Познаем, рисуем, рассказываем о Родном крае.
статья (подготовительная группа) по теме

Осеева Елена Алексеевна

Знакомя детей с  духовными ценностями родного края, развивая умение понимать и ценить искусство, а через него и красоту окружающего мира, пробуждая у детей творческое начало, мы растим  гармонически развитую и творчески активную личность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 47-48.docx158.97 КБ

Предварительный просмотр:

Нам и нашим детям посчастливилось жить в одном из красивейших мест России. Родные пейзажи суровой и прекрасной сибирской природы близки и любимы детьми. Наш город хоть и небольшой, но богат талантливыми художниками. Их работы часто экспонируются в  городском музее и выставочном зале. У нас есть уникальная возможность приобщить детей к изобразительному искусству посредством подлинных работ художников и скульпторов нашего города.

Мы считаем, что в настоящее время недостаточно внимания уделяется региональному компоненту в области изобразительного искусства, то есть художники и скульпторы родного города, воспевающие его красоту и трудовые подвиги земляков, известны только небольшому кругу общественности. Дети имеют весьма слабое представление об их творчестве.

Изобразительное же  искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития.

В самом деле, разве воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства не пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и создавать их в своей деятельности, в каких-то жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром?!

Работы наших художников – это прекрасный материал, с помощью которого можно успешно решать задачи обучения и воспитания подрастающего поколения.

Для решения этих задач нами собран иллюстративный и познавательный материал о художниках и скульпторах города, составлена серия занятий «Искусство родного города». Помимо занятий определены объекты для экскурсий с детьми:  краеведческий  музей, городской выставочный зал,  памятники, здания,  представляющие архитектурный интерес.

Наши воспитанники знакомились с творчеством О.Н. Киселевой, Н.А. Евдокимова, С.М. Власова, В.Б. Смирнова, посещали выставки картин и скульптур, слушали рассказы авторов о себе и своих работах, беседовали с художниками, выезжали на экскурсии к памятникам города.

 Приобщаясь к изобразительному искусству и архитектуре города, дети не только получали знания о жанрах и видах изобразительного искусства, формировали умения использовать техники рисования и лепки, но и узнавали историю родного города, особенности его природы и архитектуры, знакомились с известными земляками. И, конечно же,  дети учились любви и гордости за свою малую Родину. Они  общались с талантливыми людьми, в произведениях которых отражена красота родного края, трудовые подвиги кузбассовцев.

Работы наших художников светлые, яркие, поэтические. Они близки маленьким горожанам. Дети узнают в пейзажах знакомые с детства места, людей, улицы, и это вызывает у них живой отклик, желание создавать такие же произведения своими руками.

Такая форма познания действительности вызывает сильный эмоциональный отклик у детей, радость от восприятия прекрасного. Происходит это благодаря ярким средствам выразительности, используемым живописцами, и не только потому, что в основе произведений искусства лежат объекты, явления и события окружающей жизни, но и потому, что художник особой, только ему присущей  манерой, выражает свое отношение к миру, свои мысли и чувства.

 Особое место изобразительное искусство занимает и в развитии речи. Ведь речь ребенка — показатель того, насколько он понял содержание произведения, какие чувства испытывает от увиденного.

Приобщая детей к изобразительному искусству, мы учитывали особенности развития словаря, состояние связной речи ребенка, чуткость к языковым явлениям и ориентировку на смысло вую значимость языка. Имеется и такая особенность: дети шестого года жизни обращают внимание на смысловую сторону языка, поэтому у них проис ходит как бы спад выразительности речи. Речь, лишенная интонационной окраски, не вызывает у ребенка эмоциональной отзывчивости, она отражает познание лишь на уровне рационального логического мышления.

В произведениях  художников заложена тесная взаимосвязь рационального и эмоционального, следовательно, и познание искусства должно осуществляться на основе единства эмоционального и рационального, что значительно обогащает речь ребенка.

Знакомя детей  с изобразительным  искусством художников города, мы широко используем средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначаю щие нравственные качества людей (добрый, гуманный, трудолю бивый, отважный, мужественный, бесстрашный и др.), а также специфи ческие изобразительные термины, вводя их в активный и пассивный словарь ребенка.

С помощью изобразительного искусства развиваем и мыслительную деятельность дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Почему важно развивать внутреннюю речь? Она помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, соот нести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника. Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллек туальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства.

   Таким образом, знакомя детей с  духовными ценностями родного края, развивая умение понимать и ценить искусство, а через него и красоту окружающего мира, пробуждая у детей творческое начало, мы растим  гармонически развитую и творчески активную личность.

Осеева Елена Алексеевна,

воспитатель по изобразительной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Деловая игра для педагогов "Познай свой родной край"

Каждому человеку необходимо знать родную природу. историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. чтобы быть уверенным, что детям и внукам бу...

Консультация для родителей на тему: "Познаем природу родного края".

Даны рекомендации  как помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы....

Проект. Вид исследовательски-творческий. Тема "Познаем мир флоры родного края"

    Данный проект предназначен для формирования целостного представления о природе родного края и воспитания начал экологической культуры у детей дошкольного возраста, предусматривает...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....