Главные вкладки

    Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка "Юный Гений"
    методическая разработка (младшая группа) по теме

    Исользование дидактического материала: палочек Кюизенера, блоков Дьенеша и развивающих игр Никитина. Для отображения всего материала, необходимо скачать файл.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_yunyy_geniy.docx30.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Департамент социально-культурных и

    Муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений.

    Рабочая программа кружка

    по интеллектуально-речевому развитию

    детей младшего дошкольного возраста

    «Юный гений»

                                                                                Воспитатель I квалификационной категории

                                                                                                       II младшей компенсирующей группы

                                                                      МБДОУ №55 комбинированного вида

                                                           Недоступ Ольга Владимировна

    2012год

    г.Воркута

    Содержание:

    1. Пояснительная записка.
    2. Цели и задачи программы.
    3. Организационно-методическое обеспечение программы.
    4. Формы и методы занятий.
    5. Техническое оснащение занятий.
    6. Учебный план работы кружка
    7. Предполагаемые результаты.
    8. Литература

    1.В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является  гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе -  исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Цветные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.

    Палочки Кюизенера – дидактический материал, который создал бельгийский математик, является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Он позволяет «через руки» ребенка формировать отношения «длиннее – короче», «между»…; понятие числовой последовательности, состава числа,; освоить сенсорные эталоны.

    Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с цветными палочками Кюизенера, с блоками Дьенеша и игре «Сложи квадрат», у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания. А «Чудо-обучайка» Е. Бортниковой, в доступной детям, младшего дошкольного возраста, форме облегчает усвоение и запоминание отличительных признаков геометрических фигур, опираясь на занимательные стихи и увлекательные задания.

    2. Цели и задачи программы:

    Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде.

    Задачи:

    Обучающие: Познакомить детей с оттенками (розовый, голубой,фиолетовый,  

                            вишневый)

            Формировать умение следовать устным инструкциям.

                            Знакомить детей с основными геометрическими понятиями:

                            Круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона,

            высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше -  

                            ниже, толще – тоньше.

    Развивающие: Развивать у детей мыслительные операции. (анализ,

            сравнение, классификация, обобщение).

                              - познавательные процессы (восприятие, внимание, память,

              воображение).

                              - мелкую моторику рук и глазомер.

                              - творческие способности и фантазию, способности к                            

                                моделированию и конструированию.

    Воспитательные: Воспитывать интерес к интеллектуальным играм. 

                Формировать стремление доводить дело до конца.

    Принципы, лежащие в основе программы:

    - доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

    - наглядность (наличие дидактических материалов).

    - демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).

    - научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

    - «от простого к сложному» ( научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

    Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

    В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур(в стихотворной форме), обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.).

    3. Организационно-методическое обеспечение программы.

    Программа рассчитана на 3 месяца по 1 занятию в неделю, длительностью 20 минут.

    Численность детей в кружке – 13 человек делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы. Возраст детей 3-4 года.

    4. Формы и методы занятий.

    В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физпауз.

    Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

    - объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

    - репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

    - частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

    -исследовательский (самостоятельная творческая работа).

    Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

    - фронтальный (одновременно со всей подгруппой).

    - индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

    - групповой (работа в парах).

    - индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

    5. Техническое оснащение занятий.

    Для игровых занятий необходимо иметь:

        - «наборы палочек Кюизенера»            -              1 коробка на 2 детей.

        - «блоки Дьенеша»                                 -              1 коробка на 3 детей.

        - «сложи квадрат»                                  - по 1 комплекту на каждого ребенка.

    - Схемы для накладывания палочек при составлений

      трудных  иллюстраций                                -              по 1 на каждого ребенка.

    - Схемы для составления изображения

    с помощью блоков Дьенеша.                       -              1 на всех детей.

    Для закрепления полученных знаний включать в последнюю часть в занятия с палочками Кюизенера дидактическую игру «цвет и форма», где дети находят предметы того оттенка, с которым познакомились. Эту же игру (её II вариант) использую для занятий с блоками Дьенеша, где дети подбирают предметы, похожие на геометрические формы и тела.

    6. Учебный план

    работы интеллектуально-развивающего

    кружка «Юный гений» для детей

    младшего дошкольного возраста.

    Название темы

    Дидактическая задача

    1

    Февраль

    Введение. Знакомство с палочками Кюизенера. Дидактическая сказка «Царство разноцветных палочек»

    Знакомство с дидактическим материалом и правилом его использования.  Знакомство с розовым цветом.

    2

    «Разноцветная улица» («Большие и маленькие домики»)

    Различение и называние цвета палочек. Сравнение палочек по длине. Знакомство с голубым цветом.

    3

    «Вверх – вниз»

    Выкладывание палочек по нарастающей и убывающей, сравнение по высоте. Знакомство с фиолетовым цветом.  

    4

    «Олень»

    Выкладывание изображения на цветную схему (положи такую же палочку). Различение и называние цветов и их оттенков.

    5

                               Март

    «Знакомство с блоками Дьенеша» (работа в парах).

    Знакомство с новым дидактическим материалом, сравнение форм по размеру: большие – маленькие. (Помоги зайке собрать все маленькие фигуры, а мишке большие). Заучивание четверостишия о круге.

    6

    «Толще - тоньше»

    Сравнение форм по толщине (помоги зайке выбрать все тонкие формы, а мишке – толстые). Закрепить отличительные признаки треугольника (заучивание четверостишия о характерных признаках треугольника). Составление изображений по замыслу и схеме.

    7

    «Выбери фигуры»

    Находить фигуры не такого цвета, как данная. Закрепить отличительные признаки квадрата (заучивание четверостишия о квадрате). Составление изображения по замыслу и схеме.

    8

     «Составь цепочку»

    Выкладывание фигур по цепочке, не ставя рядом одинаковые по форме. Закрепить отличительные признаки прямоугольника (заучивание четверостишия о прямоугольнике). Составление изображения по замыслу и схеме.

    9

    Апрель

    «Сложи квадрат»

    (составление квадрата из трех частей)

    Закрепление названия фигур, из которых составлен квадрат, и их отличительных признаков. Упражнять в счете в пределах трех. Закрепление текста стихов о треугольнике, квадрате, прямоугольнике.

    10

    «Сложи квадрат»

    (Составление квадрата из 4 частей)

    Закрепление названия фигур, из которых составлен квадрат, и их отличительных признаков. Упражнять в счете в пределах четырех. Закрепление текста стихов о треугольнике, квадрате, прямоугольнике.

    11

    «Сложи квадрат»

    (составление квадрата из пяти частей)

    Закрепление названия фигур, из которых составлен квадрат, и их отличительных признаков. Упражнять в счете в пределах пяти. Заучивание четверостишия о ромбе и его отличительных признаков.

    12

    «Выбери, что хочешь»

    Палочки Кюизенера

     Блоки Дьенеша           со схемами

    Квадраты, разделенные на 3, 4, 5 частей.

    Выявить насколько интересны для детей подобранные дидактические материалы, чтобы спланировать работу на следующий учебный год.

    7. Предполагаемые результаты

    В результате игровых занятий

    дети научатся:                - сравнивать предметы по длине, высоте,                        .                                                                толщине, цвету, форме.

            - различать основные цвета и их оттенки.

                                                               - научатся следовать устным инструкциям

                                                                  и работать по схемам.

                                                                - улучшат свои коммуникативные                   .                                                              способности

    Запомнят:         - отличительные признаки геометрических  .                                                                фигур (квадрата, круга, треугольника,       в  .                                                              прямоугольника).

    8.Литература:

    (прилагаются ксерокопии обложек книг)

    1.  Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» (игры и упражнения по обучению математике для детей 3-5 лет).

    2. В.Н. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет).

    3. Б.Б. Финкельштейн, «На золотом крыльце сидели» (палочки Кюизенера).

    4. Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ» (блоки Дьенеша, выпуск 1, младший возраст).

    5. Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн, «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша).

    6. Е. Бортникова, «Чудо – обучайка» (изучаем геометрические фигуры, для детей 3-6 лет).

    7. Б.П. Никитин, «Ступеньки творчества или развивающие игры» (сложи квадрат).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка «Знайки» детей старшего дошкольного возраста

    Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка«Знайки»детей старшего дошкольного возраста        Воспитатель:Сенцова М.В.2015...

    Рабочая программа интеллектуально – развивающего кружка по играм В.В. Воскобовича (двухцветный квадрат) "Умники и умницы".

    Составляя данную программу, я опиралась на технологию Двухцветный квадрат Воскобовича, содержанием которой является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, ...

    Программа интеллектуально-развивающей досуговой деятельности по играм В.В.Воскобовича «Умники и умницы» младшая «Б» группа (3-4года)

    Данная программа, составлена с опорой  на технологию «Сказочные лабиринты игры» Харько Т.Г. и Воскобовича В.В., содержанием которой является эффективное развитие психических процессов внимания, п...

    Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В.Воскобовича «Умка».

    рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка по играм В.В. Воскобовича "Умка"...