Содержание игр старший дошкольный возраст.
материал по теме

Зыкова Елена Викторовна

Дорогие коллеги, эту подборку игр - дидактических, контактных,  народных, подвижных, сюжетно-ролевых  и др. собирала долгие годы и сейчас пользуюсь. Надеюсь данный материал будет полезен и Вам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_igr_starshiy_doshkolnyy_vozrast..rar773.17 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «НОВОСЕЛЬЕ»

Дидактическая задача. Расширять и закреплять знания детей о бытовых механизмах, их назначении; подвести к обобщающим понятиям электроприборы, радиоприборы; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение оказывать услугу, делать приятное.

Ход: Дети-новоселы покупают в магазине необходимые предметы для новой квартиры. Рассказывают, как надо ими пользоваться. Заявки поступают продавцу в виде загадок, которые он должен разгадать. В конце игры новоселы угощают гостей, дети водят хороводы.

Загадки:

Висит она под потолком,

Сидят в ней лампы густо.

Ты с ней, наверное, знаком?

Всем ярко светит...   (Люстра.)

За белой дверцей стужа, лед.

Там Дед Мороз, друзья, живет.  (Холодильник.)

У меня который год

Ежик в комнате живет.

Если пол намазать воском,

Он натрет его до лоска. (Электрополотер.)

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне.

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины,

До завтра солнца не нужны.  (Газовая плита.)

Он на столике стоял,

Все, что слышал, повторял. (Магнитофон.)

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом. (Электрическая лампочка.)

С короткой бородкой,

С дырой посредине,

Лежу я, тихонько в кармане звеня.

Я весь из железа,

Я в щелку залезу...

Ты в дом ни за что

Не войдешь без меня. (Ключ.)

Называется «патрон»,

Но стрелку не нужен он:

Нет в нем пороху и пули —

Пузырек в него ввернули.  (Электропатрон.)

По волне, по волне

Плывет музыка ко мне.  (Радио.)

После стирки у простынки

Он разгладит все морщинки.

 Только ты его не тронь,

Он горячий как огонь.  (Утюг.)

Если пуговку нажмешь

И немного подождешь—

Дверь приотворяется,

Мама появляется.  (Звонок.)

Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым,

А загудит его мотор

Глотает он и пыль, и сор.  (Пылесос.)

Из горячего колодца

 Через нос водица льется.   (Самовар.)

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день и ночь

Стучим, стучим. (Часы.)

Игра «ЧТО ЗА ЯЩИК, УГАДАЙ?»

Дидактическая задача. Расширять ориентировку в окружающем, развивать мышление, память, наблюдательность.

Материал. Предметы окружающей обстановки, картинки с изображением музыкальных инструментов, радио и электротехники, оптических приборов; игрушки.

Ход. Воспитатель предлагает найти по загадкам предметы, рассказать о них, назвать профессии людей, которым необходимы эти вещи.

Игра заканчивается классификацией предметов. Итак,

Угадай, что мы купили,

В комнату едва втащили:

Лакированный, огромный,

С узкой крышкой ящик черный.

Надо клавиши нажать,

Чтобы звуки услыхать.

Дети находят пианино, рассматривают его. Поднимают крышку, трогают клавиши, слушают их звучание, определяют материал, из которого сделан инструмент, цвет. Воспитатель обращает внимание на лакированную поверхность пианино: гладкая, блестящая; на педали, которые, если нажимать на них ногой, меняют силу звучания. Затем педагог задает детям загадки, которые подбирает предварительно, например эти:

Пришел вчера монтер ко мне,

Повесил ящик на стене.

Теперь в любое время дня

Я говорю с друзьями.

А что за ящик у меня,

Вы мне скажите сами.  (Телефон.)

Музыкант, певец, рассказчик,

А всего — кружок да ящик.  (Магнитофон)

Стоит красивый сундучок,

Его не тронешь он молчок.

Но стоит ручку повертеть,

Он будет говорить и петь. (Радиоприемник.)

Что, скажи, за ящик это?

В нем продукты даже летом

В белом инее лежат...  (Холодильник.)

Игра «ПОСМОТРИ ВОКРУГ»

Цель: Расширять знания детей о технике и показывать ее значение в жизни человека.

Ход игры. Воспитатель загадывает детям загадки в той последовательности, какую подсказывает конкретная или воображаемая ситуация:

Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит.  (Самолет.)

        

Бывают ли у дождика

четыре колеса?

Скажи, как называются

такие чудеса?

(Поливальная машина.)

Захочу и полечу

На двенадцатый этаж.

Хочешь, я туда умчу

И тебя, и твой багаж.  (Лифт.)

Днем он спит

А как проснется,

Ярким пламенем зажжется. (Фонарь.)

Не летает, не жужжит,

 Жук по улице бежит.

 И горят в глазах жука

 два блестящих огонька. (Автомобиль.)

Мойдодыру я родня,

Отверни-ка ты меня,

И холодною водою

Живо я тебя умою.(Водопроводный кран.)

Два колесика подряд,

 Их ногами вертят,

А поверх торчком

Сам хозяин крючком.  (Велосипед.)

Игра «КТО Я?»

Цель. Расширять знания детей о значении окружающей их техники; воспитывать бережное отношение к труду людей, создающих ее.

Материал. Различные предметы или их изображения на картинках. Игрушки, фланелеграф, детские рисунки.

Ход. Воспитатель сообщает детям о том, что к ним в группу пришло письмо с загадками. Ребята должны найти ответы среди игрушек или картинок. Итак,— говорит воспитатель,— кто я?

Грызть дрова простое дело!

Я опилочек поела,

Сок древесный попила!

Кто такая я?    (пила.)

Я по воздуху летаю,

С облаков людей спускаю. (парашют.)

Я сильней десяти коней,

Где в полях пройду весной

Летом встанет хлеб стеной.  (Трактор.)

Не живой я, но шагаю,

Землю рыть я помогаю.

Вместо тысячи лопат

Я один работать рад. (шагающий экскаватор.)

Я несу в себе водицу,

Нам водица пригодится,

Можно мыться без хлопот,

Если есть...  (Водопровод.)

Держусь я только на ходу,

 А если стану, упаду. (Велосипед.)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

Все к столу вода вскипела. (Чайник.)

Для уборки урожая

На поля я выезжаю

И за несколько машин

Там работаю один. (Комбайн.)

На резиновом ходу

Все дороги обойду.

Я на стройке пригожусь.

Я работы не боюсь.

Мне открыты все пути!

Вам со мной не по пути?  (Машина.)

Игра «МОИ ДРУЗЬЯ»

Цель: доказать детям, что все окружающие их предметы могут быть друзьями человека.

Материал: Различные предметы, игрушки, картинки.

Ход игры: Воспитатель спрашивает детей, кого называют другом, может ли машина, прибор или предмет быть другом?

Затем с помощью загадок они все вместе отыскивают друзей, рассказывают о них.

У меня друзей - не счесть.

Среди них и козлик есть.

Он с веселым голоском

Колокольчиком-звонком.

Взяв его за рожки,

Еду по дорожке! (Велосипед.)

В одиночестве домашнем

Стал приятелем всегдашним,

Стал давно моим дружком

Черный, короб

С рычажком. (Телефон.)

Он укажет непогоду,

Путь на север и на юг,

Он всегда со мной в походе.

Догадайся, кто мой друг? (Компас.)

Кто со мной под дождик вышел,

Для того я — вроде Крыши. (Зонт.)

Он пыхтит, как паровоз,

Важно держит кверху нос.

Пошумит, остепенится

Пригласит чайку напиться. (Чайник.)

Возле пальмы водяной

Нам прохладно в летний зной.  (Фонта н.)

Я на том берегу

И на этом берегу.

Через речку перебраться

Я тебе помогу.  (Мост.)

Игра «ЧТО ДЕЛАЮТ СОЛДАТЫ?»

Цель: Расширять звания детей о службе в  Армии, учить различать некоторые войска и технику, воспитывать уважение к воинам и желание быть защитником Родины.

Материал: Головные уборы с эмблемами, нарукавные нашивки, погоны; предметные картинки с изображением оборонной техники, рисунки, игрушки.

Ход:  Дети делятся на путешественников и солдат разных родов войск. По эмблемам и технике путешественники определяют, в какую воинскую часть они приехали. Дежурный солдат докладывает командиру о прибытии путешественников и просит разрешения показать технику.

Дети рассматривают картинки. Воспитатель обращает внимание только на основные детали машин, орудий: «У пушки тяжелый и длинный ствол. Пушками вооружают корабли, самолеты, танки. Подводная лодка похожа на большую рыбу. Когда она погружается в воду, на поверхности торчит только перископ - глаз подводной лодки. Есть у нее и уши. Называются они шумоулавливатели.

Танк — бронированная машина. Никакое бездорожье ему не помеха. Он переплывает озеро и реку. Ракеты сильное оружие. С любого расстояния могут поразить цель».

Дети рассматривают бронетранспортеры, истребители, бомбардировщики и другую технику. Воспитатель на картинке показывает отличительные знаки, ордена и медали, рассказывает о подвигах советских солдат во время Великой Отечественной войны и в мирные дни.

Внимание детей поддерживается вопросами: «Какие приборы помогают обнаружить нарушителя границы в воздухе? Как можно замаскировать технику и солдат зимой и летом? Почему у пограничников зеленые фуражки, а у десантников - голубые береты? Что делают солдаты в Армии?»

Игра заканчивается соревнованием «Кто быстрее оденется?».

На стульчиках, расставленных в несколько рядов, лежат: гимнастерка, комбинезон, плащ - накидка; буденовка, пилотка, бескозырка; игрушечные автомат, пистолет, самолет, корабль. По команде дети должны одеться или одеть кукол, взять необходимые атрибуты и встать в строй. Выигрывает тот, кто все действия проделает быстро, спокойно и правильно. Победитель назначается командиром. Он распечатывает конверт и объявляет детям, в какую воинскую часть они поедут в следующий раз.

Игра: «ЧТО УМЕЮТ АВТОМАТЫ»

Цель: Обобщать и расширять знания детей о приборах-автоматах и их роли в жизни человека, развивать сообразительность.

Ход. Воспитатель предлагает детям представить, что они находятся в стране роботов, и задает постепенно усложняющиеся вопросы, а дети отвечают, придумывают различные ситуации с роботами. Воспитатель помогает им:

Что могут делать автоматы?

Разменивать монеты, делать котлеты, пельмени, булочки, книги, мороженое, передвигать тяжести, сеять хлеб, доить коров.

Имеют ли автоматы уши и что они слышат?

Автоматические уши слышат гудок автомашины и открывают ворота; слышат шум приближающегося поезда и опускают шлагбаум, закрывают дорогу транспорту.

Чувствуют ли автоматы температуру и что они делают?

Как и человек, автоматы чувствуют температуру и выключают электроприборы, если они сильно нагрелись — утюг, холодильник, электропечку.

Бывает ли автоматический нос?

Автоматический нос слышит запах газа в шахте и включает сигнал тревоги.

Имеют ли автоматы глаза?

Имеют, например, у светофора глаза мигают красным, зеленым, желтым светом. А есть такие автоматы, которые видят, что человеку грозит опасность и останавливают станок. Автоматы, которые наливают молоко в бутылки на молочном заводе, тоже видят, сколько надо наливать.

Любите задавать вопросы, но сегодня мне тоже захотелось побыть Почемучкой и спросить вас кое о чем».

Воспитатель задает вопросы, а ребята отвечают ему. Если они затрудняются, педагог помогает им.

Вопросы

Почему машины с сиренами пропускает вперед весь транспорт?

Почему у автомобилей спереди и сзади имеются «мигалки»?

Почему красный свет сигнал опасности?

Почему у пожарной машины длинная раздвигающаяся лестница?

Почему пожарные, шахтеры, строители всегда работают в касках?

Ответы

Машины с сиренами спешат на помощь людям.

«Мигалки» предупреждают прохожих и транспорт о том, что машина будет поворачивать направо или налево.

Красный свет и днем и ночью самый заметный.

Раздвигающаяся лестница нужна для тушения пожара в многоэтажном доме.

Каска защищает голову от падающих предметов.

Игра «ДИСПЕТЧЕР»

Цель: Закреплять знания детей о различных видах транспорта, расширять игровой опыт.

Материал: Игрушечные светофор, различные машины, телефон или соответствующие картинки и фланелеграф.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в диспетчера, уточняет, что диспетчер — это человек, который по телефону принимает заявки на разные виды машин и отправляет их по назначению.

С помощью считалки выбирают диспетчера и игра начинается. Звонит телефон и диспетчер снимает трубку. Вначале воспитатель описывает конкретную ситуацию, а диспетчер решает, какой вид транспорта потребуется и выводит соответствующую машину (или помещает картинку на фланелеграф), дети помогают ему. В дальнейшем ребята сами придумывают интересные ситуации. Итак, нужна помощь больному человеку; в зоопарке перекормили обезьянку; пассажиры опаздывают к поезду; на дороге столкнулись машины; сильный ветер оборвал электрические провода; на заводе испекли хлеб; требуется бетон на строительную площадку.

Количество вопросов зависит от интереса детей к игре. В процессе игры уточняются особенности машин: величина и форма кузова зависят от его назначения (цистерна, холодильник, салон, платформа); роль различных приборов и устройств: фары нужны для освещения дороги, подфарники — для сигнализации, тормоза при необходимости снижают скорость автомобиля, спидометр нужен для измерения скорости. Игра заканчивается размышлением: «Что было бы, если бы исчезли автомобили?»

Игра «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПОМОЩНИКОВ ЧЕЛОВЕКА»

Цель: Расширять ориентировку в окружающем и словарный запас, воспитывать наблюдательность, развивать мышление.

Материал: Трафареты с изображением автобусных остановок, картинки, предметы.

Ход: Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в страну помощников человека, где они смогут познакомиться с машинами, приборами, инструментами, игрушками и другими интересными предметами.

Дети покупают билеты и отправляются в путешествие на автобусе. Название

остановок объявляет воспитатель. Он загадывает ребятам загадки, а они

в ответ находят соответствующие предметы или картинки с их изображением

и рассказывают, зачем они нужны.

Остановка «Магазин «Школьные принадлежности»

Сговорились две ноги

делать дуги и круги. (Циркуль.)

Если ей работу дать—

Зря трудился карандаш. (Резинка.)

Маленький Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом ткнет,

Там черту проведет. (Карандаш.)

Из какого материала сделаны карандаш, резинка? Кто еще, кроме школьников, пользуется этими принадлежностями?

Остановка «Магазин «Оптика»

Что такое перед нами?

две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу. (Очки.)

У меня живут в темнице

Неразлучные сестрицы.

Если я пишу, читаю,

Их на службу призываю (Очки.)

Кому нужны очки? — Их носят люди, имеющие плохое зрение. Защитными очками пользуются сталевары, сварщики, пловцы.

Остановка «Ателье»

По полотняной дорожке

Скачет на одной ножке. (Швейная машина.)

Одежду всем дала

И лишь сама гола. (Игла.)

Скачет свинка,

Золотая щетинка,

Льняной хвост,

Острый нос,

Где бывает,

Всех людей одевает.  (Игла.)

Что можно заказать в ателье? Люди, каких профессий работают здесь

Остановка «Столярная мастерская»

Голова в избе, ноги в стене.  (Гвоздь.)

У них всегда тяжелый труд:

Все что-то жмут, все что-то жмут.(Тиски)

Зубами дерево грызет

И песню звонкую поет:

Жила-была, жила-была

На свете острая...»  (Пила.)

Сам худ, а голова с пуд.  (Молоток.)

Я по лысине бегу—

Кудри с лысины стригу. (Рубанок.)

У конька, у горбунка

Деревянные бока.

У него из-под копыт

Стружка белая летит.  (Рубанок.)

Что делает столяр? Какими инструментами он работает?

Остановка  Станция «Железнодорожная»

Кто по рельсам - по путям

Поезда приводит к нам? (Машинист.)

Бежит конь вороной,

Много тянет за собой.  (IIоезд.)

Я зашел в зеленый дом

И не долго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом. (Вагон.)

Люди, каких профессий работают на железной дороге? Зачем человеку нужен железнодорожный транспорт? Назовите виды железнодорожного транспорта.

Игра «КТО ПОСТРОИЛ ДОМ»

Цель: Закреплять и расширять знания детей о роли техники на разных этапах строительства и о профессии строителя; воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал: Предметные картинки, технические игрушки.

Ход: Воспитатель предлагает детям построить дом. Для этого необходимо подготовить технику и отправить ее на строительную площадку. А что это за техника, ребята должны догадаться сами и выбрать соответствующую игрушку или картинку. Итак, кто же первым принимается за работу?

Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдет он, станет гладко,

Будет ровная площадка,

Ну, конечно же, это бульдозер. Он похож на маленький трактор. Впереди у него железный щит. Острый конец щита врезается в землю и разравнивает площадку. Ну вот, площадка готова. Теперь можно рыть котлован для фундамента. Какая машина будет выполнять эту работу?

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет,

Без лопаты он копает.

Все уже догадались это экскаватор. Основная часть его — ковш. Стальными зубами он вгрызается в землю, набирает ее, словно в пасть, и высыпает в грузовик-самосвал. Это самая сильная машина.

Вот машина,

Так машина—

Высотою с дом кабина

И колеса высотою

Выше нас с тобою вдвое.

На площадке появляются панелевозы. Они привезли строительные материалы. Приезжает бетономешалка, которая делает из песка, щебня и цемента бетон — самый крепкий строительный материал. Бетон нужен для фундамента дома. А это что за машина?

длинной шеей поверчу

Груз тяжелый подхвачу.

Где прикажут, положу,

Человеку я служу.

Да это же подъемный кран! Посередине у него будочка со стеклянными стенами. В будочке крановщица сидит так высоко, что совсем крошечной кажется. Вот она что-то сделала рукой, и кран-великан послушно пошел вдоль строящегося дома, повернулся к нему и стал быстро поднимать наверх ящик с кирпичом. Дошел ящик до самого верхнего этажа, а там уже рабочие дожидаются, чтобы принять его и выгрузить. Осторожно кран поднимает панели и ставит их на места. И вот дом уже готов.

Кровельщики делают крышу, столяры - двери, рамы, стелют пол, штукатуры и маляры отделывают стены, работают стекольщики. Возле дома бульдозер трудится, рвы засыпает, канавы, а самосвалы привозят асфальт. Густая асфальтовая каша дымится и быстро застывает. Прежде чем она затвердеет, надо ее уплотнить, разгладить. Ведь мостовая должна быть гладкой и ровной. Поэтому машина-укладчик сразу же трамбует асфальт. А чтобы не было на нем ни одного бугорка, дорогу гладят... большим утюгом. Вы, наверное, не раз видели, как ходит по горячему асфальту и гладит его этот громадный стальной утюг.

Вот утюг так утюг!

Ах, какой огромный!

Он прошел – дорога вдруг

Стала гладкой, ровной. (Каток.)

В конце игры воспитатель читает стихотворение С. Баруздина «Кто построил этот дом».

Игра «МЫ ПЛЫВЕМ НА КОРАБЛЕ»

Цель: Расширять и уточнять знания детей о водном транспорте и его назначении; обогащать игровой опыт и словарь.

Материал: Фланелеграф или лист серо-голубой бумаги, плоскостные изображения кораблей; бескозырки, штурвал, якорь.

Ход: Дети будут путешественниками, а воспитатель экскурсоводом. Он показывает разнообразный водный транспорт, называет его, отмечает схожесть конструкции, обращает внимание на то, что у всех кораблей есть нос, корма, палуба. По ходу рассказа он выставляет на фланелеграфе соответствующие картинки. Действия ребят зависят от сюжета игры. Возможно, по ходу игры кто-то захочет быть моряком.

На палубе корабля,— говорит воспитатель, расположены мачты, дымовые трубы, рубка, из нее командир корабля подает команды экипажу. Здесь же

работают рулевой и штурман, несут вахту радисты. Через люковые отверстия, которые находятся на палубе, на дно судна укладываются грузы. Каждый корабль оборудован спасательными шлюпками, жилетами, кругами и стальными тросами, при помощи которых он швартуется к берегу или другому кораблю.

На корабле есть якорь. Его на цепях опускают на дно моря, когда нужно удержать корабль на одном месте. Якорь крепко цепляется за грунт и не дает ветру и течению унести судно. На бортовой части корабля расположены иллюминаторы - маленькие круглые окна, которые нужны для освещения кают и проветривания. Когда корабль выходит в море, все иллюминаторы задраиваются. Каждый корабль имеет опознавательные знаки. Внутри корабля находятся каюты, кубрики, медпункты и другие помещения. Сердце корабля - двигатель. Он расположен в машинном отделении. Мощные насосы подают масло, жидкое топливо, охлаждают воду.

Экипаж корабля — офицеры, старшины, матросы. Штурман следит за тем, чтобы путь у корабля был безопасным. Рулевой матрос крутит штурвал. Руль поворачивается, и корабль меняет направление. Сигнальщик ведет наблюдение за морем, разговаривает с другими кораблями при помощи флажков. Хозяин палубы боцман. Он отвечает за исправность корабельных шлюпок, следит за чистотой и порядком, обучает команду морскому делу. Водолазы-моряки работают под водой, заделывают пробоины, помогают поднимать затонувшие корабли, участвуют в спасательных работах.

В корабельном журнале ежедневно записываются все события, происходящие на корабле.». (По С. Белкину.)

Игра «ШВЕЙНАЯ МАШИНА»

Цель: Познакомить детей с работой швейной машины, вызвать интерес к труду портнихи, желание шить на игрушечной швейной машине.

Материал: Игрушка швейная машина, ткань, ножницы, наперсток, игольница.

Ход:  Воспитатель просит ребят назвать машины, которые помогают человеку дома. Показывает швейную машину, обращает внимание на ее корпус. Активизирует мышление загадкой:

Конь стальной, нос льняной,

По дорожке бежит,

Во все горло кричит:

Тук-тук-тук да тук-тук-тук.

Дети прислушиваются к работе машины, а затем рассматривают лапку с иголкой и челнок со шпулькой.

«Иголку и челнок приводят в движение стальные пальцы-рычажки, которые находятся в корпусе и соединяются с колесом,— говорит воспитатель.— Иголка и челнок работают дружно. Снизу челнок подает иголке нитку, а иголка сверху ее захватывает. Получается стежок. Ткань прошивается сразу двумя витками».

Воспитатель обращает внимание детей на скорость выполнения работы и на то, как пляшет катушка, подавая нитку иголке, а иголка скачет вниз - вверх и мчится вперед по ткани:

На поляне шерстяной

Пляшет тонко ножка,

Из-под туфельки стальной

Выползает стежка.

Дети наблюдают, как педагог подкладывает ткань, опускает лапку, вращает колесо и делает стежки. Они пробуют прошить ткань и бумагу; сравнивают качество стежков, прошитых на машине и руками, а также скорость выполнения работы.

Воспитатель знакомит детей с инструментами, которыми пользуется портниха. Ребята их рассматривают, распределяют обязанности работников ателье, делают выкройки и шьют одежду по заказу посетителей. В процессе игры используются загадки:

Одна подружка

Пролезла другой в ушко.(Иголка с ниткой.)

Железная рыбка ныряет,

Хвост на волне оставляет.(Иголка с ниткой.)

Игра «НЕВИДИМЫЙ РАБОТНИК»

Цель: Расширять звания детей о значении электроприборов; воспитывать наблюдательность и сообразительность.

Ход: Воспитатель читает детям рассказы, подобранные из книг, журналов, например эти.

Первый рассказ

«Кто я такой?»

Я невидимый работник. Меня никто не видел, но знает каждый. Я умею все делать: варить обед, кипятить чай, гладить белье. Без меня не могут работать заводы и фабрики. Со мной не соскучишься. Я и песни умею петь и сказки рассказывать. Дома и на улице всем помогаю, обо мне говорят: «Хоть и безрукий, но мастер на все руки». Кто я такой?

Второй рассказ

«Откуда я прихожу»

Зовут меня — электрический ток. Прихожу я в дом по электрическому проводу. Этот провод дорожка. Сверху он одет в матерчатое платье. Под ним резиновая рубашка, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам я и попадаю в приборы. А одета проволочка в резиновую рубашку для того, чтобы я не уходил, куда не следует.

Мне приходится совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Большая улица это провод, который спрятан в стенку. Ты, конечно, видел счетчик и фарфоровые пробки на доске. Пробки — это электрический сторож. Если я очень накалю провода, может случиться пожар в доме. Вот тут-то пробка и говорит мне: «Стой! Не пущу!» — и перекрывает дорогу в квартиру. Я рождаюсь па электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю, прихожу в дома, машины, на заводы и помогаю человеку.

Какие электроприборы я питаю?

Третий рассказ

«Счетчик»

— Посмотри на меня в стеклянное окошко. Когда кто-нибудь зажигает лампочку, внутри у меня начинает работать маленький мотор, который приводит в движение колесико. На ободке колесика — красная метка. Когда горит одна лампочка, моторчик работает медленно и красная метка тоже медленно пробегает. Включишь еще одну лампочку и телевизор — и метка начинает чаще пробегать мимо окошечка. Когда двигатель работает, он заставляет выскакивать в окошечко цифры. Эти цифры показывают, сколько в доме израсходовано энергии. Я считаю всегда быстро и без ошибок. Постарайся, пожалуйста, выключать те лампочки, которые тебе не нужны, потому что я устаю от работы.

Занятие заканчивается загадкой:

Очень строгий контролер

Со стены глядит в упор.

Смотрит, не моргает.

Стоит только свет зажечь,

Иль включить в розетку печь — Все на ус мотает. (Счетчик.)

Игра: «ЧУДЕСА НА КОЛЕСАХ»

Цель: Расширять знания детей о роли машин в выполнении трудоемких работ, об особенностях их строения; воспитывать интерес к технике и уважение к труду взрослых; учить находить изображения машин во описанию.

Материал: Иллюстрации, технические игрушки.

Ход: «Бывают ли чудеса на колесах?»— спрашивает воспитатель ребят и загадывает загадку.

Бывают ли у дождика четыре колеса? Скажи, как называются такие чудеса?

(Поливальная машина.)

Когда ребята отгадают загадку, воспитатель задает им ряд вопросов:

Почему поливальную машину называют еще машиной-фонтаном? Какую работу она выполняет? Чем машина-фонтан похожа на бензовоз, молоковоз и чем отличается от них? (Ответы детей.) Побеседовав с детьми о поливальной машине, воспитатель опять предлагает им отгадать загадку:

Что за дворник удалой

Снег сгребал на мостовой?

«Это механический дворник, - объясняет он, если ребята затрудняются.— Спереди к нему прикреплен большой скребок, посередине, между передними и задними колесами грузовика, вращаются мохнатые круглые щетки. Сделаны они из стальной проволоки, поэтому щетина у них жесткая, колючая. Воспитатель показывает детям картинку с изображением этой снегоуборочной машины. Затем демонстрирует остальные картинки и рассказывает о чудо- машинах, которые изображены на них.

«Высокую и длинную машину называют снегопогрузчиком. Впереди

в огромном совке укреплены две стальные лапы. Как только совок врезается

в снежную гряду, они начинают, как руки, загребать в охапку снег и подтаскивать его к желобу. А там снег подхватывают скребки, несут наверх и сбрасывают в кузов грузовика-самосвала.

Вот идет еще одна машина убирать снег. У нее два огромных винта. Они захватывают снёг, как мясорубка мясо, и несут под лопасти вентилятора, которые отбрасывают снег далеко в сторону. Это работает снегоочиститель.

За снегоочистителем движется машина с покатым металлическим кузовом. Он наполнен песком. Когда машина работает, песок из трубы высыпается на широкие стальные тарелки, которые все время вращаются внизу машины и разбрасывают его в стороны. Проедет такая машина по правой стороне дороги, потом по левой вот вся улица и посыпана!

А когда снег растает, на улицу выходит автомобиль-метла. Между передними и задними ее колесами вращаются две мохнатые щетки. Длинная щетка подметает улицу, а круглая забрасывает мусор в специальный мешок. Чтобы не поднималась пыль, машина-метла сама увлажняет дорогу водой, которая вытекает из специальной трубы с дырочками. (По Г. Юрмину.)

Закончив рассказ, воспитатель спрашивает ребят: «Почему чудо-машины выезжают убирать город утром до начала движения транспорта? Какие машины летом и зимой работают днем и ночью? Почему все эти машины можно назвать механическими дворниками? Чем они похожи?»

Игра: «НАШИ ПОМОЩНИКИ»

Цель: Расширять знания детей о бытовой технике и ее роли в жизни человека.

Материал:  картинки с изображением холодильника, пылесоса.

Ход занятия. Воспитатель загадывает загадку:

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот,

Любит робот чистоту

И гудит как лайнер «ТУ». (Пылесос.)

Затем совместно с детьми воспитатель вспоминает, из каких частей состоит пылесос:  у него есть корпус, шланг, шнур с вилкой, втыкаемый в розетку.

Я вдыхаю много пыли,

Чтобы все здоровы были!»

Внимание детей активизируется вопросами: «Почему пылесос электрическая машина? Чем питается мотор? для чего нужны щетки разной формы и величины?»

Воспитатель загадывает еще одну загадку:

Ходит, бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошел там пыли нет.

Пыль и сор его обед. (Пылесос.)

Знакомство с холодильником целесообразно начинать тоже с загадки.

Полюбуйся,

Посмотри

Полюс Северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет,

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (Холодильник.)

Дети рассматривают картинку холодильника, определяют что есть ручка двери, камера для хранения разных продуктов, морозильник, регулятор холода.

Воспитатель захает вопросы: «Что общего у холодильника и пылесоса? Чем они отличаются? Как холодильник помогает человеку экономить время?»

Игра: «ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ»

Цель: Расширять знания детей об особенностях сухопутного пассажирского транспорта; воспитывать уважение к людям разных профессий и культуру поведения в общественных местах.

Ход: «Хотите послушать рассказ о паровозе и его друзьях? — обращается воспитатель к детям.— Тогда садитесь поудобней».

«Паровоз»

Жил-был громада - паровоз с коротышкой трубой и с красными, как гусиные лапы, колесами. Ел он уголь, вил воду. Работал он долго-долго! Возил пассажирские и товарные вагоны.

Пуф! Пуф! Пуф! пыхтит, отдувается паровоз. Уж очень устал он.

У-у-у-у-стал,— закричал паровоз, когда почувствовал, что сил у него не осталось,— на по-о-о-мощь!

Услышал этот призыв тепловоз. Прицепил к себе вагоны и помчался по стальным дорожкам рельсов. Прошел тысячу километров и хоть бы что. Железнодорожники не нахвалятся тепловозом.

Молодец, - говорят,— да и только. Ест редко, времени на еду не теряет, воды пьет совсем мало. А как быстро бегает этот работяга! Но все же не угнаться ему за электровозом.

Электровоз — близкий родственник трамвая. Своей дугой он держится за провод и улавливает электрический ток. Этому силачу ни еды, ни питья не требуется. Летит он по рельсам точно ветер. (По Г. Юрмину.)

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображениями паровоза, тепловоза и электровоза, спрашивает, что между ними общего и в чем различие. Затем предлагает назвать транспорт, которым люди пользуются в городе, и загадывает загадку:

Незнакомец краснокожий

С ярко-желтой полосой,

На автобус чуть похожий,

На троллейбус чуть похожий— Кто же все же он такой? (Трамвай.)

«Трамвай»

Воспитатель показывает картинку с изображением этого вида транспорта и уточняет, что трамвай движется по рельсам, ведет его вагоновожатый. Он объявляет остановки, открывает двери и следит, чтобы все пассажиры успели войти в вагон. Пассажиры компостируют билеты и садятся на удобные сиденья, пожилым людям уступают места. Те, кто едет стоя, держатся за поручни.

Трамвай — это электрический рельсовый транспорт. На крыше у него имеется дуга, которая движется по электрическому проводу, находящемуся вверху. Ток поступает через дугу к двигателю трамвая, а через двигатель

в колеса.

Безопасность движения трамвая обеспечивают путевые рабочие. Они осматривают и чистят рельсы, стрелки.

Ночуют трамваи в депо. Здесь убирают вагоны внутри, моют их снаружи, добавляют смазку в колеса, проверяют работу двигателя, дверей, тормоза. А рано утром чистые, умытые и исправные трамваи один за другим выезжают из парка. Они готовы к трудовому дню. Вот почему

Спозаранку за окошком

Стук и звон и кутерьма:

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

«Троллейбус»

Рассказу воспитателя предшествует загадка:

Что такое, отгадай:

Не автобус, не трамвай,

Не нуждается в бензине,

Хоть колеса на резине.

Затем ребята рассматривают картинку с изображением троллейбуса и опять отгадывают загадку:

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

держит их руками!

Чем троллейбус отличается от трамвая? — спрашивает воспитатель и предлагает сравнить их. Он показывает преимущества троллейбуса как вида городского транспорта, рассказывает о приборах, которые помогают водителю троллейбуса и вагоновожатому управлять транспортом (ручной и ножной тормоза, контрольные лампочки, которые загораются или потухают).

Лампочки сигнализируют о том, что машина исправна, можно двигаться. Водитель в микрофон объявляет остановки, предлагает пассажирам прокомпостировать талоны.

«Каким должен быть водитель троллейбуса и вагоновожатый?» -  спрашивает воспитатель.

- Правильно, внимательным, заботливым. Он обязан соблюдать правила дорожного движения, останавливаться перед перекрестком на красный свет светофора, двигаться только с закрытыми дверями. А какие правила дорожного движения должны знать пассажиры: взрослые и дети?

- Переходить улицу только на зеленый сигнал светофора в специально отведенном для этой цели месте (там, где зебра) или через подземный переход. Прежде чем перейти дорогу, нужно вначале посмотреть налево, а затем, дойдя до середины, направо. Если нет транспорта, дорогу переходи! Идут машины — пропусти их, а потом быстро переходи.

«Автобус»

Что за чудо этот дом

Окна светлые кругом,

Носит обувь на резине,

А питается бензином!

Дети сравнивают автобус с троллейбусом, находят общее, устанавливают различия. Определяют преимущества этого вида транспорта: обходится без проводов; может проехать там, где не проедут троллейбус и трамвай. Но автобус загрязняет воздух выхлопным газом.

- Так какой же транспорт лучше? — спрашивает воспитатель.— Почему в больших городах есть и трамвай, и автобус, и троллейбус? (Использованы рассказы Л. Гальперштейна.)

«Метро»

Где это бывает

Человек стоит,

Лестница шагает?

Когда ребята отгадают загадку, можно задать им такие вопросы: почему метро называют городской подземной железной дорогой? Чем этот вид транспорта отличается от других? Почему метро — самый удобный и быстрый вид городского транспорта?

«Быстро ходят поезда под землей,— говорит воспитатель, выслушав ответы детей,— им никто не мешает мчаться во весь опор, никто не пересекает дорогу.

За то время, что трамвай пройдет с остановками три километра, троллейбус и автобус четыре, поезд в метро пролетит целых десять! Почему о метро говорят, что это подземный город? (Ответы детей.) А ведь это действительно настоящий город - со своими улицами, с мраморными дворцами. По подземным улицам - туннелям бегут от дворца к дворцу нарядные электрические поезда. (По М. Ильину, Е. Сегал.)

Много еще вопросов можно задать детям о метро: кто построил подземный город? Какую работу в метро выполняют автоматы? Как называется лестница чудесница? А закончить занятие лучше всего загадкой:

Сам вагон открыл нам двери,

В город лестница зовет.

Мы своим глазам не верим:

Все стоят — она идет. (Эскалатор.)

Игра «РАНЬШЕ И ТЕПЕРЬ»

Цель: Расширять знания детей о сельскохозяйственной технике. Воспитывать уважение к труду хлебороба.

Материал: Предметные и сюжетные картинки.

Ход: Воспитатель показывает сюжетные картинки, на которых изображены пахарь с сохой, плугом, бороной; посев семян вручную; уборка урожая серпом и косой; трактор с плугами, боронами и сеялками; комбайн, убирающий урожай.

Дети определяют время происходящего и обосновывают ответ. Интерес поддерживается загадками, вопросами, разъяснением воспитателя.

Соха — древнее сельскохозяйственное орудие для вспахивания земли. В соху впрягали быка, осла, лошадь. Эти животные всегда помогали человеку обрабатывать поле и собирать урожай. Деревянная соха часто ломалась. И человек придумал плуг.

Плуг сделан из железа. Внизу у него заостренный лемех. Для того чтобы вспахать большое поле, несколько плугов крепят к раме и стальной конь

трактор тащит ее по полю. Лемеха режут землю, затем ее разрыхляют бороной, чтобы зерно, упавшее в нее, могло прорасти. Специальная машина сеялка делает борозды острым стальным наконечником, сыплет в них струйкой семена и тут же засыпает землей. Трактор тащит несколько сеялок. А человек стоит сзади и наблюдает, чтобы семена равномерно распределялись по всему волю.

Когда не было машин, люди сеяли вручную, а урожай убирали с помощью косы и серпа. Колосья связывали в большие снопы, составляли их в «домики», чтобы зерно просохло. Потом на телеге колосья увозили домой и обмолачивали цепом. А теперь урожай помогает убирать техника.

Идет по полю громадина. Деревянными лопастями захватывает и подгибает колосья под острие ножа. Бегут колосья в комбайн, а там внутри барабан с молоточками из колосьев зерно выбивает, складывает и выбрасывает солому. Работают комбайны и днем и ночью, чтобы быстрее урожай убрать. Машины грузовые везут зерно в специальные дома элеваторы. Там оно хранится. Из зерна делают муку, а потом пекут хлеб. Вот какой длинный путь проходит зерно, чтобы к нам на стол явиться душистым хлебушком. Человеку в этом помогают умные машины.

День и ночь стою на крыше,

Нет ушей, но все я слышу,

Вдаль гляжу, хотя без глаз,

На экране мой рассказ.

 (Антенна.)

Через реки, через горы

Слышим музыку и говор,

Нам услышать их помог

Этот чудо-сундучок.

(Радиоприемник.)

Дом на ножках,

Посреди окошко.

Засветится окно

Появится кино.

(Телевизор.)

Нет ушей, а слышит.

Нет рук, а пишет.

(Магнитофон.)

Он щелкнет раз—

И свет погас.

(Выключатель.)

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам

Скажешь здесь,

А слышно там.

(Телефон)

Без шофера,

Без колес,

А домой меня привез.

Прокатил меня почти

До дверей квартиры.

Управляли им в пути

Сами пассажиры!  

(Лифт.)

Если речка по трубе

Прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нем,

Как мы это назовем?  (Водопровод.)

Дождик теплый и густой—

Этот дождик не простой.

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов.

 (Душ.)

Он охотно пыль вдыхает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос.)

В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То взад, то вперед.

А за ним такая гладь

 Ни морщинки не видать.

 (Утюг.)

В круглом домике в окошке

Ходят сестры по дорожке.

Не торопится меньшая,

Но зато спешит большая.

(Стрелки часов.)

Стучат, стучат

Не велят скучать,

Идут, идут

А все тут да тут.

(Часы.)

Наш приятель тут как тут

Всех домчит он в пять минут.

Эй, садись, не зевай,

Отправляется...

(Трамвай.)

Многолюден, шумен, молод

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улицам бегут.

(Метро.)

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут,

А круглые колесики

Все тук, да тук, да тук.

(Поезд.)

Для этого коня еда—

Бензин, и масло, и вода.

На лугу он не пасется,

По дороге он несется.  (Автомобиль.)

На четыре ноги

Надевали сапоги.

Перед тем, как надевать,

Стали обувь надувать.

(Шины.)

Загудел глазастый жук,

Обогнул зеленый луг.

У дороги смял ковыль

И ушел, оставив пыль.

(Мотоцикл.)

Ходит днем и вечерами,

Ходит он туда, сюда...

И обеими руками

Крепко держит провода.  (Троллейбус.)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед.)

Вот загадка, словно птица,

Мчится в небе голубом,

Города, моря, границы

У загадки вод крылом.

(Самолет.)

Он летает, но не птица,

Он жужжит, но не оса.

Может в воздухе повиснуть,

Как большая стрекоза.  

(Вертолет.)

Чудо-птица алый хвост

Полетела в стаю звезд.

(Ракета.)

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился...

(Парашют.)

На реке домок,

Из трубы дымок.

(Пароход.)

Зачерпнуло ветра

Белое крыло,

Нас с тобой кататься

В море унесло.

(Парусник.)

Даже под полярным льдом

Может плавать этот дом. (Подводная лодка.)

Он работает на стройке.

Поднимает грузы бойко

Однорукий великан

Это наш...

(Подъемный кран.)

Там, где нужно сто лопат,

я один работать рад.

(Экскаватор.)

Вот силач так уж ..силач,

до чего же он горяч!

Отдуваясь на ходу,

Тянет лес, везет руду.

Не желает отдохнуть,

дайте только потянуть.

И поэтому силач называется... (Тягач.)

С края на край

Режет черный каравай.

Кончит, повернется,

За то же возьмется.

(Трактор.)

Он идет - волну сечет.

Из трубы зерно течет.

(Комбайн.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СОДЕРЖАНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНО НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Известно, что результат развития воображения у дошкольников  не только высокие творческие достиже...

Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность...

«Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»презентация .

видеоматериал к тексту  выступления  «Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»  ....

Научно - исследовательская работа на тему "Развиваем речь детей старшего дошкольного возраста на основе содержания устного народного творчества"

Работа поможет  развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми  и родителями....

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

Задачи и содержание работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Журнал «Дошкольное образование»

Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений. Чем младше ребенок, тем больше влияния можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит нам...

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...