"Стили общения с родителями".
методическая разработка по теме

Кулак Светлана Александровна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_obshcheniya_s_roditelyami.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Стили общения с родителями.

«Поиск и установление контактов с разными людьми –

основа педагогической профессии»

Кибернетик Н. Винер

Когда говорят о профессиональном уровне педагога, всегда стремятся дать представление о стиле его взаимоотношений с родителями детей. Построение деловых, продуктивных отношений с родителями - особая профессиональная работа. Для её грамотного выполнения педагог должен многое знать и уметь: представлять себе психологию родителей, владеть техникой общения, убеждения, разъяснения, методиками проведения различного рода встреч, собеседований, переговоров. Но для установления контакта с родителями мало быть профессионалом - нужно прилагать усилия, чтобы стать человеком, который «просто нравится». Иначе, многие усилия педагога будут разбиваться о стену родительской отчужденности. От непривлекательного воспитателя родители не воспринимают даже самые правильные и точные суждения относительно их ребенка.

Анализ литературы и личного опыта работы с родителями позволил условно выделить девять вариантов родительского поведения.

1.   Строгий - родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жестко направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.

2.   Объяснительный - родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребенка равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяснений.

3.  Автономный - родитель не навязывает решение ребенку, позволяя ему самому найти выход  из  сложившейся  ситуации,  предоставляя  ему  максимум  свободы   в  выборе  и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств.

4.   Компромиссный - для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательное взамен совершения ребенком непривлекательного для него действия или предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.

5.  Содействующий - родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать; он реально участвует в жизни ребенка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.

6. Сочувствующий - родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких-либо конкретных действий. Родитель тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.

7.  Потакающий - родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентирован на ребенка: он ставит потребности и интересы ребенка выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.

8. Ситуативный - родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Система требований родителя к ребенку и стратегия воспитания гибкая.

9.  Зависимый - родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитателей, педагогов и ученых) или перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает также педагогическая и психологическая литература.

Работая с родителями, подразделяю семьи на 4 типа.

Семьи, в которых отмечаются высокий уровень отношений и воспитания, относят к первому типу (их опыт надо изучать, пропагандировать, хотя и этим семьям необходима помощь воспитателей ДОУ).

Ко второму типу относятся семьи с неустойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме. Положительной стороной этих семей является их достаточно высокая социальная направленность, взаимоотношения между членами семьи не плохие. Но вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров, недостаточно высокой степени образования одного или двух родителей, их настроения, суждения, поведение могут резко меняться. В связи с этим возникают трудности во взаимоотношениях, отрицательно влияющие на семейный микроклимат.

Считаю, что здесь необходимо помочь родителям установить более стабильные взаимоотношения,   то    есть    повысить    эмоциональную    культуру    взаимоотношений.

Уверена, что также целесообразно знакомить родителей с возрастными особенностями, показывать на примерах необходимость единством взглядов родителей.

Семьи, где по тем или иным причинам отсутствуют условия для нравственно-эстетического, целенаправленного воспитания детей, относят к третьему типу. Для этих семей типичны споры, острые конфликты из-за несовпадения взглядов супругов на жизнь и воспитание детей.

Таких родителей вовлекаю в обсуждение проблем воспитания детей. Работу веду с обоими родителями и каждым в отдельности, приглашая их на индивидуальные и групповые беседы и консультации. Советую им, как руководить процессом воспитания детей в семье.

Семьи, в которых присутствует алкоголизм, безнравственное поведение, грубость, частые ссоры, нестабильность во взаимоотношениях - семьи четвертого типа. Таких семей в нашей группе нет.

Убеждена, что совершенно разные по составу, семейным ценностям и культурным традициям, по разному понимающие место ребенка в жизни общества, открыты положительным инициативам детского сада и готовы откликнуться на них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Стили общения родителей с детьми. Ошибки в воспитании."

Общение родителей и детей - важнейшее действие, которое способно сплотить семью или же разрушить. Многие родители даже не догадываются, что они придерживаются неправильного стиля общения со свои...

Диагностика стиля общения. Для родителей.

Стили воспитания В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Наиболее распространенной классификацией стилей общен...

ШМП "Стиль общения педагогов с родителями", "Формы работы с родителями"

Консультация для молодых педагогов с обратной связью по работе с родителями....

Презентация "Стиль общения с родителями"

Презентация для молодых педагогов "Стиль общения с родителями"...


 

Комментарии

Спасибо за материал!