Перспективный план наблюдений на экологической тропе в средней группе
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Давидовская Наталья Александровна

Перспективный план наблюдений на экологической тропе в средней группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребенка – Детский сад № 9» «Солнечный город»

Муниципального образования города Братска

Перспективный план наблюдений на экологической тропе

в средней группе

Составила: воспитатель

Давидовская Н.А.

D:\МАМА\ДЕТСКИ САД\экология\!экологическая тропа\priroda.jpg

г. Братск  2016-2017 уч.год

Месяц

Тема

Цели

Художественное слово

Результат

Сентябрь

1.

Наблюдение за цветами, растущими на клумбе

Формировать представление детей о том, что цветы - живые, они растут и изменяются.

Колокольчик и левкой,

георгин – шар золотой,

Василек, ромашка, астра,

ландыш с запахом прекрасным,

Хорошо запомни ты,

как называются цветы.

Сбор семян цветов, заготовка земли на зиму, для посадки рассады.

2.

Наблюдение за подорожником

познакомить детей с растением подорожник, рассмотреть строение, рассказать детям о лечебных свойствах подорожника и о том, где его можно увидеть; развивать мышление, речь детей, воспитывать бережное отношение к растениям.

Вот листок растет какой –

Весь в прожилках, небольшой.

Будто нитками прошит –

Подорожник Айболит!

Хоть и топчут его ноги –

Не уходит он с дороги!

По нему бегут, шагают

И совсем не замечают!

А напрасно! Лист полезный –

Лечит многие болезни.

Сбор информации о лекарственных растениях, рассматривание открыток, иллюстраций.

3.

Наблюдение за берёзой

Продолжать знакомить с характерными особенностями берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев.

воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Стоят столбы белые, на них шапки зелёные,

Летом мохнатые, осенью желтоватые.  (Берёза)

Сбор и засушивание красивых листьев для поделок.

4.

Наблюдение за воробьём

Углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений;

активизировать внимание и память детей.

Маленький мальчишка, в сером армячишке,

По двору гуляет, крошки собирает. (Воробей)

Сбор семян деревьев.

5.

Наблюдение за листопадом

Познакомить детей с понятием «листопад». Воспитывать любовь к природе.

Золотые тихие рощи и сады,

Нивы урожайные, спелые плоды.

И не видно радуги, и не слышен гром,

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днем. (Осень)

Падают, падают листья,

В нашем саду-листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Сбор разноцветных листьев.

Выкладывание из природного материала силуэтов на песке.

6.

Наблюдение за вороной

Расширять знания о вороне;

воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Хромая старая ворона

Давно живёт в саду моём.

В густых зелёных ветках клёна

Она построила свой дом.

Рассматривание энциклопедий, открыток, подбор иллюстраций.

7.

Целевая прогулка по территории детского сада

Познакомить детей с характерными признаками осени, самостоятельно находить их.  Уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений.

По лесным тропинкам ходит – бродит осень.

Сколько свежих шишек у зелёных сосен!

И листок берёзы золотистой пчёлкой

Вьётся и играет над зелёной ёлкой

Выкопать на клумбе цветок и пересадить в ящик для дальнейшего наблюдения в группе.

8.

Наблюдение за птицами

Расширять представления о перелётных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах.

Воды зашумели быстрого ручья,

Птицы улетают в тёплые края.

Сбор семян деревьев.

Разучивание поговорки: «Сентябрь птиц в дорогу торопит».

9.

Рассматривание осенних листьев, плодов, семян

Уточнить и систематизировать представления детей о состоянии растений осенью. Развивать наблюдательность, умение сравнивать.

Утром мы во двор идём

Листья сыплются дождём

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Сбор природного материала (шишки, семена…)

10.

Наблюдение за рябиной и сосной

Продолжать формировать представления о том, что не все деревья сбрасывают листья осенью. Продолжать развивать наблюдательность и интерес к окружающей природе.

Весной зеленела

Летом загорела.

Осенью кораллы

Красные одела. (Рябинка)

Лепка «Ягоды рябины»

11.

Наблюдение за осенними работами на огороде

закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Мы  идём  копать  картошку,

Огурцов  сорвём  немножко,

Снимем  с  грядки  помидоры,

И  горошек  у  забора,

Выдернем  чеснок  и  репу,

Будут  овощи  к  обеду.

Аппликация «Заюшкин огород».

Засыпание листьями цветочных клумб и грядок.

12.

Наблюдение за сорокой

обогащать знания о жизни птиц ранней осенью.

Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится, как бес,

Повернулась — и в лес. (Сорока)

Рассказывание потешки «Сорока-ворона кашу варила…»

Октябрь

1.

Наблюдение за перелётными птицами

Расширять представления о перелётных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.

Воды зашумели быстрого ручья,

Птицы улетают в тёплые края.

Чистка кормушки от мусора.

2.

Наблюдение за увядшими растениями

Уточнить названия цветов, представление о том, что растения изменяются (растут, цветут, пока много света и тепла, а увядают. Когда тепла становится меньше..) Продолжать формировать понятие о том, что в природе всё взаимосвязано.

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Уборка сухой ботвы на клумбе.

Беседа «Что нам осень принесла?»

3.

Наблюдение за воробьями

Расширять знания о внешнем виде и повадках воробья. Воспитывать наблюдательность, внимание.

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Пёрышки взъерошены,

Хвостик распустил

Насыпать корм для птиц в кормушку.

4.

Наблюдение за рябиной

Познакомить с рябиной, показать её строение: ствол, ветви, листья, ягоды, рассмотреть её яркий, осенний наряд.

У рябины листопад-

Под ветвями листьев  клад.

Облетели листья, но остались

Кисти-красные, яркие-

Снегирям подарки.

Рисование «Гроздь рябины»

5.

Рассматривание осеннего дерева

Формировать знания об основных частях дерева, их высоте, толщине.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят,

Лишь в бору мохнаты ели

Зелень мрачную хранят.

Составление рассказов «Осень наступила».

6.

Наблюдение за листопадом

Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад».

Летают, кружатся,

На землю ложатся.

С земли не встают

И тут пропадут.

Сгребание опавших листьев, укрывание ими корней деревьев.

7.

Рассматривание веточек дерева

Формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине. Упражнять в различении деревьев и кустарников  по веткам. Развивать умение сравнивать.

Октябрь уж наступил-

Уж роща отряхает

Последние листы

С нагих своих ветвей…

Сбор природного материала для поделок.

8.

Наблюдение за деревьями

Познакомить детей с названиями и внешним видом деревьев, с особенностями их развития в осенний период. Различать по форме и окраске.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят.

Лишь в бору мохнаты ели

Зелень мрачную хранят.

Сбор листьев для гербария.

9.

Наблюдение за вороной

Закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие птицы и перелётные.

На суку сижу,      

Кар-кар! — кричу.  (Ворона)

Разучивание стихотворения о вороне

10.

Наблюдение за берёзой

Продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года;  - воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту  природы.

Если б дали березе расческу,

Изменила б березка прическу:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди.

И вошло б у нее в привычку

По утрам заплетать косички.

Художественное творчество - рисование берёзы

11.

Наблюдение за птицами

Учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек — пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей

Вылетай-ка, не робей.

Аппликация из листьев «Птица»

12.

Наблюдение за сорокой

Формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках; воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.

Всюду я летаю,

Все на свете знаю.

Знаю каждый куст в лесу.

Может быть, меня за это

И зовут лесной газетой.

Просмотр мультфильма  «Сорока-ворона кашу варила…»

13.

Прогулка в осенний парк

Формировать знания об осенних месяцах (сентябре, октябре, ноябре), сезонных изменениях; закреплять знания народных примет; воспитывать любовь к природе.

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот,

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

 Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая — куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их покроет тень,

 Станет пасмурной река —

Третья верная примета.

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

 А потом уж жди не жди —

 Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь.

Значит, наступила осень.

Изготовление поделок из овощей.

Беседа «Нужно ли человеку готовится к зиме?»

14.

Наблюдение за сосной

Знакомить с особенностью сосны, по которым её легко выделить среди других деревьев.

Сладко пахнут сосновой смолой.

Разогретые тёмные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Поделка «Ёжик» с использованием сосновых иголок

Ноябрь

1.

Наблюдение за деревьями

Учить проводить  сравнительный анализ внешнего вида деревьев. Закреплять представления о характерных особенностях деревьев, условиях, необходимых для роста дерева.

Что ты знаешь о деревьях?

Есть у них могучий ствол,

Ветви, веточки и листья

Ветер в кроне их нашёл…

Рисование «Деревья поздней осенью»

2.

Наблюдение за сосной (хвойными деревьями)

Закреплять умения детей отыскивать знакомые деревья по  одному-двум признакам; знакомить с особенностями хвойных растений, по которым их легко выделить среди других деревьев.

Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна.

Беседа «Ель и сосна – верные помощницы человеку» (о пользе и лечебных свойствах).

Ароматерапия с использованием масла хвойного дерева.

3.

Наблюдение за берёзой и рябиной осенью

Учить проводить сравнительный анализ внешнего вида деревьев. Закреплять представления о характерных особенностях деревьев.

А на дереве – рябинке

Грозди алые висят.

Эти ягодки на зиму

Птички малые съедят.

Сгребание снега к стволам деревьев.

4.

Наблюдение за вороной

Закрепить знания детей о вороне. Вспомнить, что вороны - зимующие птицы.

ВОРОНЬЯ КРИЧАЛКА

Прилетели в лес вороны,
Закричали по-вороньи:
— Каррр-каррр-карррр-карррр!
Прикатили солнца шарррр!

Изготовление самодельных кормушек

5.

Наблюдение за птицами

Уточнить представление о наличии лап у птиц и их функции.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Закрепление кормушек на деревьях, кормление птиц хлебными крошками.

6.

Наблюдение за кустарниками

Формировать представление об основных частях кустарника. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Красную ягоду дала мне рябина.

Думал я, сладкая,

А она как хина.

Приготовление корма для птиц.

Оформление гербария с листьями.

7.

Наблюдение за птицами у кормушки

Продолжать наблюдение за птицами, их повадками. Сравнить воробья и синичку.

Воробей над кормом

Прыгает, кружится,

Пёрышки взъерошены,

Хвостик распушился.

Беседа «Как помочь птицам зимой».

Кормление птиц

8.

Наблюдение за воробьём

Закрепить знание детей о птицах: название, части тела, питание. Формировать знания о повадках птиц.

Чик-чирик!          

С ветки прыг!

Клюй, не робей.    

Кто это?  (Воробей)

Чистка кормушки.

9.

Наблюдение за рябиной

Закреплять знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время года.

Уже клич отзвенел журавлиный, Давно уж осыпался сад,

А яркие гроздья рябины

Всё также, свисая, горят.

Изготовление поделок из природного материала с использованием ягод рябины.

10.

Наблюдение за сорокой

Расширять представление о птицах, прилетающих на участок детского сада.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Подбор материала о сороке (стихи, загадки, рассказы).

11.

Прогулка в осенний парк

Закреплять знания об осенних месяцах, сезонных изменениях; воспитывать любовь к природе.

Летел пан,

На воду пал,

Сам не тонет

И воды не мутит. (Лист)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь)

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает.

Одним проходу не дает,

Других он прогоняет. (Ветер)

Коллективная аппликация «Деревья осенью»

12.

Наблюдение за синичкой

Расширять представления детей о внешнем виде синички, ее  повадках, среде обитания; воспитывать заботу о зимующих птицах.

Синичка кричит «синь-синь-синь».

Угадай, какая птица —

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная?

Звонко телькает: «Тель-тель!

Как хорош осенний день!»

Подбор загадок о птицах.

Декабрь

1.

Наблюдение за синицей

Закреплять представление о названии птицы, характерных признаках внешнего вида. Воспитывать желание ухаживать за птицами.

Маленькая птичка-

Желтогрудая синичка,

По двору гуляет,

Крохи собирает.

Подкормка птиц.

Развешивание кусочков сала на нитке для синичек

2.

Наблюдение за рябиной

Закреплять знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время года.

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют. (Рябина)

Сгребание снега на корни деревьев.

3.

Наблюдение за птицами у кормушки

Углублять знания о жизни птиц в зимний период. Развивать умение и желание помогать им

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся как домой стайки на крыльцо.

Составление рассказа «Птицы у кормушки»

4.

Наблюдение за деревьями зимой

Формировать знания о жизни растений зимой. Воспитывать бережное отношение к природе.

Деревья зимою, деревья зимою

Пронизаны ветром и стужею злою.

Рассматривание альбома с гербарием из собранных осенью листьев.

5.

Наблюдение за зимующими птицами

Закрепить знание детей о зимующих птицах. Устанавливать связи между поведением птиц и состоянием погоды: в мороз птицы сидят нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло.

Сформировать желание заботиться о живых существах.

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

Оформление альбома «Зимующие птицы».

Чистка кормушек

6.

Обзорная экскурсия по участку детского сада

Уточнить и систематизировать представления детей о признаках наступившей зимы.

Идёт волшебница- зима,

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов…

Кормление птиц

7.

Экскурсия в парк зимой

Углубить представления детей о типичном состоянии природы зимой, учить видеть красоту зимнего убора земли.

Вот и мороз, забыта осень

Затих, застыл наш зимний лес.

Под низкой крышею небес

Деревья спят, одежды сбросив.

Расчистка дорожек от снега.

Беседа «Почему люди зимой не мерзнут?»

8.

Наблюдение за березой и рябиной

Формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе.

ТЫ ЧЕГО СКРИПИШЬ, БЕРЁЗА?

— Ты чего скрипишь, берёза?
— Стынут корни от мороза.
— Ты чего вся побелела?
Прячешь ветки в кружева?
— Я совсем заледенела...
Но не бойся... я жива...

Украшение деревьев разноцветными льдинками

9.

Наблюдение за вороной

Продолжать знакомить с вороной;  углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении; воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

И зовут ее ... (Ворона)

Игра-тренажёр «Узнай птицу по силуэту»

10.

Наблюдение за сосной

Формировать у детей представление о хвойных, их красоте.

Мне елку купили, мне елку купили!

Ее на опушке в лесу не рубили,

А сделали ёлку на добром заводе,

Хорошие дяди, веселые тети!

Скорей приходите, скорей поглядите

На ёлку из тонких серебряных нитей,

Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,

Задень, и она зазвенит еле слышно.

А ёлка лесная осталась живая. Кому? Никому, просто ветру, метели,

Соседке живой и не спиленной ели.

Сгребание снега к стволам деревьев.

Украсить искусственную  ель

11.

Наблюдение за птичьими следами на снегу

Расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит; воспитывать наблюдательность и внимание.

Всё вертится, суетится,

Ей на месте не сидится,

Это бойкая... (Синица)

Рассматривание иллюстраций с изображением следов птиц и животных

Январь

1.

Наблюдение за зимующими птицами

Закрепить знание детей о зимующих птицах. Сформировать желание заботиться о живых существах.

На дворе морозище

Градусов под сорок.

Плачутся воробышки,

Что весна не скоро.

Слушание записей с пением разных птиц.

2.

Наблюдение за елью зимой

Учить узнавать ель, рассказать о её характерных особенностях.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт.

А в иголках круглый год.

Дидактическая игра-опыт «Иней на ветках»

(В концентрированный соляной раствор, опустить в него небольшие ветки ели и сосны. Поставить эти ветви в вазочку поближе к отопительным батареям и дать им высохнуть. На ветках образуются кристаллы соли.)

3.

Наблюдение за синичкой

Закрепить представление о названии  птицы, характерных признаках внешнего вида. Воспитывать желание ухаживать за птицами.

Синица расписная

Свистит не уставая.

Развешивание на деревьях кусочков сала для синичек

4.

Прогулка в парк

Полюбоваться красотой заснеженных деревьев, закрепить понятия «дерево, кустарник» воспитывать любовь к природе.

Зима спешит, хлопочет, укутала в снега

Все кочки и пенечки, скамейки и стога.

Белеют рукавицы на веточках берез,

чтоб им не простудиться,

Чтоб выдержать мороз.

Зима велела дубу

накинуть пышный мех,

На ель надела шубу,

тепло укрыла всех.

Беседа «Живые ли деревья зимой?»

Кормление птиц

5.

Целевая прогулка по территории детского сада

Познакомить детей с характерными признаками зимы, самостоятельно находить их.  Уточнить представления об изменениях, происходящих зимой в жизни растений.

Ну-ка в руки снежный ком, будем строить снежный дом

Мы польем его водой дом наш будет ледяной.

Ком за комом кладем, вырастает снежный дом.

Обсуждение и разучивание пословицы: «Белее зима – зеленее лето».

6.

Наблюдение за вороной

Продолжать знакомить с вороной; углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении; воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них.

Окраской сероватая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона-это... (Ворона)

Расчистка дорожек от снега.

7.

Наблюдение за сорокой

Вызывать интерес к окружающему миру; учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает (стрекотание), и описывать ее; обогащать словарный запас загадками о сороке; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Эта хищница болтлива,      

Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,          

А зовут ее... (Сорока)

Рассматривание открыток, подбор иллюстраций.

8.

Наблюдение за рябиной

Продолжать наблюдение за рябиной зимой, рассказать, как сберечь ее от сильных морозов.

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

Сгребание снега к кустам и  деревьям.

9.

Наблюдение за зимующими птицами (воробьями)

Расширять представления о зимующих птицах; воспитывать любовь и заботу о них.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Чистка кормушек от снега.

10.

Наблюдение за берёзой

Продолжать знакомить с характерными особенностями березы, отметить,   что она сбросила листву на зиму, объяснить, что в морозные дни  ветки деревьев и кустов очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать по стволу.

Стоит Алена — платок зеленый, Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза)

Рисование палочками на снегу

Февраль

1.

Наблюдение за воробьями

Расширять представления детей о внешнем виде воробья, его повадках, среде обитания. Воспитывать заботу о зимующих птицах.

Воробушки игривые, как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Кормление птиц

2.

Наблюдение за птичьими следами на снегу

Развивать внимательность, вызвать интерес к окружающему, научить различать следы птиц и зверей по форме.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке…

Чистка кормушек от снега.

3.

Наблюдение за птицами зимой

Отметить, что с наступлением холодов, на участок стало прилетать больше птиц, чем было осенью. Рассмотреть, какие птицы прилетают.

Вновь разгулялась вьюга,

Срывает снежные шапки.

Совсем замёрзла пичуга,

Сидит, поджимая лапки.

Слушание голосов птиц.

Подкормка птиц.

4.

Наблюдение за синичкой

Знакомить с синичкой, её повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Подкормка птиц.

5.

Наблюдение за изменениями на участке

Сформировать у детей представление о зиме. Учить наблюдать за изменениями вокруг нас.

Мороз и солнце-

День чудесный…

Расчистка участка от снега.

6.

Рассматривание веток деревьев и кустарников

Упражнять в различении деревьев и кустарников по веткам (форма, цвет, величина). Развивать умение сравнивать.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказкой сна.

Словно белою косынкой повязалась сосна

Беседа «О чем грустит растение?»

7.

Рассматривание веток тополя и берёзы с распустившимися листьями (в группе)

Закрепить знания детей о том, что деревья зимой не погибают, на ветках остаются почки, из которых весной распускаются зелёные листья.

Вскрываются почки, как реки,

Такая стоит трескотня…..

Разучивание пословицы: «Солнце летом греет – зимой морозит»

8.

Наблюдение за снегирями

Расширять знания и представления о внешнем виде и повадках снегирей.

Подойду поближе к ней —

И глазам не верится.

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!

Беседа «Кто весной возвращается домой?» (беседа о перелетных птицах).

9.

Наблюдение за сосной

Закреплять знания детей об особенностях сосны, умение легко выделить среди других деревьев.

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдёшь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

Физминутка «Сосна».

Март

1.

Наблюдение за птицами у кормушки

Закреплять знания детей о птичьих повадках, их внешнем виде. Вызывать желание заботиться о птицах.

Возвращаются певцы,

Наши старые жильцы.

Носят, носят в домики,

Птицы по соломинке…

Уборка мусора на участке.

2.

Наблюдение за рябиной

Расширять знания детей о живой природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Эти камушки рубиновые

И ягодки рябиновые

На холмах и на равнинах

Одевают кисти на рябинах

Сбор поломанных веток на участке.

3.

Целевая прогулка по территории детского сада

Закреплять знания о времени года. Обратить внимание детей на приметы весны: яркое солнце, голубое небо, белые облака.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?  (Весной)

Уборка территории.

4.

Наблюдение за грачом

Установить связь между изменениями природных условий и прилётом птиц. Формировать представления о размножении птиц.

Чёрный, проворный,

Кричит: «Крак!»

Всем червякам враг. (Грач)

Создание правил поведения в природе.

5.

Наблюдение за голубями

Расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания; формировать реальные представления о жизни птиц.

Известно с давних нам времен, Что эта птица — почтальон.

Слушание голосов птиц.

6.

Наблюдение за деревьями весной

Уточнить представление об основных частях дерева: ствол, ветви, почки, листья, корни. Формировать представление о том, что дерево живое, оно растёт, набухли почки, проклёвываются листочки.

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёза зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Сбор сухих листьев, веток.

7.

Наблюдение за таянием снега возле берёзы

Формировать представление об изменении снега под влиянием тепла: тает, появляются лужи и т.д.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Беседа «Почему весной бывают наводнения?»

8.

Наблюдение за воробьём

Продолжать закреплять и систематизировать знания о воробье;

обогащать словарный запас художественным словом о воробье;  активизировать внимание и память.

Угадайте, что за птица        

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится —  

Собирает крошки,

А потом на ветку — прыг  

И чирикнет «чик-чирик»! (Воробей)

Расчистка участка от снега.

Апрель

1.

Наблюдение за перелётными птицами

Расширять представления детей о перелётных птицах.

Возвращаются скворцы-

Наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся…

Собрать кормушки, почистить

2.

Наблюдение за растениями и кустарниками

Закреплять представление о том, что любое дерево и кустарник - живое существо. Воспитывать бережное отношение к природе.

Вчера крыжовник весь светился-

Он был корявый и смешной.

А нынче сразу распустился,

Стоит под зеленью сплошной.

Уборка участка от прошлогодней листвы.

3.

Наблюдение за сосной

Формировать у детей представление о том, как весной из семечка появляется росток, как он превратится в большое дерево.

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдёшь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

Уборка участка от прошлогодней листвы.

4.

Наблюдение за тополем весной

Расширять знания о том, что деревья и кустарники живые, весной от тепла пробуждаются почки, распускаются листочки.

Эти маленькие почки

Распечатает весна,

А пока в них спят листочки

И растут во время сна

Уборка участка от прошлогодней листвы.

5.

Наблюдение за проталинами и весенней травой

Обратить внимание детей на проталины, там уже появилась первая травка, предложить провести ладошкой по траве – она мягкая.

Травка-муравка

Со сна поднялась…

Скалывать снег, где он ещё лежит.

Беседа «Опасный лед» (можно ли выходить на весенний лед).

7.

Наблюдение за птицами

Познакомить с жизнью птиц весной. Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

Возвращаются певцы,

Наши старые жильцы.

От невидимых лучей,

Побежал с горы ручей…

Повесить скворечник

6.

Наблюдение за берёзой

Вспомнить, как выглядит береза, спросить, почему её называют белоствольной. Воспитывать бережное отношение к природе.

Берёза моя, берёзонька,

Берёза моя белая,

Берёза раскудрявая!

Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с изображением берёзы

8.

Наблюдение за набуханием почек на деревьях

Уточнить представление об основных частях дерева, формировать представления о том, что дерево живое, оно растёт, о том, что набухли почки, проклёвываются первые листочки.

Эти маленькие почки

Распечатает весна,

А пока в них спят листочки

И растут во время сна

Обкапывать кусты, деревья

9.

Наблюдение за первыми листочками на деревьях

Обратить внимание на то, что после зимнего сна оживает каждое дерево. Рассмотреть появившиеся листочки.

Выбрались из почек

Первые листочки,

Радуются солнцу,

Не поймут со сна…

Очищать песок от мусора.

10.

Наблюдение за цветением деревьев и кустарников

Познакомить детей с цветением деревьев и кустарников. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Залит солнцем день весенний,

И сквозь окна светлые

Смотрят в сад кусты сирени

Тучкой фиолетовой.

Помочь дворнику убрать дорожки

11.

Наблюдение за сорокой

Расширять представления о весне и поведении птиц в это время года; обогащать знания новыми словами, понятиями.

У сороки дел немало.
Целый день она порхала
От веранды к огороду,
Стрекотала про погоду:

«Будет дождь, дождь, дождь...
Просто дрожь, дрожь, дрожь...»
Поклевала хлебных крошек,

Погоняла вредных мошек,
За сараем на шестке

Отдохнула в холодке.

Оригами «Птичка»

12.

Наблюдение за вороной

Продолжать знакомить с вороной; углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении; воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них.

ВОРОНЬЯ КРИЧАЛКА

Прилетели в лес вороны,
Закричали по-вороньи:
— Каррр-каррр-карррр-карррр!
Прикатили солнца шарррр!

Раскрашивание птиц в раскрасках.

13.

Наблюдение за цветником

Закреплять знания о цветнике; воспитывать желание ухаживать за клумбой.

ЛАНДЫШИ

Проснулся лес, весной разбуженный,
Деревья по ветру парят,
Веселых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.
Пусть дуют ветры прокаленные,
И дождик хлещет на цветок,
Но лес зелеными ладонями
Прикрыл дрожащий огонек.

Приведение  в порядок цветника, взрыхлить землю, подготовить клумбу к посадке рассады цветов

Май

1.

Наблюдение за птицами

Расширять знания о птицах, прилетающих на участок детского сада. Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

Кто приклеил майским днём

Рукавичку под окном,

Поселил в неё жильцов-

Непоседливых птенцов?

 (Ласточка)

Начинается считалка:

На дорогу села галка  

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Уборка территории.

Выучить считалку                                

2.

Наблюдение за проклюнувшимися почками березы

Знакомство с третьей победой весны над зимой. Развивать обанятельтную память детей.

Я, раскрывая почки,  

В зеленые листочки

Деревья одеваю,        

Посевы поливаю,

Движения полна,        

Зовут меня... (Весна)

Перекапывание земли на клумбе.

Нюхание листьев и почек березы.

3.

Наблюдение за деревьями и кустарниками

Закреплять представление о том, что любое дерево и кустарник- живое существо. Воспитывать бережное отношение к природе.

Солнце дарит всем весну,

Вытаяли стёжки.

Я за пазухой несу

Вербины серёжки.

Очистить участок от веточек

4.

Наблюдение за подорожником

Продолжать знакомить детей с подорожником, закрепление знаний о лечебных свойствах подорожника, о том, где он растёт; развивать мышление, речь детей, воспитывать бережное отношение к растениям.

Я ногу поцарапал, когда бежал к друзьям,

Но я совсем не плакал, я вылечился сам:

На ранку травку - листик я быстро приложил,

О маленькой царапинке я тут же позабыл.

Скакать по кочкам можно и бегать у ракит.

Спасибо, лекарь добрый, мой добрый Айболит!

Изучение свойств лекарственных растений

5.

Целевая прогулка по территории детского сада 

Обратить внимание на сочную зелень молодой травы, на позеленевшие деревья; воспитывать умение красоту вокруг себя; развивать разговорную речь. Полюбоваться цветущими деревьями, обратить внимание на то, что разные деревья цветут по разному. Воспитывать бережное отношение к природе.

ЧЕРЕМУХА

И вся благоухая,
Роняя лепестки,
Цветет, цветет черемуха
В овраге у реки!
С утра до поздних сумерек
Со всех концов земли
К цветам ее торопятся
Тяжелые шмели.

Обсуждение и разучивание пословицы: «Май леса наряжает, лето в гости ожидает».

6.

Наблюдение за рябиной и сиренью

Расширить представление о растениях ближайшего окружения, учить сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение, воспитывать интерес к природе, бережное отношение к растениям.

Куст расцветает сиреневым цветом,

Только цветёт он весной, а не летом.

Пчёлки летают вокруг и жужжат:

«Очень приятен цветов аромат,

Будем кружить мы над ним целый день,

Ах, до чего же красива сирень!»

Аппликация «Букет сирени»

7.

Экскурсия в парк

Познакомить с весенними явлениями природы в парке. Научить правильно вести себя в парке, не нарушать его жизни. Формировать интерес к природе.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом-

Чудеса увидишь в нём.  (Лес)

Очистка песка от мусора

8.

Наблюдение за грядкой

Показать, как подготовить семена к посеву. Воспитывать желание ухаживать за грядкой. Воспитывать бережное отношение к растениям. Дать представление о жизни растения.

Не ленись, моя лопатка,
Будет вскопанная грядка.
Грядку граблями пригладим,
Все комочки разобьём,
А потом цветы посадим,
А потом водой польём.

Лейка, лейка!
Лей, лей!
Грядка, грядка!
Пей, пей!

Вскапывание грядки, подготовка почвы к посеву семян, подготовка семян к посеву.

9.

Сравнение ели с сосной

Закреплять знания о хвойных деревьях, их сходстве и различии (сосна, как и ель, зеленая всегда, у нее тоже есть иголки, только длиннее, веточки только наверху).

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Воспитатель загадывает детям загадку.

У меня длинней иголки, чем у елки,

Очень прямо я расту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке. (Сосна)

Прослушивание аудиоэнциклопедии  дяди Кузи и Чевостика «Растения».

10.

Наблюдение за воробьём

Продолжать закреплять и систематизировать знания о воробье;  заметить разницу пения птиц в зимнее и весеннее время; активизировать внимание и память.

Чик-чирик —  

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!    

Кто это? (Воробей)

Слушание голосов птиц.

11.

Наблюдение за огородом

Показать, как правильно сажать рассаду, сеять семена моркови, свеклы.

Не ленись, моя лопатка,
Будет вскопанная грядка.
Грядку граблями пригладим,
Все комочки разобьём,
А потом цветы посадим,
А потом водой польём.

Лейка, лейка!
Лей, лей!
Грядка, грядка!
Пей, пей!

Высадка рассады в открытый грунт, посадка семян в грунт.

Лепка «Магазин – овощи».

12.

Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени)

Закреплять знания о цветнике, названия цветов, их цвет; Воспитывать желание ухаживать за клумбой; воспитывать бережное отношение к растениям; развивать чувство прекрасного, речь.

Дать представления о жизни растения, научить некоторым способам выращивания рассады.

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке.

Такие веселые

Эти ромашки -

Вот-вот заиграют

Как дети, в пятнашки.

Как прекрасны все цветы!

А со мной согласен ты?

Вся природа дивным цветом

Расцвела. Спасибо, лето!

Посадка рассады цветов.

Изготовление коллажа «Цветочное царство».

13.

Наблюдение за рябиной

Закреплять знания о строении дерева. Формировать представление об изменении природы в мае.

Эти камушки рубиновые

И ягодки рябиновые

На холмах и на равнинах

Одевают кисти на рябинах

Обкапывание кустов, деревьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ВРЕМЕНА ГОДА

Перспективный план наблюдений на прогулке в старшей группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию по теме «Путешествие по экологической тропе» средняя группа.

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному развитиюпо теме «Путешествие по экологической тропе»средняя группа....

Перспективный план по самообразованию "Экологическая тропа в детском саду"

 План  самообразования по теме:" Экологическое воспитаниедетей дошкольного возраста» Актуальность темы:«Всё хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к...

Конспект прогулки" Экологическая тропа" средняя группа

Воспитывать бережгое отношение к природе и плведение в ней, любовь к родному краю....

Перспективный план работы на экологической тропе для 2 младшей группы.

Вторая младшая группа  СентябрьСтанции экологической тропыТемаЗадачиМетоды и приемы реализацииЛекарственные растения В гостях у белочкиЗнакомство с календулой Дикие животные осенью...

перспективный план по маршруту экологической тропы ДОУ № 305 "СОЛНЫШКО"

Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки: отдельно стоящие хвойные и лиственные деревья и кустарники,«Зеленая аптека», огород, «Золотой луг», муравейник,  ...