она делает дома? (мама стирает белье, убирает квартиру, готовит обед)

- А что в семье делает папа? (папа покупает продукты, ремонтирует машину, помогает маме в уборке).

- А чем  в семье заняты бабушка и дедушка? (бабушка готовит обед, помогает маме по хозяйству, занимается огородом; дедушка помогает папе в ремонте машины, а бабушке помогает поливать огород).

- А какие обязанности по дому есть у вас? (я помогаю маме мыть посуду, складывать бельё, убираю на место игрушки, помогаю бабушке поливать огород).

Далее дети читают стихи.

Три хозяйки

Что за сестры! Прямо чудо!

Эта вымыла посуду,

Та посуду вытирает,

Ставит все на полки,

Ну а третья подбирает

На полу осколки.

Стирка

Я один у мамы сын,

Нет у мамы дочки.

Как же маме не помочь

Постирать платочки?

Мыло пенится  в корыте –

Я стираю, посмотрите!

В.: А Кузя еще вам принес картинку!

Психолог выставляет картинку «Семья».

В.: Посмотрите, ребята, на картинку и скажите, кто здесь нарисован?

(На картинке нарисована семья).

- Сколько человек в этой семье? Давайте посчитаем.

- Перечислите членов семьи.

- Назовите самых старших членов семьи, самых младших.

- Как вы думаете, какой праздник  сегодня празднуют в семье? (День рождения).

- Почему вы  думаете, что день рождения? (торт со свечами, подарки, шары)

- А чей день рождения? (Дочери)

- Почему день рождения девочки? (подарили куклу)

- Давайте придумаем имена для девочки и мальчика (дети придумывают)-

- А кем доводится мальчик Федя девочке Кате? (братом)

- А она ему? (сестрой)

- А кем является Катя для папы и мамы? (дочкой)

- А для дедушки и бабушки? (внучкой)

- Скажите, пожалуйста, что делает семья на картинке? (слушают, как поет Катя).

- А как вы думаете, что они будут делать потом? (будут пить чай с тортом, праздновать день рождения Кати).

- Молодцы, ребята, вы все хорошо рассказали по картинке. Хорошо, когда в семье все дружно и весело справляются с домашней работой,  и остаётся время послушать музыку, посмотреть вместе  телевизор, почитать книжку, и поиграть. Вот и мы с вами сейчас отправимся кататься на карусели в парк вместе с родителями.

Далее проводится игра «Карусели».

Педагог выполняет роль мамы, а наиболее смелого и активного мальчика приглашает на роль папы. Мама и папа приглашают детей покататься на карусели. Они собирают их в одну цепочку: подходят к каждому ребенку и говорят: «Сашенька, сынок, будешь кататься с нами? Тогда прицепляйся!»

Саша дает руку педагогу и уже втроем они идут к следующему ребенку. Так собираются в общую цепочку все дети и становятся в круг. Воспитатель говорит: «Сейчас мы с вами будем кататься на карусели, держитесь друг за дружку крепко, чтобы карусель не поломалась».

Далее движения по тексту: (предварительно нужно выучить текст в соответствии с движениями)

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не  спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два (пауза)

Вот и кончилась игра!

Игра заканчивается тем, что дети хлопают друг друга по ладоням и разбегаются. Затем собираются в круг и выбирается новый «папа», и игра продолжается.

Психолог: Спасибо, ребята, вы сегодня очень хорошо рассказали про семью, нашему гостю Кузе очень понравилось,  наше занятие окончено.

Конспект  занятия в средней группе «Моя семья»

Цель: Формировать у детей понятие «семья», «члены семьи»; учить рассказывать и отвечать на вопросы воспитателя о маме, папе, дедушке, бабушке, сестре, брате. Способствовать развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

Предварительная работа: беседа о семье в нерегламентированное время, рисование дома для всей семьи, лепка посуды для всей семьи, рассматривание иллюстраций и фотографий  членов семьи, различных сюжетов из жизни семьи, разучивание стихотворений  о маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брате.

Ход занятия:

Психолог:  выставляет картину «Курица, петух и цыплята».

В.: Ребята, посмотрите,  кто к нам сегодня пришел в гости? (курочка, петух и цыплятки)

В.: Вышла курочка - хохлатка,

      С нею жёлтые цыплятки,

      Квохчет курица: ко-ко,

      Не ходите далеко!

- Ребята, а как вы думаете, кто курица для цыплят? (мама)

- А кто петушок для цыплят? (папа)

- А как вы думаете, у них дружная семья?

- Как вы догадались? (они все вместе, мама заботиться о цыплятах, папа защищает их от кошки, никто не ссорится, не клюется)

- Ребята, курочка с цыплятами оставили нам конверт, интересно, что там? (письмо).

Психолог:  вынимает из конверта силуэт дома, ставит на фланелеграф.

Психолог: какой красивый домик! Но в этом домике еще никто не живёт, и мы с вами будем его заселять.

- Сейчас Оля нам расскажет стихотворение и вы сразу догадаетесь, кто первый поселится в этом доме. (ребенок рассказывает стихотворение о маме и ставит рядом с домиком изображение мамы ).

Психолог: Ну, что, догадались? Вы хотите, чтобы первой в этом доме жила мама? А кто хочет рассказать о своей маме?

Ведётся диалог по вопросам воспитателя:

- как зовут маму?

- как мама ласково называет тебя? А как ты маму?

- что мама делает, чтобы в доме было чисто и уютно (убирает, стирает, готовит обед, моет посуду)

- а какая у тебя мама по характеру? (добрая, ласковая, красивая, заботливая)

- ты любишь свою маму?

Психолог: Ребята, маме в домике скучно одной жить, кого же мы поселим к ней? (папу).

Выходит ребёнок, читает стихотворение про папу  и ставит изображение папы на фланелеграф.

Психолог: Ребята, а кто хочет рассказать про папу?

Ведется диалог по вопросам воспитателя:

- Как зовут твоего папу?

- Как папа называет тебя ласково? А как ты его?

- Что папа умеет делать и как он помогает маме?

- Какой папа по характеру? (сильный, умный, добрый, заботливый).

 Психолог:  Ребята, а кто для вас мама и папа? (они – родители)

- Но у ваших родителей тоже есть родители – ваши бабушки и дедушки, давайте их тоже поселим в домик.

Выходят дети, рассказывают стихи о бабушке и дедушке и ставят на фланелеграф  их изображения.

Психолог:  Но взрослым без детей скучно жить в доме и мы поселим к ним сына и дочку, они будут братом и сестрой.

Выходят дети, рассказывают стихи о брате и сестре и ставят их изображение на фланелеграф.

Психолог:  Вот какая дружная и большая семья собралась в нашем доме, все вместе живут, заботятся друг о друге, помогают друг другу во всех делах.

Ребёнок читает стихотворение:

Мама с папой мне – родня.

Нет роднее родни у меня,

И сестрёнка – родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Психолог: А ещё у меня в конверте есть семейные фотографии (достаёт картинки с сюжетами из жизни семьи) и наши дети могут рассказать об этих фотографиях.

Дети по очереди рассказывают, что изображено на картинках:

  1. На моей фотографии вся семья готовит обед:  мама варит суп, папа чистит рыбу, бабушка  и внучка накрывают на стол.
  2. На моей фотографии вся семья убирает комнату: мама моет окно, папа с сыном вешают картину на стену, дочка вытирает пыль с мебели.
  3. На моей фотографии семья отдыхает вечером: дедушка с внуком читают сказки, внучка с бабушкой смотрят телевизор, папа читает газету, мама накрывает стол к вечернему чаю.

- Молодцы, ребята, очень интересно вы рассказали о семье. А теперь давайте поиграем. (проводится пальчиковая игра «Семья»)

Психолог: Я знаю, что вы все любите помогать своим родным, вот сейчас мы поиграем в игру «Кому, что нужно для работы»

Психолог:  выкладывает разные  предметы быта: спицы, моток шерсти, очки (для бабушки), молоток, клещи, пила (для папы), кастрюля, сковорода, ложка (для мамы), клей, ножницы, бумага и небольшая старая книжка(для дедушки).

Цель игры: каждый из 4-х детей собирает набор предметов:  для вязания – для бабушки, для приготовления еды – для мамы, для ремонта стула – для папы, для ремонта книги – для дедушки.

Психолог: спасибо, ребята, очень хорошо вы справились с заданием.  Наше занятие окончено.

Стихи  к занятию:        

Бабушка

У мамы – работа,

У папы – работа,

У них для меня остается суббота.

А бабушка дома всегда.

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит:

-Да ты не спеши,

Ну, что там стряслось у тебя,

Расскажи?

Я говорю, а бабушка

Не перебивает,

По крупинкам гречку

Сидит, перебирает…

Нам хорошо

Вот так, вдвоем.

Без бабушки –

Какой же дом?

Сестрёнка

Мы с сестренкою вдвоем

Всю квартиру уберем

Испечем пирог румяный

Будем ждать прихода мамы.

Только мама на порог

А у нас готов пирог!

Мамочка

Мамочка – мамуля,

Как тебя люблю я!

Как я рад, когда вдвоем

Мы с тобой гулять идем.

Или что-то мастерим,

Или просто говорим,

И как жаль тебя опять

На работу отпускать.

Дедушка

У меня есть дед родной

Он такой мастеровой!

Коль ремонт – в один момент

Он отыщет инструмент.

Открывает сундучок

Рядом я  - его внучок!

Мне, конечно, нужно знать

Как пилить и как строгать.

Возле дедушки верчусь

Делать все, как он, учусь!

Конспект занятия в подготовительной группе

«Родословная – старинная русская традиция»

Цель. Воспитывать  любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.

Закреплять имеющиеся знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях.

Воспитывать уважительное отношение к старшим.

Иллюстративный материал: рисунки из серии «Славянская семья» - «Кузнец», «Славянская семья».

Предварительная работа: повторение терминов родства (бабушка, дедушка, мать, отец, племянник, сын, внук, дочь, муж, жена), ласковых, уважительных  старинных обращений  к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).

(в скобках даны примерные ответы детей)

Ход занятия:

Психолог - Ребята, мы с вами много говорили о семье, рассматривали иллюстрации, репродукции картин, выучили много стихов. Сегодня мы вновь поговорим о семье, но только теперь о людях, которые жили в старину. ( Показывает рисунок «Славянская семья»)

- Что изображено на рисунке? (ответы детей)

- Этот рисунок отображает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом? (рассказывает о прошлом)

- Почему вы решили, что на рисунке изображено прошлое? (одежда людей необычная, старинная)

- Какую одежду носили в старину люди? (мужчины носили длинные рубахи с поясом, женщины надевали рубахи, сарафаны, сверху на голову повязывали платочки)

- Как вы думаете, люди, изображённые на рисунке живут в современной квартире?  (нет, они живут в избе)

- Как вы догадались, что они живут в старинной  избе? (В избе стены деревянные, есть русская печь)

- Да, в каждой крестьянской избе была печь, она согревала избу, в ней готовили еду, на лежанках отдыхали.

- Какие старинные предметы вы видите на рисунке? (деревянные ложки, кубки, ухват с глиняным горшком,  прялка)

- Прялка – удивительный предмет! Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали ее на веретено.

Психолог - Итак, благодаря рисунку мы  с вами можем представить, как жила раньше семья. Мы как бы попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу? (Родные) Как можно назвать их одним словом? (Семья).

- Мы знаем, что эта семья жила давно. Видим, что это большая семья.

- Пожалуйста, подумайте и скажите: кто кем кому приходится в этой семье?

- Посмотрите на рисунок и скажите, кто здесь самые старшие члены семьи? (Дедушка и бабушка)

- Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходится дедушке и бабушке? (Он их сын).

 - Кто стоит возле отца? (Его сыновья, внуки дедушки и бабушки).

- Как вы думаете, почему молодые люди стоят? (Они выражают уважение к старшим членам семьи).

- Да, в старину в семьях почитали, очень уважали старших, во всём их слушались, не смели им перечить, не перебивали, не капризничали. Родители учили своих детей и внуков всему, что умели сами, передавали свой жизненный опыт. Посмотрите, как внимательно слушают сыновья отца. Наверное,  он рассказывает им что-то очень важное, интересное. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением и уважением. Дети во всем помогали родителям. Посмотрите, художник показал, как дочь помогает своей матушке готовить еду. С детства воспитывали любовь к труду, трудолюбие.

Психолог - А чем в это время занята сама матушка? (Она прядет пряжу и присматривает за маленькой девочкой – своей племянницей)

- А кто такие племянники? (Это дети братьев и сестёр)

- Как вы думаете, у этой девочки есть родители? (да, на этом рисунке в избу входит её отец).

Психолог - Семьи в старину были большими и дружными, родственники всегда помогали друг другу. Пока брат отца со своей женой  были заняты, ездили в город на ярмарку, за их дочерью присматривали его родные. Люди были очень гостеприимными, хлебосольными, гостей встречали хлебом и солью. Любили веселье, игры,  пляски, хороводы. Такие были в старину обычаи.

(Проводится народная подвижная или хороводная игра)

 Психолог – Обычай – это то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день.

Обычаи передавались от отцов, и дедов детям и внукам и со временем становились традицией.

- Давайте еще раз повторим, какие были обычаи в старину (Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращались  друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу)

- Как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли маму, отца, других членов семьи? ( Матушка, батюшка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).

Психолог:

- Какие хорошие, замечательные обычаи! Мы тоже  постараемся им следовать, будем поддерживать традиции.

- В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки – это наши родственники, которые жили до нас, перед нами.

Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, о своих дедушках и бабушках, о своих предках, о своих родных, об истории своей семьи. Так создавалась родословная семьи, где знали имена, отчества и фамилии всех своих родных, знали, чем они занимались, где жили.

- Давайте и мы придумаем имена  членам этой дружной семьи (Дети предлагают и обсуждают: дедушка – Пётр Васильевич, бабушка – Тамара Ивановна, отца назовем Иваном  Петровичем, а мать -  Екатериной, дядю – Алексеем, сыновей – Михаилом, Данилой, и Ильёй, дочь – Софьей, а маленькую племянницу – Аннушкой).

- Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто, а чтобы было понятно, о ком идет речь, люди использовали отчества и прозвища. Например Иван – сын Петра (Петров сын), внук кузнеца – Кузнецов внук. Так и появились фамилии.

Так, предком этой семьи был кузнец (выставляется рисунок), и фамилия у них  произошла от кузнеца – Кузнецовы. Так появился род Кузнецовых.

- А родословная идёт от дедушки и бабушки, потому что они самые старшие члены семьи.

Воспитатель раздаёт детям заранее приготовленные листочки с именами рода Кузнецовых и на доске дети с помощью воспитателя строят родословную семьи:

Илья

сын

Данила

сын

Михаил

сын

Аннушка

племянница

Софья

дочь

                                                   

Иван

отец

Алексей

брат отца

Екатерина

мать

                                                                           

Тамара  Ивановна

бабушка

Пётр Васильевич

дедушка

Психолог - Посмотрите, имена выстроились тремя рядами. Каждый из этих рядов указывает на поколение: бабушек и дедушек, мамы и папы и поколение детей. У нас получилось ТРИ поколения Кузнецовых. Дома вы с родителями можете составить родословную своей семьи и узнать историю своей семьи: ее корни, ее обычаи и традиции.

А наше занятие окончено. Спасибо всем.

Анкета для воспитателей

Вопрос

Да

нет

1

Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

 

 

2

Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?

 

 

3

Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

 

 

4

Считаете ли Вы нужным увеличить   запас знаний по истории и географии России?

 

 

5

Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

 

 

6

Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?

 

 

7

Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?

 

 

8

Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?

 

 

9

Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

 

 

10

Правильно ли организована в групповой комнате предметно-развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?

 

 

11

Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?

 

 

12

Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьёй?

 

 

 

 

    

 

 

 

План работы с родителями в старшей группе

Ширмы, папки – передвижки, консультации, беседы, родительские собрания, общие сборы, праздники на свежем воздухе, походы, семейные поездки, чаепития и др.

Сентябрь. 

* «Как прошло лето?»

* «Где побывали? Что нового увидели, узнали?»

* «С днём дошкольного работника»


Октябрь.

* «Растить толерантного человека»

* «Как надо и не надо поступать с детьми». 

* «Пятилетки и начало подготовки к социальной школьной жизни» 

* «Что должны знать дети к концу года о взаимоотношениях людей»

Ноябрь.

* «День Матери» 

* «Ребёнок входит в мир социальных отношений»

* «Праздники в семье»

* «Что читать детям об истории России»


Декабрь.

* «Совместный с детьми сбор материалов по истории семьи» 

* «Волшебные яства русской кухни»

* «Весёлые игры наших предков»

Январь.

* «Новый год приходит в дом»

* «Воспитание патриотического сознания ребёнка»

* «Разговоры  с детьми о прежней жизни семьи их родителей»

* «Ура! Мастерим подарки. Кому?»

Февраль

* «В игре ребёнок познаёт мир, общается, развивается»

* «День Защитников Отечества» 

* «Домашние традиции и ритуалы»


Март.

* «Составление генеалогического древа семьи»

* «8 Марта – поздравляем всех женщин. Как?»

* «Жизнь невозможна без забот о ком - нибудь»

* «Любви все возрасты покорны. А кого ты любишь? И что ты о них знаешь? Расскажи.»

Апрель.

* «Человек красен делами»

* «Знакомим детей с правилами общения между людьми»

* «Лесные приключения. Первый после зимы поход на озеро Синара»

Май.

* «Ребёнок приобщается к труду»

* «День победы» 

* «День семьи» 

* «Открытый урок нравственности», (занятие с детьми)

Консультации, беседы

Сентябрь:

- «Что такое патриотизм»
- «Воспитание у детей интереса к истории»

- «Мои обязанности в доме»


Октябрь:

- «Развиваем у детей наблюдательность на прогулках в уральском лесу»

- «Методы развития патриотических чувств»


Ноябрь:

- «Посеешь привычку – пожнёшь характер», ценность народных пословиц и поговорок для воспитания детей. 

- «Домашние животные и ребёнок»

Декабрь

- «Читаем дома о древней Руси»

- «Как проводить с детьми праздники в семье»

Январь:

- «Можно ли заставить ребёнка слушаться» Народные методы воспитания, их приемлемость, ценность, правильный выбор. 

Февраль:

- «Рисование, лепка и ручной труд с детьми дома по тематике народного творчества»

Март:

- «Папа, мама, я – дружная семья» 

- «Ребёнок и телевизор», строгий нравственный отбор программ.
Апрель:

- «Экологическое воспитание в семье». Родная природа.

- «Мои добрые дела»

Май:

- «На отдых летом»

- «Рисуем красками всё, что видим, готовим рассказы для других детей» 

Собрания

Часть отведённого на собрании времени.
1. Сентябрь: «Составление плана по организации в МДОУ мини - музея».
2. Ноябрь: общее родительское собрание «О воспитании патриотизма» 
3. Декабрь: «История страны - как стимул узнавать о России» 
4. Январь: общее родительское собрание «Мастерская искусства»
5. Май: «Чему научились наши дети»

Планируемые мероприятия

Конкурс «Мы ищем таланты»

Создание семейных проектов «Вместе дружная семья»

Дайджест «Семейные традиции»

Выставка «Игрушка моей семьи»

Драматизация «Бабушкины сказки»

Чаепитие «День семьи»

Спортивное развлечение «Вместе с папой»

«Вечер народных игр и забав»

Уборка групп и участков (дети и родители)

Концерт в День пожилого человека

Посильная помощь вещами и своим трудом нуждающимся семьям

Помощь детей малышам

Планируется  создание семейного клуба и «Родительской почты»

Семейные клубы

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

«Родительская почта»

Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.Для желающих сделать это анонимно в детском саду в тамбуре имеется почтовый ящик.

 

Перечень, собранных родителями и сотрудниками, материалов.

(всё сфотографировано и есть в приложении на диске)

- журналы, наборы открыток; путеводитель по историческим местам Урала;

- фото-книга «Природа Уральского края»;

- альбомы: «Животные», «Птицы», «Рыбы», «Горы, леса, озёра вокруг Снежинска»;   видеофильмы семейных путешествий с родителями по разным местам нашей страны,

- образцы минералов из коллекции педагога – психолога «Сокровища старых Уральских гор»;

- фотографии района Вишнёвой горы: природа, лыжный спорт, походы, лес зимой и летом.,   купание в озёрах, красота окружения Снежинска -  из коллекции зам.заведующей, -аудиозапись гимна Снежинска, символа города «Снежика», герба Снежинска,

- оформлены маршруты походов, прогулок, экскурсий по городу и ближайшим к МДОУ №28 улицам и объектам;

- оформлен уголок русской избы с предметами быта прошлой жизни;

- силами разных семей сделаны стенные газеты: «Наша Родина – Россия», «Это всё – моя Родина», «Молодость моих родителей», «Что я видел в путешествии»,

- оформлены психологом и родителями материалы «Жизнь, быт, работа и праздники в древней Руси», «История  Древней Руси для малышей», «Игры и задания по истории для старших дошкольников», «Русские промыслы и народное искусство», «Старинные российские усадьбы и дома», «Гербы России разных веков»,

- используются пособия для дошкольников «Удивительное путешествие Ильи и Анюты в глубь веков» (А.А.Данилов, С.В.Тырин); «Как жили наши предки» (Ю.Дорожин); «Здравствуй, мир!» (А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасов);

- родители пишут сочинения о своём детстве, о ребёнке, о своих путешествиях, и т.д.;

- психологом собраны коллекции игрушек – потешек, сделанных народными умельцами, старинных кукол, мебели, посуды, картин и всё это – миниатюрные аналоги настоящих старинных вещей,

- семья одного ребёнка сделала очень трогательную презентацию «С чего начинается Родина» про то, как их двухлетняя дочь относится к детскому саду, детям, воспитателям;

- создан альбом «Житьё – бытьё» где собраны русские пословицы, поговорки, загадки;

- родители принесли военные и трудовые медали своих бабушек и дедушек;

- собираются материалы для газеты МДОУ «А я иду, шагаю по Снежинску.»

- физкультурный руководитель собрала и оформила большую коллекцию подвижных игр народов нашей страны; обучает детей правилам и особенностям игр

- педагогом – психологом за два года проведена большая работа с девиантными детьми по усвоению ими приёмов народных изобразительных промыслов. Такая форма работы очень помогала детям улучшить своё поведение, повысить статус в коллективе сверстников, поверить в свои силы, почувствовать радость творчества. Сейчас (январь 2012года) многие работы этих детей (фрески, гравюры, скульптуры из теста, гипсовые барельефы, витражи русских сказок, национальные росписи и другое) приняты на выставку во Дворец творчества детей и молодёжи.

Литература.

1. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М., Просвещение, 1990

2. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2002 годы. - Российская газета. 2001 год. 

3. О.Л. Князева «Я-ты-мы» Программа социально-эмоционального развития дошкольников.

4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991

5. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980

6. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990

7. Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В.

8. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

9. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д

10. Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.

11. Герасимова,З. Родной свой край люби и знай/ З. Герасимова, Н. Казачок, // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 12. – С. 47.

12. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. /Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Н. Новгород, 1997. – 263 с.

13. Козлова, С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка./ С.А.Козлова. – М. Школьная пресса, 2003.  -  43 с.

14. Козлова, С.А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям./ С.А.Козлова. – Школьная пресса, 2003. - 43 с.

15. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста/ Л.В.Коломийченко, - Пермь, 2002. 115 с.

16. Коломийченко, Л.В., Югова Л.И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста»/ Л.В.Коломийченко, Л.И.Югова, - Пермь, 2003. 146 с.

17. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина?/ Л.А.Кондрыкинская, - М., 2004. –

18. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – Москва, 2003. –

19. Ревенок,Т. Программа «Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа./ Т.Ревенок// Дошкольное воспитание. – 2001. -№4. – С. 24-30.

20. Токарева,В. Новь старой улицы / В. Токарева // Красное знамя, - 1986. – 31 мая

21. Шумилова,Е.Ф. По родному краю  / Е.Ф. Шумилова. – Устинов: Удмуртия, 1987. – 195


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Формирование и развитие патриотических чувств у дошкольников"

Данный материал поможет родителям в воспитании у своих детей чувства патриотизма, чувства Родины....

Использование информационно- коммуникационных технологий в развитии культуры чувств у дошкольников

Использование ИКТ в развитии чувств у детей дошкольного возраста. Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как поз...

Консультация для воспитателей «Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»

laquo;Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»...

Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре казачества.

Изучение истории развития Волгоградской области, воспитание уважения к героическому прошлому, приобщение детей к духовному богатству многих поколений, знакомство с культурой, обычаями и традициями каз...