Развитие у детей дошкольного возраста социальной компетентности
план-конспект по теме

Дьяченко Клавдия Александровна

Уже в дошкольном возрасте каждый ребенок - это индивидуальность со своими чувствами и переживаниями. Именно поэтому общепринятые нормы и правила воспринимаются и усваиваются детьми по-разному. Таким образом, восприятие ребенком внешнего мира, его активность и устремления всегда пристрастны, так как зависят от его желаний, интересов, потребностей и настроения.

В данном конспекте раскрывается смысл и значение социального развития ребенка для становления его личностных, индивидуальных особенностей, формирования нравственных общечеловеческих ценностей.

Большое значение для усвоения этических норм в этом возрасте имеет игра. В игре дети берут на себя роли взрослых людей и, таким образом, в воображаемом плане, подчиняясь правилам ролевой игры, усваивают типичные их поведения и нормы взаимоотношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие у детей дошкольного возраста социальной компетентности.

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.

Человек по самой своей природе является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых «Маугли», показывают, что такие дети, впоследствии, уже никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения и поведения, рано погибают.

Само слово «общество» обязано своим происхождением латинскому «societas», означающему «товарищ», «друг», «приятель».

Уже с момента рождения ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может не быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении его с другими людьми. Так, постепенно, ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Однако, даже непосредственное общение людей друг с другом на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения в этом случае являются речь, жесты, мимика, пантомима (позы). Еще не владея развитой речью, ребенок уже точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса.

Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленьким детям свойственен эгоцентризм. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они. Поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место.

Еще сложнее не просто понять проблемы другого человека, представить себе его переживания, но и эмоционально откликнуться на них. Этим иногда объясняется жестокость ребенка, мучающего животное, и небольшая эффективность слов взрослого: «Оставь кошку в покое, ты делаешь ей больно!». Точно так же маленький ребенок не всегда может понять обиду и боль другого человека. Постепенно, на основе опыта общения, у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность учитывать чувства и желания других людей, причины их поступков. Только в этом случае между людьми могут устанавливаться особые отношения, выражающиеся во взаимной симпатии, дружбе, любви.

И, наконец, еще одни очень важным элементом полноценного общения является понимание того, как тебя воспринимает твой партнер. Именно такого рода недостаточное понимание людьми друг друга чаще всего является причиной конфликтов. Тем более это сложно для маленьких детей, поэтому между ними столь часты ссоры, споры и даже драки.

Маленькие дети обладают еще неразвитым чувством добра и зла. Для них оценка поступка определяется его последствиями: одобрением или наказанием. Они могут следовать только четко установленным правилам, чаще всего, не понимая их сути. Поэтому им трудно приспосабливать эти правила даже к незначительно меняющимся обстоятельствам.

Большое значение для усвоения этических норм в этом возрасте имеет игра. В игре дети берут на себя роли взрослых людей и, таким образом, в воображаемом плане, починяясь правилам ролевой игры, усваивают типичные формы их поведения и нормы взаимоотношений. Так у детей формируются представления, что хорошо и что плохо; что можно делать, а чего нельзя; как себя следует вести с другими людьми и как относиться к своим собственным поступкам.

Сценарии занятий с детьми 3-4 лет

Тема: «Социальные навыки»

Содержание: Почему возникают ссора, спор? Как можно помириться? Чем ты любишь заниматься вместе с другими людьми?

Занятие 1. Ссора.

Вариант 1.

Материал:

  1. две куклы - «ежи»
  2. яблоко
  3. бумага
  4. карандаши

Ход занятия

Воспитатель разыгрывает с помощью игрушек следующую сценку.

Два ежа рассматривают яблоко.

Паф. Пуф, посмотри, какое сладкое яблоко!

Пуф. Это не сладкое яблоко, а кислое.

Паф. Нет, сладкое.

Пуф. А я говорю, кислое! Если бы оно было красное, тогда оно было бы сладкое. А оно зеленое, значит, кислое.

Паф. А разве зеленое яблоко не может быть сладким?

Пуф. Нет, не может. Раз оно зеленое, значит, оно не созрело.

Паф. Если бы оно не созрело, значит, оно было бы маленькое. А это яблоко большое, значит, оно созрело, и, значит, оно сладкое.

Ежата громко спорят, пыхтят, наскакивают друг на друга.

Пуф. Если бы оно было сладкое, его давно бы уже кто-нибудь съел. А раз его никто не съел, значит, оно кислое и противное.

Пуф фырчит и показывает, какое яблоко противное.

Паф. Нет, яблоко сладкое, просто его еще никто не нашел.

Пуф. Нет, кислое!

Паф. Нет, сладкое!

Воспитатель обращается к детям с вопросами, что происходит с ежатами (спорят, ссорятся, ругаются), хорошо это или плохо?

Вопросы к детям:

  1. Каким бывает лицо у человека, когда он спорит? Предлагает детям показать спорящие лица.
  2. Если спор не прекратить, что может произойти?
  3. Как можно помочь ежатам прекратить спор? (например, дать попробовать яблоко им самим и сказать ежатам, какое оно на вкус и др.).

Воспитатель пробует яблоко и предлагает детям по лицу догадаться, сладкое оно или кислое (показывает мимикой, что яблоко сладкое). После этого предлагает попробовать яблоко детям и показать мимикой, какое оно, по их мнению, на вкус.

Вопросы к детям:

  1. Ребята, вы рады, что помогли ежатам прекратить спор?
  2. А вы, ежата, рады, что все так благополучно закончилось? Теперь и мы знаем, что сначала нужно правильно во всем разобраться.

Примечание. После беседы можно предложить детям нарисовать яблоко, из-за которого у ежат вышел спор.

Вариант 2

Материал:

  1. Две куклы-клоуна

Ход занятия

Воспитатель вносит двух кукол и обращает внимание детей на то, что они очень печальные и хотят рассказать, что с ними случилось (чтение стихотворения от имени кукол):

Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

Вы же раньше так дружили!

- Я дружил!

- И я дружил!

Что же вы не поделили?

- Я забыл…

- И я забыл…

Что ж не будете ругаться?

- Ни за что!

- И никогда!

Остается вам обняться!

- Здорово!

- Согласен я!

                          Т.Козлова

Вопросы к детям:

- Какое настроение было у кукол, когда они поссорились?

- Как они помирились?

- Каким стало настроение, когда они помирились?

- А как вы это делаете? Покажите.

Затем куклы прощаются с детьми и говорят, что постараются больше не ссориться.

Другие варианты

1. Беседа по сказке «Два жадных медвежонка».

Два медвежонка нашли головку сыра и никак не могли разделить ее поровну. Спор «разрешила» хитрая лиса, которая съела почти весь сыр. В ходе беседы обсуждаются причины и последствия спора между медвежатами.

Вопросы к детям:

- Почему медвежата никак не могли разделить сыр?

- Что они должны были сделать, чтобы помириться?

2. Чтение стихотворения А.Кузнецова «Подружки» (книга «Солнышко в окошке», изд. «Библиополис», С.Петербург, 1997)

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала, только мишку подержала, только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам».

Я пойду и помирюсь.

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей куклу, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

Вопросы к детям:

- Почему девочки поссорились?

- Почему одна из девочек решила помириться?

- Как она это сделала?

Занятие 2. Как помириться

Вариант 1

Ход занятия

Воспитатель читает детям (в сокращенном варианте) сказку «Крылатый, мохнатый и масляный» («Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», М, Просвещение, 1990).

«Жили-были Крылатый Воробей, Мохнатая Мышка да Масляный Блинчик. Жили они поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил: зерна, грибы, ягоды носил из леса. Мышка дрова рубила, а Блинчик – щи да кашу варил. Хорошо жили, дружно. Бывало, Воробей с охоты придет, на лавку сядет, отдыхает. Мышка на стол накрывает, ложки крашеные считает а Блинчик у печи щи варит, кашу пробует. Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали. Только раз призадумался Воробей: «Я целый день по лесу летаю, до поздней ночи работаю, а Мышь с Блинчиком на печи лежат, только к обеду за работу принимаются. Не бывать больше этому, завтра же работу поменяем!» Сказано – сделано. На другой день утром Блинчик пошел на охоту, Воробей – дрова рубить, а Мышка – обед варить. Встретилась Блинчику по дороге Лиса, почуяла она запах Блинчика масляного, как прыгнет на него, как ухватит за бок. Еле-еле Блинчик вырвался, бок в зубах у Лисы оставил. Домой побежал. А дома-то что делается! Стала Мышка щи варить. Решила она, как Блинчик, в горшок прыгнуть, чтобы щи жирнее стали, да и обварилась. А Воробей стал дрова на мелкие щепки ломать, да и клюв на сторону своротил. Сидят они, слезы льют, а как увидели, что у Блинчика пол бока съедены, еще пуще заплакали. Тут Блинчик говорит: «Так всегда бывает, когда друзья ссорятся, друг друга не понимают». Воробью стало стыдно, и он попросил прощения. С тех пор они стали жить-поживать по-старому, дружно, да счастливо».

Вопросы к детям:

- Кто затеял ссору?

- Что получилось, когда звери поменялись работами?

- Как друзья помирились?

- А что вы делаете, когда хотите помириться?

Затем воспитатель предлагает детям в музыкальную игру «Выбери друга». Дети становятся парами лицом друг к другу и под веселую музыку двигаются по кругу.

Занятие 3. Игровой урок

Варианты

1. Подвижные игры на сотрудничество: «Птички в домике», «Покатаемся на лошадке», «Два мяча», «Построим дорожку», «Дружно прыгнем» (Шишкина «Движение + движение, М., Просвещение, 1992).

Во всех играх дети взаимодействуют в парах, помогая друг другу. Воспитатель подчеркивает мысль, что одному в эти игры играть невозможно.

Сценарии занятий с детьми 4 -5 лет

Тема: «Социальные навыки»

Содержание: Спорил ли ты когда-нибудь? Что ты чувствуешь в такие моменты? Как ты миришься после ссоры? Что ты чувствуешь и что делаешь, если видишь, что ссорятся другие?

Занятие 1. Ссора

Материал:

  1. Куклы: гном и кролик
  2. Ширма

Ход занятия

Кукольный спектакль

Воспитатель (за ширмой). Весельчак сердитым выглядит,

                                             Весельчак сегодня зол.

                                             Он кричит…

(На ширме появляется кукла «Гном-Весельчак»)

Весельчак. Какой бессовестный, в сад залез, как будто вор!

                    Все, поссорился я с Кроликом, говорю вам не шутя,

                    Он на клумбе, прямо с корнем, розу вырвал у меня.

Воспитатель (за ширмой). Весельчак очень расстроился, ведь со своим другом Кроликом он никогда раньше не ссорился.

Весельчак. Как играть мне без него?

                    Я считал его товарищем,

                    Он же струсил и сбежал,

                    Друга взял и обокрал,

                    Попросил – я сам бы дал!

(На ширме появляется кукла «Кролик»)

Кролик (радостно). Весельчак, куда ты спрятался,

                                  Целый день тебя ищу.

Весельчак (обиженно). Ишь, смотри, какой он радостный,

                                         Я обиды не прощу!

(Весельчак демонстративно поворачивается к Кролику спиной)

Кролик (растерянно обращается к детям)

Что случилось, объясните,

Торопился я сюда.

На меня вы не глядите,

Что случилась за беда?

Воспитатель (из-за ширмы спрашивает у детей). Что же будет дальше, ведь друзья поссорились. Смогут ли они помириться?

Вопросы к детям:

- Какое настроение было у Весельчака?

- Что его так расстроило?

- А вы могли бы обидеть своего друга, как Кролик Весельчака?

- Как друзьям можно помириться?

- А вы ссорились когда-нибудь со своими друзьями?

Воспитатель вместе с детьми приходит к выводу о том, что существует много способов примирения, главное, надо дорожить дружбой.

Занятие 2. Как помириться.

Материал:

  1. Кукольный персонаж
  2. Иллюстрации с изображениями разных поступков людей

Ход занятия

Раздаются всхлипы и плач. Появляется кукольный персонаж (например, кукла Вася). Воспитатель обращает внимание детей на его настроение и странный вид. Спрашивает о причине слез. Вася объясняет, что они с другом играли в песочнице, и он строил дом. Когда дом был готов, друг его сломал, да еще и дразниться стал.

Воспитатель успокаивает Васю и предлагает детям помочь ему помириться с другом.

Вопросы к детям:

- Что такое «друг»?

- Есть ли у вас друг? Расскажите о нем.

- Чем вы любите заниматься вместе?

- Как вы думаете, поступают ли друзья так, как поступил друг Васи?

Воспитатель вместе с детьми приходит к выводу о том, что с другом не стоит ссориться по пустякам, нужно радоваться его успехам, принимать помощь и оказывать ее самому.

После этого Вася показывает детям свои картинки. На них изображены разные поступки детей. Воспитатель предлагает разложить картинки так, чтобы в одной стороне лежали те, где изображены, по их мнению, хорошие поступки, а с другой – плохие. Ребята обсуждают поступки героев и рассказывают Васе, как должны поступать настоящие друзья, предлагая ему объяснить это своему другу. Далее все вместе поют песню В.Шаинского «Дружба крепкая».

Сценарии занятий с детьми 5 - 6 лет

Содержание: Ссоришься ли ты иногда и почему? По какому поводу чаще всего бывают ссоры? Как можно помириться? Умеешь ли ты предотвратить ссору и как? Всегда ли ты являешься инициатором ссоры и если да, то почему?

Занятие 1: «Ты поссорился»

Материал:

  1. рассказ К.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»

Ход занятия

Воспитатель читает письмо от Незнайки, в котором он описывает следующую историю (рассказ К.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»):

«Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!»

Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!»

Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно».

Прочитав историю, воспитатель говорит, что Незнайка просит детей ответить на такие вопросы:

- Почему брат и сестра в ссоре?

- Как им помочь помириться?

- Ссорились ли вы когда-нибудь? Расскажите об этом.

- Из-за чего была ссора?

- Что чувствовали потом?

- Как вы уладили свой конфликт?

Чтобы было легче ответить на письмо Незнайки, воспитатель предлагает обсудить разнообразные ситуации. Например, (воспитатель читает начало, а дети продолжают):

- Две девочки играют с куклой, сшили ей наряд. Одна девочка захотела пришить бант, а другая была против…

- Два мальчика рассматривали интересную книгу, затем одному захотелось вернуться назад и посмотреть понравившуюся картинку, а другой захотел смотреть дальше…

(Версии детей)

Далее дети все вместе сочиняют ответ на письмо Незнайки, рассказывают ему о различных ситуациях примирения, о том, как они умеют предотвращать ссоры.

Занятие 2: «Докучать и дразнить»

Материал:

  1. кукла с рыжими волосами

Ход занятия

Из-за ширмы появляется кукольный персонаж. Он расстроен и обижен на ребят, которые его дразнили и не хотели с ним играть.

- Рыжий, рыжий, конопатый,

Убил дедушку лопатой.

Кукла.    – А я дедушку не бил, а я дедушку любил!

                   Что ж мне делать, если у нас в семье все рыжие?

Воспитатель успокаивает куклу и говорит, что ей, наоборот, очень нравятся рыжие волосы, так как они кажутся золотыми, и это значит, что солнышко их очень любит. Далее воспитатель предлагает детям высказать свое мнение о том, нравятся ли им рыжие волосы.

Вопросы к детям:

- Дразнили ли вас когда-нибудь?

- Что вы в это время чувствовали?

- Можно ли смеяться над внешностью человека?

- Если нельзя, то почему?

Кукла успокаивается и благодарит детей за доброту и ласковые слова. Воспитатель обращает внимание детей на то, что во многих сказках рассказываются истории о хороших и добрых героях, но из-за того, что они не похожи на других, их дразнят и обижают («Гадкий утенок», «Золушка»). «Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок».

В качестве примера детям рассказывается сказка Т.Аксакова «Аленький цветочек». Воспитатель с детьми приходи к выводу, что главное в человеке не внешность, а его поступки и дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию социально-личностного развития у детей дошкольного возраста «Растим патриотов России»

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

«Социальное партнерство в ДОУ как средство реализации проекта по формированию и развитию приобщения детей дошкольного возраста к миру культуры»

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением,  предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать  образоват...

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

Формирование у детей дошкольного возраста информационной компетентности в безопасном поведении дома.

Формирование у детей  дошкольного возрастаинформационной компетентности в безопасном поведении дома....

Дополнительная образовательная программа по социально-коммуникативному развитию для детей дошкольного возраста через театрализованные игры "Мир общения"

Основной целью  программы является - развитие навыков  межличностного взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками.Основные задачи:создавать условия для социально-коммуникативного разви...

Развитие у детей дошкольного возраста социальной компетентности

Развитие у детей дошкольного возраста социальной компетентности...

Тематический план по ознакомлению с окружающим миром и социальному развитию для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 год обучения (4-5 лет)

Аннотация к тематическому планированию для работы с детьми разновозрастной дошкольной группы компенсирующей направленности с нарушением интеллектаПредставленное тематическое планирование разработано в...