Конспект совместной деятельности" Путешествие по России"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Цель: углубление и уточнение представлений о Родине - России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nash_gost_saturik.docx391.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №  59

комбинированного вида

Колпинского района  

Санкт-Петербурга

 

 

с детьми  подготовительной  к  школе  группы

Составитель:

воспитатель  высшей  квалификационной  категории

Костерева  Надежда  Николаевна

Интеграция  образовательных  областей:  

«Социализация», «Познание»,  «Коммуникация»,

 «Музыка», «Труд»

 

Используемые  технологии: 

здовьесберегающие,  ИКТ

Цель:  углубление  и  уточнение  представлений  о  Родине – России.

Задачи:

  1. Воспитывать  у  детей  чувство патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение в родной стране, бережное отношение к ней.
  2. Воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга.
  3. Обобщить  и  систематизировать  знания  детей  о  России.
  4. Закрепить  у детей  знания  о  символике  страны:  герб,  флаг и гимн.
  5. Формировать уважительное отношение к государственным символам.
  6. Формировать представления о людях разных национальностей, населяющих Россию, их равноправии, толерантного отношения к людям.
  7. Развивать познавательный интерес и расширять кругозор  детей.
  8. Развивать диалогическую речь, память мышление.
  9. Продолжать развивать умение правильно излагать свои мысли, чувства, обогащать словарь детей.
  10. Создать положительное эмоциональное  настроение  у  детей.
  11. Конструировать объемную геометрическую фигуру - конусом и способом его конструирования из четверти круга и закрученных полосок (витая спираль).

Материал:

  1. Компьютер.
  2. Анимационное сопровождение совместной деятельности воспитателя и детей. (Приложение 1)
  3. Глобус
  4. Сердечко для игры.
  5. Ленты трех цветов (белый, синий, красный) на каждого ребенка.
  6. Карточки с изображением гербов разных  стран.
  7. Аудиозапись гимна России.
  8.  Буквы для составления  слов (РОДИНА, ОТЧИЗНА, ОТЕЧЕСТВО)
  9. Настольно-печатная игра «Национальные  костюмы»
  10. Бумага, клей, кисточки и т.д.

Предварительная работа:

  1. Изучение государственных символов России.
  2. Слушание государственного гимна Российской Федерации. Муз. А.В. Александрова, сл. С.В. Михалкова.
  3. Рассматривание иллюстраций  о нашей  необъятной  стране и ее природе.
  4. Чтение  стихов,  пословиц, потешек и выборочное заучивание.
  5. Прослушивание записи песен о Родине.
  6. Беседа «Путешествие по карте России»
  7. Рассматривание альбомов «Культура  народов  России»
  8. Дидактические игры: “Одень куклу в национальный костюм”, “Собери пейзаж”, “Четвертый лишний”.

 

 Дети  в  самостоятельной  деятельности. 

Воспитатель  включает  ноутбук и привлекает  

внимание детей.  На  первом  слайде  появляется  

изображение  космоса.

Воспитатель: а что вы увидели на картинке?

Дети:  это космос… планета Сатурн, солнце, ракета и … летающая тарелка

Воспитатель: а как вы поняли, что эта планета

называется Сатурн?

Дети:  вокруг нее круг, это только у Сатурна.

Воспитатель: а где вы разглядели летающую тарелку?

Дети:  вот она, разноцветная и круглая… летит

На экране появляется следующий слайд с изображением инопланетянина.

Воспитатель: дети, а у нас гость. К нам прибыл на

летающей тарелке инопланетянин, он с планеты Сатурн

и  зовут его Сатурик?  Вот так сюрприз! Посмотрите,

какой он смешной!

Дети  рассматривают  Сатурика

Воспитатель: дети, мне, кажется, что Сатурик  очень  

растерян,  не понял, куда он попал. Скажите Сатурику,

как называется наша планета.

Дети:  Земля.

На экране появляется слайд с кроссвордом.

Воспитатель: дети у нашего гостя есть кроссворд, который он не может решить. Там зашифровано название страны.  Поможем Сатурику отгадать его.

Дети:  да.

Воспитатель:  отгадайте загадки и узнаем название страны.

1. Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит - не  выбежит. (Река)

2. Про  какое  дерево  говорят: мёрзнет, дрожит на  ветру. (Осина)

 3. Вежливое слово, выражает  благодарность. (Спасибо)

 4. Белое покрывало  всю  землю  одело. (Снег)

 5. Падают  с  ветки  золотые  монетки. (Листья)

 6. Живёт  в  лесу  работник, лесной  носатый  плотник. (Дятел)

Дети отгадывают загадки и называют

зашифрованное слово  «Россия»

Воспитатель: молодцы, как и у человека и у страны есть

имя. У  нашей  страны  удивительное  имя – Россия!  

Значит,  Сатурик летел к нам и прибыл по назначению.   

Сатурик никогда не видел такой страны.  Мы  с  вами  

живем  в  самой  большой  и  прекрасной  стране  на  

Земле!  

На экране появляется слайд: Сатурик и глобус.

Воспитатель: дети, наш гость хочет найти нашу страну на глобусе, поможем ему?

Дети  рассматривают  глобус,  находят  Россию.

Воспитатель:    дети, а какие цвета преобладают на

территории России?

Дети:  зеленый, синий.

Воспитатель:    что означают эти цвета?

Дети:  зеленый  цвет – это леса, синий – реки, моря

и озера.

Воспитатель:    вот она видите, сколько  места  

занимает  территория  России! Границы России  

проходят  и  по  суше  и  по  воде.

Ребёнок:       О, Россия!
                        С нелёгкой судьбою страна.
                        У меня ты, Россия,
                        Как сердце, одна.
                        Я и другу скажу и врагу –
                        Без тебя,
                        Как без сердца,
                        Прожить не смогу.

Воспитатель:  нашу страну  Россию  мы называем и другими словами, а какими, Сатурик узнает, когда мы  соберем слова.

Воспитатель раздает детям буквы,

дети с оставляют слова

(РОДИНА, ОТЧИЗНА, ОТЕЧЕСТВО)

Воспитатель:  молодцы, а теперь   я предлагаю вам

поиграть в игру «Передай сердечко и скажи словечко». 

Встаньте, пожалуйста, в круг.


 Дети встают в круг.


Воспитатель: сейчас мы будем передавать по кругу сердечко, и отвечать на вопрос: Какая наша Родина  Россия? Каждый должен назвать одно слово. Наша родина, какая?

                   Игра «Передай сердечко» 


Дети передают по кругу сердечко и называют по

одному прилагательному к словосочетанию

«Родина Россия»

Дети:  милая, любимая, красивая, чудесная,

дорогая, единственная, сильная, могучая…


Воспитатель:  молодцы, Сатурик послушал, какая замечательная у нас страна и как  мы ее любим!

Воспитатель:   я предлагаю  вам отправиться в путешествие по России на летающей тарелке Сатурика и показать ему нашу страну. Готовы?

Дети:  да.

Воспитатель: тогда усаживайтесь поудобнее в

летающей тарелке и полетели!

Дети садятся на корточки в приготовленный

воспитателем круг.

Воспитатель: 

На  летающей  тарелке 

Мы с  Сатуриком  летим

Всю  страну  ему  покажем,

Про  Россию  все  расскажем!

А вот и первая  наша  остановка  «Столица России».

 

На экране появляется слайд:  Сатурик  в Москве.

Воспитатель: дети, какой главный город нашего государства, столица  нашей  Родины? Куда же мы прибыли? Расскажите Сатурику.

Дети:  Москва – наша столица.

Ребенок:

Здесь Кремль,
Здесь Воробьёвы горы
И площадь Красная видна.
Такой большой старинный город.
Гордится им моя страна!
Всем городам она глава.
Столица Родины – Москва.

Воспитатель:   да, в  старину  говорили:  «Град  Москва – всей  Руси  глава»  Москва – один  из  самых  древних  городов  России. А кто из вас был в Москве?

Рассказы детей.

Воспитатель: что  запомнилась вам больше всего?

Дети:  Красная площадь.

Воспитатель: да,  это  главная  площадь  нашей  страны. А как вы думаете,  почему  она  так  называется?

Дети:  она большая и красивая.

Воспитатель: правильно, в старину  слово  «красный»  означало  «красивый».  Вот  почему  Красную  площадь  назвали  «красной»,  значит  Красивая  площадь. 

Основание Москвы начиналось со строительства Кремля. Так строились почти все русские города. Потом Кремль окружили высокими каменными стенами. Таким мы его видим и сегодня.  

В  Кремле  работают  Президент  России  и  правительство. Дети, а вы помните, кто такой президент?

Дети:  это главный человек в стране.

Воспитатель: правильно, а имя нашего президента вы помните?

Дети:  Путин.

Воспитатель: Владимир Владимирович Путин.

На экране появляется следующий слайд.

Воспитатель: смотрите, и наш  Сатурик

познакомился с президентом Владимиром

Владимировичем Путин,  он живет и работает в

Москве.

Во все времена граждане нашей большой страны искренне восхищались Москвой, любили её глубоко и преданно.

         Ребенок:  Город чудный, город  древний,
                           Ты вместил в свои концы
                           И посады, и деревни,
                           И палаты, и дворцы.
                           На твоих церквах старинных
                           Вырастали дерева.
                           Глаз не схватит улиц длинных…
                           Это – матушка Москва…

Воспитатель:  и не важно, что мы с вами живём не в Москве, любим мы её так же сильно, как все россияне, потому что Москва – одна на всех, это наша столица!

А теперь занимайте свои места в летающей тарелке и отправимся дальше в путешествие по России.

Дети садятся на корточки в приготовленный

воспитателем круг.

Воспитатель: На  летающей  тарелке 

                              Мы с  Сатуриком  летим

                              Всю  страну  ему  покажем,

                              Про  Россию  все  расскажем!

Наша  вторая   остановка  «Государственные символы России».

Воспитатель: Россия – это  государство.  Как  все  государства  в  мире,  Россия  имеет  свои  символы.  Какие?

Дети:  герб,  флаг, гимн – символы России.

Воспитатель: правильно, давайте расскажем Сатурику  про  наш  герб, я вам помогу, буду задавать вопросы.

Вопросы воспитателя к детям:

  1. Для чего нужен герб?
  2. Где мы можем увидеть изображение государственного герба?



. 

 

  1. Какого цвета орел на современном гербе России?
  2. Что означает золотой цвет? Почему орел двуглавый?
  3. Кто ещё (кроме орла) изображен на гербе нашей Родины?
  4. Что означает изображение всадника на гербе России?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: правильно, молодцы, теперь Сатурик все знает про наш герб. У меня есть картинки с гербами разных  стран,  выберите  герб России,  чтобы  Сатурик его  запомнил.

Игра  “Найди среди гербов разных стран герб России”

Детям предлагаются карточки с изображением

гербов Австрии, Германии, Объединенных

Арабских Эмиратов, Польши, России, Черногории,

Америки.  Они должны выбрать карточку с

изображением герба России. Задача усложнена

 тем,  что на гербах этих стран изображены

орлы.  Дети  рассматривают и сравнивают

гербы.

Воспитатель: правильно, молодцы!

На экране появляется слайд: Сатурик  и герб России.

Воспитатель: посмотрите, Сатурик тоже правильно выбрал герб России и уж точно теперь его запомнит.

Физкультминутка   «Герб России»

Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил,                   
поднять руки в стороны
Держит скипетр, державу,                
поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку
Он Россию сохранил                           
нарисовать руками круг

На груди орла – щит красный,           приложить руки к груди                           
Дорог всем: тебе и мне                       
наклон головы вправо-влево
Скачет юноша прекрасный                
шаг на месте, с высоким подниманием ноги
На серебряном коне.

Развевается плащ синий,                    плавные покачивания рук вправо-влево      
И копьё в руке блестит.                       сжать руки в кулак             
Побеждает всадник сильный,           
поставить руки на пояс
Злой дракон у ног лежит                     
показать руками

Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны.                    
поднять руки вверх

Воспитатель: флаг России – символ  доблести  и  

чести  нашего  народа.  Символ  государственной  и

национальной  независимости.  

У  меня  приготовлены  ленточки  разных  цветов, соберите из них  флаг  России.

 Игра  «Собери  свой  флаг»

Дети выполняют  задание и собирают флаг из ленточек.

Воспитатель: молодцы,  назовите Сатурику  цвета  

Российского  флага.  

Дети:  белый, синий, красный – цвета российского

флага.

Воспитатель: дети, а что означает белый цвет?

Мы с вами об этом уже  говорили.

Дети:  белый цвет мира, благородства и чистоты.

Воспитатель:  что означает синий  цвет?  

Дети:  синий цвет неба, рек, морей и озер.

Воспитатель:  правильно,  синий цвет неба и верности. А что означает красный  цвет?  

Дети:  красный цвет – огонь, отвага и героизм.

На экране появляется слайд: Сатурик и российский флаг.

Воспитатель:  дети, посмотрите, как вы хорошо  рассказали и нашем  флаге, Сатурик все запомнил. А посмотрите на шарфик Сатурика, он ничего вам не напоминает?

Дети:  напоминает наш флаг, там тоже красный, белый и синий цвет.

Воспитатель:  да, я тоже это заметила, Сатурик готовился к перелету в Россию. Дети, есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Какая?
Дети: гимн – это главная песня нашей страны.

Воспитатель:  гимн страны – это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный.
А кто знает, какие знаки внимания оказывают присутствующие во время исполнения гимна?

Дети: когда звучит гимн, все присутствующие  встают, нельзя разговаривать, военные отдают честь или салютуют оружием.


Воспитатель:  правильно, дети, так  граждане  России проявляют уважение к гимну, к своей стране.
Давайте послушаем главную песню нашей Родины.  

Дети и воспитатель стоя слушают гимн  России.

Воспитатель:  а теперь занимайте свои места в

летающей тарелке и отправимся дальше в путь.

Дети садятся на корточки в приготовленный

воспитателем круг.

Воспитатель:    На  летающей  тарелке 

                                 Мы с  Сатуриком  летим

                                 Всю  страну  ему  покажем,

                                 Про  Россию  все  расскажем!

 

.

Наша    остановка  «Национальности людей России».

Воспитатель:  дети, как  называют  людей,  живущих  на  территории России?

Дети:  россияне.

Воспитатель:  правильно,  всех людей в России  называют  россиянами,  независимо  от  их  национальности. Дети, а люди каких  национальностей живут в России?

Дети:  русские, украинцы, белорусы, татары,  башкиры…

Воспитатель:  на  территории России в городах и селах, кишлаках и аулах живут люди  разных национальностей:  русские, башкиры, удмурты, татары, чуваши, чукчи, карелы, буряты, евреи и многие другие.

   Люди, проживающие на одной территории, должны друг друга уважать и быть, как братья,  вот  как пальчики вашей руки, посмотрите на свои  пальчики.

Дети рассматривают  свои  пальчики.

Воспитатель:  представьте, что каждый пальчик  на вашей руке  - это люди  разных национальностей.  Например:  большой палец – башкиры, указательный – русские,  средний палец – татары, безымянный – буряты,  мизинец – белорусы.

Пальчиковая игра “Братцы»

Засиделись в избушке братцы, (мизинец в сторону (в плоскости ладони),
Захотел меньшой прогуляться (мизинец покачивается и возвращается в и.п.)
Да скучно ему гулять одному,
Зовет он братца вдвоем прогуляться (мизинец и безымянный–в сторону, затем в и. п.).
Да скучно им гулять вдвоем,
Зовут братца втроем прогуляться (отвести вбок три прижатых друг к другу пальца).
Грустно старшим сидеть в избе (большой и указательный пальцы соединяются подушечками 4 раза),
Зовут они братцев домой к себе (все пальцы соединяются в “щепоть”).

Воспитатель: дети, как вы думайте  сильнее  один

палец или  все пальцы, собранные вместе.

Дети:  когда пальцы вместе.

Воспитатель: вот так и с людьми разных

национальностей, проживающих на территории

России: чем крепче дружба людей, тем они сильнее. 

И мы можем  сделать нашу страну еще крепче, если

будете любить своих друзей и близких, не будете

ссориться.  Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся,  и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!” Вот теперь Сатурик знает, что Россия очень дружная  страна.

Предлагаю поиграть в игру, которая напомнит вам об особенностях национальной одежды народов России.

Настольно – печатная игра “Мы  разные,  но  мы  вместе”

  После выполнения задания дети рассказывают об основных особенностях, элементах, орнаментах  одежды  людей  разной  национальности  и  их  жилищах.

Воспитатель:   дети,  всегда помните, что нужно

жить в мире и согласии с людьми другой

национальности и помнить, что наша страна

многонациональная. Люди между собой говорят

на родном языке, а русский язык -  язык

межнационального общения, он нас всех

объединяет и сближает.

Давайте занимать свои места в летающей тарелке

и полетим дальше по нашей России.

Дети садятся на корточки в приготовленный воспитателем круг.

Воспитатель:     На  летающей  тарелке 

                                  Мы с  Сатуриком  летим

                                  Всю  страну  ему  покажем,

                                  Про  Россию  все  расскажем!

Наша    остановка  «Устное  народное творчество России».

Воспитатель: в древние времена,  русские люди не знали букв, они их еще не придумали  и  не могли писать.  Поэтому  они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые из них. Бабушка рассказывала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей дочке, а та – своей. В древние времена губы называли устами, поэтому народное творчество и называется устным.  Что относится к устному народному творчеству?

Дети:  сказки, песни, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, колыбельные…

Воспитатель: дети, продолжите русские народные пословицы:

Хлеб...

Дети:  всему голова.

Воспитатель: как вы понимаете эту пословицу.

Дети рассказывают.

Аналогично воспитатель проговаривает с детьми следующие пословицы, дети продолжают их и размышляют.


Воспитатель: при солнышке тепло, ... (при матери добро). Лес - богатство и краса: ... (береги свои леса). Дерево дорого плодами, а ... (человек делами).

Воспитатель:  а  какие пословицы вы знаете?

Дети:   

Храбрый побеждает - трус погибает.
Смелость города берёт.
Кто храбр - тот и жив.
Кто смел, тот и цел.

Береги землю родную, как мать любимую.

Рыбам — море, птицам - воздух, а человеку - Отчизна.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Человек без Родины - соловей без песни.

Тот герой - кто за Родину горой.

Нет Ничего на свете краше, чем Родина наша.

Жить - Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не залей.

На чужой сторонушке и весна не красна.

Родина любимая, что мать родимая.

Воспитатель предлагает поразмышлять над их содержанием.


Воспитатель: а  как напевны и нежны русские народные песни. Весной, когда на березке появляются первые молодые листочки, девушки и парни водили хороводы.  Потешки, прибаутки нужны были людям, для того чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребенка, успокоить плачущего.

Игра  «Успокой ребенка»

  Воспитатель предлагает детям успокоить обиженного  ребенка.  Один из  детей изображает  обиженного  ребенка, а другие вспоминают потешки, чтобы его успокоить.

Воспитатель: молодцы, сколько потешек вы знаете. И  Сатурик узнал, как успокоить маленького ребенка. Давайте  полетим дальше  и узнаем, какая остановка нас ожидает.

Дети садятся на корточки в приготовленный воспитателем круг.

Воспитатель: 

На  летающей  тарелке 

Мы с  Сатуриком  летим

Всю  страну  ему  покажем,

Про  Россию  все  расскажем!

Наша    остановка   «Природа  России».

   Россия - страна очень большая и красивая. Через всю страну протекает много рек, очень много лесов, в которых много разных зверей, растет много ягод и грибов. Дети, кто знает и назовет дерево, которое у славян издревле считалось священным.

Дети:  береза.

На экране ноутбука появляется слайд: Сатурик в березовой роще.

Воспитатель:  какой русский человек не любит березку - красавицу!

И Сатурику  нашему  березки полюбились. Береза - символ России.Как она хороша в разные времена года! Прямая, стройная, белоствольная.

                  Ребенок:   В белых платьицах подружки

                                          Из русской выросли земли.

                                          На лесной стоят опушке,

                                          Листья в косы заплели.

                                          В мае россыпью сережек

                                          Их украсится наряд

                                          Много исходив дорожек,

                                          Я всегда березе рад.

Воспитатель:  дети, я вам предлагаю сконструировать из бумаги  березку, выполнив на основе конуса - ствол, а веточки - способом витой спирали.

Дети склеивают конус. Закрученные зеленые полоски приклеивают к стволу. Способом обрывания наклеивают черные пятна на ствол. После завершения работы дети оформляют березовую рощу.

Воспитатель: молодцы! Вот и закончилось наше путешествие по России. Мы много где побывали сегодня и рассказали о нашей родине нашему гостю Сатурику, который прощается с нами и говорит нам «До свидания!»

На экране ноутбука появляется последний слайд.

Воспитатель: а я хочу прочитать

вам стихотворение:

Люблю тебя моя Россия

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом «РУСЬ»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности" Народные промыслы России"

Цель: формирование представления детей о русских промыслах.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Музыка....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми "Моя Родина - Россия"

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы Моя Родина – Россия Цель:Дать детям представление о Родине – России.Формировать представление детей о красоте природы Рос...

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Знакомство с символами России"

Этот конспект поможет воспитателям познакомить детей с символами России, родного города....

План конспект совместной деятельности по художественному творчеству с детьми старшей группы. Тема: "Моя Россия".

План конспект совместной деятельности по рисованию с детьми старшей группы. Тема: "Моя Россия"....

Конспект совместной деятельности. Тема: «Россия – Родина моя», в старшей группе.

Тема: «Россия – Родина моя»Цель: создание условий для уточнения знания детей о государственных и неофициальных символах России в процессе образовательной деятельности. Задачи: Обучающие:Расширить...

План-конспект совместной деятельности "Достопримечательности России"

План-конспект совместной деятельности в подготовительной группе...