Обучение старших дошкольников монологической речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Савчук Лариса Константиновна

Конспект занятия "Обучение пересказу сказок  "Репка", "Теремок" с использованием модели в старшей группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_monologicheskoy_rechi.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию монологической речи

с использованием модели

(старшая группа группа)

Обучение пересказу сказок «Репка», «Теремок»

Цель. Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность; развивать умение отбирать условные заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).

Материал: сказки «Репка» и «Теремок» (обработка О. Капицы), бандероль; на каждого ребенка - конверты с набором условных заместителей к сказкам, фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей двух сказок.

Ход занятия: Заходит почтальон и вручает воспитателю бандероль. С ребятами вскрывается бандероль, достается книжка «Репка».

- Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от кота Леопольда.

Детям читают письмо: «Дорогие ребята, посылаю вам свои любимые книги. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравились ли вам мои сказки или нет? Кот Леопольд».

-  Эта книга-сказка про «Репку». Мы с вами её читали, пересказывали, обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой сказке? (Дети перечисляют). Давайте мы с вами поиграем и попробуем составить эту сказку. Пройдите за столы и возьмите конверт. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют задания).

- Чем отличаются полоски друг от друга? (Размером). Чем они похожи? (Цветом). Какого они цвета? (Оранжевого). Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг). Какого цвета? (Желтого).

- У каждого героя сказки своя, определенного цвета полоска. Какую возьмем по размеру полоску для деда? Почему? (Самую длинную - дед самый высокий). Какую возьмем по размеры полоску для бабки? (Покороче, чем у деда - бабка ниже ростом). Далее дети берут полоски для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему. Самая короткая полоска для мышки. Почему? (Мышка самая маленькая, серенькая).

Воспитатель рассказывает детям сказку, а они её составляют. Дети сначала кладут репку, затем полоску - деда, полоску - бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.

- Сказка закончилась. Вы эту сказку составили, используя полоски разного размера. Кто расскажет сказку по выполненным полоскам? (Выбирается желающий. Один ребёнок рассказывает, а все ребята следят по своим полоскам и помогают). Хорошо,  молодцы ребята, сказка получилась интересная.

 2. Ребята, а теперь посмотрите вот на эту книгу (из бандероли достаётся сказка «Теремок») и скажите, знакома она вам или нет? (Да, знакома! Называют сказку). Да, действительно, вы все знаете сказку «Теремок». Нравится она вам? (Да!) Назовите мне персонажей этой сказки? (Дети перечисляют, всего 8 и еще домик - «Теремок»).

- Давайте дадим характеристику каждому персонажу, обратите внимание, что каждый герой автором уже немного охарактеризован (муха - горюха, комар - пискун и т.д.).

- А теперь подойдите к столам и возьмите конверты, в которых лежат фигурки - заместители. (Дети выполняют). Давайте посмотрим, какие они? (Размещают их на фланелеграфе). Какой формы, размера, цвета? (Квадраты разного цвета и размера). Еще есть теремок. Какого он цвета? (Желтого).

- Теперь будем составлять и рассказывать сказку «Теремок». (Дети по очереди рассказывают и составляют сказку). Как вы думаете, с какого квадрата мы начнем, какой возьмем потом и т.д. (От самого маленького до самого большого).

Когда дети закончат рассказывать и составлять сказку, спрашиваем, понравилось ли им так работать со сказкой? Почему? (Необычно, интересно).

Вспоминаем с детьми концовки к сказкам: «Вот и нашим сказкам конец, кто нас слушал - молодец!» А еще, какие концовки знаете? (Дети называют по желанию: «Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают», «И я там был, мед, пиво пил. По усам текло, в рот капли не попало»).

Рис.4. Сериационный вид модели к сказке «Репка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников монологической речи на занятиях по английскому языку

Обучение дошкольников монологической речи на занятиях по английскому языку...

Презентация "Обучение дошкольников монологической речи"

Презентация может быть использована для работы с педагогами в виде дополнения к консультации по развитию речи дошкольников....

"Обучение дошкольников монологической речи"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12366376","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]]...

Семинар для педагогов"Обучение дошкольников монологической речи"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД № 21 «Радуга» Обучение дошкольников монологической речи Старший воспитатель:...

Приемы обучения детей связной монологической речи

Развитие связной речи - одна из главных речевых задач в детском саду. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи. Диалогическая речь развивается в повседневной жи...

НОД по формированию у дошкольников монологической речи на тему «Путешествие по сказочному лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».

Тема НОД: Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».Цель: формировать у дошкольников монологическую речьЗадачи:Обучающая: учить придумывать сказку на заданную тему, описыват...