Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка "Юный Гений"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Исользование дидактического материала: палочек Кюизенера, блоков Дьенеша и развивающих игр Никитина. Для отображения всего материала, необходимо скачать файл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_geniy.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент социально-культурных и

Муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений.

Рабочая программа кружка

по интеллектуально-речевому развитию

детей младшего дошкольного возраста

«Юный гений»

                                                                            Воспитатель I квалификационной категории

                                                                                                   II младшей компенсирующей группы

                                                                  МБДОУ №55 комбинированного вида

                                                       Недоступ Ольга Владимировна

2012год

г.Воркута

Содержание:

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи программы.
  3. Организационно-методическое обеспечение программы.
  4. Формы и методы занятий.
  5. Техническое оснащение занятий.
  6. Учебный план работы кружка
  7. Предполагаемые результаты.
  8. Литература

1.В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является  гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе -  исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Цветные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.

Палочки Кюизенера – дидактический материал, который создал бельгийский математик, является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Он позволяет «через руки» ребенка формировать отношения «длиннее – короче», «между»…; понятие числовой последовательности, состава числа,; освоить сенсорные эталоны.

Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с цветными палочками Кюизенера, с блоками Дьенеша и игре «Сложи квадрат», у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания. А «Чудо-обучайка» Е. Бортниковой, в доступной детям, младшего дошкольного возраста, форме облегчает усвоение и запоминание отличительных признаков геометрических фигур, опираясь на занимательные стихи и увлекательные задания.

2. Цели и задачи программы:

Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде.

Задачи:

Обучающие: Познакомить детей с оттенками (розовый, голубой,фиолетовый,  

                        вишневый)

        Формировать умение следовать устным инструкциям.

                        Знакомить детей с основными геометрическими понятиями:

                        Круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона,

        высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше -  

                        ниже, толще – тоньше.

Развивающие: Развивать у детей мыслительные операции. (анализ,

        сравнение, классификация, обобщение).

                          - познавательные процессы (восприятие, внимание, память,

          воображение).

                          - мелкую моторику рук и глазомер.

                          - творческие способности и фантазию, способности к                            

                            моделированию и конструированию.

Воспитательные: Воспитывать интерес к интеллектуальным играм. 

            Формировать стремление доводить дело до конца.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

- наглядность (наличие дидактических материалов).

- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).

- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

- «от простого к сложному» ( научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур(в стихотворной форме), обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.).

3. Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 3 месяца по 1 занятию в неделю, длительностью 20 минут.

Численность детей в кружке – 13 человек делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы. Возраст детей 3-4 года.

4. Формы и методы занятий.

В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физпауз.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

-исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).

- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

- групповой (работа в парах).

- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

5. Техническое оснащение занятий.

Для игровых занятий необходимо иметь:

    - «наборы палочек Кюизенера»            -              1 коробка на 2 детей.

    - «блоки Дьенеша»                                 -              1 коробка на 3 детей.

    - «сложи квадрат»                                  - по 1 комплекту на каждого ребенка.

- Схемы для накладывания палочек при составлений

  трудных  иллюстраций                                -              по 1 на каждого ребенка.

- Схемы для составления изображения

с помощью блоков Дьенеша.                       -              1 на всех детей.

Для закрепления полученных знаний включать в последнюю часть в занятия с палочками Кюизенера дидактическую игру «цвет и форма», где дети находят предметы того оттенка, с которым познакомились. Эту же игру (её II вариант) использую для занятий с блоками Дьенеша, где дети подбирают предметы, похожие на геометрические формы и тела.

6. Учебный план

работы интеллектуально-развивающего

кружка «Юный гений» для детей

младшего дошкольного возраста.

Название темы

Дидактическая задача

1

Февраль

Введение. Знакомство с палочками Кюизенера. Дидактическая сказка «Царство разноцветных палочек»

Знакомство с дидактическим материалом и правилом его использования.  Знакомство с розовым цветом.

2

«Разноцветная улица» («Большие и маленькие домики»)

Различение и называние цвета палочек. Сравнение палочек по длине. Знакомство с голубым цветом.

3

«Вверх – вниз»

Выкладывание палочек по нарастающей и убывающей, сравнение по высоте. Знакомство с фиолетовым цветом.  

4

«Олень»

Выкладывание изображения на цветную схему (положи такую же палочку). Различение и называние цветов и их оттенков.

5

                           Март

«Знакомство с блоками Дьенеша» (работа в парах).

Знакомство с новым дидактическим материалом, сравнение форм по размеру: большие – маленькие. (Помоги зайке собрать все маленькие фигуры, а мишке большие). Заучивание четверостишия о круге.

6

«Толще - тоньше»

Сравнение форм по толщине (помоги зайке выбрать все тонкие формы, а мишке – толстые). Закрепить отличительные признаки треугольника (заучивание четверостишия о характерных признаках треугольника). Составление изображений по замыслу и схеме.

7

«Выбери фигуры»

Находить фигуры не такого цвета, как данная. Закрепить отличительные признаки квадрата (заучивание четверостишия о квадрате). Составление изображения по замыслу и схеме.

8

 «Составь цепочку»

Выкладывание фигур по цепочке, не ставя рядом одинаковые по форме. Закрепить отличительные признаки прямоугольника (заучивание четверостишия о прямоугольнике). Составление изображения по замыслу и схеме.

9

Апрель

«Сложи квадрат»

(составление квадрата из трех частей)

Закрепление названия фигур, из которых составлен квадрат, и их отличительных признаков. Упражнять в счете в пределах трех. Закрепление текста стихов о треугольнике, квадрате, прямоугольнике.

10

«Сложи квадрат»

(Составление квадрата из 4 частей)

Закрепление названия фигур, из которых составлен квадрат, и их отличительных признаков. Упражнять в счете в пределах четырех. Закрепление текста стихов о треугольнике, квадрате, прямоугольнике.

11

«Сложи квадрат»

(составление квадрата из пяти частей)

Закрепление названия фигур, из которых составлен квадрат, и их отличительных признаков. Упражнять в счете в пределах пяти. Заучивание четверостишия о ромбе и его отличительных признаков.

12

«Выбери, что хочешь»

Палочки Кюизенера

 Блоки Дьенеша           со схемами

Квадраты, разделенные на 3, 4, 5 частей.

Выявить насколько интересны для детей подобранные дидактические материалы, чтобы спланировать работу на следующий учебный год.

7. Предполагаемые результаты

В результате игровых занятий

дети научатся:                - сравнивать предметы по длине, высоте,                        .                                                                толщине, цвету, форме.

        - различать основные цвета и их оттенки.

                                                           - научатся следовать устным инструкциям

                                                              и работать по схемам.

                                                            - улучшат свои коммуникативные                   .                                                              способности

Запомнят:         - отличительные признаки геометрических  .                                                                фигур (квадрата, круга, треугольника,       в  .                                                              прямоугольника).

8.Литература:

(прилагаются ксерокопии обложек книг)

1.  Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» (игры и упражнения по обучению математике для детей 3-5 лет).

2. В.Н. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет).

3. Б.Б. Финкельштейн, «На золотом крыльце сидели» (палочки Кюизенера).

4. Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ» (блоки Дьенеша, выпуск 1, младший возраст).

5. Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн, «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша).

6. Е. Бортникова, «Чудо – обучайка» (изучаем геометрические фигуры, для детей 3-6 лет).

7. Б.П. Никитин, «Ступеньки творчества или развивающие игры» (сложи квадрат).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка «Знайки» детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка«Знайки»детей старшего дошкольного возраста        Воспитатель:Сенцова М.В.2015...

Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В.Воскобовича «Умка».

рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка по играм В.В. Воскобовича "Умка"...

Дополнительная образовательная развивающая программа интеллектуально-развивающего направленности «НАУКОГРАД» (Шахматная азбука)

Дополнительная образовательная развивающая программа интеллектуально-развивающего направленности «НАУКОГРАД» (Шахматная азбука)...