Развитие учебно-познавательной компетентности детей. Овладение воспитанниками коммуникативным опытом
статья по теме

Соломатина Надежда Николаевна

Деятельность старшего дошкольника должна быть организована таким образом, чтобы в ней действительно возникали и развивались те психические функции, которые необходимы для учебной деятельности, и которая являлась бы логическим переходом от игровой деятельности к учебной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovete.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

ст. воспитатель МБДОУ д/с №33 «Берёзка» г. Королев М.о

студентка 5 курса МГГУ им. М.А Шолохова

Соломатина Надежда Николаевна

Развитие учебно-познавательной компетентности детей. Овладение воспитанниками коммуникативным опытом

             Деятельность старшего дошкольника должна быть организована таким образом, чтобы в ней действительно возникали и развивались те психические функции, которые необходимы для учебной деятельности, и которая являлась бы логическим переходом от игровой деятельности к учебной.

Возрастной период от 6 до 7 лет по B.C. Мухиной характеризуется сензитивностью к воздействию со стороны взрослого, к усвоению норм и правил поведения, к овладению способами систематического обучения. Я.Л. Коломинский отмечает, что ребенок старшего дошкольного возраста в этот период предрасположен к тому, что обозначается термином «обучаемость».

Специально организованная деятельность старшего дошкольника, цель которой – формирование психологической готовности к овладению учебной деятельностью, должна опираться на ведущую деятельность данного возраста – игру, последовательно включая в нее основные элементы учебной деятельности. Новая деятельность не возникает сразу во всей своей структурной целостности, а складывается постепенно. При этом одни компоненты появляются раньше, другие позже. Отдельные компоненты учебной деятельности включаются в игровую и образуют в своем единстве качественно своеобразное целое – комбинированную форму: учебно-игровую деятельность (С.Г. Якобсон). В экспериментальных исследованиях С.Г. Якобсон и Т.Н. Дороновой показано, что учебно-игровая деятельность, подчиняющаяся определенным принципам последовательного включения компонентов учебной деятельности в игровую, является более эффективной, чем те формы организации игровых приемов, которые традиционно используются в дошкольной педагогике. Так, например, в исследованиях С.Г. Якобсон первоначально в игру вводят учебную задачу, подчиняя ее игровой задаче; игровая деятельность при этом сохраняет свою структуру, а новый компонент – учебная задача как бы надстраивается. Учебная задача ставится перед детьми как подчиненная игровой, выполняя функцию обеспечения процесса решения игровой задачи. На втором этапе задача, способ решения и продукт заменяются соответствующими компонентами учебной деятельности. На третьем этапе смыслообразующая мотивация учебной деятельности включается как подчиненная смыслообразующей мотивации игровой деятельности на основе соподчинения мотивов. С.Г. Якобсон подчеркивает, что формирование начальных форм учебной деятельности у старших дошкольников осуществляется под непосредственным руководством взрослого и при его постоянном участии во всех фазах деятельности. Этой зависимостью от взрослого ранние формы учебной деятельности отличаются от более зрелых ее форм, когда она в значительной части осуществляется детьми самостоятельно. Последовательное включение, а затем замена некоторых компонентов учебной деятельности в игровую возможны в специально смоделированной деятельности старшего дошкольника на основе учебно-игровых ситуаций.

Учебная игра рассматривается в рамках учебной деятельности как учебная задача особого рода, заданная в неявном виде. Поскольку учебная игра в данном случае используется в учебной деятельности младших школьников, то принципиальное значение имеет соотношение между прямым и побочным продуктом учебной деятельности. Эффективность учебной игры обеспечивается переходом от непрямых продуктов учебной деятельности к прямым, т.е. осознаваемыми учащимися в качестве цели своей деятельности, но при сохранении эмоциональной привлекательности. Одним из эффективных методов, позволяющих обеспечить эффективность в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, выступает интеграция. Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна. Так, выделяют: полную интеграцию (один из приоритетных разделов интегрируется со всеми другими разделами программы); частичную интеграцию (одно из направлений интегрируется в другое); интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса; интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема. Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием. Пример частичной интеграции – интеграция художественной литературы и изодеятельности. Разнообразные виды искусства внутри художественно-эстетического направления могут быть интегрированы с театрализованной деятельностью в разделе ОБЖ. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Кратко опишем преимущества проектного метода. В рамках процесса обучения проектный метод можно определить, как образовательную технологию, нацеленную на приобретение дошкольниками новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у дошкольников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. Иными словами, проектный метод представляет собой такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда ребенок самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Проектный метод  это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности дошкольников в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и творческий потенциал.

 Проектная деятельность основана на активном использовании элементов игры. Игровая компонента помогает усилить мотивацию и увеличить количество обрабатываемой информации потому, что:

- ассоциативно связана со всем положительным, что было у человека (игрушки, кот);

- отсутствует страх неудачи (может быть только большая или меньшая удача);

- существует реальная свобода проявления и выбора: когда человек имеет возможность сам задать себе правила и цель, он становится

активным субъектом, свободно манипулирующим информацией, людьми, отношениями.

Проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в

работе учителя начальной школы. Переход дошкольного учреждения на использование проектного метода деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

• занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

• комплексные блочно-тематические занятия;

• интеграция:

Примерный план работы воспитателя при подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи развития:

1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2) развитие познавательных способностей;

3) развитие творческого воображения;

4) развитие творческого мышления;

5) развитие коммуникативных навыков.

Рассмотрим особенности использования проектного метода в обучении детей старшего дошкольного возраста. Задачи обучения:

1) разминать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

2) развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

3) формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

4) развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

1) произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

2) потребности в создании собственной картины мира;

3) навыков коммуникативного общения.

Линии развития личности

 социальное развитие:

- развитие самопознания и положительной самооценки;

- овладение способами внеситуативно личностного общения;

- высокий уровень коммуникативной компетентности;

- осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья»,

физическое развитие:

- развитие осознанного отношения к своему здоровью;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты ИльиМуромца»);

познавательное развитие:

- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Подводный мир»,«Веселая астрономия»;

- эстетическое развитие:

- углубленное приобщение к искусству,

многообразию художественных образов;

- овладение различными видами художественной деятельности;

- развитие способности к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у

сказки», комплексные проекты «Книжкина неделя», «Мир театра»)

            В ходе исследования были разработаны образовательные проекты, которые могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Образовательный проект детей старшего дошкольного возраста «Строим дом» (по сказке «Теремок»).

Интегрируемые области: математика, развитие речи, окружающий мир.

Составляем таблицу

Область

знаний

Задачи

Учебная информация

(категории)

Способы деятельности

Математика

1. Обобщение знаний о

геометрических фигурах и

их свойствах.

2. Развитие пространственного воображения.

3. Закрепление умений про-

изводить порядковый счет:

первый, второй, третий...

4. Закрепление временных

представлений: раньше,

позже, перед, за и т.д.

Форма: треугольник,

круг, квадрат, прямо-

угольник.

Пространство: понятия,

описывающие расположение предмета на плоскости и в пространстве.

Величина: количественная и порядковая характеристика множества,

сравнение временных

промежутков.

1. Кодирование объектов с помощью геометрических фигур.

2. Составление алгоритмов конструирования дома.

3. Построение числовых моделей

множеств геометрических фигур.

Чтение

1. Формирование приемов

выразительной речи.

2. Выработка умений работать с текстом.

Сказка как литературный

жанр.

1. Формирование навыков рассказывания и анализа текста.

2. Формирование умений различать и узнавать жанр произведения.

3. Формирование умений воссоздавать адекватные представления

на основе сопоставления.

Окружающий

мир

1. Формирование навыков

практической деятельности с

различными материалами.

1. Живая и неживая при-

рода.

2. Рукотворный и нерукотворный мир.

1. Формирование умений читать и

составлять план.

Ход занятия:

1. Вначале занятия дети кратко пересказывают содержание сказки «Теремок». Они анализируют, сколько персонажей в сказке, какова последовательность их появления. Педагог объясняет, что на уроке дети будут строить дом из геометрических фигур. В ходе обсуждения выясняется, сколько необходимо комнат в доме как они могут быть расположены (рассматриваются различные варианты).

2. Педагог обсуждает с детьми, из какого материала будет изготовлен дом, какой формы будут его детали (крыши, окна, стены, двери и т.д.) Далее детям предлагается выбрать геометрические фигуры из представленных на наборном полотне соответствующие деталям домиков. При этом геометрические фигуры не должны повторяться. Дети дают названия выбранным фигурам, определяют их признаки и свойства.

3. Составляются алгоритмы построения домов с подробным обсуждением и графическим изображением

4. Дети дают количественную оценку множествам используемых фигур и изготавливают аппликацию сконструированного дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ВРЕМЕННОГО ПРИСМОТРА СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

      Настоящая программа разработана на основе федерального и Российского законодательства: «Конвенции о правах ребенка»  ; указа Президе...

Консультация "РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР"

Консультация  "РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ      КОМПЕТЕНТНОСТИ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ  РАЗВИВАЮЩИХ  ИГР"...

Презентация « РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР»

laquo; РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР»...

Инновационные формы работы, направленные на развитие учебно-познавательной компетенции.

    В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать мет...

Развитие учебно-познавательной компетенции у детей младшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность...

Презентация Развитие учебно-познавательной компетенции у детей младшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность

Представить участникам мастер-класса экспериментирование, как одну из форм проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста...