Главные вкладки

    Перспективный план наблюдения за неживой природой на год
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Комиссарова Наталья Евгеньевна

    Перспективный план наблюдения за неживой природой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_nabl_i_opytnicheskoy_deyatelnosti_-_ispravlen.doc233.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    п/п

    Содержание наблюдений, цель

    Связь с другими видами деятельности

    Художественное слово

    Игры,

    игровые упражнения

    ЯНВАРЬ

    1

    Наблюдение за снегопадом

    Цель: Формировать представления о природном явлении – снегопад. Развивать наблюдательность, умение рассуждать.

    Содержание:

    Вспомнить как «рождается» снег. Рассмотреть несколько снежинок через лупу. Посчитать сколько у неё лучей. Познакомить с особенностями снегопада. Помочь установить связь между температурой, силой ветра и характером снегопада (в безветренный день – снежинки тихо летят, в ветреный – кружатся, ветер относит их в сторону). Отметить где больше скапливается снега: под деревьями или на открытом месте.

     Словарная работа: снегопад, снежинка, лучики, безветренный день, кружатся

    Рисование «Снег» (ТРИЗ «набрызг»)

    Лепка из снега («Снеговик»)

    Аппликация

    «Снеговик» (ТРИЗ «обрывание»)

    Чтение стихотворения И. Шевчук «Посмотрите сколько снега!»

    М. Придворов «Снегопад».

    Загадка:

    Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь:

    Станет капелькою чистой,

    Как поймаешь на ладонь.

    ТРИЗ «Снег - хорошо, плохо»

    Цель: Развивать умение детей рассуждать, обосновывать свои ответы.

        Наблюдение за снегопадом через «Волшебные стёклышки»

    Цель: Развивать умение наблюдать за неживой природой, отметить, как меняется ощущение от снегопада,  если на него смотреть через цветные стёклышки. Развивать творческое воображение, фантазию.

    2

    Наблюдение за талой водой

    Цель: Установление причинных связей  между температурой воздуха и таянием снега. Развивать наблюдательность, умение выстраивать логические цепочки. Формировать  привычку к здоровому образу жизни.

    Содержание:

    Показать детям, что снег в тёплом помещении тает, в результате образуется мутная  талая вода, в которой много грязи.

    Словарная работа: мутная, талая, грязная вода

    Беседа «Почему тает снег?»

    Беседа «Что произойдет, если зимой снега не будет?»

    Опыт: Наблюдаем за температурой снега

    Цель: Дать детям представление о свойствах снега – замороженной воды. Снег холодный, при нагревании тает, превращается в воду, меняет свою температуру.

    3

    Наблюдение «Вода может замёрзнуть – лёд»

    Цель: расширять представления детей о различных состояниях воды.

    Содержание:

    Показать детям, что вода в холодное время года (зимой) на улице быстро замерзает и превращается в лёд. Закреплять знания о свойствах льда – тает, бьется, холодный, прозрачный.

    Придумывание загадок

    Беседа «Гололедица»

    Загадки:

    Прозрачен как стекло,

    А не вставишь в окно?

    (лёд)

    Зимнее стекло

    Весною потекло?

    (лёд)

    Стихотворение:

    Гололедица.

    Не идётся и не едется,

    Потому что гололедица.

    Но зато

    Отлично падается!

    Почему никто

    Не радуется.

    В. Берестов.

    Опыт: «Лёд – твёрдая вода»

    Цель: Дать детям представление о свойствах воды – вода может превращаться в лёд.

    Опыт: «Цветные льдинки»

    Цель: Показать, как можно делать цветные льдинки, сделать вывод, что любая (стоячая) вода в мороз замёрзнет.

    Опыт: «Какой по форме лёд?»

    Цель: Дать детям представление о свойствах льда – лёд имеет форму предмета, где он образовался.

    4

    Наблюдение за морозом

    Цель: Формировать знания детей о явлении природы – мороз. Развивать умение рассуждать делать выводы.

    Содержание:

     Выйдя на улицу снять варежки (перчатки). Обратить внимание детей, что рукам холодно, замерзают щёки.

    Словарная работа: крепчает, холодит, морозный, отморозит

    Рассматривание морозного рисунка на окне (ТРИЗ «свеча + акварель»)

    Рисование «Рисунок на окне»

    Загадки:

    Старик у ворот

    Тепло уволок.

    Сам не бежит

    И стоять не велит.

    (мороз)

        Невидимкой, осторожно

        Он является ко мне,

        И рисует, как художник,

        Он узоры на окне.

        Это – клён, а это – ива,

        Вот и пальма предо мной.

        Как рисует он красиво

        Белой краскою одной.

        (мороз)

    ТРИЗ «Мороз – хорошо, плохо».

    Цель: Развивать умение рассуждать, обосновывать свою точку зрения.

    Исследовательская деятельность:

    В мороз при замерзании вода увеличивается в объёме.

    Цель: Дать детям представление о свойствах воды – при замерзании вода увеличивается в объёме.

    ФЕВРАЛЬ

    5

    Наблюдение за воздухом в морозный день

    Цель: Формировать знания детей о влиянии холодного (морозного) воздуха на здоровье человека. Поощрять желание заботиться о своём здоровье.

    Беседа

    «Мой нос»

    Рассматривание макета «Нос»

    Загадка:

    Есть невидимка:

    В дом не просится,

    А прежде людей бежит,

    Торопится.

    (воздух)

    Экспериментирование:

    Проветривание помещения

    Цель: Обратить внимание детей как быстро остывает помещение, провести «параллель» о вдыхании холодного воздуха (на улице) ртом, что может произойти с организмом человека.

    Опыт: «Вода может испаряться в мороз»

    Цель: Дать детям представление о свойствах воды – вода может испаряться в мороз.

    Опыт:  «Сколько времени ты можешь обходиться без воздуха»

    Цель: На практике показать значение воздуха для человека.

    6

    Наблюдение «Почему появляется пар»

    Цель: Формировать реалистическое понимание неживой природы, расширять представления детей о различных состояниях воды.

    Содержание: 

    Показать детям, что пар это мельчайшие капельки воды. Он может появиться при дыхании на морозе, в помещении - от кипящей воды. Горячий пар поднимается вверх, им можно обжечься.

    Словарная работа: контраст, дымка, жжет, испаряется

    Беседа «Почему пар жжется?»

    Беседа «Почему на батарее можно высушить вещи?»

    Упр. на дыхание «Остуди чай»

    Цель: Развивать речевое дыхание, работу лёгких. Закреплять умение остудить  горячую пищу.

    Опыт: 

    «Вода может испаряться»

    Цель: 

    Дать детям представление о свойствах воды – вода может испаряться.

    Опыт: «Пар - это тоже вода»

    Цель: 

    Опытническим путем показать детям, что пар это тоже состояние воды.

    Опыт: «Вода может испаряться» (Повесить влажную одежду, а батарею).

    Цель: установить, на батарее одежда высохла, вода превратилась в пар и испарилась.

    7

    Наблюдение за сосульками

    Цель: Формировать реалистическое понимание неживой природы. Продолжать знакомить детей со свойствами воды, различными её состояниями. Развивать экологическое мышление, наблюдательность.

    Содержание: 

    Вспомнить когда появляются сосульки, отметить, что сосульки появляются в местах припёка солнца. Установить, что сосульки днём «плачут», а ночью «растут».

    Словарная работа: длинная, хрупкая, искрятся, серебряные, «плачут», капают «слезинки».

    Чтение стихотворения

     Г. Громова «Сосульки»;

    Беседа «Сосульки»

    Загадки:

    Растёт она вниз головою,

    Не летом растёт, а зимою.

    Но солнце её припекает –

    Заплачет она и умрёт.

    (сосулька)

        У нас под крышей

         Белый гвоздь висит.

        Солнце взойдёт –

        Гвоздь упадёт.

        (сосулька)

    Примета:

    «Длинные сосульки - к долгой весне»

    Долгосрочное наблюдение за ростом сосулек.

    Цель: Установить, как растут сосульки, из – за чего они растут. Рассмотреть сосульки через «Волшебные стёклышки», отметить как они «играют» - переливаются на солнце. Через лупу рассматривая сосульку установить, что в ней много пыли.

    Экспериментирование:

    «Лёд может превращаться в воду»

    Цель: Дать детям представление о свойствах льда (замороженной воды) – он может таять – превращаться в воду.

    8

    Наблюдение за вьюгой

    Цель:  Формировать реалистическое понимание неживой природы. Учить различать характерные приметы конца зимы. Развивать творческое воображение, фантазию, наблюдательность.

    Словарная работа: злая, воет, холодная, гуляет, летает

    Чтение стихотворения Ирис Ревю «Вьюга да метели»

    С. Маршак «Вьюга»

    Загадки:

    Нет колёс у меня –

    Я крылата и легка.

    Громче всех постовых

    Я свищу без свистка.

    На лету, на лету, на лету -  у,

    Весь город замету.

    (вьюга)

    Гуляет в поле,

    Да не конь.

    Летает на воле,

    Да не птица.

    (вьюга)

    Наблюдение за вьюгой через «Волшебные стёклышки»

    Цель: Развивать творческое воображение, фантазию, способствовать словотворчеству.

    Опыт:

    «Ветер - это движение воздуха»

    Цель: Опытническим путём показать детям движение воздуха в помещении.

    МАРТ

    9

    Наблюдение за звёздным небом

    Цель: Формировать реалистическое понимание неживой природы.

    Содержание:

    Понаблюдать за красотой ночного неба – звёзды. Показать созвездия большой  медведицы. Развивать наблюдательность, творческое воображение. Дни до конца декабря самые короткие, а ночи – длинные. Предложить посмотреть на небо: есть или нет звезды. Почему? Обогатить представление о погоде, зимнем небе, восходе и заходе солнца, о появлении луны, звезд.

    Словарная работа: космические тела, метеориты, кометы, звездопад, созвездия

    Рассматривание иллюстраций «Звёздное небо»

    Рисование «Звёздное небо» (ТРИЗ «набрызг»)

    Слушание музыки «Шёпот звёзд», «Солнечная система» А. Мартынов

    Загадки:

    Постелен ковёр,

    Рассыпан горох.

    Ни ковра не поднять,

    Н гороху не собрать.

    (небо, звёзды)

         Поле не меряно,

         Овцы не считаны,

          Пастух рогат.

          (небо, звёзды, месяц)

    Примета:

    Звёзды ярко блещут к морозу.

    Наблюдение за звёздным небом через «Волшебные стёклышки»

    Цель: Отметить, что смотря на ночное небо через цветные стёклышки оно становится ещё темнее. Развивать творческое воображение, фантазию. Развивать детское словотворчество.

    10

    Наблюдение за таянием снега

    Цель: Формировать умение устанавливать взаимосвязь в природе.

    Содержание:

     Солнце светит чаще, ярче. Увеличился световой день, тает снег, появляются ручейки.  Развивать наблюдательность умение самостоятельно делать выводы.

    Словарная работа: «бегут» ручьи, звонкий ручеек, потемнел снег, рыхлый, грязный

    Слушание музыки П. И. Чайковский «Весна»

    Рассматривание иллюстраций «Весна»

    Чтение стихотворения

    П. Образцова «Весна»

    А. Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

    Рисование «Ручейки»

    Снег теперь уже не тот –

    Потемнел он в поле,

    На озёрах треснул лёд,

    Будто раскололи.

    Облака бегут быстрей,

    Стало небо выше,

    Зачирикал воробей

    Веселей на крыше.

    Исследовательская деятельность

    Цель: Рассмотреть снег в сугробах, талый снег. Чрез «Волшебные стёклышки». Сравнить наст в тени и на солнце. Развивать творческое воображение, фантазию.

    Экспериментирование:

    «Снег – он какой?»

    Цель: Показать на практике свойства «чистого» снега – снег грязный.

    11

    Наблюдение за капелью

    Цель: Закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры. Развивать наблюдательность, умение выстраивать логические цепочки.

    Содержание:

    Уточнить, что такое «капель», из – за чего она происходит, в какое время года бывает, какие условия необходимы для начала «капели».

    Словарная работа: Звенит, шумит капель, бусинки, слёзы, переливаются

    Чтение стихотворения З. Александровой «Весна»

    Только за окошком

     Попустил мороз,

     Потекли сосульки

     Бусинками слез.

     Ну, а ты, дружочек,

     Отвечай теперь -

     Под моим окошком

     Что звенит? …

    (капель)

    Игра эмпатия

    Цель: Учить принимать на себя предложенный образ. Развивать творческое воображение, фантазию.

    12

    Наблюдение за проталинами

    Цель: Уточнить знания детей о проталинах. Из – за чего они появляются, где раньше – в тени или на открытом солнце.

    Содержание:

    Вместе с детьми установить, что такое проталины, где раньше они появляются, почему?

    Словарная работа:

    Проталина, рыхлый снег

    Придумывание загадок

    Чтение стихотворения «Первые проталины» Гаврюшкин А. Е.

    Проталиной в белом снегу
    Приходит весны приближенье.
    Цветов ещё нет на лугу,
    Но видеть её – наслажденье!...

    (Гаврюшкин А. Е.)

    Исследовательская деятельность

    Цель: Понаблюдать и определить, где раньше появляются проталины – на припёке (в тени). Почему?

    АПРЕЛЬ

    13

    Наблюдение за ледоходом

    Цель: Продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной.

    Содержание:

     Закреплять представление о переходе льда в воду при резком изменении температуры. Развивать умение рассуждать. Рассказать о кораблях ледоколах, которые «ломают» лёд для кораблей, перевозящих грузы и пассажиров.

    Словарная работа: глыбы льда, ледокол, ледоход…

    Рассматривание картины «Ледоход»

    Чтение стихотворения

    С. Маршак «Ледоход»

    Рисование «Ледоход»

    Просмотр видеофильма «Ледоход»

    Снег теперь уже не тот,

    Потемнел он в поле.

    На озёрах треснул лёд,

    Будто раскололи.

    (С. Маршак)

    Загадка:

    Живёт – лежит, умирает – бежит.

    Зимой греет, весной тлеет.

    Летом умирает, осенью оживает.

    Всю зиму смирно лежит, весной убежит.

    (ледоход)

    ТРИЗ «Ледоход – хорошо, плохо»

    Цель: Развивать умение рассуждать, обосновывать свой ответ.

    14

    Наблюдение за не живой природой

    Цель: Формировать представление о камнях, земле, глине  как части неживой природы. Развивать любознательность.

    Содержание работы: Рассмотреть камни разной породы: известковые, голыши, мрамор… Обратить внимание, что одни камни гладкие на ощупь, другие шероховатые, камни разной породы могут блестеть на солнце. Камни твёрдые, не бьются, могут нагреваться, остывать, песок мелкий, сыпучий, глина твёрдая…

    Словарная работа: известняк, мрамор, голыш, мел, угль, кремний, пемза, блестит

    Изготовление поделок из природного материала

    Чтение П. Бажов «Серебряное копытце»

    …Я просто так сюда пришёл,

    Как прихожу семь лет.

    И вдруг я камешек нашёл,

    Что излучает свет!..

    (В. Кудрявцева)

    Исследовательская деятельность

    (рассматривание через лупу)

    Цель: Рассмотреть разнообразную структуру камня (мел, уголь, кремний, речной песок, глину)

    Опыт:

     «Некоторые предметы могут тонуть в воде, а другие держаться на поверхности»

    Цель: Дать детям представление о свойствах воды – часть предметов может тонуть, а другие держаться на поверхности.

    Опыт: «Предметы имеют воздух и выпускают его в воде»

    Цель: Опытническим путём установить, что во всех предметах есть воздух.

    Опыт: «Отличительные свойства песка и глины»

    Цель: Опытническим путём установить свойства песка (рыхлый) и глины (сухая, твёрдая).

    15

    Наблюдение за облаками

    Цель: Закреплять знания о явлениях неживой природы - облака. Развивать творческое воображение, фантазию.

    Содержание:

    Предложить детям вспомнить, как образуются облака. Облака гонит ветер, поэтому мы видим с земли, как они движутся и меняют форму. Обратить внимание детей на их разнообразие: кучевые, перистые, сплошная облачность. Учить устанавливать взаимосвязь между облаками и осадками. Развивать творческое воображение, фантазию.

    Словарная работа: Пушистые, тяжёлые, грозовые, неповоротливые, грозные, лёгкие как пёрышки, суровые.

    Составление рассказов на тему

    «Белогривые лошадки»

    Бегут по небу разные зверюшки:

    Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.

    А если вы фантазией богаты,

    Там свой портрет отыщите, ребята.

    Исследовательская деятельность

    Цель: Определить какие облака на небе. Найти облако, похожее на объект живой, неживой природы.

    Опыт:

    «Ветер бывает разной силы»

    Цель: Опытническим путём установить, что воздух может быть разной силы.

    16

    Наблюдение за почвой

    Цель: Познакомить с почвенным слоем – торфом.

    Содержание:

     Рассказать способы образования этого слоя почвы. Развивать любознательность, наблюдательность.

    Словарная работа: торф, песок, земля, глина, корешки, перегной

    Рассматривание иллюстраций

    Пословицы:

        На необработанной земле лишь бурьян растет; 

       Кто земле дает, тому земля втройне отдает; 

       Не поклонясь до земли и грибов не поднимешь; 

      Земля заботу любит.

    Загадка:

    Меня бьют, колотят, режут —
    Я всё терплю, всем добром плачу?
    (Земля)

    Исследовательская деятельность

    Цель: Сравнить сухие и влажные комочки торфа. Через лупу рассмотреть, из чего состоит торф (стебельки, листья, корешки растений…). Сравнить торфяную и песчаную проталины, отметить, где почва более сухая.

    Опыт:

    «В воде могут растворяться и не растворяться вещества»

    Цель:

    Дать детям представление о свойствах воды – в воде могут растворяться и не растворяться вещества.

    МАЙ

    17

    Наблюдение за высотой стояния солнца

    Цель: Закреплять знания о месте восхода и заката солнца. Развивать наблюдательность, умение рассуждать и делать выводы.

    Содержание работы:

    Отметить восход солнца (на востоке), обратить внимание детей на то, что солнце движется по небосводу и становится всё выше и выше (в полдень), затем солнце постепенно опускается и идёт к западу на заход – закат солнца.

    Словарная работа: восход, закат, солнце стояние

    Придумывание загадок

    Загадка:

    Что выше леса,

    Краше света,

    Без огня горит?

    Без него плачемся,

     А как появится –

     От него прячемся.

    (солнце)

    Исследовательская деятельность

    Цель: Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Установить, что тёмные поверхности нагреваются быстрее. Опытническим путём установить, что через тонированное стекло на солнце смотреть легче («Волшебные стёклышки»). Отметить, что днём солнце наиболее «горячее».

    18

    Наблюдение за градом

    Цель: Познакомить детей с явлением неживой природы - «град».

    Содержание:

    Дать представление о том, почему в природе наблюдается град, из – за чего он образуется. Развивать умение рассуждать, выстраивать логические цепочки.

    Словарная работа: град, горошины, жемчужины.

    Придумывание загадок

    Рисование «Град» (ТРИЗ «оттиск пенопластом)

    С неба полетели

    Белые горошки.

    Испугалась курица,

    Убежала кошка.

    Я хотел попробовать

    Белого горошка,

    Только почему – то

    Тает на ладошках.

    Исследовательская деятельность

    Цель: Понаблюдать и определить, где дольше не тают льдинки – горошки: на дороге, под кустом…

    19

    Наблюдение за грозой

    Цель: Формировать реальные представления  детей о явлении неживой природы – гроза. Развивать любознательность.

    Содержание:

    Обратить внимание детей на появление темных, «грозовых» облаков, повышение ветра. Отметить вспышку молнии, а затем раскат грома. Предложить детям посчитать в период между вспышкой молнии и громовым раскатом. Чем меньше времени потрачено на счёт, тем ближе к нам находится гроза.

    Словарная работа: вспышка молнии, раскат грома, грозовые облака, гремит, грохочет

    Чтение стихотворения Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

    Потемнело небо –

    Тучами покрылось,

    Будто колесница

    В небе покатилась.

    Муравьишки скрылись,

    Гром гремит, пугает,

    Дождь ручьями льётся,

    Молния сверкает.

    Спрятаться под крышу

    Воробьи – зазнайки.

    Что с природой стало,

    Дети, отгадайте?

    (гроза)

    Исследовательская деятельность

    Цель: Сравнить обыкновенный дождь и грозу, назвать сходства  различия.

    Опыт:

     «Гром и молния»

    Цель: Опытническим путём установить, как «работают» гром и молния.

    Наблюдение:

    «Что быстрее впитывает воду песок или глина»

    Цель: Опытническим путём установить свойства песка (быстро впитывает воду) и глины (медленно впитывает воду).

    ИЮНЬ

      20

    Наблюдение за состоянием погоды.

    Цель: Учить детей отмечать изменения погоды, температурного режима в разное время суток. Расширять активный словарь.

    Содержание:

    Солнце высоко в небе, оно яркое, «лучезарное», небо облачное  или «бездонное», чистое, сплошная облачность.

    Отметить повышение температуры воздуха днем.

    Словарная работа: чистое небо, лучезарное солнце, облачность, переменная облачность

    Рисование «Лето»

    «Солнце».

    Тучка прячется за лес

    Смотрит солнышко с небес

    И такое чистое, доброе, лучистое

    Если б мы его достали

    Мы б его расцеловали.

    Г. Бойко

    Игра эмпатия

    Цель: Учить принимать на себя предложенный образ. Развивать творческое воображение, фантазию.

    Опыт:

     «Ветер меняет своё направление»

    Цель: Понаблюдать за изменением направления ветра.

    21

    Наблюдение за солнцем

    Цель: Продолжать развивать интерес к различным явлениям неживой природы.

    Содержание:

    Побуждать детей

    замечать, как ярко и весело может светить солнце. Вызывать чувство радости, желание выразить свое отношение словом, мимикой, жестами…Развивать творческое воображение, фантазию через наблюдение за неживой природой с помощью  «Волшебных стёклышек»

     Словарная работа: солнце алое, лучистое, горячее, ласковое, заботливое, игривое, лучезарное.

    Рисование

    «Солнечный диск»

    (ТРИЗ «цветной граттаж»)

    Исполнение песни:

    «Солнышко лучистое»

    Загадка:

    В синей чаще алый мяч

    Он и светел и горяч.

    (Солнце)

    Словесная игра «Солнце – хорошо, плохо»

    Цель: Развивать умение, обосновав свой ответ.

    22

    Наблюдение за перистыми облаками

    Цель: Закреплять знания о явлениях неживой природы – облака.

    Содержание:

    Предложить детям вспомнить, как образуются облака. Облака гонит ветер, поэтому мы видим с земли, как они движутся и меняют форму. Обратить внимание детей на их разнообразие: кучевые, перистые. Учить устанавливать взаимосвязь между облаками и осадками. Развивать творческое воображение, фантазию.

    Словарная работа: Пушистые, тяжёлые, грозовые, неповоротливые, грозные, лёгкие как пёрышки, суровые

    Составление рассказов на тему

    «Белые кораблики»

    Рисование «Белогривые лошадки» (ТРИЗ «восковые мелки + акварель)

    Загадка:

    Пушистая вата

    плывет куда-то.

    Что это?

    (облака)

    Словесная игра

    «На что похоже?»

    Цель: Способствовать развитию мышления, воображения.

    23

    Наблюдение за камешками

    Цель: Ознакомление детей с предметами неживой природы.

    Содержание работы:

    Обратить внимание детей на разновидности камней, по форме, цвету, величине, гладкости поверхности, мягкости. Показать, что камень оставляет «след», если им пописать на асфальте. Чем мягче камень, тем ярче след. Развивать наблюдательность, умение обследовать объект наблюдения.

    Словарная работа: шершавый, голыш, уголь, кремний, мрамор, мел

    Изготовление поделок из природного материала

    Беседа «Для чего нужны камни?»

    Игра эмпатия «Я камешек»

    Цель: Развивать умение принимать на себя образ, развивать воображение, фантазию.

    Опыт: «Сравним свойства глины и камня»

    Цель: Установить свойства и особенности глины (если добавить воды, глина станет влажная и мягкая, в ней можно сделать ямки) и камня (твёрдый, из него ничего нельзя слепить, нельзя разделить на части).

    Опыт: «Что тяжелее?»

    Цель: Опытническим путём установить, что тяжелее песок, камень или пемза.

    24

    Наблюдение за лужами

    Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода принимает форму  сосуда, в котором она находится.

    Содержание:

     Определить откуда берутся лужи? Обратить внимание, что в солнечную погоду вода в луже быстро прогревается, и начинает постепенно испаряться. Чаще лужи появляются на асфальте, глиняных почвах.  Обратить внимание на разную форму луж, что они образуются в углублениях. Развивать умение наблюдать, рассуждать, обосновывать свою точку зрения. Развивать творческое воображение, фантазию. Расширять активный и пассивный словарь детей. Вызвать желание придумывать загадки, сказки – небылицы.

    Словарная работа: тёплые, грязные, холодные, большие.

    Конструирование

    «Кораблики»

    Чтение стихотворения

    «Маленькая капелька»

    М. А. Фисенко

    Загадка:

    Пусть мала я, ну так что ж!

    Ты меня перешагнешь.

    Но, как дождика дождусь,

    На весь двор я разольюсь?

    (лужа)

    «Мой кораблик самый быстрый»

    Цель: Развивать объем воздуха в легких, желание соревноваться.

    Опыт: «Вода прозрачная»

    Цель: Дать детям представление о свойствах воды – вода прозрачная.

    Опыт:

    «Вода не имеет форму»

    Цель:

    Дать детям представление о свойствах воды – вода не имеет форму.

    Практическая деятельность:

    «Сухой песок рассыпчатый, мокрому можно придать форму, мокрая глины лепится, сухая сохраняет форму»

    Цель: Опытническим путём установить свойства песка - сухой песок рассыпчатый, мокрому можно придать форму, мокрая глины лепится, сухая сохраняет форму.

    ИЮЛЬ

    25

    Наблюдение за тенью

    Цель: Познакомить детей со способом возникновения тени.

    Содержание:

    Обратить внимание, на то, что тень принимает форму того предмета, от которого она падает. Отметить, как меняется длина тени от одного от предмета в разное время суток. Развивать творческое воображение, фантазию. Вызвать желание придумывать рассказы – небылицы, загадки.

    Тень бывает только в солнечную погоду. Чем выше солнце, тем меньше тень.

    Словарная работа: пасмурная, солнечная, длинная тень, теневая сторона, затемнение.

    Театр теней

    (игра пальчиками)

    Теневой театр «Где, чья тень?»

    Изготовление «Солнечных часов»

    Загадки:

    От кого, мои друзья,

    Убежать никак нельзя?

    Неотвязно в день

    Рядом с нами бродит

    (тень)

    Лежит на земле:

    Ни закрасить,

    ни соскоблить

    Ни завалить

    (тень)

     Подвижная игра

    «Поймай тень»

    Цель: Развивать ловкость, увертливость

    Театр теней

    «Где, чья тень?»

    Цель: Развивать моторику рек, пластику движения.

    Практическая деятельность:

    Изготовление солнечных часов.

    Цель: Показать наличие тени и её движение и преобразование.

    Опыт:

    «Установить свойство песка – сыпучий, глина несыпучая»

    Цель: Опытническим путём установить сыпучесть песка и глины

    26

    Наблюдение за росой

    Цель: Познакомить детей с новым явлением в природе. Показать взаимосвязь между температурой воздуха и появлением росы.

    Содержание работы:

    Рассказать из – за чего и когда появляется роса. Расширять кругозор детей  и их наблюдательность. С помощью «волшебных стёклышек» отметить разнообразную цветовую гамму переливания капелек воды на солнце.

    После захода солнца земля начинает остывать. А воздух ещё тёплый. Водяной прозрачный пар, который всегда есть в воздухе, прикасается к остывшей земле и оседает на траве крохотными капельками. Роса бывает только при ясном небе.

    Словарная работа: искрится, сияет, переливается

    Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Какая бывает роса на траве?»

    Загадка:

    Утром бусы засверкали,

    Всю траву собой заткали,

    А пошли искать их днем,

    Ищем, ищем – не найдем.

    (роса)

         

    Игра-соревнование

    «Не наступи на росу»

    Цель: Развивать ловкость.

    Рассмотреть капельку росы через «Волшебное стеклышко» (лупу)

    Цель: Развивать воображение и фантазию.

    Опыт:

    «У воды (росы) нет запаха»

    Цель: Дать детям представление о свойствах воды – у воды нет запаха.

    27

    Наблюдение за радугой

    Цель: Познакомить с новым природным явлением – радуга.

    Содержание:

     Установить причину – следствие появления радуги. Обратить внимание на последовательность радужных полос. Воспитывать чувство прекрасного.

    Когда идет дождь и светит солнце, на небе может появиться радуга. Она видна, когда лучи солнца проходят сквозь дождевые капли. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. В радуге семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Они располагаются всегда в одном и том же порядке.

    Словарная работа: пёстрая,

    радужная, семицветик.

    Чтение стихотворения

    С.Маршака «Радуга»

    Разучивание песни: "Кто построил радугу?" сл. Соловьёвой; муз. Парухаладзе;

    Придумывание рассказов – небылиц «Чудо мостик»

    Загадка:

    Что за чудо - красота!

    Расписные ворота

    Появилась на пути,

    В них ни въехать, ни войти.

    (радуга)

    Опыт: «Радуга – что это такое?»

    Цель: Дать детям представление о радуге, из-за чего она возникает, почему её так назвали.

    Выучить: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

    Как однажды Жак звонарь, городской сломал фонарь.

    Словесная игра «Закончи предложение»

    Цель: Формировать умение до логического конца оформлять свою мысль.

    Опыт:

     «Воздух при нагревании расширяется»

    Цель: Дать детям представление о свойствах воздуха - воздух при нагревании расширяется.

    28

    Наблюдение за кучевыми облаками

    Цель: Закреплять знания о явлениях неживой природы – облака.

    Содержание:

    Отметить отличительные особенности разного вида облачности. Порассуждать, почему облака называют «кучевые». Расширять кругозор детей, умение наблюдать и делать выводы.

    Вызвать желание придумывать сказки  - небылицы.

    Словарная работа: Пушистые, тяжёлые, грозовые, неповоротливые, грозные, лёгкие как пёрышки, суровые, кучевые

    Изготовление султанчиков, вертушек на определение ветра на земле

    Придумывание сказок - небылиц

    Загадка:

    Летит орлица по синему небу

    Крылья распластала,

    Солнышко застлала.

    (облако)

    Словотворчество «Придумай сказку».

    Цель: Развивать речевую активность, фантазию, творческое воображение.

    Опыт:

     «Воздух есть везде, даже в пустой посуде»

    Цель: Опытническим путём установить, что воздух есть везде, даже в пустой посуде.

    АВГУСТ

    29

    Наблюдение за дождем.

    Цель: Продолжать учить детей наблюдать за изменениями в природе.

    Содержание:

    Вспомнить, какое небо бывает во время  грозы,  «грибного» дождя. Охарактеризовать грозовое небо. Отметить скопление кучевых облаков, сквозь которые просвечивает солнце во время «грибного» дождя, он не сильный, теплый. Отметить, летний дождь короткий, теплый, осенний – холодный, затяжной. Дождь бывает грозовой, «грибной». Во время «грибного» дождя на небе часто бывает солнце. Грозовой дождь – небо хмурое, «тяжёлое», сверкают молнии, гремит гром.

    Словарная работа: льётся, «грибной», «грозовой», льёт, накрапывает, затяжной.

    Слушание музыки «Дождик»

    Свиридов.

    Чтение стихотворений «Озорники», «Тучка» В.  Берестов

    Загадка:

    Люди ждут меня, зовут.

    А приду к ним – прочь бегут

    (дождь)

    Словесная игра «Страшно - не страшно»

    Цель: Вспомнить правила поведения во время грозы. Развивать умение рассуждать, выстраивать логические цепочки, обосновывать свой ответ.

    Опыт:

    «У воды (дождя) нет вкуса»

    Цель: 

    Дать детям представление о свойствах воды – у воды нет вкуса.

    30

    Наблюдение за небом

    Цель: Продолжать учить наблюдать за неживой природой. Развивать наблюдательность, речевую активность.

    Содержание:

    Отметить «высоту» небосвода, его цветовую гамму, наличие облачности.

    Словарная работа: облачность, бездонное, лучезарное, небосвод голубоват…

    Придумывание загадок.

    Разучивание песни: «Какого цвета лето» сл. и муз. Вахрушевой.

    Загадка:

    Это что за потолок?

    То он низок, то высок.

    То он сер, то беловат

    То чуть-чуть голубоват,

    А порой такой красивый –

    Кружевной и синий-синий

    (небо)

    Наблюдение за небом через «Волшебные стёклышки»

    Цель: Развивать творческое воображение, фантазию, словотворчество.

    Опыт:

     «Во всех предметах есть воздух»

    Цель: Опытническим путём подвести детей к пониманию, что во всех предметах есть воздух.

    31

    Наблюдение за солнцем и солнечным зайчиком

    Цель: Обратить внимание детей на то, что солнце нагревает предметы. Объяснить и показать природу появления «солнечного зайчика», повысить эмоциональный настрой детей. Развивать творческую фантазию, наблюдательность и любознательность.

    Содержание:

    Попытаться «вызвать» солнечного зайчика с помощью лупы, разноцветных стёклышек, зеркала. Отметить какой «зайчик» самый яркий. Отметить, что «солнечный зайчик» появляется только в солнечную погоду.

    Словарная работа: ловкий, быстрый, яркий, тусклый, теплый, холодный

    Разучивание песни «Солнечный зайчик»

     сл. Садовского муз. Мурадели;

    Придумывание сказок - небылиц

    Подвижная игра «Поймай солнечного зайчика»

    Цель: Увеличить двигательную активность детей, повысить их эмоциональный настрой.

    Практическая деятельность: 

    С помощью зеркала (лупы, разноцветных стёклышек) сделать «солнечного зайчика»

    Цель: Расширять кругозор детей.

    Опыт:

    «Песок легко нагревается»

    Цель: Опытническим путём установить, что песок нагревается на солнце.

    32

    Наблюдение за «грибным» дождем

    Цель: Продолжать знакомство с явлением природы – «грибной» дождь. Развивать наблюдательность, умение рассуждать.

    Содержание:

    Отметить скопление кучевых облаков, сквозь которые просвечивает солнце. «Грибной» дождь не сильный, теплый. По народной примете после такого дождя в лесу быстро растут грибы.

    Словарная работа: льётся, «грибной», «грозовой», льёт, накрапывает, затяжной, моросит.

    Чтение стихотворения

    «Веселый дождь»

    И.Михайлова;

    Придумывание сказок - небылиц

    Загадка:

    Поглядите, поглядите –

    Потянулись с неба нити!

    Что за тоненькая нить

    Землю с небом хочет сшить?

    (дождь)

    Словесная игра «Дождь - хорошо, плохо»

    Цель: Развивать речевую активность, умение рассуждать.

    Придумывание сказки-небылицы.

    Словесная игра 

    «Скажи правильно»

    Цель: Формировать умение чисто произносить все звуки родного языка.

    Опыт:

    «Воду можно нагреть, остудить»

    Цель: 

    Дать детям представление о свойствах воды – воду можно нагреть и остудить (менять температуру воды).

    33

    Наблюдение за пауком и паутиной

    Цель: Продолжить знакомство с жизнью насекомых в природе. Расширять кругозор детей об окружающей действительности.

    Содержание:

    Познакомить с внешним видом насекомого. Рассмотреть его «дом». Обратить внимание детей на клейкие свойства паутины. Уточнить, как ещё использует паук липкие нити паутины. Познакомить с народными приметами.

    Словарная работа: липкая, клейкая, ловушка, сети, дом, ажурная

    Наблюдение через лупу.

    Загадка:

    Висит сито,

    Не руками свито

    (паутина)

    Примета:

    Паук усиленно плетет сети к сухой погоде.

    Подвижная игра «Бабушка, распутай нитки»

    Цель: Развивать мышление, ловкость.

    Опыты: «Далеко – близко», «Большой – маленький»

    Цель: Показать возможность лупы приблизить или удалить объект наблюдения для лучшего рассматривания.

    СЕНТЯБРЬ

    34

    Наблюдение за инеем. «Синий- синий иней»

    Цель: Подвести к пониманию, что иней – это природное явление. Показать зависимость появления инея от температуры воздуха.

     Содержание:

    Его можно наблюдать с наступлением похолодания. С появлением солнца он исчезнет. Показать взаимосвязь: ночью температура воздуха понижается – появляется иней, днем воздух прогревается – иней исчезает. Вызвать чувство восхищения своеобразным природным явлением.

    Теплый и влажный воздух поднимается от нагретого предмета и встречается с более прохладным. Водяной пар из воздуха превращается в крохотные капельки воды и на морозе замерзают. Иней бывает в сильный мороз после оттепели.

    Словарная работа: Прозрачный, холодный, морозный воздух, нежный, изящный, оттепель

    Рисование «Синий, синий - иней» (ТРИЗ «тычок жёсткой полусухой кистью»)

    Беседа «Что за чудо красота!»

    Загадки:

    Не колючий, светло-синий, по траве развешан….

    (иней)

    Не снег, а серебром травку убирает

    (иней)

    Игра эмпатия «Я иней»

     Цель: Развивать творческое воображение.

    Рассмотреть иней через «Волшебные стёклышки»

    Цель: Развивать творческое воображение, фантазию

    35

    Наблюдение за восходом солнца

    Цель: Продолжать учить детей  наблюдать, любоваться природными явлениями.

    Содержание:

     Обратить внимание на многообразие красок во время восхода солнца. Вспомнить народные приметы. Вспомнить, как называют место, где «просыпается солнце». Запомнить место восхода.

    Словарная работа: восход, восток, яркое, белое, «режущее» глаз, заря, горит

    Рисование «Солнечный восход»

    Придумывание загадок

    Загадка:

    «В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит»

    (солнце)

    Приметы:

       Если на западе облака, а при восходе солнца они разбегаются - будет сухая погода. 
        Если утром небо облачно, а при восходе прояснеет, в тот день дождя не будет.
    Если солнце при восходе, кажется несколько больше обыкновенного - нужно ждать дождя. 
      Если солнце восходит большим и как будто горит - будет дождь.
    Если сразу после восхода солнце заходит за облака - будет дождь. 
        Если солнце восходит в тумане, днем будет тихо и душно.
    Если летом во время восхода солнца стоит духота, вечером будет дождь.
      Если солнце восходит белое, то в этот день будет ясно и впредь будет ясно. 
    Если восход солнца красный - с завтрака будет дождь, зимой - холод. 

    Наблюдение за солнцем через «Волшебные стеклышки»

    Цель: Развивать наблюдательность, творческое воображение. Отметить, что на открытое солнце смотреть больно глазам, они закрываются.

    36

    Наблюдение за закатом солнца

    Цель: Полюбоваться красотой этого явления.

    Содержание:

    Обратить внимание на многообразие красок. Развивать активный словарь. Вспомнить народные приметы, как называют место, где солнце «ложится спать». Сравнить место восхода и захода солнца. Напомнить, что за сутки оно проходит по всему небосводу.

    Словарная работа: закат, восход, яркое, багровое

    Рисование  «Закат» (ТРИЗ «восковые мелки + акварель»)

    Придумывание загадок

    Приметы:

        Если в  безветренную погоду золотистого цвета заход  солнца, то на следующий день будет хорошая погода. 
        Если солнце быстро опускается за горизонт, то следующий день будет ветреный. 
       Вечерняя заря красная - к ветреному дню; вечерняя заря зеленная – к ясной погоде.
        Если вечерняя заря очень долгая, то дождь будет через день или два, а если короткая, то дождь будет вскоре.

    Словесная игра «Хорошо – плохо»

    Цель: Развивать умение рассуждать, обосновывать свой ответ.

    Рассмотреть «закат» через «Волшебные стёклышки»

    Цель: Развивать творческое воображение, фантазию

    ОКТЯБРЬ

    37

    Наблюдение за листопадом

    Цель: Помочь детям сделать вывод, что листопад – это осеннее явление природы.

    Содержание:

    Самый сильный листопад бывает в октябре месяце. Подвести к пониманию, что сила листопада зависит от силы ветра. В ветреную погоду листопад сильный, а в безветренную – листья плавно падают на землю. Послушать, как шуршат сухие листья под ногами. Собрать осенний гербарий. Развивать наблюдательность, любознательность. Вызвать желание придумать сказки – небылицы, загадки об этом явлении природы.

    Словарная работа: багряные, пожелтелые, вянущие, золотые, бурые, багровые.

    Рассматривание картины

     И. Левитана «Золотая осень»

    Составление описательных рассказов на тему «Осень» с использованием схемы

    Рисование «Золотая осень» (ТРИЗ «отпечатки листьев»)

    Слушание П. И. Чайковский «Осень»

    Приметы:

    «Осенью листопад пройдёт скоро – ожидай крутой зимы».

    «Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме».

    Дид. игра «Узнай по листочку»

    Цель: Закреплять умение определять и называть деревья по их листьям.

    Дид. игра «Когда это бывает?»

    Цель: Закреплять умение определять время года по существенным признакам.

    Опыт:

    «Воздух имеет вес»

    Цель: Дать детям представление о свойствах воздуха – воздух имеет вес.

    38

    Наблюдение за раскатами грома и молнии

    Цель: Учить детей наблюдать и сравнивать разновидности дождя опираясь на память.

    Содержание:

    Обратить внимание на сгущение грозовых облаков. Вспомнить, как можно определить далеко ли близко грозовой фронт. Световая молния это встреча потоков воздуха. Вспомнить правила поведения в грозу.

    Словарная работа: гроза, шквальный ветер, гремит, сверкает, извивается

    Чтение стихотворения

    Т. Керстен «Гроза»

    Беседа «Гроза»

    Загадки:

    Нашумела, нагремела,

    Все промыла и ушла

    И сады и огороды

    Всей округи и пошла

    (гроза)

    Раскаленная стрела

    Дуб свалила у села

    (молния)

    За рекой над рощей дальней

    Бьет кузнец по наковальне

    Бим-бом

    Бим-бом

    искры в небе голубом.

    (гроза)

    Словесная игра «Я начну, а ты продолжи»

    Цель: Развивать творческое воображение, активизировать речь детей.

    «Где прячутся противоположности»

    Цель: Учить находить противоположности в одном объекте.

    Опыт:

     «Воздух при нагревании расширяется»

    Цель:

    Дать детям представление о свойствах воздуха - воздух при нагревании расширяется.

    39

    Наблюдение за ветром (листопад)

    Цель: Вспомнить, что ветер это движение воздуха.

    Содержание:

    Формировать умение определять относительную силу ветра по тому, как он воздействует на растения (деревья). Слабый – слегка качает листья, относит опавшие листья чуть в сторону. Сильный ветер качает крупные ветви деревьев, срывает листья. Развивать наблюдательность, умение выстраивать логические цепочки, обосновывать свои рассуждения.

    Словарная работа: листопад, дует, ломает, вырывает, слабый

    Изготовление султанчиков, вертушек для наблюдения

    Чтение стихотворения

    И. Токмаковой «Ветер»

    Рисование «Листопад» (ТРИЗ «кляксография с трубочкой»)

    Загадка:

    Летит, рычит,

    Ветки ломает,

    Пыль поднимает,

    Слышишь его,

    А не видишь его.

    (ветер)

    Практическое задание: Определить силу и направление ветра по облакам, тучам.

    С помощью влажного пальца, султанчиков, вертушек определить направление ветра на земле.

    Цель: Развивать наблюдательность, умение на практике применять имеющиеся знания и умения.

    40

    Наблюдение за осенним дождем

    Цель: Формировать умение замечать разницу между летним и осенним дождями. Развивать наблюдательность.

    Содержание:

    Предложить сравнить летний и осенний дождь. Чем они отличаются? (Осенний дождь мелкий, затяжной, иногда переходит в снег). Обогащать и активизировать словарь. Помогать выражать свои рассуждения.

    Словарная работа: льёт, моросит, накрапывает, затяжной.

    Заучивание стихотворения «Скучная картина» А. Плещеев

    Разучивание песенки «Грустный дождик» Куликова

    Загадка:

    Как по небу, с севера.

    Плыла лебедь серая,

    Плыла лебедь сытая.

    Вниз кидала – сыпала

    На пол - озерушки

    Капли, да перышки?

    (облако)

    Наблюдение «Из какой тучи пойдет дождь?»

    Цель: Учить находить существенные различия между перистыми, кучевыми, грозовыми облаками.

    Опыт:

    «Вода может менять цвет»

    Цель: 

    Дать детям представление о свойствах воды – вода может менять цвет.

    41

    Наблюдение за грязью

    Цель: Наблюдение за неживой природой.

    Содержание:

    Обратить внимание детей, что после дождей много грязи, кругом лужи.  Формировать умение рассуждать, откуда берутся лужи? Грязь? Закреплять умение устанавливать взаимосвязь между явлениями на небе и на земле. Развивать наблюдательность, умение рассуждать.

    Словарная работа: грязь, «месиво», распутица

    Опыт: 

    «Как образуются лужи?»

    Цель: Опытным путём установить, что твёрдая земля, глина, асфальт не пропускают воду.

    Опыт: 

    «Как образуется грязь?»

    Цель: Опытным путём установить, что постепенно твёрдая земля, глина пропитывается влагой, и от механического воздействия (движения человека, транспорта) превращаясь в грязь.

    НОЯБРЬ

    42

    Наблюдение «Лёд на лужах».

    Цель: Подвести к пониманию, что лёд – это природное явление. Расширять кругозор детей.

    Содержание:

    Обратить внимание, что утром лужи покрыты льдом. Вспомнить, какое это состояние воды (твердое). Уточнить свойства льда (холодный, скользкий, прозрачный, тает в тепле). Показать взаимосвязь природных явлений: ночью был мороз – вода в лужах замерзла; днем стало тепло – лед растаял.

    Словарная работа: мороз, заморозки, хрупкий, прозрачный

    Вечер загадок

    Цель: закреплять знания о явлениях неживой природы

    Загадка:                                          

    «Прозрачный как стекло, а не вставишь в окно?»

    (лёд)

    Словесная игра

    «Где, чей домик»

    Цель: Учить определять и называть три состояния воды

    Опыт: Определить состояние воды.

    Цель: расширять кругозор детей, обогащать жизненный опыт.

    Опыт:  «Лёд, он какой?»

    Цель: Дать детям представление о свойствах льда – прозрачный, хрупкий.

    43

    Наблюдение за заморозками

    Цель: Обратить внимание детей на то, что первые заморозки на почве – это предвестники зимы.

    Содержание:

    По утрам земля и крыши домов – белые, будто обсыпаны серебром. Сильно похолодало. Колючие утренники предупреждают, о приближении холодов. Они покрывают бронёй стоячие воды луж, прудов. Земля прихвачена ледяным панцирем. Развивать наблюдательность, умение выстраивать логические цепочки, рассуждать.

    Словарная работа: заморозки, иней, ледяной панцирь, осыпаны серебром

    Рисование «Осенняя пора»

    Поговорка:

    «От осени к лету поворота нету».

    ТРИЗ «Мороз – хорошо, плохо»

    Цель: Развивать умение рассуждать, обосновывать свой ответ.

    44

    Наблюдение за солнцем поздней осенью

    Цель: Наблюдение за неживой природой поздней осенью.

    Содержание:

    Обратить внимание детей на то, как светит солнце, как оно греет. Дни стали короче. Помочь устанавливать взаимосвязь между положением солнца и продолжительностью дня. Развивать наблюдательность, умение рассуждать, строить логические цепочки.

    Словарная работа: короче, солнце светит, но не греет, тусклое

    Заучивание стихотворения

     М. Волошина «Осенью»

    Загадка:

    Голубой платок, алый колобок, 
    По платку катается, людям улыбается.

    (солнце)

    Дид. упражнение «Определи высоту солнца»

    Цель: Формировать умение детей при помощи условной мерки определять высоту солнца

    45

    Наблюдение за туманом

    Цель: Познакомить с новым явлением природы  - туман.

    Содержание: 

    Вспомнить, когда бывает туман, как он образуется, какая от него польза. Подвести к понятию, что облака и туман – близнецы. Туман, как и облака, состоит из мельчайших капелек воды.

    Теплый и влажный воздух поднимается от нагретой земли и встречается с более прохладным. Водяной пар из воздуха превращается в крохотные капельки воды. Эти капельки так малы, что они не падают, а висят в  воздухе, пока их не прогонит ветер или не высушит солнышко. Особенно частые и густые туманы осенью. В туман плохая видимость.

    Словарная работа:  туман, мутный, дымный, седой старик.

    Чтение стихотворения «Туман» И. Токмаковой

    «Шёл старик Туман» И. Демьянов

    Загадки:

    Молоко под полем плыло.

    Ничего не видно было

    Растворилось молоко

    Стало видно далеко

    (туман)

    Примета:

    Туман лета – верная грибная примета

    Словесная игра «Подбери эпитет»

    Цель: Способствовать обогащению словарного запаса.

    Игра эмпатия

    «Хорошо – плохо»

    Цель: Развивать умение рассуждать, обосновывать свой

    ответ.

    ДЕКАБРЬ

    46

    Наблюдение за небом в сплошной облачности.

    «Чудо-одеяло»

    Цель:  продолжать наблюдать за неживой природой зимой.

    Содержание:

    Обратить внимание на зимнее небо (облака могут укрывать все небо, солнце – пасмурно, сплошная облачность).

    Вызвать желание наблюдать за облаками по собственной инициативе. Развивать детское словотворчество.

    Словарная работа: сплошная облачность, облака густые, серые, небо хмурое, тяжелое

    Рисование  «Осень»

    Чтение стихотворения  «Унылая пора!» А. С. Пушкин.

    Загадка:

    Серая на небе вата

    Слишком стала мокровата.

    Из неё, того и жди,

    Сеять вниз начнут дожди.

    Ветер, ты-то ведь могучий,

    Разгони на небе …

    (тучи)

    Наблюдение за небом через «Волшебные стёклышки»

    Цель: Развивать наблюдательность, творческое воображение, фантазию.

    47

    Наблюдение за ветром

      - ураганом

    Цель:  Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы.

    Содержание:

    Обратить внимание детей, что в природе бывают сильные, порывистые, пронизывающие ветра – ураганы. Они приносят человеку много вреда: ломают деревья, рвут электрические провода, сносят крыши домов. Формировать умение рассуждать о пользе и вреде ветра. Помочь детям устанавливать взаимосвязь явлений на небе и на земле.

    Словарная работа: ураган, буран

    Рассматривание картин из серии «Явления природы» (ураган, ветер)

    Чтение стихотворения А. Барто «Ураган»

    Рисование «Ветер»

    Беседа «Ураган»

     Придумывание сказок - небылиц

                     Ураган.

    Чёрная мгла наступила мгновенно.

    Солнечный диск провалился в туман.

    Стены из пыли шагают степенно.

    Бойся! Беги! К нам идёт – УРАГАН...

    Воет, гудит, проводами играет…

    Рвёт, как травинки деревья, кусты…

    Упругим порывом крыши срывает…

    Силой терзает дома и мосты…

    Александр Остапенко

    Опыт: Пройти по направлению ветра, против ветра.

    Цель: Установить опытным путём, почему тяжело идти против ветра.

    В каком направлении идти легче, почему?

     «Ветер добрый и злой»

    Цель: Формировать представления об использовании силы ветра человеком. Дать понятие о стихийных бедствиях.

    ТРИЗ «Ветер это хорошо, плохо»

    Игры с веером, феном.

    48

    Наблюдение за первым снегом

    Цель: Расширять представления детей о  разнообразных состояниях воды.

    Содержание:

    Предложить детям через «Волшебные стёклышки – лупу» рассмотреть снежинки. Вызвать желание самостоятельно придумать загадки о снежинках. Развивать творческое воображение, речевую активность.

    Словарная работа: легкие, ажурные, хрупкие, пушистые

    Рисование «Снежинка» (ТРИЗ «свеча + акварель»)

     Чтение стихотворения И. Сурикова «Зима»

             Зима.

    Белый снег пушистый

    В воздухе кружиться

    И на землю тихо

    Падает, ложиться.

        И под утро снегом

        Поле забелело,

        Точно пеленою

        Всё его одело.

    Темный лес что шапкой

    Принакрылся чудной

    И заснул под нею

    Крепко, непробудно…

    И. Суриков

    Игра эмпатия «Я снежинка»

    Цель: Развивать творческое воображение, фантазию.

    Словесная игра

     «Снег – хорошо, плохо».

    Цель: Учить детей

    рассуждать, обосновывать свой ответ.

    Наблюдение за снежинками через  «Волшебные стёклышки» (лупу)

    Цель: обратить внимание детей, на то, что все снежинки разные по форме, размеру, красоте.

    Опыт:  «Снег – он какой?»

    Цель: Показать на практике свойства снега – в оттепель снег тяжёлый, мокрый, липнет к ногам, из него можно лепить снежки и скульптуры.

    49

    Наблюдение за рассветом

    Цель: Полюбоваться красотой этого явления.

    Содержание:

    Обратить внимание на место восхода, многообразие красок. Вспомнить, где всходило солнце летом. Обратить внимание на то, что зимой рассвет позднее. Развивать наблюдательность, умение рассуждать.

    Словарная работа: солнце тусклое, редкое, рассвет нежный

    Рисование «Рассвет» (ТРИЗ «монотипия предметная»)

    Загадка:

    Белая кошка

    Лезет в окошко.

    (рассвет)

    Наблюдение за рассветом через «Волшебные стёклышки»

    Цель: Развивать наблюдательность, творческое воображение, фантазию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план наблюдения за живой и не живой природой во время прогулки в средней группе

    Перспективный план за наблюдением живой и не живой природой во время прогулки по сезонам....

    наблюдение за неживой природой в средней группе осенью

    В данной статье я рассказываю о способах последовательного ознакомления детей с неживой природой...

    Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за неживой природой в летний период.

    Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за неживой природой в летний период....

    Наблюдение за неживой природой в средней группе

    Наблюдение за неживой природой...

    наблюдение за неживой природой в средней группе летом

    закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы, а  так же за изменениями в природе...

    наблюдение за неживой природой в средней группе весной

    формировать представления детей о неживой природе...