Перспективный план наблюдений с дошкольниками.
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

Алексеева Татьяна Петровна

 

НАБЛЮДЕНИЯ  В ЗИМНИЙ ПЕРИОД.

См. Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» №33

О.В.Дыбина и др. «Неизведанное рядом» №34

РАЗДЕЛ

№п/п, ТЕМА

ЦЕЛЬ

ДАТА

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

ЖИВАЯ

ПРИРОДА

1. Зимние забавы. С. 67

Закрепить знания детей о назначении зимних построек. Повторить правила поведения на прогулке..

 

«Назови много» - закрепить виды деятельности зимой на улице..

2. Зимующие птицы. С.62.

Закрепить знания детей о зимующих птицах. Сформировать желание заботиться о живых существах.

 

«Нарисуй снежинку»-развитие мелкой моторики рук.

3. Где, чей след. С. 71.

Развивать внимательность, вызвать интерес к окружающему, научить различать следы птиц и зверей по форме.

 

«Узнай чей след»-закрепить названия животных и птиц.

4. Наблюдаем за птицами.

Стр. 31

Закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие и перелётные птицы, обьяснить, в чём их различия.

 

«Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова.

 

 

 

 

 

 

НЕЖИВАЯ

ПРИРОДА

5. Наблюдаем за солнцем. Стр.41

Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность» дня, холодное солнце.

 

«Ласковые слова»-образовывать существительные, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

6. Наблюдаем за небом и облаками, морозе.  Стр.51

Продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча», закрепить знания о «морозе»

 

«На что похоже облако?»- развивать воображение, фантазию.

7. Наблюдаем за ветром. Стр.43

Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра. Познакомить с таким понятием как метель и вьюга

 

«Какой ветер?»- подбор относительных прилагательных.

8. Наблюдаем за снегом. Стр.45

Познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением – снегопадом. Уточнить название и различия осадков(осень-зима).

 

«Придумай предложение»- научить составлять предложения с заданным словом.

9. знакомимся со свойствами льда. Стр.50

Познакомить с сезонным явлением – гололёдом, со свойствами льда.

 

«Выложи сам»- развитие мелкой моторики рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕЛОВЕК

10. Наблюдаем за работой дворника. Стр. 54

Знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.

 

«Что делает?»- упражнять в подборе глаголов к слову «дворник».

11. как стали одеваться люди. С.75.

Знакомить детей с сезонными изменениями внешности людей. Учить делать умозаключения, опираясь на увиденные данные.

 

«Чья, чей, чьё?»- закрепить словообразование в различных родах.

12. Мы- на прогулке (самонаблюдение).

Познакомить с индивидуальными особенностями каждого человека. Учить принимать и понимать людей, уметь договариваться.

 

«Назови ласково»- образование существительных, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

13. Изучаем транспорт. Стр.34

Научить различать и называть виды общественного транспорта. Соблюдать правила дорожного движения. Различать основные части машин.

 

«Как гудит машина?»- отработка силы, громкости голоса.

14. Наблюдаем за животными.

      С. 73.

Познакомить с особенностями поведения собак. Уточнить, как называются детёныши собак. Воспитывать доброе отношение к животным.

 

«Мы не скажем, а покажем»- развитие двигательной импровизации.

 

 

 

 

Опыты,

Эксперименты.

Замерзание жидкости. (стр.141)

 

 

Световой луч.(стр. 91)

 

Уличные тени.(стр.90)

-Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания этих жидкостей.

- познакомить с тем, как можно увидеть луч света.

- помочь понять как образуется тень, её зависимость от источника света.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАБЛЮДЕНИЯ  В ОСЕННИЙ ПЕРИОД.

См. Л.А.Уланова, С.О.Иордан

«Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет»

РАЗДЕЛ

№п/п, ТЕМА

ЦЕЛЬ

ДАТА

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

ЖИВАЯ

ПРИРОДА

1. Знакомимся с осенними «дарами». Стр.9

Закрепить знания детей о растительном мире, уточнить, что где растёт.

 

«Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова: овощи, фрукты, цветы, ягоды.

2. Многообразие осенних листьев. Понятие -«листопад». Стр.6

Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть понятие – «листопад»

 

«Составь узор из листьев»-развитие мелкой моторики рук.

3. Осенние деревья. Стр.19

Продолжать знакомить детей с названиями деревьев– тополь, берёза, сосна... Закрепить понятия «высокий-низкий», «короткий-длинный»… Уточнить понятие «дерево – куст», уметь отличать, обосновывая.

 

«Узнай дерево по листочку»-закрепить названия деревьев.

4. Наблюдаем за насекомыми.

Учить устанавливать связь между временем года и поведением насекомых. Продолжать закреплять названия насекомых.

 

«Хорошо-плохо», закрепить пользу и вред насекомых.

5. Наблюдаем за птицами.

Стр. 31

Закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие и перелётные птицы, обьяснить, в чём их различия.

 

«Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова.

 

 

 

 

 

 

НЕЖИВАЯ

ПРИРОДА

6. Наблюдаем за солнцем. Стр.13

Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность» дня.

 

«Ласковые слова»-образовывать существительные, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

7. Наблюдаем за небом и облаками. Стр.15

Продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча».

 

«На что похоже облако?»- развивать воображение, фантазию.

8. Наблюдаем за ветром. Стр.17

Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.

 

«Какой ветер?»- подбор относительных прилагательных.

9. Наблюдаем за дождливой погодой. Стр.22

Познакомить с особенностями поздней осени - дождливой погодой. Уточнить название и различия осадков.

 

«Придумай предложение»- научить составлять предложения с заданным словом.

10. Первый снег. Стр.37

Закрепить знание признаков поздней осени. Уточнить, почему тает первый снег.

 

«Выложи сам»- развитие мелкой моторики рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕЛОВЕК

11. Наблюдаем за работой дворника. Стр. 24

Знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.

 

«Что делает?»- упражнять в подборе глаголов к слову «дворник».

12. Наблюдаем за прохожими.

Знакомить детей с сезонными изменениями внешности людей. Учить делать умозаключения, опираясь на увиденные данные.

 

«Чья, чей, чьё?»- закрепить словообразование в различных родах.

13. Мы- на прогулке (самонаблюдение).

Познакомить с индивидуальными особенностями каждого человека. Учить принимать и понимать людей, уметь договариваться.

 

«Назови ласково»- образование существительных, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

14. Изучаем транспорт. Стр.34

Научить различать и называть виды общественного транспорта. Соблюдать правила дорожного движения. Различать основные части машин.

 

«Как гудит машина?»- отработка силы, громкости голоса.

15. Труд в огороде.

Познакомить с разнообразием сельскохозяйственных работ. Учить называть действие. Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.

 

«Мы не скажем, а покажем»- развитие двигательной импровизации.

 

 

 

 

Опыты,

Эксперименты.

См. О.В. Дыбина… «Неизведанное рядом»

Запасливые стебли (стр. 69)

 

Почему цветы осенью вянут? (стр.61)

 

Что есть в почве? (стр.75)

Что быстрее? (стр.87)

 

Замерзание жидкости. (стр.141)

-Выявить, как стебли(стволы) могут накапливать влагу и сохранять её долгое время.

-Установить зависимость роста растений от сезона.

-Установить зависимость факторов неживой природы от живой.

-Обнаружить атмосферное давление.

-Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания этих жидкостей.

 

 

 

 

 

 

НАБЛЮДЕНИЯ  В ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД.

См. Л.А.Уланова, С.О.Иордан

«Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет»

РАЗДЕЛ

№п/п, ТЕМА

ЦЕЛЬ

ДАТА

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

ЖИВАЯ

ПРИРОДА

1. Знакомимся с весенними приметами.

Закрепить знания детей о растительном мире, уточнить, что значит «просыпается природа».

 

«Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова: виды птиц, домашних и диких животных.

2. Многообразие весенних листьев. Понятие -«почка».

Показать детям многообразие красок весны. Раскрыть понятие – «почка». Учить долговременному наблюдению за появлением первых листочков на деревьях, отмечать ежедневные изменения.

 

«Составь узор из шишек и палочек»-развитие мелкой моторики рук.

3. Весенние деревья.

Продолжать знакомить детей с названиями деревьев– тополь, берёза, сосна... Закрепить понятия «высокий-низкий», «короткий-длинный»… Уточнить понятие «дерево – куст», уметь отличать, обосновывая.

 

«Узнай дерево по коре»-закрепить названия деревьев на участке.

4. Наблюдаем за насекомыми.

Учить устанавливать связь между временем года и поведением насекомых. Продолжать закреплять названия насекомых.

 

«Хорошо-плохо», закрепить положительные и отрицательные стороны весны.

5. Наблюдаем за птицами.

 

Закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие и перелётные птицы, обьяснить, в чём их различия.

 

«Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова.

 

 

 

 

 

 

НЕЖИВАЯ

ПРИРОДА

6. Наблюдаем за солнцем.

Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность» дня.

 

«Ласковые слова»-образовывать существительные, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

7. Наблюдаем за небом и облаками.

Продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча».

 

«На что похоже облако?»- развивать воображение, фантазию.

8. Наблюдаем за ветром.

Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Самостоятельно (детьми) определять силу ветра.

 

«Какой ветер?»- подбор относительных прилагательных.

9. Наблюдаем за дождливой  и снежной (утренние морозцы) погодой.

Познакомить с особенностями ранней весны – иногда по утрам морозной, а днём теплой с ярким солнцем, бывает дождливой погодой. Уточнить название и различия осадков.

 

«Придумай предложение»- научить составлять предложения с заданным словом.

10. Сосульки.

Закрепить знание признаков весны. Уточнить, почему тает снег и «плачут» сосульки.

 

«Выложи сам»- развитие мелкой моторики рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕЛОВЕК

11. Наблюдаем за работой дворника.

Знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться. Проследить и выделить отличительные особенности «зимних» и «весенних» орудий труда.

 

«Что делает?»- упражнять в подборе глаголов к слову «дворник».

12. Наблюдаем за прохожими.

Знакомить детей с сезонными изменениями внешности людей. Учить делать умозаключения, опираясь на увиденные данные.

 

«Чья, чей, чьё?»- закрепить словообразование в различных родах.

13. Мы- на прогулке (самонаблюдение).

Продолжать знакомить с индивидуальными особенностями каждого человека. Учить принимать и понимать людей, уметь договариваться.

 

«Назови ласково»- образование существительных, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

14. Изучаем транспорт.

Самостоятельно различать и называть виды общественного транспорта. Соблюдать правила дорожного движения. Различать основные части машин.

 

«Как гудит машина?»- отработка силы, громкости голоса.

15. Труд в огороде весной.

Познакомить с разнообразием сельскохозяйственных работ. Учить называть действие. Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.

 

«Мы не скажем, а покажем»- развитие двигательной импровизации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ВРЕМЕНА ГОДА

Перспективный план наблюдений на прогулке в старшей группе...

Перспективный план наблюдения за живой и не живой природой во время прогулки в средней группе

Перспективный план за наблюдением живой и не живой природой во время прогулки по сезонам....

Перспективный план наблюдения за неживой природой на год

Перспективный план наблюдения за неживой природой...

Перспективный план наблюдений "Белая береза" для детей 5-6 лет

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

Перспективный план наблюдений на прогулке.

В плане представлены темы наблюдений за живой и неживой природой на прогулке....

Перспективный план наблюдений на экологической тропе в средней группе

Перспективный план наблюдений на экологической тропе в средней группе...