Развитие у детей навыков опытно-экспериментальной деятельности
статья на тему

Зыкова Елена Викторовна

Выступление из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К.Е. Тимирязев

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен на всестороннее развитие личности ребенка, для того, чтобы он стал “субъектом” собственной жизни в мире.

Среди способов познания, необходимых дошкольникам можно назвать экспериментирование

  1. как непосредственное с предметами,
  2. так и с их образами,
  3. моделями.

Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей, которое до настоящего времени оставалось малоизученным. Оно служит одной из основных предпосылок становлению детей начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит существенный вклад в их познавательное развитие.

В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов.

Детское экспериментирование - один из важнейших аспектов развития личности. Это деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о том, что в деятельности экспериментирования идет саморазвитие ребенка.

Итогом освоения работы становится

  1. способность ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач,
  2. умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания,
  3. интерес к экспериментированию,
  4. готовность к логическому познанию.

Дошкольный возраст - это сензитивный период для введения детей в мир многофакторных, системных объектов и явлений.

Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность.

Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется

  1. оптимальностью отношений к выполняемой деятельности,
  2. интенсивности усвоения различных способов позитивного достижения результата,
  3. опытом творческой деятельности,
  4. направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании является противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата. Методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.

Источником познавательной активности становятся преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется не определённостью, не устойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает собой отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

В процессе развивающего обучения важно затронуть ценностно-смысловые ориентации детей. Именно включение ценностно-значимых смыслов деятельности поставит ребёнка в позицию активности освоения ценностей человеческой культуры, что и обеспечит развитие его личности. В процессе изменения интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы ребёнка происходит включение новых содержательных мотивов его учения и кардинальная перестройка основных механизмов регуляции поведения. Это характеризуется тем, что в его сознании меняется картина мира. Она становится более адекватной и ценностной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности.

Более глубокая поисково-практическая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста у меня началась с внедрения в работу программы  О.В. Дыбиной «Ребенок в мире поиска»

В программе особое место уделяется моделированию, опытам, экспериментированию.

Именно в этой деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально интенсивное развитие, совершенствуются такие новообразования, как произвольное поведение, способность логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.

Построение педагогического процесса предполагает использование наглядно практических методов способов организации деятельности: наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации.

Расширяя представление детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, учит отображать впечатления о природе в разнообразной деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Именно это даёт возможность развивать в единстве познавательную, практическую сферу личности.

Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению существенных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ и использование наглядных моделей и пр).

Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, воздухом, снегом, магнитом, увеличительными стёклами и пр.).

Анализ программы, знакомство с методической литературой и опытом работы  других дошкольных образовательных учреждений  позволили по-новому подойти к организации поисково-практической деятельности.

Первое, что необходимо  было сделать это собрать  примерный перечень материалов для исследований, способствующих, раскрытию развивающего потенциала данного материала.

Примерный перечень материалов и оборудования для центра экспериментирования:

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски.)

Мерные ложки.

Сита и воронки разного материала, объема.

Резиновые груши разного объёма.

Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.

Резиновые или пластиковые перчатки.

Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.

Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.

Гигиенически безопасные красящие (инвайт, добавки для крема), пенящиеся (детские шампуни, пинки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.

Взбивалка, деревянная лопатка, шпатели или палочки для мороженого.

Природный материал (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.

Бросовый материал (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.

Технические материалы (гайки, винты, болтики и т.п.) в контейнерах. 14.Пинцеты с закруглённым концом, разные прихватки (деревянная для кипячения белья, пластиковые для удерживания бутылочек) и т.п.

Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.

Контейнеры (тазы) с песком и водой).

Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.

Часы механические, песочные.

Свеча в подсвечнике.

Разнообразные виды календарей (отрывные, перекидные плакатные)

Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

Степлер, дырокол, ножницы.

Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

Тальк, детский крем.

Второй - это создание условий для хранения всего практического материала. Необходимо организовать центр экспериментирования, где весь материал должен находится в доступном для детей месте.

Материалы должны быть подобраны в таком количестве, что одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей.

В третьих – необходимо создание методической системы работы по детскому экспериментированию.

Работа по данным темам осуществляется на основе разработанного перспективного плана с усложнением целей, задач и способов преобразования.

Поработав несколько лет я решила более широко изучить эту тему. Результатом стало обучение на дистанционных курсах по теме: «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»

Ведь в настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Ведь доказано научно, что нереализованная исследовательская активность детей может найти и обычно находит выход в деструктивной деятельности (т.е не созидательной)

Обучаясь на курсах получила широкое представление

  1. о психологии исследовательского обучения,
  2. о его диагностических основах,
  3. о особенностях разработки программы исследовательского обучения в дошкольном учреждении,
  4. о методике проведения учебных исследований в саду,
  5. о методах и приемах активизации учебно-исследовательской деятельности.

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как устроен мир?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение из опыта работы ДОУ по формированию навыков опытно-экспериментальной деятельности детей

опыт работы детского учрежденияв формировании у дошкольников навыков опытно -экспериментальной деятельности, упедагогов ДОУ интереса к данному видудетской деятельности...

Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:·       Дубининой О.В., ...

План самообразования педагога по теме: " Развитие познавательной деятельности детей через опытно-экспериментальную деятельность"

Подобранна методическая литература по развитию познавательных способностей детей в средней группе...

Консультация для педагогов «Развитие у детей навыков и умений опытно – экспериментальной деятельности»

Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей, которое до настоящего времени оставалось малоизученным. Оно служит одной из основных предпосылок становлен...