«КУЗЬМИНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ» в подготовительной группе сельского детского сада
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Соколова Вера Николаевна

 

В методической разработке представлены сценарий фольклорного праздника "Посилелки на Кузьму-Демьяна", этапы его подготовки. Рассматриваются отдельные формы работы с родителями при подготовке праздника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzminskie_posidelki.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Соколова В. Н.

г. Арзамас

«КУЗЬМИНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ» в подготовительной группе сельского детского сада.

Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, неразумно. Родина такова, какой мы сами ее делаем.

Суслова Э. К.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, селу. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольных образовательных учреждениях по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей. Обе стороны должны направить свои усилия на познание возможностей развития каждого ребёнка, создание благоприятных условий.

Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).

Взрослые (педагог и родители) также должны учитывать, что воспитывать любовь к родине, родному селу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

Для примера рассмотрим подготовку к фольклорному празднику «Кузьминские посиделки» в старшей группе детского сада. В ней принимают участие педагоги детского сада, дети и родители.

Более подробно рассмотрим этапы подготовки праздника с родителями. Первый этап – ознакомительский. Цель его – познакомить родителей с одним из популярных осенних праздников Днем Кузьмы и Демьяна, заручиться их помощью и поддержкой. Ознакомление может пройти через родительское собрание, наглядную информацию. На родительском собрании воспитатель рассказывает о народном календаре, из истории праздника на день Кузьмы и Демьяна, его обычаях (см. сценарий фольклорного праздника «Кузьминские посиделки»).

При обучении родителей (второй этап) можно использовать как хорошо известные формы работы с семьёй (консультации, папки-передвижки, тренинги и т. д.), так и современные (игротеки, родительские газеты, "продлёнки"), которые дают не менее положительный результат.

Тематика, содержание, способ изложения, характер наглядности, уровень аргументированности предъявляемого материала подбираются в соответствии с педагогической грамотностью родителей.

Нет надобности раскрывать содержание хорошо знакомых форм работы с родителями. Остановимся на малоизвестных, например, "Игротека", "Продлёнка".

"Игротека" выступает как самостоятельная форма работы с семьёй, так и элементом родительского собрания, семинара-практикума с родителями, консультации. При проведении "Игротеки" воспитатель вместе с родителями разучивает, обрядовую игру «А мы Просо сеяли», входящую в сценарий праздника. Родители выступают в роли детей, воспитатель – в роли педагога.

Целью "продлёнки" является приобщение родителей к решаемой детским садом проблеме, помощь в создании благоприятного микроклимата в семье через возможность общения ребёнка с родителями на предложенную тему. Родителям выдаётся лист с вопросами, посвященными Кузьминкам:

  1. Кто такие Кузьма и Демьян и чем они занимались?
  2. Когда отмечается праздник Кузьмы и Демьяна?
  3. Почему в народе говорят: «Кузьминки – осени поминки»?
  4. Почему на Кузьминки колядовщиков одаривали яйцами?
  5. Что означают слова: «Батюшка Кузьма-Демьян, сравняй меня позднюю с ранней?
  6. Как называется русская народная обрядовая игра с выбором невесты?

Дома вместе с детьми они составляют ответы. На следующее утро лист с вопросами возвращается в детский сад.

Третий этап – деятельностно-практический. Во время его проведения организуются совместные мероприятия ("Дети - родители - педагоги"), которые способствуют установлению неформальных, доверительных отношений с родителями, сближению педагогических позиций детского сада и семьи, что оказывает положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к родной культуре и истории России. Здесь родители воспитанников выступают уже не только, как зрители и слушатели, но и как активные участники или организаторы данного мероприятия в детском саду. Организация совместных дел по подготовке фольклорного праздника «Кузьминские посиделки» предполагает:

  1. выполнение оформления сцены согласно сценарию;
  2. пополнение реквизита;
  3. изготовление костюмов и головных уборов;
  4. изготовление чучела «Кузьмы»;
  5. украшение «курника»;
  6. помощь в разучивании русских народных песен, хореографии, инструментального сопровождения с учетом специфики данного сельского социума;
  7. изготовление простейших шумовых русских народных инструментов.

ПРАЗДНИК “ПОСИДЕЛКИ НА КУЗЬМУ–ДЕМЬЯНА”

Во многих областях России одним из популярных осенних праздников был день святых Кузьмы и Демьяна (1 ноября по старому стилю). Кто такие Кузьма и Демьян? В народе они были известны под именами "курятников" и "кашников". В. Максимов в "Очерках народного быта" приводит предание Вологодской губернии: "святые Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условием, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Из этого предания возник обычай: оканчивая молотьбу работники обычно требовали каши, при этом приговаривая: "Хозяину ворошок, а нам каши горшок". Святые как бы подавали пример бескорыстия крестьянам.

А вот как расшифровывается прозвище "курятники" Кузьмы и Демьяна. "В Курской губернии – пишет С. Максимов, – наряду с кашей крестьяне считали необходимым бить 1 ноября трех куренков и есть их утром, в обед, и вечером, "чтобы птица водилась". При этом приговаривалась специальная молитва: "Кузьма-Демьян – сребреница! Зароди, господи, чтобы писклятки водились".

Есть и еще одна ипостась у святых – они были покровителями семейного очага. Этот день особо почитался девушками. На Кузьминки приходилась кульминация осенних девичьих посиделок. В обрядах, которыми сопровождались эти гуляния, сочетались элементы язычества и христианства.

Празднование Кузьмы-Демьяна продолжалось восемь дней. Тогда с осени по дворам были ссыпки. В первый день девки одевались скромно – юбка да платочек. Снимали дом, каждая приносила кошелку картошки, ведро муки, пшена, бутылку масла и петуха. Хозяйка дома стряпала. Парни ходили по ссыпкам с гармошками, пели, плясали. Девки щедро угощали гармонистов. Иногда на ссыпки приходили и взрослые мужики, в шутку рядились в паневы.

Накануне самого праздника Кузьмы девки рядились в "шабаластые" (рваные, поношенные) костюмы: стариком и старухой. Так ходили по своей улице, пели, плясали. Гармониста жители угощали, а ряженым давали два куриных яйца. На сам праздник наряжались по-хорошему", ходили по родным, в гости. Заходя в дом, плясали, пели частушки. И вновь девушек вознаграждали куриными яйцами.

На второй день праздника ряженые представали в обличии парня и девушки. Кульминацией праздника был третий день. Девушки брали большой сноп, делали чучело ("вязали руки"), наряжали его в "шабаластый" костюм, клали в корыто и несли по селу. Носилки тащили "за четыре угла, с почетом". Две девушки наряжались попом и дьячком. Впереди процессии шел "поп", размахивал лаптем с насыпанным в него углем. Другие девки плакали, причитали, как по мертвому: "Милый ты наш, Кузюшка! Куда же мы тебя провожаем, и на чужу ды на сторонушку, больше тебя не увидим". За околицей чучело сжигали. Возвращались обратно, били в заслон, "в ведро бубнили", плясали и прибасали.

Примерно также справляли Кузьминки в селе Большая Ижмора. Здесь из собранных яиц девушки пекли яичницу и продавали ее ребятам. (Было много игровых элементов).

В селе Бутурлино было больше элементов свадебной обрядности. Здесь девушки тоже "ссыпались". Но в обрядовых моментах главную роль играло не соломенное чучело, а эмблема свадьбы курник (так называют в этих местах разукрашенный лентами и цветной бумагой срубленный репейник).

В день Кузьма-Демьяна две девушки наряжались в Кузьму и его невесту. Остальные хороводом (так называли всю группу), во главе с девушкой, несущей курник, пели песню "Как на девичий праздник...". Пели ее столько раз, сколько нужно, чтобы обойти все село.

В ноябре девушки начинали рукодельничать – принимались за зимнюю пряжу. И здесь им покровительствовали Кузьма и Демьян, слывшие еще и ремесленниками. "Батюшка Кузьма-Демьян, - говорили девушки, садясь за прялку, – сравняй меня, позднюю, с ранней (т. е. помоги не отстать от других, которые начали работу раньше).

Цель проведения праздника: воспитание интереса к родной культуре, сформировать представление об осеннем русском народном празднике, воспроизвести некоторые обычаи этого праздника.

Технология подготовки праздника.

Декорации и реквизит.

Сцена оформлена в виде русской избы: в углу расписная бутафорская печь, посередине стол, покрытый скатертью, на нем самовар, чугунки, плошки. По бокам деревянные лавки. Сбоку сундучок, в котором лежат пяльцы с вышиванием, клубки ниток. В другом углу прялка. На центральной стене имитация окошка, обрамленного занавесками. На центральной стене фотографии «хозяев» дома.

Необходимая атрибутика.

Чучело «Кузьмы», «курник», венок для невесты, угощение колядующим детям.

Характерным атрибутом праздника является чучело «Кузьмы». Его можно изготовить из соломы, сделать лицо, одеть в рубашку с заплатами, подпоясать кушаком. Посадить на палку.

«Курник» делается, практически, из любого кустарника, но лучше из репейника. Его следует украсить цветной бумагой и ленточками.

Музыкальные инструменты: трещетки, ложки, коробочки, свистульки.

Костюмы: девочкам – русские сарафанчики и кофты, мальчикам – рубашки с косым воротом.

Действующие лица:

хозяюшка, рукодельницы, колядовщики (мальчики, девочки).

Дети и Хозяйка, исполняя песню "Где был, Иванушка?" (русская народная песня, обработка  Н. Мятлова) и, подыгрывая на шумовых русских народных инструментах, проходят через зал на сцену. Один из участников несет "Кузьку", девочки в туесках и коробах несут рукоделие.

Дети.   Где был, Иванушка?

Иван.  На ярмарке.

Дети.  Что купил, Иванушка?

Иван.  Курочку.

Дети.   Курочка по сеничкам
            Зернышки клюет,
            Иванушка в горенке
            Песенки поет.

Дети.  Где был, Иванушка?

Иван.  На ярмарке.

Дети.  Что купил, Иванушка?

Иван.  Уточку.

Дети.   Курочка по сеничкам
            Зернышки клюет,
            Уточка по лужице
            Взад–вперед плывет,
            Иванушка в горенке
            Песенки поет.

Дети.  Где был, Иванушка?

Иван.  На ярмарке.

Дети.  Что купил, Иванушка?

Иван.  Коровушку.

Дети.  Курочка по сеничкам
            Зернышки клюет,
            Уточка по лужице
            Взад–вперед плывет,
            Коровушка деткам
            Молоко дает,
            Иванушка в горенке
            Песенки поет.

На сцене они рассаживаются и девочки начинают вышивать, сматывать в клубки шерсть, вязать и т. п.

ПЕРВАЯ РУКОДЕЛЬНИЦА.

В первый раз вышивали — светел месяц со лунами,
Светел месяц со лунами, со чистыми звездами.

ВТОРАЯ РУКОДЕЛЬНИЦА.

Во второй раз вышивали — красно солнце со лучами,
Красно солнце со лучами, с теплыми облаками...

ТРЕТЬЯ РУКОДЕЛЬНИЦА.

В третий раз вышивали — чисто поле со кустами,
Чисто поле со кустами, со рыскучими зверями...

Продолжая работать рукодельницы напевают песню "Как на девичий праздник".

РУКОДЕЛЬНИЦЫ.

Как на девичий праздник,
Как на девичий праздник.
На... на Кузьму–Демьяна,
Ну дэ, на Кузьму–Демьян.

Выпадала дэ тут пороша,
Выпадала дэ тут пороша.
Бе... белая хороша да,
Бе... Белая хорош.

ПЕРВАЯ РУКОДЕЛЬНИЦА.

Батюшка Кузьма–Демьян! Сравняй меня позднюю с ранней.

В это время слышится тихое посвистывание соловья (можно использовать игру на глиняных свистульках, бересте).

ХОЗЯЮШКА.

Как у наших у ворот
Собирается народ.
Все–то с ложками
Да с трещотками.

Появляется группа детей, которые несут украшенный лентами и цветной бумагой "курник". Среди них музыканты, в руках у них: домры, балалайки, трещетки, коробочки, свистульки.

ДЕТИ.

Здравствуйте, люди добрые!

ХОЗЯЮШКА. 

Здравствуйте, гости дорогие!

ПЕРВАЯ ДЕВОЧКА.

Чтобы курочки водились,
На насесточку садились.
Ушастенькие, головастенькие.

ВСЕ ДЕТИ. (Хором.)

Ку–ка–ре–ку! Ку–ка–ре–ку! Ку–ка–ре–ку!

ХОЗЯЮШКА. (Раздает пришедшим яйца.)

А вот вам угощение, гости дорогие!

ВТОРАЯ РУКОДЕЛЬНИЦА. 

Просим в избу: красному гостю — красное место.

МУЗЫКАНТ.

Не засиделись ли вы, красавицы?
Делу время, а потехе час!

ХОЗЯЮШКА.

Ой, ребята, посмотрите какой у нас есть петушок-женишок красный молодец Кузьма! Что–то он загрустил. Надо ему подружку сыскать.

ТРЕТЬЯ РУКОДЕЛЬНИЦА.

А ну, ребята, давайте-ка сыграем в "Просо", она и отыщется.

Дети встают и начинают игру "А мы просо сеяли".

А Б

м д

д м

м д

д м

м д

д м

Группа  детей — мальчики и девочки делятся на две части — А и Б[1] — и выстраиваются на расстоянии равном 2,5 — 3 метрам:

Дети берутся за руки и начинают игру:

Группа А запевает и в такт пению двигается навстречу группе Б с правой ноги: на каждый шаг приходится два слога или один ударный - А МЫ (правая) — ПРОСО (левая) — СЕ — (правая) — Я—ЛИ (левая), последнее слово "СЕЯЛИ" приходится на правую ногу и на него делается притоп — правая — левая — правая — СЕ—Я—ЛИ. Пропев запевные слова: А МЫ ПРОСО СЕЯЛИ, СЕЯЛИ — дети продолжают:

Ой, дид Ладо, сеяли, сеяли.

На эти припевные слова дети возвращаются назад — с левой ноги: ОЙ, ДИД (левая) — ЛАДО (правая) — СЕ—(левая)—Я—ЛИ (правая) и еще раз "СЕЯЛИ" (притоп с левой ноги).

Затем аналогичные движения проделывает группа Б:

А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой, дид Ладо, вытопчем, вытопчем.

Игра развивается согласно сюжету и по принципу  “вопрос — ответ”:

А: А мы просо сеяли, сеяли,
Ой, дид Ладо, сеяли, сеяли.

Б: А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой, дид Ладо, вытопчем, вытопчем.

А: А чем же вам вытоптать, вытоптать?
Ой, дид Ладо, вытоптать, вытоптать?

Б: А мы коней выпустим, выпустим.
Ой, дид Ладо, выпустим, выпустим.

А: А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.
Ой, дид Ладо, в плен возьмем, в плен возьмем.

Б: А мы коней выкупим, выкупим.
Ой, дид Ладо, выкупим, выкупим.

А: А чем же вам выкупить, выкупить?
Ой, дид Ладо, выкупить, выкупить?

Б: А мы дадим сто рублей, сто рублей.
Ой, дид Ладо, сто рублей, сто рублей.

А: Нам не надо тысячи, тысячи.
Ой, дид Ладо, тысячи, тысячи.

Б: А чего ж вам надобно, надобно?
Ой, дид Ладо, надобно, надобно?

А: А нам надо девочку, девочку.
Ой, дид Ладо, девочку, девочку.

Б: А как ее  имячко, имячко?
Ой, дид Ладо, имячко, имячко?

А: Ее имя Анечка, Анечка.[2]
Ой, дид Ладо, Анечка, Анечка.

В этот момент игра приостанавливается, от группы Б отделяется девочка и становится в группу А. Движение продолжает группа Б:

Б: В нашем полку убыло, убыло.
Ой, дид Ладо, убыло, убыло.

А: В нашем полку прибыло, прибыло!
Ой, дид Ладо, прибыло, прибыло!

Группа Б изображает отчаяние, грусть и потому движется медленно, понуро, в группе А — царит радость, веселье. Она энергично и быстро завершает игру.

Для окончания игры можно вводить поклон, группы А и Б (после возвращения "А" на исходные позиции) одновременно кланяются друг другу: левая рука прижимается к груди, правая — плавным движением опускается.

ХОЗЯЮШКА.

Ой, хороша парочка! Вот и дружите теперь ладно. Да не ссорьтеся, не деритеся весь год.

Выбранной девочке одевают на голову венок, сплетенный из цветных лент и бумаги. Музыканты играют русскую народную песню "Ах вы сени, мои сени...". Дети начинают плясать и приглашают в круг родителей (гостей). Затем всех уходят, помахивая руками и приплясывая.

Занавес.


[1] “м” -  обозначает  мальчика,  “д” -  девочку.

[2] Имена выбираются произвольно или по именам играющих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития мышления дошкольников в разновозрастной группе сельского детского сада

Проблема умственного развития детей на разных ступенях онтогенеза не пере­стает быть актуальной. Познавательные способности являются базовыми и составляют основу познания, общения и учения.Пробл...

Выступление на ГМО "Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе МДОУ детского сада №59 «Умка»"

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, како...