Диагностический проект как форма тематической проверки
материал по теме

Тематический контроль направлен на изучение состояния деятельности педагогического колектива. В данном документе раскрыта суть диагностики как одной из форм контроля, позволяющая руководителю ДОУ получить информацию о состоянии педагогического процесса. В материалах приведены данные диагностик по двум детским садам города Котельнича:д/с № 10  "Ягодка" и д/с № 5 "Колокольчик".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностический проект

как форма тематической проверки.

Одной из важных задач в работе руководителя является изучение состояния педагогического процесса и деятельности педагогов.

Тематический контроль направлен на их решение. Он помогает собрать наиболее полную информацию и вовремя внести коррективы. Диагностика является одной из эффективных форм контроля, позволяющих руководителю ДОУ получить информацию о состоянии  педагогического процесса. Контроль превращается в функцию управления  в том случае, если его данные служат основой для функции регулирования и коррекции и приводят к улучшению результатов. Но коррекция невозможна без установления причин, поэтому их необходимо выявить.

Мы много говорим о необходимости всестороннего гармоничного развития ребёнка,  выполнения  им  требований различных программ, качественной подготовке к школе,    но не всегда  задумываемся над тем: «А как  чувствует себя ребёнок в детском саду, комфортно ли ему здесь, как наши требования отражаются на его психическом развитии?»

Проект   «Детский сад глазами ребёнка» является одной из форм тематического контроля. Знакомство с ним позволит более чётко представить себе одну из форм современной тематической проверки.

Проект представляет собой трёхблочную модель для оценки психологического комфорта детей.  Выбранные методики проводились старшими воспитателями совместно с психологами.  В данном случае мы предлагаем   результаты диагностик в д/с № 10 «Ягодка» и д/с № 5 «Колокольчик».

Для решения задач блока № 1  были выбраны различные методики:

Наблюдение «Как часто и зачем дети обращаются к воспитателю?»           показало, что до  50 % обращений детей составили просьбы о помощи;    20%  - обращение с целью восстановления групповых правил; 30 % составили прочие виды обращений. Проективная методика «С каким настроением ты идёшь в детский сад?» позволила выявить отношение детей к своему дошкольному учреждению.

 В д/с № 10  97% воспитанников уверенно выбрали весёлое, улыбающееся лицо. На вопрос «Почему?» давали следующие ответы: «Много друзей», «В садике весело», и лишь 1 ребёнок (3%) ответил, что идёт в д/сад с грустным настроением, «потому что дома остался велосипед». В д/с № 5 результаты были такими: 90% опрошенных детей ответили, что в детский сад идут с радостью, «потому что в садике красиво»,  «вкусно кормят», и 10% - с грустным, потому что  «меня там иногда обижают»,  «скучаю по маме», «не хочу ложиться спать днём».

 Методика самооценки дошкольников «Лесенка радости» представляла собой  графический рисунок лесенки, внизу которой находятся злые люди, а наверху - добрые.    

 Она показала, что 72% опрошенных детей в д/с № 10 и 86% в д/с № 5 адекватно оценивают себя, располагая на верхних ступеньках. В д/саду «Ягодка»  13% детей,  а в  д/саду «Колокольчик»  4% детей расположили себя ниже 5-ой ступеньки, что означает  заниженную самооценку.

 

 Тест «Шкала тревожности ребёнка» направлен на выявление 3-х видов тревожностей: учебной, самооценочной, межличностной. Данная диагностика проводилась только в д/саду № 10 «Ягодка».  Она выявила, что уровень повышенной тревожности детей по ДОУ составил 23% , 77% - дети с нормальным уровнем тревожности. Хочу отметить, что существует такая тенденция: уровень тревожности у детей  повышается к моменту их выпуска в школу.  Так же с возрастом отмечается увеличение числа конфликтных детей.    

Для определения эмоционального благополучия проводилась беседа «Нравится ли тебе в детском саду».  При норме 8 баллов, средний балл в д/с № 10  равен 8,8 в д/с № 5 – средний балл – 7,3 (чуть ниже нормы).

В целом анализ показывает, что в ответах  82% детей доминируют положительные и нейтральные варианты, это свидетельствует о достаточно высоком уровне психологического комфорта детей в ДОУ.

Заключительной методикой блока № 1 стал рисуночный тест «Несуществующее животное». Признаки конфликтности, скрытой агрессии наблюдаются в рисунках  14% детей. При этом прослеживается тенденция: чем младше дети, тем они более доброжелательны. Доброжелательность к окружающим людям в рисунках продемонстрировали  86 %  обследованных детей.

Методики блока №2 выявили направленность личности педагогов на взаимодействие с детьми и определение  самооценки.

 Наблюдение с целью определения доступности воспитателя в общении с детьми  показало, что в большинстве случаев педагоги интуитивно выбирали верную стратегию взаимодействия с дошкольниками, умело решали их проблемы,  предупреждали возникновение конфликтных ситуаций. Положительным моментом считаю, что никто из педагогов не оставил без внимания ни одну просьбу ребёнка.

Анкетирование «Определение самооценки воспитателей» выявило, что педагоги в обеих д/с  наиболее важными считают такие качества как уровень знаний по педагогике  и психологии, доброжелательность, работоспособность, а наименее важными  -  интерес к деятельности других, чувство юмора, артистизм.   Результаты анкетирования «Оценка удовлетворённости воспитателей своей работой» представлены на слайде. Максимально высокую оценку получили  отношения с руководством в д/с №10 (ответ «да» дали 80%, в д/с № 5 – 50%.)   83% педагогов  д/с «Колокольчик» и 60% воспитателей д/с «Ягодка» считают, что у них созданы условия для профессионального роста и развития. Недовольство педагогов вызывает низкая заработная плата и большая наполняемость групп.

В блоке №3 для оценки комфортности среды детского сада так же использовался ряд  методик.

Остановимся только на втором пункте исследования.

Анализ ответов на первый вопрос позволил выявить, что наибольший интерес у детей вызывают мягкие игрушки (50% опрошенных детей в д/с № 10 и 14% в д/с № 5 выбрали их), что с психологической точки зрения означает потребность ребёнка в заботе и любви.

Не может не насторожить тот факт, что кукол из предпочитаемых игрушек назвали только четверо из 34 опрошенных детей. Некоторые акцентировали внимание на том, что все  их любимые игрушки находятся дома.

Отвечая на вопрос о предпочитаемом месте в группе, максимальное количество детей в д/с № 10 назвали игровую зону. Именно в ней сосредоточено большое количество сюжетных и строительных игрушек, а так же созданы центры уединения. Уголок настольных игр и уголок природы назвали наименьшее количество детей.

При ответе на вопрос: «В какую игру ты любишь играть больше всего?»  большинство детей выбрали подвижные игры (40%), 15% - настольные игры; 10% - сюжетно-ролевые.

Данный проект с использованием различных методик позволяет руководителям ДОУ  выявить истинное положение и уровень психологической комфортности как для детей, так и для педагогов. Полученные результаты будут предложены к обсуждению на круглом столе Совета педагогов в детских садах по каждому блоку для подведения итогов и для определения задач для дальнейшей работы.

Традиционная тематическая проверка в форме диагностического проекта позволила всем участникам педагогического процесса посмотреть на детский сад глазами детей. При проведении данной работы порадовало то, что мир детства продолжает с доверием и надеждой смотреть на нас,  взрослых. И эта вера «обрекает» всех, от кого зависит будущее дошкольных учреждений, на успех.

«Шкала тревожности ребёнка»                                                                                                        (разработана А.М.Прихожан по принципу «шкалы социально-ситуативной тревоги О.Кондаша, адаптирована автором для детей старшего дошкольного возраста)

Для эксперимента нужно подготовить 3 цветные карточки (красного, зелёного, жёлтого цветов).

Инструкция: Я буду тебе говорить о разных случаях, которые бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть неприятны для тебя, вызывают у тебя страх, беспокойство. У меня здесь 3 карточки  разного цвета. Ты слушай, и если этот случай, эта ситуация в твоей жизни, о которой я говорю, очень неприятны для тебя, ты выберешь и покажешь мне красную карточку. Если это только немножко неприятно для тебя – зелёную. Если этот  случай в твоей жизни не страшен тебе – то покажешь жёлтую карточку.

В протоколе против каждого вопроса ставите, какую карточку по цвету выбрал ребёнок. Если он комментирует свой выбор, то это так же отмечайте, тщательно фиксируя. Если ребёнок охотно вступает в беседу и объясняет, почему ему неприятна или приятна та или иная ситуация, то следует поддержать эту беседу. Каждый раз, когда ребёнок  выбрал ту или иную карточку, спрашивайте, почему эта ситуация ему неприятна (просто неприятна или вызывает страх и беспокойство).

Методика включает в себя ситуации 3-х типов, которые определяют виды тревожности:

  1. Ситуации, связанные с процессом обучения в д/с, общением с воспитателем внутри этой деятельности.
  2. Ситуации, анализирующие представления о себе.
  3. Ситуации общения.

Опросник.

  1. Отвечаешь у доски на занятии.
  2. Тебя ругает папа и мама.
  3. Встречаешься с ребёнком из д/с.
  4. Пойдёшь в гости к незнакомым людям.
  5. Остаёшься дома один.
  6. Сам подходишь разговаривать с воспитателем.
  7. Не можешь справиться с заданием на занятии.
  8. Сравниваешь себя с другим ребёнком.
  9. Думаешь о своих делах.
  10. На тебя смотрят, как на маленького.
  11. Ты часто плачешь.
  12. Воспитатель тебе неожиданно задаёт вопрос на занятии.
  13. Никто не обращает на тебя внимания на занятии, когда ты хорошо, красиво выполнил свою работу.
  14. С тобой не согласны, спорят с тобой.
  15.  Встречаешься со старшими ребятами во дворе подъезда.
  16. На тебя не обращают внимания, когда ты что-то делаешь, играешь.
  17. Тебе снятся страшные сны.
  18. Воспитатель даёт трудное задание.
  19. Выбираешь в игре главные роли.
  20. Оценивают твою работу.
  21. Не понимаешь объяснение воспитателя.
  22. Ребята смеются, когда отвечаешь на занятии.
  23.  Смотришь ужасы по ТВ, рассказывают тебе страшные истории.
  24. Думаешь о том, что будет, когда ты вырастешь большим.
  25. На тебя сердятся (непонятно почему) взрослые (мама, папа, вос-ль)
  26. Вос-ль оценивает твою работу, которую ты выполнял на занятии.
  27.  На тебя смотрят (наблюдают за тобой), когда ты что-то делаешь.
  28. У тебя что-то не получается.
  29. Ребята с тобой не играют (не берут никогда в игру, не дружат с тобой)
  30. Воспитатель делает тебе замечание на занятии.

Обработка результатов.

Тревожности

Номер пункта шкалы

Учебная

1,6,7, 12, 13, 18, 21, 22, 26, 30.

Самооценочная

5,8,9, 11, 17, 19, 20, 23, 24, 28.

Межличностная

2,3, 4, 10, 14, 15, 16, 23, 27, 29.

Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов: красная карточка – 3 балла, зелёная – 2 балла, жёлтая – 0 баллов.

Подсчитывается общая сумма баллов по каждому разделу (показывает уровень тревожности по соответствующей деятельности) и общая сумма по всем разделам (показатель по всей шкале – общий уровень тревожности).

Кроме того, анализ ответов детей   и цвет выбранной карточки по каждой ситуации поможет психологу определить проблемы ребёнка, причины его тревожности, его страхов.

Особого внимания требуют дети с высокой тревожностью (более 20 баллов по одному разделу или более 60 суммарный уровень) и «очень спокойные дети» (особенно те случаи, когда оценки по каждому разделу не превосходят 5 баллов или приближаются к 0).

Высокие баллы по отдельным видам тревожности в целом свидетельствуют о реальном неблагополучии ребёнка, которое может существовать даже вопреки объективному благополучному положению (особенно с точки зрения взрослых), являясь следствием отдельных личностных конфликтов или нарушения в развитии самооценки. Тогда уместно в таком случае использовать методику по определению уровня самооценки у данного ребёнка.

Нормальный уровень тревожности, который присущ всем детям, колеблется в рамках от 10-15 баллов.

Дети с высоким уровнем развития тревожности часто бывают очень впечатлительными, эмоциональными, либо это свидетельствует  о реальном неблагополучии их социального положения в семье, д/саду или среди сверстников.

Но может так же проявляться, как следствие определённых личностных конфликтов (с кем, помогают выяснить ответы детей).

Дети с особо низкими баллами  -  чрезвычайно спокойные (особенно когда это сочетается с неуспехом в  общении, слабой коммуникативностью), требуют  особого внимания психолога. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Ребёнок отгораживается от неприятностей, не допускает неприятные переживания в сознании. Эмоциональное благополучие в этом случае  достигается ребёнком ценой неадекватного отношения к действительности и отрицательно сказывается на продуктивности деятельности. Работа с такими детьми требует особого контакта и значительного времени, т.к. они отгораживаются от всех, а особенно от взрослых, «уходят в себя».  

Анкета

для  воспитателей

 «Оценка удовлетворённости своей работой»

  1. Удовлетворены ли Вы своей работой в детском саду, если нет, то укажите причины

  1. Устраивают ли Вас взаимоотношения с руководством ДОУ?

А) да;   б) нет;   в) не всегда

Если не устраивают, то укажите, почему.

3. Созданы ли в Вашем детском  саду условия для профессионального роста?

 А) да;   б) нет;   в) не совсем

Если не созданы, то укажите, что необходимо сделать для этого.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностический проект как форма тематической проверки (МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 10 «Ягодка») Автор: старший воспитатель Боднаренко Ольга Александровна

Слайд 2

Тема проекта «Детский сад глазами ребёнка»

Слайд 3

Задачи проекта: 1. Проанализировать отношение детей к дошкольному учреждению, стиль взаимоотношений в детском коллективе. 2. Проанализировать характеристики воспитателей с точки зрения личностно-ориентированной педагогики, а так же стиль взаимодействия педагогов с детьми. 3. Выявить степень комфортности для детей предметно-развивающей среды.

Слайд 4

Срок выполнения тематической проверки – 1,5 месяца. Сроки реализации проекта: Подбор тестов и диагностик (1 неделя) Проведение диагностирования, сбор информации (1 месяц) Подведение итогов, результаты (1 неделя)

Слайд 5

1 блок: Отношение детей к детскому саду. Определение их эмоционального благополучия. Наблюдение «Как часто и зачем дети обращаются к воспитателю?» (30 мин.)

Слайд 6

Проективная методика: беседа «С каким настроением ты идёшь в детский c ад?»

Слайд 7

Результаты методики МДОУ д/с № 10 «Ягодка» МДОУ д/с № «Колокольчик»

Слайд 8

Методика самооценки детей «Лесенка радости».

Слайд 9

Результаты теста МДОУ д/с № 10 «Ягодка» МДОУ д/с № «Колокольчик»

Слайд 10

Определение эмоционального состояния и уровня тревожности дошкольников «Шкала тревожности ребёнка»

Слайд 11

Диагностика эмоционального благополучия ребёнка в детском саду (методика Е.В.Кучеровой) Вопросы методики: - Любишь ли ты ходить в детский сад? - Хотел бы ты работать в детском саду, когда станешь взрослым? Кем? - Дружите ли вы с ребятами в группе? - Часто ли вы ссоритесь? - Какое у тебя сегодня настроение? Интерпретация: положительный ответ оценивается в 2 балла, отрицательный – 0 баллов. У каждого ребёнка свой балл, но исследователь высчитывает средний балл по группе. Норма- 8 баллов.

Слайд 12

Результаты теста МДОУ д/с № 10 «Ягодка» МДОУ д/с № «Колокольчик» Средний балл – 8,8 Средний балл – 7,3

Слайд 13

Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Слайд 14

2 блок: Направленность личности педагогов на взаимодействие с детьми и определение самооценки Наблюдение с целью определения доступности воспитателя при общении с детьми «Как часто и зачем обращаются дети к воспитателю?», способы реагирования на просьбы детей.

Слайд 15

Анкетирование «Определение самооценки воспитателей» «Оценка удовлетворённости воспитателей своей работой»

Слайд 16

Результаты теста «Оценка удовлетворённости воспитателей своей работой» МДОУ д/с № 10 «Ягодка» МДОУ д/с № 5 «Колокольчик»

Слайд 17

Блок 3. Анализ созданных педагогами условий в ДОУ Оценка комфортности среды детского сада Наблюдение, беседа с детьми «Где больше нравится играть в группе?» Анализ предметно-развивающей среды в группах детского сада Уголок экспериментирования Сюжетно-ролевая игра «Больница» Уголок изодеятельности Музыкально-театрализованный уголок

Слайд 18

Вопросы беседы для определения комфортности среды ДОУ - Какая твоя любимая игрушка? - Какая часть группы тебе нравится больше всего? - В какую игру ты больше всего любишь играть? - Где лежат твои любимые игрушки?

Слайд 19

Приглашаем к сотрудничеству! Наш адрес: г.Котельнич, Ул.Октябрьская, д.162 Тел: 883342 4-22-40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическая проверка "Патриотическое воспитание дошкольников"

Тематическая проверка по теме "Патриотическое воспитание дошкольников" включает план тематической проверки, карты....

Справка о тематической проверке

Может использоваться как образец для составления справок...

Тематическая проверка "Эффективность работы коллектива по снижению заболеваемости"

В материале представлена справка по результатам  тематической проверки "Эффективность работы коллектива по снижению заболеваемости"...

План тематической проверки

В статье представлен  план тематической проверки по гражданско-тематическому воспитанию детей; перечислены итоговые документы по результатам контроля....

Справка по итогам тематической проверки "Выполнение требований СанПиН"

Проблемно-ориентированный анализ выполнения требований СанПиН по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ. Имеет практическую ценность для административных работников ДОУ при проведении контроля....

Справка по итогам тематической проверки по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Итоги тематической проверки по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ....

Аналитическая справка по тематической проверке в МБДОУ ДС № 1 СП «Радуга» по теме «Организация работы педагогов с детьми и родителями по реализации материалов проектов»

Цель: оценить знания и умения педагогов при составлении и реализации метода проектов, наметить пути дальнейшей работы по теме.Тематическая проверка проводилась в рамках задачи на 2014 – 2015 уче...