«ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья (подготовительная группа) по теме

 

«ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnova_intellekta_cheloveka.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются впервые годы жизни ребёнка. В дошкольном возрасте происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов, формирование отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и движениями рук.

Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно тренировать и совершенствовать через организованную по особым правилам и внешнюю деятельность.

Развивающее обучение способствует не только психическому развитию, но и ускоренному созреванию мозга, совершенствованию его функций. Если удаётся найти ключ к управлению развитием мышления ребёнка – дошкольника, то открываются возможности для совершенствования всех познавательных процессов.

Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе принципа высокого уровня трудности

Большую роль в будущей жизни дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта уверены в своих способностях. Имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны, успешно приспосабливаются к  требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость. В настоящее время подготовка дошкольника к обучению в школе уже не мыслится без работы над развитием интеллектуально-творческих способностей. В образовательных учреждениях учат читать и писать, воспроизводить пройденный материал, но мало внимания уделяют интеллектуальному творческому развитию ребёнка.

Простая мысль о том, что ребёнка можно и нужно учить эффективно мыслить, стала открытием нашего времени. Ребёнка надо учить видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь отталкиваться от отдельного признака, строить образ, свободно фантазировать, направлять свои творческие возможности на решение разных задач.

Обучение и воспитание должно быть направленно не только на формирование знаний, сколько на развитие дошкольника .

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, это сложный процесс формирования познавательных, психических процессов. Интеллектуальное развитие имеет особое значение и для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций, творить самостоятельно.

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры  является и внутренний характер мотивации.  Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Развивающие дидактические игры делают учение интересным занятием для ребёнка. Использование развивающих игр в педагогическом процессе  позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Положительное эмоционально-окрашенное общение со взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребёнка в дошкольном учреждении радостным. Как правило, игры не оставляют взрослых равнодушными зрителями и дают им пульс к творческим проявлениям.

Многие воспитатели используют развивающие игры в своей работе. Но, как правило, это делается от случая к случаю, без системы недостаточно понимается вся важность этой работы. В детях развивается не только одна сторона – исполнительские способности, а более сложная сторона – творческие способности – «отдаются воле случая», и у большинства остаются на плачевном уровне.

Восполнить этот пробел мы решили, открыв в 1998-1999 учебном году студию интеллектуального развития ребёнка на базе МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2» г.Славянска-на-Кубани. Пришли мы к этому решению не просто так, была проведена серьёзная предварительная работа, изучены статьи современных педагогов и психологов. На тему «Мышления память и игра» проведён «Круглый стол», где высказывалось много интересного и полезного педагогами, медиками и родителями. Была приведена статистика: 30-40% первоклассников не справляются с программой начальной школы. И не потому, что они пришли в школу с недостаточным багажом знаний, а потому, что они недостаточно развиты интеллектуально, т.е не владеют тем инструментом, при помощи которого приобретаются знания.

Прежде чем заниматься инновационной работой и создавать что-то своё, обобщили опыт других педагогов.

Итак, что же такое студия интеллектуального развития? Это такая группа в детском саду, куда на время приходят дети 5-6 лет и играют, только играют не так, как в обыкновенной группе, а вместе с взрослыми – увлекательно и интересно. Дети не занимаются, они учатся общаться друг с другом, через  цикл занятий  «Познай себя». Они прислушиваются к себе, узнают много нового и интересного о животных,  растениях, и мире, который их окружает, через  цикл занятий  «Хочу всё знать». Учатся перевоплощаться и очень любят это делать. Мы используем элементы игр-драматизаций, театральных игр.  Дети учатся логически мыслить, запоминать, свободно фантазировать, с помощью   интеллектуально-развивающих игр.

Основные направления работы.

  1. Познавательный цикл «Хочу всё знать»
  2. Интеллектуально-развивающие игры.
  3. Развитие речи и коммуникативных качеств.

Основные задачи

 студии интеллектуального развития.

  1. Развитие коммуникативных качеств.
  2. Развитие воображения как основы творческой деятельности.
  3. Развитие познавательной активности ребёнка.
  4. Развитие образной, ассоциативной памяти, внимания.
  5. Развитие речи.
  6. Формирование нестандартного мышления.
  7. Развитие координации и мелкой моторики.

Ряд задач мы ставим и перед взрослыми-педагогами и родителями:

  1. Умение играть и верить в игру.
  2. Умение импровизировать.
  3. Умение принять ребёнка таким,  каков он есть.
  4. Умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребёнка.
  5. Терпение.
  6. Умение подчёркивать, неповторимость, индивидуальность каждого ребёнка.
  7. Умение не сравнивать одного ребёнка с другим.
  8. Артистизм   /желательно/.
  9. Творчество.

Особенности  работы в Студии интеллектуального развития

Занятия  в группе интеллектуального развития - комплексные, материал (и познавательный и развивающий) объединяется общим сюжетом и вместе с тем решает различные задачи. Например: беседуя с детьми о  животных /диких/,  рассмат риваем иллюстрации, видеоматериал, разучи ваем пальчиковую игру «Звери на опушке», логическое мышление развиваем в игре «Продолжи ряд животных», «Кто лишний?», предлагаем детям лабиринт «Дойди по кочкам, да по звериным тропкам, да по лисьим следам до берлоги медведя». В этот день из конструктора «Танграм» выкладываем лису или зайца, по желанию детей. Кому «Танграм» не по душе, тот работает с «Никитинскими кубиками» или с цветными палочками «Кьюизенера», выкладывая животных по схеме или  включив свое воображение. Активно используем методы фантазирования, сочиняем сказки и загадки. На пример: при изучении геометрических фигур дети старших групп сочинили прекрасные сказки на тему: «Жила была трапеция». У ко го-то она стала лодочкой, у кого-то юбкой, у кого-то шляпой, горш ком для цветка, а у кого-то просто была влюблена в пря моугольник: он стал многоэтажным домом, а она крышей.

В развивающих играх удается объединить один из основных принципов ос воения материала: от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности: самостоятельно, по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил нам разрешить сразу несколько про блем, связанных с развитием творческих способностей.

1.Развивающие игры могут дать «пищу» для развития творче ских    способностей с самого раннего возраста.

  1. развивающие игры – ступеньки, которые создают условия для развития способностей.
  2. Развивающие игры – это возможность взрослого дать ребёнку самостоятельно размышлять и принимать решения.

Развивающие игры в педагогической работе создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом, в студии интеллектуального развития, используются разные игры, а разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внима ние, память, особенно зрительную, умение находить зависимость и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью,  творческим складом мышления.

Ребёнку предлагается набор задач, которые он решает самостоятельно, с помощью кубиков, конструкторов, в виде чертежа; задачи стараемся давать в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, алгоритма действий, чертежа, устной инструкции.  Таким образом, знакомим детей с разными способами передачи информации.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет
ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. раз вивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все
объясняется и где в ребенке формируется только исполнительские
черты.

Строя модель, осуществляя решения практически, ребенок учится
все брать сам из реальной действительности. Большинство разви вающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позво ляет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать
новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью
более высокого порядка. Например: дети подготовительной группы
придумали новые конструкторские модели к играм: «Тангран», «Палочки Кьюизенера».

Одна из основных особенностей работы нашей студии - это доб рожелательная творческая атмосфера, каждый ребенок может высказать свои мысли в слух, не боясь того, что его осмеют или подвергнут критике. Совместно с детьми разработали правила общения на занятии.

Группа интеллектуального развития на базе МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2» г.Славянска-на-Кубани работает на протяжении 10 лет. За это время обобщён опыт работы по теме: «развитие творческого мышления и интеллектуальных способностей у детей» и представлен на Краевом форуме педагогов дошкольного образования Краснодарского края в 2007 году.

Внедряем опыт работы на уровне города и района. На базе МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2» г.Славянска-на-Кубани, в ноябре 2008 года, был проведён «Мастер-класс» (в рамках курсовой переподготовки воспитателей под руководством кафедры развития ребенка младшего возраста ККИДППО. В ближайших планах разработка программного обеспечения к интеллектуально-развивающим играм.

Список литературы  

  1. Воскобович В.В., Харько Т.Г., «Сказочные лабиринты игры», Санкт-Петербург,  2003 год.
  2. Береславский Л.Я. «Интеллектуальная мастерская», Москва 2000 год.
  3. Панова Е.Н., «Дидактические игры – занятия в ДОУ», Воронеж 2007 год.
  4. Гоголева В.Г., «Конструктивное и логическое мышление у детей 4-7 лет», Издательство «ДЕТСТВО –ПРЕСС» 2004 год. Санкт-Петербург.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением

Разработка индивидуальной программы обучения  воспитания и развития  ребёнка младшего дошкольно возраста с индивидуальными нарушениями....

Дидактическая игра как средство воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста.

Дидактическая игра как средство воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для...

Презентация опыта работы «Особенности развития умственных способностей ребёнка дошкольного возраста с помощью игровой системы сенсорного обучения»

Презентация опыта работы «Особенности развития умственных способностей ребёнка дошкольного возраста с помощью игровой системы сенсорного обучения»...

Обучение грамоте ребёнка дошкольного возраста

Начало школьного обучения - важный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успевае...

Программа индивидуального сопровождения индивидуального логопедического сопровождения ребёнка дошкольного возраста, как часть Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного обучения с ОВЗ ТНР

Организация логопедического процесса в условиях инклюзии заключается в том, что позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педаг...