Нести радость детям
статья (старшая группа) по теме

В  этой  статье  описание  проведения  фольклорного  праздника  в  детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

            «Н е с т и       р а д о  с т ь    д е т я м»

.

        В   течение  22  лет  муниципальное   дошкольное   образовательное    учреждение

«Центр    развития   ребенка   детский   сад   первой   категории   № 102» города  Таганрога

осуществляет   плодотворную  работу по воспитанию у дошкольников чувство любви к своей Родине средствами народной культуры.

        Творческое кредо педагогического коллектива : своя культура  ближе, свои истоки чище, своя земля дороже, свое надо беречь  

        Народные обряды, обычаи, игры – вечные, но уходящие  из нашей жизни ценности.

        Прелесть фольклора  в том, что он нас учит, и мы не можем  не научиться, он нас вводит в свое пространство, делает каждого не гостем, а его естественным  продолжением, частью. Народные традиции и фольклор самоценны, они составляют  систему, которая предусматривает все: заботу о здоровье ребенка, его воспитание, обучение  и развитие.

        Сегодня в условиях  большого  города детям  гораздо  сложнее войти  в контакт с народной  культурой.  Поэтому мы  стремимся решать  данную проблему с самого раннего  возраста.

        Приобщение дошкольников к народному творчеству мы осуществляем по двум направлениям:  знакомство с устным, песенно-музыкальным  и игровым творчеством; знакомство с русскими народными праздниками, традициями и обычаями.

        На первый взгляд – ничего нового. Такая работа ведется в детских садах по всей России. Но в каждом деле есть своя изюминка, которая позволяет отличаться от других.

        Как у нас все это происходит?  В 1998 году в детском саду был организован  ансамбль « Родник», с целью ознакомления и приобщения педагогов, детей и их родителей к русской народной песне, которая  является  бесценной реликвией и несет в себе эмоциональный заряд.

        Для участников ансамбля  характерно бережное отношение к первоисточнику, стремление  к воссозданию подлинных народных традиций, обрядов.  Участники ансамбля исполняют различные песни( лирические, в которых воспевается женская доля; свадебные, посвященные свадебным обрядам выкупа невесты, прощанию с родителями;  веселые шуточные; патриотические, отражающие любовь к Отчизне; масленичные, воспевающие обряд встречи весны; святочные, направленные на урожайность и другие). В ансамбле участвуют  сотрудники ДОУ,  воспитанники старших  групп и их родители.   Концерты  ансамбля помогают  привить каждому слушателю  любовь к старинным напевам, уважение к традициям, языку.     Коллектив ансамбля принимает активное участие в методических мероприятиях дошкольного учреждения( педсоветы, фольклорные праздники, музыкальные  гостиные) и это повышает  качественный уровень эмоционально –эстетического воспитания дошкольников.

       Большое место в педагогическом  процессе по приобщению детей к народной культуре занимают фольклорные праздники.  В них фокусируются накопленные веками  тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых и растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом  и различными сторонами общественной жизни человека во  всей их целостности и многообразии.

        Организация русских народных праздников и гуляний – самый любимый и долгожданный детьми момент. Фольклорный праздник состоит из двух частей ( праздник в помещении –представление и далее на улице, где сценарий имеет уже более свободную форму, возможны любые экспромты и творчество участников. Традиционными фольклорными праздниками в нашем детском саду стали: «Осенняя ярмарка», «Капустные посиделки», «На Кузьму и Демьяна», «Пришла коляда - отворяй ворота», «Широкая Масленица», « Сорок-сороков», «Красная горка», «Семек –троица», «Спас -готовь  руковицы  про запас» и др.

       Ярким и важным событием праздников  являются различные выставки совместного творчества детей и их родителей ( «Кукла –масленица» , «Масленый блин»,  «Ярмарка», «Золотые ручки», «Пасхальное яйцо», «Русь избяная», «Русская краса», «Лесные небылицы»).

       От праздника к празднику дети узнают все больше и больше о жизни русского народа, участвуя в празднике , они глубоко и осмысленно переживают обрядовые моменты.

       Чтобы пробудить  в детских сердцах  подлинный интерес к своей Родине- ее истории, языку, обычаям,  культуре  мы используем  близкие душе и природе детей такую форму работы как  игра.

       Многое можно достичь через игру.  Наблюдая за  участием детей в  народных  играх  мы с

радостью отмечаем, как светлеют их лица, как моментально включается  их «родовая память».

       Дети готовы на многое, когда их успехи и достижения чем – то  поощряются ( выпечка в форме  жаворонков с  пушистой вербной веточкой        на спинке – «чувильки». Многим детям они пришлись по душе и  им стало жалко  их есть, дети решили птичек сохранить на память.

      Значение духовного опыта, приобретенного человеком в детские годы, трудно переоценить.

      Для педагога нет выше и благороднее цели, чем  зажечь в своих воспитанниках « божью искру» творческого патриотизма. Возрождение не мыслимо сегодня без « восхождения к истокам».   Об этом  же  напоминает нам  герценовская  цитата: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого – раскрываем смысл будущего, глядя назад – шагаем вперед».

       

     

     В народе     МАРТ  называли:    Протальник.    Водотек.  Дорогорушитель.

Свистун. Зимобор. Перезимник. Сухий. Весновей. Весновка, Утро года. Утро весны. Первенец весны. Зазывала весны. Огородник. Излом  зимы.  

С 1 по 17 марта -  перелом  зимы, а с 18 – го до конца месяца  длится подсезон   весны – Снеготаяние. «Март неверен: то  плачет, то смеется».

   

   4  марта 2011года    старшие дошкольники   прощались с Масленицей:

дети посмотрели  спектакль,  потом все вышли  во двор  и дружно водили  хороводы, играли в игры, в конце праздника масленицу  сожгли.

   4 марта 2011года   в МДОУ были организованы выставки  совместного

творчества  родителей и детей: «Масленый блин», « Умелые ручки»

! ( Фото – выставки, Масленицы 990, 1000)

    С 21 марта – «Пробуждение от спячки».  Это время массового прилета птиц.

    Лесные богатыри - сохатые и самки -  косули скидывают  рога. Свадьбы

у волков и лис. Весенние игры у зайцев.

    22 марта  праздник «Сорок сороков». Сорок сороков – окличка весны.

    В народе говорят: «На Сороки день с ночью меряются». «Зима   кончается,

весна начинается».  «На сорок мучеников  сорок птиц прилетают»,    «Сорок пичуг на Русь пробирается».

     Если своевременно прилетели птицы – будет хороший урожай хлеба.

   

      В МДОУ 22 марта 2011 года  дети праздновали начало прилета птиц праздник «Сорок сороков»: дети водили хороводы, играли в народные игры, развешивали птичек –оригами на ветки деревьев и кустов, повара на угощение испекли из дрожжевого теста птичек – «чувилек».

     Дети и взрослые весело встречали «весну – красну»  песнями   и   закличками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...