"Ребёнок и чужие люди"
статья (старшая группа) на тему
«Ребёнок и чужие люди».
В современных условиях остро стоит проблема обеспечения безопасности людей, особенно уязвимы в этом дети. Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, так не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения. Решению этой проблемы посвящен ряд нормативно – правовых документов различного уровня:
- Распоряжение Президента РФ от 13.02.2005г. № 258, утвержден план мероприятий по обеспечению общественной безопасности;
- Разработан проект Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
- В Федеральных Государственных Требованиях к дошкольному образованию сформирована новая образовательная область «Безопасность».
Вопросы безопасности изучают специалисты различных научных направлений (Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, В.А.Соломин, И.А. Щеголев, К.Б.Белая, О.Л. Князева и другие).
Опыт показывает, что обеспечение безопасности жизнедеятельности может сводиться только к формированию совокупности знаний и умений, необходимо, чтобы обеспечение безопасности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека. Для этого необходимо создать новую парадигму образования в духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развивать новое мировоззрение позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать последствия опасных ситуаций.
Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Именно дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые сочетаясь с повышенной любознательностью, эмоциональной нестабильностью, импульсивностью, стремлением к самостоятельности нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.
Ребенок должен понимать, что общение с другими людьми может быть опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с незнакомыми людьми. Особо рассматриваются типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, когда взрослый уговаривает ребенка пойти или поехать с ним, обещая что-то показать или подарить, угощает чем-либо или проявляет насильственные действия по отношению к ребенку (хватает за руку, затаскивает в машину и т.д.). При этом детей учат приемам защитного поведения - громкий крик, призывы о помощи («Помогите, чужой человек»), привлечение внимания окружающих иными способами. Важно объяснять детям (и отрабатывать в ходе специальных тренингов) поведение ребенка в подобных ситуациях, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.
Педагогам и родителям следует понимать, что формирование дисциплинированного поведения и уважения к старшим не противоречит таким формам поведения ребенка, когда ему надо противостоять уговорам, предложениям, запугиваниям, уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые могут втянуть ребенка в опасную ситуацию (уйти далеко от дома, пойти посмотреть на стройку, разжечь костер, забраться на чердак, спуститься в подвал и т.п.). Опасность может подстерегать ребенка не только на улице, но и дома - и об этом ребенок должен быть предупрежден: не входить в подъезд одному, без родителей не открывать дверь чужим, даже если они действуют якобы от лица родителей. Предлагаю проводить с детьми игровые тренинги, в которых разыгрываются разные жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами («Волк и семеро козлят»).
При обсуждении с детьми вышеперечисленных тем педагогам следует проявлять тактичность и осторожность, подбирать адекватные методы работы, чтобы не спровоцировать невротические реакции или появление страхов у детей.
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и помочь осознать реальность опасности в некоторых жизненных ситуациях.
Поэтому значимым является создание условий, как в дошкольном учреждении, так и в семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения, а значит сохранить жизнь и здоровье.
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Цель: расширение и закрепление у детей знаний о правилах безопасного поведения, воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Задачи:
1. Развивать умение применять способы безопасного поведения, с незнакомыми людьми.
2. Формировать целостную картину мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни.
3. Закрепить навыки, представления о безопасности поведения на улице, безопасность поведения в быту, безопасность поведения с людьми.
Ребенок в 6 лет смотрит на мир широко открытыми глазами. Он пытается освоить то, что поддается осмыслению. Процесс познания включает в себя два равноправных компонента: один – восприятие информации, другой – отношение к ней. Средства и способы познания мира это действия (собственный практический опыт); слово (рассказы взрослых); книги, телепередачи с познавательным содержанием находится в заботливых руках родителей и воспитателей, взрослые не задумываются серьезно над проблемами его безопасности. Поэтому именно в подготовительной группе необходимо углубленное изучение данного вопроса. Учитывая особенности познавательного развития детей этого возраста, выражающиеся в стремлении ребенка накапливать новые, ранее не доступные ему сведения, воспитатель делает акцент на изучение различных правил безопасности. Если в младшем дошкольном возрасте главная цель – формирование чувство опасности от незнакомых людей, то для детей старшего возраста необходимо привить навыки безопасного общения и правильного поведения с незнакомыми людьми. В подготовительной группе важно сформировать навык и выработать осознанное отношение к безопасному поведению.
Перспективный план работы
с детьми старшего дошкольного возраста(5-6 лет)
п/п | Образовательная область. Тема. | Цель. | Материал | Словарная работа | Сроки |
1. | Коммуникация. Чтение сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Закрепить знание детей, что внешность человека не всегда соответствует его поведению и поступкам | Книга, иллюстрации | Крылечко, лавка, печь, лежанка | Сентябрь I неделя |
2. | Художественная литература. Составление загадок –описаний внешности | Учить детей составлять загадки | Игрушки – аналоги, иллюстрации к художественной литературе | Незнакомец, лифт, близкие, родня | Сентябрь II неделя |
3. | Социализация.Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи» | Учить называть любимые стихи, загадки и прочесть их, развивать внимание и интерес к художественному слову | Сюжетные картинки, четверо – стишия, загадки | Эмоции, внешность, незнакомец | Сентябрь III неделя |
4. | Художественное творчество.Рисование по сказке «Золушка» | Учить детей передавать в рисунке свои впечатления, используя различные изобразительные средства | Изобразительные средства, бумага, кисти | Король, зола, принц | Октябрь I неделя |
5. | Коммуникация.Беседа «Как вести с незнакомыми людьми» | Закрепить с детьми правила поведения с незнакомыми людьми | Набор карточек, телефон | Диалог, адрес, незнакомец | Октябрь II неделя |
6. | Коммуникация Беседа «Если ты потерялся» | Познакомить детей с правилами поведения, если потерялся | Набор карточек, иллюстрации | Правила, действия, диалог | Октябрь III неделя |
7. | Познание Рассматривание и проигрывание ситуаций «Я потерялся» | Закрепить с детей правила поведения, если потерялся | Костюмы, иллюстрации | Диалог, действия | Ноябрь I неделя |
8. | Познание. Отгадывание загадок
| Закрепить понятие «близкие» и «чужие» | Художественная литература, иллюстрации | Близкие, чужие, другие | Ноябрь II неделя |
9. | Художественное творчество.Работа с книжкой-раскраской | Учить детей из предложенных картинок выделять «чужих»,незнакомых людей | Изобразительные средства, раскраски | незнакомец, сюжет, внешность | Ноябрь III неделя |
10. | Познание Занятие «Телефон службы спасения-911» | Предложить детям запомнить очень простой, короткий, легко набираемый номер телефона 911. | Карточки с номерами телефонов, телефон | Служба, диалог, телефон | Декабрь I неделя |
11. | Коммуникация Беседа «Насильственные действия незнакомого человека» | Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице | Иллюстрации, сюжетные картинки | Насилие, незнакомец, нападение | Декабрь II неделя |
12. | СоциализацияСюжетно-ролевая игра «Я потерялся» | Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни, учить использовать в игре строительные материалы и разнообразно действовать с ними.
| Атрибуты, костюмы | Внешность, эмоции, поведение | Декабрь III неделя |
13. | Коммуникация Чтение сказки «Аленький цветочек» | Учить детей эмоционально воспринимать произведение, понимать его содержание, побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях, впечатления | Книга, иллюстрации | Купец, чудище, парча, ситец | Январь III неделя |
14. | Художественное творчество. Выставка детских рисунков «Ребёнок и чужие люди» | Научить детей творчески передавать в своих рисунках содержание известных произведений. | Иллюстрации к художественным произведениям. Изобразительные средства, раскраски | Внешность, незнакомец, пейзаж | Январь IV неделя |
15. | СоциализацияКукольный спектакль «Кот лиса и петух» | Развивать умение следить за развитием действий кукольного спектакля, формировать у детей навыки поведения при просмотре театра. Воспитывать эмоциональную отзывчивость от увиденного. | Атрибуты кукольного театра | Избушка, коса, посечи, иду на пятах | Февраль I неделя |
16. | Коммуникация Беседа: «Знаешь ли ты свой адрес и телефона»
| Закрепить знание детей адрес и номер телефона | Иллюстрации | Телефон, номер | Февраль II неделя |
17. | Художественное творчествоАппликация Тема: «Человечки» | Закрепить умение у детей составлять внешность человека, в своих работах передавать мимику | Иллюстрации, образцы | Мимика, портрет | Февраль III неделя |
18. | Познание Мультимедийная презентация «Ребёнок и другие люди» | Объяснить детям значение выражения «Ребёнок и другие люди». Уточнить, какие опасности подстерегают детей. Воспитывать осторожное поведение с чужими людьми | Мультимедийное оборудование | Внешность, эмоции, поведение, насилие | Март I неделя |
19. | Коммуникация Беседа «Звонок по телефону | Дать знания о том, как себя вести, если ребёнок один в квартире и по телефону позвонил незнакомый человек | Телефон, трубка, игровая ситуация | Диалог, телефон | Март II неделя |
20. | Познание. Отгадывание загадок
| Закрепить понятие «близкие» и «чужие» | Иллюстрации | Чужие, близкие, другие | Март III неделя |
21. | Коммуникация Беседа: «В подъезде» | Дать детям знания о том, что нельзя входить в лифт с незнакомыми людьми и как вести себя в ситуации, когда незнакомец идёт за ребёнком | Иллюстрации | Подъезд, незнакомец | Апрель I неделя |
22. | Социализация Решение игровых заданий и упражнений | Закрепить умение детей применять знания и умения приобретенные в течение учебного года | Атрибуты, костюмы | Внешность, эмоции | Апрель II неделя |
23. | Социализация Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» | Закрепить умение у детей различать хороших и плохих людей | Костюмы к сказке | Вымечко, копытечко, избушка, яма, кузнец | Апрель III неделя |
24. | Познание Спектакль по ОБЖ «Десять советов майора Мурова, или как себя вести с незнакомыми взрослыми»
| Развивать умение следить за развитием действий кукольного спектакля, формировать у детей навыки поведения при просмотре театра. Воспитывать эмоциональную отзывчивость от увиденного | Атрибуты, куклы | Незнакомец, уговаривать, майор, советы | Май I неделя |
25. | Социализация Сюжетно-дидактическая игра «Оцени поступок» | Развивать логическое мышление, память, воображение, внимание | Иллюстрации, сюжетные картинки | Поступок, ситуация, незнакомый | Май II неделя |
26. | Коммуникация Беседа «Ребёнок и его старшие приятели» | Научить детей говорить „НЕТ,, если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.
| Иллюстрации, альбом | Ситуация, вовлечь, приятели | Май III неделя |
27 | Художественное творчество.Рисование по сказке «Аленький цветочек» | Научить детей творчески передавать в своих рисунках содержание известных произведений | Изобразительные средства, бумага, кисти | Купец, чудище, парча | Июнь |
28 | Коммуникация Чтение сказки «Золушка» | Учить детей эмоционально воспринимать произведение, понимать его содержание, побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях. впечатления | Книга, иллюстрации | Зола, принц, мачеха, падчерица | Июль |
29 | Коммуникация Беседа: «Что такое дружба» | Формировать у детей понятие «друг», «дружба». Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать и объяснять свои суждения | Иллюстрации | Друг, дружба | Август |
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра: "Вопрос на засыпку", на тему: "Ребёнок и чужие люди"
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе. Составила: Дорофеева Т.В. воспитатель второй квалификационной категории Игра «Вопрос на засыпку». Тема: ...
Проект «Ребенок и чужие люди» (познавательно-исследовательский) (старшая группа)
Проект «Ребенок и чужие люди» (познавательно-исследовательский)(старшая группа)Постановка проблемы:Работая в детском саду, замечаешь, что дети не могут принимать самостоятельно решения, не знают, к ко...
Программа по безопасности "Ребёнок и чужие люди"
Программа «Ребёнок и другие люди» включила содержание, которое отражает общие изменения, происходящие в нашей жизни. Ребенок должен понимать, что общение с другими людьми может быть опасн...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей группы старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет). Тема: "Ребёнок и чужие люди"
Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, расширить знания детей, как себя вести в таких ситуациях....
Игра – сказка. Тема: «Ребёнок и чужие люди».
Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации с помощью сказок, возможных контактов с незнакомыми людьми, расширить знания детей, как себя вести в таких ситуациях....
«Ребёнок и чужие люди».
Углублять представления детей о незнакомых людях, правила поведения с ними....
Презентация по ОБЖ "Чужие дети и чужие люди"
Презентация по ОБЖ...