Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка "Юный Гений"
методическая разработка (младшая группа) по теме
Исользование дидактического материала: палочек Кюизенера, блоков Дьенеша и развивающих игр Никитина. Для отображения всего материала, необходимо скачать файл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_geniy.docx | 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент социально-культурных и
Муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений.
Рабочая программа кружка
по интеллектуально-речевому развитию
детей младшего дошкольного возраста
«Юный гений»
Воспитатель I квалификационной категории
II младшей компенсирующей группы
МБДОУ №55 комбинированного вида
Недоступ Ольга Владимировна
2012год
г.Воркута
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи программы.
- Организационно-методическое обеспечение программы.
- Формы и методы занятий.
- Техническое оснащение занятий.
- Учебный план работы кружка
- Предполагаемые результаты.
- Литература
1.В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Цветные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.
Палочки Кюизенера – дидактический материал, который создал бельгийский математик, является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Он позволяет «через руки» ребенка формировать отношения «длиннее – короче», «между»…; понятие числовой последовательности, состава числа,; освоить сенсорные эталоны.
Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с цветными палочками Кюизенера, с блоками Дьенеша и игре «Сложи квадрат», у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания. А «Чудо-обучайка» Е. Бортниковой, в доступной детям, младшего дошкольного возраста, форме облегчает усвоение и запоминание отличительных признаков геометрических фигур, опираясь на занимательные стихи и увлекательные задания.
2. Цели и задачи программы:
Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде.
Задачи:
Обучающие: Познакомить детей с оттенками (розовый, голубой,фиолетовый,
вишневый)
Формировать умение следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями:
Круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона,
высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше -
ниже, толще – тоньше.
Развивающие: Развивать у детей мыслительные операции. (анализ,
сравнение, классификация, обобщение).
- познавательные процессы (восприятие, внимание, память,
воображение).
- мелкую моторику рук и глазомер.
- творческие способности и фантазию, способности к
моделированию и конструированию.
Воспитательные: Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.
Формировать стремление доводить дело до конца.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- наглядность (наличие дидактических материалов).
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
- «от простого к сложному» ( научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур(в стихотворной форме), обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.).
3. Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 3 месяца по 1 занятию в неделю, длительностью 20 минут.
Численность детей в кружке – 13 человек делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы. Возраст детей 3-4 года.
4. Формы и методы занятий.
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физпауз.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- групповой (работа в парах).
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
5. Техническое оснащение занятий.
Для игровых занятий необходимо иметь:
- «наборы палочек Кюизенера» - 1 коробка на 2 детей.
- «блоки Дьенеша» - 1 коробка на 3 детей.
- «сложи квадрат» - по 1 комплекту на каждого ребенка.
- Схемы для накладывания палочек при составлений
трудных иллюстраций - по 1 на каждого ребенка.
- Схемы для составления изображения
с помощью блоков Дьенеша. - 1 на всех детей.
Для закрепления полученных знаний включать в последнюю часть в занятия с палочками Кюизенера дидактическую игру «цвет и форма», где дети находят предметы того оттенка, с которым познакомились. Эту же игру (её II вариант) использую для занятий с блоками Дьенеша, где дети подбирают предметы, похожие на геометрические формы и тела.
6. Учебный план
работы интеллектуально-развивающего
кружка «Юный гений» для детей
младшего дошкольного возраста.
№ | Название темы | Дидактическая задача | |||
1 | Февраль Введение. Знакомство с палочками Кюизенера. Дидактическая сказка «Царство разноцветных палочек» | Знакомство с дидактическим материалом и правилом его использования. Знакомство с розовым цветом. | |||
2 | «Разноцветная улица» («Большие и маленькие домики») | Различение и называние цвета палочек. Сравнение палочек по длине. Знакомство с голубым цветом. | |||
3 | «Вверх – вниз» | Выкладывание палочек по нарастающей и убывающей, сравнение по высоте. Знакомство с фиолетовым цветом. | |||
4 | «Олень» | Выкладывание изображения на цветную схему (положи такую же палочку). Различение и называние цветов и их оттенков. | |||
5 | Март «Знакомство с блоками Дьенеша» (работа в парах). | Знакомство с новым дидактическим материалом, сравнение форм по размеру: большие – маленькие. (Помоги зайке собрать все маленькие фигуры, а мишке большие). Заучивание четверостишия о круге. | |||
6 | «Толще - тоньше» | Сравнение форм по толщине (помоги зайке выбрать все тонкие формы, а мишке – толстые). Закрепить отличительные признаки треугольника (заучивание четверостишия о характерных признаках треугольника). Составление изображений по замыслу и схеме. | |||
7 | «Выбери фигуры» | Находить фигуры не такого цвета, как данная. Закрепить отличительные признаки квадрата (заучивание четверостишия о квадрате). Составление изображения по замыслу и схеме. | |||
8 | «Составь цепочку» | Выкладывание фигур по цепочке, не ставя рядом одинаковые по форме. Закрепить отличительные признаки прямоугольника (заучивание четверостишия о прямоугольнике). Составление изображения по замыслу и схеме. | |||
9 | Апрель «Сложи квадрат» (составление квадрата из трех частей) | Закрепление названия фигур, из которых составлен квадрат, и их отличительных признаков. Упражнять в счете в пределах трех. Закрепление текста стихов о треугольнике, квадрате, прямоугольнике. | |||
10 | «Сложи квадрат» (Составление квадрата из 4 частей) | Закрепление названия фигур, из которых составлен квадрат, и их отличительных признаков. Упражнять в счете в пределах четырех. Закрепление текста стихов о треугольнике, квадрате, прямоугольнике. | |||
11 | «Сложи квадрат» (составление квадрата из пяти частей) | Закрепление названия фигур, из которых составлен квадрат, и их отличительных признаков. Упражнять в счете в пределах пяти. Заучивание четверостишия о ромбе и его отличительных признаков. | |||
12 | «Выбери, что хочешь» Палочки Кюизенера Блоки Дьенеша со схемами Квадраты, разделенные на 3, 4, 5 частей. | Выявить насколько интересны для детей подобранные дидактические материалы, чтобы спланировать работу на следующий учебный год. |
7. Предполагаемые результаты
В результате игровых занятий
дети научатся: - сравнивать предметы по длине, высоте, . толщине, цвету, форме.
- различать основные цвета и их оттенки.
- научатся следовать устным инструкциям
и работать по схемам.
- улучшат свои коммуникативные . способности
Запомнят: - отличительные признаки геометрических . фигур (квадрата, круга, треугольника, в . прямоугольника).
8.Литература:
(прилагаются ксерокопии обложек книг)
1. Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» (игры и упражнения по обучению математике для детей 3-5 лет).
2. В.Н. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет).
3. Б.Б. Финкельштейн, «На золотом крыльце сидели» (палочки Кюизенера).
4. Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ» (блоки Дьенеша, выпуск 1, младший возраст).
5. Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн, «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша).
6. Е. Бортникова, «Чудо – обучайка» (изучаем геометрические фигуры, для детей 3-6 лет).
7. Б.П. Никитин, «Ступеньки творчества или развивающие игры» (сложи квадрат).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка «Знайки» детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка«Знайки»детей старшего дошкольного возраста Воспитатель:Сенцова М.В.2015...
Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В.Воскобовича «Умка».
рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка по играм В.В. Воскобовича "Умка"...
Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В.Воскобовича «Развивай-ка». группы общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет.
Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка "Развивай-ка"по играм В.В.Воскобовича...
Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В.Воскобовича «Развивай-ка». группы общеразвивающей направленности для детей 5- 6 лет.
Цели, задачи, перспективный план кружка...
Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В.Воскобовича «Развивай-ка». группы общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет.
Цели,задачи, перспективный план...
Дополнительная образовательная развивающая программа интеллектуально-развивающего направленности «НАУКОГРАД» (Шахматная азбука)
Возрастная особенность 5-6 лет и 6-7 лет. Срок реализации 2 года....
Дополнительная образовательная развивающая программа интеллектуально-развивающего направленности «НАУКОГРАД» (Шахматная азбука)
Дополнительная образовательная развивающая программа интеллектуально-развивающего направленности «НАУКОГРАД» (Шахматная азбука)...