Перспективный план "Воспитание навыков безопасного поведения в быту."
календарно-тематическое планирование (средняя группа) по теме

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому необходимо сформировать у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, научить их соблюдать определенные правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №45»муниципального образования города Братска

Перспективный план по теме

 «Воспитание навыков безопасного поведения в быту»

Средняя группа

Составила

Анненкова Алена Евгеньевна

Воспитатель МБДОУ «ДСКВ №45»

Братск 2009

Сентябрь.

Тема. Предметы, требующие осторожного обращения.

Цель. Уточнить представления детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Усложнения

Работа с родителями

Занятие «Как могут стать опасными домашние вещи»

П/с: Познакомить детей с предметами, требующими осторожного обращения, их назначением.

Продемонстрировать, какие опасные ситуации могут возникнуть дома.

Развивать внимание, воображение.

Воспитывать сочувствие, умение сопереживать.

Беседы с детьми о бытовых предметах, которые есть у них дома.

Рассматривание иллюстраций в книге «Твоя безопасность» К.

Белая

Цель. Закреплять умение рассказывать о бытовых предметах.

Экскурсия по игровому    уголку «комната», «кухня».

Цель: Уточнить, расширить представления детей о предметах окружающих их в доме.

Д/и «1,2,3, что может быть опасно – найди»

Цель. Закрепить умение выбирать игрушки, которыми можно играть детям.

Д/и «Подбери игрушку Танюшке»

Цель. Закрепить умение выбирать игрушки, которыми можно играть детям.

Д/и «Четвертый лишний»

Цель. Закрепить понятия об опасных предметах.

Д/и «Разрезные картинки»

Цель. Закрепить понятия об опасных предметах.

Д/и «Найди пару»

Цель. Закрепить представления об опасных предметах.

Составление рассказов по мнемотаблицам.

Цель. Закрепить умение рассказывать о бытовых предметах

Составление рассказа с использованием модели.

Использование на плане знаков - символов

Проведение игры в уголке старшей группы.

Раскладывание опасных и безопасных игрушек в коробочки.

Выполнение задания без образца.

Объяснение, чем опасен данный предмет.

Анкетирование родителей.

Консультация «Привычка к безопасности»

ОКТЯБРЬ

Тема. Острые предметы.

Цель. Закрепить представления об острых, колющих, режущих предметах, предостерегать от несчастных случаях в быту.

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Усложнения

Работа с родителями

Занятие «Бабушкина шкатулка»

П/с «Закреплять знания об острых предметах и правилах безопасного обращения с ними.

Формировать умение придумывать свои загадки.

Продолжать учить ориентировке в пространстве (по плану). Закрепить умение ходить по ограниченной поверхности змейкой, перешагивая пенечки.

Вырабатывать умение рассказывать стихотворение с использованием        жестов, мимики.

Развивать внимание, память. Воспитывать сочувствие, умение сопереживать.

Чтение «Истории вещей»

Цель. Закрепить знания об истории возникновения предметов.

Заучивание стихотворения «Дом в порядке содержи…»

Цель. Закрепить правила хранения острых предметов.

Игра «Соедини по точкам»

Цель. Закрепить представления об острых предметах.

Чтение Е. Казакова «Чик - чик ножницы».

Цель Закрепить правила пользования ножницами.

Загадывание загадок об острых предметах.

Цель. Закрепить знания об инструментах, их назначении.

Придумывание сказки с другим концом «Спящая красавица».

Цель. Закрепить правила обращения с острыми предметами.

Обсуждение проблемной ситуации «Как Иришка наступила на иголку»

Цель. Закрепить правила хранения острых предметов.

Придумывание сказки про двух братьев Ивана и Митрофана (по картинке).

Цель Закрепить названия инструментов.

Совместное изготовление коллажей. Цель. Закрепить умение находить опасные предметы среди других.

Просмотр мультфильма «Какими опасными могут быть острые предметы».

Цель.закрепить правила  обращения с острыми предметами

Рисование острых предметов.

Рассказывание с использованием жестов, мимики.

Закрашивание опасных предметов – красным, простых – зеленым цветом.

Составление рассказа из личного опыта

Рисование отгадок.

Рисование придуманной совместно с родителями сказки.

Составление правил обращения с иглами.

Составление правил обращения с инструментами.

Вырезание предметов для коллажа

Составление сюжетной сказки о жизни изображенных зверюшек.

Рекомендации «Что должны знать дети 4-5 лет о безопасном поведении в быту».

Проведение родительского собрания по проблеме обеспечения безопасности жизнедеятельности детей 4-5 лет.

Памятка для родителей «Как избежать опасных ситуаций , связанных с использованием инструментов»

НОЯБРЬ

Тема. Опасные предметы на кухне и в ванной.

Цель. Ознакомление с предметами повышенной опасности, находящимися на кухне и в ванной и правилами пользования ими.

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Усложнения

Работа с родителями

Занятие «Кухня – не место для игр»

П/с. Закреплять знания детей о предметах повышенной опасности, находящихся на кухне и правилах пользования ими. Продолжать формировать представления о правилах поведения на кухне, используя знаковую символику. Закрепить правила обращения с горячими предметами. Вызывать желание осторожно вести себя на кухне. Развивать логическое мышление, внимание, память. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность.

Моделирование ситуации !Приготовление пищи в игровом уголке»

Цель. Закрепить умение пользоваться теркой, ножом.

Д/упражнение «Банка варенья».

Цель. Формировать навыки безопасного образа жизни.

Д/и «Внимание! Опасно!»

Цель. Формировать навыки безопасного образа жизни.

Загадывание загадок о предметах, находящихся на кухне.

Цель. Развивать логическое мышление.

Чтение рассказа Ю. Пермяка «Торопливый ножик».

Цель. Закреплять умение высказывать свое отношение к поступкам.

Работа в рабочей тетради «Не беспокойся, мама» И. Сокованя.

Цель закрепить правила обращения с горячими предметами.

Игра – придумывание «Как непослушный котенок обжог себе лапу»

Цель. Развивать творческое воображение.

Чтение сказки» Наводнение в кукольном домике»

Цель. Закрепить правила поведения в ванной.

Проблемная ситуация «Что забыли убрать взрослые».

Цель Закрепить опасные предметы, находящиеся в ванной.

Игра – лабиринт «Попробуй – доберись»

Цель. Расширять представления детей о правилах пользования предметами, находящимися в ванной.

Приготовление салата из моркови.

Придумывание сказки от имени банки

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Придумывание своих загадок

Составление рассказа из личного опыта

Раскрашивание предметов соответствующим цветом (Красный, желтый, зеленый)

Рисование на тему сказки.

Использование знаков – символов.

Обвести опасные и неопасные предметы соответственно красным и зеленым цветом.

Консультация «Опасные игры»

Домашние задание «Обозначит знаками – символами все опасные предметы на кухне и в ванной»

ДЕКАБРЬ

Тема. «Электроприборы»

Цель. Расширять сведения о том, чем опасны некоторые электроприборы и бытовая техника дома. Формировать знания о правилах обращения с ними.

Образовательная

 деятельность

Совместная деятельность

Усложнения

Работа с

 родителями

Занятие «Осторожно – электроприборы»

П/с  Познакомить детей с первоначальными сведениями об электрическом токе, его полезных свойствах. Формировать знания о правилах обращения с электроприборами, используя знаковую символику.

Развивать логическое мышление, фантазию.

Закреплять умение правильно пользоваться карандашами, обводя точки.  

Воспитывать желание оказать помощь другим.

Д/и «Наши помощники и враги дома»

Цель. Закрепить знания о правилах пользования электроприборами.

Чтение сказки Шорыгиной «Проводок» Цель. Закрепить представления о правилах пользования электроприборами.

Д/и «Основы безопасности в доме» Цель. Формировать знания о правилах обращения с э/приборами.

Д/упражнение «Включаем телевизор» Цель. Углубить представления детей о правилах обращения с бытовой техникой.

Игра – лото «Осторожность» Цель. Развивать бытовые навыки, учить надлежащему обращению с бытовой техникой.

Инсценировка «Малыш и Карлсон одни дома» Цель. Воспитывать чувство осторожности в обращении с э/приборами.

Изготовление  коллажа «Наши помощники» Цель Закрепить знания об э/приборах.

Чтение сказок об э/приборах. Цель. Углублять знания детей об э/ приборах.

Загадывание загадок об э/приборах Цель. Закреплять знания об э/приборах

Разучивание стихотворения Г. Шалаевой «Ты, малыш, запомнить должен…» Цель. Закреплять правила обращения с э/приборами.

Использование знаков – символов.

Подбор соответствующих иллюстраций.

Составление тематического рассказа о жизни изображенных зверюшек.

Составление правил обращения с э/приборами с использованием символов.

Придумывание детьми своей концовки сказки.

Вырезывание предметов

Рисование на тему сказок.

Придумывание своих загадок.

Рассказывание стихотворения с помощью жестов, мимики.

Изготовление макетов бытовых э/приборов.

Консультация «Обратите Внимание! (предотвращение несчастных случаев

дома)»

ЯНВАРЬ  - ФЕВРАЛЬ

Тема. «Пожарная безопасность»

Цель. Расширять сведения детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Дать детям элементарные знания о необходимости безопасного обращения с огнем. Познакомить с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара.

Образовательная

деятельность

Совместная деятельность

Усложнения

Работа с родителями

Занятие «Спички детям – не игрушки»

П/с. Познакомить детей с опасностью, которую представляют собой спички, со свойствами огня.

Закрепить правила поведения при возникновении пожара.

Развивать воображение, творчество.

Воспитывать    навыки правильного поведения со спичками.

Просмотр мультфильма «Огонь – друг или враг?»

Цель. Познакомить со свойствами огня.

Чтение сказки «Снежинка».

Цель. Выяснить, какие елочные игрушки могут быть пожароопасными и почему.

Д/и «Четвертый лишний».

Цель. Найти предмет, который может стать причиной пожара.

Инсценировка «Загадки Деда Мороза и Снегурочки»

Цель. Формировать навыки пожароопасного поведения в период новогодних и рождественских праздников.

Познавательная игра «Огонь – друг, огонь – враг»

Цель. Закрепить знания о том, что при умелом обращении с огнем он приносит пользу, при неосторожном – вред

Д/и «Источник опасности – пожар»

Цель. Закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах их возникновения и правилах поведения в таких ситуациях.

Д/упражнение «Горящие – не горящие предметы».

Цель. Расширить сведения детей о предметах опасных в противопожарном отношении.

Разучивание пословиц, поговорок об огне.

Цель. Закрепить знания о причинах пожаров.

Сюжетно – ролевая игра «Пожарники»

Цель. Формировать интерес к труду пожарных.

Рисование елки, пожароопасных игрушек.

Использование знаков – символов.

Ввести фишки - половинки для дополнительных ответов.

Моделирование последовательности действий в опасных ситуациях.

Закрашивание кружков у горящих предметов – красным цветом, у не горящих – зеленым.

Рекомендации      «На всякий пожарный»

Тест «Проверьте себя» Тест «Вы умеете?»

Конкурс книжек – малышек, изготовленных руками родителей на противопожарную тему.

П/и «Потушим пожар»

Цель. Закрепить правила поведения при возникновении пожара.

Знакомство с алгоритмом поведения при пожаре.

Цель. Закрепить поведение при возникновении пожара.

Игра – драматизация «Теремок», «Заюшкина избушка» (придумывание сказки с другим концом)

Цель. Закрепить причины возникновения пожара.

Д/и «Волшебный телефон»

Цель. Закрепить диалоги при вызове пожарных.

Изготовление коллажей «Тушение пожара».

Цель. Закрепить знания о пожарных.

Н/игра «Осторожность».

Цель. Закрепить навыки надлежащего обращения с огнем.

Чтение стихотворения Г. Шалаевой «Я спичек коробок нашел…»

Цель. Закрепить знания о причинах возникновения пожара.

Настольный театр «Кошкин дом».

Цель. Формировать навыки правильного обращения с огнем.

Моделирование ситуации на макете «Пожар в доме».

Цель. Закрепить действия при пожаре.

Словесная игра «Верите ли»

Цель. Закрепить знания о причинах пожара.

Проведение в виде эстафеты на время.

Ввести новый персонаж – лесной пожарный.

Тренинг с телефоном.

Вырезывание предметов для коллажей.

Роль ведущего выполняет ребенок

Заучивание наизусть.

Введение новых персонажей (по желанию детей)

На правильное высказывание – показ зеленого кружка, на неправильное - красного

МАРТ

Тема. Лекарства. Первая медицинская помощь.

Цель. Продолжать формировать представления о правилах обращения с лекарствами. Познакомить с элементарными правилами оказания первой медицинской помощи.

Образовательная

деятельность

Совместная деятельность

Усложнения

Работа с родителями

Занятие «В гостях у Айболита» (с участием медсестры)

П/с. Закреплять умения оказывать себе и другому первую помощь при порезах, ожогах, ушибах.

Закреплять представления о правилах обращения с лекарствами.

Развивать внимание, память. Воспитывать сочувствие, умение сопереживать, готовность помочь другому.

Чтение сказки Г. Шорыгиной «Неосторожная Резвушка»

Цель. Закрепить правила обращения с лекарственными веществами.

Заучивание стихотворения «Таблетки – не конфетки».

Цель. Закрепить представления детей о правилах обращения с лекарствами.

Д/и «Первая помощь».

Цель. Знакомить с элементарными приемами оказания первой медицинской помощи.

Д/упражнение «Собери аптечку».

Цель. Расширять знания детей о лекарственных веществах, их применении.

Д/и «Если малыш поранился»Цель. Продолжать учить элементарным приемам оказания первой медицинской помощи.

Работа в рабочей тетради «Путешествие в Растяпию»

Цель. Закрепить приемы оказания первой медицинской помощи.

Обыгрывание ситуации «С Мишкой случилась беда».

Цель. Закрепить последовательность оказания первой элементарной помощи.

Развивающая игра «Основы безопасности в доме»

Цель. Закрепить правила обращения с лекарственными средствами.

Чтение книги О. Корнеева «Осторожным надо быть».

Цель. Закрепить правила обращения с лекарствами.

Театр на фланелеграфе «Доктор Айболит».

Цель. Воспитывать уважение к профессии врача.

Просмотр мультфильма «Как Непослуха съел витамины»

Цель. Закреплять правила обращения с лекарствами.

Придумывание другого окончания сказки.

Назначение ведущим ребенка.

Использование знаков – символов.

Заучивание стихотворных правил.

Использование алгоритма оказания первой медпомощи.

Составление тематического рассказа по картинкам.

Придумывание более развернутого сюжета.

Рекомендации «Обучение дошкольников безопасному поведению»

Школа для занятых родителей «И весело, и полезно»

АПРЕЛЬ

Тема. Контакты с незнакомыми людьми дома.

Цель. Познакомить детей с правилами поведения в случае, если в дом приходит незнакомец. Вырабатывать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, при контакте с опасными людьми.

Образовательная

деятельность

Совместная деятельность

Усложнения

Работа с родителями

Занятие «Уроки дяди Степы»

П/с Познакомить детей с правилами поведения в случае, если в дом звонит или приходит незнакомый человек.

Способствовать  осознанному восприятию правил поведения в данной ситуации, вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.

Развивать внимание, осторожность, память.

Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность.

Рассматривание альбома «Правила личной безопасности».

Цель. Закрепить знания детей о правильном поведении с незнакомыми людьми.

Заучивание стихотворения Г. Шалаевой «Если в дверь звенит звонок…»

Цель. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в данной ситуации.

Развивающая игра «Основы безопасности в доме».

Цель. Развивать навыки правильного поведения с незнакомцем, пытающимся проникнуть в квартиру.

Инсценировка сказки «Кот, петух, лиса».

Цель. Обратить внимание на поведение петуха и последствия этого.

Проблемная ситуация ситуация «Звонок незнакомца»

Цель. Закрепить правильные ответы незнакомым  людям.

Работа в рабочей тетради «Нет» спасет от бед».

Цель. Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.

«Моделирование доброго и злого человека»

Цель. Закрепить знания детей о том, что люди бывают разные, правилах поведения при контакте с незнакомыми людьми.

Чтение стихотворения «1,2,3,4 Дима был один в квартире».

Цель. Закрепить правила поведения при опасных ситуациях, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми дома.

Составление рассказов по началу данному воспитателем.

Цель. Закрепить знания о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми.

Составление рассказов по картинке.

Придумывание своих знаков-символов к данной ситуации.

Придумывание сказки с другим концом.

Раскрашивание козлят красным, желтым, зеленым цветом.

Вырезание отдельных деталей лица.

Использование мелких игрушек, обыгрывание придуманной ситуации.

Консультация « Главный сказочный урок»

Домашнее задание « Моделирование ситуации «Звонок по телефону», «Звонок в дверь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по результатам тематической проверки «Система работы в ДОУ в процессе развития навыков безопасного поведения в быту, природе, на улице у детей дошкольного возраста»

Методический материал по реализации образовательной области "Социально-коммуникативно развитие" в разделе "Безопасность".(Справка по тематическому контролю, справка по итогам конкурса Центр "Безопасно...

Статья Ящук Е. В. Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Постановка проблемы. Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой об...

Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста

Презентация "Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста"...

«Формирование навыков безопасного поведения старших дошкольников в быту в процессе игровой деятельности»

Проблема формирования основ безопасного поведения, умение выбрать тот способ взаимодействия с  окружающим миром, который был бы приемлем для самого ребенка....

Дидактическая игра для детей по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту

Дидактическая игра для детей по формированию у детейстаршего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту: "Исключение лишнего"Цель игры: найти карточку с источником опасности к...

Перспективное планирование по теме: «Формирование навыков безопасного поведения у детей в быту» (подготовительная к школе группа)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Перспективное планирование по теме:«Формирование навыков безопасного поведения у детей в быту»(подготовительная к школе группа)...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ И В ПРИРОДЕ

Описание методов и приёмов формирования у детей навыков безопасного поведения в быту и в природе из опыта воспитателя детского сада...