Нести радость детям
статья (старшая группа) по теме
В этой статье описание проведения фольклорного праздника в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n_e_s_t_i_______r_a_d_o__s_t_____d_e_t_ya_m_.__statya__i.a._lugovskaya___2011_g..doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Н е с т и р а д о с т ь д е т я м»
.
В течение 22 лет муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад первой категории № 102» города Таганрога
осуществляет плодотворную работу по воспитанию у дошкольников чувство любви к своей Родине средствами народной культуры.
Творческое кредо педагогического коллектива : своя культура ближе, свои истоки чище, своя земля дороже, свое надо беречь
Народные обряды, обычаи, игры – вечные, но уходящие из нашей жизни ценности.
Прелесть фольклора в том, что он нас учит, и мы не можем не научиться, он нас вводит в свое пространство, делает каждого не гостем, а его естественным продолжением, частью. Народные традиции и фольклор самоценны, они составляют систему, которая предусматривает все: заботу о здоровье ребенка, его воспитание, обучение и развитие.
Сегодня в условиях большого города детям гораздо сложнее войти в контакт с народной культурой. Поэтому мы стремимся решать данную проблему с самого раннего возраста.
Приобщение дошкольников к народному творчеству мы осуществляем по двум направлениям: знакомство с устным, песенно-музыкальным и игровым творчеством; знакомство с русскими народными праздниками, традициями и обычаями.
На первый взгляд – ничего нового. Такая работа ведется в детских садах по всей России. Но в каждом деле есть своя изюминка, которая позволяет отличаться от других.
Как у нас все это происходит? В 1998 году в детском саду был организован ансамбль « Родник», с целью ознакомления и приобщения педагогов, детей и их родителей к русской народной песне, которая является бесценной реликвией и несет в себе эмоциональный заряд.
Для участников ансамбля характерно бережное отношение к первоисточнику, стремление к воссозданию подлинных народных традиций, обрядов. Участники ансамбля исполняют различные песни( лирические, в которых воспевается женская доля; свадебные, посвященные свадебным обрядам выкупа невесты, прощанию с родителями; веселые шуточные; патриотические, отражающие любовь к Отчизне; масленичные, воспевающие обряд встречи весны; святочные, направленные на урожайность и другие). В ансамбле участвуют сотрудники ДОУ, воспитанники старших групп и их родители. Концерты ансамбля помогают привить каждому слушателю любовь к старинным напевам, уважение к традициям, языку. Коллектив ансамбля принимает активное участие в методических мероприятиях дошкольного учреждения( педсоветы, фольклорные праздники, музыкальные гостиные) и это повышает качественный уровень эмоционально –эстетического воспитания дошкольников.
Большое место в педагогическом процессе по приобщению детей к народной культуре занимают фольклорные праздники. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых и растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Организация русских народных праздников и гуляний – самый любимый и долгожданный детьми момент. Фольклорный праздник состоит из двух частей ( праздник в помещении –представление и далее на улице, где сценарий имеет уже более свободную форму, возможны любые экспромты и творчество участников. Традиционными фольклорными праздниками в нашем детском саду стали: «Осенняя ярмарка», «Капустные посиделки», «На Кузьму и Демьяна», «Пришла коляда - отворяй ворота», «Широкая Масленица», « Сорок-сороков», «Красная горка», «Семек –троица», «Спас -готовь руковицы про запас» и др.
Ярким и важным событием праздников являются различные выставки совместного творчества детей и их родителей ( «Кукла –масленица» , «Масленый блин», «Ярмарка», «Золотые ручки», «Пасхальное яйцо», «Русь избяная», «Русская краса», «Лесные небылицы»).
От праздника к празднику дети узнают все больше и больше о жизни русского народа, участвуя в празднике , они глубоко и осмысленно переживают обрядовые моменты.
Чтобы пробудить в детских сердцах подлинный интерес к своей Родине- ее истории, языку, обычаям, культуре мы используем близкие душе и природе детей такую форму работы как игра.
Многое можно достичь через игру. Наблюдая за участием детей в народных играх мы с
радостью отмечаем, как светлеют их лица, как моментально включается их «родовая память».
Дети готовы на многое, когда их успехи и достижения чем – то поощряются ( выпечка в форме жаворонков с пушистой вербной веточкой на спинке – «чувильки». Многим детям они пришлись по душе и им стало жалко их есть, дети решили птичек сохранить на память.
Значение духовного опыта, приобретенного человеком в детские годы, трудно переоценить.
Для педагога нет выше и благороднее цели, чем зажечь в своих воспитанниках « божью искру» творческого патриотизма. Возрождение не мыслимо сегодня без « восхождения к истокам». Об этом же напоминает нам герценовская цитата: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого – раскрываем смысл будущего, глядя назад – шагаем вперед».
В народе МАРТ называли: Протальник. Водотек. Дорогорушитель.
Свистун. Зимобор. Перезимник. Сухий. Весновей. Весновка, Утро года. Утро весны. Первенец весны. Зазывала весны. Огородник. Излом зимы.
С 1 по 17 марта - перелом зимы, а с 18 – го до конца месяца длится подсезон весны – Снеготаяние. «Март неверен: то плачет, то смеется».
4 марта 2011года старшие дошкольники прощались с Масленицей:
дети посмотрели спектакль, потом все вышли во двор и дружно водили хороводы, играли в игры, в конце праздника масленицу сожгли.
4 марта 2011года в МДОУ были организованы выставки совместного
творчества родителей и детей: «Масленый блин», « Умелые ручки»
! ( Фото – выставки, Масленицы 990, 1000)
С 21 марта – «Пробуждение от спячки». Это время массового прилета птиц.
Лесные богатыри - сохатые и самки - косули скидывают рога. Свадьбы
у волков и лис. Весенние игры у зайцев.
22 марта праздник «Сорок сороков». Сорок сороков – окличка весны.
В народе говорят: «На Сороки день с ночью меряются». «Зима кончается,
весна начинается». «На сорок мучеников сорок птиц прилетают», «Сорок пичуг на Русь пробирается».
Если своевременно прилетели птицы – будет хороший урожай хлеба.
В МДОУ 22 марта 2011 года дети праздновали начало прилета птиц праздник «Сорок сороков»: дети водили хороводы, играли в народные игры, развешивали птичек –оригами на ветки деревьев и кустов, повара на угощение испекли из дрожжевого теста птичек – «чувилек».
Дети и взрослые весело встречали «весну – красну» песнями и закличками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).
Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет воспитание звуковой культуры ре...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...