Стили общения. Педагог- родитель
консультация

Притуляк Екатерина Николаевна

Стиль общения педагога с родителями

 

Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» [1]. Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский назвал самой неискоренимой и самой человечной. Умение общаться дается человеку от природы или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь.

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от умения его общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит педагогу, так как он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов воспитателя - «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех возникших проблемах и т.д. Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М.И. Скаткина «Высокая техника педагогического общения - не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства».

В процессе взаимодействия друг с другом важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первое и необходимое условие успешности взаимодействия педагога с родителями - это знание структуры общения.

Психологи выделяют три составляющие общения:

- Первая составляющая включает в себя восприятие человека человеком, в процессе общения.

- Вторая составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями - это то, что мы говорим.

- Третья составляющая подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров.

Говоря об общении, необходимо уделить внимание самопрезентации педагога. Мы еще не успели ничего сказать, а мнение о нас уже сформировано, в соответствии с впечатлением, которое мы произвели на собеседника. Наш внешний вид: одежда, прическа, походка и многое другое подсказали родителям в какой манере с нами общаться. Поэтому очень важно для педагога преподнести себя: быть аккуратно одетым, в чистой обуви, чтобы это были туфли, а не мягкие тапочки без задников. Ведь родители, как и педагоги, «считывают» информацию с его внешнего облика, подстраиваются под определенное состояние собеседника. В это время педагог может уловить настроение родителя, отношение к себе, нащупать нужный тон, создать атмосферу делового взаимодействия. Как правило, учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему облику, а вот воспитатели детских садов почему-то считают, что нет смысла стараться хорошо выглядеть и быть аккуратным, поскольку дети слишком малы и ничего не понимают. К сожалению, это ошибочное мнение, именно работники детского сада должны уделять особое внимание своему внешнему виду, которое является одним из факторов формирования внутренней культуры ребенка.

Следующий этап общения - речевое общение. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное речевое сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту. В.Н. Куницина в своей книге «Межличностное общение», приводит принципы построения речевой коммуникации. Они могут быть представлены в виде схемы.

Принципы построения коммуникации

image

image 

В случае возникновения конфликта с родителями лучше придерживаться официальной манеры общения.

Для того чтобы вовлечь партнера по общению в контакт, необходимо сделать самые первые минуты удивительными, неожиданными, яркими, создать положительный эмоциональный настрой, А. Ф. Кони советует в начале беседы использовать «зацепляющие» крючки. Это может быть что-нибудь из жизни, какой-нибудь парадокс, неожиданный вопрос. «Зацепили крючком», и что дальше, успех гарантирован?

Эффективность и успех общения педагога с родителями будет зависеть и от стиля общения.

Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином. В этой работе он указывает на то, что у каждого человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнёра и характера деятельности, но при этом сохраняя свои сущностные черты и свою уникальность. Стиль общения отражает специфику взаимоотношений между людьми, многообразную и в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в диалог.

В наши дни выделяют много стилей общения, мы остановимся на основных:

Совместное творчество

В основе совместного творчества лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Деятельностно-диалоговая схема этого общения ставит педагога и родителя в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В этом стиле, как на фотопленке, проявляются все личностные качества обеих сторон. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность, рождает совместный увлеченный поиск.

Авторитарный стиль

Согласно авторитарному стилю педагог все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. При авторитарном стиле общения, решения принимаются педагогом и поступают родителям в виде директив, поэтому этот стиль часто называют директивным. В этом случае, по мнению педагога, его директивы не подлежат обсуждению, их надлежит неоспоримо выполнять.

Попустительский стиль

Характерной чертой попустительского стиля общения является незначительная активность педагога, проблемы с родителями обсуждаются формально. Педагог подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности с родителями, часто не желает или не способен сам принимать решения, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Стиль - дистанция

Без соблюдения дистанции педагогическое общение может скатиться к панибратско-снисходительным отношениям. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога. Популярность этого стиля общения заключается в том, что начинающие педагоги нередко считают, что общение - дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому они используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения. Но, использование этого стиля общения, в большинстве случаев, ведет к педагогическим неудачам, поэтому следует выбрать разумный диапазон его применения. Общение - дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

Стиль - устрашение

Этот стиль искусственно ставит партнера в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения.

Стиль - заигрывание

По существу, тип общения–заигрывания отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у родителей, что противоречит требованиям педагогической этики. Им часто пользуются молодые педагоги, чтобы быстро установить контакт с родителями, понравиться им, это вызвано отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

Менторский стиль

Менторский стиль общения появляется в случае, когда один из партнеров (чаще всего это бывает лицо, считающее себя "бывалым" человеком) добровольно или непреднамеренно принимает на себя роль наставника. Назидательно-покровительственный тон присутствует не только в диалоге, но и во всем его внешнем облике.

По мнению Г.Б. Мониной [2], эффективной техникой общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор».

Стиль «адвокат» педагогу рекомендуется использовать в общении с родителями в следующих случаях:

- родители просят совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;

-родители предъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;

- педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. Разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. О проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника, человека, который искренне хочет помочь ребенку и родителям.

Педагоги со стажем часто жалуются на то, что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, т.к. собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а негативная информация о ребенке, высказанная в критичном стиле о его поведении, часто воспринимается родителями болезненно, иногда даже агрессивно, перерастая в конфликт.

Во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации педагогу необходимо выбрать нужный стиль общения, грамотно построить стратегию поведения. Конфликт «педагог-родитель», как правило, предполагает протекание его по типу «начальник-подчиненный», что и обуславливает поведение воспитателя как обвинительной стороны. И если раньше такое положение устраивало обе стороны, то в настоящее время родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада.

Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. К.Томас [3] предложил способы регулирования конфликтов. Они представлены в табл.1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m_1._lektsiya_1.docx729.55 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль 1. Патриотически ориентированные подходы в системе дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО.

Тема 1. Нормативные  документы,  регламентирующие  содержание дошкольного образования.

Содержание:

Актуальность гражданско-патриотического воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155). Социальные нормы ФГОС ДО. Принципы и содержание разработки программ патриотического и нравственного воспитания дошкольников в ДО. Федеральный закон от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании». Основные понятия, используемые в стандарте. Общие положения. Система  документов, обеспечивающих функционирование стандарта. Модель «Патриотическое воспитание дошкольников». Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Государственная политика по развитию патриотического сознания у детей дошкольного возраста, родителей и педагогов ДОО.

Лекция.

Основными идеями обновления дошкольного образования стали комплексность и вариативность, поэтому на педагогов дошкольной образовательной организации возлагается ответственность в выборе, разработке и осуществлении образовательных ресурсов ДОО. Прежде чем приступить к выбору и разработке патриотически-ориентированного ресурса ДОО, педагогу необходимо изучить законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие вопросы дошкольного образования, педагогическую и методическую литературу. Программа, которую берет за основу в своей работе ДОО, будет в дальнейшем определять систему и структуру работы по формированию патриотической и нравственной позиции дошкольника, приучение к нравственному отношению и  поведению  к окружающим людям, семье, Родине, стране, государству (рис. 1.).

Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537).

Рисунок 1. Актуальность гражданско-патриотического воспитания.

C:\Users\Елена\Desktop\Центр Профессионал\13. Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации\Картинки\64.jpg

Особенности организации образовательной деятельности ДОО осуществляются согласно ФГОС ДО (Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования). ФГОС дошкольного образования утвержден приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  октября  2013 г. № 1155 (рисунок 1.).

Рисунок 1. ФГОС ДО.

C:\Users\Елена\Desktop\2-300x206.gif C:\Users\Елена\Desktop\120409_html_m44702d5b.png C:\Users\Елена\Desktop\5617ed797e22d.jpg

Перед стандартом ДО ставятся следующие цели:

 -  повышение социального статуса дошкольного образования;

-  осуществление равных возможностей для всех детей в получении качественного дошкольного образования;

-  сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в осуществлении дошкольного образования (схема 1.).

Схема 1. Структура ФГОС ДО.

C:\Users\Елена\Desktop\Центр Профессионал\Подготовка детей к школе\img1.jpg

Стандарт решает следующие задачи (схема 2.): 

-  Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

-  Развитие  индивидуальных  способностей  и  творческого  потенциала

каждого ребенка;

-  Развитие  нравственных,  интеллектуальных,  физических,  эстетических качеств,  инициативности  и  самостоятельности  детей,  формирования  предпосылок учебной деятельности;

-  Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных Программ;

-  Обеспечение  преемственности  основных  образовательных  программ дошкольного и начального общего образования.

Схема 2. Социальные нормы ФГОС ДО.

Федеральные государственные образовательные стандарты  дошкольного образования дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривают создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагают создание в дошкольных образовательных организациях условий для нравственного и патриотического воспитания дошкольников.

Принципы разработки программ патриотического и нравственного воспитания дошкольников в ДО:

Программа разрабатывается, принимается и реализуется им самостоятельно в соответствии с  федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей (рис. 2.).

Рисунок 2. Содержание образовательной программы по гражданско-патриотическому воспитанию.

C:\Users\Елена\Desktop\Центр Профессионал\13. Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации\Картинки\58.jpg

ФГОС базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и конкретно предусматривает соблюдение принципа согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными сферами:

  • Область «Социально-коммуникативного развития» поможет достичь формирования чувства сопричастности с жизнью страны, заботы о малой родине, бережного отношения к природе, отзывчивости по отношению к родным и близким, друзьям, заложит практические навыки поведения в рамках правовой культуры гражданского согласия.
  • Образовательная сфера «Познание» нацелена на расширение кругозора, получение знаний об истории Отечества, представлений о художественной, этнической и политической культуре, становление гуманного отношения ко всем народам России в духе интернационализма, формирование духовных ценностей и веротерпимости. Благодаря этой области программы патриотическое сознание будущего гражданина будет подкреплено глубокими знаниями, следовательно, его гражданская позиция и активное, ответственное поведение в обществе получат дополнительный мотивационный стимул.
  • Область «Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир родной речи, художественной литературы о легендарных героях и исконных традициях, богатстве родной природы, познакомит с уникальными фактами из жизни страны, раздвинув ограниченные рамки рекомендованных министерством учебных пособий.
  • Наконец, сфера «Физическое развитие» решит задачи по становлению здорового образа жизни, сформирует глубокое внутреннее понимание его значимости в судьбе каждого человека, следовательно, судьбы всей страны, поскольку не может быть будущего у государства без здорового человеческого потенциала.

В реализации Программы участвуют дети, их родители (законные представители), педагогические работники и их представители, организации, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения. Требования Стандарта являются обязательными при реализации основной образовательной программы дошкольного образования для Организаций и индивидуальных предпринимателей, в случае если иное не установлено настоящим Стандартом. Родители (законные представители) индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление образовательной деятельности, могут использовать положения Стандарта при самостоятельной реализации Программы. Дети принимаются в образовательные Организации для получения дошкольного образования после двух месяцев от рождения.

Для составления и реализации программ по патриотическому воспитанию дошкольников рекомендуется использовать модель патриотического воспитания в ДОО (рис. 3.).

Рисунок 3. Модель «Патриотическое воспитание дошкольников».

C:\Users\Елена\Desktop\Центр Профессионал\13. Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации\Картинки\11.jpg

Закон РФ от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ "Об образовании" (рисунок 4.).

Рисунок 4. Закон РФ "Об образовании".

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\семинар\43687972.jpgC:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\семинар\493a22d2ba63.png

Согласно ст.2 п.1,2  и ст.3, п.1., п.п.3,4 Закона РФ от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ "Об образовании" выделено несколько направлений в работе по формированию патриотического и нравственного воспитания дошкольников.  На основании статей 2, 3 рекомендуется ориентироваться на содержание патриотически ориентированной воспитательной среды в ДОО. 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

      Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

       1)  образование - единый  целенаправленный  процесс  воспитания  и  обучения,  являющийся  общественно  значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность  приобретаемых     знаний,  умений,   навыков,   ценностных    установок,   опыта   деятельности   и  компетенции  определенных     объема   и  сложности    в  целях   интеллектуального,    духовно-нравственного,     творческого,  физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей  и интересов;

       2)  воспитание    -  деятельность,   направленная     на  развитие    личности,   создание   условий    для  самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей  и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере  образования.

  1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на  следующих принципах:

       3)  гуманистический  характер  образования,  приоритет  жизни  и  здоровья  человека,  прав  и  свобод  личности,   свободного   развития   личности,   воспитание   взаимоуважения,   трудолюбия,   гражданственности,  патриотизма,  ответственности,  правовой  культуры,  бережного  отношения  к  природе  и  окружающей  среде,  рационального природопользования;

       4)  единство  образовательного  пространства  на  территории  Российской  Федерации,  защита  и  развитие  этнокультурных  особенностей  и  традиций  народов  Российской  Федерации  в  условиях  многонационального  государства.

Закон РФ от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ "Об образовании" продиктован требованиями реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания детей в  государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». (рис. 5.).

Рисунок 5. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».

C:\Users\Елена\Desktop\Центр Профессионал\13. Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации\patrioticheskoe-vosp.pnghttps://irkut-patriotic.ru/images/Mini-Preview/Postanovlenie_Pravitelstva_RF_350x86_mini.jpg

Госпрограмма включает пять тематических блоков и ориентирована на граждан России всех возрастных и социальных категорий, при этом отмечается необходимость сохранения приоритетного внимания к воспитанию детей и молодёжи. Основной целью формирования патриотизма является духовное пробуждение народа и становление единого гражданского общества.

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее - граждане). В 2001 - 2015 годах реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В 2013 - 2014 годах проведен мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. Основной задачей мониторинга стало проведение анализа вовлеченности граждан в систему патриотического воспитания, внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы, развитие материально-технической базы системы патриотического воспитания.

Наметилась положительная тенденция, отражающая увеличение количества образовательных организаций и клубов, которым были присвоены почетные наименования в честь Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации за достижения в области патриотического воспитания, что составило по стране 4780 организаций.

Вопросы для самопроверки:

Перечислите основные нормативные документы, регламентирующие  содержание дошкольного образования.

Какие документы обеспечивают функционирование ФГОС дошкольного образования?

Какую роль перечисленные в теме лекции нормативные документы играют в разработке образовательных программ по формированию патриотической позиции и нравственного поведения у дошкольников в ДОО?

Как осуществляется на практике работы ДОО модель «Патриотическое воспитание дошкольников»?

Литература, рекомендуемая для изучения:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  2. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 1493 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».
  3. Указы Президента России по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  5. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Стиль общения педагога с ребёнком"

Профессиональная деятельность воспитателя – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной раб...

Анкета «Стиль общения педагога».

Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный для вас вариант ответа. Возможен только один вариант ответа.1.Считаете ли Вы, что ребенок должен:-Делиться с Вами своими мыслями, чувс...

Здоровьесберегающий стиль общения педагога с детьми, коллегами и родителями как необходимое условие сохранения всех субъектов педагогического взаимодействия

СодержаниеСущность общения и факторы, его ………………………………….………………….3 Здоровьесберегающее сопровождение ребенка…………………………………...……5 Типы сигналов тела……………………………………………………………………..7 Типы манип...

Стиль общения педагога с родителями

Стиль общения педагога с родителями...

Консультация для воспитателей "Стиль общения педагога с детьми"

Профессиональная деятельность педагога – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательного...

ШМП "Стиль общения педагогов с родителями", "Формы работы с родителями"

Консультация для молодых педагогов с обратной связью по работе с родителями....