семинар-практикум на тему "Патриотическое воспитание дошкольников" "
материал по теме

Матвеева Лариса Алексеевна

Уважаемые коллеги! В нашем дошкольном учреждении для решения годовой задачи по воспитанию духовно-нравственного и нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста проходил семинар-практикум. Семинар-практикум прошел в течении трех дней.

Были использованы разнообразные формы.

Через прошедшее  мероприятие у педагогов  систематизировались  знания, что отразилось в дальнейшей  их работе.  Мне будет приятно, если моя нароботка кому-то пригодится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение       детский сад № 5 ст. Новодмитриевской   МО Северский район

Семинар – практикум

Патриотическое воспитание

у детей дошкольного возраста

2012г.

Цель: практическое овладение педагогами навыками и умениями

Задачи:

  1. Повысить педагогическую компетентность педагогов

по вопросам патриотического воспитания

  1. Обобщить знания  педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы.
  2. Вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

Форма: лекция, игра КВН, консультация, памятка,

              открытое занятие, отчет, обмен опытом.

Предварительная работа:

                           

- изучение литературы по данному вопросу;

- подготовка наглядного материала.

- подготовка творческих отчетов по теме: «Культура и традиции казаков»

- подготовка атрибутов к игре КВН

 

План семинара

Первое занятие

Срок проведения__________.

  1. Введение. Обоснование темы семинара-практикума.
  2. Лекция «Духовно-нравственное  и нравственно-патриотическое воспитание актуально в наше время».
  3. Задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста.     

Второе занятие

     Срок проведения_________.

1.Игра КВН на тему:  «История, традиции и культура народов России»

2. Отчеты воспитателей по теме:   «Культура и традиция казаков»

3. Консультация для педагогов «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников».

Третье занятие

Срок проведения__________.

  1.  Обмен педагогов опытом «Формы сотрудничества с семьей по теме»
  2. Открытое занятие   «Станица Новодмитриевская – наша малая Родина»

(воспитатель старшей группы Ф.И.О.)

3.Памятка для воспитателей «Окружающая среда в воспитания патриотических чувств ребенка».

Домашнее задание. Составить буклеты, консультации по теме для родителей.

                                   

Занятие 1

Лекция

Духовно-нравственное  и нравственно-патриотическое воспитание актуально в наше время.

   Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,  не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.  

    Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразии и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.

   Культура России исторически формировалась  под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием.

    Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.

     В последние годы в ДОУ  отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др., а дети не знают их смысла, обычаев, причин.

            О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

         Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

     Таким образом,  важнейшей задачей ДОУ является формирование у детей духовно-нравственных и нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.

   

Задачи патриотического воспитания:

1.Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях, ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей.

2.Воспитание положительного отношения к духовно-нравственным и нравственно-патриотическим ценностям и желания поступать в соответствии с ними.

3.Обогащение опыта нравственного поведения детей на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой»

4.Формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми.)

Занятие второе

Игра КВН

«История, традиции и культура народов России»

- Выборы жюри;

- Каждая команда представляет свое название и эмблему

Вопросы к участникам:

  1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?

                                                                      (государство)

  1. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?

                                                                       (флаг)

  1. Официальная эмблема государства?

                                                                  (герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?  

                                                                      (семья)

     5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?

                                                                            (страна)

     6. Что такое патриотизм?  

                                              ( преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)  

     7. Кто основал Москву?

                                          (князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Киевского В.В.Мономаха)

     8. Почему станицу Новодмитриевская так назвали?

                                                (в честь героически сражавшегося за родные места(ныне Новодмитриевская) князя Дмитрия), далее заново выстроенная станица получила приставку ново).

     9. Какой обычай существовал  в старину при проходе  в Кремль через ворота Спасской  башни?  ( нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)

     10. Почему Красная площадь так называется?

                                                («Красная» - значит красивая)

«Назови правильно»

Командам показывают по 3 иллюстрации, на которых изображены достопримечательности разных городов и мест России.

 Участники должны назвать то, что изображено.

 

«Разрезная картинка»

 

Собрать разрезную картинку, с изображением природно – климатической зоны и назвать ее.

«Пословицы о Родине»

- Золоту – старости нет, Родине – цены нет.

- Всякому мила своя сторона.

- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

- Родина – мать, умей за нее постоять.

- Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

- Человек без Родины – что соловей без песни.

Подведение итогов КВН

Жюри отмечает интересные ответы педагогов.

Награждаются участники 

                 

Отчеты по теме:   «Культура и традиция казаков»

Консультация «Этапы патриотического воспитания, формы и методы работы»

Этапы патриотического воспитания дошкольников:

- предварительный,

- базовый ( формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);

- художественно-ознакомительный  (знакомство с народными традициями, национальным искусством);

- когнитивно – эмоциональный  (развитие интереса к своей стране, к родному краю);

- эмоционально – действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Средства патриотического воспитания:

- окружающая среда;

- художественная литература и искусство;

- фольклор;

- практическая деятельность.

Методы патриотического воспитания:

- повышение познавательной активности;

- эмоциональное восприятие дошкольников.

Формы патриотического воспитания:

- занятия;

- игры;

- беседы.

Занятие третье

Конспект занятия    «Станица Новодмитриевская – наша малая Родина»

(воспитатель старшей группы Ф.И.О.)

Памятка для педагогов «Окружающая среда в воспитании патриотических чувств»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников».

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа»Автор: В. В. Зеньковский...

Семинар-практикум для воспитателей «Эстетическое воспитание дошкольников средствами книжной графики»

Цель: раскрыть возможности использования книжных иллюстраций в различных видах деятельности по формированию эстетических представлений у детей дошкольного возраста.Задачи: - повышение педагогической к...

Семинар – практикум для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

В данной презентации представлен семинар – практикум для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»....

семинар-практикум для педагогов "Музыкальное воспитание дошкольников"

семинар-практикум  для педагогов "Музыкальное воспитание дошкольников"...

Семинар – практикум для педагогов "Экологическое воспитание дошкольников с учетом регионального компонента".

Семинар – практикум для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента направлен  на систематизацию знаний педагогов по  экологическому  вос...