Главные вкладки

    Наблюдение за неживой природой в средней группе
    методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Лялянова Наталия Валерьевна

    Наблюдение за неживой природой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nablyudenie_za_nezhivoy_prirodoy.docx166.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Наблюдения за неживой природой

    Наблюдения за изменениями погоды проводятся ежедневно с целью

    углубить и обобщить представления о летних признаках: отмечается, что солнце ярко светит и греет, небо чистое или на небе есть облака, ветер слабый или шквалистый, на улице тепло или жарко, были ли осадки (дождь, град).

    Наблюдение за солнцем

    Задачи:

    - закрепить представления о солнце и его роли в жизни всего живого;

    - развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца;

    - дать знания о мерах предосторожности от солнечного удара и ожогов.

    Содержание:

    • Воспитатель может рассказать детям о Солнце, как раскалённой звезде - источнике света и тепла, о роли солнечного света для всего живого.
    • Летом солнце сильно греет, поэтому люди надевают лёгкую одежду и головные уборы.
    • Лучи ложатся светлыми пятнами на траву и переливаются на ней как солнечные зайчики, с ними можно даже поиграть с помощью зеркала.
    • Жарко бывает днём, когда солнце высоко, утром и вечером оно расположено ниже, поэтому не так жарко.
    • Определить время восхода и захода солнца, место, куда оно заходит.
    • Отметить, что летом бывает самый длинный день в году – 22 июня.
    • Чем выше находится солнце, тем короче тень от предметов.
    • От солнечного тепла нагреваются вода, почва, камни, металлические предметы, а растения стоят поникшие от жары.

    Наблюдение за небом, облаками

    Задачи: 

    • обратить внимание детей на красоту летнего неба;
    • учить замечать изменения, которые происходят на небе с изменением времени суток (утром, днём, вечером, ночью);
    • формировать представления об облаках и их видах.

    Содержание: 

    • При наблюдении за небом и облаками можно отметить с детьми, что зимой небо было серым и низким, а весной и летом становится ярко- голубым.
    • Обратить внимание детей, на что похожи облака, почему иногда они плывут по небу медленно, а иногда быстро (когда их подгоняет ветер).
    • Уточнить, чем тучи отличаются от облаков (тяжёлые, грозовые, несут дождь, тёмные).
    • Рассмотреть, как по небу движутся облака, определить, какие – перистые, кучевые или слоистые.

    (1.Перистые облака располагаются очень высоко и часто кажутся тонкой, едва заметной дымкой, от них не бывает на земле тени. Они не закрывают солнца, движутся незаметно, состоят из ледяных кристалликов, осадков из этих облаков не бывает. 2. Кучевые облака имеют крупную форму с чёткими очертаниями, они хорошо заметны весной и летом. Эти облака ярко-белого цвета, похожи на клубы пара, с утра собираются, днём клубятся, громоздятся друг на друга. Передвигаются они очень быстро. На поверхность земли отбрасывают то очень светлые, то очень тёмные тени. Обычно кучевые облака к вечеру исчезают. 3. Слоистые облака почти всегда несут дождь, они не поднимаются высоко над землёй, иногда плывут над самыми крышами домов. Нередко кажутся серыми грядами, глыбами, напоминают слой серого тумана. В них много водяных пузырьков, которые легко могут обратиться в дождевые капли.)

    Наблюдение за ветром

    Задачи: 

    • формировать знания детей о ветре,
    • учить вести наблюдения за действием ветра,
    • объяснить значение ветра в природе и жизни человека

    Содержание:

    • Воспитатель объясняет детям, что ветер – это движение воздуха, которое может менять своё направление.
    • Учить детей определять силу ветра, определять безветренную погоду.
    • Уточнить, по каким признакам можно узнать, есть ли ветер (качаются ветки деревьев, бегут облака), определить направление ветра можно с помощью вертушки, флажка или мыльных пузырей.
    • Объяснить значение ветра в жизни человека: уносит пыль и гарь; разгоняет тучи или, наоборот, приносит дождь; заставляет крутиться мельницы; надувает паруса лодок в море; переносит пыльцу с цветка на цветок, опыляя растения. Но есть и опасные ветра – это смерч, ураган, шквалистый ветер, которые приносят разрушения и вред всему живому.

    Наблюдение за дождём

    Задачи: 

    • формировать знания детей о дожде;
    • учить вести наблюдение за дождем, объяснить значение дождя в природе и жизни человека;
    • упражнять в определении состояния погоды,
    • учить устанавливать связь между живой и неживой природой;
    • учить делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

    Содержание: 

    • Уточнить с детьми, какой бывает дождь (мелкий, моросящий, сильный – ливень, тёплый, проливной, слепой и т.д.).
    • Объяснить, что дождь оказывает благотворное влияние на растительность – зелень и окраска цветов становится ярче, а при длительном отсутствии дождя краски блекнут, трава желтеет.
    • Когда небо закрывают тёмные тучи, бушует ветер, начинается гроза с молниями и громом. Бояться грозы не нужно, надо зайти в укрытие и переждать, только нельзя прятаться во время грозы под деревом, в него может ударить молния.
    • Обратить внимание на природу после дождя – стало свежо, чисто, деревья и цветы, как будто умылись, капли дождя блестят на листьях.
    • После дождя на асфальте остаются лужи, а на земле их нет, потому что земля впитывает воду.
    • Иногда после дождя в небе можно увидеть радугу – можно выучить с детьми цвета радуги и их расположение: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Расположение и количество цветов в радуге всегда одно и то же.

    Наблюдение за градом

    Задачи: 

    • дать детям представление о граде, выяснить, чем опасен град для растений и человека.

    Содержание: 

    • От сильно нагретой земли поднимается к облакам тёплый воздух, на большой высоте капли замерзают и устремляются к земле, воздушная струя их подхватывает и подбрасывает опять вверх, льдинки становятся тяжёлыми, падают вниз ледяными горошками – градинами.
    • Град бывает мелкий и крупный. Крупный град может стать стихийным бедствием – уничтожить посевы, побить листья растений, да и человеку неприятно, когда он попадёт под крупный град.

    Наблюдение за туманом и росой

    Задачи: 

    • знакомить детей с природными явлениями;
    • дать детям представление о том, как появляется туман и роса на траве.

    Содержание:

    • Туман – это сгустившиеся водяные пары.
    • Туман может быть густым и лёгким.
    • Как только солнышко начинает пригревать, туман исчезает.
    • Если тёплый воздух прикоснётся к холодной траве, водяной пар осядет на ней капельками росы. Роса выпадает вечером и лежит на траве всю ночь. Днём капельки росы высыхают от тёплых солнечных лучей. Утром капельки росы блестят в лучах солнца, как бисеринки. Особенно сильные росы выпадают в конце июля – августе, когда ночи становятся прохладнее.

    Наблюдение за почвой

    Задачи: 

    • формировать знания детей о неживой природе;
    • формировать у детей бережное отношение к почве и её обитателям; - определить значимость почвы в жизни растений; - уточнить свойства, различное состояние почвы и песка.

    Содержание:

    • В солнечный день рассмотреть с детьми почву, потрогать её руками, определить, какая она: тёплая (нагрело солнце), сухая (рассыпается), цвет (светло-коричневая), рассказать о значимости почвы (почва даёт растениям питательные вещества).
    • Рассказать детям о полезных ископаемых, которые находятся в земле (мел, гранит, каменный уголь, глина, песок и т.д.), человек использует их в своей хозяйственной деятельности. В то же время человек должен ухаживать за почвой, бережно относиться.
    • Показать зависимость состояния почвы от погодных условий: может быть сухой и рассыпчатой, после дождя становится тёмной, мокрой, липкой.
    • Сравнить почву с песком, отметить, что песок – более сыпучий материал, также быстро впитывает воду, из мокрого песка можно строить различные постройки.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опытно – исследовательская деятельность по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе Воспитатель Навоева Т. Ю. МАДОУ ЦРР детский сад №14 Г. Кропоткин Краснодарский край

    Опытно – исследовательская деятельность по ознакомлению детей с неживой природой в средней группеВоспитатель Навоева Т. Ю.МАДОУ ЦРР детский сад №14 Г. Кропоткин Краснодарский край...

    Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе

    Проект на тему: "Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе"...

    наблюдение за неживой природой в средней группе осенью

    В данной статье я рассказываю о способах последовательного ознакомления детей с неживой природой...

    наблюдение за неживой природой в средней группе летом

    закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы, а  так же за изменениями в природе...

    наблюдение за неживой природой в средней группе весной

    формировать представления детей о неживой природе...

    наблюдение за неживой природой в средней группе зимой

    формировать представления детей о неживой природе...

    Конспект НОД «Окно в природу: живая и неживая природа» в средней группе

    Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов....