Дидактические возможности мультимедиатехнологий в ДОУ.
статья (средняя группа) по теме

Светлана Целитан

Данный материал рассказывает о формах применения мультимедиатехнологий для дошкольников (Презентации,фотоальбомы, познавательные коллекции..). Также дается планирование работы с дошкольниками по программе "Радуга" с использование электронных образовательных ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические возможности мультимедиа-технологий

   В настоящее время вливание новейших технологий наблюдается не только в школах, но и в дошкольных учреждениях. Давайте вместе рассмотрим и попытаемся понять важнейшие назначения применения мультимедиа-технологий в образовательном процессе дошкольников.

   Для начала обратимся немного к теории. Главное, что необходимо усвоить, это то, что понятие «мультимедиа» имеет много значений. Вот только некоторые из них:

  1. Технология, которая описывает порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
  2. Продукт мультимедийных технологий;
  3. Особый вид информации, который объединяет в себе текст, графику, речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и многое другое.

    Чтобы определиться с пониманием этого более наглядно, представим себе принцип, выведенный ученым Ричардом Мейером. Он рассматривал его в виде формулы:

      Мультимедиа = Слова (текст/речь) + Образы (рисунки/анимация/звук).

      Этот принцип можно огласить следующим образом: «Результат обучения выше в случае, когда информация представлена с помощью слов и изображений, чем с помощью только слов». Компьютер, конечно же, делает возможности предъявления информации более доступными, более расширенными и интерактивными.

       Как видим, особое место в обучении, как в традиционном,  так и в обучении с помощью применения компьютера, занимает принцип наглядности. При этом следует помнить, что наглядность это не только то,  что мы можем увидеть, но и то, что мы воспринимаем на слух, на вкус, на запах. Дидактическая сила наглядности в том и заключается, чтобы обучающийся мог задействовать при восприятии информации как можно больше органов восприятия; в данном случае это слух и зрение, а они как раз и являются ведущими ощущениями человека.

       В отличие от обычной наглядности, электронные средства обучения позволяют открыть принципиально новые дидактические возможности, ведь интерактивные изображения компьютера, различные виды анимации позволяют изменять и управлять изображением и звуками на экране, меняя цвет, форму, размеры и многое другое.  Применение компьютера на занятиях с дошкольниками позволяет: развить интерес к предмету, внести новые интересные элементы в процесс обучения; форматировать навыки самооценки и самоконтроля; развивать  навыки оказания взаимопомощи; удачно варьировать коллективную работу на занятии с индивидуальной.

Что же необходимо воспитателю для того, чтобы эффективно организовать деятельность на занятиях с дошкольниками. Во-первых, в любом детском саду, где переходят к использованию мультимедиа-технологий, необходимо четкое поэтапное планирование на каждый год обучения детей. Во-вторых, готовясь к каждому подобному занятию необходимо четко структурировать тему, цели и задачи вида деятельности, в ходе которого планируется использование мультимедиа-технологий. Выбор средств в большей степени зависит от того типа занятия, которое будет проводиться.

Занятие по ознакомлению с новым материалом. В ходе данных занятий с дошкольниками рекомендуется применять презентации. С их помощью объяснение нового материала становится более наглядным, в ходе её использования удается задействовать не только зрительные анализаторы, но и слуховые, и двигательные. Кроме того, здесь важно учитывать то, что в ходе презентации возможно постоянное возвращение к просмотренным слайдам. Так же обосновано применение на занятиях-ознакомлениях применение энциклопедий и познавательных мультфильмов, которые активизируют познавательную активность детей и речь, создают процесс заинтересованности, что улучшает процесс запоминания.

В ходе практических занятий целесообразно применять демонстрацию различных схем, моделей, с которыми можно наглядно действовать и видоизменять при необходимости, а так же различные компьютерные игры для дошкольников. Процесс компьютерного моделирования позволяет рассмотреть и полнее раскрыть особенности окружающих предметов и закономерностей, развивает умение разрабатывать план действий, выявлять ошибки в собственном планировании, а так же способствует развитию мышления воспитанников. Большая часть практических занятий являются исследовательскими, чему способствует применение описываемых в работе технологий.

Одной из разработок в работе с дошкольниками интересно рассмотреть такое средство, как  создание коллекций. С помощью Интернет-ресурсов дети создают виртуальные коллекции по определенной направленности, а затем пытаются реализовать эту деятельность  на практике в ходе достаточно длительного времени. Это средство позволяет подготовить детей к созданию в старшем дошкольном возрасте совместных компьютерных проектов.

На занятиях-закреплениях ранее полученных знаний можно применять различного рода задания, которые выполняются в ходе коллективных или индивидуальных (в более старшем дошкольном возрасте) компьютерных игр. Компьютерная игра при правильном методическом подборе способна благоприятно повлиять на процесс более глубокого усвоения материала, полученного дошкольниками на предыдущих занятиях, создать ситуацию успеха, воспитывать целеустремленность в стремлении к намеченной цели. Наиболее результативно применение развивающих, познавательных, приключенческих игр, игр-головоломок.

Кроме игр очень эффективно применение таких средств мультимедиа, как познавательные альбомы по различным тематикам, фотоальбомы, что очень активизирует деятельность детей и их коммуникативные навыки.

Последний вид деятельности, который рассмотрим, будет контроль полученных знаний. На данных занятиях целесообразно использование презентаций для контроля, виртуальных путешествий, иллюстрационных тестов и игр.

Обратимся к краткому описанию мультимедиа средств,  разработанных и применяемых  в работе с дошкольниками в нашем детском саду. К ним относятся фотоальбомы; электронные коллекции; познавательные альбомы; компьютерные галереи; литературные студии. Рассмотрим, что собой представляет каждое из них.

Фотоальбомы. В течение жизни детей в детском саду, происходит очень много интересных событий: ребенок растет, развивается, играет с другими детьми, создает творческие работы, а, кроме этого, участвует в праздниках и развлечениях. Чтобы запечатлеть каждое из них, мной были созданы компьютерные фотоальбомы, которые могут применяться как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. Они создают хорошее настроение за счет воспоминаний пережитых событий, активизируют речь детей и способствуют развитию таких процессов, как припоминание и классификация. Кроме этого, дети с помощью программы Paint могут по желанию дорисовывать фотографии сами и тем самым создавать коллекции.

Коллекции. Это еще одно средство компьютерной технологии, которое главным образом влияет на развитие познавательной активности. Коллекционирование – очень увлекательное и познавательное занятие, коллекционировать можно все, что угодно.

Кроме материальных коллекций, которые создает ребенок в группе, мы ввели компьютерное коллекционирование. Во-первых, иногда интересы детей превышают имеющиеся возможности, например, когда они решают создать коллекцию драгоценных камней для друзей Листовичков, в этом случае на помощь приходит Интернет и, впоследствии, как носитель собранной информации, компьютер. Так же поступаем в случае со звуковыми коллекциями, например, собираем все песни о лете.

Еще один из способов работы с данным средством, первоначальный сбор информации, а конкретно, изображений тех предметов, коллекцию которых мы собираемся создавать, то есть реализовывать на практике. Так, для начала, посредством компьютерных технологий собираем информацию о календарях, после сбора различных графических изображений, приступаем к их классификации (в данном случае, по видам и темам). После проделанной работы, начинаем материализовывать электронную коллекцию, то есть обращаемся за помощью к родителям, покупаем в магазинах и отмечаем в электронном варианте коллекции, что нам удалось приобрести.

Немного похожи на коллекции познавательные альбомы, презентации  с той разницей, что они создаются  непосредственно педагогом, хотя в старшем возрасте дети могут дома вместе с родителями выполнять таковые в качестве своеобразного домашнего задания. Использование познавательных альбомов направлено на закрепление ранее изученного материала за счет зрительного образа. Занятия с применением данного средства мультимедиа-технологий направлены на активное восприятие учащимися демонстрируемого материала, на активное обсуждение получаемой информации, сопоставление с реальными предметами и явлениями и их анализ.

Литературная студия в компьютерном варианте позволяет систематизировать информацию по изучаемой в дошкольном учреждении художественной литературе, предусмотренной программой детского сада, что опять же позволяет облегчить труд воспитателя, обогатить среду развития и повысить заинтересованность дошкольников. Литературная студия включает в себя информацию о писателях и поэтах, их произведениях и представляет некоторый вид библиотеки. Состоит она из  разделов, то есть имеет определенную системность представления материала.

Во-первых, это портрет писателя, а лучше несколько его вариантов и сопутствующий рассказ о жизни и творчестве данного человека, при этом необходимо учитывать возрастные особенности дошкольника и предъявлять только ограниченные и самые интересные сведения. На второй ступени дети могут увидеть своеобразную выставку книг с произведениями писателя, рассмотреть обложку каждой в отдельности. Далее для знакомства выбирается одна наиболее заинтересовавшая книга, и работа проводится непосредственно с ней, прослушивается аудиозапись произведения в профессиональном исполнении, рассматриваются иллюстрации. Возможна так же работа по ознакомлению с художником-иллюстратором, если это необходимо. Но, важно помнить, что применять данное компьютерное средство, как и все остальные, необходимо в системе, соблюдая все дидактические принципы и никогда не следует прибегать к нему постоянно, дети должны обязательно слышать литературные произведения в исполнении педагога.

Тестирование. Каким же образом применение компьютерного тестирования возможно в дошкольном учреждении. Одним из направлений работы в детском саду является диагностическая работа, поэтому ежегодно в начале и конце учебного года проводятся диагностические обследования детей, с целью выявления уровня знаний каждого ребенка и составления индивидуальной карты его развития на предстоящий год.  Но не для кого не секрет, что далеко не каждый детский сад оснащен необходимым материалом для проведения диагностики, в этом и помогают компьютерные технологии. Для детей разного возраста составляются специальные тесты, в виде графических изображений, каждое из которых сопровождается рекомендациями по выполнению. В более старшем дошкольном возрасте такая форма проверки может просто сэкономить время педагога для занятий другими видами деятельности, так как тесты для некоторых детей могут предлагаться в виде самостоятельной работы, главное, чтобы четко и ясно давались рекомендации.

Детям намного больше нравится выполнять задания на компьютере, чем сидеть с педагогом один на один, чувствуя определенную скованность. Тем более активнее дети принимают участие в тестировании, если им предлагаются некоторые интересные техники внутри теста. Таким техническим приемом, например, является следующий: на задание составить рассказ-описание по картинке, ребенку включается микрофон  в режиме записи. После выполнения задания ребенок, а позже и его родители могут прослушать его произведение.

Теперь после краткого теоретического обоснования представляю собственный опыт работы с применением данной технологии.

Тематическое планирование

Хотелось бы на примере собственного педагогического опыта рассказать о планировании работы с детьми среднего дошкольного возраста, которое было разработано по программе Т.Н.Дороновой «Радуга». Данное планирование, представленное в таблице 1, рассчитано на работу в течение месяца.

Таблица 1.

Тема занятий по программе Т.Н.Дороновой «Радуга»

Используемый ресурс

1.

Учусь говорить «Золотая осень»

Аудиоэнциклопедия «Звуки осеннего леса», презентация «Изменения в природе осенью»

2.

Аппликация. Мозайка Лес.

Развивающая компьютерная игра «Пазлы»

3.

Математика «Число и цифра один. Круг. Шар»

Альбом репродукций художников-экспрессионистов.

4.

Лепка «Корзина с любимыми фруктами»

Познавательный альбом «Фрукты»,

Дидактическая игра «Собери в корзину»

5.

Рисование «Цыплята»

Схемы-модели

6.

Познавательное развитие «Моя семья»

Фотоальбом

7.

Гражданское воспитание «Осень, осень в гости просим»

Компьютерная презентация.

8.

Математика «Число один. Металл золото»

Слайдовый видеоряд

9.

Познавательное развитие «Волшебный лес полон чудес»

Анимация, аудиоэнциклопедия, презентация.

10

Занятие по ПДД «Гармония светофора»

Обучающий мультфильм «Азбука безопасности со Смешариками»

11.

Математика «Геометрическое панно из кругов»

Виртуальная коллекция

12.

Познавательное развитие «Планета Земля»

Детская энциклопедия

13.

Занятие в клубе юных эрудитов «Хоровод матрешек»

Развивающая игра «Смешарики. Коллекция игр»

14.

Развлечение «Путешествие по сказкам»

Компьютерная презентация, мультфильм.

15.

Познавательное развитие «Аквариум»

Фотопрезентация

16.

Конструирование «Мостик для Вини Пуха»

Моделирование

17.

Утренняя гимнастика, физминутки

СД диск «Уроки тетушки Совы»

Разработки занятий.

Средняя группа

                                               Волшебный лес полон чудес

Цели и задачи занятия:

1. Систематизировать и закрепить знания детей о животном и растительном мире леса.

 2. Совершенствовать диалогическую речь, активизировать словарный запас. Побуждать  использовать в речи простые и сложные предложения.

3. Воспитывать интерес и любовь к родной природе, её обитателям.

Развивать логическое мышление, познавательную активность, творческое воображение.

Тип занятия: закрепление, занятие-путешествие.

Оборудование: два компьютера, анимация, аудиоэнциклопедия «Звуки леса», подборка слайдов по темам «Дикие животные», «Цветы», «Птицы», дидактическая компьютерная игра «Пазлы», два каната, стульчики, листья по количеству игроков, игрушка медведь.

Длительность занятия: 20 минут.

Ход занятия:

Этап занятия;

Ход занятия

Использование средств

мультимедиа

Оргмомент

Дети заходят в группу и видят построенный из стульчиков самолет. Воспитатель предлагает им рассаживаться по местам, напоминает правила вежливости. Пилот –плюшевый медведь.

-Как вы думаете, куда мы сегодня полетим? Обратите внимание на то, кто наш пилот и подумайте.

-Молодцы, как быстро вы догадались! Конечно, мы отправляемся в волшебный лес. Самолет взлетает высоко-высоко, видите, мы уже летим над морями, над горами, над высокими домами. Как же внизу красиво! (Дети с закрытыми глазами).

-А вот уже под нами волшебный лес. Приземляемся.

Сообщение темы и целей занятия

Сегодня я предлагаю вам попутешествовать по волшебному лесу и посмотреть,  что в лесу растет, и кто в лесу живет. Согласны? Если да, то давайте дружно хлопнем в ладоши и топнем ногами.

Основная часть занятия

-Смотрите, впереди ручеек, а через него два мостика. А там за мостиками и начинается настоящий лес, полный чудес. Давайте разделимся на две команды и перейдем на другой берег.

  Передвижение по канату-мостику. После перемещения команды разделяет ширма.

-Что же теперь делать? Как нам опять собраться вместе? (высказывания детей).

 Появляется изображение на экране и хозяин леса рассказывает о том, что надо добыть волшебную шишечку, выполнив задания.

Задание №1.

Чтение отрывков из сказок, где встречаются дикие животные:

«Заюшкина избушка»;

«Снегурушка»;

«Маша и медведь»;

«Лиса и волк».

Детям необходимо угадать, о каком животном идет речь в отрывке. При правильном ответе на экране появляется изображение животного.

Команда, справившаяся с заданием быстрее, получает фишку-грибок.

Задание № 2.

Задание для капитанов, остальные члены команды подсказывают. Игра «Пазлы». После выполнения появляется полное изображение дерева. Дети должны угадать его название.  

Задание №3.

«Угадай, чей голосок». Команды прослушивают голоса птиц и из предложенных на экране, выбирают нужный вариант (синица, дрозд) из четырех предложенных.

 

Звуковая анимация.

Сообщение от Старичка-Лесовичка.

Слайды-изображения

Компьютерная игра «Пазлы».

Аудиоэнциклопедия

«Звуки леса»,

Изображение птиц

Физминутка

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я поймать его хотел

Он вспорхнул и улетел.

Дети под музыку выполняют плавные движения.

Мелодия полета бабочки.

-Незаметно мы переместились на поляну. Это бабочка увела нас за собой. Что же ждет нас дальше? Ведь мы еще не получили волшебную шишку.

Задание №4.

Отгадывание загадок о цветах.

1.Первым вылез из землицы

    На проталине,

    Он мороза не боится,

    Хоть и маленький.

   2.Часто мы его встречаем

    Лепесточки белые мы на нем считаем,

    Сердцевина желтая у цветка того,

    Будто крошка солнышка

                                    забралась в него.

 3. Я шариком пушистым
   Белею в поле чистом.
   А дунет ветерок —
   Остался стебелек.

Слайды с изображениями цветов (подснежник, ромашка, одуванчик).

Подведение итогов

Дети подсчитывают фишки, выигравшая команда получает волшебную шишку, право убрать ширму и объединить всю группу. На прощанье оставляют в подарок Старичку-Лесовичку корзину с волшебными словами.

Дидактическая игра «Собери корзину»- по очереди дети кладут в корзину слова, которые обозначают то, что можно встретить в лесу.

В ответ получают в подарок корзину с яблоками и лесными ягодами от хозяина леса.

Возвращаются к самолету и возвращаются обратно в детский сад. Свое отношение к путешествию дети могут передать через рисование, лепку или аппликацию по выбору.

Наш друг – светофор.

Цели и задачи занятия:

  1. Повторить и систематизировать знания детей по ПДД;
  2. Познакомить с дорожным помощником – светофором и его назначением;
  3. Воспитывать внимательное отношение к уличному движению;
  4. Развивать внимание, память.

Тип занятия: комбинированное, изучение нового материала. 

Оборудование: набор «Дорожная азбука», машинки, СД диск «Азбука безопасности»,  рули на каждого ребенка, круги по цветам светофора, оборудование и заготовки для аппликации.

Ход занятия:

Этапы урока;

Ход занятия

Использование средств

мультимедиа

Оргмомент.

Дети с закрытыми глазами входят в группу, которая «превращается» в город дорожных знаков. На полу пешеходная дорожка, расставлены машинки и велосипеды, светофор, дорожные знаки. Дети проходят по дорожке и рассаживаются на стульчиках.

Мелодичная музыка.

Сообщение темы и целей занятия

-Куда это мы с вами попали? Здесь все так интересно!

-Мне кажется, что сегодня к нам кто-то придет в гости, и мы узнаем с вами много нового.

Ознакомление с новым материалом

-Ой, что это? (звук автомобиля).

Вбегает заяц-Смешарик Крош – едет на автомобиле по всей группе.

Крош  - Ой, сколько здесь ребятишек, девчонок и мальчишек. А кто вы такие? (Выходит из автомсобиля, дергает ребятишек за бантики, рукава; речь эмоциональна)

-А знаете вы, кто я? С виду всем я хорош, а зовут меня все Крош.

Приобрел машину я,

Буду ездить в ней, друзья.

  Садится в машину и едет.

-Туда захочу – поеду!....

  Сюда захочу – поеду!...

Подъезжает к светофору, на котором горит красный свет. Собирается ехать дальше.

Восп. – Остановись, Крош,

Вперед дороги нет.

Смотри, у светофора

Зажегся красный свет.

Крош – Как это нет дороги? А куда же она делась? Ну-ка, посторонись, куда хочу, туда и поеду.

Восп. – Ай-яй-яй, Крош, ничего-то ты не знаешь. А ведь светофор тут не зря поставили. Хорошо, чтобы ты все понял, я предлагаю тебе и ребятам посмотреть мультфильм.

Просмотр мультфильма.

Крош - Вот теперь мне все-все понятно. А вам, ребята?

Авот это я сейчас проверю.

Обучающий мультфильм из серии «Смешарики. Азбука безопасности». Тема «Светофор».

Физминутка

Подвижная игра «Сигналы светофора».

Закрепление

изученного

Крош – Какие вы все молодцы! Спасибо вам большое, я узнал много нового и полезного.

Выполняй закон простой

Красный свет зажегся – стой! (все)

Желтый вспыхнул – подожди! (все)

А зеленый свет – иди! (все)

До новых встреч, ребята! Бип-бип.

Крош уезжает, а дети переходят к практической части занятия.

Практическая часть

Работа над моделированием светофора, правильное расположение цветовых кругов.

-Сейчас тихо встаем и рассаживаемся за столы, рассматриваем то, что для вас приготовлено и вспоминаем правила работы с аппликацией.

Дети выполняют аппликацию «Светофор», обращая внимание на составленную модель.

. Схемы-модели

Подведение итогов урока

Выставка детских работ.

Цветик-семицветик.

 Цель: Закрепление знаний детей по теме, формирование вежливого отношения друг к другу, чувство ответственности, взаимного сотрудничества.

Задачи: Проверить усвоение знаний по теме. Воспитывать навыки культуры поведения и вежливого общения, чувства ответственности и взаимного сотрудничества. Развивать навыки дружеского взаимодействия.

Тип занятия: занятие-викторина

Оборудование: Проектор, цветик-семицветик, компьютерная презентация, СД диск с музыкой и мультипликационным фильмом.

Ход занятия:

Этап урока;

Ход занятия

Использование средств

мультимедиа

Оргмомент

   Игра «Ласковушки»-передать по кругу своему соседу какое-нибудь ласковое слово,

-Давайте сегодня подарим немного радости друг другу и назовём ласково своего соседа.

Музыкальное сопровождение

Сообщение темы и целей занятия

  Сегодня нам волшебница – фея отправила в подарок цветики - семицветики, которые будут исполнять наши добрые желания. Но для этого надо их расколдовать. Сначала разделимся на две команды по цвету глаз и придумаем название, подходящее к признаку деления («Незабудки»- светлые глаза, «Медвежата»- тёмные глаза).

Отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик»

Игра

Каждой команде предлагается цветик – семицветик, от которого они отрывают вместе по одному лепестку на выбор команды и выполняют соответствующее задание после чтения вопроса и минуты обсуждения.

Красный – Если ты ел пирожное и запачкал кремом нос, как ты поступишь?

Жёлтый – Сценка «К вам в гости пришли друзья» ваше поведение.

Зелёный – Правильно ли так себя вести? А как бы сделали вы?

             Если ты пришёл к          знакомым,

                  Не здоровайся ни с кем,

                  Слов «пожалуйста»,   «спасибо»-

                  Никому не говори.

                  Отвернись и на вопросы

                  Ни на чьи не отвечай,

                  И тогда никто не скажет

                  Про тебя, что ты болтун.

Синий - Назовите как можно больше волшебных слов.

Голубой - Покажите вредного и послушного малыша в магазине.

Оранжевый – Посмотрите внимательно небольшой видеосюжет и найдите ошибки.

Фиолетовый: За столом тебе задали вопрос, а у тебя – полный рот. Как ты поступишь?

Компьютерная презентация.

Физминутка

«Если весело живется, делай так!»

- Вот и молодцы. Посмотрите, как засияли наши семицветики. И мне кажется он хочет исполнить для вас одно волшебное желание…  Сейчас вы сами увидите какое, только держите друг друга покрепче за руки.

Нас пригласила к себе в гости мартышка.

  Ширма открывается, за ней накрытые, красиво сервированные столы - с чаем, конфетами, тортом. Над столами изображение мартышки за чаем (на голове салфетка, рот набит пирожным, за ухом трубочка с кремом, грязные руки и др.).

- Вот мы в гостях у Мартышки. Только что это с ней? Ай – ай – ай. Посмотрите, чтобы вы хотели изменить?

Когда дети перечислят все загадки на рисунке, он переворачивается,  а там изображена аккуратная Мартышка.

- Вот теперь, кажется, всё в порядке.

Изображение на проекторе.

Подведение итогов урока.

Теперь Мартышка приглашает вас за столы, но не забывайте о вежливости и культурном поведении. Приятного аппетита.

Музыкальное сопровождения

Старшая группа

Учимся рассказывать по картинке. Забавные пингвины.

Цели и задачи занятия:

1. Продолжать учить детей рассказывать по картинкам с фабульным развитием действия,

 2. Совершенствовать диалогическую речь, умение озаглавливать рассказ, подбирать слова-синонимы. Побуждать  использовать в речи простые и сложные предложения, активизировать словарный запас.

3. Вызывать у детей радость от восприятия и повторения изящных стихотворных строк.

Тип занятия: закрепление, занятие-путешествие.

Оборудование: компьютер, подборка слайдов по теме «Приключения пингвинов», музыкальная запись композиции «Пингвины», игрушки пингвины и кукла Лиза, подборка иллюстраций к стихотворению, корзиночка.

Длительность занятия: 20 минут.

Ход занятия:

Этап занятия;

Ход занятия

Использование средств

мультимедиа

Оргмомент

Приветствие гостей. Настрой на работу.

Подготовитель

ный этап занятия

Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок»

Музыкальное сопровождение.

Сообщение темы и целей занятия

Сегодня я решила пригласить к нам гостей из далекой и очень холодной Антарктиды. Вы хотели бы встретиться с ними? Если да, то давайте дружно хлопнем в ладоши и топнем ногами. Замечательно. А кто желает показать на карте, где находится та самая Антарктида. Как вы думаете, а кого же я могла оттуда пригласить?

Внести пингвинов.

Основная часть занятия

Но пингвины пришли не просто так, они принесли с собой рассказ из своей интересной жизни. Но, так как пингвины не умеют разговаривать, то свой рассказ они просто нарисовали.

-Как вы думаете, про что эти картинки?

-Теперь подумайте, как можно начать рассказ, ведь это очень важный момент.

Итак, два маленьких пингвиненка…(каких) забавных набрели на большую консервную банку.

Составление рассказа по трем картинкам, придумывание концовки, показ последней картинки.

Озаглавливание текста.

 

Презентация по теме «Рассказ пингвинов»

Физминутка

Выполнение ритмичных упражнений под музыку.

Ритмичная мелодия про пингвинов

Работа со стихотворением.

А еще пингвины приготовили для вас в подарок интересное веселое стихотворение про маленькую девочку, которое сочинил Константин Сергеевич Аксаков. Послушайте внимательно, а потом расскажите, что вам больше всего понравилось.

Чтение стихотворения «Мой Лизочек». Повторное чтение с показом иллюстраций к нему.

Подведение итогов

-Вам понравились наши гости и все то, что они принесли нам в подарок?

-А что вам больше всего запомнилось?

-Давайте мы тоже соберем для них подарок и отправим вместе с нашими новыми друзьями в Антарктиду все, что вы положите в эту посылочку.

-И еще скажу вам по секрету, что наши новые друзья приготовили маленький сюрприз - это мультфильм о жизни пингвинов. Посмотрим?

Мультфильм «Пингвиненок Лоло»

Занятие по знакомству с буквами. Путешествие в страну Букварию.

Цели и задачи занятия:

Повторить и систематизировать знания детей о буквах и звуках; продолжать учить разбивать слова на слоги, строить предложения. Воспитывать интерес к чтению. Развивать внимание, память, речь.

Тип занятия: комбинированное, закрепление ранее изученного материала. 

Оборудование: большая самодельная азбука, замок, ключ, мультимедийная презентация, карточки с буквами, сундук, королева Азбука, знаки препинания, игрушка Вини Пух.

Ход занятия:  

Этапы урока;

Ход занятия

Использование средств

мультимедиа

Оргмомент.

Артикуляционная гимнастика «Язычок-путешественник».

Сюрпризный момент

Приход игрушки Вини Пуха.

Сообщение темы и целей занятия

Ой, что же здесь произошло? Почему все жители такие грустные? Просто невероятно! Королева Азбука вся в слезах, ведь пропали все буквы из страны Буквари, и теперь здесь наступила полная тишина. Ведь, раз исчезли буквы, значит и звукам больше негде жить. Что же произошло?

Шалунишка Буквоежка так расшалился, что съел нечаянно все буковки до одной.

Но, не расстраивайтесь, ведь буквы можно вернуть. Где наша Волшебная Азбука? Только она закрыта… Её можно открыть лишь специальным волшебным ключиком, но его надо найти. А для этого надо отправиться в путешествие и справиться со всеми трудностями, которые нам встретятся на пути. Вы готовы?

Тогда отправляемся в путь с веселой песенкой.

Слушание и исполнение  записи песни «Ты хочешь стать волшебником»

Игры с буквами и словами

С чего же нам начать? Давайте отправимся за подсказкой к вопросительному знаку.

  1. Задание: Составьте слова из букв, и вы узнаете, где вам искать ключ (река, вода, море, яхта).

    Ныряем в воду. А, чтобы нам не проплыть мимо волшебного ключа, давайте пригласим на помощь восклицательный знак.

  1. Задание: все, что увидим вокруг себя в глубине вод назовем словом, разделим на слоги и определим первый звук в каждом (водоросли, рыбы, акула, дельфин, водолаз, звезда, черепаха, ракушка, сундук).

Как вы думаете, что из этих предметов нам необходимо взять с собой на берег? Конечно, сундук.

Вопросительный знак.

Презентация

Восклицательный знак.

Слайды.

Физминутка

Перемена-перемена, отложи на время дело.

Игра «Слово на ладошке»: Я найду слова везде: и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово.

Игра с мячом.

Запятая.

Дыхательная гимнастика

Отдохнули немного, сил набрались, а теперь давайте и сундук вытаскивать. Вдох через нос (тянем сундук), выдох через рот (отдыхаем).

.

Закрепление пройденного

Загрузили сундук на машину и поехали в обратный путь. А чтобы машина ехала, необходимо про неё составить несколько красивых предложений.

3. Составь предложения по картинкам.

Презентация

Подведение итогов

Вот мы и привезли сундук в страну Букварию. Теперь королева Азбука с помощью волшебной палочки сможет открыть Азбуку, только надо помочь ей произнести волшебное азбучное заклинание. (Повторение алфавита).

Достаем ключ и открываем азбуку. Жители страны Букварии вас благодарят за помощь и  дарят вам этот сундучок, в котором есть для вас подарки (сладкие палочки). Вам понравилось путешествие? А теперь закрываем глаза и, раз, мы опять очутились в нашей группе. А вот и подарки, но они не простые, это волшебные палочки от самой королевы Азбуки, с их помощью вы можете построить первую букву своего имени, только сначала помоем руки.

Творческая деятельность: составление буквы имени.

А теперь можно и съесть их.  

Музыкальное сопровождение.

Удачи всем и творческих идей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...

«Содержание коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога с детьми, имеющими ограниченные возможности в реализации проекта «Детский театр» с использованием авторского дидактического пособия "Волшебный фетр"

Наше учреждение работает по Интегративной развивающей образовательной   программе «Найди себя» под редакцией А.И.Бурениной и Л.И. Колунтаевой. Разработка экспериментальной программы «Н...

Педагогические возможности дидактической игры в жизни дошкольников

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2895006","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"359"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2895008","at...

Опыт работы «Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Что заботило, радовало и тревожило р...

Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей

Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей дошкольного  возраста....

Дидактические возможности электронных образовательных ресурсов

Электронные образовательные ресурсы являются одним из эффективных инструментов реализации достижения новых образовательных результатов. Комплекты электронных образовательных ресурсов и конструктивные ...

Картотека игр «Дидактические возможности камешек Марблс в развитии речи детей дошкольного возраста»

С целью разнообразить педагогический процесс, поддерживать интерес детей к выполнению заданий педагог находится в постоянном поиске новых методов и приемов, положительно влияющих на тонкую м...