Главные вкладки

    Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
    рабочая программа по теме

    Петрова Ольга Хасанбиевна

    Переход ребенка из семьи в детский сад часто связан с необходимостью изменить ряд сложившихся привычек (режим, способ кормления, приемы воспитания и т.д.). Организм ребенка должен приспособится к иной температуре помещения, иному микроклимату, иной пище. Такое приспособления для детей первых 3-х  лет жизни является задачей хотя и возможной, но и трудной для их нервной системы.

    Для облегчения прохождения ребенком адаптации мною разработан «План адаптации детей раннего возраста к условиям детского сала». В который вошли:

    ·     ряд рекомендаций и консультаций для родителей:  «Когда отдавать ребенка в ясли», «Проблема адаптации детей к детскому саду», «Готовность родителей», «Странная привычка», «Гиперактивный ребенок», «Капризуля», «Воспитание смелости»;

    ·     памятки для родителей: «Чего нельзя делать», «Советы родителям», «Правила для родителей»;

    ·     картотеку игр в период адаптации, главная цель которых вовлечь ребенка в игру, помочь ему установить контакт со сверстниками и взрослыми, познакомить с оборудованием группы;

    ·      анкеты для родителей: «Что нужно знать о ребенке?», «Социальная», «Анкета определения тематики консультаций»;

    ·     индивидуальные листы адаптации по методике К.Ю. Белой.

     

    В период адаптации, кроме всего перечисленного, активно используем русские народные потешки, сказки, прибаутки. Собрана и постоянно пополняется картотека потешек. Используем пальчиковые игры, которые также являются хорошим подспорьем воспитателю для того чтобы успокоить «капризулю».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мероприятия, рекомендуемые для подготовки                                          детей к поступлению в детское учреждение                                                                      и организации периода адаптации.

    Мероприятие

    В семье

    В детском саду

    Ведение адаптации

    Поступление детей в соответствии с графиком приема детей.
    Укороченное время пребывания в детском саду.
    Соблюдение рекомендаций по адаптации

    Ведение адаптационных листов.
    Наблюдение педагога-психолога.

    Режим

    По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду.

    Соблюдение гибкого режима.

    Питание

    Сбалансированное и рациональное питание.
    Привитие навыков самостоятельности.

    Привитие навыков самостоятельного приема пищи.
    При отказе от питания не кормить насильно.

    Гимнастика и массаж

    По возрасту.
    Овладение родителями элементарными приемами массажа, ЛФК, гимнастики.

    Занятия, соответствующие возрасту.

    Закаливание

    Закаливание по любой методике.

    Закаливание по щадящей схеме в учреждении.

    Воспитательное воздействие

    Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя.

    На период адаптации - игровая деятельность с элементами занятия.

    Профилактические прививки

    По календарю профилактических прививок, не позднее, чем за месяц до поступления в детский сад.

    По окончании адаптационного периода.

    Профилактика фоновых состояний

    По рекомендации врача.

    По рекомендации врача, педагога-психолога.

    Анализы и оформление медицинской карты

    Анализ крови, мочи, кала на яйца глист и кишечную группу.

    По плану врача.



    Предварительный просмотр:

    Анкета для родителей № 1

    Что нужно знать о ребенке?

    Имя, фамилия __________________________________________________________

    Дата рождения _________________________________________________________

    Дата поступления в детский сад ___________________________________________

    Хронические заболевания ________________________________________________

    Любимые игры _________________________________________________________

    Любимые игрушки ______________________________________________________

    Радуется, когда _________________________________________________________

    Боится, когда ___________________________________________________________

    Поведение:

    1. почти всегда послушен;
    2. в равной мере бывает послушным и непослушным;
    3. чаще бывает непослушным.

    Аппетит:

    1. ест хорошо, с аппетитом;
    2. избирателен в еде;
    3. ест плохо, без аппетита.

    Сон:

    1. засыпает быстро;
    2. долго лежит в постели, не засыпая;
    3. засыпает на руках;
    4. засыпает с бутылочкой или соской.

    Привычки:

    1. сосет соску;
    2. сосет палец;
    3. пьет из бутылочки.

    Агрессивность:

    1. часто обижает других детей;
    2. иногда бывает агрессивным;
    3. спокойный, дружелюбный.

    Обидчивость:

    1. обидчивый;
    2. совсем не обидчивый.

    Самостоятельность:

    1. умеет частично раздеваться и одеваться;
    2. не умеет сам одеваться и раздеваться.

    Настроение:

    1. радуется;
    2. смеется;
    3. плаксивый, часто испытывает недовольство.

    Анкета для родителей № 2

    Социальная

    1. ФИО ребенка _______________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    1. Дата рождения ______________________________________________________
    2. Какой ребенок по счеты в семье _______________________________________
    3. Мать

    ФИО ______________________________________________________________

    Год рождения _______________________________________________________

    Образование ________________________________________________________

    Место работы _______________________________________________________

    1. Отец

    ФИО ______________________________________________________________

    Год рождения _______________________________________________________

    Образование ________________________________________________________

    Место работы _______________________________________________________

    1. С кем проживает ребенок _____________________________________________
    2. Члены семьи, принимающие участие в жизни ребенка _____________________

    ___________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    1. Другие дети в семье, их возраст, занятость

    ___________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    1. К кому из членов семьи ребенок больше привязан ________________________
    2. Часто ли болеет ребенок (какими болезнями, были ли травмы, операции)

    ___________________________________________________________________

    1. Часто ли в вашем доме бывают гости ___________________________________
    2. Часто ли вы ходите с ребенком куда-нибудь _____________________________
    3. Как вы наказываете ребенка ___________________________________________
    4. Какая мера наказания более действенна _________________________________
    5. Какие меры поощрения вы применяете _________________________________
    6. Как ребенок относится к посещению детского сада _______________________
    7. Условия жизни ребенка
    1. отдельная комната;
    2. уголок в общей комнате;
    3. отдельное спальное место;
    4. общая кровать с кем то из детей или взрослых.
    1. Ваши пожелания_____________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________


    Анкета для родителей № 3

    Анкета определения тематики консультаций.

    ФИО ___________________________________________________________________

    Сколько лет вашему ребенку _______________________________________________

    По каким вопросам воспитания, поведения и развития ребенка вы хотели бы получить информацию от сотрудников детского сада?

    1.  ____________________________________________________________
    2. _____________________________________________________________
    3. _____________________________________________________________
    4. _____________________________________________________________
    5. _____________________________________________________________

    Дата заполнения ___________________________

    Подпись __________________________________



    Предварительный просмотр:

    Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

                Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем:

    • привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок;
    • познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;
    • обучить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок;
    • расширить "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми;
    • необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации;
    • в первый день лучше прийти в детский сад, взяв с собой любимую игрушку.
    • планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 2-3 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день;
    •  в период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку;
    • ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью.
     

          Выполнение всех вышеуказанных рекомендаций не является обязательным. Но выполнение их поможет Вашему ребенку безболезненно пройти период адаптации.



    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей  № 1

    Странная привычка

    Сосание губы, пальца – патологическая привычка, нередко приобретающая непроизвольный и болезненный характер. Обычно такая привычка возникает у детей неторопливых, медлительных, «копуш».

    Причина такой привычки – неудовлетворенность инстинкта сосания. Это может быть связано с отсутствием грудного вскармливания, ранним переходом к вскармливанию из бутылочки с широким отверстием в соске, в результате чего ребенок быстро поглощает пищу и не успевает «насосаться» столько, сколько ему хочется.

    Обычно ребенок начинает сосать губу или палец, когда у него появляется чувство беспокойства. Сосание может продолжаться во сне.

    Также причинами возникновения данной привычки могут быть:

    1. отсутствие ласки, теплого отношения;
    2. ранние выходы матери на работу;
    3. передача малыша на воспитание родственникам;
    4. конфликты родителей;
    5. нечуткое отношение к детям;
    6. предоставление их самим себе; частые болезни ребенка, его ослабленность.

    Все эти причины сказываются на эмоциональном состоянии малыша. В любом случае сосание губы или пальца сигнализирует о том, что ребенок находится в состоянии беспокойства, подавленности или не может заснуть. Забываясь в сосании, ребенок как бы отключается  от жизненных трудностей, уходит в себя.

    Оптимальной тактикой устранения этой патологической привычки должна быть не борьба с ней, а установление доверительного контакта, поддержание веры детей в себя, создание через похвалу и одобрение заинтересованности в том, чтобы научиться контролировать свои чувства и желания.


    Консультация для родителей  № 2

    Энурез

    Энурез, или недержание мочи у детей, - одна из самых распространенных причин тревоги у родителей. Энурезом страдают дети, у которых не сформированы навыки самостоятельного контроля за опорожнением мочевого пузыря.

    Причинами развития данной энуреза могут быть:

    1. общая задержка физического развития;
    2. наследственность;
    3. недостаточная или неправильная практика воспитания у детей навыков опрятности.

    Приучить ребенка к опрятности невозможно, если родители относятся к этому без должного внимания или, наоборот, проявляют чрезмерную жесткость и даже наказывают ребенка за «провинность».

    Дети, страдающие энурезом, как правило, не уверены в себе, стеснительны, замкнуты, ранимы, а в некоторых случаях раздражительны, вспыльчивы.

    Как помочь ребенку с энурезом? Родителям следует сохранять терпимость, спокойствие, с пониманием относиться к проблемам ребенка, избегать грубости и наказания, которые только усилят у него тревогу, чувство вины, раздражительность. Важно внушать ребенку веру в себя, в собственные силы и в успех лечения. После эпизодов энуреза нужно регулярно менять белье и одежду.

    Также следует ограничить ребенка в приеме острых блюд, искусственных ароматизаторов, отказаться от фруктов и овощей, содержащих большое колчество воды, не принимать жидкость в вечерние часы. Важно избегать переохлаждений, утомления ребенка, сильных волнений и эмоций перед сном. Прежде чем лечь в постель, он должен сходить в туалет. Если сон у ребенка очень глубокий, то рекомендуется несколько раз переворачивать его во сне.

    Существуют специальные упражнения по тренировке акта мочеиспускания, методика ночных пробуждений по расписанию, медикаментозное лечение по назначению врача, фито-, физио-, рефлексо-, психотерапия.


    Консультация для родителей  № 3

    Слово «НЕТ»

    Обычно слово «нет» произносится из чувства родительской ответственности. Родители пытаются словом «нет» или «нельзя» уберечь ребенка от опасностей. Очень жаль детей, которые знакомятся с миром таким способом. Сначала у ребенка было два «нельзя», потом добавились другие.

    Прежде чем сказать «нет», попытайтесь объяснить ребенку причину отказа. Тогда он сможет черпать мудрость из вашей сокровищницы знаний, сможет научиться тому, что мы знаем.

    Задумывались ли вы, как можно объяснить ребенку, что утюг горячий? Боль от ожога невозможно объяснить словами. И только попробовав практически один раз, ребенок навсегда поймет, что такое «горячо»  и никогда больше не станет трогать горячий предмет. Предложите ребенку поиграть с водой. Наполните три небольших тазика водой холодной, теплой, горячей. И предложите ему попробовать рукой какая вода, сопровождая объяснением. На тазике с горячей водой заострить особое внимание, несколько раз повторив «горячо». После нескольких таких занятий малыш запомнит понятие – «горячо». И когда он столкнется с горячим предметом в быту, к слову «нельзя», добавляйте «горячо», и ребенок перенесет имеющийся у него опыт на новый предмет.

    Помните, что родительская опека не может длиться вечно, рано или поздно малыш вырастет, пойдет в детский сад, потом в школу и ему нужно будет найти свой собственный опыт бытия.


    Консультация для родителей  № 4

    Капризуля

    Природа маленького ребенка такова, что у него возникает много желаний, которые очень быстро меняются. Малыш порой забавляется тем, что у него так много поводов для просьб. Но взрослому совеем не обязательно каждую из них удовлетворять! Объясните в таком случае, почему вы не можете выполнить какую-то его просьбу.

    Постепенное приучение ребенку к некоторому самоограничению формирует «тормозные» процессы. Старайтесь не сердится на ребенка из за его капризов.  Иногда взрослый сам приучает сына или дочь слушаться только после окрика! Уже к двум годам ребенок приобретает социальный опыт, который использует в отношениях с людьми. Он понимает, что означают угрозы или требования матери: пустые слова, которые можно проигнорировать, или сразу нужно делать, что велят.

    Чаще всего дети капризничают в семьях, где между взрослыми нет согласованности и последовательности в запретах. Капризы малыша бывают вызваны его потребностью в общении, невозможностью удовлетворять эту потребность. Капризничает, потому что не умеет занять себя! Переключите внимание ребенка, поиграйте с малышом, научите его поиграть самостоятельно.


    Консультация для родителей  № 5

    Гиперактивный ребенок.

    Это ребенок с повышенной энергетикой. Рекомендации для взрослых:

    1. старайтесь избегать крайностей: вседозволенности и чрезмерной пунктуальности;
    2. хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслужил;
    3. все запреты обязательно объясняйте;
    4. говорите спокойным мягким тоном;
    5. давайте ребенку только одно задание на определенное время, чтобы он мог его завершить;
    6. оберегайте непоседу от общения с шумными, беспокойными детьми;
    7. оберегайте ребенка от переутомления, так как он ведет к снижению самоконтроля.

    Консультация для родителей  № 6

    Воспитание смелости

    Предположим, что все складывается хорошо. Малыш жизнерадостен и активен, охотно улыбается всем взрослым, тянет руки к новым ярким предметам. И вдруг ребенок начинает совершенно иначе реагировать на незнакомых людей, напрягается, настораживается. В новой обстановке он начинает стесняться, не сразу тянется и к интересным предметам, а чаще всего при виде нового прижимается к маме, прячет лицо. Если мамы рядом нет, то прячет лицо. Почему вдруг прежде доверчивый и активный ребенок так изменился? Что делать?

    Нужно понять, что это естественная реакция ребенка на новое и незнакомое. Мудрая мама не оценивает в этот момент поведение малыша, а просто защищает и оберегает его.

    Все новое должно появляться только на фоне хорошего настроения и уверенности ребенка и родителей.  Визит к новому врачу, переезд в другую квартиру, приход новых гостей, появление собаки – все это требует специальной подготовки. Позаботьтесь, чтобы перед порцией новых впечатлений у ребенка было хорошее настроение, возьмите его на руки, ведите себя естественно и уверенно.

    Незнакомые взрослые должны соблюдать определенный этикет: улыбаться, доброжелательно разговаривать не только с ребенком, но и между собой. Первые страхи – естественный защитный механизм от неверного шага, а также способ быстро восстановить необходимый контакт с мамой. И если малыш убедится, что связь с мамой прочна, что бояться нечего, это поможет ему обрести то базовое доверие к миру, которое придаст ему сил и уверенность в себе на всю дальнейшую жизнь.


    Консультация для родителей  № 7

    Как малыш учится общаться

    Уважаемые родители! Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

    Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье.

    Малыш всему учится в общении со взрослыми. Ранний опыт ребенка создает этот фон, который ведет к развитию речи, учению слушать и думать, подготавливает его к вычислению смысла слов.

    «Годы чудес» - так называют дошкольное детство. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей  человека.

    1. Ваша речь для ребенка является образцом речи, поскольку дети учатся  речевому общению, подражая вам, слушая вас, наблюдая за вами.
    2. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
    3. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, читают и т.д.
    4. Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить.
    5. Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
    6. Следует уделять ребенку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома.
    7. По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
    8. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость.
    9. Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.



    Предварительный просмотр:

    Когда отдавать ребенка в ясли?

    Вопрос этот буквально мучает многих, если не всех родителей. Даже те, кто растил ребенка с помощью бабушек и дедушек или няни, хорошо понимает, что только в садике ребенок может привыкнуть к коллективу, адаптироваться в нем и затем не испытывать дополнительных сложностей в школе.

    Все это так, но при решении данного вопроса следует учитывать индивидуальные особенности развития и физического состояния ребенка, обстановку в семье. Известно, что адаптация ребенка в коллективе легче всего проходит в возрасте 1-1,5 года, но, с другой стороны, социальное сознание у ребенка более или менее сформированным оказывается только к трем годам.

    Учитывая эти, и многие другие факторы можно сделать вывод, что лучшим периодом для перевода ребенка с домашнего воспитания на режим детского учреждения можно, наверное, считать возраст в 2-3 года.

    И естественно, что перед переводом ребенка в садик необходимо привить ему достаточно много навыков самообслуживания. И первую очередь это касается самостоятельной еды, умение обращать внимание взрослых (воспитателей, нянечек) на возникшие у него проблемы и приучения к горшку.

    Теперь о болезнях. Каждый коллектив, будь-то семья или группа детского сада имеет относительно устойчивый иммунитет к определенным группам инфекций. Но каждый новый человек, попадая внутрь этого коллектива, рискует сначала переболеть всеми “нестрашными” для группы болезнями, а уж затем спокойно чувствовать себя в новой среде.

    Не исключено, что и принесенные новичком бациллы окажутся небезопасными для группы. Говоря о болезнях детей в садиках и яслях, нельзя не отметить, что многие из них имеют своей причиной психологический дискомфорт, иногда доходящий до стрессового состояния - мама (пап, бабушка, дедушка...) меня бросила, отдала чужим людям!!

    Поэтому частые заболевания детей в садиках и яслях дело достаточно обычное и, к сожалению, неизбежное. Дети, которые никогда не ходили в садик, начинают “активно” болеть в школе.



    Предварительный просмотр:

    Проблема адаптации детей к детскому саду.

    Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать или не отдавать - рано или поздно возникает в семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
               Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
              Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.  Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних.
              Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.
              Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.
             Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.
             Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.
            Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.
           На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.

    Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

    Подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему.

               Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным ( адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации – живая стрессовая модель.
               Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
              Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.
             Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

    Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ.
    К основным критериям адаптации относятся:
    • поведенческие реакции;
    • уровень нервно – психического развития;
    • заболеваемость и течение болезни;
    • главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

    Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:
    -отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,
    -наличие у ребенка своеобразных привычек,
    -неумение занять себя игрушкой,
    -отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
    -отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.



    Предварительный просмотр:

    Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:
    I этап - подготовительный.
               Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.
              Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления.
              Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.
              Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в детский сад, наступает следующий этап – в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.
    II этап – основной.
               Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.
               Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, сможет найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.
    III этап – заключительный.
              Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.
    Меры, облегчающие адаптацию:

    1.  Провести первое знакомство родителей и ребенка с детским садом:
    - проконсультироваться у психолога;
    - посетить занятия;
    - пройти с экскурсией по детскому саду;
    - посетить «День открытых дверей».
    2.  Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там.
    3.  В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения и т.п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о «особых» привычках ребенка, если таковые имеются.
    4.  Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
    5. Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в детского сада.
    6. Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением детского сада, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка.
    7. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу.
    8. Рекомендуется укороченный день. Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период (этот этап самый рациональный), когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами.
    9.  Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.
    10. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим .
    11. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.

               Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
              Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.
              Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

    Адаптационный период считается законченным, если:
    •  Ребенок ест с аппетитом;
    •  Быстро засыпает, вовремя просыпается;
    •  Эмоционально общается с окружающими.
    •  Играет.



    Предварительный просмотр:

    К городскому семинару по обобщению опыта по приобщению к народной культуре «Родные истоки».

            

    Конспект игрового занятия

    в период адаптации

    Тема: «Русская народная потешка в период адаптации детей раннего возраста».

    2 ранняя группа.

    Воспитатель МДОУ № 2

    Петрова О.Х.

    г. Оленегорск

    2010 г.


    Программные задачи:

    1. Помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, установить с ним контакт.
    2. Развивать умение внимательно слушать художественное слово.
    3. Воспитывать любовь к художественному слову.

    Материалы: мягкие игрушки (курочка, петушок), аудиозапись.

    Предварительная работа: знакомить с игрушками.

    Словарная работа: звукоподражание («ко – ко – ко», «кукареку-у-у»).

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел?

    Звучит аудиозапись «Петушок, Петушок»

    Воспитатель: Это же петушок, золотой гребешок. Рассказывает потешку «Петушок, петушок»

    Петушок, петушок,

    Золотой гребешок,

    Масляна головушка,

    Шелкова  бородушка!

    Что ты рано встаешь,

    Деткам спать не даешь?

    Голосисто поешь!

    Воспитатель: Ребята, надо петушка покормить (Воспитатель подносит каждому ребенку игрушку  и предлагает детям подставить ладошку, чтобы «покормить» петушка)

    Воспитатель: А как петушок кричит? (Воспитатель побуждает детей звукоподражать петушку)

    Воспитатель: А кто это еще к нам пришел? Это же курочка (Рассказывает потешку «Курочка»)

    Вышла курочка гулять,

    Свежей травки пощипать,

    А за ней ребятки,

    Малые цыплятки.

    Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

    Не ходите далеко!

    Лапками гребите,

    Зернышки ищите!

    Воспитатель: Ребята, надо курочку покормить (подносит к каждому ребенку игрушку  и предлагает детям подставить ладошку, чтобы «покормить» курочку).

    Воспитатель: А как курочка кричит? (Воспитатель побуждает детей звукоподражать курочке).

    Воспитатель: пора курочке и петушку домой, их ждут малые ребятки, пушистые цыплятки.



    Предварительный просмотр:

    Памятка для родителей № 1

    Чего нельзя делать ни в коем случае:

    1. Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не
      эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще
      раз напомните, что вы обязательно придете.
    2. Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
    3. Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
    4. Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.


    Памятка для родителей № 2

    Советы родителям

    1. В первую очередь родители должны познакомиться с воспитателями.

    2. Приблизительно за месяц можно начинать подготавливать ребенка психологически - рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно, как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим нужно не перестараться - не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.

    3. К режиму детского сада необходимо подготовиться также заблаговременно - обычно детей приводят к 8-9 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час - с 13 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше в 21.00.

    4. В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.

    5. Еда в детском саду отличается от домашней, поэтому родителям стоит заблаговременно подготовить ребёнка, приучая его к обычной и здоровой пище - супам, кашам, салатам и т.д.

    6. Стоит заранее приучать ребёнка к самостоятельности и навыкам самообслуживания.

    7. Собираясь в детский сад, можно и даже нужно разрешать ребенку брать с собой какие-либо игрушки, чтобы он привнёс туда «частичку» родного дома.

    8. Во время прощания с мамой часто ребенок начинает капризничать - держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и "передать" в надежные руки воспитателя (если он сам отказывается идти). Обычно дети, особенно ясельного возраста, плачут минут 5-10 и успокаиваются.

    9. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.

    10. Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать ему как можно больше времени - гулять, играть, разговаривать.

    11. Будьте в контакте с воспитателями – интересуйтесь поведением ребёнка в саду, его отношениями с взрослыми и сверстниками, обсуждайте возникающие проблемы.



    Предварительный просмотр:

    Игра “Вот Я какой!”

    Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

    Ход игры:

    Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. Педагог звенит в погремушку, приговаривает:

    Погремушка играет-
    Деток собирает!

    -  Доброе утро, дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях малыш (достаёт куклу малыша, одетого в песочник или трусики).

    - Ребята, посмотрите какой хороший малыш. Он похож на вас?

    Педагог называет часть туловища куклы и просит детей показать её.

    Игра  “Большие – маленькие”

    Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

    Ход игры:  

    - Дети, сегодня к нам в гости пришел малыш. Покажите ему, какие вы сейчас большие.

    Дети встают в полный рост.

    - А теперь, покажите, какие вы были маленькие.

    Дети приседают на корточки;

    - А какие вы будете, когда станете взрослыми.

    Дети встают на носочки и тянутся руками вверх. Игра повторяется 2-3 раза.

    Игра “Это Я”.

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада.

    Ход игры:  

    - Дети, сегодня к нам в гости пришел малыш. Покажем ему, как мы умеем играть.

    Это глазки. Вот. Вот.               Показывают сначала левый, потом правый глаз.
    Это ушки. Вот. Вот.                
    Берутся сначала за левое ухо, потом — за правое.
    Это нос. Это рот.                    Левой рукой показывают рот, правой нос.
    Там спинка. Тут живот.          Левую ладошку кладут на спинку, правую на живот.
    Это ручки. Хлоп, хлоп.              Два раза хлопают.
    Это ножки. Топ, топ.              Два раза топают.
    Ой, устали. Вытрем лоб.         Правой рукой вытирают лоб.

    - Покажите, где ваши ножки? (Дети показывают ноги).

    - А что умеют делать ваши ножки? (Ходить, прыгать, бегать, топать и т. п.)

    - Покажите малышу, как вы умеете шагать, бегать, играть.


    Игра  “Наши ножки”

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада.

    Ход игры:  

    - Дети, сегодня к нам в гости пришел малыш. Покажем ему, как мы умеем играть.

    Большие ноги шли по дороге.                 Большими шагами идут друг за другом.
    Топ, топ, топ,
    Топ, топ, топ,
    Маленькие ножки

    бежали по дорожке:                              Маленькими шагами бегут друг за другом.
    Топ, топ, топ,
    Топ, топ, топ.
    Ваши ножки убегают,                            
    Возвращаются на свои места.
    Только пяточки сверкают.

    Игра “Пляшут наши детки! ”

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада.

    Ход игры:  

    - Дети, сегодня к нам в гости пришел малыш. Покажем ему, как мы умеем играть.

    Где же, где же наши ручки?                     Разводят руками, удивлённо смотрят друг на друга.
    Где же наши ручки?                                  
     Прячут руки за спину.
    Нету наших ручек !
                                        Выставляют руки вперёд.
    Вот, вот наши ручки!                                Поворачивают ладошки вверх-вниз.
    Вот наши ручки!      

    Пляшут, пляшут наши ручки!                   Показывают фонарики.
    Пляшут наши ручки!
    Где же, где же наши ножки?                  
    Разводят руками

    Где же наши ножки?
    Нету наших ножек!                                

    Вот, вот наши ножки!                            Обхватывают ноги руками
    Вот наши ножки!                                    
    Ритмично хлопают ладошками по ногам.
    Пляшут, пляшут наши ножки!               Ритмично топают ногами.
    Пляшут наши ножки!
    Где же, где же наши детки?                  
    Разводят руками

    Где же наши детки?
    Нету наших деток!                                
    Закрывают лицо ладошами.
    Вот, вот наши детки!
    Вот наши детки!                                    
    Разводят руки в стороны.
    Пляшут, пляшут наши детки!            Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя.
    Пляшут наши детки!


    Пальчиковая игра “Дружные пальчики!”

    Цель: развивать мелкую моторику рук, установить контакт с новым малышом.

    Дружат в нашей группе           Подушечки пальцев одной руки дотрагиваются до
    Девочки и мальчики                   подушечек пальцев другой руки.
    Мы с тобой подружим            
    Пальчики сцепляются в замок.

    маленькие пальчики.

    Игра “Покачай малыша!”

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру.

    Ход игры:  

    Педагог приносит куклу и предлагает по очереди покачать  ее на руках, приговаривая вместе с педагогом:

    Бай, бай, бай, бай,
    Ты, собачка не лай
    И в гудочек не гуди;
    Нашу Лялю не буди.

    Игра  “Подари любовь и тепло”

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру.

    Ход игры:  

    Педагог приносит солнышко в корзинке и предлагает детям по очереди подержать его на руках. Дети обнимают солнышко, передавая, друг другу.

    - Солнышко вас любит, дарит свет и тепло Кате, Саше... И вы, ребята, нежно обнимите его, и подарите ему свою любовь и ласку.

    Игра  “Прыгай веселей”

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру.

    Ход игры:  

    Педагог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

    Прыгай, прыгай веселей!                   Прыгают на двух ногах
    Прыгай, прыгай- побыстрей!
    Вверх, вниз, вверх, вниз!                    
    руки поднимают вверх, вниз
    И немного покружись!                      
    кружатся на месте.
    Мы немножко отдохнём

     и опять играть начнём.


    Игра “Как живёшь?”

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру.

    Ход игры:  

    Педагог предлагает детям сжать пальцы обеих рук в кулачки.

    Как живёшь?            Показать оттопыренный большой палец 
    -Вот так!
    А плывёшь?              
    Вытянуть руки вперёд, затем развести их в стороны
    -Вот так!
    Как бежишь?          
    Согнуть руки в локтях, выполнять ими движения вперёд-назад.
    -Вот так!
    Вдаль глядишь?      
    Приложить ребро ладони ко лбу
    -Вот так!
    Ждёшь обед?          
    Подпереть подбородок кулачком
    -Вот так!
    Машешь вслед?      
    Выполнить кистью ведущей руки движения влево вправо
    -Вот так!
    Ночью спишь?      
    Лечь щёкой на сложенные вместе ладошки.
    -Вот так!
    А шалишь?            
    Надуть щёчки и хлопнуть по ним ладошками.
    -Вот так!

    Игра “Прятки с платком”

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, познакомиться с детьми, доставить радостное настроение.

    Ход игры:  

    Педагог предлагает детям сесть в кружок на ковер. Достает большой платок и по очереди накрывает каждого ребенка, называя его по имени:

    - Где Саша! Ку-ку! Ку-ку! 

    - Где Соня! Ку-ку! Ку-ку!

    Открывая «спрятавшегося» ребенка:

    - Вот Саша!

    - Вот Соня!



    Предварительный просмотр:

    Игра "Маленькие ладушки"

    Цель: учить детей действовать со сверстниками, развивать чувство музыкального ритма.

    Ход игры: дети свободно располагаются на полу. Взрослый поет песню, хлопая в ладоши:

    Ладушки, ладушки,

    Маленькие ладушки,

    Рученьки-крошки

    Хлопают в ладошки.

    (Музыка 3. Левиной, слова Т. Мираджи)

    Протягивает руки к малышам ладонями вверх:

    Вот они ручки!

    Обращаясь к детям, взрослый спрашивает: "А где ручки у Саши (Маши)? Саша, покажи ручки! Где ручки? Вот они!"

    Взрослый поет песню под музыкальное сопровождение, а малыши выполняют движения по показу или совместно с взрослым. Далее дети хлопают в ладоши, повернувшись друг к другу. На последнюю фразу протягивают ручки к сверстнику, касаясь его пальчиков своими. Взрослый хвалит малышей, предлагает заглянуть в глазки партнера.

    Игра "Звонкий бубен" (Русская народная мелодия "Посею лебеду на берегу")

    Цель: учить детей совершать ритмичные действия с бубном под музыкальное сопровождение, подражая сверстнику.

    Оборудование: бубны средней величины по количеству детей.

    Ход игры: взрослый ударяет в бубен, напевая веселую мелодию. Затем предлагает поиграть наиболее активному малышу под музыкальное сопровождение.

    Далее взрослый просит одного из малышей раздать бубны всем детям. Взрослый играет на фортепиано, а малыши ударяют ладошкой по бубну, подражая сверстнику, который стоит напротив.

    Необходимо следить, чтобы дети хлопали по бубну, когда звучит музыка, и прекращали действие с прекращением музыки.

    Игра "Шагаем вместе" (Музыка Р.Шумана "Марш")

    Цель: учить детей вместе шагать по комнате соответственно ритму и характеру музыки.

    Ход игры: малыши со взрослым шагают по комнате под музыкальное сопровождение. Если есть необходимость, можно шагать, держась за руку взрослого. Взрослый обращает внимание детей на то, что начинать и заканчивать движение можно только с началом и окончанием музыки.

    Игра "Гопачек"(Украинская народная мелодия в обр. М. Раухвергера, движения Л.Спарбер)

    Цель: учить малышей действовать вместе со сверстником, менять движения при смене музыки.

    Ход игры: взрослый и малыши держатся за руки, образуя маленький кружок и выполняют движения.

    Такты 1-8 - стучат пяткой об пол, подпевая: "Чок, чок, каблучок"

    Такты 9-16 - быстро топают ногами, напевая: "Ля, ля, ля. ля, ля, ля!"

    Игра "Ладошки" (Русская народная мелодия, слова Н. Блуменфельд)

    Цель: учить детей подпевать, выполняя действия соответственно тексту песни, подражая сверстнику.

    Ход игры: дети свободно располагаются на полу. Взрослый пост песенку с музыкальным сопровождением, выполняя движения в соответствии с текстом и побуждая детей к активным действиям и подпеванию. Другой взрослый помогает малоактивным детям, используя метод совместного действия.

    Ладушки, ладошки, звонкие хлопушки.

    Хлопали в ладошки, отдохнем немножко.

    Хлопают в ладоши. Да! Да! Да!

    Ритмично поглаживают коленки. Кашку варили, ложечкой мешали, Куколку кормили, кошечке давали. Водят пальцем по ладони, как бы помешивая кашу.

    Да! Да! Да!

    Подпевают, ритмично поглаживая коленки.

    Кулачки сложили, кулачками били:

    Тук, тук, тука-тук, тук, тук, тука-тук!

    Стучат кулачком левой руки по кулачку правой и наоборот.

    Да! Да! Да!

    Подпевают, ритмично поглаживая коленки.

    Ладушки устали, деток забавляли.

    Ля, ля, ля, ля, ля, ля! Ля, ля, ля, ля, ля, ля!

    Вращают кистями рук, поднятыми над головой.

    Да! Да! Да!

    Подпевают, ритмично поглаживая коленки.

    Ладушки устали, целый день играли.

    Баю, баю, баю! Баю, баю, баю!

    Складывают ладони и подкладывают под щеку.

    Да! Да! Да!

    Подпевают, ритмично поглаживая коленк

    Игра "Догони зайку"

    Цель: учить детей играть вместе со сверстниками, догонять зайку, не толкаясь, и только, когда закончится песенка, ждать своей очереди.

    Оборудование: плюшевый зайка на резинке.

    Ход игры: малыши свободно располагаются на полу. Взрослый держит на резинке плюшевого зайчика и, показывая детям, как он умеет ловко прыгать, поет песню:

    Зайка к деткам подбежал,

    Возле деток прыгать стал:

    Прыг - скок, прыг - скок -

    Догони меня, дружок!

    (Музыка Е.Тиличеевой, слова Ю.Островского)

    Зайчик скачет перед детьми. С окончанием песни взрослый отбрасывает зайку в сторону и восклицает: "Аи, убежал зайка!". Малыши бегут за зайчиком. Взрослый дает детям возможность погладить зайку, подержать его, затем прячет за спину и предлагает детям позвать его. Малыши повторяют за взрослыми: "Зая, зая, зая!" Зайка появляется и снова скачет. Игра повторяется столько раз, сколько у детей сохраняется интерес к ней.

    Игра "Веселые ложки" (Русская народная мелодия "Ах, ты, береза")

    Цель: учить детей начинать и заканчивать игру всем одновременно и вместе с музыкой, развивать чувство музыкального ритма.

    Оборудование: музыкальный центр, две кошечки би-ба-бо, деревянные ложки по количеству малышей, ширма.

    Ход игры: на ширме появляются две кошки - би-ба-бо, каждая держит в лапках по деревянной ложке: Мы, серенькие кошки, Сыграем вам на ложках.

    Кошки "исполняют" аккомпанемент к русской народной музыке, звучащей в аудиозаписи, дети хлопают в ладоши. Далее кошки раздают детям деревянные ложки (каждый ребенок подходит к ширме и получает ложки). Детям объясняют, как надо ержать ложки и играть. Малыши исполняют ритмический аккомпанемент к музыке, кошки пляшут.

    Игра "Подружились" (Русская народная мелодия "На горе мы пиво варили")

    Цель: учить детей выполнять движения соответственно частям музыкального произведения, доброжелательно относиться к сверстнику.

    Ход игры: взрослый предлагает детям взять партнера за руку, встать на середину комнаты и показать, как они дружат, любят друг друга, жалеют: такты 1 - 8 (дети гладят друг друга по головке); такты 9-17 (берутся за руки и медленно кружатся, по окончании музыки обнимаются).

    Необходимо следить за тем, чтобы дети осторожно гладили друг друга, не доставляя неприятных ощущений, не дергали за волосы, не хлопали партнера по голове.



    Предварительный просмотр:

    Румяные щечки

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, установить с ним контакт.

    Ход игры: игра проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.

    - Покажи, где у Маши щечки? Покажи, где у Маши  носик?...

    Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не названия, а назначение части лица и тела.

    - Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?

    Зеркало

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, установить с ним контакт.

    Оборудование: большое зеркало.

    Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый рассматривает вместе с ребенком его отражение в зеркале – лицо, тело, одежду.

    - Кто там? Это наш Ваня. Покажи, где у тебя голова. А где волосы? Покажи пальчики. А где у тебя лежит платочек? Вот он в кармане. А где у Вани штанишки? Покажи, что у тебя на ногах. Это тапочки и т.д.

    Посидим, полежим!

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, познакомить ребенка с группой.

    Ход игры: занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их.

    - Где стол? Где стул? Покажи! Где кровать? А где диван? И.т.

    Далее можно не называя предметы мебели, указать их назначение.

    - Покажи на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? И т.д.

    Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет предмет мебели.

    - Правильно – это стол. За столом будем кушать. А это шкаф – там лежит одежда и т.д.

    Котята

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, доставить радостное настроение.

    Ход игры: Предложите детям поиграть в котят. Комментируйте свои действия словами:

    – Сейчас мы превратимся в котят. Делайте, как я.

     Мяу-мяу, умываюсь, (движения умывания)

     Всем на свете улыбаюсь! (улыбнитесь)

    Мишка косолапый

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, доставить радостное настроение.

    Ход игры: Предложите детям игру в мишку.

    – Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

     Мишка косолапый по лесу идет (ходьба вперевалку)

     Шишки собирает, песенку поет  (делаем движения, словно подбираем с земли шишки)

     Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб! (легонько ударяем ладошкой по лбу)

     Мишка рассердился и ногою – топ! (делаем сердитое выражение лица и топаем ногой).

    Заиньки

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, доставить радостное настроение.

    Ход игры: Предложите детям игру в зайчиков.

    – Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

     По лесной лужайке
    Разбежались зайки. (легкий бег)

     Вот какие зайки,
    Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

    Сели зайчики в кружок, (присели)

     Роют лапкой корешок  (движение рукой)

     Вот какие зайки,
    Зайки-побегайки (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

    Чудо-цветок

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, доставить радостное настроение.

    Ход игры: Предложите детям такую игру.

    (руки согнуты в локтях, складываем руки накрест и сцепляем ладони большими пальцами, шевелим пальчиками).

     Шевелятся у цветка
    Все четыре лепестка.
    Я цветок сорвать хотел,
    Но цветок вдруг улетел.
     (разъединяем большие пальцы, руки разводим в стороны).

    – Вы догадались, что это был за «цветок»? (бабочка).


    Мы ногами топ-топ-топ!

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь в игру.

    Ход игры: Предложите малышам новую игру.

     Мы ногами топ-топ-топ! (топаем, высоко поднимая ноги)

     А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп! (хлопаем в ладоши)

    Ай да малыши!

    Ай да крепыши! (руки на пояс, кружимся)

    Вот такие мы!

    Часы тикают

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, познакомить с оборудованием группы (часы).

    Ход игры: взрослый показывает ребенку настольные часы и предлагает послушать, как они «разговаривают»

    - Это часы. Когда они идут – тикают: тик-так, тик-так!

    Воспитатель предлагает детям воспроизвести тиканье часов, если у ребенка не достаточно четкое звукопроизношение, упражнение повторяется несколько раз.

    Лошадка

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь в игру.

    Ход игры: взрослый показывает ребенку лошадку и объясняет, что она кричит «И-и-и» и предлагает ребенку повторить.

    Далее воспитатель предлагает поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка – «лошадку» ключиком, и тот произносит «И-и-и».

    Прятки

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь в игру.

    Оборудование: Игрушки – мишка, зайчик, машинка, мячик, петушок, котик, кукла, ведерко и др.

    Ход игры: игра проводится индивидуально или в группе детей. Перед началом игры взрослый раскладывает игрушки в разных местах – на стуле, под столом, на полке и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны.

    - Вот к нам пришла кукла Маша, она плачет, Знаете почему она плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможет Маше найти игрушки. Ваня ты найди мишку. Молодец Ванечка нашел мишку! Смотри как Маша радуется. А ты Оля найди мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу. И т.д.

    Количество игрушек постепенно увеличивается. Можно давать задание принести две игрушки и более.

    В дальнейшем можно использовать другие знакомые детям предметы.


    У кого картинка?

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь в игру.

    Оборудование: предметные картинки по разным темам по количеству детей.

    Ход игры: каждому ребенку раздать по одной предметной картинке.

    - Посмотрите какие у вас красивые картинки. Они все разные. Давайте поиграем в интересную игру. Я буду называть слово, а вы слушайте внимательно. У кого такая картинки пусть ее поднимет. «Цветочек» Маша подняла картинку с цветочком. Правильно, Маша, у тебя на картинке цветочек. Покажи всем твой цветок. Следующее слово - «птичка». У кого птица? Ни кто не поднимает картинку… Где же птица? Кто ее найдет? Вот птичка у Димы! Дима, поднимай картинку. И т.д.

    В дальнейшем можно проводить эту игру по темам, например «Игрушки», «Одежда», «Животные» и др. При этом материал для игры необходимо отбирать так, чтобы он был знаком детям. Предлагаемые для игры картинки должны быть конкретные, легко узнаваемые, с достаточно крупным и четким изображением. Со временем можно увеличить количество используемых картинок (например раздать по две и более).

    Покажи картинку.

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь в игру.

    Оборудование: предметные картинки по разным темам по количеству детей.

    Ход игры: игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. По очереди просите детей найти и показать нужную картинку.

    - Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все они разные. Саша покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша покажи куклу. И т.д.

    В этой игре можно подбирать картинки из разных темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок, предлагать детям за один раз найти и показать сразу несколько 2 – 3.

    Отгадай загадку - покажи отгадку!

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь в игру.

     Оборудование: предметные картинки по разным темам.

    Ход игры: игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. Можно давать общую инструкцию для всех, а можно загадывать загадки каждому ребенку по очереди.

    - А сейчас мы будем отгадывать загадки. Покажите чем едят суп (картинка – «ложка»); покажите, что катится (картинка – «мячик» ). Найдите и покажите, что можно есть (картинки – «яблоко», «конфета»). И т.д.

    Если дети затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать развернутое описание нужного предмета. Если дети не смогли наqти нужную картинку, следует показать им реальный предмет, описать его свойства, обыграть его.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сопровождение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в рамках непосредственно образовательной деятельности

    В данном материале представлены 3 из 15, разработанных мною развивающих адаптационных занятий (непосредственно образовательная деятельность) для детей 1,5-3 лет. Занятия (непосредственно образовательн...

    Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

    Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

    Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

    Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»

    ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...

    "Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

    Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект   "Добро пожаловать в детский...

    Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

    Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....


     

    Комментарии

    Егорова Екатерина Валентиновна

    Большое спасибо за полезный и нужный материал!