Программа "Творческая деятельность на материале сказок".
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Четверухина Светлана Валерьевна

 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Советские психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец) считают, что эмоции, подобно умственным и волевым процессам, формируются на протяжении детства, в результате овладения ребенком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм и идеалов.

Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. 

 Формирование эмоций и чувств, развитие понимания и вербализация  эмоциональных состояний детьми старшего дошкольного возраста должна рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере, повышается уровень понимания детьми эмоциональных состояний, что выражается в умении правильно реагировать на эмоциональные состояния окружающих, проявлять эмпатию, у ребёнка меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Способность ребёнка познавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать. Действенным средством для этого является творческая деятельность (на материале сказок).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_attestacii.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                               

Программа: Творческая деятельность на материале сказок.

Пояснительная записка

Цель программы: развитие у старших дошкольников навыков осознания и вербального выражения собственных эмоциональных состояний и умение понимать эмоциональные состояния  окружающих.

         Задачи  программы:

- Развивать представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать.

- Развивать умение вербально передавать собственное и чужое  эмоциональное состояние через его называние, описание.

-.Перенести полученные этические представления, которые дети приобретут в процессе работы над сказками, в  жизнь и деятельность.

-.Совершенствовать у детей умение жалеть, защищать, помогать и    

поддерживать доброжелательную атмосферу в группе.

Принципы построения программы:

           Принцип системности. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
          Принцип соответствия возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
            Принцип адекватности требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном “подтягивании” дефицитарных функций.
           Принцип постепенности и системности, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
           Принцип индивидуализации темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
          Принцип коммуникативности. Обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним.
          Принцип коллективизма. Создаются условия для активной работы всех детей группы.
          Принцип наглядности. Обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися.
           Принцип развивающего обучения. Учет зоны ближайшего развития.
          Принцип единства диагностики и коррекции. Коррекция проводится на основе результатов проведённой диагностики.

Структура программы:

           Разрабатывая  программу по данной теме, я учитывала, что дети дошкольного возраста не владеют, в силу возрастных особенностей, навыками анализа сказок. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому мы включаем ребенка в различные виды творческой деятельности и использовали следующий пошаговый алгоритм работы над сказками.

1. Ритуал «входа» в сказку.

2.  Беседа о прочитанном.

3.  Рассматривание иллюстраций.

4.  Игры-беседы детей с персонажами.

5.  Этюды на выражение эмоций у детей.

6.  Игры-драматизации по содержанию сказок.

7.  Рисование на сюжет сказки.

8. Ритуал «выхода» из сказки.

9.  Установление связи между идей сказки и жизненным опытом детей.

Рассмотрим условия реализации данного алгоритма.

         Для того чтобы ребенок лучше «воспринимал» то, что с ним происходит в сказке,  был использован ритуал вхождения в Волшебную Страну. Каждое занятие программы начинается приветствием друг друга улыбкой. Тем самым ребята настраиваются на положительную эмоциональную атмосферу внутри группы. В течение каждого занятия я наблюдала за динамикой эмоционального состояния детей.

Главное  условие воздействия сказки на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованию глубины содержания сказки. Одного лишь прочтения недостаточно, чтобы оценить то, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане.

Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения сказки я проводила беседы с детьми  по осмыслению прочитанного. Тщательно продумывая вопросы, которые должны стимулировать эмоциональное отношение ребенка к прочитанному. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания  в речи.

Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание  уделяли  анализу  эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а так же умению определять настроение  при рассматривании пейзажных картин.

При работе над сказками очень мы использовали, прием игры-беседы с персонажами  сказок. Цель данного приема – оценить то, насколько детям понятно  содержание  сказки, то, как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям.

Для углубленного понимания детьми эмоциональных состояний персонажей и подготовки к проведению  игр – драматизаций проводилась работа над этюдами, предложенными в книге М.И. Чистяковой "Психогимнастика". Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить переживания героев, а так же ведут к закреплению у них навыка перевоплощения в героев художественных произведений.

Следующий этап в работе над сказкой — это игра-драматизация. Она обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.                       

         Практически каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка, который является итогом работы, своеобразной рефлексией и объединяет в себе все впечатления, полученные в ходе занятий. Заканчивается каждое занятие традиционными прощаниями, предложенными в книге Н.И. Монаковой «Путешествие с гномом».

Как этап закрепления работы над сказками, включается процесс переноса  ситуаций из сказок в жизнь детей группы. Представления, полученные детьми из сказочных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Главным принципом остаётся стремление вызвать у ребёнка не только сопереживание героям, но и сочувствие, настолько активное, чтобы оно в свою очередь побудило импульс к внутреннему содействию. Необходимо создать условия (игровые или жизненные), в которых это внутреннее содействие могло бы реализоваться.

Организация работы:

Программа рассчитана на 10 занятий, проводимых 2 раза в неделю.

Длительность одного занятия 30 минут, форма работы групповая.

№ Занятия,

Название

Задачи занятия

Вводный этап

Основной этап

Заключительный этап

1. Вводное занятие

-Создать настрой на совместную работу,

-дать детям понятие о настроении, о том, что  оно бывает разное, учить замечать, какое настроение у друзей,

-познакомить детей с набором  пиктограмм, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике.


Иллюстрации: подборка "Разное настроение", художественное слово, вопросы,


Игра: "Какое настроение",



Беседа о

Настроении,

Беседа:«Эти рожицы странные»

Предложить игру "назови словом",

Заключение

2.Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Новая кукла»


-Познакомить детей с эмоцией: «радость»,

-учить понимать свои чувства и чувства других людей,

-продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; продолжать учить слушать и понимать музыкальные произведения,

развивать эмпатию.

Упр. «Страна радости»,


Игра  «Я радуюсь, когда….»,

Вопросы к детям:

Повторное прослушивание музыкального произведения,

Беседа

Ответы детей на вопросы,

Хоровод,

Рисование на тему «Радость».

3.Чтение  сказки «Цветик – семицветик»

-Тренировка радостных эмоций,

Развивать умение понимать свое внутреннее состояние,

Расширять представления детей о поступках  которые приносят радость,

Воспитывать такие чувства, как сопереживание, желание помочь своим друзьям.

Разминка,


Упр.: «Моя улыбка похожа на…»,

Упр. «Вспоминали»

Чтение  сказки,


Беседа по сказке «Цветик – семицветик»

Игра «На полянке»,


Рисунок «Мой Цветок»,

Заключение.

4. Чтение сказки

«Золушка»

- Расширять представление детей об эмоции «грусть» и ее графическом изображении, формировать умение выражать свои эмоции.

Упр. «Страна грусти»,

Игра  «Я грущу, когда…»,

Беседа,

Драматизация отрывка из сказки,

Упр. «Покажи эмоцию»,

Рисунок «Радость-грусть»,

Заключение.

5.Чтение  сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Султане...»

Расширять представление детей об эмоции: «удивление»,

Снятие психомышечного напряжения, развивать воображение.

Упр. «Страна удивления», чтение части стихотворения  «Человек рассеянный»,

Психогимнастическое  упр.

Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Султане...»,


Беседа,

 Игра  «Фантазии»


Рисунок «Чудеса»,

Упражнение «Зеркало».

 6.Чтение произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр»


Сказка «Три медведя»

-Познакомить детей с эмоцией: «гнев, злость»,

-Способствовать проявлению эмоции социально приемлемыми способами, ослабление агрессивного поведения, учить детей анализировать свою агрессивность и устранять её через игру и позитивное поведение.


Чтение отрывка из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр»,


Упр. «Страна злости»,

Упр. «Шкала злости»,

Драматизация отрывка из сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»,

Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, гневались, злились


Рисование гнева,

Упр. «Прогони злость»,

Заключение

упражнение «Зеркало».

7.Чтение сказки С. Михалкова «Три поросенка»

-Расширить представление детей об эмоции: «страх»,

-Формировать умения выражать эмоцию страха, проговаривая характерные детали этого чувства;

-Знакомить со способами избавления от страха


Упр. «Страх-это…»,

Игра «Гуси-лебеди»,

Чтение сказки С. Михалкова «Три поросенка»,

Беседа,

Драматизация отрывка из сказки,

Упражнение «Найди пиктограмму»

Рисование на  сюжет из сказки,


Заключение.

8. Чтение

сказки «Кукушка».

Познакомит детей с эмоцией: «сопереживание»,

Формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов;

Желание помочь чужому горю, развивать умение работать с эмоциональными шаблонами.

  Приветствие,


Беседа по сказки «Кукушка» с использованием эмпатических пиктограмм,


Проводится игра-драматизация "Скажи ласково о маме",


Выучить с детьми пословицы,


Загадать загадки,

поиграть в игру "Узнай, какое настроение!

Заключение.

9.Чтение сказки «Дюймовочка»

Учить детей высказывать свое мнение, обосновывать его, различать добро и зло,

стараться понимать эмоциональное состояние героев, переживать и радоваться вместе с ними,

  Приветствие,


Беседа по сказки «Дюймовочка»

Разучивание пословицы, объяснить смысл.

Упражнение»"лесенка нравственности"

Рисование на сюжет из сказки.

Заключение.

10. Развлечение «Страна сказок»

закрепить полученные знания об эмоциях,

продолжить развитие способности чувствовать настроение в музыке,

развивать эмпатию.

Рассказ о путешествии по стране сказок,

Домик с пиктограммамиэмоций. Дети называют эмоцию,

Игра «Хоровод сказочных героев».

Рисунок «Мне понравилась сказка».

Занятия на развитие эмоциональных состояний

Занятие № 1. Беседа о настроении.

Задачи:

-Создать настрой на совместную работу,

-дать детям понятие о настроении, о том, что  оно бывает разное, учить замечать, какое настроение у друзей,

-познакомить детей с набором  пиктограмм, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике.

Вводная часть:

Упражнение «Зеркало»: Дети  садятся на стулья. Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

Ход беседы. Воспитатель читает:

"Если ветер крыши рвет,

Если град загрохотал, —

Каждый знает – это вот

Для прогулок плохо.

Дождь поплакал и прошел,

Солнце в целом свете.

Это очень хорошо

И большим и детям."

Воспитатель предлагает подобрать иллюстрации к данным четверостишьям.

Почему вы подобрали эту картинку к данному четверостишью?

Чему радуются дети?

Какое у них настроение?

Когда бывает у вас хорошее настроение?

Какую картинку вы подобрали к следующему четверостишью?

Какие краски использовал художник, когда рисовал эту картинку?

Почему грустят дети?

Какое настроение у детей?

Почему у людей бывает плохое настроение?

Послушайте, что случилось однажды с Таней: "Было лето. Мама с Таней идут в детский сад. У Тани хорошее настроение, она идет в красивой цветастой юбке. Навстречу ехал Сережа на велосипеде. На тротуаре была большая лужа. Мальчик с шумом промчался мимо. Брызги испачкали

    Танину юбку. Девочке пришлось вернуться домой и переодеться. В садик         она пришла грустная."

Почему у Тани было хорошее настроение?

С каким настроением Таня пришла в детский садик, почему?

Как помочь Тане, как ее развеселить? (Пожалеть, принять в игру, подарить рисунки, посмотреть вместе любимую книжку.)

Плохое настроение всегда можно исправить, если отнестись к человеку по-доброму, с вниманием.

Бывает ли, что кто-то из вас приходит в детский сад с плохим настроением?

Как относятся ваши друзья к этому?

Предложить игру: "Какое настроение".

Покажите, с каким настроением Таня вышла из дома.

С каким пришла в детский сад?

Ребята, чтобы быстро отобразить настроение людей, придумали рисовать вот такие смешные рожицы. Они называются пиктограммы.

На что похожи эти палочки, дуги? (На глаза, нос, рот.)

Рассмотреть подробно положение глаз, рта, где линии похожи на улыбку, где – нет и т.п.

Предложить игру "назови словом".

Показывается пиктограмма.

Определить настроение (радость, грусть, удивление).

Занятие № 2. Радость.

Задачи:

-Познакомить детей с эмоцией: «радость»,

-учить понимать свои чувства и чувства других людей,

-продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; продолжать учить слушать и понимать музыкальные произведения, развивать эмпатию.

Вводная часть:

Упражнение «Зеркало»

Дети  садятся на стулья. Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

Игра «Я радуюсь, когда…»

Педагог называет одного из участников группы, бросает ему мячик и говорит: «(Имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Новая кукла»

Основная часть:

Вопросы к детям:

О чем вы думали, когда слушали музыку?

Что. они чувствовали?

Что хочется делать под такую музыку?

 Повторное прослушивание музыкального произведения

Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.

 Беседа:

Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.

Заключительная часть:

 Рисование на тему «Радость»

Предложить желающим рассказать о своем рисунке. Придумать название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия.

 Ответы детей на вопрос:

– Что такое радость?

Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали их ровесники:

– Радость – это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая – это когда у одного, а большая – когда у всех.

– Радость – это когда праздник.

– Радость – когда никто не плачет. Ни один человек.

– Радость – когда нет войны.

– У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.

– Радость – это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость!»

(М. Потоцкая «Что такое радость»)

 Хоровод:

Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне «Вместе весело шагать...» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).

Занятие  3. Мое веселое настроение.

Задачи:    

 -  Тренировка радостных эмоций,

      -  Развивать умение понимать свое внутреннее состояние,      

      -  Расширять представления детей о поступках  которые приносят радость,

- Воспитывать такие чувства, как сопереживание, желание помочь своим друзьям.

Вводная часть:

Упр.: «Моя улыбка похожа на…»;

Детям предлагается подумать, на что похожа их улыбка. После ответов педагог подводит итог и перечисляет все варианты детей, не забывая сказать о своем.

Упр. «Вспоминалки» Педагог предлагает детям вспомнить, в каких ситуациях человек испытывает чувство радости. Каждому участнику группы задаются вопросы о том, что доставило ему радость за последние несколько дней.

Основная часть:

Ход беседы. Появляется кукла-девочка с цветиком-семицветиком. Отрывает один лепесток, произносит такие слова:

"Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли-

Быть по - моему вели.

Вели, чтоб я попала к ребятам в детский сад.

- Здравствуйте, ребята, вы уже догадались из какой я сказки?"

- Давайте разберемся, всегда ли Женя вела себя разумно, правильно испытывала чувство ответственности за свои поступки.

- Почему Женя заблудилась и попала к старушке? (Она была невнимательна, идет, по сторонам зевает, ворон считает, побежала за собакой и заблудилась.)

Почему старушка подарила Жене цветок? (Стало жаль девочку, хотелось, чтобы этот цветок использовала на пользу всем людям.)

Как Женя использовала первый лепесток? (Вернулась домой.)

- Как использовала второй лепесток? (Склеила любимую мамину вазу.)

Как можно было сберечь этот лепесток? (Быть аккуратнее, внимательнее, отвечать за свои поступки.)

Как можно было договориться с мальчиками, чтобы они приняли Женю в игру?

Сколько лепестков потратила Женя зря? Почему?

Почему Жене захотелось много игрушек?

Как бы вы поступили на месте девочек?

Какое настроение было и Жени, когда игрушки валились к ней под ноги? (Сначала она обрадовалась, потом – испугалась.)

Какой поступок Жени заслуживает восхищения?

Как бы вы поступили на месте Жени?

Представьте, что Женя истратила всего три лепестка, какие желания вы бы загадали, почему?

Заключительная часть:

Игра «На полянке»

Педагог: «А теперь давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья, Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно, Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета».

Рисунок «Мой цветок»

Детям предлагается нарисовать увиденный на поляне цветок.

Заключение.

Занятие  4. Грусть.

Задачи:

- Расширять представление детей об эмоции «грусть» и ее графическом изображении, формировать умение выражать свои эмоции.

Вводная часть:

Упражнение «Страна грусти».

Педагог вместе с ребятами вспоминает, по какой стране они путешествовали, и просит изобразить жителей, настроение, которое всегда бывает у этой страны. После подаренных друг другу улыбок он говорит о том, что сегодня они отправятся в гости, а к кому – это предстоит им узнать позже.

Основная часть:

2. Беседа по сказки: «Золушка»

Предлагается вспомнить:

Когда Золушка переживала грусть?

Как она справилась с грустью?

Драматизация ситуация когда Золушка и Принц встретились на балу.

В инсценировке участвуют 2 человека. Используется кассета с записью музыки.

Затем педагог задает вопросы:

- Как менялось настроение Золушки?

- Какое настроение было у принца?

-Кто знает, как закончилась эта история?

В конце делается вывод: даже самая грустная история заканчивается весело.

Заключительная часть:

Упражнение «Покажи эмоцию»

Педагог предлагает детям представить, что они находятся в лесу на солнечной полянке. К ним в гости пришли веселые зайчики, грустные лягушки, веселые мишки, грустные мишки. И просит изобразить этих животных, проследить чтобы лица детей выражали заданную эмоцию.

Рисунок «Радость – грусть».

Педагог: « На столе вас ждет лист бумаги и карандаши. Нарисуйте, пожалуйста, по своему выбору печального Принца или грустную Золушку.

Заключение.

Занятие 5. Удивление.

Вводная часть:

Упражнение « Страна удивления»

Зачитывается часть стихотворения «Человек рассеянный». После прочтения идет обсуждение, какое чувство возникает у вагоновожатого.

Ребятам предлагается изобразить эмоцию удивления.

Психогимнастическое  упражнение «Прогулка по стране удивления»

Педагог предлагает детям прогуляться по сказочному лесу, в котором лягушки летают по небу, лапками , как крылышками машут. А на дерево волк забрался, шишки срывает и орешки ест, Затем звучит вопрос: «Кто из вас еще что-то необычное видит.

Основная часть:

1. Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...» (об удивительных чудесах на острове у князя Гвидона)

Вопросы:

- Какие чудеса описывает автор?

- Почему все эти чудеса так удивляли и привлекали людей?

Детям предлагается сочинить письмо, которое можно было бы послать князю Гвидону.  Рассказать в нем об удивительных вещах, которые встречались детям, или об удивительных случаях, которые с ними происходили.

Заключительная часть:

3. Игра «Фантазии»

Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:

- К нам пришел слон...

- Мы оказались на другой планете...

- Внезапно исчезли все взрослые...

- Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах...

Рисунок «Чудеса», предложить детям нарисовать на листах то, что запомнилось на занятии, с какими чудесами они сегодня столкнулись.

Заключение. Упражнение «Зеркало»

Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться.

Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее.

Вопрос: – Что общего в том, как вы изображали удивление?

Занятие 6. Гнев

Вводная часть:

1. Чтение отрывков из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.

Вопросы к детям:

- Почему рассердились Умывальник и Крокодил?

- Как описал автор гнев Умывальника?

- Как описал автор гнев Крокодила?

Рассматривание иллюстраций художника А.М. Алянского, на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил.

Детям предлагается рассказать, как художник передал гнев героев.

Основная часть:

2. Драматизация отрывка из сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»

Дети разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами.

Обращается внимание детей на то, как по-разному выражают гнев медвежонок, медведица и медведь.

Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, гневались, злились

Заключительная часть:

4. Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом свой гнев.

5. Рисование гнева

Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев.

Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.

Занятие 7. Страх.

Вводная часть:

1.Упражнение «Страх – это»

Педагог предлагает детям встать в круг. Взрослый кидает каждому по очереди ребенку мячик и предлагает вспомнить ситуации, в которых тот испытывал чувство страха.

2. Игра «Гуси-лебеди»

Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики.

Игра повторяется несколько раз.

3. Упражнение «Найди пиктограмму»

Дети выбирают пиктограмму страха из заранее подготовленных.

Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей.

Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.

3. Обсуждение с детьми поговорки «У страха глаза велики». Отметить прямой и скрытый смысл поговорки

Вопрос к детям: – Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха вам казалась значительно страшнее, чем было на самом деле?

4. Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка» (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха)

Вопрос к детям: – Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?

Рисование на тему «Наф-Наф не боится страшного волка».

Предложить детям нарисовать эпизод из сказки С. Михалкова «Три поросенка».

Рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка.

Заключение.

Занятие 8. Сопереживание.

Беседа по сказки «Кукушка» с использованием эмпатических пиктограмм.

Вводная часть:

Приветствие: Педагог: «Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение»? С этими словами предлагаем детям выбрать заранее разложенные картинки тех сказочных персонажей, которые соответствуют их настроению в данный момент. После этого идет обсуждение настроения каждого ребенка.

Ход беседы.

Ребята, какую сказку мы с вами прочитали?

Почему сказка называется "Кукушка"? (Это птица, которая не растит своих птенцов, а подбрасывает в чужие гнезда, так и мама "кукушка" бросила своих детей.)

Почему мать бросила своих детей? (Дети не помогали ей, не замечали ее болезни.)

Воспитатель читает эпизод "Беззаботные дети".

Как можно назвать таких детей? (Ленивые, жестокие, бесчувственные.)

Какими словами можно рассказать о матери? (Трудолюбивая, внимательная, заботливая.)

Основная часть:

Проводится игра-драматизация "Скажи ласково о маме".

Воспитатель читает эпизод "Больная мать".

Почему заболела мать?

Как отнеслись дети к больной матери?

Что чувствовала больная мать, оставшись одна дома? (Боль, страх, обиду.)

- Когда дети заметили, что мать превращается в птицу? (Когда захотели есть и вошли в чум.)

Почему вам жалко детей? (Они напуганы. бегут за матерью, просят у нее прощения, детям без мамы всегда плохо).

Выучить с детьми пословицы:

        "Нет милее дружка, чем родная матушка",

        "Кто добро делает, добро и ожидает, а кто зло делает, зло и ожидает".

Объяснить смысл этих пословиц.

Ребята, в детский сад пришло очень странное письмо, в нем загадки.

Эти рожицы странные

Вам расскажут без слов, Какие чувства есть разные:

Гнев, обида, сочувствие,

Радость и злость.

          Вот рот в улыбке,

И глаза сверкают.

Как это чувство называют? (Радость)

Глаза открыты широко,

И брови вверх полезли,

А ротик словно колесо.

Что это? (Удивление)

Что здесь случилось?

Почему волнуемся мы с вами?

Помочь нам хочется ему.

Отчаялся?!

Забудь про все, повеселись ты с нами!

Вот брови вниз сошлись,

И рот сомкнулся крепко,

Того гляди поднимет кулаки.

Ему подскажем мы:

"Смени-ка гнев на радость,

И будешь счастлив, весел ты!"

Смотрите-ка сейчас заплачет,

Того гляди слезу прольет.

Не надо сильно огорчаться,

Ведь все пройдет!

Заключительная часть:

У каждого ребенка набор пиктограмм, состоящий из 5 карточек. Предлагаю детям поиграть в игру "Узнай, какое настроение! Подбор карточек к различным эпизодам из сказки.

Занятие  9. Добро и зло.

Беседа по сказке Г-Х. Андерсена «Дюймовочка».

Вводная часть:

Приветствие: Педагог: «Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение»? С этими словами предлагаем детям выбрать заранее разложенные картинки тех сказочных персонажей, которые соответствуют их настроению в данный момент. После этого идет обсуждение настроения каждого ребенка.

Ход беседы:

- Ребята, послушайте загадку и скажите, о какой сказке идет речь?

В этой сказке приключенья

Шутки, смех и огорченья.

С крошечной девочкой вдвоем

В гости к сказке попадем.

- Хотите попасть в гости к этой сказке? Сейчас попробуем…

В руках у воспитателя появляется кукла в костюме злой ведьмы.

Я злая ведьма —

В сказку вас я не пущу.

Сначала вредненьких друзей

Своих я в гости позову.

Раз, два, три из сказки злюки и вреднюги выходи!!!

- Нет никого… Ничего у меня не вышло. Ах я забыла свою волшебную палочку! Как же я теперь узнаю, кого взять в страну "Злюки-Глюки".

- Не расстраивайся, Злюка-Вреднюга, мы с ребятами читали эту сказку и можем тебе рассказать про всех героев.

- Давайте вспомним, с кем повстречалась Дюймовочка в начале сказки?

Зеленая жаба

На окошко прыг-прыг.

Скорлупку с девочкой в охапку

И в болото шмыг-шмыг.

- Какими словами можно охарактеризовать жаб? (ленивые, безобразные, лгуны, воришки).

- Почему мы осуждаем этих персонажей?

- Можно ли назвать Жаб друзьями Злюки-Вреднюги?

- Да, да! Я люблю дружить с такими ленивыми и вредными! А кого еще я могу забрать в свою страну?

- Ребята, о ком эти строки?

"Он подхватил ее и понес. Его крылья жужжали и трещали. Дюймовочка очень испугалась, но ему было все равно…"

-Что вы можете рассказать о жуке?

           - Почему мы называем жука жестоким и трусливым?

   - Как вы считаете, справедливо ли будет отправить жука в страну "Злюки-Глюки"?

- За что мы осуждаем мышь?

- Какие цели преследовала мышь, когда Дюймовочка жила у нее?

- Почему мы называем крота жестоким и бесчувственным?

Какая судьба ожидала бы Дюймовочку, если бы она осталась жить у крота?

- Ой, спасибо, ребятишки, вы мне столько друзей нашли. Ох, уж мы с ними повеселимся, повредничаем, побезобразим!

- Злюка-Вреднюга, а мы с ребятами приглашаем тебя остаться у нас в детском саду, мы научим тебя делать добро, и тебе не захочеться вредничать. А всех злых и вредных мы перевоспитаем, они будут добрые и отзывчивые, а название твоей стране мы придумаем другое "Страна добрых дел".

Разучивание пословицы, объяснить смысл.

"Добрым — добрая слава".

Предложить группе детей расставить героев на "лесенку нравственности". На верхних ступеньках располагать героев технология, которые понравились больше всего, а на самых нижних — технология, которые совсем на понравились, показались злыми, жестокими. Спросить у детей, на кого они похожи, по их мнению, в данное время и на кого они хотели бы быть похожими в будущем. В дальнейшем использовать "лесенку" в индивидуальной работе с детьми.

Игры – драматизации по сказке «Дюймовочка»

Цель: учить детей драматизировать отдельные небольшие эпизоды из сказки, через игру и общение с персонажами, воспитывать нравственные чувства у детей.

       "Дюймовочка ухаживает за ласточкой"

        Считалкой или по желанию детей выбираются герои для игры (ласточка, Дюймовочка, крот). Костюмы подготавливаются заранее: шапочки ласточки и крота, у девочки – большой бант, цветастая накидка.

        Примерные выполняемые действия. Крот и Дюймовочка идут по темной норе. Дюймовочка замечает ласточку, хочет подойти к ней, но крот тащит ее за собой. Девочка тайком приходит к ласточке, укрывает ее одеялом, поит ее из блюдечка. Девочка строит ласточке домик. Обратить внимание на эмоциональное состояние героев: ласточка болеет, ей плохо, девочка жалеет ласточку, заботливо укрывает, ласково разговаривает с птичкой. Добиваться у детей передачи настроения героев. Ласточка выздоравливает и улетает (бежит по кругу, изображая птицу). Девочка машет рукой вслед улетающей птице, она грустит.

"Встреча Дюймовочки с добрыми майскими жуками"

Давайте представим, что мы с вами сказочники-волшебники, превратим жука и его друзей в добрых и отзывчивых. Сочиним новый сюжет к сказке:

"Мы веселые волшебники,

Добротою дорожим

Жука жестокого

В  доброго превратим."

Примерные выполняемые действия. Жук летит и жужжит. Увидел маленькую девочку, поздоровался и пригласил ее к себе в гости (взял за руку, ведет по группе, имитируя полет). Дети-жуки пляшут в другом конце группы. Жук приводит Дюймовочку к жукам. Все очень рады. Гостеприимно принимают девочку в своем доме (предлагают попить чаю, отдохнуть или потанцевать вместе с ними). Предложить танец под грамзапись. Жуки спрашивают, куда идет девочка, предлагают помочь. Жук проводил девочку домой к женщине, где она жила. Жук и Дюймовочка навсегда остаются добрыми друзьями.

Работать над эмоциями: сочувствие, желание помочь чужому горю, радость, взаимопонимание.

         Занятие 10.

Развлечение «Страна сказок»

1. Рассказ о путешествии по стране сказок

Рассказать детям о том, что на их пути будут встречаться сказочные домики, в которых живут герои разных сказок. Сказочные герои будут выходить к детям, если они правильно назовут эмоцию, изображенную на пиктограмме. Пиктограмма будет висеть на двери домика.

2. Первый домик с пиктограммой гнева. Дети называют эмоцию

Из домика выходит злой Карабас и говорит, что у него в театре нет актеров. Он хочет забрать всех детей в театр.

Ведущий предлагает детям изобразить гнев и зло ответить Карабасу Барабасу, что они ни за что не пойдут в его театр.

Это помогает прогнать Карабаса Барабаса и продолжить путешествие.

3. Второй домик с пиктограммой страха. Дети отгадывают эмоцию

Из домика выходит зайчик, который боится лису. Она выгнала его из собственного дома. Вопросы детям:

Кто пытался помочь зайчику, но не помог?

Почему звери не смогли помочь зайчику?

Как пугала лиса зверей?

Кто помог зайчику?

Затем предлагается проиграть сценку, в которой петух выгоняет лису. Для этого выбирают детей на роль лисы и петуха. Зайчик благодарит детей, и путешествие продолжается.

4. Третий домик с пиктограммой горя. Дети называют эмоцию

Предлагается рассмотреть картину В.М. Васнецова «Аленушка». Вопросы:

Кто написал эту картину?

Как она называется?

Как художник показал горе Аленушки?

После того, как дети ответят на вопросы, из домика выходит Аленушка. Она рассказывает детям о своем горе. Дети предлагают разные варианты того, как можно помочь Аленушке расколдовать Иванушку. А чтобы чудо свершилось, дети должны назвать пословицы о горе.

Ответы детей помогают Аленушке встретиться с братом, который выходит из домика. Иванушка и Аленушка благодарят детей. Дети продолжают путешествие.

5. Четвертый домик с пиктограммой удивления. Дети называют эмоцию

Из домика выходит Карлсон. Он предлагает детям вспомнить эпизоды из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», в которых герои удивляются. Карлсон просит детей рассказать, чему они удивлялись в своей жизни. Далее Карлсон предлагает детям потанцевать под веселую мелодию так, чтобы все удивились, как дети здорово танцуют. После танца дети продолжают путешествие.

6. Пятый домик с пиктограммой радости. Дети называют эмоцию.

Из домика выходит Буратино. Он предлагает детям вспомнить:

Каким героям вы помогли?

Какие чувства вы при этом испытали?

Каких веселых героев сказок вы знаете?

Затем Буратино предлагает детям поиграть в игру «Хоровод сказочных героев».

Дети встают в круг и, двигаясь по кругу, изображают веселых сказочных героев, которых называет Буратино.

Рисование на тему « Мне понравилась сказка», педагог предлагает детям нарисовать понравившийся на занятии персонаж. После выполнения задания дети показывают свои рисунки.

Прощание.

Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника)

Монакова Н.И. «Путешествие с гномом». Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – СПб.: Речь, 2008 – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме "Формирование словаря и связного высказывания детей на материале сказок в средней группе"

Формирование словаря и связной речи детей;повышение своего профессионального уровня...

План самообразования по теме "Формирование словаря и связного высказывания детей на материале сказок в средней группе"

Формирование словаря и связной речи детей;повышение своего профессионального уровня...

План по самообразованию Тема: «Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок»

Цель: Повышение своего профессионального уровня по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями.  Задачи: ·...

Методическая разработка «Особенности пересказа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале сказок »

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 комбинированного вида василеостровского  районагорода Санкт-Петербурга...

. Проектная работа как способ формирования этнокультурной компетентности детей к родной и «другой» культуре на материале сказок.

Исследовательские проекты детей представляют собой самостоятельный творческий поиск, который призван заинтересовать, пробудить жажду познания, желание «проникнуть» в родную и «другую...

Проект на тему: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста, через проектную деятельность на материале русских народных сказок»

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные...

Проект на тему: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста, через проектную деятельность на материале русских народных сказок»

Народные сказки являются одним из значимых произведений  для  дошкольников. Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравс...