Музыкально-творческое развитие ребёнка в детском саду
статья (подготовительная группа) на тему

Музыкальное воспитание детей - это звено общей системы воспитания, поскольку музыкальное искусство обращено к духовному миру человека. И, конечно же, я своим мастерством воздействую на тонкую субстанцию - душу ребёнка, его гуманные чувства: сопереживание, сострадание, сочувствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.doc41.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние музыки на формирование

личности ребенка.

Из опыта работы

 музыкального руководителя

Усовой Н.В.

2011-2012 учебный год.

     Искусство – необходимая часть жизни человека. Искусство – это его душа. «Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе,» - повторяем мы постоянно, и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании Человека уже в самом начале его жизненного пути, в детстве. Ищем, пробуем, экспериментируем. Задача сложна – ведь жизнь меняется стремительно. Каждый год, в первую младшую группу детского сада и вторую группу приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Мыслят все быстрее, информации о событиях, понятиях – все больше. Вот только удивляются все меньше. Меньше восхищаются, негодуют. Спокойны в образовательном круге интересов: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки,  и даже мобильные телефоны. Тенденция к равнодушию страшна. Общество нуждается в активных творческих людях. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе?  Как объяснить, что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах? Как заставить «душу трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни?

     Вступительные мои слова, наполненные болью и добротой к людям, подчеркивают главное – признание и уважение Личности Человека, веру в его безграничные возможности – будь это взрослый или ребенок. Для ребенка важно вдвойне – чтобы вот так, сразу, кто-то уверенно объявил о том, что в тебе есть Великий Талант.

       Как вы уже догадались, речь пойдет о музыкально-творческом развитии. Почему именно музыкальном? Да потому что я – музыкальный руководитель.

      Музыка является одним из активных средств воздействия на личность современного ребенка. Но, на своих музыкальных занятиях, а в прошлом, и учителя уроков музыки я веду речь о многих видах искусства. Вот забавные стихи Маршака, Чуковского. Вот увлекательные сказки Андерсена, Гофмана. Вот прекрасная поэзия А.С. Пушкина. И на уроках и на музыкальных занятиях мы с ребятами всматриваемся в живописные произведения Серова, Петрова-Водкина. Ребята перед уроком или музыкальным занятием уже ожидают, кем Наталья Вадимовна предложит стать на сегодняшней встрече: актером, художником, дирижером, артистом балета? А может быть даже музыкальным руководителем? Постоянно находится в поиске оригинальных форм деятельности – это  удивительно! Конечно, это результат большого опыта работы и понимания особенностей мышления, восприятия современного ребенка. И всё-таки – музыка. Вспомним известное высказывание Эрнста Теодора Гофмана: «Все люди делятся на музыкантов и не музыкантов». Конечно, «музыканты» Гофмана – это не те, кто знает, что такое «скрипичный ключ» или где пишется нота, «соль», в отличии, от «не музыкантов», которые этого не знают. «Музыканты» Гофмана  - это люди познающие мир душой, тонко его чувствующие, умеющие видеть прекрасное в листке клёна, в одном движении руки балерины. Умеющие слышать мир во всем его многообразии, в том числе  и в музыкальном его воплощении. Хотя, давайте признаемся, что именно музыка является самым распространенным и близким каждому (правда, в разной степени и, к сожалению, разного качества) видом искусства.

    «Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным  исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем», - говорил Д. Шостакович. Роль Слушателя – одна из ролей, которую я предлагаю своим воспитанникам на  музыкальных занятиях.

   Не скрою, было трудно. Ведь в Каширу я приехала недавно. А моё становление, как профессионала проходило в городе на Дальнем Востоке. В детском саду уже была подготовлена хорошая база по программе Радыновой. На каждом занятии я доказывала ребятам, что музыка – это язык чувств, что музыка может рассказывать, и как  она это делает, и какую важную роль в этом играют средства музыкальной выразительности.  Музыкальный зал с детском саду, я называю - залом эстетического развития. В нем все должно быть красиво и современно, ведь я готовлю к взрослой жизни будущих слушателей. Совершенно недавно, в одном из интервью с корреспондентом телеканала «Культура» Швыдкой сказал: «…мы теряем не только профессионалов в школе, дошкольных учреждения, мы теряем публику в зале. Востребованной остается легкая музыка».

     Музыкальное воспитание детей – это звено общей системы воспитания, поскольку музыкальное искусство обращено к духовному миру человека. И, конечно же, я своим мастерством воздействую на тончайшую субстанцию – душу ребенка, его гуманные чувства: сопереживание, сострадание, сочувствие, которые воспитываются в процессе восприятия эмоционально-образного содержания музыкальных произведений. Занимаясь музыкой, слушая вокальные и инструментальные музыкальные произведения, ребенок накапливает свои музыкальные впечатления. Обогащает восприятие разнохарактерными интонациями. В дошкольном учреждении это песенные, танцевальные и маршевые интонации программной музыки. Песня, танец, марш – основные жанры, которые составляют содержание музыкальных занятий. Ребята учатся слушать особенности каждого из них. Важнейшей особенностью программы, по которой я работаю, «Программа воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Является ее тематическое построение. Эта программа создает условия для достижения цельности музыкального занятия, когда дети попадают в прекрасную страну, которая называется «Музыка».  В центре программы – развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально двигательной, художественной.

Задачи программы:

-накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;

- вызывать проявления музыкальной отзывчивости, воспитывать эстетические чувства;

- развивать музыкальное мышление;

- развивать творческое воображение;

-расширять знания о музыки.

Мне нравится наблюдать за размышлениями ребят, когда мы «путешествуем в сказочный осенний лес»; говорим о друзьях и слушаем, как об этом может рассказать музыка; музыка о родном доме, музыкальный карнавал животных.

Конспект музыкального развлечения, посвященного  слушанию «Музыкальному карнавалу животных» прилагается.

   Детям сообщаю, что сегодня мы отправимся на «карнавал». Объясняю ребятам – что такое «карнавал». Карнавал – это веселое народное гулянье с праздничным шествием, в котором участвуют, одетые в красочные костюмы, герои сказок, известных историй и приключений, цирковые артисты. Многие из них в карнавальных масках своих персонажей.

 В нашем карнавале будут участвовать разные птицы, звери, с которыми познакомит музыка.

Но, сначала нужно поздороваться (идет музыкальное приветствие).

- Жил в Африке Львенок. Его звали Рр-Мяу. Вот вышел он однажды погулять в пустыне и встретил Большую Черепаху. Черепаха лежала на солнышке и мурлыкала себе под нос веселую песенку. (Исполняется первый куплет песни «Как Львенок и Черепаха пели песенку» Музыка Г. Гладкова, слова А. Козлова). Львенок подкрался совсем близко, лег на песок рядом с Черепахой и приподнял одно ухо, чтобы лучше слышать. (Исполняется второй куплет песни).

- Рядом Львёночек лежит

И ушами шевелит,

Только я все лежу

И на Львеночка гляжу.

- Черепаха допела песню и открыла глаза. – Здравствуй! Я Большая Черепаха. А ты кто? –

- А я Львеночек Рр-Мяу! Мне очень наравится твоя песенка. Львенок и Черепаха запели вместе. (Исполняется 3-й куплет песни).

- Носорог рог-рог идет,

Крокодил дил-дил плывет,

Только я все сижу (лежу)

И на солнышко гляжу.

Я рассказываю, исполняю песню, дети мне подпевают.

- Так начинается наш карнавал животных.

- Начинается новая сказка: «Лягушка-путешественница».

- Жила была на свете лягушка-квакушка… И весь век она прожила бы благополучно… Но, случилось одно происшествие.

Однажды она сидела на сучке высунувшейся  из воды коряги и наслаждаясь теплым мелким дождиком…

     Вдруг тонкий, свистящий звук раздался в воздухе… Фью,-фью,-фью… Утки описали огромный полукруг, спустились и сели как раз в то болото, где жила лягушка…

- А что же было дальше? (Ребята вспоминают вместе с музыкальным руководителем). Лягушка попросила уток, чтобы они взяли ее с собой на юг.

Вот что она придумала:

- Пусть двое из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я буду ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно…

- Смотрите, смотрите! – кричали дети в одной деревне: «Утки лягушку несут!.. И кто это придумал, такую хитрую штуку?»

Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей силы:

- Это я! Это я придумала!

И с этим криком она полетела в грязный пруд на краю деревни.

- В честь этой лягушки мы выучим песню «Лягушка» (Музыка и слова А. Карасёва).

Песня не трудна, написана в миноре, в удобном для детского пения диапазоне. Можно заменить  песню на другую.

Разучивание песни сменяется слушанием музыки. Необходимо рассказать, что один французский композитор написал несколько музыкальных пьес под общим названием «Карнавал животных».

Мы послушаем одну его пьесу, но… ее название я вам не скажу. Вы должны будете сами догадаться. Кого изображает музыка. Если догадаетесь правильно, то на этой картинке вы увидите правильный ответ.(Картинка, на которой изображен слон заранее приготовлена.)

-Все эти пьесы исполняет оркестр. Композитор поручил отдельным инструментам изобразить животных и птиц, о которых написана музыка. Послушаем музыку и самостоятельно постараемся определить образ.

 Может быть, некоторые мои ученики или воспитанники детского сада пока не подозревают, какие богатства в них скрыты. Творчество, словно золотой ключик, откроет их на радость всем нам. И, если я на своих музыкальных занятиях заронила зёрнышко любви к искусству, то, с уверенностью можно сказать, что я свой долг на этой земле выполнила.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

Художественно-эстетическое развитие ребёнка в детском саду

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста1 СЛАЙДХудожественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.2 СЛАЙДУмение чувствовать, понимать и ценить прекрас...

ТЕХНОЛОГИИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ

Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы ребёнок  научил...

Театр начинается с детства. Развитие ребёнка в детском саду.

Как раскрыть дремлющие таланты вашего ребенка и сделать его счастливым....

Развитие музыкально - творческих способностей у ребёнка средствами музыки

Как происходит развитие творческих способностей дошколят в разных видах музыкальной деятельности (пении, восприятии музыки, музицировании, музыкально - ритмических движениях)....

Важность эмоционального развития ребёнка в детском саду.

Важность эмоционального развития ребёнка в детском саду....