Использование народной педагогики в системе музыкального воспитания дошкольников
статья по теме

Грицышина Наталья Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_nar_pedagogiki.docx16.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование народной педагогики в системе музыкального воспитания дошкольников

Грицышина Наталья Васильевна,

Музыкальный руководитель  МДОУ «Детский сад № 78» г. Белгорода

     

     Полноценное развитие современного общества трудно представить без определенных культурных ценностей, среди которых большое значение имеют народные традиции. Народное творчество (музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, ремесла, предметы быта) являются значительной частью культурного опыта человека. Оно вобрало в себя все лучшее, что было накоплено обществом на протяжении многих веков. Фольклор является исключительно значимым дидактическим материалом в воспитании детей. Многие жанры народного творчества – незаменимая школа эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания детей. Воспитательно-обучающие возможности фольклора особенно ощутимы в работе с дошкольниками, поскольку в этом возрасте дети особенно восприимчивы, у них еще только формируется мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки и способности. Проблема использования  народной культуры в воспитании детей в последнее время  весьма актуальна, т.к.  знакомство с фольклором в  дошкольных учреждениях идет лишь на уровне поверхностного изучения.

     Большие возможности погружения ребенка в мир народного искусства, обучения языку народной музыки открываются перед педагогами дошкольных учреждений. Их музыкально-педагогическая деятельность, предполагающая активное использование средств народной педагогики в учебно-образовательном процессе, может включать несколько направлений.

     Первое – составление перспективного плана работы с включением причисляемых к фольклору словесных, музыкальных, хореографических видов народного творчества во все формы организации музыкального воспитания.

     Второе – проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках, обрядах.

      Ознакомительные беседы ориентируются на имеющиеся теоретические сведения об особенностях русских народных песен, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью крестьян, а также праздниками и обрядами, на которых они звучали. Педагоги читают детям рассказы русских писателей, где говорится о народной музыке, используют в беседах иллюстрации к русским народным сказкам, творения народных мастеров, знакомят детей с народными музыкальными инструментами, их звучанием и историей происхождения. Большую помощь могут  оказать записи  подлинных образцов народных песен в исполнении выдающихся певцов и фольклорных ансамблей. Ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней.

     Третье направление – работа с детьми по формированию певческих навыков.

     Решение задачи развития певческого голоса ребенка дошкольного возраста предполагает активную работу со специально подобранным репертуаром. Специалисты признают лучшими произведениями для разучивания народные мелодии с ограниченным диапазоном и нисходящим мелодическим движением. Сам характер народных песен («поющийся» текст, удобный ритмический рисунок напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы) способствует выработке легкого, льющегося звука, ровных по интонированию гласных.

     С учетом традиции звучания народной песни одной из задач является обучение детей пению без сопровождения. Сама мелодическая структура многих народных песен помогает формированию этого умения: небольшой диапазон, ясная ладовая основа, несложные приемы развития музыкального материала. В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются такие важные навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования.

     Четвертое направление – музыкально-образовательная работа.

     Педагог формирует представления детей о таких средствах выразительности, как темп, динамика, регистр, тембр, метроритм в процессе ознакомления с известными и доступными жанрами детского фольклора, включения его во все виды исполнительской деятельности. При этом использование произведений устного народного поэтического творчества для музыкального развития детей является не менее важным, чем работа с песенным материалом. Прибаутки, считалки, потешки и произведения других жанров обладают такой же музыкальной ценностью, как и детские песни, и их роль в работе с дошкольниками не менее значительна.

     Пятое направление – использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании знакомого детям фольклорного репертуара.

     Естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласования движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления.

     Шестое направление – включение фольклорного материала в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность.

     Разученные на занятиях песни, танцы и игры становятся близкими и доступными ребенку, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях. Педагоги организуют участие дошкольников в массовых хороводных играх  и плясках, инсценировании песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет детям наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара.

     Седьмое направление – использование средств народной педагогики в различных режимных моментах дня и нерегламентированной деятельности.

     Педагог дошкольного учреждения имеет возможность познакомить детей с важными датами народного календаря. Народное понимание года как круга жизни отражено в былинах, сказках, пословицах, загадках.  Введение фольклора во все события текущего дня делает детскую жизнь богаче, интереснее, красочнее и одухотвореннее.

     Крайне важно взаимодействие педагога с семьей. Только в тесном сотрудничестве с родителями должны решаться задачи воспитания и развития ребенка. Необходимо помнить, что возраст дошкольного детства – период, когда ребенок особенно привязан к дому, семье. Для него важным являются, прежде всего, те ценности, которые признаются его родителями. Поэтому эффективность проводимой в детском саду работы зависит от отношения к ней в семье ребенка. Идеи, опыт народной педагогики может стать предметом обсуждения на родительских собраниях, в индивидуальных беседах с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Оздоровительная функция музыки как соответствующая система музыкального воспитания дошкольников"

Для современного этапа развития нашего общества характерен процесс пересмотра ценностных оснований социального существования человека. Оптимизация общественной жизни России невозможна без граждан, кот...

Использование народной педагогики в системе музыкального воспитания дошкольников

Ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к ос...

Семинар-практикум «Использование современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста».

Семинар-практикум «Использование  современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста»....

Мастер – класс для педагогов "Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки"

 Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре....

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Технология «ОРФ-педагогика», как система музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Орф-педагогика является сферой музыкальной педагогики, где совместно с музыкальным развитием решаются важные коммуникативные, социальные задачи.Занятие в обязательном порядке включает в себя следующие...