Доклад из опыта работы на тему :"Взаимодействие с семьей в экологическом воспитании дошкольников."
статья (средняя группа) по теме

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Перед педагогами стоит вопрос: как приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? Кто наш ближайший помощник? Конечно семья, родители ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_konf-ciyugorlova_yu.g..doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьей в экологическом воспитании дошкольников

Горлова Ю.Г., воспитатель

ДОУ «Улыбка, г. Нерюнгри

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Перед педагогами стоит вопрос: как приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? Кто наш ближайший помощник? Конечно семья, родители ребенка.

Данные наблюдений и проведенных в группе опросов показали, что большинство родителей не владеют необходимыми экологическими знаниями ( ~51 %), не проявляют интереса к этой стороне воспитания ребенка, считая, что главное научить ребенка читать и писать (~ 37 %), служат отрицательным примером для своих детей (~ 12 %), например, могут спокойно пройти по газону, бросить или даже разбить стеклянную бутылку, пнуть бродячую собаку, сорвать ветку и т.д.

Данные анализа определили цель – способствовать активному включению семьи в экологическое воспитание дошкольников – и задачи в работе с семьями воспитанников:

  1. познакомить родителей с задачами и формами работы по экологическому воспитанию дошкольников;
  2. способствовать развитию устойчивого интереса со стороны семьи к изучаемому вопросу;
  3. способствовать формированию позитивного портрета родителя «Я – пример для своего ребенка»

Работа проводилась по следующим направлениям: информационно-просветительская работа, совместная деятельность взрослого и ребенка; презентация и обсуждение результатов совместной деятельности.

Для информирования и просвещения родителей были проведены тематический вечер для родителей на тему «Экология в нашей жизни», на которой родители в форме викторины нашли для себя ответы на наиболее важные вопросы; круглый стол по теме «Сбережем родную природу», на котором родителям были предложены проблемные ситуации, часто встречающиеся в повседневной жизни. В приемной оформлен постоянно действующий информационный стенд «Мы и природа», на котором располагаются консультации для родителей «Ребенок и животные», «Приобщение детей дошкольного возраста к природе», а также сказки, стихи, загадки, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома, интересные факты из жизни животных и растений.

Поддерживать постоянный обмен информацией между педагогами и родителями помогает почтовый ящик «Вы спрашивали – мы отвечаем» родители задают наиболее важные вопросы, например: как избежать простудных заболеваний. По предложению родителей был создан сундучок «Бабушкины советы», куда собирали рецепты лечебных напитков.  

В ходе совместной работы был сформулирован Кодекс поведения, в котором нашли отражение те правила, которые должны знать и, главное соблюдать, и родители, и дети, и педагоги.

Основными формами организации совместной деятельности стали: выставки детско-родительских работ и совместные акции. Дети вместе с родителями оформляли книжки-малышки по разным темам. Больше всего заинтересовала тема «Правила поведения в природе: в рисунках и картинках» во время которой прошел конкурс детско-родительских рисунков «Что такое хорошо?», где они сами придумывали новые знаки и символы, определяющие основные нормы взаимодействия с природой.

Во время акции «Помоги белкам» родители вместе с детьми подкармливали белок, сыпали корм на тропинки. В проекте «Птичья столовая», «Домик для птиц», родители вместе с детьми мастерили кормушки и скворечники, а результатом конкурса «Волшебное превращение пластиковой бутылки» стала выставка полезных и необходимых вещей, изготовленных из бытовых отходов – вазочки, поилки в клетку к попугаю, подставки под горшки с рассадой и др.

Перед новогодними праздниками провели совместную акцию «Сохраним – елку», изготовили плакаты на тему «Красавица наших лесов». Украсили живую елочку на участке детского сада гирляндой, изготовленной на занятиях.

Первые эколого-познавательные акции были проведены по инициативе педагога, со временем родители сами выступали с теми и или иными предложениями. «Витамины на окне», «Конкурс зимних икебан».

Работа по формированию позитивного портрета родителей проводилось параллельно с основными мероприятиями, и включала в себя презентацию продукта совместной деятельности и пропаганду положительного примера родителя – мамы или папы. Так были организованы фотовыставки «Я и мой любимец», «Как мы ходили в поход», презентации детско-родительских проектов «Защитники природы» об охране муравейника, подвязывании сломанного дерева и др.

Данные наблюдения говорят о том, что: у родителей значительно вырос интерес к проблеме экологического воспитания дошкольников, более 60 % родителей приняли участие в совместных мероприятиях в течение учебного года; ~ 39 % родителей оказали конкретную практическую помощь группе в оснащении природного уголка и живого уголка детского сада; фотовыставки и презентации посетили не только все родители нашей группы, но и родители детей из других групп. Дети стали рассказывать об интересных событиях, связанных со своими питомцами, положительных поступках членов своей семьи.

Литература:

  1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  2. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. – Москва,2006.
  3. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. – Москва, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы по теме: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста.

Представлен опыт работы по организации эколого-туристической деятельности с детьми старшего дошкольного возроста. Раскрываются оспекты организации сотруднечества с семьей в раммках реализации данного ...

Сообщение из опыта работы на тему: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

В своем сообщении рассказываю о том , как художественная литература помогает мне объяснить детям, что все живое в природе нуждается в любви и защите, учит понимать природу, ценить ее значимость в наше...

Сообщение из опыта работы на тему: «Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»

В сообщении описана роль сюжетно - ролевых игр в развитии детей младшего возраста,содержание игр и руководство к ним....

Сообщение из опыта работы Презентация "Взаимодействие с семьей в экологическом воспитании дошкольников"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотной, неправильной с экологичес...

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ «МУЗЫКА – КАК СРЕДСТВО ЭТИКО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫНА ТЕМУ  «МУЗЫКА – КАК СРЕДСТВО ЭТИКО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...