Семинар - практикум по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников».
материал на тему

Новикова Наталья Геннадьевна

«Никто не может стать сыном своего народа, 
если он не проникнется теми основными чувствами, 
какими живет народная душа»

Автор: В. В. Зеньковский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.odt25.72 КБ

Предварительный просмотр:


Цель: уточнить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.


Задачи:
1.Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-
патриотического воспитания;
 2.Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание– это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Задачи:

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Данные задачи должны решаться во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Планировать работу целесообразно по темам:

- Моя семья;

- Моя улица;

- Мой детский сад.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Заповедь А.С.Макаренко гласит «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям.

В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:

1. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

2. Беседы с детьми о стране, родном городе;

3. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

6. Знакомство детей с народной декоративной росписью.

Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность(занятие).

НОД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД. И в течении всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением (например: «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы»).

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор тех знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующее педагогическое условие - тесное сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Это сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в ДОУ и семье предметной развивающей среды.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Когда вы беседуете с детьми о семье, вы заучиваете пословицы и поговорки.

«Узнай и назови пословицу по картинке»-показ картинок. 
Давайте и мы сейчас их вспомним:
1. «Нет милее дружка, чем родная матушка»
2. «Вся семья вместе, так и душа на месте»
3. «Когда в семье лад, не нужен и клад»
4. «Семья сильна, когда над ней крыша одна»
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Предлагаю провести состязания эрудитов под названием:


«Путешествие в прошлое России».

I раунд. 

Ответы на вопросы из истории традиций и культуры России.
1. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)
2. Какой день Масленой недели назывался Широким?
(Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)
3. Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?
(Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)
4. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?
(Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)
5. Как называется основание печи в крестьянской избе?
(Опечек)
6. Назовите печную утварь, что хранилась в верхней части опечка?
(Чугунки, ухваты, горшки.)

II раунд.
Из истории русского народного костюма.

1. Старинный женский головной убор замужней женщины?
(Кокошник)
2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)
3. Украшение и оберег от сглаза на одежде?
(Вышивка)
4. Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?
(Зипун)
5. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?
(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)
6. Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом?
(Порты)
В нравственно - патриотическом воспитании необходимо привить детям такие важные понятия как «Любовь к отечеству»; дать понятие, что такое Родина.
Продолжением данной работы является знакомство с флагом и гербом государства. Предлагаю следующие задания.

Что означают цвета флага? 
Белый - Мир и чистота благородства.
Синий - Честность, верность и правда.
Красный - Смелость и великодушие.

И в конце нашего семинара традиционно решим
Кроссворд «Солнышко».
1. Как в старину называли дом? (Изба)
2. Один из православных праздников? (Пасха)
3. Короткая шутливая песенка? (Частушка)
4. Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
5. Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
6. Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
7. Население определенной стороны? (Народ)
8. Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)
9. Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)
10. Человек любящий свою страну? (Патриот)
(Написание букв вести по кругу по часовой)

Молодцы, все справились с заданиями. А дети наши вырастут и будут любящими гражданами, которые помнят и ценят свою историю!

Анкета для педагогов

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

Ф.И.О.___________________________________________________________

1.​ Какое место, на Ваш взгляд, занимает нравственно-патриотическое воспитание в основных линиях развития дошкольника (физическая, познавательная, социально-нравственная, художественно-эстетическая). Выберите свой вариант из представленных ниже.

А) основное место указанной проблемы в задачах социально-нравственного развитиядошкольника, так как                                                                                 

Б) познавательного развития ________________________________________________________________             

В) частично решается в каждой из линий развития дошкольника

Г) эта задача не настолько глобальна, чтобы отводить ей такое место в развитии дошкольников __________________________________________________________________________

Д) моё мнение об этой задаче таково: _________________________________________________________                         

______________________________________________________________________

2.​ Как Вы понимаете термин «патриотизм»? Выберите свой вариант ответа.

А) это любовь к Родине, малой Родине, преданность Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.

Б) патриотизм – это личная устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

В) патриотизм – это значимая часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, в отношении к своему народу, его истории, культуре, государству.

Г) на наш взгляд, патриотизм – это ____________________________________________                                                   

3.​ Какова, на Ваш взгляд, важнейшая цель нравственно-патриотического воспитания современного дошкольника? Выберите свой вариант.

А) воспитание у детей любви и уважения к родному дому, городу, стране, её жителям

Б) формирование общественно значимых ориентаций, умения гармонично сочетать личные и общественные интересы.

В) развитие высокой социальной активности, гражданской духовности, становление граждан, обладающих позитивными качествами, способных проявить их в созидательном процессе укрепления и развития Отечества.

Г) На наш взгляд, основной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольника является _______________________________________________________________________

4.​ В каких формах работы с детьми возможно наиболее эффективное решение задач патриотического воспитания дошкольников? Выберите свой вариант.

А) традиционные формы работы, используемые в реализации задач любого раздела воспитания и обучения, такие как _______________________________________________________________________

Б) из нетрадиционных наиболее эффективными, на наш взгляд, будут                         

                                                                                                                                 

В)по вопросу выбора форм работы с детьми наше мнение таково                           

                                                                                                                                         

5.​ Вы предпочитаете работу над данной проблемой в форме ______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум на тему "Патриотическое воспитание дошкольников" "

Уважаемые коллеги! В нашем дошкольном учреждении для решения годовой задачи по воспитанию духовно-нравственного и нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста проходил семинар-пра...

Семинар-практикум для воспитателей «Эстетическое воспитание дошкольников средствами книжной графики»

Цель: раскрыть возможности использования книжных иллюстраций в различных видах деятельности по формированию эстетических представлений у детей дошкольного возраста.Задачи: - повышение педагогической к...

Семинар – практикум для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

В данной презентации представлен семинар – практикум для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»....

семинар-практикум для педагогов "Музыкальное воспитание дошкольников"

семинар-практикум  для педагогов "Музыкальное воспитание дошкольников"...

Семинар – практикум для педагогов "Экологическое воспитание дошкольников с учетом регионального компонента".

Семинар – практикум для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента направлен  на систематизацию знаний педагогов по  экологическому  вос...