Обучение старших дошкольников самосбережению здоровья.
материал (старшая группа) по теме

Федотова Марина Анатольевна

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_obuchenie_starshih_doshkolnikov.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение старших дошкольников  

                                                                      самосбережению здоровья.

     

     Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из  ключевых целей в системе дошкольного образования.

     Именно в дошкольном возрасте необходимо объяснять детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому каждый должен думать о своём здоровье, знать своё тело, научиться заботиться о нём, не вредить своему организму.

     Поэтому, включаю в свою деятельность цикл занятий «Познай себя» и «Уроки здоровья для дошкольников» (Л.В. Гаврючина , программа «Здоровый малыш»). Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваю комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы.

     Понимая, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования, огромное внимание уделяю внедрению технологии «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б.)

     Цель занятий – формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях детского сада. Данная цель реализуется посредством следующих задач:

- Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, расширять представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь своё здоровье и заботиться о нём.

- Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно-гигиеничкских навыков.

- Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимодействии здоровья и питания.

- Формировать положительные качества личности ребёнка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.

     Так, постепенно, знакомлю  детей с тем, как устроено тело человека, его организм. В доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказываю об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека.

     Рассказывая, например, о кровообращении, детям предлагаю послушать, как бьётся сердце, объясняя, что оно сжимается и разжимается, работает как насос, перегоняя кровь. Когда мы устаём, нашему организму нужно больше крови, и биение сердца ускоряется; если же мы спокойны, то тратим намного меньше энергии, и сердце может отдохнуть и биться медленнее. Детям предлагаю проверить на себе, как работает сердце после физических упражнений, в состоянии покоя, после сна.

     В доступной форме, на примерах из художественной литературы и жизни, детям объясняю, как воздух вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма.

     Например, такие занятия, беседы, как:

- «Можно ли есть немытые овощи и фрукты»;

- «Чистим зубы правильно», «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить»;

- «Для чего нужна зарядка», «Будем стройные и красивые»;

- «Как уберечь себя от простуды»;

- «Как ухаживать за волосами», «Страна волшебная – здоровье»;

- «Одеваюсь по погоде»;

- «Полезная еда»

- позволяют воспитывать культурно-гигиенические навыки, дать детям представления о ЗОЖ.

     Чтение художественной литературы также позволяет прививать детям основные правила личной гигиены, формировать представления о здоровье  (А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», З. Александрова «Вкусная каша», И. Демьянова «Умывалочка»).

     Большое значение уделяю такому разделу, как безопасность детей в ситуациях дорожного движения. Это беседы, экскурсии, целевые прогулки, занятия, дидактические и подвижные игры. («Дорожные знаки», «Игры во дворе», «Катание на велосипеде в черте города», «Опасные участки на пешеходной части улицы», «В городском транспорте» и т.д.) Знакомлю детей с правилами поведения на улицах, рассказываю о правилах дорожного движения, объясняю, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекрёсток. Для иллюстрации использую рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы или мультипликационных фильмов. Предлагаю детям привести похожие примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. В игровой форме закрепляю представления детей о предназначении светофора и его сигналах, используя цветные картонные кружки, макет светофора, макет улицы с домами, перекрёстком, игрушечные автомобили, куклы-пешеходы.

      Например, во время с/р игры «Поедем на автобусе», обыгрываем различные ситуации: «Как поступить, если ты с мамой вошёл в автобус и увидел друга?»; «Ты с бабушкой вошёл в автобус, а свободное место только одно?» и т.д.

     Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому считаю важным развивать у детей самостоятельность и ответственность. Ведь предметы домашнего быта тоже могут являться источниками потенциальной опасности для детей. Здесь ребята должны четко усвоить, что есть предметы, которыми категорически запрещается пользоваться. Ребёнок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. (Использовала примеры из литературных произведений: С. Маршак «Кошкин дом»;  Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; Б. Житков «Пожар», «Дым»; а также игры-драматизации).

     Дети с большим интересом работают с рабочей тетрадью по ОБЖ. (Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стёркина). Например:

- Обводят на рисунке красным карандашом те предметы, которыми в отсутствие взрослых они не должны пользоваться.

- Находят среди изображений разрезного материала такие, в которых сгруппированы потенциально опасные предметы, и вырезают их, а затем подбирают для них подходящие места для хранения (наклеивают на страницу тетради).

     С большим интересом дети обыгрывают  предложенные им игровые ситуации, и с помощью игры совместно вырабатываем алгоритмы поведения. (Если в доме что-то загорелось; если в квартире много дыма; как вызвать  милицию, скорую помощь, пожарников; мама ненадолго ушла, и дети остались дома одни и т.д.).

     Очень важно вовлечь родителей в оздоровительный процесс, заинтересовать их воспитывать в своих детях ЗОЖ. С этой целью проводим родительское собрание «Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста», консультации: «Здоровье вашего ребёнка». «Азбука роста», «Хранение опасных предметов в доме», «Осторожно, грипп», «Витамины – наши друзья» и др. Также, доводим до сведения родителей результаты здоровья и питания детей (стенд «Антропометрические данные о детях в динамике»).

     Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

             

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение старших дошкольников пересказу

Материал для педагогического совета.В  материале рассказывается о методах и приёмах, которые необходимо использовать на занятиях по обучению старших дошкольников пересказу....

Обучение старших дошкольников монологической речи

Конспект занятия "Обучение пересказу сказок  "Репка", "Теремок" с использованием модели в старшей группе детского сада...

Опыт работы по обучению старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с №8 "Ёлочка" по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок...

Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"

Цикл занятий к программе  по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"...

Обобщение передового опыта» Обучение старших дошкольников чтению как важнейшее условие перехода к обучению в школе»

Опыт работы по обучению дошкольников чтениюв образовательное пространство МБДОУ  детский сад « Теремок» (в рамках одной возрастной группы для детей 6-7 лет)...

Проект по формированию ЗОЖ для старших дошкольников «Расту здоровым, в стране здоровья!»

Проект по формированию ЗОЖ для старших дошкольников " Расту здоровым в стране здоровья!"...