Методические разработки к занятиям с использованием пальчиковых игр
методическая разработка (младшая группа) по теме

 

                                    

 

   

 

                                                Пальчиковые игры

 

  Цели и задачи

  - Развитие согласованных движений обеих рук.

  - Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

  - Развитие внимания.

  Методы обучения

  - Показ действий.

  - Действие руками ребенка.

  - Самостоятельные действия ребенка.

   Организация занятия

   Занятия проводятся индивидуально или с группой детей.

Длительность занятий зависит от конкретной игры. Пальчиковые игры, которые  хорошо знакомы детям, можно проводить в перерывах между занятиями, на прогулке.


 

 

                                                Сентябрь

                                        Игра « Лапки-царапки»

      Цели

  1. Развивать тонкую моторику пальцев, движения кистей рук, подражательные движения.

  2.       Ход игры

  3. Кошечка Мурка,

  4. Серенькая шкурка,

  5. Мягкие лапки, (Дети кладут руки на стол и сжимают их в кулачки.)

  6. А в лапках-цап-царапки. ( Дети выпрямляют пальцы, в шутку царапаются.)

  7. Игру можно повторить несколько раз.


 

 

                                                          Октябрь

                                                      Игра «Ежик»

    Цели

  1. Развивать движение кистей рук, учить подражать движение взрослого.

  2.     Ход игры

  3.    Покажите малышам, как изобразить ежика, собрав пальцы рук в замок. Прочитайте стихотворение. (Во время чтения дети повторяют ваши движения.)

  4. Ежик маленький замерз, (Прижмите пальцы-ежик убрал иголки)

  5. И в клубок свернулся.

  6. Солнце ежика согрело -(Выпрямите пальцы-ежик показал колючки)

  7. Ежик развернулся!

  8. Игру можно повторить несколько раз.


 

 

                                                          Ноябрь

                                                 Игра «Птички»

     Цели

 

 

                                                          Декабрь

                                         Игра « Спрячь в ладошке »

      Цели

  1.    Укрепить мышцы пальцев и кистей рук.

  2.      Материалы

  3.    Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке  ( по количеству детей).

  4.      Ход игры

  5.    Раздайте малышам небольшие кусочки поролона и предложите спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел - зажмите покрепче в ладошке!»

  6.     Дети, которые хорошо спрятали поролон ,оставляют его себе. Если предмет виден, ведущий забирает его.


 

 

                                                                 Январь

                                          Игра « Пальчиковый театр»

     Цели

  •     Развивать тонкую моторику пальцев рук.

  •     Материалы

  •     Тряпичные, перчаточные или бумажные куклы; фломастеры. Персонажей театра можно нарисовать на пальчиках малыша.

  •      Ход игры

  •      Нарисуйте на указательном пальчике малыша веселую рожицу и предложите надеть на пальчик колпачок от толстого фломастера или маркера – это « шапочка»: « Вот какой веселый человечек получился. Он умеет кланяться – вот так!» Затем нарисуйте человечка на среднем пальце:  « А вот его дружок. Вот человечки кланяться вместе. А теперь они кланяются по очереди».

  •     При помощи пальчиковых и перчаточных кукол можно разыграть небольшие сюжеты. Например :  « Жила-была на свете дружная семья ( растопырьте пальцы, затем сгибайте по очереди  указательный  , средний, безымянный пальцы и мизинец, при этом можно помогать другой рукой): мама, папа, сынок и дочка. И была у них кошка, которая очень любила спать (согните большой палец).  Все очень любили кисоньку и, когда приходили домой, здоровались с ней (по очереди дотроньтесь до большого пальца остальными пальцами), и гладили ее (по очереди погладьте большой палей остальными пальцами)».

  •      В действии можно участвовать разное количество персонажей в зависимости от подготовки детей. Усложнять задания следует постепенно.


 

 

                                                             Февраль

                                                     Игра « Моя семья»

     Цели

  •     Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

  •     Ход игры

  •     Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. После того как малыши  запомнят движения, проведите игру с группой детей.

  •                                                  Этот  пальчик-дедушка,

  •                                                  Этот пальчик-бабушка,

  •                                                  Этот пальчик-папочка,

  •                                                  Этот пальчик-мамочка,

  •                                                  Этот пальчик - я,

  •                                                  Вот и вся моя семья!

  •      Повторите игру, предложив малышам загнуть пальчики на другой руке. Также можно предложить детям разбиться на пары и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга.


 

 

                                                            Март

                                                      Игра «Замок»

  •          Цели
  •      Развивать движения пальцев и кистей рук, укреплять мышцы рук, учить  подражать движениям взрослого.
  •        Ход игры
  • Предложите малышам поиграть: « Давайте поиграем! Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте  за мной».
  •                 На двери висит замок. ( Соедините пальцы рук в «замок»
  •                 Как отыграть его бы мог?
  •                 Мы замочком постучали,(Постучите по столу сомкнутыми в замок руками.)
  •                 Мы замочек повертели, (Круговые движения сомкнутыми руками.)
  •                 Мы замочек покрутили... (Сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны.)
  •                 И открыли! (Расцепите пальцы.)
  • Игру можно повторить несколько раз.


 

 

                                                          Апрель

                                            Игра « Рисуем бабочку»

 

  •          Цели

  •      Развивать движения пальцев и кистей рук, укреплять мышцы рук, учить  подражать движениям взрослого.

  •         Ход игры

  • Предложите малышам повторить ваши движения.

  • Вот бабочки летают, крылышками машут (Скрестить запястье обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит».

  • Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук а запястьях имитировать полет бабочки.

  • Воспитатель читает народную потешку :

  • Бабочка-коробочка,

  • Улетай под облачко.

  • Там твои детки

  • На березовой ветке.


 

 

                                                        Май

                                       Игра «Вышли пальчики гулять»

      Цели

  1. Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

  2.     Ход игры

  3. Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (По ходу чтения дети повторяют ваши движения.)

  4.    Раз, два, три, четыре, пять  - (Поочередно разогните пальцы, начиная с большого)

  5.    Вышли пальчики гулять.(Пошевелите пальцами.)

  6.    Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

  7.     В домик спрятались опять.

  8.     Повторите игру с пальцами другой руки.




 

 

 

                                               Июнь

                                 Игра «Пальчики в лесу»

       Цели

  •       Развивать движения пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

  •       Ход игры

  •       Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения.

  • Раз, два, три, четыре, пять,

  • Вышли пальчики гулять: (Предложите ребенку растопырить пальцы и пошевелить ими.)

  • Этот пальчик гриб нашел, (Загните мизинец.)

  • Этот пальчик чистить стал, (Загните безымянный палец.)

  • Этот резал, этот ел, (Загните средний и указательный пальцы.)

  • Ну а этот лишь глядел. (Загните большой палец и пощекочите ладошку ребенка.)

  •      Повторите игру, загибая пальчики на другой руке ребенка.

  •      После того как малыши научатся повторять эти движения самостоятельно, можно провести игру с группой детей.


 

 

                                                           Июль

                                            Игра «Веселый шнурок»

      Цели

  1. Развивать движения кистей и пальцев рук.

  2.      Материалы      

  3.   Толстые шнурки или узкие ленточки (шириной 2-3 см).

  4.      Ход игры

  5.     Намотайте на руку ребенка шнурок, обмотав каждый пальчик несколько раз. Во время игры читайте стихотворение:

  6. Вверх шнурок,

  7. Вниз шнурок,

  8. И еще, еще разок!

  9. Вот какой у нас узорчик!

  10. Вот какой у нас заборчик!

  •     Затем предложите малышу размотать шнурок и снять его с руки, а после- обмотать  шнурком вашу руку.

  1.    Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого , развивать умение понимать речь.

  2.    Ход игры

  3. Предложите малышам повторить ваши движения.

  4. - Вот птички летают, машут крылышками. (Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и отпустите крылья (помашите крыльями)).

  5. - Приземлились птички, крылышки сложили. (Соедините ладони вместе.)

  6. - Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек! (Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.)

  7. - Вот как птички зернышки клюют! (Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами ,сложенными щепотью.)

  8. - Наелись птички и улетели.

  9. (Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти.)

  10. Игру можно повторить несколько раз.

  11.  

 

 

                                                Сентябрь

                                        Игра « Лапки-царапки»

      Цели

  1. Развивать тонкую моторику пальцев, движения кистей рук, подражательные движения.

  2.       Ход игры

  3. Кошечка Мурка,

  4. Серенькая шкурка,

  5. Мягкие лапки, (Дети кладут руки на стол и сжимают их в кулачки.)

  6. А в лапках-цап-царапки. ( Дети выпрямляют пальцы, в шутку царапаются.)

  7. Игру можно повторить несколько раз.


 

 

                                                          Октябрь

                                                      Игра «Ежик»

    Цели

  1. Развивать движение кистей рук, учить подражать движение взрослого.

  2.     Ход игры

  3.    Покажите малышам, как изобразить ежика, собрав пальцы рук в замок. Прочитайте стихотворение. (Во время чтения дети повторяют ваши движения.)

  4. Ежик маленький замерз, (Прижмите пальцы-ежик убрал иголки)

  5. И в клубок свернулся.

  6. Солнце ежика согрело -(Выпрямите пальцы-ежик показал колючки)

  7. Ежик развернулся!

  8. Игру можно повторить несколько раз.


 

 

                                                          Ноябрь

                                                 Игра «Птички»

     Цели

   Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого , развивать умение понимать речь.

   Ход игры

Предложите малышам повторить ваши движения.

- Вот птички летают, машут крылышками. (Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и отпустите крылья (помашите крыльями)).

- Приземлились птички, крылышки сложили. (Соедините ладони вместе.)

- Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек! (Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.)

- Вот как птички зернышки клюют! (Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами ,сложенными щепотью.)

- Наелись птички и улетели.

(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти.)

Игру можно повторить несколько раз.


 

 

                                                          Декабрь

                                         Игра « Спрячь в ладошке »

      Цели

  1.    Укрепить мышцы пальцев и кистей рук.

  2.      Материалы

  3.    Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке  ( по количеству детей).

  4.      Ход игры

  5.    Раздайте малышам небольшие кусочки поролона и предложите спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел - зажмите покрепче в ладошке!»

  6.     Дети, которые хорошо спрятали поролон ,оставляют его себе. Если предмет виден, ведущий забирает его.


 

 

                                                                 Январь

                                          Игра « Пальчиковый театр»

     Цели

  •     Развивать тонкую моторику пальцев рук.

  •     Материалы

  •     Тряпичные, перчаточные или бумажные куклы; фломастеры. Персонажей театра можно нарисовать на пальчиках малыша.

  •      Ход игры

  •      Нарисуйте на указательном пальчике малыша веселую рожицу и предложите надеть на пальчик колпачок от толстого фломастера или маркера – это « шапочка»: « Вот какой веселый человечек получился. Он умеет кланяться – вот так!» Затем нарисуйте человечка на среднем пальце:  « А вот его дружок. Вот человечки кланяться вместе. А теперь они кланяются по очереди».

  •     При помощи пальчиковых и перчаточных кукол можно разыграть небольшие сюжеты. Например :  « Жила-была на свете дружная семья ( растопырьте пальцы, затем сгибайте по очереди  указательный  , средний, безымянный пальцы и мизинец, при этом можно помогать другой рукой): мама, папа, сынок и дочка. И была у них кошка, которая очень любила спать (согните большой палец).  Все очень любили кисоньку и, когда приходили домой, здоровались с ней (по очереди дотроньтесь до большого пальца остальными пальцами), и гладили ее (по очереди погладьте большой палей остальными пальцами)».

  •      В действии можно участвовать разное количество персонажей в зависимости от подготовки детей. Усложнять задания следует постепенно.


 

 

                                                             Февраль

                                                     Игра « Моя семья»

     Цели

  1.     Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

  2.     Ход игры

  3.     Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. После того как малыши  запомнят движения, проведите игру с группой детей.

  4.                                                  Этот  пальчик-дедушка,

  5.                                                  Этот пальчик-бабушка,

  6.                                                  Этот пальчик-папочка,

  7.                                                  Этот пальчик-мамочка,

  8.                                                  Этот пальчик - я,

  9.                                                  Вот и вся моя семья!

  10.      Повторите игру, предложив малышам загнуть пальчики на другой руке. Также можно предложить детям разбиться на пары и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга.


 

 

                                                            Март

                                                      Игра «Замок»

         Цели

  1.      Развивать движения пальцев и кистей рук, укреплять мышцы рук, учить  подражать движениям взрослого.

  2.        Ход игры

  3. Предложите малышам поиграть: « Давайте поиграем! Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте  за мной».

  4.                 На двери висит замок. ( Соедините пальцы рук в «замок»

  5.                 Как отыграть его бы мог?

  6.                 Мы замочком постучали,(Постучите по столу сомкнутыми в замок руками.)

  7.                 Мы замочек повертели, (Круговые движения сомкнутыми руками.)

  8.                 Мы замочек покрутили... (Сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны.)

  9.                 И открыли! (Расцепите пальцы.)

  10. Игру можно повторить несколько раз.


 

 

                                                          Апрель

                                            Игра « Рисуем бабочку»

 

         Цели

     Развивать движения пальцев и кистей рук, укреплять мышцы рук, учить  подражать движениям взрослого.

        Ход игры

Предложите малышам повторить ваши движения.

Вот бабочки летают, крылышками машут (Скрестить запястье обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит».

Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук а запястьях имитировать полет бабочки.

Воспитатель читает народную потешку :

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На березовой ветке.


 

 

                                                        Май

                                       Игра «Вышли пальчики гулять»

      Цели

  1. Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

  2.     Ход игры

  3. Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (По ходу чтения дети повторяют ваши движения.)

  4.    Раз, два, три, четыре, пять  - (Поочередно разогните пальцы, начиная с большого)

  5.    Вышли пальчики гулять.(Пошевелите пальцами.)

  6.    Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

  7.     В домик спрятались опять.

  8.     Повторите игру с пальцами другой руки.




 

 

 

                                               Июнь

                                 Игра «Пальчики в лесу»

       Цели

  1.       Развивать движения пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

  2.       Ход игры

  3.       Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения.

  4. Раз, два, три, четыре, пять,

  5. Вышли пальчики гулять: (Предложите ребенку растопырить пальцы и пошевелить ими.)

  6. Этот пальчик гриб нашел, (Загните мизинец.)

  7. Этот пальчик чистить стал, (Загните безымянный палец.)

  8. Этот резал, этот ел, (Загните средний и указательный пальцы.)

  9. Ну а этот лишь глядел. (Загните большой палец и пощекочите ладошку ребенка.)

  10.      Повторите игру, загибая пальчики на другой руке ребенка.

  11.      После того как малыши научатся повторять эти движения самостоятельно, можно провести игру с группой детей.


 

 

                                                           Июль

                                            Игра «Веселый шнурок»

      Цели

  1. Развивать движения кистей и пальцев рук.

  2.      Материалы      

  3.   Толстые шнурки или узкие ленточки (шириной 2-3 см).

  4.      Ход игры

  5.     Намотайте на руку ребенка шнурок, обмотав каждый пальчик несколько раз. Во время игры читайте стихотворение:

  6. Вверх шнурок,

  7. Вниз шнурок,

  8. И еще, еще разок!

  9. Вот какой у нас узорчик!

  10. Вот какой у нас заборчик!

  11.     Затем предложите малышу размотать шнурок и снять его с руки, а после- обмотать  шнурком вашу руку.

  12.   - Развитие согласованных движений обеих рук.

  13.   - Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

  14.   - Развитие внимания.

  15.   Методы обучения

  16.   - Показ действий.

  17.   - Действие руками ребенка.

  18.   - Самостоятельные действия ребенка.

  19.    Организация занятия

  20.    Занятия проводятся индивидуально или с группой детей.

  21. Длительность занятий зависит от конкретной игры. Пальчиковые игры, которые  хорошо знакомы детям, можно проводить в перерывах между занятиями, на прогулке.

  •  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка: конспект занятия с использованием Современно Образовательных Технологий «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Конспект совместной деятельности взрослого и детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии моделирования и  позновательно-исследовательских технологий....

Методическая разработка театрализованного занятия с использованием сказкотерапии для детей старшей группы на тему: "Лесные жители".

Предлагаю методическую разработку театрализованного занятия с использованием сказкотерапии для детей старшей группы. В игру-занятие включены упражнения для развития интонационной выразительности речи ...

Методическая разработка психологического занятия с использованием арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные окна»

Цель занятия: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.Основные задачи:1.      Создание условий, обеспечивающих свободное выражение настроение ребенком;2....

Методическая разработка " Развитие речи с использованием пальчиковых игр"

Проект на тему " Развитие речи с использованием пальчиковых игр"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ EDYPLAY Тема занятия: «Найди домик для кубиков»

Цель: Развитие у детей мыслительную деятельность, через поиск новых форм сотрудничества друг с другом.Задачи:- Совершенствовать навыки работы на мультимедийном оборудовании «EduPlay»....