Статья "Мониторинг развития детей дошкольного возраста"
статья по теме

 

Предлагаю материал по  2 мониторингам:

- мониторинг образовательного процесса

- мониторинг детского развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc467.5 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ МОНИТОРИНГА

                                                                 «Ребенок по своей природе – пытливый              

                                                                  исследователь, открыватель мира. Так

                                                                  пусть перед ним открывается чудесный

                                                                  мир в живых красках, ярких и  трепетных                                

                                                                  звуках, в сказке и игре, в собственном

                                                                  творчестве, в красоте,  воодушевляющем

                                                                  его сердце…»

                                                                                                         В.А. Сухомлинский

1 часть –вводная

Цель: 

определить степень освоения ребенком образовательной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду.»/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2009г  и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Предметом мониторингового исследования в данном случае являются  навыки  и уме ния  ребенка.

 

Субъект мониторинга

дети дошкольного возраста

Характеристика детей: (в %)

Всего

детей

Количество

девочек

Количество

мальчиков

группа здоровья

Состав семьи

26

39%

61%

1-17%

2-76%

3-7%

Полная-85%

Неполная -15%

                   

Формы мониторинга (методы):

наблюдения за ребенком,

беседы,

экспертные оценки,

критериально-ориентированные методики нетестового типа,

критериально-ориентированное тестирование,

Периодичность и сроки  проведения мониторинга

Проводится  2 раза в год (начало и конец учебного года).

Длительность проведения: 2-3 недели

               Методика диагностики:

Проводим 2 мониторинга:

- мониторинг образовательного процесса

- мониторинг детского развития

                       Мониторинг образовательного процесса

Мониторинг образовательного процесса осуществляем   через отслеживание результатов освоения образовательной программы.

Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и уме ниями по образовательной области:

1  балл — ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;

2  балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

3  балла — ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

4  балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

5  баллов — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно

                                    Мониторинг детского развития

Оценивается уровень развития девяти интегративных качеств,  и используются общепринятые критерии развития детей каждого возраста..

  1. Таблицы составлены по промежуточным результатам освоения Программы и  развития девяти интегративных качеств. В них даны характеристики поведения, деятельности и некоторых представлений ребенка, относящиеся к каждому интегративному качеству.
  2. В зависимости от того, насколько устойчиво сформирована каждая характеристика у ребенка она оценивается количественно.  Оценка проводится по пятибалльной системе по принципу «Чем ниже балл, тем больше проблем в развитии».  Полученная сумма баллов за каждое интегративное качество  переводится в  уровневый показатель, который позволяет определить, какому уровню низкому, среднему или высокому соответствует его развитие у конкретного ребенка на данном возрастном этапе.
  3. Это позволяет сравнить уровни развития интегративных качеств между собой.

Таблицы (Приложение 1) мониторинга заполняются дважды в год — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведе ния сравнительной диагностики.

 Технология работы с таблицами проста и включает два этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем счита ется итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики конкретного ребенка и проведения индивиду ального учета промежуточных результатов освоения общеобразователь ной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготов ки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии, а также определять трудности реализации программного содержания в каждой конкретной группе, т. е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Норматив ными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же па раметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать по казателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выражен ном несоответствии развития ребенка возрасту. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психо метрических процедур, и будут уточняться по мере поступления резуль татов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образователь ным областям обусловлено квалификационными требованиями к совре менному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов освоения каждым ребенком общеобразовательной программы дошкольно го образования.

 

                                 2 часть - аналитическая

.  

            Мониторинг развития дошкольников 

за 2009-20010, 2010-2011, 2011 – 2012 учебные годы

Раздел программы

Познание

Коммуникация

Социализация

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2009-2010

2010-2011

2011-2012

уровни развития

%

%

%

%

%

%

%

%

%

В

60

61,4

57,8

63

60,1

61,9

75

63,5

57,1

С

33

32

38

24

32,3

34

24

32,7

40,9

Н

7

6,6

4,2

13

7,6

3,1

1

3,8

2

Раздел программы

Чтение художественной литературы

Труд

Безопасность

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2009-2010

2010-2011

2011-2012

уровни развития

%

%

%

%

%

%

%

В

59

62,2

45

50,4

62,8

71,6

68

66,8

64,8

С

33

33,3

34

43,1

35,2

27,6

13

16,5

25,5

Н

8

4,5

11

6,5

2

0,7

19

16,7

9,7

Раздел программы

Музыка

Художественное творчество

Физическая культура

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2009-2010

2010-2011

2011-2012

уровни развития

%

%

%

%

%

%

%

В

18

67

81

72,4

55,7

66

71,1

27,6

31,4

С

53

20

10

24,2

40,5

21,9

21,7

63,2

63.2

Н

29

13

9

3,4

3,8

12,1

8,2

9,2

5,4

Как видно из таблицы,  наблюдается положительная динамика  развития детей по всем областям  программы (87, 9 % выполнения программы

Образовательные  области «Физическая культура» и «Здоровье»

Для реализации задачи по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья                       мы работаем  совместно с медсестрой и педагогом-психологом.. Немаловажным является соблюдение режима, он всегда остаётся основой полноценного физического развития детей. Ежедневное проведение утренней гимнастики, позволяет дать детям хороший заряд бодрости, положительных эмоций на весь день. Применям  здоровьесберегающие технологии:

  1. психогимнастика, для снятия утомления;
  2. гимнастика для глаз;
  3. гимнастика в постели и самомассаж;
  4. дыхательная гимнастика;
  5. босохождение по солевым дорожкам, массажным коврикам;
  6. физкультминутки, пальчиковые игры.

В группе создали  оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья, используем нетрадиционное спортивное оборудование. Большую роль отводим  подвижным играм, особенно на свежем воздухе с двигательными заданиями, что способствует укреплению здоровья детей.

 У наших  воспитанников  выработана потребность в ежедневной активной двигательной деятельности; развиты физические качества: быстрота на 84,3%, ловкость 73,5%, глазомер на 41,5%.

Для успешного физического развития детей строим  свою работу совместно: детский сад – семья. В начале каждого учебного года проводим  анкетирование родителей с целью учесть их пожелания и внести возможные коррективы в работу по укреплению здоровья дошкольников. Заметно снизились заболевания ОРВИ и ОРЗ у детей, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе т.к.     отмечается высокая посещаемость детей.

Динамика посещаемости детей за 2009-2012г.

Учебный год

Заболеваемость

Посещаемость

2009-2010

18%

78,2%

2010-2011

11,4%

83%

2011-2012

10,5%

89,5%

Образовательная область «Безопасность»

Мы не только на непосредственно образовательной деятельности , но и вне ее  много времени уделяем  охране жизни и здоровью детей. Дети играют вместе с нами  в группе и на участке в игры, которые учат правилам дорожного движения, как вести себя с незнакомыми людьми. Закрепляют полученные знания во время экскурсий в музеи, которые мы часто проводим.

Образовательная область «Социализация»

Для развития игровой деятельности в группе  создаются тематические игровые зоны, манипулятивные центры, насыщенные дидактическим и интеллектуальным материалом, уголки уединения.

Мы систематически формируем у детей игровые умения, способствуем  превращению игры в их самостоятельную деятельность, развиваем  любознательность и познавательные способности у детей, активизируем  их двигательную деятельность.

Расширяя словарный запас, развивая связную речь, создаем  активное речевое общение детей во всех видах игр.

Анализируя полученные результаты, отмечаем, у некоторых детей  недостаточное умение  моделировать сюжет, комбинировать разнообразные действия – над этим надо еще работать.

Образовательная область «Познание»

      В группе создали условия для осуществления опытно-экспериментальной деятельности детей, где проводим  с детьми простейшие опыты с песком, воздухом, водой, бумагой и т.д.. В результате проводимой практической деятельности у детей формируется  диалектическое мышление, сообразительность, пытливость, самостоятельность. Широко используем  ТСО и новые информационные технологии 

В познавательную деятельность детей включаем  работу с предметно-схематическими и графическими моделями. Моделирование позволяет раскрыть важные стороны и особенности объектов природы, демонстрирует существенные экологические связи в ней.

В результате проведённой практической деятельности у детей сформировано диалектическое мышление, т.е. способность видеть и беречь многообразие природы. Это позволило развить у детей сообразительность, пытливость, самостоятельность.

Образовательные  области: «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы»

Этот раздел программы является наиболее сложным, поскольку пронизывает все методики.  Особые сложности вызывает развитие связной речи и обогащение словаря. Дети стали пересказывать сказки без помощи воспитателя, интересные рассказы составляли из личного опыта, по картинкам сюжетным и предметным. В книжном  уголке оформлены и подобраны картинки для индивидуальной работы и самостоятельного рассматривания и составления рассказов детьми. Однако в средней группе затруднялись                  дети пересказать литературное произведение, назвать детенышей животных, составить описательный рассказ по сюжетным картинкам.  В старшей группе затруднялись  объяснить смысл пословиц, подбор рифм

Для более успешной работы по этому разделу в этом  учебном  году внедряем  цикл непосредственно образовательной деятельности и упражнений для формирования образной речи.  При пересказе сказок, рассказов учим  четкому и завершенному высказыванию.

Наиболее успешно идет ознакомление детей с русскими народными сказками, с пословицами, поговорками.  Дети с удовольствием инсценируют сказки, знают пословицы, поговорки, частушки

В группе оборудовали  уголок театрализации, где представлены разные виды театра: театр на магнитах, перчаточный, настольный. В результате дети общительны, активны, эмоциональны, свободны в выборе - 85,9% детей научились творчески выражать свои  эмоции и чувства с помощью мимики и интонации.

Образовательные области «Художественное творчество» и «Труд»

На протяжении трех лет я работаю над развитием творчества и воображения у детей. Работы стали интереснее, разнообразнее. Использую  нетрадиционные техники рисования. Это рисование пальцами рук и кистью руки, искусство батика – роспись ткани, рисование по «мокрому», «кляксографии»и т.д. Много интересного и полезного дети получают при посещении музеев Санкт-Петербурга и вносят это  в свои работы.

Большинство детей осознанно, без напоминания выполняют процессы самообслуживания, самостоятельно контролируют и оценивают качество результата, при необходимости исправляет его. Относятся к собственному труду, его результату, труду других и его результатам как к ценности, любят трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых в соответствии с гендерными представлениями.

Образовательная область «Музыка»

Намного лучше  идет работа по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей.. Пополнили музыкальный уголок атрибутами. Дети с удовольствием поют, танцуют в свободное время. Слабо идет раздел по элементарному музицированию. Необходимо знакомить детей как больше с музыкальными инструментами и их звучанием. Учить игре на музыкальных инструментах.

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств)

Результаты на май 2012 года

Уровень развития интегративных качеств

Физическое развитие

Любознательность, активность

Эмоциональность, отзывчивость

Овладение средствами общения         и способами взаимодействия со взрослыми

Способность управлять своим поведением и планировать свои действия

Способность решать интеллектуальные

и личностные задачи

Представление о себе , семье,

обществе, государстве, мире и природе.

Овладение необходимыми умениями и навыками

Овладение предпосылками учебной деятельности

Итоговый результат

высокий

66%

52%

78%

70%

56%

52%

58%

70%

56%

66%

Средний

24%

30%

21,5%

26%

24%

30%

47%

25%

32%

26%

Низкий

10%

 18%

0,5%

 4%

 20%

18%

 11%

5%

12%

8%

У 64 % детей уровень развития интегративных качеств соответствует норме и только 34% имеют проблемы в развитии личности.

У 31% детей возникают трудности при самостоятельном  применении  усвоен ных способов  деятельности, затрудняются  в зависи мости от ситуации изменять способы решения задач.

Не все дети умеют работать по правилу и образцу. Одна из  причин – неустойчивость внимания.

3 часть-заключительная

Вывод:

мониторинг воспитательно-образовательного процесса показал положительную динамику  развития.  

 Средний показатель составляет от 71% до 80%

У 76% детей уровень развития интегративных качеств соответствует высокому уровню развитию

Высокий уровень развития качества свидетельствует об эффективности образовательной работы (методов, форм, средств ) , которыми мы пользуемся при организации работы с конкретным дошкольником.

С детьми,  у которых средний  уровень развития, нам необходимо организовать деятельность  с учетом их индивидуальных особенностей, которые нужно более углубленно изучить.

мониторинг воспитательно-образовательного процесса показал положительную динамику  развития.  Средний показатель составляет от 71% до 80%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)

Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...


 

Комментарии

Бережная Нина Валентиновна

Ольга Георгиевна! Огромное Вам СПАСИБО за такую помощь в проведении мониторинга! Я уверена, Ваша статья помогла очень многим педагогам в оформлении документации. Я тоже, при оформлении портфолио, использовала Вашу статью. Примите благодарность и низкий поклон за Ваш труд. С уважением-Бережная Н.